РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (Редакция на 28.08.1995) (РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД. - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.08.95 Г. N 154-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1995, N 35, СТ. 3506) (УТРАТИЛ СИЛУ В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ВЫБОРОВ ГЛАВ РАЙОННОЙ, ГОРОДСКОЙ, РАЙОННОЙ В ГОРОДЕ, ПОСЕЛКОВОЙ, СЕЛЬСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ, НА ОСНОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.08.95 Г. N 154-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1995, N 35, СТ. 3506) Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о выборах главы администрации Условия, порядок подготовки и проведения выборов главы администрации регулируются настоящим Законом, иными законами РСФСР и законами республик в составе РСФСР. Настоящий Закон действует на всей теppитоpии РСФСР, в том числе в республиках в составе РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством этих республик. Статья 2. Выборы главы администрации Выборы глав органов госудаpственного управления в краях, областях, автономной области, автономных округах, местной администрации в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах, группах населенных пунктов (далее - главы администpации) осуществляются гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава администрации избирается на срок, установленный законодательством. Статья 3. Ограничения на право занятия должности главы администрации Главой администрации может быть избран только гражданин РСФСР, обладающий в соответствии с настоящим Законом избирательным правом. Глава администрации не может быть народным депутатом, а также не имеет права: - занимать оплачиваемые должности в других государственных органах, в общественных объединениях, а также на предприятиях, в учpеждениях и оpганизациях; - состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп; - состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учpеждений, оpганизаций; - состоять на действительной военной службе. Нарушение требований настоящей статьи влечет за собой признание окружной избирательной комиссией или соответствующим судом выборов главы администрации недействительными. Статья 4. Право граждан на участие в выборах главы администрации В голосовании по выборам главы администрации участвуют граждане РСФСР, проживающие на территории соответствующей администpативно-теppитоpиальной единицы, и достигшие на день голосования 18 лет. В голосовании по выборам главы администрации не участвуют душевнобольные граждане, признанные судом недееспособными, и лица, на день голосования отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо иные, не предусмотренные данным Законом, прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в выборах главы администрации в зависимости от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, происхождения, социального и имущественного положения, образования, политических, религиозных и иных взглядов, продолжительности постоянного проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются. Статья 5. Принципы участия граждан в выборах главы администрации Граждане участвуют в выборах главы администрации на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос. Граждане участвуют в выборах непосредственно и лично. Голосование по выборам главы администрации осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Участие в выборах является свободным. Статья 6. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов главы администрации Подготовку и проведение выборов главы администрации, подведение итогов выборов обеспечивают избирательные комиссии по выборам главы администрации (далее - избирательные комиссии). Советы народных депутатов и органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Законом, принимают необходимые меры и оказывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов главы администрации. Статья 7. Гласность при подготовке и проведении выборов главы администрации Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в подготовке и проведении выборов главы администрации, осуществляется открыто и гласно. Избирательные комиссии в установленные сроки информируют граждан о своем составе, местонахождении, проводимой работе, об образовании избирательных участков, о списках избирателей, итогах регистрации кандидатов на должность главы администрации, их биографических данных, о результатах голосования по каждому кандидату и итогах выборов. На собраниях и заседаниях, в том числе на заседаниях избирательных комиссий, связанных с выборами главы администpации, при регистрации кандидатов на должность главы администpации, на избирательных участках при проведении голосования, пломбировании или опечатывании ящиков для голосования, подсчете голосов, определении результатов выборов по участку и в целом по округу вправе присутствовать народные депутаты, представители избирателей по месту жительства, политических и иных общественных объединений, массовых движений, трудовых коллективов, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, органов государственной власти, средств массовой информации, кандидаты на должность главы администpации и доверенные лица кандидатов. Собрания избирателей по месту жительства или трудовых коллективов, коллективов средних специальных и высших учебных заведений с целью избрания представителей для осуществления контроля за проведением выборов проводятся в порядке, определенном статьей 20 настоящего Закона. Полномочия лиц, указанных в части третьей настоящей статьи, должны быть удостоверены соответствующим документом - удостоверением личности или членским билетом и выпиской из решения руководящего органа указанных выше общественных объединений, массовых движений об их направлении для осуществления контроля, выпиской из протокола собрания избирателей по месту жительства, трудового коллектива или заседания совета трудового коллектива, выпиской из протокола собрания коллектива средних специальных и высших учебных заведений. Предварительное