О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. Постановление. Правительство РФ. 18.04.92 261

       О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ
                       В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          18 апреля 1992 г.

                                N 261

                                 (Д)


        В целях  совершенствования  координации  деятельности  органов
государственного  управления  Российской Федерации по предотвращению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций,  вызываемых авариями,  катастрофами,
стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и эпи-
фитотиями, Правительство Российской Федерации

п о с т а н о в л я е т :

        1. Принять предложение Государственного комитета при Президен-
те Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си-
туациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий,  согласованное с
заинтересованными   министерствами,   ведомствами   и    организациями
Российской  Федерации,  о создании Российской системы предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях.

        2. Утвердить прилагаемое Положение о Российской  системе  пре-
дупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

        3. Возложить   на   министерства,   ведомства   и  организации
Российской Федерации функции по предупреждению и ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций согласно приложению.

        4. Возложить общее руководство созданием,  функционированием и
дальнейшим развитием Российской системы предупреждения  и  действий  в
чрезвычайных  ситуациях  на  Государственный  комитет  при  Президенте
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа-
циям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

        5. Разрешить   Государственному   комитету   при    Президенте
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа-
циям и ликвидации последствий стихийных  бедствий  при  организации  и
проведении  аварийно  - спасательных работ использовать в приоритетном
порядке для связи и передачи информации государственные системы и  ве-
домственные  сети  связи и передачи информации по согласованию с соот-
ветствующими министерствами,  ведомствами и  организациями  Российской
Федерации.

        6. Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству
путей сообщения Российской Федерации обеспечивать в первоочередном по-
рядке  по  заявкам Государственного комитета при Президенте Российской
Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и лик-
видации  последствий  стихийных  бедствий доставку в районы бедствий и
возвращение обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для
предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  за счет ассигнова-
ний, выделяемых этому Комитету на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
        Разрешить Государственному  комитету при Президенте Российской
Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и лик-
видации  последствий  бедствий  в  случае необходимости привлекать для
указанных целей транспортные средства других  министерств  и  ведомств
Российской Федерации, а также приобретать билеты в приоритетном поряд-
ке на все виды транспорта для доставки  групп  специалистов  в  районы
бедствия.

        7. Государственному комитету при Президенте Российской Федера-
ции по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий:
        а) продолжить работы по созданию автоматизированной информаци-
онно - управляющей  системы  для  обеспечения  деятельности Российской
системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
        В связи с этим определить:
        головным исполнителем работ по разработке и созданию системы в
целом  -  Министерство  промышленности  Российской Федерации (научно -
исследовательский институт "Восход");
        головным исполнителем по разработке и созданию системы связи и
передачи данных системы  -  Министерство  связи  Российской  Федерации
(Центральный научно-исследовательский институт связи);
        б) в 3-месячный срок с участием заинтересованных  министерств,
ведомств и организаций Российской Федерации определить:
        состав сил  и  средств  Российской  системы  предупреждения  и
действий  в  чрезвычайных ситуациях и перечень предприятий и организа-
ций,  привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению ава-
рийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных ра-
бот, и порядок их взаимодействия;
        нормативы обеспечения необходимыми силами и средствами  преду-
преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций потенциально опасных объ-
ектов и территорий, порядок материально-технического обеспечения и фи-
нансирования мероприятий по предупреждению и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций, в том числе оплаты труда работников организаций, участвующих
в проведении этих мероприятий,  осуществления  расходов,  связанных  с
оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по обучению
граждан и привлечению их к учениям и тренировкам.



                Первый заместитель Председателя
        Правительства Российской Федерации Е.ГАЙДАР




                                             У Т В Е Р Ж Д Е Н О
                                        постановлением Правительства
                                           Российской Федерации
                                        от 18 апреля 1992 г. N 261

                              ПОЛОЖЕНИЕ

            о Российской системе предупреждения и действий
                       в чрезвычайных ситуациях

        1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию
и   порядок   функционирования  Российской  системы  предупреждения  и
действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)*).

        2. РСЧС предназначена для предупреждения  чрезвычайных  ситуа-
ций**)  в  мирное  и военное время,  а в случае их возникновения - для
ликвидации их последствий,  обеспечения безопасности населения, защиты
окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

        3. Основными задачами РСЧС являются:
        проведение единой государственной политики в  области  предуп-
реждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  защиты жизни и здоровья
людей,  материальных и культурных ценностей,  окружающей среды при  их
возникновении в мирное и военное время;
        формирование системы экономических и правовых мер по обеспече-
нию защиты населения, технической и экологической безопасности;
        осуществление государственных  целевых  и   научно-технических
программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту
человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования
объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении ава-
рий,  катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоо-
тий и эпифитотий;
        обеспечение высокой готовности органов и  пунктов  управления,
систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычай-
ных ситуациях, проведения работ по их ликвидации***);

_______________
        *) Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных  условий жизни
и деятельности  людей  на объекте или определенной территории (аквато-
рии),  вызванное аварией,  катастрофой,  стихийным  или  экологическим
бедствием,  эпидемией,  эпизоотией, эпифитотией, применением возможным
противником современных средств поражения и приведшее или могущее при-
вести к людским и материальным потерям.

