О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ И УВЕЛИЧЕНИЮ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВА В 1992 - 1995 ГОДАХ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 10 февраля 1992 г. N 77 (Д) Во исполнении Указа Президента РСФСР от 5 декабря 1991 года N 260 "О неотложных мерах по преодолению кризисной ситуации с обеспечением лекарствами и медицинской техникой" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Отнести медицинскую технику и продукцию, по которой осуществляется приоритетное развитие производства и первоочередное обеспечение необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами. 2. Утвердить прилагаемую Государственную программу Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992 - 1993 годах и на период до 1995 года. В целях организации и координации работ по выполнению указанной программы возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации функции заказчика этой программы. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга считать задачей первостепенной важности реализацию указанной программы Российской Федерации. 3. В частичное изменение постановления Совета Министров РСФСР от 23 октября 1991 г. N 558 установить, что в составе республиканских государственных нужд Российской Федерации на 1992 год включаются: поставка медицинской техники по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации; строительство и ввод в действие производственных объектов по выпуску медицинской техники, финансируемых за счет всех источников. 4. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству экономики и финансов Российской Федерации обеспечить: ежегодное определение расчетных потребностей в изделиях медицинской техники, сырье, материалах, комплектующих изделиях и оборудовании для изготовления этой продукции, объемов их поставок для республиканских государственных нужд Российской Федерации с учетом предложений предприятий-изготовителей и обязательств Российской Федерации перед суверенными государствами и зарубежными партнерами; размещение в уставном порядке на предприятиях и в организациях-изготовителях заказов на поставку медицинской техники, включенной в утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации перечень для республиканских государственных нужд Российской Федерации. 5. Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации на основе договоров, заключаемых с заказчиком Государственной программы, осуществлять размещение по поставщикам заказов на поставку материально-технических ресурсов (включая санитарные автотранспортные средства), необходимых для выполнения указанной программы. 6. министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству экономики и финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга разработать в 3-месячных срок и представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию и освоению производства медицинской техники и специального технологического оборудования для ее изготовления в рамках конверсии оборонных отраслей промышленности. 7. Для финансирования в 1992 году переходящих строек и вводимых в действие объектов, предназначенных для выпуска медицинской техники, Министерству экономики и финансов Российской Федерации предусмотреть выделение Министерству здравоохранения Российской Федерации на 1992 год, финансовых и материально-технических ресурсов в объеме 120 млн.рублей на строительство, реконструкцию и расширение предприятий и организаций, выпускающих медицинскую технику, в том числе 70 млн.рублей на строительно-монтажные работы. 8. Министерству здравоохранения Российской Федерации с участием Министерства экономики и финансов Российской Федерации в месячный срок подготовить предложения о выделении на 1992 год из республиканского валютного резерва Российской Федерации до 350 млн. инвалютных рублей по официальному курсу для закупок по импорту материалов, комплектующих изделий и технологического оборудования для обеспечения производства медицинской техники не ниже 1991 года, а также валютных средств для закупки медицинской техники, не выпускаемой отечественной промышленностью, и представить на рассмотрение в Валютно-экономический совет Российской Федерации. 9. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерством экономики и финансов Российской Федерации, научным и другим заинтересованным организациям разработать проект научно-технической программы по созданию и освоению в 1992 - 1997 годах совместной медицинской техники и представить его в I квартале 1992 года в Правительство Российской Федерации. Министерству экономики и финансов Российской Федерации, Министерству науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации при формировании республиканского бюджета Российской Федерации в 1992 - 1997 годах предусматривать выделение средств для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, определенных Государственной программой. 10. Министерству здравоохранения Российской Федерации разработать и представить для утверждения в установленном порядке проект государственной инновационной программы по поставке на производство в 1992 - 1995 годах современной медицинской техники по перечню согласно приложению. