О ПРИОРИТЕТАХ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Президиум Верховного Совета РФ. 01.04.92 2637/I-I

         О ПРИОРИТЕТАХ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ

                        1 апреля 1992 года

                            N 2637/I-I

                                 (Д)
    
    

     Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановляет:

     1.  Принять заявление "О приоритетах военной  политики Российской
Федерации" (прилагается).
     2.   Направить   данное  заявление   в  Правительство  Российской
Федерации и опубликовать его в средствах массовой информации.
     3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     уточнить   совместно   с   Главным   командованием   Объединенных
Вооруженных  Сил  СНГ  расходы  на  нужды   обороны  на   1992  год  в
соответствии  с приоритетами  военной  политики  России  и представить
предложения в Верховный Совет Российской Федерации для  их утверждения
в составе республиканского бюджета Российской Федерации на  1992 год с
учетом необходимости финансирования  планов по созданию,  сохранению и
развитию мобилизационных мощностей оборонной промышленности;
     ускорить  проведение  двусторонних  правительственных переговоров
России  с другими государствами -  членами  СНГ  и  Грузией  о статусе
воинских формирований  Вооруженных Сил бывшего  СССР,  всестороннем их
обеспечении и координации военно-технической политики;
     разработать в возможно  короткие  сроки государственную программу
военного   строительства,   конверсии   оборонной   промышленности   и
социальной защиты  военнослужащих  Российской  Федерации на  период до
1995 года;
     в связи с образованием Министерства обороны  Российской Федерации
уточнить  функции  и  структуру  органов  государственного управления,
исключив их дублирование в решении оборонных вопросов;
     рассмотреть   вопрос  о  создании   Государственной  комиссии  по
формированию  Вооруженных   Сил   России  и   реорганизации  оборонной
промышленности,   а  также  об  образовании  государственных  органов,
ответственных    за    реализацию    и    утилизацию    высвобождаемых
военно-технических средств;
     пересмотреть   нормативы   обеспечения   деятельности   войск   в
соответствии  с  изменившимися  экономическими  условиями  и  с учетом
необходимости решения вопросов социальной защиты военнослужащих.
     4.  Комитету  Верховного Совета Российской  Федерации по вопросам
законности,   правопорядка  и  борьбы  с   преступностью  совместно  с
Контрольно-бюджетным  комитетом   при   Верховном   Совете  Российской
Федерации  провести  анализ   коммерческой   деятельности   военных  и
военно-промышленных  структур  и  внести  необходимые  предложения  на
рассмотрение Президиума Верховного Совета Российской Федерации.
     5.  Комитетам Верховного Совета Российской Федерации  по вопросам
обороны  и  безопасности,  по  законодательству,  по  делам инвалидов,
ветеранов войны и труда,  социальной защите военнослужащих и членов их
семей ускорить разработку и представление в Верховный Совет Российской
Федерации проектов  законов по  наиболее  актуальным вопросам военного
строительства.
     6.  В  целях  усиления  контроля  со  стороны  Верховного  Совета
Российской Федерации за решением оборонных вопросов предусмотреть:
     законодательное  утверждение  государственных  программ  военного
строительства и конверсии оборонной промышленности;
     утверждение одновременно  с  республиканским  бюджетом Российской
Федерации  структуры   и   численности   Вооруженных   Сил  Российской
Федерации;
     введение контроля  за  кадровой  политикой в Вооруженных  Силах и
Министерстве обороны Российской Федерации.



                            ЗАЯВЛЕНИЕ
           ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          О ПРИОРИТЕТАХ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Объявление суверенитета  Российской  Федерации,  вступление  ее в
Содружество Независимых Государств, а также осуществляемые в настоящее
время радикальные экономические и  социальные  преобразования вызывают
настоятельную необходимость незамедлительного формирования Вооруженных
Сил России  на  основе  реорганизации Вооруженных Сил  бывшего  СССР в
соответствии с изменившейся политической реальностью.
     Решительный переход во  внешней политике  России к международному
сотрудничеству  и партнерству  создает  реальную  основу существенного
сокращения непомерных  военных расходов  как необходимого  условия для
успешной   реализации  экономических  программ   и  снятия  социальной
напряженности в обществе.
     В то  же  время поддерживаемые  Россией предложения  о сохранении
Вооруженных Сил в рамках  Содружества не находят  единого понимания со
стороны  руководства отдельных государств  -  членов  СНГ. Недопустимо
затягиваются  сроки решения всех  вопросов,  связанных  с Вооруженными
Силами,  продолжает  сохраняться неопределенность  их статуса. Процесс
образования национальных армий происходит и без учета интересов других
государств - членов СНГ.
     В этих условиях Президиум Верховного Совета  Российской Федерации
считает необходимым ускорить определение статуса воинских формирований
Вооруженных Сил бывшего СССР  и провести  формирование Вооруженных Сил
России  на  основе   принципиально   новых   подходов   к  поддержанию
достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям
национальной безопасности России и безопасности Содружества в целом.

