ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Договор. Президент РФ. 31.03.92

                               ДОГОВОР
            О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ
          МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК
                    В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                               ДОГОВОР

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                           31 марта 1992 г.


                                 (Д)


     Мы, полномочные представители федеральных органов государственной
власти  Российской  Федерации  и органов власти суверенных республик в
составе Российской Федерации,
     проявляя уважение   к   истории,  традициям,  культуре,  языку  и
национальному достоинству народов Российской Федерации,
     признавая свою    ответственность   за   сохранение   исторически
сложившегося государственного единства народов  Российской  Федерации,
целостности составляющих ее республик и территорий,
     ставя целью достижение и  укрепление  межнационального  согласия,
доверия и взаимопонимания,
     реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо
от национальной принадлежности и территории проживания,  а также право
народов на самоопределение,
     стремясь к  качественному  обновлению  федеративных  отношений на
основе  добровольного  распределения  полномочий  и  эффективного   их
осуществления,
     исходя из  того,  что  в   пределах   своих   полномочий   органы
государственной   власти  республик  в  составе  Российской  Федерации
самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,
     руководствуясь Декларацией    о    государственном   суверенитете
республик   в   составе   Российской   Федерации,    Декларациями    о
государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации,
решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации  по  вопросам
федеративного   устройства   и  федеративных  отношений  в  Российской
Федерации,
     договорились о нижеследующем:

     Статья 1.

     1. К   ведению   федеральных   органов   государственной   власти
Российской Федерации относятся:
     а) принятие   и  изменение  Конституции  Российской  Федерации  и
федеральных законов, контроль за их соблюдением;
     б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
     в) регулирование   прав   и   свобод   человека   и   гражданина,
регулирование  и  защита  прав  национальных  меньшинств;  гражданство
Российской Федерации;
     г) установление  системы  федеральных  органов   законодательной,
исполнительной   и   судебной   власти,   порядка   их  организации  и
деятельности; формирование федеральных государственных органов;
     д) федеральная государственная собственность и управление ею;
     е) установление   основ   федеральной   политики   и  федеральные
программы в области государственного,  экономического, экологического,
социального,   культурного   и  национального  развития  в  Российской
Федерации;
     ж) установление   правовых   основ   единого  рынка;  финансовое,
валютное,  кредитное,  таможенное  регулирование,  денежная   эмиссия,
основы  ценовой  политики;  федеральные экономические службы,  включая
федеральные банки;
     з) федеральный  бюджет;  федеральные налоги и сборы;  федеральные
фонды регионального развития;
     и) федеральные   энергетические   системы,   ядерная  энергетика,
расщепляющиеся  материалы;  федеральные  транспорт,  пути   сообщения,
информация и связь; деятельность в космосе;
     к) внешняя  политика   и   международные   отношения   Российской
Федерации;  международные договоры Российской Федерации; вопросы войны
и мира;
     л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
     м) оборона  и безопасность;  оборонное производство;  определение
порядка продажи и  покупки  оружия,  боеприпасов,  военной  техники  и
другого  военного  имущества;  производство расщепляющихся материалов,
ядовитых веществ; наркотических средств и порядок их использования;
     н) статус и защита государственной границы,  территориальных вод,
воздушного пространства,  экономической зоны и континентального шельфа
Российской Федерации;
     о) судоустройство;            прокуратура;             уголовное,
уголовно-процессуальное  и  уголовно-исполнительное  законодательство;
амнистия  и  помилование;  гражданское,  гражданско-процессуальное   и
арбитражно-процессуальное законодательство;
     п) федеральное коллизионное право;
     р) метеорологическая  службы,  стандарты,  эталоны,   метрическая
система  и  исчисление  времени;  геодезия и картография;  официальный
статистический и бухгалтерский учет;
     с) государственные   награды   и   почетные   звания   Российской
Федерации;
     т) федеральная государственная служба.
     2. Органы  власти  республик  в  составе   Российской   Федерации
участвуют  в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах,
установленных  Конституцией  Российской   Федерации   и   федеральными
законами.
     3. Республикам  в  составе  Российской  Федерации   гарантируется
представительство   в   федеральных   органах  государственной  власти
Российской Федерации.

