ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛИРИНГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 1 ОКТЯБРЯ 1991 Г. (Д) Введение Настоящее положение разработано в соответствии с Законами РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О предприятиях и предп- ринимательской деятельности", "О товарных биржах и биржевой торговле", "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" и постанов- лением ВС и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 г. "О неот- ложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние". 1. Понятие клирингового учреждения 1.1. Клиринг - система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. 1.2. Последовательность действий, обеспечивающих проведение кли- ринга по правилам, определенным Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, составляет клиринговые операции. 1.3. Клиринг осуществляется через банки или специально созданные расчетные центры, палаты, дома - клиринговые учреждения. Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в ка- честве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выда- ваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддер- живающих выполнение клиринга. 1.4. Основные цели создания клирингового учреждения: - ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кре- дитными учреждениями в Российской Федерации, с другими государствами; - повышение достоверности и надежности расчетов; - развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, кредитных карточек и др.); - наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков; - внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую систему; - создание современной информационной банковской структуры. Кли- ринговое учреждение, оснащенное программно-техническими комплек- сами, должно обеспечивать: - прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппа- ратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), спо- собов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом; - надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения; - контроль достоверности данных на всех этапах. Учредителями кли- рингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ и его учредители, другие юридические и физические лица, за исключением Советов народных депутатов всех уровней, их ис- полнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов Клиентами клирингового учреждения могут быть учредители клиринго- вого учреждения, а также привлекаемые в качестве таковых на договорной основе коммерческие банки, биржи и другие кредитные учреждения. 1.6. Организационная структура и управление клиринговым учрежде- нием в зависимости от формы собственности определяются действующими нормативноправовыми актами. Экономические принципы функционирования клирингового учреждения, образование и расходование фондов и средств, вопросы собственности на имущество, оказанные услуги, полученные доходы и прочее - определяются его уставом. 1.7. Клиринговые учреждения могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты своих интересов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и другим законодательным актам Российской Федерации. 1.8. Термин "клиринговый" ("расчетный") или иные словосочетания с использованием данного термина могут быть применены в фирменном наиме- новании или рекламных целях лишь юридическими лицами, имеющими лицен- зию на совершение расчетных (клиринговых)) операций. 1.9. Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными прог- раммно-техническими средствами и системами передачи данных, функциони- рующих на единой нормативно-правовой базе, образуют клиринговую систе- му. 2. Деятельность клирингового учреждения 2.1. Клиринговое учреждение создается на основе любой формы собс- твенности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. 2.2. Деятельность клирингового учреждения определяется его уста- вом и осуществляется на основании лицензии на совершение клиринговых операций, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации. После получения лицензии клиринговому учреждению в РКЦ ГУ ЦБ отк- рывается балансовый счет N 162 "Корреспондентские счета центров взаим- ных банковских расчетов", в самом клиринговом учреждении - счета кли- ентам. 2.3. Клиринговые операции, проводимые без лицензии ЦБ РФ, счита- ются недействительными, а полученный от них доход изымается в пользу государства. 2.4. Клиринговым учреждениям запрещено осуществлять посредничес- кую деятельность, деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, операции по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных, кредитных рисков и сделок в пре- делах, необходимых для гарантирования сделок и возмещения ущерба в случае их неисполнения, а также виды деятельности, в которых может быть использована конфиденциальная информация, циркулирующая в клирин- говой системе. 2.5. Надзор за деятельностью клирингового учреждения осуществляет Центральный банк России и его главное управления по месту нахождения клирингового учреждения. 2.6. Деятельность клирингового учреждения подлежит ежегодной про- верке аудиторскими организациями. 3. Операции, обеспечивающие проведение клиринга (состав клиринго- вых операций): - прием расчетных документов от клиентов клирингового учреждения в электронной форме по каналам связи; - ввод с автоматизированных рабочих мест расчетных документов с магнитных носителей (допускается использование документов на бумажных носителях в соответствии с "Положением о безналичных расчетах в Рос- сийской Федерации"); - идентификация и контроль поступающих расчетных документов на наличие банка-плательщика и банка-получателя в базе данных клирингово- го учреждения; - контроль на наличие заявленной к платежу суммы на счете бан- ка-плательщика; - открытие и ведение счетов клирингового учреждения по внутренним и внешним проводкам; - сортировка (адресование) первичных и результирующих расчетных документов для проводки и последующей рассылки; - осуществление проводок расчетных документов по счетам клиентов клирингового учреждения с зачетом взаимных платежей, формирование сводных авизо; - перерасчет валютного курса; - печать выписо по счетам клиентов на основании электронных про- тотипов; - подведение баланса по окончании операционного дня; - рассылка выписок по счетам клиентов, других отчетных документов (по каналам связи в электронной форме, на магнитных или бумажных носи- телях) клиентам и банкам корреспондентам в соответствии с регламентом обслуживания; - передача отчетных документов в учреждении ЦБ РФ в установленных формах, порядке и сроках. Конкретная реализация указанных операций определяется внутренними для клирингового учреждения "Правилами (технологией) проведения рас- четных (клиринговых) операций через клиринговое учреждение" с учетом требований ЦБ РФ к форматам передаваемых сообщений, методам и средс- твам защиты информации, шифрования, электронной подписки и т.