ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛИРИНГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Положение. Центральный банк РФ (ЦБР). 01.10.91

             ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛИРИНГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                          1 ОКТЯБРЯ 1991 Г.

                                 (Д)


                               Введение

     Настоящее положение  разработано  в соответствии с Законами РСФСР
"О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О предприятиях и предп-
ринимательской деятельности", "О товарных биржах и биржевой торговле",
"Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" и постанов-
лением ВС и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 г. "О неот-
ложных мерах по улучшению расчетов в народном  хозяйстве  и  повышении
ответственности предприятий за их финансовое состояние".

     1. Понятие клирингового учреждения

     1.1. Клиринг - система безналичных расчетов, основанная на зачете
взаимных требований и обязательств.
     1.2. Последовательность действий,  обеспечивающих проведение кли-
ринга по правилам,  определенным Положением о безналичных  расчетах  в
Российской Федерации, составляет клиринговые операции.
     1.3. Клиринг осуществляется через банки или специально  созданные
расчетные центры, палаты, дома - клиринговые учреждения.
     Клиринговое учреждение - это организация,  являющаяся юридическим
лицом  по законодательству Российской Федерации,  заявившая себя в ка-
честве центра взаимных расчетов,  которой на основании лицензии, выда-
ваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые)
операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддер-
живающих выполнение клиринга.
     1.4. Основные цели создания клирингового учреждения:
     - ускорение  и  оптимизация расчетов между банками и другими кре-
дитными учреждениями в Российской Федерации, с другими государствами;
     - повышение достоверности и надежности расчетов;
     - развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов  (чеков,
векселей, кредитных карточек и др.);
     - наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов
банков;
     - внедрение  современных  международных  технологий,  стандартов,
протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую систему;
     - создание современной информационной банковской структуры.  Кли-
     ринговое учреждение, оснащенное программно-техническими комплек-
сами, должно обеспечивать:
     - прием,  передачу данных по каналам связи с использованием аппа-
ратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись),  спо-
собов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;
     - надежную многоуровневую защиту данных  от  несанкционированного
доступа,  использования, искажения и фальсификации на этапах обработки
и хранения;
     - контроль достоверности данных на всех этапах. Учредителями кли-
     рингового учреждения могут быть коммерческие банки,
Центральный банк РФ и его учредители,  другие юридические и физические
лица,  за исключением Советов народных депутатов всех уровней,  их ис-
полнительных  органов,  политических  организаций и специализированных
общественных фондов
     Клиентами клирингового учреждения могут быть учредители клиринго-
вого учреждения, а также привлекаемые в качестве таковых на договорной
основе коммерческие банки, биржи и другие кредитные учреждения.
     1.6. Организационная структура и управление клиринговым  учрежде-
нием  в  зависимости  от формы собственности определяются действующими
нормативноправовыми актами.
     Экономические принципы  функционирования клирингового учреждения,
образование и расходование фондов и средств,  вопросы собственности на
имущество, оказанные услуги, полученные доходы и прочее - определяются
его уставом.
     1.7. Клиринговые учреждения могут образовывать союзы,  ассоциации
и иные объединения для координации своей  деятельности,  защиты  своих
интересов  и  осуществления  совместных программ,  если их создание не
противоречит требованиям антимонопольного законодательства  Российской
Федерации и другим законодательным актам Российской Федерации.
     1.8. Термин "клиринговый" ("расчетный") или иные словосочетания с
использованием данного термина могут быть применены в фирменном наиме-
новании или рекламных целях лишь юридическими лицами,  имеющими лицен-
зию на совершение расчетных (клиринговых)) операций.
     1.9. Сеть клиринговых учреждений,  оснащенных современными  прог-
раммно-техническими средствами и системами передачи данных, функциони-
рующих на единой нормативно-правовой базе, образуют клиринговую систе-
му.

     2. Деятельность клирингового учреждения

     2.1. Клиринговое учреждение создается на основе любой формы собс-
твенности,  предусмотренной законодательством Российской Федерации,  и
осуществляет свою деятельность на коммерческой основе.
     2.2. Деятельность клирингового учреждения определяется его  уста-
вом  и  осуществляется на основании лицензии на совершение клиринговых
операций, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации.
     После получения лицензии клиринговому учреждению в РКЦ ГУ ЦБ отк-
рывается балансовый счет N 162 "Корреспондентские счета центров взаим-
ных банковских расчетов",  в самом клиринговом учреждении - счета кли-
ентам.
     2.3. Клиринговые операции,  проводимые без лицензии ЦБ РФ, счита-
ются недействительными,  а полученный от них доход изымается в  пользу
государства.
     2.4. Клиринговым учреждениям запрещено осуществлять  посредничес-
кую  деятельность,  деятельность  в сфере материального производства и
торговли материальными ценностями, операции по страхованию всех видов,
за исключением страхования валютных,  кредитных рисков и сделок в пре-
делах,  необходимых для гарантирования сделок и  возмещения  ущерба  в
случае  их  неисполнения,  а также виды деятельности,  в которых может
быть использована конфиденциальная информация, циркулирующая в клирин-
говой системе.
     2.5. Надзор за деятельностью клирингового учреждения осуществляет
Центральный  банк  России и его главное управления по месту нахождения
клирингового учреждения.
     2.6. Деятельность клирингового учреждения подлежит ежегодной про-
верке аудиторскими организациями.

