ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Закон. Верховный Совет РСФСР. 13.03.92 2506-I


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                ЗАКОН

                ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



     Настоящий Закон    определяет   содержание   оперативно-розыскной
деятельности,  осуществляемой на территории  Российской  Федерации,  и
закрепляет     систему     гарантий    законности    при    проведении
оперативно-розыскных мероприятий.

                      Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

             Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

     Оперативно-розыскная деятельность     -     вид     деятельности,
осуществляемой,  гласно  и  негласно,  уполномоченными на то настоящим
Законом,    в    пределах    их    компетенции    путем     проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни,  здоровья, прав
и свобод личности,  собственности, безопасности общества и государства
от преступных посягательств.

          Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

     Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
     выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а
также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
     осуществление розыска  лиц,  скрывающихся  от  органов  дознания,
следствия  и  суда,  уклоняющихся  от уголовного наказания,  без вести
пропавших граждан.

         Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

     Оперативно-розыскная деятельность   основывается   на   принципах
законности,  уважения прав и свобод личности,  конспирации,  сочетания
гласных и негласных начал.

     Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

     Правовой основой   оперативно-розыскной   деятельности   являются
Конституция  РСФСР,  настоящий  Закон,  а  также  другие законы и иные
правовые   акты   Российской   Федерации.    Органы,    осуществляющие
оперативно-розыскную    деятельность,    издают   в   пределах   своей
компетенции,  в соответствии с законодательством и по  согласованию  с
Прокуратурой   Российской   Федерации  и  Верховным  Судом  Российской
Федерации нормативные акты,  регламентирующие  организацию  и  тактику
проведения оперативно-розыскных мероприятий.

      Статья 5.  Соблюдение прав и свобод личности в оперативно-
                        розыскной деятельности

     Не допускается  осуществление  оперативно-розыскной  деятельности
для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.
     Лицо, полагающее,   что    действия    органа,    осуществляющего
оперативно-розыскную  деятельность,  привели  к ограничению его прав и
свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в суд.
     Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном  законом  порядке,  полагающее,  что  в  отношении   его
проводились  оперативно-розыскные  мероприятия,  вправе истребовать от
органа,  осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о
характере   полученной   в   отношении   его  информации  в  пределах,
допускаемых  требованиями  конспирации   и   исключающих   разглашение
государственной   тайны.   При  отказе  в  предоставлении  запрошенных
сведений либо получении их не  в  полном  объеме  данное  лицо  вправе
обжаловать  эти  действия в судебном порядке.  В процессе рассмотрения
дела в суде  обязанность  доказывания  обоснованности  такого  решения
возлагается      на      соответствующий     орган,     осуществляющий
оперативно-розыскную деятельность.
     В целях  обеспечения  полноты  и всесторонности рассмотрения дела
орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по требованию
судьи   обязан   представить   ему   оперативно-служебные   документы,
содержащие информацию  о  сведениях,  в  предоставлении  которых  было
отказано  заявителю,  за  исключением данных о лицах,  конфиденциально
содействовавших проведению оперативно-розыскных мероприятий.
     В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего
оперативно-розыскную  деятельность,   об   отказе   в   предоставлении
необходимых  сведений  заявителю  судья  может обязать указанный орган
предоставить  заявителю  сведения,  предусмотренные   частью   третьей
настоящей статьи.
     Полученные в    результате    оперативно-розыскных    мероприятий
материалы   в   отношении   лиц,   виновность   которых  в  совершении
преступления не доказана в  установленном  законом  порядке,  хранятся
один год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных обязанностей
или  правосудие  не  требуют  иного.  За  три  месяца  до  уничтожения
документов,  отражающих  результаты  оперативно-розыскных мероприятий,
проведенных с санкции прокурора,  об этом уведомляется соответствующий
прокурор.
     Органам (должностным лицам),  осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность,   запрещается   предпринимать   действия   в   интересах
какой-либо политической партии;  принимать негласное участие в  работе
органов  представительной  или  судебной власти,  а также общественных
объединений  или   религиозных   организаций,   зарегистрированных   в
установленном законом порядке, с целью оказания влияния на характер их
деятельности.
     При нарушении   органом   (должностным   лицом),   осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,   прав   и   законных   интересов
физических  и  юридических лиц вышестоящий орган,  прокурор либо судья
обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных  интересов,
возмещению  причиненного  вреда  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     Оперативно-розыскная деятельность,  осуществляемая  с  нарушением
настоящего Закона,  влечет за собой  ответственность,  предусмотренную
законодательством Российской Федерации.