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992 - 1993 годах и на период до 1995 года УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. N 77 Обеспечение учреждений здравоохранения Российской Федерации и населения республики изделиями медицинской техники имеет важное значение. За последние годы Министерством здравоохранения совместно с другими отраслями промышленности проведена значительная работа по обеспечению улучшения диагностики и лечения населения страны, а также увеличению производства медицинской техники. В наиболее населенных регионах и крупных городах страны созданы и введены в эксплуатацию двадцать восемь диагностических центров, в 1992 году намечено создать еще двенадцать, что позволит в значительной мере решить проблему качественной диагностики населения в основных регионах страны. Однако общее положение с обеспечением учреждений здравоохранения страны отечественной медицинской техникой остается неудовлетворительным. Сложившееся состояние отечественного производства медицинской техники является следствием слабого технического перевооружения действующих организаций и предприятий и недостаточного объема работ по созданию современных технологий. Потребность предприятий в отдельных видах серийно изготовляемого технологического оборудования для производства медицинской техники удовлетворяется на 10-15 процентов. Предприятиям не поставляются в полном объеме и требуемого качества необходимые комплектующие изделия, полимерные и упаковочные материалы, специальны и нержавеющие стали, что в конечном счете отражается на техническом уровне и качестве медицинской техники. Малые объемы производства запасных и сменных частей не обеспечивают потребностей в ремонте, что значительно сокращает сроки эксплуатации медицинской техники. Поддержание работоспособности существующих диагностических центров, окончание строительства и ввод в эксплуатацию новых, а также обеспечение предприятий специальными материалами, комплектующим и технологическим оборудованием требуют постоянных вложений инвалютных средств. Это вызванно тем, что диагностические центры укомплектованы специальным медицинским оборудованием, не выпускаемым отечественной промышленностью. Недостаток средств для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию медицинской техники не позволяет в полной мере использовать научно-технических потенциал предприятий, а экономические формы хозяйствования не стимулируют увеличения разработок, улучшения технологии выпуска медицинской техники и повышения эффективности работы предприятий. Анализ технического уровня медицинской техники, действующих медицинских норм, регламентов, новых современных медицинских методик показывает необходимость комплексного оснащения рабочих мест врачей изделиями медицинской техники, соответствующими современными медицинскими технологиями. Государственная программа Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992-1993 годах и на период до 1995 года разработана во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 260 "О неотложных мерах по преодолению кризисной ситуации с обеспечением лекарствами и медицинской техникой". ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основной целью программы является удовлетворение в течение ближайших лет потребности учреждений здравоохранения и населения в современной медицинской технике, а также повышения ее технического уровня. Для достижения поставленной цели предусматривается осуществление работ по следующим направлениям: приоритетное развитие современной медицинской техники и увеличение объемов ее производства в 1992 - 1995 годах (приложение N 1); расширение и повышение эффективности научных исследований по разработке и освоению новой медицинской техники и новых промышленных технологий; расширение и реконструкция предприятий, выпускающих медицинскую технику, привлечение к ее производству конверсируемых предприятий и строительство новых объектов по выпуску медицинской техники; создание совместных предприятий и кооперированных производств с целью сокращения покупки комплектующих и оборудования за рубежом; разработка и проведение комплекса мероприятий по переходу предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство и реализацию изделий медицинской техники, к рыночным отношениям; создание систем организационного обеспечения в области производства и реализации медицинской техники. В результате предусмотренных в программе мероприятий потребность учреждений здравоохранения России в современной медицинской технике будет удовлетворена в 1995 году на 80 процентов. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОСТАВОК МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В условиях перехода экономики Российской Федерации к рыночным отношениям государственная политика в области наиболее полного обеспечения населения и учреждений здравоохранения изделиями медицинской техники строится на следующих принципах: первоочередное развитие производства современной медицинской техники, а также материалов, комплектующих и специального технологического оборудования для ее изготовления путем включения этой продукции в состав республиканских государственных нужд Российской Федерации, а также проведения льготной налоговой, целенаправленной инвестиционной и регулирующей ценовой государственной политики, стимулирующей увеличение выпуска и поставок этой продукции; оказание всесторонней государственной поддержке предпринимательству, переходу предприятий на рыночные условия хозяйствования и привлечению иностранных инвестиций в развитие производства медицинской техники; поддержка и развитие на взаимовыгодной основе межотраслевых и межгосударственных экономических связей в производстве и реализации медицинской техники, а также материалов, комплектующих изделий и специального оборудования, необходимых для ее изготовления. ПРИОРИТЕТНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В условиях перехода к рыночным отношениям признано необходимым осуществлять концепцию приоритетного и опережающего развития в Российской Федерации производства современной медицинской техники. Для реализации задачи максимального удовлетворения потребностей в этой продукции предусматривается увеличение объема поставок изделий медицинской техники для республиканских государственных нужд Российской Федерации с 1694 млн.рублей в 1991 году до 5100 млн.