     3. Операции, обеспечивающие проведение клиринга (состав клиринго-
        вых операций):

     - прием  расчетных документов от клиентов клирингового учреждения
в электронной форме по каналам связи;
     - ввод  с  автоматизированных рабочих мест расчетных документов с
магнитных носителей (допускается использование документов на  бумажных
носителях  в  соответствии с "Положением о безналичных расчетах в Рос-
сийской Федерации");
     - идентификация  и  контроль  поступающих расчетных документов на
наличие банка-плательщика и банка-получателя в базе данных клирингово-
го учреждения;
     - контроль на наличие заявленной к платежу суммы  на  счете  бан-
ка-плательщика;
     - открытие и ведение счетов клирингового учреждения по внутренним
и внешним проводкам;
     - сортировка (адресование) первичных и  результирующих  расчетных
документов для проводки и последующей рассылки;
     - осуществление проводок расчетных документов по счетам  клиентов
клирингового  учреждения  с  зачетом  взаимных платежей,  формирование
сводных авизо;
     - перерасчет валютного курса;
     - печать выписо по счетам клиентов на основании электронных  про-
тотипов;
     - подведение баланса по окончании операционного дня;
     - рассылка выписок по счетам клиентов, других отчетных документов
(по каналам связи в электронной форме, на магнитных или бумажных носи-
телях)  клиентам и банкам корреспондентам в соответствии с регламентом
обслуживания;
     - передача отчетных документов в учреждении ЦБ РФ в установленных
формах, порядке и сроках.
     Конкретная реализация указанных операций определяется внутренними
для клирингового учреждения "Правилами (технологией)  проведения  рас-
четных  (клиринговых)  операций через клиринговое учреждение" с учетом
требований ЦБ РФ к форматам передаваемых сообщений,  методам и  средс-
твам защиты информации, шифрования, электронной подписки и т.д.

     4. Банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга:

     - привлечение  вкладов (депозитов) и предоставление краткосрочных
кредитов по соглашению с заемщиком;
     - открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
     - осуществление расчетов по поручению клиентов  и  банков-коррес-
пондентов;
     - оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление ли-
зинговых операций;
     - приобретение права требования по поставке  товаров  и  оказанию
услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассировать эти
требования (форфейтинг),  а также выполнение этих операций с  дополни-
тельным контролем за движением товаров (факторинг).
     Эти операции могут производиться как в рублях,  так и в иностран-
ной валюте при наличии соответствующей лицензии.

     5. Учет и отчетность клирингового учреждения

     5.1. Вопросы учета,  контроля и отчетности определяются норматив-
но-правовыми актами ЦБ РФ, в том числе:
     - положением о безналичных расчетах в Российской Федерации;
     - правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности в банках;
     - планом счетов бухгалтерского учета в банках;
     - указаниями по применению плана счетов  бухгалтерского  учета  в
банках.
     5.2. Учет и отчетность клирингового учреждения ведется  по  плану
счетов бухгалтерского учета в банках с ежедневным составлением баланса
и отражением своих операций на корреспондентском счете и учреждении ЦБ
РФ.
     5.3. Клиринговое учреждение получает от своих  клиентов  установ-
ленную  ЦБ РФ и Министерством финансов РФ бухгалтерскую и статистичес-
кую отчетность для решения задач клиринга и предоставления кредитов, а
также для составления отчетности в ЦБ РФ, в том числе связанную с рас-
четом риска.
     5.4. Клиринговое  учреждение представляет в ЦБ Российской Федера-
ции статистическую и бухгалтерскую отчетность по формам и в срок,  ус-
тановленные для коммерческих банков.

     6. Взаимодействие  клирингового  учреждения с учреждениями ЦБ РФ,
         клиентами,  банками-корреспондентами и  другими  клиринговыми
         учреждениями

     6.1. Взаимодействие  клирингового учреждения со своими клиентами,
банками-корреспондентами и другими клиринговыми учреждениями,  права и
обязанности сторон,  принципы организации их взаимоотношений определя-
ются уставом клирингового учреждения и на основе договоров.
     6.2. Взаимодействие клирингового учреждения с учреждениями ЦБ РФ,
а также на межгосударственном уровне определяются "Положением о безна-
личных расчетах в Российской Федерации".