        **) Предупреждение  социально - политических,  межнациональных
конфликтов и  массовых  беспорядков  и  действия  по   ликвидации   их
последствий в компетенцию системы не входят.

        ***) Под  ликвидацией  чрезвычайных  ситуаций  имеется в  виду
проведение аварийно-спасательных,  аварийно-восстановительных и других
неотложных  работ по устранению непосредственной опасности для жизни и
здоровья людей,  восстановление жизнеобеспечения населения. Восстанов-
ление  объектов  народного хозяйства и территорий,  пострадавших в ре-
зультате  чрезвычайных  ситуаций,  в  компетенцию  РСЧС   не   входит.
________________


        прогнозирование и оценка  социально-экономических  последствий
чрезвычайных ситуаций;
        первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
        обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных си-
туациях, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов РСЧС;
        создание и  использование  чрезвычайных  резервных  фондов фи-
нансовых,  продовольственных,  медицинских и материально - технических
ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликви-
дации чрезвычайных ситуаций;
        осуществление международного  сотрудничества в области предуп-
реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  оказание помощи зарубеж-
ным  странам  в  ликвидации последствий аварий,  катастроф и стихийных
бедствий.

        4. РСЧС   объединяет   органы   государственного    управления
Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации,
в компетенцию которых входят функции,  связанные с безопасностью и за-
щитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвы-
чайных ситуациях,  силы и средства этих органов управления и организа-
ций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных
ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окру-
жающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и
применения возможным противником современных средств поражения.
        РСЧС включает  в  себя  территориальные,  функциональные и ве-
домственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и фе-
деральный.

        5. Территориальные   подсистемы   РСЧС  (республик  в  составе
Российской Федерации,  краев и областей)  состоят  из  звеньев,  соот-
ветствующих принятому административно-территориальному делению.
        Каждая территориальная подсистема  (звено)  предназначена  для
предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной
территории и,  как правило,  включает в себя руководящий орган  -  ко-
миссию по чрезвычайным ситуациям (республиканскую, краевую, областную,
районную,  городскую,  объектовую) или другой  орган,  выполняющий  ее
функции,  орган  повседневного  управления  (дежурную службу),  силы и
средства функциональных и ведомственных подсистем на  данной  террито-
рии,  в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и матери-
ально-технические ресурсы,  системы связи, оповещения, информационного
обеспечения, а также специальные учебные заведения.
        Конкретные структуры территориальных подсистем  и  их  звеньев
определяются соответствующими органами исполнительной власти республик
в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных образова-
ний, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
        Задачи конкретных регионов, организация и порядок функциониро-
вания территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями,
утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти.

        6. Основными типовыми  задачами  территориальных  комиссий  по
чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:
        руководство деятельностью подсистем и звеньев РСЧС  на  подве-
домственных территориях;
        участие в разработке и осуществлении государственных целевых и
научно-технических  программ  по проблемам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
        разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрез-
вычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф,
стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения против-
ника,  по обеспечению надежности работы  потенциально  опасных  произ-
водств  и  объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуа-
ций;
        организация и координация постоянного наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и  потенциально  опасных объектов, оценка и
прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
        обеспечение постоянной готовности органов  управления,  сил  и
средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;
        организация формирования системы экономических и правовых мер,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение тех-
нической и экологической безопасности;
        создание фондов финансовых,  продовольственных,  медицинских и
материально-технических ресурсов,  используемых для покрытия  расходов
на  профилактические  мероприятия,  содержание  и  обеспечение аварий-
но-спасательных и аварийно-восстановительных формирований,  ликвидацию
чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
        координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на
подведомственной  территории по предотвращению и ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций;
        организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуа-
циям соседних территорий,  военным командованием и общественными орга-
низациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуа-
циях, а в случае необходимости - направления сил и средств для их лик-
видации;
        руководство действиями в ходе возникновения,  развития чрезвы-
чайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения тру-
доспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвы-
чайной ситуации к аварийно-спасательным,  аварийно-восстановительным и
другим неотложным работам;
       руководство обучением  и  подготовкой  населения  к действиям в
чрезвычайных ситуациях,  подготовкой и повышением квалификации специа-
листов РСЧС,  а также повышением квалификации работников, занимающихся
мобилизационной подготовкой народного хозяйства Российской Федерации;
       участие в  организуемых  федеральными  органами  международного
сотрудничества в области проблем, связанных с предупреждением и ликви-
дацией  чрезвычайных  ситуаций,  организация и осуществление сотрудни-
чества на территориальном  уровне,  непосредственное  распределение  и
использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной
ситуации на  подведомственной  территории  и  объектах  народного  хо-
зяйства;

