О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПИСЕМ, ЖАЛОБ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 30 июля 1992 г. N 33 (Д) В целях совершенствования работы по рассмотрению писем, жалоб и заявлений, исключения подмены в этом деле других государственных органов и руководствуясь Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю: 1. Работу по рассмотрению обращений (писем, заявлений, жалоб) граждан и должностных лиц подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка. Принимать исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, привлекать виновных к установленной ответственности. 2. Организовать дело таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Соблюдение этого требования считать основным критерием оценки всей деятельности по разрешению жалоб и заявлений. При установлении фактов недобросовестного отношения к работе с письмами, заявлениями и жалобами, их необоснованного по этим причинам отклонения, ненадлежащего исполнения поручений вышестоящих прокуратур решать вопрос об ответственности допустивших нарушения работников. 3. Принимать к разрешению не подведомственные суду обращения по поводу нарушений закона. Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат. Жалобы по вопросам, подведомственным суду, могут разрешаться при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее социально защищенных лиц. Жалобы на вступившие в законную силу судебные постановления принимать к разрешению от лиц, имеющих в соответствии с процессуальным законом право их обжаловать. Разрешение жалоб от других лиц допускается, если они свидетельствуют от допущенных при рассмотрении дела нарушениях закона. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснять им, куда следует обратиться. 4. Обращения, в которых отсутствуют достаточные для их разрешения сведения (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.п.), возвращать заявителям, разъясняя необходимость восполнения недостающих данных. Анонимные письма и заявления о готовящихся или совершенных преступлениях направлять, соответственно, в органы безопасности или внутренних дел. Обращения, содержащие нецензурные выражения и оскорбительные высказывания, не рассматривать, о чем, если не принимается иное решение, извещать авторов с предупреждением, что при поступлении подобных обращений переписка с ними будет прекращена. По другим основаниям переписка может быть прекращена с составлением мотивированного заключения, утверждаемого руководством прокуратуры. 5. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, подлежат пересылке соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. При пересылке обращений вышестоящему прокурору прилагать имеющиеся по этому вопросу материалы, необходимые для их разрешения. 6. Запретить направление жалоб и заявлений на разрешение в прокуратуры, не имеющие полномочий на их разрешение или руководители которых принимали решения по поставленным вопросам. При необходимости им могут даваться поручения с указанием подлежащих проверке конкретных обстоятельств и срока выполнения. К информации о выполнении поручений (заключениям) прилагать проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях - надзорные производства (дела). Решения в таких случаях принимать прокуратуре, давшей поручение. 7. Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан, не получившие принципиальной оценки со стороны местных правоохранительных органов, проверять, как правило, с выездом на места. Результаты проверок и принятые меры, представляющие общественный интерес, делать достоянием гласности, активно используя возможности средств массовой информации. 8. Для объективности и полноты проверок обращений решать вопрос о целесообразности привлечения к их проведению заявителей и специалистов. По окончании проверок предоставлять заявителям по их требованию возможность знакомиться с проверочными материалами в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной и иной охраняемой законом тайны. Отказ в удовлетворении жалоб аргументировать нормами закона, конкретными доказательствами, со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и других дел. 9. Жалобы на нарушения конституционных прав граждан рассматривать в пятидневный срок. За это время, если невозможно разрешить их по существу либо дать разъяснение, должно быть принято решение о необходимости выезда, истребования дела, материалов или иных документов, о поручении проверки и т.п. Обращения народных депутатов рассматривать в трехдневный срок. При необходимости в проверке либо дополнительном изучении вопроса информировать их об этом в указанный срок. Окончательный ответ представлять народным депутатам Российской Федерации не позднее 20, а народным депутатам местных Советов - 30 дней с момента получения обращения депутата. Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешать в срок не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Срок разрешения обращений может быть продлен руководителям прокуратур с обязательным уведомлением заявителей, а также органа или лица, взявших обращения на контроль, о причинах задержки и характере принимаемых мер. 10. В городских и районных прокуратурах принимать решения об отклонении жалоб и давать ответы заявителям могут прокурор или его заместитель; в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах - начальники управлений и отделов, а при поступлении повторного обращения и жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным, гражданским, арбитражным и другим делам - руководители (прокурор и его заместители) этих прокуратур. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации решения об отклонении первичных обращений принимают начальники отделов или их заместители, повторных - начальники управлений. Руководители Генеральной прокуратуры рассматривают жалобы на решения начальников подразделений. Ответы на обращения, взятые на контроль Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик, Президентом и Вице-президентом России и Президентами и Вице-президентами республик, народными депутатами, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации (обращения особого контроля), направлять только за подписью руководителей прокуратуры. 11. Прием граждан проводить в течение всего рабочего дня преимущественно тем работникам, которые будут проверять обращение. Прием в вечернее время и выходные дни устанавливается руководителем соответствующей прокуратуры. Руководителям прокуратур лично принимать население не реже одного раза в неделю. Принимать решения по жалобам и давать по ним ответы должны те руководители прокуратур, к которым поступила жалоба с личного приема. 12. Во всех прокуратурах установить четкий порядок приема, регистрации и прохождения обращений, контроль за их своевременным и правильным разрешением, используя при этом возможности электронно-вычислительной техники. Ответственность за организацию работы с письмами, заявлениями и жалобами по направлениям прокурорского надзора возложить на руководителей прокуратур и структурных подразделений. 13. Обеспечить не реже одного раза в полугодие комплексный анализ обращений, изучение причин поступления обоснованных и повторных жалоб. На их основе принимать меры к совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры, устранению ошибок и недостатков. Состояние работы с жалобами и заявлениями проверять при выездах на места. О проводимой работе и положении дел с соблюдением прав и законных интересов граждан информировать представительные органы власти и народных депутатов Российской Федерации. 14. Управлению Генеральной прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан, прокурорам республик, краев, областей и приравненным к ним прокурорам наладить эффективную работу отделов и старших помощников по рассмотрению писем и приему граждан, разработать функциональные обязанности этих работников, обеспечить их реальное влияние на положение дел, устранение нарушений в работе с обращениями. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Славгородского М.Д., начальников управления по рассмотрению писем и приему граждан и управления организационного обеспечения, статистики и контроля. Считать недействующими Приказ Генерального прокурора СССР N 77 - 1987 г., а также иные его указания по вопросам работы с письмами, заявлениями и жалобами в органах прокуратуры. Приказ направить прокурорам республик, краев, областей, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, транспортным, военным и иным специализированным прокурорам, районным и городским прокурорам. Генеральный прокурор Российской Федерации - Государственный советник юстиции 2 класса В.Г. СТЕПАНКОВ |