        Раздел II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

              Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

     Оперативно-розыскные мероприятия  проводятся только тогда,  когда
иным путем невозможно  обеспечить  выполнение  задач,  предусмотренных
статьей 2 настоящего Закона.
     Для решения     этих     задач     органами,      осуществляющими
оперативно-розыскную   деятельность,   в   соответствии   с  правилами
конспирации применяются:
     1) опрос граждан;
     2) наведение справок;
     3) сбор образцов для сравнительного исследования;
     4) контрольные закупки;
     5) исследование предметов и документов;
     6) наблюдение;
     7) отождествление личности;
     8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств;
     9) контроль почтовых отправлений;
     10) цензура корреспонденции осужденных;
     11) прослушивание телефонных и иных переговоров;
     12) снятие информации с технических каналов связи.
     Установленные частью второй настоящей статьи действия реализуются
путем   проведения  оперативно-розыскных  мероприятий.  Перечень  этих
действий является исчерпывающим и  может  быть  изменен  или  дополнен
только законом.
     В ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий  используются
информационные системы,  видео- и аудиозапись,  кино- и фотосъемка,  а
также другие  технические  средства,  не  причиняющие  вреда  жизни  и
здоровью личности и окружающей среде.
     Должностные лица  органов,  осуществляющих   оперативно-розыскную
деятельность,  решают  ее задачи путем личного участия в организации и
проведении   оперативно-розыскных   мероприятий,   используя    помощь
должностных  лиц и специалистов,  обладающих научными,  техническими и
иными специальными познаниями,  а также содействие отдельных граждан с
их согласия на гласной и негласной основе.
     Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий
составляет государственную тайну.

                    Статья 7. Основания проведения
                   оперативно-розыскных мероприятий

     Основаниями для   проведения   оперативно-розыскных   мероприятий
являются:
     1) наличие возбужденного уголовного дела;
     2) ставшие        известными        органам,       осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, сведения:
     о подготавливаемом,  совершаемом  или  совершенном противоправном
деянии,  по   которому   обязательно   производство   предварительного
следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления;
     о лицах,  скрывающихся от органов дознания,  следствия и суда или
уклоняющихся от уголовного наказания;
     о безвестном  отсутствии  граждан  и   обнаружении   неопознанных
трупов;
     3) поручения следователя, указания прокурора или определения суда
по уголовным делам, находящимся в их производстве;
     4) запросы других  органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;
     5) запросы   международных   правоохранительных   организаций   и
правоохранительных  органов  иностранных  государств  в соответствии с
договорами (соглашениями) о правовой помощи.
     Органы, осуществляющие   оперативно-розыскную   деятельность,   в
пределах   своей   компетенции   вправе   также    собирать    данные,
характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:
     1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или
к   работам,   связанным   с  эксплуатацией  объектов,  представляющих
повышенную экологическую опасность;
     2) о  допуске  к  участию в оперативно-розыскной деятельности или
доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. Данное
положение не распространяется на судей и прокуроров;
     3) в связи с оказанием ими содействия в подготовке  и  проведении
оперативно-розыскных мероприятий;
     4) о  выдаче  разрешений  на  частную  детективную   и   охранную
деятельность.

