О ПОРЯДКЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКОВ ЗА УЩЕРБ, НАНОСИМЫЙ РЫБНЫМ ЗАПАСАМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОЗАБОРОВ. Письмо. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ). 02.07.92 02-52/869

                О ПОРЯДКЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКОВ ЗА УЩЕРБ,
              НАНОСИМЫЙ РЫБНЫМ ЗАПАСАМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
                             ВОДОЗАБОРОВ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

                            2 июля 1992 г.
                             N 02-52/869

                                 (Д)


     В Комитет    рыбного    хозяйства    и    Росрыбвод    обращаются
водопользователи  с  просьбой пересмотреть положения пункта I Методики
подсчета ущерба,  нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения
Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, утвержденной Министерством
рыбного хозяйства СССР 12 июля 1974  г.N  30-2-02  по  согласованию  с
Министерством  финансов  СССР,  в  соответствии с которым при подсчете
ущерба молодь рыб,  беспозвоночных, а также детеныши зверя принимаются
за  промысловую  особь,  в  то время как при подсчете ущерба от гибели
икры и личинок учитываются коэффициенты промыслового возврата.
     Водопользователи настаивают     на    применении    коэффициентов
промыслового возврата от всех  стадий  развития,  в  том  числе  и  от
молоди.
     Комитет рыбного хозяйства с  участием  научных  рыбохозяйственных
организаций  рассмотрел  указанный  вопрос  и считает возможным внести
коррективы в пункт 1 Методики.
     ВНИРО поручено  проработать  материалы по уточнению коэффициентов
промыслового возврата рыб по водоемам Российской Федерации.
     До уточнения   этих   коэффициентов  Комрыбхозом  устанавливается
порядок,  в соответствии с которым  подсчет  ущерба  в  случае  гибели
молоди   рыб,  беспозвоночных  и  детенышей  зверя  ведется  с  учетом
коэффициентов промыслового возврата.
     При подсчете   ущерба   могут   быть   использованы  коэффициенты
промыслового  возврата,  имеющиеся  в   рыбохозяйственных   институтах
системы   Комрыбхоза,   организациях  Росрыбхоза,  а  также  табличные
коэффициенты Приложения 5 "Временной методики оценки ущерба, наносимой
рыбным запасам в результате строительства,  реконструкции и расширения
предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов
работ на рыбохозяйственных водоемах" (1989 г.).
     Одновременно Комитет  рыбного  хозяйства  рассмотрел  поднимаемый
водопользователями  вопрос  о  порядке  применения  СНиПа  2.06.07-87,
согласно которому эффективность рыбозащитных устройств на водозаборных
сооружениях  должна  быть  не  менее 70%  для промысловых рыб размером
более 12 мм.
     Такая эффективность  установлена в СНиПе в связи с невозможностью
технически обеспечить на современном этапе полную (100%) защиту молоди
рыб   от  попадания  в  водозаборы,  в  то  время  как  по  логическим
требованиям  конструкция  водозаборов  должна   гарантировать   полное
предотвращение гибели молоди рыб в водозаборных сооружениях.
     В связи  с  этим  органы  рыбоохраны   должны   руководствоваться
следующим.
     Иски не  должны  предъявляться,  если   водозаборы   обеспечивают
эффективность защиты согласно требованиям СНиПа 2.06.07-87 при условии
документально подтвержденных данных о  том,  что  остальные  30%  были
компенсированы  ранее  при  строительстве  и  вводе этих водозаборов в
эксплуатацию.
     В случае, если компенсационные рыбоводно-мелиоративные объекты не
построены и не введены  в  эксплуатацию,  иски  на  возмещение  ущерба
должны  предъявляться  в обязательном порядке с учетом всей погибшей в
водозаборе рыбы.
     Иски по  возмещению  ущерба,  наносимого   рыбным   запасам   при
эксплуатации  водозаборов,  должны  предъявляться  в  полном  объеме в
случаях, когда:
     1. Водозабор не оборудован никаким рыбозащитным устройством.
     2. Водозабор     оборудован     примитивным     (без     проекта)
низкоэффективным РЗУ.
     3. Рабочие  органы  специального  (по  проекту)  РЗУ (в целом или
частично) находятся в нерабочем состоянии.
     4. РЗУ работает не в проектном режиме.
     5. РЗУ,  находясь в рабочем состоянии,  при  работе  в  проектном
режиме не обеспечивает нормативной эффективности.
     По объектам,  указанным  в  пункте  5,  до   предъявления   исков
необходимо провести работы по определению эффективности РЗУ: результат
довести до сведения руководства предприятия (организации),  на балансе
которого  находится  водозабор,  потребовав  установления  минимальных
сроков реконструкции или замены РЗУ. В случае невыполнения мероприятий
в согласованные с органами рыбоохраны сроки,  водопользователям должны
предъявляться иски по возмещению наносимого ущерба.
     Примите настоящие указания к сведению и исполнению.

Председатель Комитета                          В.Ф.Корельский