       7. Функциональные  подсистемы  РСЧС состоят из органов управле-
ния,  сил и средств министерств и ведомств Российской  Федерации,  не-
посредственно  решающих  задачи по наблюдению и контролю за состоянием
природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по пре-
дупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, соз-
данию и использованию чрезвычайных резервных фондов,  ликвидации чрез-
вычайных ситуаций на местном, региональном и федеральном уровнях.
       При этом в состав отдельных функциональных подсистем могут вхо-
дить  органы управления,  силы и средства нескольких министерств и ве-
домств Российской Федерации, решающих схожие задачи или задачи, допол-
няющие друг друга.
       К функциональным подсистемам РСЧС,  возглавляемым соответствую-
щими министерствами и ведомствами Российской Федерации, относятся:
       информационно-управляющая (ГКЧС России);
       защиты и  жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
(ГКЧС России);
       экологической безопасности (Минэкологии России);
       наблюдения и контроля за стихийными  гидрометеорологическими  и
гелиогеофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (Минэколо-
гии России);
       предупреждения цунами (Минэкологии России);
       опасных экзогенных   геологических    процессов    (Минэкологии
России);
       контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах (Госа-
томнадзор России, Госгортехнадзор России);
       сейсмологических наблюдений    и     прогноза     землетрясений
(Российская академия наук, Минстрой России);
       служба противопожарных  и  аварийно-спасательных   работ   (МВД
России);
       санитарно-эпидемического надзора за состоянием здоровья населе-
ния  в  связи  с  состоянием  среды  его  обитания (Госкомсанэпинадзор
России);
       охраны лесов от пожаров (Минэкологии России);
       предотвращения и ликвидации последствий аварий и  катастроф  на
морском и речном транспорте (Минтранс России);
       служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения  полетов
гражданской авиации (Минтранс РОссии);
       защиты городов и  населенных  пунктов  от  аварий  и  стихийных
бедствий (Минстрой России);
       чрезвычайных резервных  фондов  финансовых,  продовольственных,
медицинских  и  материально-технических ресурсов (Минфин России,  Мин-
торгресурс  России,  Минсельхоз  России,  Минздрав  России,   Минсвязи
России, Госрезерв России);
       целевых видов страхования (Минфин России).
       Основные задачи,  организация  и  порядок деятельности функцио-
нальных подсистем определяются положениями об  этих  подсистемах,  ут-
верждаемых соответствующими органами государственного управления.

       8. Ведомственные подсистемы РСЧС создаются  в  министерствах  и
ведомствах,  межотраслевых государственных консорциумах,  корпорациях,
концернах и ассоциациях Российской Федерации и предназначены для  пре-
дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций непосредственно на объ-
ектах (предприятиях) этих министерств, ведомств и организаций.
       Конкретные структуры ведомственных подсистем,  их задачи, поря-
док функционирования определяются министерствами и ведомствами, межот-
раслевыми государственными консорциумами,  корпорациями,  концернами и
ассоциациями Российской Федерации и закрепляются в положениях об  этих
подсистемах.
       При этом каждая ведомственная подсистема,  ее звенья включают в
себя, как правило, руководящие органы (комиссия по чрезвычайным ситуа-
циям), органы повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба),
силы  и  средства  наблюдения  и  контроля  за состоянием потенциально
опасных объектов и природной средой,  силы и средства ликвидации чрез-
вычайных ситуаций.

       9. Основными  типовыми задачами ведомственных комиссий по чрез-
вычайным ситуациям являются:
       руководство функционированием  подсистем  и  звеньев РСЧС в от-
расли (ведомстве);
       участие в  разработке и осуществлении государственных целевых и
научно-технических программ;
       руководство разработкой  и  осуществлением  мероприятий по пре-
дотвращению чрезвычайных ситуаций,  повышению надежности  потенциально
опасных производств,  обеспечению устойчивости функционирования объек-
тов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
       организация и  руководство  системой  наблюдения  и контроля за
состоянием потенциально опасных объектов и природной средой в санитар-
но-защитной  зоне  вокруг объектов,  а также в зонах санитарной охраны
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
       формирования системы экономических и правовых мер, направленных
на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение тех-
нической и экологической безопасности;
       руководство созданием и использованием  чрезвычайных  резервных
фондов финансовых и материально-технических ресурсов;
       организация целевых видов страхования от чрезвычайных ситуаций,
включая перестрахование рисков их возникновения;
       обеспечение готовности органов  управления,  сил  и  средств  к
действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, координация и руко-
водство работами по их ликвидации в зависимости от  масштабов  чрезвы-
чайных ситуаций;
       организация подготовки персонала объектов к действиям в чрезвы-
чайных ситуациях.