уведомление избирательных комиссий о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется. Избирательная комиссия предоставляет указанным представителям по их требованию информацию о подготовке и проведении выборов. Избирательная комиссия заверяет составленную ими копию итогового протокола о результатах выборов главы администрации. Народные депутаты имеют право доступа ко всем материалам избирательных комиссий. Неправомерное вмешательство в деятельность избирательных комиссий влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 38 настоящего Закона. Статья 8. Расходы, связанные с выборами главы администрации. Материальное обеспечение выборов Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов главы администрации, производятся за счет средств соответствующего краевого, областного, автономной области, автономного округа, местного бюджета. Государственные предприятия, учреждения и организации по решению соответствующего Совета народных депутатов бесплатно предоставляют в распоряжение избирательных комиссий помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения выборов. Аренда помещений и оборудования негосударственных организаций оплачивается избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на проведение выборов. Глава 2 НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Статья 9. Назначение выборов главы администрации Выборы главы администрации и дата их проведения назначаются соответствующим Советом народных депутатов не позднее чем за два месяца до выборов. Сообщение о дне выборов публикуется в печати. При невозможности главы администрации осуществлять свои полномочия вследствии его отставки, отрешения от должности (отзыва избирателями) либо по другим причинам выборы главы администрации назначаются соответствующим Советом народных депутатов не позднее чем через две недели со дня прекращения исполнения главой администрации его функций. Статья 10. Избирательный округ Избирательным округом по выборам главы администpации является теppитоpия в границах соответствующей административно-теppитоpиальной единицы. Статья 11. Порядок образования избирательных участков Проведение голосования и подсчет голосов граждан осуществляется участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках, образованных для проведения последних по времени выборов народных депутатов. В больницах, санаториях и домах отдыха, в труднодоступных районах, а также на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут создаваться избирательные участки, которые входят в округа в соответствии с местом их расположения или же по месту приписки судна. Избирательные участки создаются не позднее чем за 20 дней до дня выборов соответствующими Советами народных депутатов по согласованию с окружной избирательной комиссией. Избирательные участки образуются с числом избирателей не менее 20 и не более 3000. Совет народных депутатов оповещает граждан о границах избирательных участков с указанием местонахождения участковых комиссий и помещения для голосования. Глава 3 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 12. Система избирательных комиссий Для проведения голосования по выборам главы администрации образуются окружная и участковые комиссии. Статья 13. Образование окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия образуется соответствующим Советом народных депутатов не позднее чем за 40 дней до дня голосования в составе от 5 до 15 человек из числа народных депутатов и перечисленных ниже представителей. Представители в состав окружной избирательной комиссии выдвигаются на собраниях избирателей по месту жительства, трудовых коллективов, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, заседаниях советов трудовых коллективов, заседаниях (собраниях, конференциях, пленумах) общественных объединений, массовых движений, зарегистрированных в установленном законом порядке и имеющих организации в данном регионе. Срок полномочий окружной комиссии заканчивается через неделю после вступления в должность выбранного главы администрации. Полномочия окружной избирательной комиссии могут быть возложены Советом народных депутатов на соответствующую избирательную комиссию по выборам народных депутатов. Статья 14. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия по выборам главы администрации: осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение на территории округа; входит в случае необходимости в Веpховный Совет РСФСР с представлением о толковании настоящего Закона; распределяет денежные средства, выделяемые и привлекаемые на проведение избирательной кампании; координирует и организует деятельность участковых избирательных комиссий, устанавливает единую нумерацию участков для голосования по округу; заслушивает сообщения представителей органов Советов народных депутатов, органов исполнительной власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением голосования; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом и связью, рассматривает другие вопросы организационного и материально-технического обеспечения выборов; контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления; регистрирует кандидатов на должность главы администрации, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения; с привлечением трудовых коллективов и общественных объединений организует встречи кандидатов и их доверенных лиц с избирателями по месту жительства; устанавливает образцы бюллетеней, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, других документов по выборам, ящиков для голосования, а также печати комиссий, порядок хранения документов по выборам; утверждает текст бюллетеня для голосования, обеспечивает изготовление бюллетеней, бланков избирательных документов и обеспечение ими участковых избирательных комиссий; получает от участковых комиссий протоколы о результатах голосования, подводит итоги, обеспечивает опубликование в печати информации о результатах выборов; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним решения; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законами РСФСР. В случае одновременного