                     Статья 8. Условия проведения
                   оперативно-розыскных мероприятий

     Гражданство, национальность,  пол, место жительства, социальное и
имущественное  положение,  принадлежность к общественным объединениям,
отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются
препятствием  для  проведения  в  отношении  них  оперативно-розыскных
мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не оговорено
законом.
     Проведение оперативно-розыскных    мероприятий,     затрагивающих
охраняемые  законом  тайну  переписки,  телефонных и иных переговоров,
телеграфных сообщений,  а также право  на  неприкосновенность  жилища,
допускается  лишь  для сбора информации о лицах,  подготавливающих или
покушающихся на  тяжкие  преступления,  совершающих  либо  совершивших
тяжкие преступления,  и только с санкции прокурора (по мотивированному
постановлению  одного  из   руководителей   соответствующего   органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность). Перечень категорий
таких  руководителей   устанавливается   ведомственными   нормативными
актами.   При   этом   обследование   жилых  помещений  допускается  в
исключительных случаях и  только  с  санкции  прокурора  республики  в
составе  Российской  Федерации,  края,  области  и  других прокуроров,
имеющих их полномочия.
     В случаях,  которые  не  терпят отлагательства и могут привести к
совершению  террористического  акта   или   диверсии,   на   основании
мотивированного  заключения  одного  из руководителей соответствующего
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается
проведение  оперативно-розыскных  мероприятий,  перечисленных  в части
второй   настоящей    статьи,    с    незамедлительным    уведомлением
соответствующего  прокурора и последующим получением санкции в течение
24 часов.
     В случае  возникновения  угрозы  жизни,  здоровью,  собственности
отдельных  лиц  по  их  заявлению  или  с  их   письменного   согласия
разрешается  прослушивание  переговоров,  ведущихся с их телефонов или
других   переговорных   устройств,   на    основании    постановления,
утвержденного        руководителем       органа,       осуществляющего
оперативно-розыскную   деятельность,   с   обязательным   уведомлением
соответствующего прокурора в течение 24 часов.
     При проведении оперативно-розыскных  мероприятий  по  основаниям,
предусмотренным  пунктами  1  -  4 части второй статьи 7,  запрещается
осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 12 части второй статьи
6 настоящего Закона.
     Оперативно-розыскные мероприятия,   обеспечивающие    собственную
безопасность  органов  внутренних  дел,  органов безопасности и Службы
внешней разведки,  проводятся в порядке,  предусмотренном нормативными
актами указанных ведомств.

             Статья 9. Производство оперативной проверки

     При наличии  оснований,  предусмотренных  пунктами  1  -  3 части
первой   статьи   7   настоящего   Закона,   органы,    осуществляющие
оперативно-розыскную   деятельность,   вправе   проводить  оперативную
проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации.
     Оперативная проверка  проводится  с  разрешения  и  под контролем
руководителя     органа,      ее      осуществляющего.      Результаты
оперативно-розыскных  мероприятий  отражаются  в  оперативно-служебных
документах и систематизируются.
     Оперативно-служебные документы должны быть представлены прокурору
при осуществлении прокурорского надзора или для получения  санкции  на
проведение оперативно-розыскных мероприятий.
     Оперативная проверка прекращается  в  случае  решения  конкретных
задач  оперативно-розыскной  деятельности,  предусмотренных  статьей 2
настоящего   Закона,   а   также   при   установлении   обстоятельств,
свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

      Статья 10. Использование результатов оперативно-розыскной
                             деятельности

     Результаты оперативно-розыскной    деятельности    могут     быть
использованы  для  подготовки  и осуществления следственных действий и
проведения   оперативно-розыскных   мероприятий   по   предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений,  а также в качестве доказательств
по   уголовным   делам   после   их   проверки   в   соответствии    с
уголовно-процессуальным законодательством.
     Материалы оперативной  проверки  не   являются   основанием   для
ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

       Раздел III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
                             ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
                             деятельность

     На территории    Российской    Федерации    право    осуществлять
оперативно-розыскную деятельность предоставлено:
     1) органам внутренних дел Российской Федерации;
     2) органам Министерства безопасности Российской Федерации;
     3) органам пограничной охраны;
     4) Службе внешней разведки Российской Федерации;
     5) оперативным    подразделениям   Главного   управления   охраны
Российской Федерации.
     Перечень органов,       осуществляющих       оперативно-розыскную
деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.
     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  решают
стоящие перед ними  задачи  самостоятельно,  во  взаимодействии  между
собой, а также при содействии граждан.

      Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-
                        розыскную деятельность

     При решении     определенных     настоящим     Законом      задач
оперативно-розыскной    деятельности    органы,    уполномоченные   ее
осуществлять, обязаны:
     1) принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые
меры  для  защиты  охраняемых  законом   прав   и   свобод   личности,
собственности, безопасности общества и государства;
     2) исполнять письменные поручения следователя, указания прокурора
и  определения  суда  о проведении оперативно-розыскных мероприятий по
уголовным делам, принятым ими к производству;
     3) выполнять  на  основе договоров (соглашений) о правовой помощи
запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств;
     4) информировать       другие       органы,        осуществляющие
оперативно-розыскную  деятельность на территории Российской Федерации,
о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к
компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь;
     5) соблюдать    правила     конспирации     при     осуществлении
оперативно-розыскной деятельности;
     6) содействовать  обеспечению  личной  безопасности,  сохранности
имущества  своих  сотрудников,  членов  их  семей,  близких,  а  также
участников уголовного судопроизводства,  членов их семей,  близких  от
преступных и иных противоправных посягательств.
     Для надлежащего  выполнения  служебных  обязанностей  должностным
лицам   органов,   осуществляющих  оперативно-розыскную  деятельность,
должны   быть   обеспечены   условия   для    получения    специальной
профессиональной   подготовки,  повышения  своей  квалификации  и  для
медицинского обслуживания.

               Статья 13. Права органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     При решении   задач   оперативно-розыскной  деятельности  органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
     1) проводить  гласно  и  негласно  оперативно-розыскные действия,
перечисленные в статье 6 настоящего Закона;
     2) устанавливать   на   безвозмездной   либо   возмездной  основе
отношения сотрудничества  с  лицами,  изъявившими  согласие  оказывать
содействие   на   конфиденциальной   основе   органам,  осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность;
     3) создавать     и     использовать    информационные    системы,
обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности;
     4) использовать   в   ходе  оперативно-розыскных  мероприятий  по
договору  или  устному  соглашению  служебные   помещения,   имущество
предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и
нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
     5) использовать  в  целях конспирации документы,  зашифровывающие
личность должностных лиц,  ведомственную принадлежность подразделений,
организаций,  помещений и транспортных средств органов, осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   а   также   личность   граждан,
сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.
     Должностные лица не вправе препятствовать указанным  в  настоящем
Законе   органам   осуществлять  оперативно-розыскную  деятельность  в
пределах их компетенции.

               Статья 14. Социальная и правовая защита
               должностных лиц органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     На должностных лиц органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность,  распространяются  гарантии правовой и социальной защиты
сотрудников тех органов, в штаты которых они входят.
     Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, кроме лиц,
прямо уполномоченных на то законом. Запрещается оценивать их работу по
количественным    показателям     результатов     оперативно-розыскной
деятельности.
     Должностное лицо,      уполномоченное      на       осуществление
оперативно-розыскной      деятельности,      в     ходе     проведения
оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только  непосредственному
и   прямому   начальнику.   При   получении   приказа   или  указания,
противоречащего закону,  должностное  лицо  обязано  руководствоваться
законом,  а  если у него имеются основания полагать,  что в результате
исполнения приказа или указания может  или  могло  бы  быть  совершено
преступление, - сообщить об этом в вышестоящий орган или прокуратуру.

        Раздел IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
                  ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим
                  оперативно- розыскную деятельность

     Отдельные лица  могут с их согласия привлекаться к подготовке или
проведению  оперативно-розыскных  мероприятий  с  сохранением  по   их
желанию конфиденциальности сотрудничества с органами,  осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность,  в том числе по контракту. Эти лица
обязаны  сохранять  в  тайне  сведения,  ставшие  им известными в ходе
подготовки  или  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий,  и  не
предоставлять заведомо ложной информации указанным органам.
     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность,  могут
заключать   контракты   с   совершеннолетними   дееспособными   лицами
независимо  от  их  гражданства,  национальности,  пола,  социального,
должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к
общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.
     Органам, осуществляющим     оперативно-розыскную    деятельность,
запрещается использовать конфиденциальное  содействие  на  контрактной
основе    народных    депутатов,    судей,    прокуроров,   адвокатов,
священнослужителей    и    полномочных    представителей    официально
зарегистрированных религиозных объединений.

