ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР 20 февраля 1992 года N 45 (ЗЭ 92-06) С целью упорядочения процедуры исключения из Государственного реестра Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов приказываю: 1. Утвердить Порядок рассмотрения заявлений при исключении из Государственного Реестра Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов. 2. Отделам и подразделениям, территориальным управлениям Комитета обеспечить процедуру исключения из Реестра в соответствии с утвержденным порядком. ПОРЯДОК рассмотрения заявлений при исключении из Государственного Реестра Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов Основанием для начала процедуры исключения из Реестра является мотивированное заявление руководителя объединения или предприятия-монополиста, представленное в ГКАП России или его территориальное управление по утвержденной форме. В тексте заявления или в приложении к нему должна содержаться следующая информация с указанием источников ее получения и (или) методов расчета приводимых данных на основе материалов: - о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, инкриминированных объединению или предприятию-монополисту ГКАП России или территориальным управлением в соответствии с статьей 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; - о рынке сбыта продукции, по которой объединение или предприятие является монополистом; - о конкурентах#1 на этих рынках сбыта, реализующих продукцию того же функционального назначения или взаимозаменяемую; - о ценах предложения, показателях качества и ассортименте по аналогичной или взаимозаменяемой#2 продукции на рынках сбыта, на которых работает монополист, а также на других рынках сбыта, в том числе в других регионах, республиках СНГ, за рубежом с учетом конкурентоспособности продукции монополиста на этих рынках; - о потребностях#3 на рынках сбыта, на которых работает монополист; - о квотах, лицензиях, обязательных поставщиках и других документах, регламентирующих сбыт продукции монополиста; - о формах сбыта и каналах движения продукции. ___________________ #1 Под конкурентом на рынке сбыта понимается объединение или предприятие независимо от формы собственности и государственной принадлежности, которое реализует аналогичную либо взаимозаменяемую продукцию на этом рынке или другом в пределах деятельности досягаемости потребителя при использовании имеющихся у потребителя средств доставки грузов; #2 Под взаимозаменяемой продукцией понимается продукция, имеющая то же функциональное назначение и набор потребительских свойств, или продукция, применение которой вместо продукции монополиста, не наносит морального или материального ущерба потребителю и не требует специальных условий и (или) технологий; #3 Под потребностью в продукции на рынках сбыта понимается емкость рынка в условиях немонопольных цен, то есть цен аналогов на других рынках; цен конкурентов при наличии конкуренции по этому виду продукции на рассматриваемом рынке, цен, определенных при исключении сверхприбыли из цены монополиста, а также встречных цен потребителей (платежеспособный спрос). 3. К тексту заявления прилагается программа демонополизации, удовлетворения платежеспособного спроса и (или) развития конкуренции на рынках сбыта продукции объединения или предприятия монополиста - посредством следующих типовых решений; - в случае организационно-структурных монополий: - разукрупнения ассоциаций, концернов и иных объединений, предприятий, а также отдельных предприятий; - выделение из состава действующих предприятий без нарушения технологического цикла самостоятельных предприятий с правами юридического лица; - приватизации демонополизированных структур. - в случае монополии на соответствующем товарном рынке: - ликвидация искусственного дефицита посредством увеличения объема выпуска продукции (в натуральном измерении) предприятием-монополистом; - передача (продажа) технической документации, "Ноу-Хау", оснастки по монопольной продукции на другие предприятия, подлежащие конверсии или диверсификации производства, либо осуществляющие перепрофилирование; - разработка предложений для осуществления дополнительного выпуска монопольной продукции на совместных предприятиях, либо путем иностранных инвестиций в развитие производства на территории России; - разработка предложений по привлечению частных инвестиций по расширению производства данного вида продукции; - разработка предложений о ликвидации монопольного положения за счет импорта аналогичных и взаимозаменяемых товаров. 