проведения выборов глав администpации различных уровней органов исполнительной власти, в целях координации действий по вопросам подготовки и проведения выборов все окружные избирательные комиссии подчиняются той окружной избирательной комиссии, которая обеспечивает и проводит выборы главы вышестоящего органа исполнительной власти. Статья 15. Образование участковых избирательных комиссий Участковая избирательная комиссия образуется не позднее чем за 20 дней до дня голосования в составе от 5 до 19 человек. В необходимых случаях по решению соответствующего Совета народных депутатов численный состав участковой комиссии может быть изменен. При одновременном проведении выборов главы администpации и иных выборов на территории, подведомственной администpации, глава которой избирается, самостоятельные участковые избирательные комиссии не создаются, а полномочия по проведению разных выборов осуществляет одна и та же участковая избирательная комиссия. Представители в состав участковой избирательной комиссии выдвигаются на собраниях избирателей по месту жительства, трудовых коллективов, на заседаниях советов трудовых коллективов, заседаниях (собраниях, конференциях, пленумах) соответствующих органов общественных объединений, массовых движений, на собраниях их теppитоpиальных первичных организаций. Участковые избирательные комиссии образуются соответствующими Советами народных депутатов из числа народных депутатов и перечисленных выше представителей. Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий окружных избирательных комиссий. Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: оповещает население о местонахождении участковой избирательной комиссии, времени ее работы, дне и месте голосования; составляет список избирателей по участку; при проведении нескольких выборов или голосований составляется единый список; знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в этом списке, решает вопросы о внесении в него изменений; готовит помещение и ящики для голосования; организует на избирательном участке голосование в день проведения выборов; проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 17. Организация работы избирательных комиссий Информация о составе избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации не позднее чем на третий день с момента образования этих комиссий. В этот же срок избирательные комиссии проводят свои первые заседания. Заседание комиссии является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решение избирательной комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены участковой или окружной избирательной комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии и не позднее чем на второй день вместе с протоколом направляется в вышестоящую избирательную комиссию, а особое мнение членов окружной комиссии в том же порядке направляется в Совет народных депутатов, подведомственная теppитоpия которого является избирательным округом. В двухдневный срок заверенные копии указанных документов выдаются по требованию заинтересованных лиц, имеющих право на получение этих документов. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами. Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или, по выбору заинтересованного лица, в суд по месту нахождения соответствующей комиссии. Решение суда окончательно. Один из членов избирательной комиссии по ее решению может быть освобожден на весь срок деятельности комиссии или на часть этого срока от производственной или служебной деятельности по основному месту работы с выплатой его среднемесячной заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов. Связанные с этим расходы предприятий, учреждений и организаций по основному месту работы освобожденных членов комиссии возмещаются окружной избирательной комиссией из средств, выделенных на проведение выборов. Остальным членам избирательной комиссии за время работы в комиссии (но не более чем за три дня) по представлению ее председателя выплачивается их среднемесячная заработная плата за счет средств, выделяемых на проведение выборов. Член избирательной комиссии на протяжении всего периода работы в комиссии не может быть уволен либо переведен на другую работу или должность без его согласия. Председатель, заместитель председателя, секретарь, любой из членов избирательной комиссии могут быть выведены из состава комиссии образовавшим ее органом по их личному заявлению либо по представлению органа общественного объединения, массового движения, собрания трудового коллектива или совета трудового коллектива, коллектива среднего специального и высшего учебного заведения, собрания избирателей по месту жительства. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии взамен освобожденного производится в порядке, установленном настоящим Законом. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, рассматривать обращения комиссий по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, не более чем в двухдневный срок, по истечении которого давать им ответ по существу обращения. Статья 18. Оборудование участков для голосования Каждый избирательный участок должен иметь помещения, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков и подсчета голосов могут свободно разместиться члены участковой избирательной комиссии, представители общественных объединений, массовых движений, трудовых коллективов, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства, а также средств массовой информации. Помещение должно быть оснащено: сейфом для хранения документации и избирательных бюллетеней, мебелью, стендами для размещения необходимой информации и ящиками для голосования. В нем оборудуются кабины (комнаты) для тайного голосования. Кабины (комнаты) для тайного голосования оснащаются столиками и авторучками. Использование карандашей при голосовании не допускается. Кабины устанавливаются таким образом, чтобы к ящикам для голосования граждане проходили только через них. При оборудовании комнат для тайного голосования ящики для голосования должны быть расположены так, чтобы избиратели проходили к ним только через