     7. Порядок открытия клиринговым учреждением филиалов

     7.1. Клиринговое  учреждение,  получившее  лицензию ЦБ РФ,  имеет
право открывать филиалы на территории Российской Федерации и за грани-
цей. Филиалы действуют как юридические лица в соответствии с положени-
ем о них собственный баланс,  который входит в баланс клирингового уч-
реждения.  Филиалы клирингового учреждения открывают субкорреспондент-
ские счета с разрешения главного управления ЦБ РФ по месту их  предпо-
лагаемого  нахождения,  согласованного  с главным управлением ЦБ РФ по
месту нахождения клирингового учреждения.
     Создание филиалов за границей регулируется законодательством Рос-
сийской Федерации.
     7.2. Клиринговое  учреждение  для  открытия  филиала представляет
Центральному банку РФ следующие документы: мотивированную заявку, про-
токол (или выписку) с решением о создании филиала,  сведения о профес-
сиональной пригодности руководителя филиала и главного бухгалтера, но-
тариально заверенные - положение о филиале,  копию устава клирингового
учреждения.
     7.3. Деятельность  филиала  не  должна противоречить действующему
законодательству,  уставу клирингового учреждения и выходить за  рамки
операций клирингового учреждения, зафиксированных лицензиях.
     7.4. Филиал клирингового учреждения получает лицензию на соверше-
ние клиринговых операций в порядке, установленном для клирингового уч-
реждения.

     8. Ответственность клирингового учреждения

     8.1. Клиринговому учреждению,  допускающему недостатки в работе и
нарушения правил проведения операций,  перечисленных в п.п.3,4 данного
положения,  Главное управление ЦБ РФ, на которое возложен надзор за их
деятельностью, имеет право применять различные меры, воздействия:
     - направлять своих представителей в  клиринговое  учреждение  для
выяснения  причин  имеющихся недостатков и выработки предложений по их
устранению;
     - давать  рекомендации руководству клирингового учреждения о воз-
можных путях устранения недостатков;
     - предъявлять требования к высшему органу руководства клирингово-
го учреждения в принятии мер по устранению  нарушений  в  определенные
сроки, включая замену руководителей клирингового учреждения;
     - вносить на рассмотрение совета директоров ЦБ РФ  предложений  о
приостановлении действия лицензии,  введении ограничений на проведение
клиринговых операций, отзыве лицензии.
     8.2. Лицензия может быть отозвана или введены ограничения на про-
ведение операций в следующих случаях:
     - обнаружение недостоверных сведений, на основании которых выдана
лицензия;
     - предоставление  недостоверных или вводящих в заблуждение балан-
совых данных,  статистической отчетности и других сведений, или непре-
доставление требуемых данных;
     - задержка начала деятельности клирингового учреждения более  чем
на один год с даты получения лицензии на клиринговые операции;
     - осуществление банковских операций, выходящих за пределы предос-
тавленной лицензии;
     - нарушение безопасности проведения клиринговых операций.
     8.3. Клиринговое учреждение предоставляет своим клиентам гарантии
своевременности проведения расчетов,  передачи расчетно-денежных доку-
ментов, выписок по счетам, достоверности сформированных документов.
     8.4. Юридическая и  финансовая  ответственность  сторон,  порядок
разрешения  споров (клирингового учреждения и его клиентов)) регулиру-
ются договором.
     Споры по  договору  разрешаются арбитражным судом в установленном
порядке.
     8.5. Ответственность  клирингового учреждения перед государствен-
ными органами (Министерство финансов,  налоговой инспекцией и др.) оп-
ределяется действующим законодательством.

     9. Прекращение деятельности клирингового учреждения

     9.1. Деятельность  клирингового  учреждения  на основании решения
высшего органа управления клиринговым учреждением о ликвидации  учреж-
дения.
     Ликвидация клирингового учреждения осуществляется в порядке, пре-
дусмотренном уставом клирингового учреждения.
     9.2. Отзыв лицензии на совершение клиринговых операций  не  дейс-
твует как решение о ликвидации клирингового учреждения.
     Без лицензии клиринговое учреждение может работать по своим огра-
ниченным функциям, определяемым в уставе.

     10. Порядок  разрешения противоречий между настоящим положением и
         уставом клирингового учреждения

     Противоречия между настоящим положением  и  уставом  клирингового
учреждения  разрешаются  Центральным банком России при выдаче лицензии
на совершение клиринговых операций.