рублей в 1995 году, или более чем в 3 раза (в оптовых ценах 1990 года), с ежегодным приростом производства от 25 до 46 процентов. Увеличение производства основных изделий медицинской техники осуществляется за счет: строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, в том числе строительства с привлечением иностранных фирм завода медицинского оборудования в г. Сызрани на условиях "под ключ" с вводом в действие в 1993 году; разработки и внедрения в производство новых высокоэффективных технологических процессов; развития производства материалов, комплектующих изделий и специального технологического оборудования, необходимых для изготовления медицинской техники; осуществления комплекса мер по экономическому стимулированию производства медицинской техники. На строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, связанных с опережающим выпуском современной медицинской техники, направляются в 1992 - 1995 годах инвестиции в объеме согласно приложению N 2, в том числе в 1992 году 222 млн.рублей, включая 120 млн.рублей централизованных капитальных вложений. Финансирование расширения производства медицинской техники осуществляется в основном за счет использования внебюджетных источников, в том числе собственных средств предприятий, инвестиционных кредитов и средств других внебюджетных источников, доля которых в общем объеме капитальных вложений увеличивается с 16 процентов в 1991 году до 73 процентов в 1995 году. На реализацию этой задачи направлена также вводимая с 1992 года система налогообложения и кредитования предприятий, выпускающих медицинскую технику. Строительство, расширение и реконструкция предприятий, изготавливающих изделия медицинской техники, включаются в состав республиканских государственных нужд Российской Федерации и обеспечиваются в приоритетном порядке необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами. Намечаемая программа строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий позволит создать техническую базу и долее чем в 3 раза увеличить у 1996 году производство медицинской техники. Для проведения оптовых и розничных цен на медицинскую технику в соответствии с фактическими расходами на ее производство и реализацию и уровнем спроса и предложения предусматривается осуществить в 1992 году реформу системы ценообразования в области медицинской техники. В области кредитной политики предусматривается предоставление предприятиям льготных инвестиционных кредитов на развитие производства изделий медицинской техники. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ЗАКУПОК МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ Задача совершенствования внешнеэкономической деятельности в области обеспечения населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации изделиями медицинской техники предусматривает: сокращение приобретения за валюту медицинской техники и расширение закупок технологического оборудования и комплектующих материалов, необходимых для ее изготовления; расширение использования для закупок новых технологий и оборудования валютных средств предприятий и организаций, а также увеличению объема бартерных операций; приобретение иностранных лицензий и организацию производства важнейших медицинских изделий, технологий и оборудования для их изготовления; создание совместных предприятий по производству медицинской техники. Предусматривается выделение в 1992 году из Республиканского валютного резерва Российской Федерации валютных средств на улучшение обеспечения учреждений здравоохранения изделиями медицинской техники, в том числе на закупку комплектующих изделий, материалов и оборудования для ее изготовления в объеме 350 млн. инвалютных рублей. Комплекс мер по совершенствованию внешнеэкономической деятельности направляется на поэтапное сокращение импорта медицинских изделий, материалов, оборудования для их производства, а также использования иностранных инвестиций и увеличение валютных средств, привлекаемых на эти цели из внебюджетных источников. ПЕРЕХОД К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ Переход к рыночным отношениям в сфере производства и реализации медицинской техники в период 1992 - 1995 годов осуществляется по следующим направлениям: разгосударствление и приватизация предприятий и организаций медицинской техники; переход на прямые хозяйственные связи между предприятиями-изготовителями и потребителями; создание условий для предпринимательской деятельности и переход на полную хозяйственную самостоятельность; создание специальной системы финансирования, кредитования и страхования предпринимательской деятельности за счет бюджетных средств, средств внебюджетных финансовых фондов, предприятий и иностранных инвестиций; проведение демонополизации в области производства и реализации продукции. РАСШИРЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОСВОЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ В области научных исследований по разработке современной медицинской техники в 1992 - 1995 годах предусматривается: создание оригинальных изделий медицинской техники, имеющих важнейшее значение при восстановлении здоровья людей; расширение фундаментальных и прикладных исследований для создания принципиально новых, конкурентно способных изделий медицинской техни- ки; расширение работ в области создания новых безотходных экологически чистых технологий, обеспечивающих увеличение выпуска и повышение технического уровня изделий. Предусматривается разработка и реализации научно-технической программы по созданию и освоению в 1992 - 1997 годах современной медицинской техники. На проведение комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ необходимо финансирование в объеме 4,3 млрд.рублей, в том числе 1,2 млрд.