4. Для решения вопроса об исключении из Реестра используются следующие источники информации: - данные Госкомстата России и его региональных органов; - копии документов, включая договора, соглашения, лицензии, квоты, приказы, распоряжения, контракты, официальные телеграммы, телетайпы, протоколы согласования объемов поставок и цены, накладные, наряды, заявки, справки банков, аудиторских фирм, решения суда, арбитража, выписки из балансовых, бухгалтерских, статистических отчетов и т. д., проекты договоров на поставки и контракты; - официальные справки, заявления, заключения и свидетельства местных органов власти и управления, обществ защиты прав потребителей, потребительских союзов, профессиональных союзов общественных и неправительственных организаций, непосредственных потребителей юридических лиц, конкурентов, ученых и специалистов; - нормативные акты органов власти и управления Российской Федерации; - нормативные документы; - перечень адресов потребителей - юридических лиц, включая предприятия оптовой и розничной торговли на территории России; - перечень адресов бирж, аукционов и других организованных рынков России, на которых реализуется продукция объединением или предприятием-монополистом; - перечень адресов потребителей продукции объединения или предприятия-монополиста за рубежом России. 5. Рассмотрение представленных документов осуществляется: - ГКАП России по всем товарам производственно-технического назначения, а также товарам потребительского спроса объединений и предприятий монополистов, действующих на рынке, включающем кроме региона, контролируемого территориальным управлением, другие регионы; - территориальным управлением по потребительским товарам на рынках контролируемого им региона. 6. Процедура рассмотрения представленных документов включает в себя: - проверку правильности представленной информации; - уточнение исходной информации или получение дополнительной информации; - частное определение о предоставлении достоверной (правдивой) информации; - частное определение о предоставлении недостоверных (ложных) сведений и вынесение решения об ответственности должностного лица за нарушение Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; - вынесение решения о прекращении процедуры исключения из Реестра в связи с наличием нарушений антимонопольного законодательства, инкриминированных ГКАП России либо территориальным управлением или с недостоверностью предоставленной информации; - рассмотрение и уточнение схемы демонополизации совместно с объединением, предприятием-монополистом; - предварительное решение о принятии определенной схемы демонополизации; - предварительное решение о возможности исключения из Реестра либо о переводе объединения, предприятия-монополиста в Государственный Реестр Российской Федерации разрешенных монополий (Реестр РМ); - передача предварительных решений на экспертизу в комиссию Совета по демонополизации и конкуренции по делам, рассматриваемым в ГКАП России; - передача предварительных решений в экспертную комиссию при территориальном управлении по делам, рассматриваемым территориальным управлением; - экспертиза; - принятие решения ГКАП России или территориальным управлением с учетом экспертизы. 7. Проверка правильности представленной информации осуществляется путем: - экспертизы в Госкомстате России или его территориальном органе; - экспертизы в территориальном управлении; - официального запроса по принадлежности; - независимой экспертизы; - опрос потребителей. 8. Решение о ложности представленной информации является основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с действующим законодательством. 9. Рассмотрение и уточнение схемы демонополизации осуществляется совместно с заявителем и включает в себя: - выбор способа демонополизации; - разработку проекта демонополизации с определением: - стоимости проекта; - источников финансирования работ, необходимых, дополнительных к действующим нормативным актам, документов (постановлений Правительства, решений местных органов власти и управления и т. д.) для осуществления демонополизации; - сроков исполнения; - ответственных исполнителей работ; - предполагаемых результатов реализации проекта. 10. При осуществлении проекта демонополизации в сроки свыше двух лет, а также в случае естественной монополии объединение или предприятие-монополист переводится в Реестр РМ. 11. При реализации проекта демонополизации в сроки менее двух лет рекомендуется одно из следующих решений: а) исключение из Реестра через год с момента подачи заявления при осуществлении в течение года: - ликвидации искусственного дефицита посредством увеличения объема выпуска продукции (в натуральном измерении) предприятием-монополистом и увеличения поставок на рынки сбыта; - передачи (продажи) технической документации, "Ноу-Хау", технологической оснастки по монопольной продукции на конверсируемые, диферсифицируемые либо перепрофилируемые предприятия; б) исключение из Реестра по мере принятия решений и создания условий, направленных на ликвидацию дефицита либо развитие конкуренции, в том числе в части: - поставок либо создания режима наибольшего благоприятствования для поставок продукции, аналогичной монопольной, по импорту, в том числе в межреспубликанских поставках в рамках СНГ. 12. Экспертиза комиссией Совета по демонополизации и конкуренции осуществляется в соответствии с Положением о комиссии. 13. Экспертиза экспертной комиссией при территориальном управлении осуществляется в соответствии с Положением о комиссии. 14. Решение ГКАП России или территориального управления о сроках исключения из Реестра либо о переводе в Реестр РМ оформляется в течение пяти дней после получения экспертизы. |