О РАЗРЕШИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН. Заключение. Комитет Конституционного Надзора СССР. 11.10.91 26 (2-1)

              О РАЗРЕШИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

                          11 октября 1991 г.
                              N 26 (2-1)

                                (НЦПИ)


     В связи с принятием Съездом народных  депутатов  СССР  Декларации
прав  и  свобод  человека  Комитет  конституционного  надзора  СССР по
собственной   инициативе    возобновил    рассмотрение    вопроса    о
законодательстве по вопросам прописки и установил следующее.
     Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26  октября
1990  года  N  11  (2-1)  было  признано,  что  положения  о  прописке
ограничивают право граждан на свободу передвижения  и  свободу  выбора
местожительства  и должны быть устранены из законодательства путем его
пересмотра   с   целью   замены   разрешительного   порядка   прописки
регистрационным.
     После принятия указанного Заключения  не  были,  однако,  приняты
необходимые  меры  к  отмене  или изменению положений о разрешительном
порядке прописки.
     Положения о  прописке,  содержащиеся  в действующих до настоящего
времени  Положении   о   паспортной   системе   в   СССР   (утверждено
постановлением  Совета  Министров  СССР от 28 августа 1974 г.  N 677),
постановлении Совета Министров СССР от 28 августа 1974  г.  N  678  "О
некоторых  правилах прописки граждан",  Положении о прописке и выписке
населения в городе Москве (утверждено постановлением Совета  Министров
СССР от 25 июня 1964 г.  N 585),  постановлениях Совета Министров СССР
об  ограничении  прописки  граждан  в  Ленинграде,  Киеве   и   других
местностях,  а  также  изданных  на  основе решений Правительства СССР
ведомственных актах и  актах  местных  органов  власти  и  управления,
возлагают    на    каждого    гражданина   обязанность   получать   от
административных органов разрешение на  проживание  или  нахождение  в
избранном    им    месте,    предусматривают    тем   самым   всеобщий
административный контроль за передвижением  граждан  внутри  страны  и
устанавливают    ответственность   за   неисполнение   соответствующих
положений.  При  этом   возможность   получения   гражданином   такого
разрешения  в  виде  прописки  поставлена  в  зависимость  от  наличия
различного  рода  условий  и  усмотрения   административных   органов,
осуществляющих прописку.
     С принятием и введением  в  действие  Декларации  прав  и  свобод
человека отпали правовые основания для оставления в силе постановлений
Совета Министров СССР и других  подзаконных  актов,  предусматривающих
разрешительную систему прописки на всей территории страны.
     Статья 21  Декларации  закрепляет  право  каждого   человека   на
свободное   передвижение   внутри   страны,  выбор  местожительства  и
местопребывания.
     Декларация, равно  как  и  международно-правовые  акты (статья 13
Всеобщей декларации прав человека и статья 12 Международного  пакта  о
гражданских  и политических правах),  не допускает ограничения данного
права правительственными и ведомственными  регламентами.  Более  того,
отсутствуют  правовые  основания  для установления подзаконными актами
ограничений свободы передвижения для всех граждан и на всей территории
страны.  В  соответствии  с указанным Международным пактом и по смыслу
Декларации  о  правах  и   свободах   человека   ограничения   свободы
передвижения  могут  быть  предусмотрены  только  законом  и  только в
случаях, когда это необходимо для охраны государственной безопасности,
общественного порядка,  здоровья или нравственности населения или прав
и свобод других лиц.
     Разрешительная система    прописки,   необоснованно   ограничивая
свободу передвижения граждан,  препятствует  осуществлению  гражданами
также и других прав и свобод.
     В зависимость  от  наличия  прописки  поставлено  трудоустройство
граждан.  Установлена  ответственность  должностных  лиц  за  прием на
работу  граждан,  проживающих  без  прописки  (пункт  36  Положения  о
паспортной  системе в СССР).  Пунктом 2 постановления Совета Министров
СССР от 25 июня 1964 года N 585 установлен прямой запрет принимать  на
работу  в г.  Москве граждан,  проживающих в других местностях.  Эти и
другие аналогичные правила противоречат статье  40  Конституции  СССР,
устанавливающей  право  граждан  на  выбор  профессии,  рода занятий и
работы,  статье 23 Декларации прав и свобод человека,  провозглашающей
право  каждого  человека  на свободный выбор работы и отказ от работы,
статье 5 Основ законодательства Союза  ССР  и  республик  о  занятости
населения  и  аналогичным  положениям законов республик,  закрепляющим
свободу выбора рода занятий и работы.
     Правила о  прописке противоречат положениям статьи 11 Конституции
СССР,  статьи 24 Декларации прав и свобод человека,  статьи  7  Закона
СССР "О собственности в СССР" и аналогичных статей законов республик о
собственности,  закрепляющих право  граждан  владеть,  пользоваться  и
распоряжаться  имуществом,  находящимся в их собственности,  по своему
усмотрению. Продажа, дарение гражданином принадлежащих ему жилых домов
и квартир,  дач,  гаражей, сдача их в аренду, совершение с ними других
сделок для многих местностей обусловлены в настоящее время тем,  имеет
ли  приобретатель или наниматель право на прописку в данном населенном
пункте.  Необоснованно препятствуя развитию  рынка  жилья,  правила  о
прописке препятствуют также свободному предпринимательству, свободному
движению денег, товаров, услуг.
     Ставя административные  препятствия  для выбора местопребывания и
местожительства,  разрешительная  система   прописки   непосредственно
затрагивает  право  граждан  на  свободу  объединения  в  общественные
организации, на благоприятную окружающую среду, на образование, охрану
здоровья и отдых.
     Имея в  виду,  что  регистрация  и  учет  граждан  по  месту   их
жительства,  равно  как и установление условий и порядка удостоверения
фактов их  постоянного  или  временного  жительства,  не  связанные  с
получением   разрешения   административных   органов   на  нахождение,
проживание, работу, учебу и отдых в данной местности, не являются сами
по   себе   ограничением   права   на   свободу   передвижения,  выбор
местожительства и местопребывания;
     учитывая, что разрешительная система въезда,  пребывания и выезда
может  быть  установлена  в  пограничных  районах,  местах  нахождения
оборонных  объектов  и  в  других  случаях,  когда  это необходимо для
обеспечения  государственной  безопасности,   общественного   порядка,
здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц;
     принимая во   внимание,   что   вопросы   введения   обоснованных
ограничений  свободы  передвижения  должны  решаться только в законах,
принятых высшими представительными  органами  государственной  власти,
для  которых  положения  о разрешительной системе прописки,  введенные
подзаконными актами, не являются обязательными;
     руководствуясь статьей  124  Конституции  СССР  и  статьями 21-23
Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",
     Комитет конституционного   надзора   СССР   пришел  к  следующему
заключению:

