О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПИСЕМ, ЖАЛОБ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 30.07.92 33

       О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПИСЕМ, ЖАЛОБ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИЕМА
          ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                           30 июля 1992 г.
                                 N 33

                                 (Д)


     В целях  совершенствования работы по рассмотрению писем,  жалоб и
заявлений,  исключения подмены  в  этом  деле  других  государственных
органов  и  руководствуясь Законом Российской Федерации "О прокуратуре
Российской Федерации", приказываю:
     1. Работу  по  рассмотрению обращений (писем,  заявлений,  жалоб)
граждан и должностных лиц подчинить решению задач защиты прав и свобод
человека,    укрепления    законности    и   правопорядка.   Принимать
исчерпывающие  меры  к   удовлетворению   обоснованных   обращений   и
пресечению  нарушений  законов,  привлекать  виновных  к установленной
ответственности.
     2. Организовать   дело  таким  образом,  чтобы  каждое  обращение
получало своевременное,  объективное и  окончательное  разрешение  той
прокуратурой,   к   компетенции  которой  относится  решение  вопроса.
Соблюдение этого требования считать  основным  критерием  оценки  всей
деятельности по разрешению жалоб и заявлений.
     При установлении фактов недобросовестного отношения  к  работе  с
письмами,  заявлениями и жалобами, их необоснованного по этим причинам
отклонения,  ненадлежащего исполнения поручений вышестоящих прокуратур
решать вопрос об ответственности допустивших нарушения работников.
     3. Принимать к разрешению не подведомственные суду  обращения  по
поводу   нарушений   закона.   Обращения,  не  связанные  с  вопросами
исполнения или нарушения законов,  разрешению в органах прокуратуры не
подлежат.
     Жалобы по вопросам,  подведомственным суду, могут разрешаться при
необходимости  защиты  общественного (неперсонифицированного) интереса
либо прав наименее социально защищенных лиц.
     Жалобы на  вступившие  в  законную  силу  судебные  постановления
принимать к разрешению от лиц, имеющих в соответствии с процессуальным
законом   право   их   обжаловать.  Разрешение  жалоб  от  других  лиц
допускается,  если они свидетельствуют от допущенных при  рассмотрении
дела нарушениях закона.
     Обращения, не  подлежащие  разрешению  в   органах   прокуратуры,
направлять   по   принадлежности,  извещая  об  этом  заявителей,  или
разъяснять им, куда следует обратиться.
     4. Обращения, в которых отсутствуют достаточные для их разрешения
сведения  (об  органе,  принявшем  обжалуемое  решение,  времени   его
принятия  и  т.п.),  возвращать  заявителям,  разъясняя  необходимость
восполнения недостающих данных.
     Анонимные письма   и  заявления  о  готовящихся  или  совершенных
преступлениях направлять,  соответственно,  в органы безопасности  или
внутренних дел.
     Обращения, содержащие  нецензурные  выражения  и   оскорбительные
высказывания,  не  рассматривать,  о  чем,  если  не  принимается иное
решение, извещать  авторов  с  предупреждением,  что  при  поступлении
подобных  обращений  переписка  с  ними  будет  прекращена.  По другим
основаниям   переписка   может   быть   прекращена   с    составлением
мотивированного заключения, утверждаемого руководством прокуратуры.
     5. Обращения,  разрешение которых не входит в компетенцию  данной
прокуратуры,   подлежат   пересылке   соответствующему   прокурору   с
уведомлением об этом заявителей.  При пересылке обращений вышестоящему
прокурору прилагать имеющиеся по этому вопросу материалы,  необходимые
для их разрешения.
     6. Запретить  направление  жалоб  и  заявлений  на  разрешение  в
прокуратуры,  не имеющие полномочий на их разрешение или  руководители
которых принимали решения по поставленным вопросам.  При необходимости
им могут даваться поручения с указанием подлежащих проверке конкретных
обстоятельств и срока выполнения.  К информации о выполнении поручений
(заключениям)  прилагать  проверочные  материалы,   копии   документов
прокурорского  реагирования,  а  в  необходимых  случаях  -  надзорные
производства (дела).  Решения в таких случаях  принимать  прокуратуре,
давшей поручение.
     7. Обращения,   свидетельствующие   о    многочисленных    грубых
нарушениях   законов,   систематическом  ущемлении  прав  граждан,  не
получившие принципиальной оценки со стороны местных правоохранительных
органов,  проверять,  как  правило,  с  выездом  на места.  Результаты
проверок и принятые меры,  представляющие общественный интерес, делать
достоянием  гласности,  активно используя возможности средств массовой
информации.
     8. Для объективности и полноты проверок обращений решать вопрос о
целесообразности   привлечения   к   их   проведению   заявителей    и
специалистов.  По  окончании  проверок  предоставлять заявителям по их
требованию возможность знакомиться с проверочными  материалами  в  той
мере,  в  которой  это  не  затрагивает  права  других  граждан  и  не
противоречит требованиям законодательства об охране государственной  и
иной охраняемой законом тайны.