     Статья II.

     1. К  совместному  ведению  федеральных  органов  государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти республик
в составе Российской Федерации относятся:
     а) обеспечение  соответствия  конституций  и  законов республик в
составе  Российской  Федерации  Конституции   и   законам   Российской
Федерации;
     б) защита прав и свобод человека и гражданина,  прав национальных
меньшинств;   обеспечение   законности,   правопорядка,   общественной
безопасности; режим пограничных зон;
     в) разграничение государственной собственности;
     г) природопользование,  охрана  окружающей  среды  и  обеспечение
экологической безопасности;  особо  охраняемые  природные  территории;
охрана памятников истории и культуры;
     д) общие  вопросы  воспитания,  образования,   науки,   культуры,
физической культуры и спорта;
     е) координация   вопросов    здравоохранения,    защита    семьи,
материнства,   отцовства   и   детства;   социальная  защита,  включая
социальное обеспечение;
     ж) проведение  мер борьбы с катастрофами,  стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий;
     з) установление общих принципов налогообложения и сборов;
     и) административное,   административно-процессуальное,  трудовое,
семейное,  земельное,  жилищное,  водное,   лесное   законодательство;
законодательство  о  недрах,  об  охране  окружающей  среды;  правовое
регулирование интеллектуальной собственности;
     к) судоустройство; адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных
органов;
     л) защита  исконной  среды  обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей;
     м) установление     общих    принципов    организации    местного
самоуправления.
     2. По   вопросам,   указанным   в   пункте  1  настоящей  статьи,
федеральные органы государственной власти Российской Федерации  издают
Основы  законодательства,  в  соответствии  с  которыми  органы власти
республик в  составе  Российской  Федерации  осуществляют  собственное
правовое  регулирование,  включая  принятие  законов  и  иных правовых
актов.
     3. Законопроекты  по  предметам совместного ведения,  указанным в
пункте  1  настоящей  статьи,  направляются  республикам   в   составе
Российской     Федерации,    соответствующие    предложения    которых
рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации.

     Статья III.

     1. Республики  (государства)  в  составе   Российской   Федерации
обладают     всей     полнотой    государственной    (законодательной,
исполнительной,  судебной)  власти  на  своей  территории.  кроме  тех
полномочий,  которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов
государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим
Договором.   Территория  и  статус  республики  в  составе  Российской
Федерации не могут быть изменены без ее согласия.
     2. Республики    в    составе   Российской   Федерации   являются
самостоятельными  участниками  международных   и   внешнеэкономических
отношений,  соглашений  с  другими  республиками,  краями,  областями,
автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если
это  не  противоречит  Конституции  и  законам  Российской  Федерации,
настоящему Договору.  Координация международных и  внешнеэкономических
отношений  республик  в  составе  Российской  Федерации осуществляется
федеральными  органами  государственной  власти  Российской  Федерации
совместно с республиками в составе Российской Федерации.
     3. Земля и ее недра,  воды,  растительный и животный мир являются
достоянием   (собственностью)   народов,   проживающих  на  территории
соответствующих   республик.   Вопросы   владения,    пользования    и
распоряжения землей,  недрами,  водными и другими природными ресурсами
регулируются  Основами   законодательства   Российской   Федерации   и
законодательством   республик   в  составе  Российской  Федерации.  По
взаимной договоренности  федеральных  органов  государственной  власти
Российской  Федерации  и  органов  государственной  власти республик в
составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных
ресурсов.
     4. В случае,  если чрезвычайное положение  вводится  федеральными
органами  государственной  власти  Российской  Федерации на территории
республики в составе Российской Федерации,  необходимо предварительное
согласие   органов   государственной   власти  этой  республики.  Если
обстоятельства,  служащие  основанием   для   введения   чрезвычайного
положения,  затрагивают  территорию  только одной республики в составе
Российской Федерации,  чрезвычайное положение в этой республике  может
быть   введено  органами  государственной  власти  этой  республики  с
немедленным уведомлением Президента Российской Федерации и  Верховного
Совета   Российской   Федерации  и  осуществляется  в  соответствии  с
федеральным законом.