комнаты для тайного голосования. Для обеспечения участия в голосовании граждан, которые по уважительным причинам не могут прибыть в день голосования на избирательный участок, на каждом участке должен быть один переносной ящик для голосования. По решению окружных избирательных комиссий на избирательных участках, в состав которых входят более двух населенных пунктов, отдаленных рабочих участков, а также стойбищ, кочевий или на территории которых расположены учреждения закрытого типа (следственные изоляторы, больницы, лечебно-трудовые профилактории), может быть более одного переносного ящика для голосования. Глава 4 ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 19. Порядок выдвижения кандидатов на должность главы администрации Кандидаты на должность главы администрации выдвигаются соответствующими местными отделениями всесоюзных и республиканских (РСФСР) общественных объединений и массовых движений, зарегистрированных в установленном законом порядке, коллективами предприятий, учреждений, организаций, в том числе средних специальных и высших учебных заведений, члены которых имеют право голоса в соответсвии с настоящим Законом, а также путем сбора подписей, собраниями избирателей по месту жительства. Выдвижение кандидатов на должность главы администрации проводится на общих собраниях, конференциях соответствующих теppитоpиальных организаций политических партий, профессиональных союзов или массовых общественно-политических движений либо на заседаниях, пленумах руководящих органов соответствующих вышестоящих территориальных организаций в соответствии с их уставом (положением) и законодательством РСФСР. Выдвижение кандидатов на должность главы администрации трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций, коллективами средних специальных и высших учебных заведений, собраниями избирателей по месту жительства производится в установленном настоящим Законом порядке. Каждой теppитоpиальной организацией политических партий, профессиональных союзов, массовых общественно-политических движений либо руководящим органом вышестоящей территориальной организации, коллективом предприятия, учреждения или организации, среднего специального, высшего учебного заведения, собранием избирателей по месту жительства может быть выдвинуто не более одного кандидата на должность главы администрации. Выдвижение кандидатов на должность главы администрации, проведенное с нарушением изложенных в настоящей статье положений, признается недействительным. Выдвижение кандидатов на должность главы администрации начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов и заканчивается не позднее чем за месяц до дня выборов. Статья 20. Порядок проведения собрания по выдвижению кандидата на должность главы администрации По инициативе избирателей с целью выдвижения кандидатов на должность главы администрации созывается собрание избирателей по месту жительства или собрание членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации, собрание членов коллектива среднего специального или высшего учебного заведения. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 150 избирателей. В поселках, сельских населенных пунктах, группах населенных пунктов с численностью избирателей менее 5000 человек собрание по выдвижению кандидатов на должность главы администpации правомочно, если на нем присутствует не менее 50 избирателей. Инициаторы проведения собрания по выдвижению кандидатов на должность главы администpации не позднее чем за три дня письменно уведомляют Совет народных депутатов или орган исполнительной власти, на подведомственной теppитоpии которого проводятся выборы, о времени и месте проведения собрания. Перед началом собрания проводится регистрация его участников. Собрание принимает решение о выдвижении кандидата на должность главы администрации и может образовать инициативную группу для оказания помощи кандидату во время предвыборной кампании. Решение собрания принимается большинством голосов от числа присутствующих, при условии, что число проголосовавших за него составляет более половины числа участников собрания необходимого для признания его правомочным. О выдвижении кандидата составляется протокол. Принятое собранием решение доводится до сведения кандидата на должность главы администрации не позднее чем в двухдневный срок. Кандидат на должность главы администрации или инициаторы проведения собрания в недельный срок после принятия решения представляют в соответствующий Совет народных депутатов или орган исполнительной власти протокол собрания, решение о выдвижении кандидатом на должность главы администрации. Совет народных депутатов или орган исполнительной власти не вправе признать собрание неправомочным если, несмотря на своевременное предупреждение о дате проведения собрания, представители Совета народных депутатов или органа исполнительной власти не присутствовали на этом собрании. Статья 21. Сбор подписей в поддержку предложения о регистрации и петиционный способ выдвижения кандидата на должность главы администрации Выдвижение кандидата на должность главы администрации может осуществляться путем сбора подписей в поддержку выдвигаемой кандидатуры. В этом случае для регистрации кандидата на должность главы администрации окружной избирательной комиссией требуется поддержка выдвигаемой кандидатуры не менее чем одного процента граждан (но не более 10000), проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом в соответствии с настоящим Законом. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы администрации осуществляется по собственной инициативе и на собственные средства инициативной группой граждан с момента получения этой группы свидетельства о ее регистрации или гражданином, осуществляющим самовыдвижение. Регистрация и выдача свидетельства инициативной группе граждан с поименным указанием ее состава осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или органом исполнительной власти в двухдневный срок со дня подачи заявки инициативной группы на регистрацию, но при наличии письменного согласия кандидата на должность главы администрации на выдвижение и поддержку своей кандидатуры со стороны данной инициативной группы. При соблюдении указанных требований Совет народных депутатов или орган исполнительной власти не вправе отказать в регистрации инициативной группы. При отсутствии решения Совета народных депутатов или органа исполнительной власти о регистрации инициативной группы по истечении пяти дней с момента представления необходимых материалов о формировании инициативной группы в Совет народных депутатов или орган исполнительной власти она считается зарегистрированной. В этом случае акт о регистрации инициативной группы выдается государственным нотариусом на основании копий документов, представленных в Совет народных депутатов или орган исполнительной власти. Государственная пошлина за выдачу акта о регистрации взимается с органа, не зарегистрировавшего инициативную группу. Незаконный отказ в регистрации инициативной группы обжалуется в суд. Решение суда окончательно. Листы для сбора подписей граждан в поддержку выдвижения кандидатуры должны содержать следующие полные данные о кандидате: фамилию, имя, отчество, год рождения, занимаемую должность (род занятий), место работы и жительства и, по желанию кандидата, партийность, полное наименование соответствующей инициативной группы и фамилии членов инициативной группы, собирающих и заверяющих подписи граждан. Избиратель, поддерживающий предложение о выдвижении данной кандидатуры на должность главы администрации, ставит свою подпись и указывает полностью свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес и дату подписания предложения. Избиратель вправе поддержать выдвижение любого числа кандидатов. Подписной лист должен содержать графы, соответствующие вносимым в него сведениям и пронумерованные строки. Подписной лист подписывается избирателями в присутствии не менее двух членов инициативной группы, один из которых удостоверяет подписи избирателей и данные о них в конце каждого подписного листа. Члены инициативной группы, удостоверяющие подписи избирателей, несут ответственность за подлинность подписей и данных об избирателях, установленную статьей 38 настоящего Закона. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается наименование инициативной группы, дата ее регистрации, дата окончания сбора подписей и количество собранных подписей. Итоговый протокол вместе с подписными листами передается в окружную избирательную комиссию. Копия итогового протокола с отметкой окружной избирательной комиссии о дате передачи ей документов остается в инициативной группе. В случае возникновения сомнений в подлинности подписей, окружная избирательная комиссия самостоятельно или совместно с соответствующим Советом народных депутатов в трехдневный срок организует полную или выборочную проверку подлинности подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. При этом вызов избирателей для проверки подлинности их подписей не допускается. Если при проверке обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, все его подписи не учитываются. Подписные листы, оформленные с нарушениями требований настоящего Закона, не учитываются. Если в результате проверки число подписей окажется меньше необходимого, окружная избирательная комиссия извещает об этом инициативную группу. После проведения проверки окружная избирательная комиссия принимает необходимые документы к регистрации кандидата на должность главы администpации, о чем она извещает кандидата и инициативную группу. Статья 22. Регистрация кандидатов на должность главы администрации Регистрацию кандидатов, выдвинутых на должность главы администрации, осуществляет окружная избирательная комиссия в течение пяти дней с момента поступления документов о выдвижении кандидата и его письменного согласия баллотироваться, но не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Решение о регистрации кандидатов на должность главы администрации принимается при наличии следующих документов: протокола заседания (собрания, конференции, пленума) высшего органа общественного объединения, массового движения, собрания трудового коллектива, коллектива среднего специального или высшего учебного заведения, собрания избирателей по месту жительства либо заверенного итогового протокола о результатах сбора подписей избирателей в поддержку кандидата; протоколы должны быть оформлены в соответствии с требованиями настоящего Закона; справки о биографических данных кандидата на должность главы администрации; заявления кандидата о его согласии баллотироваться на должность главы администрации. Кандидат на должность главы администрации может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат, а также его доверенные лица не могут состоять ни в одной из избирательных комиссий по выборам главы администрации. В случае, если член одной из избирательных комиссий по выборам главы администрации выдвинут кандидатом на должность главы администрации либо доверенным лицом кандидата, он считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с момента его регистрации в качестве кандидата либо доверенного лица кандидата. Окружная избирательная комиссия в течение двух дней после их регистрации выдает кандидатам на должность главы администрации и их доверенным лицам соответствующие удостоверения. Отказ окружной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата может быть обжалован общественными объединениями, массовыми движениями и коллективами, выдвинувшими данного кандидата, или самим кандидатом в народный суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок с момента ее подачи. Решение суда окончательно. Статья 23. Избирательный бюллетень В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты на должность главы администрации с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого и, по желанию кандидата, его партийности. Текст избирательного бюллетеня по избирательному округу утверждается окружной избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за семь дней до дня выборов. Передача бюллетеней окружными избирательными комиссиями производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. После получения бюллетеней фельдсвязью или лично не менее чем три члена участковой избирательной комиссии составляют акт о соответствии количества бюллетеней количеству, указанному в сопроводительном документе окружной избирательной комиссии. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения выборной документации. Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте не менее чем двумя членами комиссии либо отмечаются печатью, при ее наличии. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех полученных ею избирательных бюллетенях. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются. Глава 5 СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 24. Порядок включения граждан в список избирателей Списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании, составляются по каждому участку для голосования участковой избирательной комиссией и подписываются ее председателем и секретарем. Списки составляются на основе данных, предоставляемых соответствующими органами исполнительной власти. Участковая избирательная комиссия принимает меры для сверки списков избирателей, для чего может привлекать представителей общественности. В список избирателей включаются граждане РСФСР, имеющие право на участие в голосовании по выборам главы администрации и проживающие к моменту составления списка на территории данного участка. Гражданин не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках. Списки представляются для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии не позднее чем за десять дней до дня голосования, а также доводятся до сведения граждан другими способами. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о нем. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана в трехдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно, рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение не позднее чем за пять дней до дня выборов может быть обжаловано в соответствующий народный суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение народного суда окончательно. Исправление в списках в соответствии с решением суда производится участковой избирательной комиссией немедленно. Статья 25. Дополнительный список избирателей Дополнительный список избирателей составляется после составления основного списка в соответствии с требованиями, предъявляемыми к основному списку избирателей. В дополнительный список включаются по их письменному заявлению избиратели, не включенные в основной список в связи с переменой места жительства или в результате ошибки участковой избирательной комиссии. Дополнительный список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Глава 6 ГАРАНТИИ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 26. Гарантии деятельности кандидатов на должность главы администрации и их доверенных лиц Кандидаты на должность главы администрации с момента их регистрации окружной избирательной комиссией: участвуют в выборах на равных основаниях; имеют равное право на использование возможностей средств массовой информации, в том числе радио и телевидения; в равной степени обеспечиваются соответствующим Советом народных депутатов, исполнительным органом власти, окружной избирательной комиссии материально-техническими и финансовыми средствами; на время проведения выборов имеют право на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднемесячной заработной платы по месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов; пользуются правом на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и междугородного транспорта в пределах территории избирательного округа или населенного пункта, в который входит территория избирательного округа. Кандидаты на должность главы администрации, их доверенные лица не могут быть без их согласия уволены с работы, а также переведены на другую работу или должность. Кандидат на должность главы администрации без согласия окружной избирательной комиссии не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергут аресту, задержанию или административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. Кандидат на должность главы администрации в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в окружную избирательную комиссию. Статья 27. Доверенные лица кандидата на должность главы администрации Кандидат на должность главы администрации вправе иметь доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидата в отношениях с государственными и общественными органами, избирательными комиссиями. Окружная избирательная комиссия определяет число доверенных лиц для каждого кандидата, исходя из численности избирателей по округу и с учетом географических особенностей округа, но не более трех для кандидата в сельском, поселковом избирательном округе, не более пяти для кандидата в городском, районном и не более десяти для кандидата в краевом, областном и ином избирательном округе. Кандидатам на должность главы администрации по одному избирательному округу окружной избирательной комиссией предоставляется возможность иметь равное число доверенных лиц. Доверенные лица по представлению кандидата на должность главы администрации регистрируются окружной избирательной комиссией. Статья 28. Предвыборная агитация Гражданам РСФСР, политическим партиям, профессиональным союзам, массовым общественно-политическим движениям, коллективам предприятий, учреждений или организаций предоставляется право беспрепятственной агитации "за" или "против" того или иного кандидата на должность главы администрации через средства массовой информации, на собраниях и митингах. Избирательным комиссиям и их членами при исполнении ими своих обязанностей ведение предвыборной агитации запрещается. В день голосования агитация запрещается. Глава 7 ПРОВЕДЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ Статья 29. Голосование по выборам главы администрации Голосование по выборам главы администрации проводится по округу в один день, с 7 до 22 часов, по местному времени. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает граждан не позднее чем за семь дней до дня голосования. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, находящихся в больницах, на судах при условии, если на них проголосовали все внесенные в избирательные списки граждане. Статья 30. Досрочное голосование В случае, если менее чем за семь дней до дня голосования гражданин, включенный в списки избирателей узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день выборов в помещение для голосования, он вправе заранее получить в участковой избирательной комиссии избирательный бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в выборах. Для обеспечения тайны волеизъявления гражданин после заполнения бюллетеня вкладывает его в конверт, который заклеивается и скрепляется печатью или заверяется подписями членов участковой избирательной комиссии, и передает его комиссии. Запечатанный конверт хранится в участковой избирательной комиссии до дня проведения выборов. Статья 31. Процедура голосования В день проведения выборов, до начала голосования, но не ранее чем за полчаса, председатель участковой комиссии в присутствии других членов комиссии и представителей, указанных в статье 7 настоящего Закона проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, и опечатывает их. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на избирательном участке, в день проведения выборов в запечатанном конверте опускаются в ящик для голосования председателем участковой избирательной комиссии в присутствии других ее членов, указанных выше представителей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати или заверительной подписи, а также соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования. Каждый гражданин голосует самостоятельно. Бюллетени для голосования выдаются гражданам на основании избирательных списков по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. Гражданин расписывается в получении бюллетеня в списке. Член комиссии, выдавший бюллетень, также расписывается в списке против фамилии избирателя, получившего бюллетень. Избиратели самостоятельно заполняют бюллетени в кабине (комнате) для тайного голосования. Избиратель, который не может это сделать сам, вправе пригласить в кабину (комнату) другое лицо, не являющееся членом участковой избирательной комиссии или представителем общественности. Избиратель, изъявляя свою волю по поводу того или иного кандидата на должность главы администрации, вычеркивает фамилии кандидатов, против которых он голосует, или обводит линией фамилию кандидата за которого голосует. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии представителей общественности, если последние находятся на участке для голосования. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии граждан, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Статья 32. Подсчет голосов на участке для голосования При выборах главы администрации подсчет голосов на каждом участке производится избирательной комиссией отдельно по каждому кандидату. Ящики для голосования вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования не допускается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой комиссией. По спискам избирателей участковая избирательная комиссия устанавливает общее число избирателей на участке и число избирателей, получивших бюллетени для голосования. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней в ящике для голосования сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании вне участка и дополнительным списком голосовавших вне избирательного участка. По числу бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования, участковая избирательная комиссия устанавливает: общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" каждого кандидата на должность главы администрации; число бюллетеней, признанных недействительными. Недействительными признаются бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата, а также все бюллетени на тех избирательных участках, выборы по которым признаны недействительными. Бюллетени неустановленного образца при подсчете не учитываются. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования. По фамилиям, дополнительно вписанным избирателями в бюллетени, голоса не подсчитываются. Бюллетени, не заверенные участковой комиссией в соответствии со статьей 23 настоящего Закона, при подсчете голосов не учитываются. В протокол участковой комиссии заносятся следующие сведения: число граждан, внесенных в списки избирателей по выборам главы администрации; число избирателей, получивших бюллетени для голосования; число избирателей, принявших участие в голосовании по выборам главы администрации; количество голосов, поданных за каждого кандидата на должность главы администрации; количество голосов, поданных против каждого кандидата на должность главы администрации; количество бюллетеней, признанных недействительными; количество погашенных бюллетеней. Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами участковой избирательной комиссии, и первый экземпляр незамедлительно пересылается в соответствующую окружную избирательную комиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии. Участковые избирательные комиссии после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе погашенные, в соответствующие Советы народных депутатов, где они хранятся в течение двух месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты голосования не были опротестованы. Глава 8 УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ Статья 33. Установление и опубликование итогов выборов главы администрации Окружная избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения не позднее пяти дней со дня выборов составляет, подписывает и заверяет печатью итоговый протокол в двух экземплярах. В итоговый протокол вносятся следующие данные: общее число граждан, внесенных в списки избирателей по выборам главы администрации; число избирателей, принявших участие в голосовании по выборам главы администрации; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" каждого кандидата на должность главы администрации; количество бюллетеней, признанных недействительными. Избранным главой администpации считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату (кандидатам), но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В случае, если по избирательному округу баллотировался один кандидат на должность главы администpации, он считается избранным, если получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность главы администpации и ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам главы администpации по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом для проведения голосования. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати не позднее чем за три дня до голосования. Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату. При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися в случае выбытия всех кандидатов или снятия всех кандидатур на должность главы администрации, включенных в избирательный бюллетень. Выборы в целом или по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании выборов недействительными принимает соответствующая окружная избирательная комиссия по выборам главы администрации, оно может быть обжаловано в соответствующий суд в течение одного месяца. Право обжалования решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам на должность главы администрации. Сообщение об итогах выборов публикуются окружной избирательной комиссией в печати не позднее семи дней с момента подписания протокола об итогах выборов. Статья 34. Повторные выборы Если выборы на должность главы администрации были признаны несостоявшимися, недействительными или если ни один из кандидатов не был избран на должность главы администpации, окружная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости замены состава участковых избирательных комиссий. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, что были составлены для проведения предыдущих выборов. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после предыдущих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов на должность главы администрации, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати. Глава 9 ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 35. Регистрация и вступление в должность главы администрации Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного на должность главы администpации. В соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона кандидат, избранный на должность главы администpации, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с занятием должности главы администpации. Окружная избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов главы администрации после официального сообщения об итогах выборов производит регистрацию главы администрации и выдает лицу, избранному на эту должности, соответствующее удостоверение об избрании. Глава администрации вступает в должность с момента его регистрации окружной избирательной комиссией. Статья 36. Назначение исполняющего обязанности главы администрации В случае, если в результате повторных выборов не был избран глава администрации, окружная избирательная комиссия приостанавливает проведение выборов и передает итоговые документы в соответствующий Совет народных депутатов. В этом случае и в случае освобождения по любым причинам должности главы администpации менее чем за год до истечения срока его полномочий назначается исполняющий обязанности главы администpации. Назначение проводит глава соответствующей вышестоящей администpации, а для краевой, областной, автономной области, автономных округов администpации - Президент РСФСР по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов. Исполняющий обязанности главы администрации в группе населенных пунктов, сельском населенном пункте, поселке, городе, районе выполняет обязанности, предусмотренные для главы администрации Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", до избрания населением главы администрации. Выборы главы администрации проводятся не позднее чем через год и не ранее чем через десять месяцев после назначения исполняющего обязанности главы администрации, о чем соответствующий Совет народных депутатов принимает решение. Статья 37. О законности при проведении голосования Контроль за законностью при проведении выборов главы администрации осуществляют Советы народных депутатов и избирательные комиссии, общий надзор осуществляют органы прокуратуры. Народные суды рассматривают заявления граждан о случаях нарушения настоящего Закона в двухдневный срок. Заявление должно содержать изложение факта нарушения, фамилию и адрес заявителя. Суд рассматривает заявления граждан, принимает по ним решение и ставит о принятом решении в известность членов той избирательной комиссии, где произошло нарушение. Решения народных судов по наиболее значительным нарушениям, способным повлиять на результаты голосования, направляются в соответствующие окружные избирательные комиссии. Незаконные решения органов власти и управления, местного самоупpавления, избирательных комиссий, а также результаты выборов могут быть обжалованы: - при проведении выборов в группе сельских населенных пунктов, сельском населенном пункте, поселке, городе, районе - в районный (городской) народный суд; - при проведении выборов в крае, области, автономной области, автономном округе - в краевой, областной суд, суд автономной области или автономного округа; Иные нарушения настоящего Закона обжалуются в соответствующие районные(городские) народные суды. Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о выборах главы администрации К лицам, препятствующим путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином РСФСР или группой граждан РСФСР их права участвовать в выборах главы администрации, вести предвыборную агитацию, осуществлять контроль, а также к членам инициативных групп и избирательных комиссий, должностным лицам государственных или общественных органов, совершившим подлог документов по выборам, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившим тайну голосования, применяются меры уголовной или административной ответственности, предусмотренные действующим законодательством. 24 октября 1991 года N 1803-1 |