     Отказ в  удовлетворении  жалоб  аргументировать  нормами  закона,
конкретными   доказательствами,  со  ссылкой  на  материалы  проверок,
уголовных, гражданских и других дел.
     9. Жалобы на нарушения конституционных прав граждан рассматривать
в пятидневный срок.  За это время,  если невозможно  разрешить  их  по
существу   либо  дать  разъяснение,  должно  быть  принято  решение  о
необходимости  выезда,  истребования   дела,   материалов   или   иных
документов, о поручении проверки и т.п.
     Обращения народных депутатов рассматривать  в  трехдневный  срок.
При  необходимости  в  проверке  либо  дополнительном изучении вопроса
информировать  их  об  этом  в  указанный  срок.  Окончательный  ответ
представлять народным депутатам Российской Федерации не позднее 20,  а
народным депутатам местных Советов  -  30  дней  с  момента  получения
обращения депутата.
     Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешать в срок не
позднее  месяца  со  дня  поступления  в  прокуратуру,  а не требующие
дополнительного изучения и проверки -  15  дней,  если  иной  срок  не
предусмотрен законом.
     Срок разрешения  обращений  может  быть   продлен   руководителям
прокуратур с обязательным уведомлением заявителей,  а также органа или
лица,  взявших обращения на контроль,  о причинах задержки и характере
принимаемых мер.
     10. В городских и  районных  прокуратурах  принимать  решения  об
отклонении  жалоб  и  давать  ответы заявителям могут прокурор или его
заместитель; в республиканских,  краевых,  областных и приравненных  к
ним прокуратурах - начальники управлений и отделов,  а при поступлении
повторного обращения и жалоб на вступившие в  законную  силу  судебные
постановления по уголовным,  гражданским, арбитражным и другим делам -
руководители (прокурор и его заместители) этих прокуратур.
     В Генеральной   прокуратуре   Российской   Федерации  решения  об
отклонении первичных обращений принимают  начальники  отделов  или  их
заместители,   повторных   -   начальники   управлений.   Руководители
Генеральной прокуратуры рассматривают жалобы  на  решения  начальников
подразделений.
     Ответы на  обращения,  взятые  на  контроль   Верховным   Советом
Российской  Федерации,  Верховными  Советами республик,  Президентом и
Вице-президентом России и Президентами и Вице-президентами  республик,
народными депутатами,  руководством Генеральной прокуратуры Российской
Федерации (обращения особого контроля),  направлять только за подписью
руководителей прокуратуры.
     11. Прием  граждан  проводить  в  течение  всего   рабочего   дня
преимущественно тем работникам, которые будут проверять обращение.
     Прием в   вечернее   время   и   выходные   дни   устанавливается
руководителем соответствующей прокуратуры.
     Руководителям прокуратур лично принимать население не реже одного
раза  в  неделю.  Принимать  решения по жалобам и давать по ним ответы
должны те  руководители  прокуратур,  к  которым  поступила  жалоба  с
личного приема.
     12. Во  всех  прокуратурах  установить  четкий  порядок   приема,
регистрации  и  прохождения обращений,  контроль за их своевременным и
правильным    разрешением,    используя    при    этом     возможности
электронно-вычислительной техники.
     Ответственность за организацию работы с письмами,  заявлениями  и
жалобами   по   направлениям   прокурорского   надзора   возложить  на
руководителей прокуратур и структурных подразделений.
     13. Обеспечить не реже одного раза в полугодие комплексный анализ
обращений, изучение причин поступления обоснованных и повторных жалоб.
На   их   основе  принимать  меры  к  совершенствованию  правозащитной
деятельности прокуратуры,  устранению ошибок и недостатков.  Состояние
работы с жалобами и заявлениями проверять при выездах на места.
     О проводимой работе и положении дел с соблюдением прав и законных
интересов  граждан  информировать  представительные  органы  власти  и
народных депутатов Российской Федерации.
     14. Управлению  Генеральной  прокуратуры  по рассмотрению писем и
приему граждан, прокурорам республик, краев, областей и приравненным к
ним   прокурорам   наладить   эффективную  работу  отделов  и  старших
помощников  по  рассмотрению  писем  и  приему  граждан,   разработать
функциональные  обязанности  этих  работников,  обеспечить их реальное
влияние на положение дел, устранение нарушений в работе с обращениями.
     Контроль за   исполнением   настоящего   Приказа   возложить   на
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Славгородского
М.Д.,  начальников управления по рассмотрению писем и приему граждан и
управления организационного обеспечения, статистики и контроля.
     Считать недействующими Приказ Генерального прокурора СССР N 77  -
1987  г.,  а  также  иные  его указания по вопросам работы с письмами,
заявлениями и жалобами в органах прокуратуры.
     Приказ направить прокурорам республик,  краев,  областей,  г.  г.
Москвы    и    Санкт-Петербурга,    транспортным,   военным   и   иным
специализированным прокурорам, районным и городским прокурорам.

Генеральный прокурор
Российской Федерации -
Государственный советник
юстиции 2 класса                               В.Г. СТЕПАНКОВ