РЕКОМЕНДАЦИЯ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ ОТНОСИТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТАЦИИ СЕКСА В ЦЕЛЯХ НАЖИВЫ, ПОРНОГРАФИИ, ПРОСТИТУЦИИ, ТОРГОВЛИ ДЕТЬМИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ. Рекомендации. Совет Европы. 09.09.91 R (91) 11

                   РЕКОМЕНДАЦИЯ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ
            ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ ОТНОСИТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТАЦИИ
           СЕКСА В ЦЕЛЯХ НАЖИВЫ, ПОРНОГРАФИИ, ПРОСТИТУЦИИ,
                ТОРГОВЛИ ДЕТЬМИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                             СОВЕТ ЕВРОПЫ

                          9 сентября 1991 г.
                             N R (91) 11

                                (НЦПИ)








     Принята Комитетом министров 9 сентября 1991 года

     Комитет министров в соответствии со статьей 15,  пункт b), Устава
Совета Европы,
     учитывая, что     благосостояние     и     интересы    детей    и
несовершеннолетних являются основными вопросами для любого общества;
     учитывая, что сексуальная эксплуатация детей и подростков в целях
наживы в виде порнографии, проституции и торговли людьми приняла новые
и угрожающие размеры на национальном и международном уровне;
     учитывая, что  сексуальный  опыт,  связанный  с  этим  социальным
явлением  часто  с ранним сексуальным злоупотреблением в семье или вне
ее,  может  быть  вреден  для  психосоциального  развития  ребенка   и
несовершеннолетнего;
     учитывая, что в  интересах  государств  -  членов  Совета  Европы
привести   в   соответствие   свое  национальное  законодательство  по
сексуальной эксплуатации детей и  несовершеннолетних,  чтобы  улучшить
координацию  и эффективность действий,  предпринятых на национальном и
международном уровне, для решения данной проблемы;
     ссылаясь на  Рекомендацию  1065  (1987)  Парламентской  Ассамблеи
Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской эксплуатации;
     помня о резолюции N 3 по сексуальной эксплуатации,  порнографии и
проституции и торговле детьми и несовершеннолетними  16-й  Конференции
министров юстиции Европы (Лиссабон, 1988 г.);
     ссылаясь на  рекомендацию  N  R  (85)  4  о  насилии   в   семье,
Рекомендацию N R (85) 11 о положении пострадавшего в рамках уголовного
права и процесса,  рекомендацию N R (87) 20 о социальных  реакциях  на
преступность несовершеннолетних и рекомендацию N R (89) 7,  касающуюся
принципов распространения  видеопродукции  насильственного,  жестокого
или порнографического содержания;
     имея в виду Конвенцию о защите прав человека  и  основных  свобод
(1950) и Европейскую социальную хартию (1961);
     также имея в виду Конвенцию ООН по правам  ребенка  (1989),
     I. Рекомендует  правительствам  государств  - членов пересмотреть
свое законодательство и практику с целью принятия по  необходимости  и
выполнения следующих мер:

                            A. ОБЩИЕ МЕРЫ:

                a) Осведомленность общества, обучение
                            и информация.

     1. Сделать   соответствующую    документацию    по    сексуальной
эксплуатации детей и несовершеннолетних доступной для родителей,  лиц,
опекающих малолетних, и других соответствующих групп и ассоциаций.
     2. Включить  в программы начального и среднего школьного обучения
информацию об опасности сексуальной эксплуатации  и  злоупотреблениях,
которым могут быть подвержены дети и несовершеннолетние,  и о том, как
они могут защититься сами.
     3. Содействовать осуществлению программ, нацеленных на дальнейшее
обучение   и   подготовку   тех,   кто   обязан   помогать   детям   и
несовершеннолетним    и    защищать   их   в   областях   образования,
здравоохранения,  социального обеспечения,  юстиции и  полиции,  чтобы
позволить  им  выявлять  случаи  сексуальной  эксплуатации  и  принять
необходимые меры.
     4. Ознакомить    общество    с    разрушительными   последствиями
сексуальной   эксплуатации,    которая    трансформирует    детей    и
несовершеннолетних    в    потребительские    объекты,   и   побуждать
общественность  к  принятию  участия  в  деятельности   ассоциаций   и
организаций, занимающихся этой проблемой.
     5. Побуждать средства массовой  информации  участвовать  в  общем
просвещении   по   этой   теме  и  принимать  соответствующие  правила
поведения.
     6. Пресекать и предупреждать любое злоупотребление изображением и
голосом ребенка в эротических целях.

                    b)   Сбор и обмен информацией.

