О ПОРЯДКЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКОВ ЗА УЩЕРБ, НАНОСИМЫЙ РЫБНЫМ ЗАПАСАМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОЗАБОРОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 2 июля 1992 г. N 02-52/869 (Д) В Комитет рыбного хозяйства и Росрыбвод обращаются водопользователи с просьбой пересмотреть положения пункта I Методики подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 12 июля 1974 г.N 30-2-02 по согласованию с Министерством финансов СССР, в соответствии с которым при подсчете ущерба молодь рыб, беспозвоночных, а также детеныши зверя принимаются за промысловую особь, в то время как при подсчете ущерба от гибели икры и личинок учитываются коэффициенты промыслового возврата. Водопользователи настаивают на применении коэффициентов промыслового возврата от всех стадий развития, в том числе и от молоди. Комитет рыбного хозяйства с участием научных рыбохозяйственных организаций рассмотрел указанный вопрос и считает возможным внести коррективы в пункт 1 Методики. ВНИРО поручено проработать материалы по уточнению коэффициентов промыслового возврата рыб по водоемам Российской Федерации. До уточнения этих коэффициентов Комрыбхозом устанавливается порядок, в соответствии с которым подсчет ущерба в случае гибели молоди рыб, беспозвоночных и детенышей зверя ведется с учетом коэффициентов промыслового возврата. При подсчете ущерба могут быть использованы коэффициенты промыслового возврата, имеющиеся в рыбохозяйственных институтах системы Комрыбхоза, организациях Росрыбхоза, а также табличные коэффициенты Приложения 5 "Временной методики оценки ущерба, наносимой рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах" (1989 г.). Одновременно Комитет рыбного хозяйства рассмотрел поднимаемый водопользователями вопрос о порядке применения СНиПа 2.06.07-87, согласно которому эффективность рыбозащитных устройств на водозаборных сооружениях должна быть не менее 70% для промысловых рыб размером более 12 мм. Такая эффективность установлена в СНиПе в связи с невозможностью технически обеспечить на современном этапе полную (100%) защиту молоди рыб от попадания в водозаборы, в то время как по логическим требованиям конструкция водозаборов должна гарантировать полное предотвращение гибели молоди рыб в водозаборных сооружениях. В связи с этим органы рыбоохраны должны руководствоваться следующим. Иски не должны предъявляться, если водозаборы обеспечивают эффективность защиты согласно требованиям СНиПа 2.06.07-87 при условии документально подтвержденных данных о том, что остальные 30% были компенсированы ранее при строительстве и вводе этих водозаборов в эксплуатацию. В случае, если компенсационные рыбоводно-мелиоративные объекты не построены и не введены в эксплуатацию, иски на возмещение ущерба должны предъявляться в обязательном порядке с учетом всей погибшей в водозаборе рыбы. Иски по возмещению ущерба, наносимого рыбным запасам при эксплуатации водозаборов, должны предъявляться в полном объеме в случаях, когда: 1. Водозабор не оборудован никаким рыбозащитным устройством. 2. Водозабор оборудован примитивным (без проекта) низкоэффективным РЗУ. 3. Рабочие органы специального (по проекту) РЗУ (в целом или частично) находятся в нерабочем состоянии. 4. РЗУ работает не в проектном режиме. 5. РЗУ, находясь в рабочем состоянии, при работе в проектном режиме не обеспечивает нормативной эффективности. По объектам, указанным в пункте 5, до предъявления исков необходимо провести работы по определению эффективности РЗУ: результат довести до сведения руководства предприятия (организации), на балансе которого находится водозабор, потребовав установления минимальных сроков реконструкции или замены РЗУ. В случае невыполнения мероприятий в согласованные с органами рыбоохраны сроки, водопользователям должны предъявляться иски по возмещению наносимого ущерба. Примите настоящие указания к сведению и исполнению. Председатель Комитета В.Ф.Корельский |