д. 4. Банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга: - привлечение вкладов (депозитов) и предоставление краткосрочных кредитов по соглашению с заемщиком; - открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов; - осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-коррес- пондентов; - оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление ли- зинговых операций; - приобретение права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнение этих операций с дополни- тельным контролем за движением товаров (факторинг). Эти операции могут производиться как в рублях, так и в иностран- ной валюте при наличии соответствующей лицензии. 5. Учет и отчетность клирингового учреждения 5.1. Вопросы учета, контроля и отчетности определяются норматив- но-правовыми актами ЦБ РФ, в том числе: - положением о безналичных расчетах в Российской Федерации; - правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности в банках; - планом счетов бухгалтерского учета в банках; - указаниями по применению плана счетов бухгалтерского учета в банках. 5.2. Учет и отчетность клирингового учреждения ведется по плану счетов бухгалтерского учета в банках с ежедневным составлением баланса и отражением своих операций на корреспондентском счете и учреждении ЦБ РФ. 5.3. Клиринговое учреждение получает от своих клиентов установ- ленную ЦБ РФ и Министерством финансов РФ бухгалтерскую и статистичес- кую отчетность для решения задач клиринга и предоставления кредитов, а также для составления отчетности в ЦБ РФ, в том числе связанную с рас- четом риска. 5.4. Клиринговое учреждение представляет в ЦБ Российской Федера- ции статистическую и бухгалтерскую отчетность по формам и в срок, ус- тановленные для коммерческих банков. 6. Взаимодействие клирингового учреждения с учреждениями ЦБ РФ, клиентами, банками-корреспондентами и другими клиринговыми учреждениями 6.1. Взаимодействие клирингового учреждения со своими клиентами, банками-корреспондентами и другими клиринговыми учреждениями, права и обязанности сторон, принципы организации их взаимоотношений определя- ются уставом клирингового учреждения и на основе договоров. 6.2. Взаимодействие клирингового учреждения с учреждениями ЦБ РФ, а также на межгосударственном уровне определяются "Положением о безна- личных расчетах в Российской Федерации". 7. Порядок открытия клиринговым учреждением филиалов 7.1. Клиринговое учреждение, получившее лицензию ЦБ РФ, имеет право открывать филиалы на территории Российской Федерации и за грани- цей. Филиалы действуют как юридические лица в соответствии с положени- ем о них собственный баланс, который входит в баланс клирингового уч- реждения. Филиалы клирингового учреждения открывают субкорреспондент- ские счета с разрешения главного управления ЦБ РФ по месту их предпо- лагаемого нахождения, согласованного с главным управлением ЦБ РФ по месту нахождения клирингового учреждения. Создание филиалов за границей регулируется законодательством Рос- сийской Федерации. 7.2. Клиринговое учреждение для открытия филиала представляет Центральному банку РФ следующие документы: мотивированную заявку, про- токол (или выписку) с решением о создании филиала, сведения о профес- сиональной пригодности руководителя филиала и главного бухгалтера, но- тариально заверенные - положение о филиале, копию устава клирингового учреждения. 7.3. Деятельность филиала не должна противоречить действующему законодательству, уставу клирингового учреждения и выходить за рамки операций клирингового учреждения, зафиксированных лицензиях. 7.4. Филиал клирингового учреждения получает лицензию на соверше- ние клиринговых операций в порядке, установленном для клирингового уч- реждения. 8. Ответственность клирингового учреждения 8.1. Клиринговому учреждению, допускающему недостатки в работе и нарушения правил проведения операций, перечисленных в п.п.3,4 данного положения, Главное управление ЦБ РФ, на которое возложен надзор за их деятельностью, имеет право применять различные меры, воздействия: - направлять своих представителей в клиринговое учреждение для выяснения причин имеющихся недостатков и выработки предложений по их устранению; - давать рекомендации руководству клирингового учреждения о воз- можных путях устранения недостатков; - предъявлять требования к высшему органу руководства клирингово- го учреждения в принятии мер по устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей клирингового учреждения; - вносить на рассмотрение совета директоров ЦБ РФ предложений о приостановлении действия лицензии, введении ограничений на проведение клиринговых операций, отзыве лицензии. 8.2. Лицензия может быть отозвана или введены ограничения на про- ведение операций в следующих случаях: - обнаружение недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия; - предоставление недостоверных или вводящих в заблуждение балан- совых данных, статистической отчетности и других сведений, или непре- доставление требуемых данных; - задержка начала деятельности клирингового учреждения более чем на один год с даты получения лицензии на клиринговые операции; - осуществление банковских операций, выходящих за пределы предос- тавленной лицензии; - нарушение безопасности проведения клиринговых операций. 8.3. Клиринговое учреждение предоставляет своим клиентам гарантии своевременности проведения расчетов, передачи расчетно-денежных доку- ментов, выписок по счетам, достоверности сформированных документов. 8.4. Юридическая и финансовая ответственность сторон, порядок разрешения споров (клирингового учреждения и его клиентов)) регулиру- ются договором. Споры по договору разрешаются арбитражным судом в установленном порядке. 8.5. Ответственность клирингового учреждения перед государствен- ными органами (Министерство финансов, налоговой инспекцией и др.) оп- ределяется действующим законодательством. 9. Прекращение деятельности клирингового учреждения 9.1. Деятельность клирингового учреждения на основании решения высшего органа управления клиринговым учреждением о ликвидации учреж- дения. Ликвидация клирингового учреждения осуществляется в порядке, пре- дусмотренном уставом клирингового учреждения. 9.2. Отзыв лицензии на совершение клиринговых операций не дейс- твует как решение о ликвидации клирингового учреждения. Без лицензии клиринговое учреждение может работать по своим огра- ниченным функциям, определяемым в уставе. 10. Порядок разрешения противоречий между настоящим положением и уставом клирингового учреждения Противоречия между настоящим положением и уставом клирингового учреждения разрешаются Центральным банком России при выдаче лицензии на совершение клиринговых операций. |