       7. Побуждать  общественные  и  частные  организации  и  органы,
занимающиеся  детьми  и  несовершеннолетними,  которые  стали жертвами
любого  вида   сексуальной   эксплуатации,   хранить   соответствующую
статистическую  информацию  для  научных  целей  и уголовной политики,
уважая при этом анонимность и конфиденциальность.
     8. Поощрять сотрудничество между полицией и всеми общественными и
частыми   организациями,   занимающимися   делами    по    сексуальным
злоупотреблениям  в  семье  или  вне ее и различным формам сексуальной
эксплуатации.

                c) Профилактика, определение, помощь.

     9. Призывать  полицейские  службы   оказывать   особое   внимание
профилактике,   выявлению  и  расследованию  преступлений,  включающих
сексуальную эксплуатацию детей и несовершеннолетних,  и  предоставлять
им достаточные средства с этой целью.
     10. Содействовать   созданию    и    работе    специализированных
общественных  и  частных  служб для защиты детей и несовершеннолетних,
подвергающихся  риску,  чтобы  предупредить  и   выявить   все   формы
сексуальной эксплуатации.
     11. Поддерживать общественные и  частные  инициативы  на  местном
уровне,   чтобы   создать  центры  помощи  для  оказания  медицинской,
психологической,   социальной   или   правовой    помощи    детям    и
несовершеннолетним,   которые   подвергаются   опасности   сексуальной
эксплуатации или были ее жертвами.

               d) Уголовное право и уголовный процесс.

     12. Добиваться,  чтобы  оберегались  права  и  интересы  детей  и
несовершеннолетних в ходе процесса, уважая при этом права обвиняемых.
     13. Обеспечивать конфиденциальность записей в  ходе  судебного  и
административного  производства  и  уважение  прав  неприкосновенности
частной  жизни  детей  и  несовершеннолетних,   которые   подвергались
сексуальной   эксплуатации,  избегая,  в  частности,  раскрытия  любой
информации, которая может привести к их идентификации.
     14. Обеспечивать  особые условия при слушаниях с детьми,  которые
были пострадавшими или  свидетелями  сексуальной  эксплуатации,  чтобы
снизить   травматические   воздействия   таких   слушаний  и  повысить
достоверность их заявлений, уважая при этом их достоинство.
     15. Обеспечивать  по  соответствующей  схеме  компенсацию детям и
несовершеннолетним,  которые   были   пострадавшими   от   сексуальной
эксплуатации.
     16. Обеспечить  возможность  изъятия  и  конфискации  доходов  от
преступлений,  имеющих  отношение  к  сексуальной эксплуатации детей и
несовершеннолетних.

               B. МЕРЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ

     1. Предусмотреть  соответствующие   санкции,   учитывая   тяжесть
преступления,   совершенного   теми   лицами,   которые   участвуют  в
производстве и сбыте  любых  порнографических  материалов,  в  которых
фигурируют дети.
     2. Изучать целесообразность введения уголовных санкций просто  за
обладание детскими порнографическими материалами.
     3. Обеспечить,  в частности,  через международное  сотрудничество
выявление  фирм,  обществ  или лиц,  часто связанных с двумя или более
странами,  использующих  детей  для   производства   порнографического
материала.
     4. Предусмотреть информирование общественности, чтобы повысить ее
осведомленность  о  претворении уголовной политики,  числе обвинений и
осуждений по делам,  связанным с детской порнографией, обеспечивая при
этом анонимность детей и обвиняемых.