     1. Положения о прописке (постановление Совета Министров  СССР  от
25  июня 1964 г.  N 585 "Об утверждении Положения о прописке и выписке
населения в городе Москве"; Положение о прописке и выписке населения в
городе Москве, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 25
июня 1964 г.  N 585;  пункты 6,  23,  26, 34-36 Положения о паспортной
системе в СССР,  утвержденного постановлением Совета Министров СССР от
28 августа 1974 г.  N 677;  постановление Совета Министров СССР от  28
августа  1974  г.  N  678  "О  некоторых  правилах  прописки граждан";
постановление Совета Министров СССР от 10 апреля 1981  г.  N  351  "Об
ограничении  прописки  граждан  в городах Кавказских Минеральных Вод и
прилегающих к ним населенных пунктах";  постановление Совета Министров
СССР  от  5  марта  1982  г.  N 183 "Об ограничении прописки граждан в
Пригородном  районе  Северо-Осетинской  АССР";  постановление   Совета
Министров  СССР  от  4  марта  1985 г.  N 203 "Об ограничении прописки
граждан в г.  Сочи";  постановление Совета Министров СССР от 6 августа
1985 г.  N 737 "О некоторых ограничениях прописки граждан в г. Киеве";
постановление Совета Министров СССР от 24 декабря 1987 г.  N 1476  "Об
ограничении  прописки  граждан в некоторых населенных пунктах Крымской
области  и  Краснодарского  края",  а   также   другие   постановления
Правительства СССР по вопросам прописки) в части,  обязывающей граждан
получать разрешение административных органов на проживание, устройство
на работу и учебу,  приобретение в собственность жилых домов, квартир,
дач,  гаражей,  а также устанавливающей ответственность  за  нарушение
этих обязанностей,  не соответствуют Конституции СССР, Декларации прав
и свобод человека и международным актам о правах человека.
     2. Принятие  настоящего Заключения не исключает применения правил
о прописке в качестве правил регистрации и учета передвижения граждан,
удостоверения  факта  их  постоянного и временного местожительства,  а
также введения законом ограничений свободы передвижения граждан, когда
это   необходимо   для   обеспечения   государственной   безопасности,
общественного порядка,  здоровья и нравственности  населения,  прав  и
свобод граждан.
     3. Положения  о  прописке,  указанные  в  пункте  1   Заключения,
утрачивают силу с 1 января 1992 года.  Исходить из того,  что до этого
срока высшими представительными органами государственной власти  будут
приняты  акты  о  порядке  регистрации  и  учета  граждан  по месту их
жительства,  а также о сфере  и  условиях  применения  разрешительного
порядка въезда, проживания и выезда в отдельных местностях.
     Положения о прописке, которые ограничивают право собственников по
своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими
им жилыми домами, квартирами и другим имуществом, а также положения об
ответственности  граждан за нарушение разрешительного порядка прописки
утрачивают силу с момента принятия настоящего Заключения.
     4. Считать   необходимым,   чтобы  органы  прокурорского  надзора
принесли протесты на ведомственные акты, акты местных органов власти и
управления,   устанавливающие   необоснованные  ограничения  права  на
свободу передвижения,  выбора  местожительства  и  местопребывания,  а
также   на  действия  государственных  органов  по  продаже  права  на
прописку.