                                 I

     Вооруженные Силы  России должны быть  предназначены исключительно
для  защиты  независимости  и  территориальной  целостности Российской
Федерации, а также для выполнения международных обязательств России.
     В   условиях  укрепления  международной   безопасности,  усиления
взаимной   интеграции   экономики   развитых   стран,   их   насыщения
экологически  опасными  производствами  существенно  снижается уровень
непосредственной угрозы  развязывания  мировых войн,  локальных войн и
крупномасштабных   военных   конфликтов.   Это  позволяет  значительно
сократить вооруженные силы и снизить военные расходы.
     Достаточным средством предотвращения  мировых  войн, направленных
против   России  и   других   государств   -   членов   СНГ,  являются
стратегические ядерные силы,  состав которых должен  регулироваться на
договорной  основе  с  учетом  необходимости   сохранения  средств,  в
наибольшей  степени  отвечающих  требованиям  ядерной  безопасности  и
минимальной стоимости.
     Основным фактором,  сдерживающим от развязывания крупномасштабных
конфликтов и локальных войн против России и других государств - членов
СНГ,  должны стать силы,  обладающие высокоточным оружием и средствами
его доставки.
     Для   оперативной   нейтрализации   возможных  локальных  военных
конфликтов требуется создание высокомобильных сил  общего назначения в
составе нескольких сухопутных и военно-морских группировок.

                                II

     Сложившаяся  структура  Вооруженных  Сил  бывшего  СССР  в рамках
единого  оборонного  пространства  СНГ,  наличие  тесных  всесторонних
связей между государствами -  членами СНГ предопределяют необходимость
создания системы их коллективной обороны.
     С  учетом  различных подходов  государств -  членов СНГ к решению
военных   вопросов  их   совместная   обороноспособность   может  быть
обеспечена   на  основе  многосторонних  и   двусторонних  соглашений,
создания на паритетных началах политических и военных  органов СНГ для
координации   совместных   действий.   Президиум   Верховного   Совета
Российской Федерации  обращается  к  парламентам  государств  - членов
Содружества с предложением  оказать всестороннюю  поддержку проведению
переговоров  с целью заключения  Договора  о коллективной безопасности
государств - членов СНГ.
     Одновременно  Президиум  Верховного  Совета  Российской Федерации
выступает  за  скорейшее  начало  двусторонних  переговоров  России  с
другими  государствами -  членами  Содружества об  определении статуса
воинских  формирований  Вооруженных Сил бывшего СССР,  всестороннем их
обеспечении и координации военно-технической политики.
     Со  своей  стороны,  Россия  будет  проявлять  заботу  о воинских
формированиях бывшего СССР и готова взять их под свою  юрисдикцию, где
бы они ни находились,  соблюдая при этом суверенитет других государств
- членов Содружества.

                                III

     Президиум   Верховного   Совета   Российской   Федерации  считает
целесообразным поручить Правительству России в возможно короткие сроки
разработать  единую государственную  программу военного строительства,
конверсии оборонной промышленности и  социальной защиты военнослужащих
Российской Федерации на период до 1995 года.
     На этот  переходный  период  предлагается в  основном сохранить в
государствах -  членах  СНГ  сложившийся  порядок  прохождения военной
службы,  подготовки военных кадров, общие правовые основы деятельности
Вооруженных  Сил  и  социальных  гарантий  военнослужащим, действующую
систему обеспечения войск.  При этом следует предусмотреть постепенный
переход на контактную систему прохождения службы, а также существенное
сокращение численности  курсантов и слушателей  высших военных учебных
заведений.
     В  течение 1992  года  на  базе  ряда  высших  учебных заведений,
военных  училищ и  академий должны быть  созданы центры переподготовки
офицеров, увольняемых из рядов Вооруженных Сил.
     При разработке государственной программы  военного строительства,
конверсии оборонной промышленности и социальной  защиты военнослужащих
Российской  Федерации на период до  1995  года особое внимание следует
уделить принятию специальных мер по  существенному  увеличению объемов
строительства жилого фонда для военнослужащих и членов их семей.
     Радикальная   реорганизация   оборонной   промышленности   должна
осуществляться главным образом путем реформирования системы заказов на
разработку и поставку  вооружений  и военной техники в  соответствии с
новыми политическими реальностями и приоритетами в области обороны.
     При  проведении  конверсии  необходимо   обеспечить  существенное
сокращение  оборонного  производства  в  крупных  промышленных центрах
Российской  Федерации,  где наиболее  остро стоит  проблема увеличения
производства  товаров   народного   потребления   и   имеются  широкие
возможности развития хозяйственных связей.
     Должен  быть  также  повышен  выпуск  высококачественных  товаров
народнохозяйственного назначения  за счет внедрения  новых технологий,
сырья  и материалов,  ранее использовавшихся для  производства военной
продукции,   на  основе   введения   новой   системы   кредитования  и
налогообложения.   Важная   роль  в  решении  этой   задачи  отводится
отраслевым институтам оборонной промышленности.
     Реализация предлагаемых мер по решению оборонных  вопросов должна
создать  необходимые условия для  перехода  армии  на профессиональную
основу и оснащения ее самым современным вооружением.
     В целях усиления  парламентского  контроля  за решением оборонных
вопросов  Президиум  Верховного  Совета  Российской  Федерации считает
необходимым предусмотреть  законодательное утверждение государственных
программ военного строительства и конверсии  оборонной промышленности,
утверждение   одновременно  с   республиканским   бюджетом  Российской
Федерации структуры и численности Вооруженных  Сил,  а  также введение
контроля за кадровой политикой в военной области.