           Статья 16. Социальная и правовая защита граждан,
          содействующих органам, осуществляющим оперативно-
                        розыскную деятельность

     Лица, содействующие органам,  осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, находятся под защитой государства.
     При возникновении  реальной угрозы противоправного посягательства
на  жизнь,  здоровье  или  имущество  отдельных  лиц  в  связи  с   их
содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
а  равно  членов  их  семей,  близких  эти  органы   обязаны   принять
необходимые    меры    к   предотвращению   противоправных   действий,
установлению виновных и привлечению их к ответственности.
     Сведения о  лицах,  сотрудничающих или сотрудничавших с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной
основе, являются государственной тайной и могут быть преданы гласности
только с письменного согласия этих лиц или  в  других  случаях,  прямо
предусмотренных законом.
     Лица, сотрудничающие      с       органами,       осуществляющими
оперативно-розыскную    деятельность,   имеют   право   на   получение
вознаграждения.
     Государство гарантирует лицам,  изъявившим согласие содействовать
на контрактной  основе  органам,  осуществляющим  оперативно-розыскную
деятельность, выполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
     Период сотрудничества   граждан   по   контракту   с    органами,
осуществляющими    оперативно-розыскную   деятельность,   в   качестве
основного рода занятий включается в их трудовой стаж.  Указанные  лица
имеют  право  на  пенсионное  обеспечение в соответствии с действующим
законодательством.
     В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих по контракту
с  органами,  осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,   и
членов  их  семей допускается проведение специальных мероприятий по их
защите в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
     В случае  гибели  лица,  сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,  в  связи  с  его
участием   в   проведении   оперативно-розыскных   мероприятий   семье
пострадавшего и его иждивенцам  из  средств  соответствующего  бюджета
выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного
содержания погибшего и в  установленном  законом  порядке  назначается
пенсия по случаю потери кормильца.
     При получении лицом,  сотрудничающим  по  контракту  с  органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,  травмы, являющейся
следствием ранения,  контузии,  увечья,  наступившей  в  связи  с  его
участием  в  проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающей
для него возможность дальнейшего сотрудничества,  ему выплачивается из
средств  соответствующего  бюджета  единовременное  пособие  в размере
пятилетнего денежного содержания и  в  установленном  законом  порядке
назначается пенсия по инвалидности.

        Раздел V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
                             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
                             деятельности

     Министерствам и  ведомствам Российской Федерации,  уполномоченным
на осуществление оперативно-розыскной деятельности,  выделяются на эти
цели финансовые средства,  которые расходуются в порядке, определяемом
Президентом Российской Федерации. Контроль за расходованием финансовых
средств,     выделенных    на    оперативно-розыскную    деятельность,
осуществляется руководителями этих министерств  и  ведомств,  а  также
специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов
Российской Федерации.

         Раздел VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
                            ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

                  Статья 18. Парламентский контроль

     Контроль Верховного     Совета     Российской     Федерации    за
оперативно-розыскной деятельностью и расходованием выделяемых  на  эти
цели   финансовых   средств   осуществляют   соответствующие  комитеты
Верховного  Совета  Российской   Федерации.   Органы,   осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность,  обязаны представлять им информацию
независимо от степени ее секретности, за исключением сведений о лицах,
оказывавших или оказывающих конфиденциальное содействие этим органам.

                    Статья 19. Прокурорский надзор

     Надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных
мероприятий и законностью принимаемых при  этом  решений  осуществляют
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

                  Статья 20. Ведомственный контроль

     Руководители органов,     осуществляющих     оперативно-розыскную
деятельность,  несут персональную ответственность  за  законность  при
организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Президент Российской Федерации
                                                             Б. Ельцин
13 марта 1992 г.
N 2506-I