рублей в 1992 году (приложение N 3). Реформа системы налогообложения предполагается стимулирование предприятий на вложение собственных средств в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов изделий, внедрение современных технологий и специального технологического оборудования. С учетом этого предусматривается поэтапное уменьшение доли бюджетного финансирования научных исследований с 90 процентов в 1991 году до 35 процентов в 1997 году. Генеральным заказчиком и основным исполнителем Государственной программы Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992 - 1995 годах является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Соисполнители Государственной программы: Министерство экономики и финансов Российской Федерации и Министерство торговли и материальных ресурсов Российской Федерации (по вопросам ресурсного обеспечения реализации программы); Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (по вопросам развития научно-исследовательских работ); Российский союз производителей и разработчиков медицинской техники "Росоптимед" Министерства здравоохранения Российской Федерации как фондодержатель на производимую медицинскую технику, а также материалы, комплектующие изделия и оборудование для ее производства (по вопросам разработки, производства и реализации медицинской техники по закрепленным направлениям); концерны, корпорации, ассоциации, акционерные общества и другие объединения и предприятия медицинской техники (по вопросам разработки, развития производства медицинской техники по закрепленным направлениям). Основными направления и положения Государственной программы Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992 - 1995 годах ежегодно уточняются и конкретизируются при формировании прогнозов социального и экономического развития Российской Федерации и находящихся в ее составе республик, краев и областей. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Государственной программе Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992 - 1993 годах и на период до 1995 года ПРОГНОЗ производства современной медицинской техники на 1992 - 1993 годы и на период до 1995 года ______________________________________________________________________ 1991 в том 1992 1993 1995 в том рост в год числе год год год числе 1995 году уровень уровень по отно- удов- удов- шению к летво- летво- 1991 рения по рения по году требно- требно- сти (в сти (в процен- процен- тах тах ______________________________________________________________________ Медицинская техника - всего 1694 37,2 2490 3026 5100 80 3 в том числе: медицинское оборудование и средства реабилитации 300 40 320 455 640 75 2,1 медицинские инструменты 650 32 1212,5 1533 2440 81 3,9 медицинские приборы и аппаратуры 466 50 660 720 1300 83 2,9 медицинская лабораторная техника 5,4 17 6 10 30 59 5,5 медицинская рентгеновская техника 128 35 135 141 280 71 2,2 изделия очковой оптики 119,2 30 128,5 137,6 360 82 3,1 медицинские изделия из стекла, резины, полимерных материалов 254,4 41 259,8 274 319,8 81 1,1 _____________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Государственной программе Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992 - 1993 годах и на период до 1995 года ПРОГНОЗ объемов инвестиций на развитие производства медицинской техники в 1992 - 1995 годах (млн.рублей в ценах на 1.01.1991 г.) ______________________________________________________________________ 1992 - 1995 в том числе годы - всего 1992 1993 1994 1995 год год год год ______________________________________________________________________ Объемы инвестиций - всего в том числе: 2224 222 635 720 647 государственные централи- зованные капитальные вложения 857 120 315 290 132 собственные средства объе- динений, предприятий 1367 102 320 430 515 ______________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к Государственной программе Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992 - 1993 годах и на период до 1995 года ОБЪЕМЫ финансирования приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и организации производства современной медицинской техники (млн.рублей) ______________________________________________________________________ 1992 - 1995 годы - В том числе всего (прогноз) в 1992 году ______________________________________________________________________ Медицинская техника всего 2354 674,5 в том числе: аналитическая 372,2 101 диагностическая 679,2 192 интроскопическая 385,7 101 терапевтическая 286,8 82 хирургическая 379,8 121,5 Медицинские инструменты 715,4 181 Полимерные медицинские изделия 352,1 99,5 Медицинское оборудование 824,7 216 Офтальмологическая медицинская техника о очковая оптика 310,8 106 ______________________________________________________________________ Примечание. Объемы финансирования, предусмотренные на 1992 год, могут в случае необходимости уточняться Министерством здравоохранения Российской Федерации. ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 г. N 77 ПЕРЕЧЕНЬ современной медицинской техники, подлежащей поставке на производство в 1992 - 1995 годах (наименований) ______________________________________________________________________ 1992 - 1995 в том числе годы - всего 1992 1993 1994 1995 год год год год Медицинское оборудование всего 96 18 24 27 27 в том числе: больничное, реабилитационное 53 10 13 15 15 общехирургическое 17 3 4 5 5 стерилизационное 18 3 5 5 5 санитарно-гигиеническое 8 7 2 2 2 Медицинские инструменты всего 1136 224 251 277 334 в том числе: механизированные 70 14 16 18 22 для кожнопластической хирургии 94 20 21 24 29 режущие 102 22 24 25 31 травматологические 119 26 28 29 36 стоматологические 115 25 27 28 35 общехирургические 123 27 29 30 37 микрохирургические 143 32 34 35 42 зондирующие 87 19 20 22 26 оттесняющие 114 25 26 28 35 для хирургии внутрибрюшных полостей 169 14 26 38 41 Гамма - терапевтические и радионуклидные медицинские изделия 155 20 37 44 49 Медицинские приборы и аппаратура - всего 249 57 61 66 65 в том числе: для терапевтических исследований 37 8 9 10 10 для функциональной диагностики 35 8 9 9 9 для временного замещения функций органов 15 3 4 4 4 для реабилитации 34 8 8 9 9 для лабораторных исследований 80 18 20 21 21 для хирургии 26 6 6 7 7 для радиологических исследований 21 4 5 6 6 Медицинские изделия из стекла 36 7 9 10 10 Очковая оптика 35 8 8 9 10 Медицинские изделия из полимерных материалов 52 10 12 15 15 ______________________________________________________________________ |