     Статья IV.

     1 Федеральные органы государственной власти Российской  Федерации
по  соглашению  с  органами  власти  республики  в  составе Российской
Федерации могут передавать  этим  органам  осуществление  части  своих
полномочий.
     2. Органы власти республик  в  составе  Российской  Федерации  по
соглашению  с  федеральными органами государственной власти Российской
Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

     Статья V.

     1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации
и  органы  власти  республики в составе Российской Федерации исполняют
федеральные  законы  и  иные  правовые  акты  Российской  Федерации  в
республике  в  составе  Российской Федерации в порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации.
     2. Юридические  документы,  выданные  органами  власти Российской
Федерации,  республики  в  составе  Российской  Федерации  в  пределах
полномочий этих органов,  учреждений и должностных лиц,  признаются на
всей территории Российской Федерации.

     Статья VI.

     1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации
не  могут  издавать  правовые  акты по вопросам,  отнесенным к ведению
органов  государственной  власти  республики  в   составе   Российской
Федерации.  В  случае  издания  органами  власти  республики в составе
Российской  Федерации  законов,  иных  правовых  актов  по   вопросам,
отнесенным    к    исключительному    ведению    федеральных   органов
государственной власти Российской Федерации,  применяются  федеральные
законы.
     2. Отношения между федеральными органами  государственной  власти
Российской  Федерации  и  органами  государственной власти республик в
составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской
Федерации,    конституций   республик,   взаимоуважения   и   взаимной
ответственности.  Споры  разрешаются  с  обязательным   использованием
согласительных   процедур  в  порядке,  установленном  Конституцией  и
законами Российской Федерации.
     3. Споры по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по
вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соответствии со
статьей  II  настоящего  Договора,  разрешаются  Конституционным Судом
Российской Федерации.

     Статья VII.

     Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения
и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

     Статья VIII.

     Настоящий Договор  вступает  в силу со дня его подписания.  После
его одобрения  Съездом  народных  депутатов  Российской  Федерации  он
становится  составной  частью  (самостоятельным  разделом) Конституции
Российской Федерации. Изменения и дополнения в этот раздел Конституции
Российской   Федерации   вносятся   с  согласия  республик  в  составе
Российской Федерации, подписавших настоящий Договор.
     Каждая республика  в  составе  Российской  Федерации сохраняет за
собой право как подписать настоящий Договор,  так и регулировать  свои
отношения   по   разграничению   полномочий  с  федеральными  органами
государственной  власти  Российской   Федерации   в   соответствии   с
Конституцией  Российской  Федерации  и  Конституцией этой республики в
составе Российской Федерации.

г.Москва, 31 марта 1992 г.

Настоящий Договор подписан полномочными представителями:
Республики Адыгея
Республики Башкортостан
Республики Бурятия
Республики Горный Алтай
Республики Дагестан
Кабардино-Балкарской Республики
Республики Калмыкия - Хальмг Тангч
Карачаево-Черкесской советской социалистической республики
Республики Карелия
Коми советской социалистической республики
Марийской советской  социалистической республики -
Республики Марий Эл
Мордовской советской социалистической республики
Республики Саха (Якутия)
Северо-Осетинской советской социалистической республики
Республики Тува
Удмуртской республики
Республики Хакасия
Чувашской республики - Чаваш республики
Российской Федерации


                  ПРОТОКОЛ К ФЕДЕРАТИВНОМУ ДОГОВОРУ

     Мы, представители республик в составе Российской Федерации,  имея
полномочия на подписание парафированного 13 марта 1992 года в г.Москве
Федеративного  договора,  доводим до сведения органов власти,  что при
рассмотрении  парафированного  Федеративного  договора  на  совместном
совещании  30  марта 1992 г.  пришли к согласию в том,  что,  реализуя
положение  п.3  ст.1  Федеративного  договора,  необходимо  обеспечить
предоставление  не  менее  50  процентов мест в одной из палат высшего
законодательного органа Российской Федерации представителям  республик
в составе Российской Федерации, автономных областей и округов.