              C. МЕРЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ
                             ПРОСТИТУЦИИ

     1. Увеличить  материальные  и  людские ресурсы полицейских служб,
улучшить их методы  работы,  так  что  места,  где  может  наблюдаться
детская проституция, будут регулярно инспектироваться.
     2. Поощрять  и  поддерживать  организацию  мобильных  единиц   по
социальному  обеспечению для надзора и установления контакта с детьми,
в частности детьми с улицы, чтобы помочь им вернуться в свои семьи, и,
по возможности и необходимости, направлять их в соответствующие органы
для лечения, обучения или подготовки.
     3. Принять  более энергичные усилия с целью выявления и наказания
тех,   кто   поощряет   или   способствует   проституции   детей   или
несовершеннолетних или кто извлекает выгоду из нее, с одной стороны, и
от клиентов детской проституции, с другой Стороны.
     4. Создать  или  развить  особые  подразделения в полиции и,  при
необходимости,  усовершенствовать их методы работы,  чтобы бороться  с
поставками детей и несовершеннолетних.
     5. Отговаривать туристические агентства от развития  секс-туризма
в любой форме,  особенно посредством гласности, организуя консультации
между ними и общественными службами.
     6. Дать   приоритет   программам  профессиональной  подготовки  и
реинтеграции,  касающимся детей и несовершеннолетних,  которые  обычно
или от случая к случаю сами занимаются проституцией.


                 D. МЕРЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ТОРГОВЛИ ДЕТЬМИ
                        И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

     1. Контролировать деятельность артистических,  брачных агентств и
контор по усыновлению, чтобы следить за перемещением в странах и между
ними детей и несовершеннолетних,  предупреждать возможность того,  что
их вовлекут в проституцию и другие формы сексуальной эксплуатации.
     2. Иммиграционным  властям  и пограничной полиции усилить надзор,
чтобы быть уверенными в том,  что поездки детей за  границу,  особенно
без  сопровождения  их  родителей или опекуна,  не связаны с торговлей
людьми.
     3. Создать  средства и поддерживать уже существующие для защиты и
помощи жертвам торговли детьми и несовершеннолетними.

                      II. Международные аспекты

     Рекомендует правительствам государств - членов:
     1. Изучить  целесообразность  подписания и ратификации,  если они
еще не сделали этого:
     - Конвенции  ООН  о пресечении торговли людьми и эксплуатации или
проституции других (1950)
     - Гаагскую  конвенцию о юрисдикции,  применяемой правовой норме и
признании декретов, касающихся усыновления (1965)
     - Европейскую конвенцию по усыновлению детей (1967)
     - Конвенцию N  138  МОТ,  касающуюся  минимального  возраста  для
приема на работу (1973)
     - Конвенцию ООН о правах ребенка (1989).
     2. Ввести   правила   по   экстерриториальной  юрисдикции,  чтобы
разрешить   преследование   и   наказание   лиц,   которые   совершили
преступления,    связанные    с    половой   эксплуатацией   детей   и
несовершеннолетних за пределами  национальной  территории,  или,  если
приемлемо,  пересмотреть  существующие правила с этой целью и улучшить
международное сотрудничество в этой связи.
     3. Усилить  и  улучшить  обмен  информацией  между странами через
Интерпол для выявления и преследования правонарушителей,  связанных  с
сексуальной  эксплуатацией,  и,  в  частности,  с  торговлей  детьми и
несовершеннолетними, и тех, кто организует это.
     4. Установить    связи    с    международными   объединениями   и
организациями,    работающими    для    благосостояния     детей     и
несовершеннолетних,  чтобы  извлекать пользу из данных,  доступных для
них,  и обеспечивать,  если необходимо,  их сотрудничество в борьбе  с
сексуальной эксплуатацией.
     5. Сделать шаги  для  создания  европейского  регистра  пропавших
детей.

                     III. Приоритеты исследований

     Рекомендует правительствам    государств   -   членов   проводить
исследования  на  национальном  и  международном  уровне  в  следующих
областях:
     1. Характер и  размах  различных  форм  сексуальной  эксплуатации
детей и несовершеннолетних, особенно с учетом культуры.
     2. Природа педофилии и факторы,  способствующие  ей.
     3. Связь между усыновлением и сексуальной эксплуатацией.
     4. Связь   между   сексуальным   злоупотреблением   в   семье   и
проституцией.
     5. Характеристики,  роль и нужды клиентов детской  проституции  и
порнографии.
     6. Оценочные исследования профобучения  и  программ  реинтеграции
молодежи, вовлеченной в проституцию.
     7. Структура,   международные   сети,   взаимосвязи   и    доходы
секс-индустрии.
     8. Связи между секс-индустрией и оргпреступностью.
     9. Возможности   и  пределы  системы  уголовного  правосудия  как
средства  предупреждения  и  подавления  различных  форм   сексуальной
эксплуатации детей и несовершеннолетних.
     10. Эпидемиология,   причины   и   последствия    от    болезней,
передаваемых  половым путем,  у детей и несовершеннолетних,  анализ их
связей с сексуальными злоупотреблениями и эксплуатацией.