       10. К  федеральному  уровню в РСЧС относятся органы управления,
центральные дежурно-диспетчерские пункты, силы и средства наблюдения,
контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобильные пункты управле-
ния и связи,  действия которых и системы в целом непосредственно коор-
динирует ГКЧС России.

       11. К  региональному  уровню  в РСЧС,  охватывающему территории
республик в составе Российской Федерации,  нескольких  краев  или  об-
ластей,  относятся  имеющиеся  на территории региона органы управления
функциональных и ведомственных подсистем,  силы и средства наблюдения,
контроля  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций,  средства управления и
связи. Координацию их деятельности осуществляет региональный центр  по
делам гражданской   обороны,   чрезвычайным   ситуациям  и  ликвидации
последствий стихийных бедствий,  непосредственно подведомственных ГКЧС
России.

       12. К местному уровню в РСЧС относятся  территориальные  органы
управления (комиссии по чрезвычайным ситуациям),  органы повседневного
руководства (дежурная служба  штабов  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных бедствий,
дежурно-диспетчерская  служба  предприятий  и  учреждений),   силы   и
средства  наблюдения,  контроля  и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
данной территории, руководство и координацию деятельности которых осу-
ществляют  соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям террито-
риальных органов исполнительной власти.

       13. К решению задач по защите жизни и здоровья  людей,  матери-
альных и культурных ценностей, природной среды в условиях чрезвычайных
ситуаций на всех уровнях могут привлекаться  общественные  организации
(профессиональные союзы,  ассоциации спасательных формирований, добро-
вольные общества и другие общественные формирования).  Эти задачи  они
решают  путем проведения необходимой разъяснительной работы среди чле-
нов и других групп населения, а также непосредственного участия в осу-
ществлении государственных долгосрочных программ,  направленных на пре-
дупреждение различных бедствий и ослабление их негативных последствий,
осуществление  аварийно-спасательных работ и необходимых мер по оказа-
нию помощи пострадавшим в районах бедствия.

       14. Руководящими органами  в  территориальных  и  ведомственных
подсистемах  РСЧС и в их звеньях являются комиссии по чрезвычайным си-
туациям территориальных органов  исполнительной  власти,  министерств,
ведомств и организаций Российской Федерации соответственно,  а в функ-
циональных подсистемах - соответствующие органы  государственного  уп-
равления.
       Их структура  и  состав  определяются  органами  исполнительной
власти республик в составе Российской Федерации,  краев, областей, ав-
тономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерства-
ми, ведомствами и организациями Российской Федерации.
       Рабочими органами территориальных комиссий по чрезвычайным  си-
туациям  всех  уровней  являются  штабы  по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
       При ведомственных  комиссиях  по  чрезвычайным  ситуациям могут
создаваться  штабные  структурные  подразделения  (аппарат  комиссий),
состав которых определяется министерством, ведомством и организацией в
зависимости от объемов работ.
       Как правило,  комиссии по чрезвычайным ситуациям  возглавляются
заместителями  руководителей органов исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, заместителями министров и председа-
телей государственных комитетов,  заместителями  председателей  (  ви-
це-президентами)  консорциумов,  корпораций,  концернов  и  ассоциаций
Российской Федерации,  руководителями (главными  инженерами)  объектов
народного хозяйства*).

       15. Органами повседневного управления РСЧС являются:
       дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуа-
циям всех уровней;
       дежурные службы и специализированные подразделения функциональ-
ных подсистем;
       дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения
министерств и ведомств, объектов народного хозяйства;
       штабы по делам гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
ликвидации последствий стихийных бедствий всех уровней;
       дежурные службы подразделений Ассоциации спасательных  формиро-
ваний России, других добровольных общественных организаций, привлекае-
мых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
       Органы повседневного  управления РСЧС осуществляют управление и
контроль за функционированием подсистем и звеньев РСЧС.
       Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется
на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соот-
ветствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоян-
ной готовности к использованию.

       16. Силы и средства РСЧС,  являющиеся силами  и  средствами  ее
подсистем, подразделяются на силы и средства:
       наблюдения и контроля;
       ликвидации чрезвычайных ситуаций.

       17. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
       сил органов надзора; сил Государственной контрольно-инспекцион-
ной службы Минэкологии России;
       служб (учреждений) и ведомств Российской Федерации, осуществля-
ющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды,  а также  за
обстановкой  на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним тер-
риториях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья  насе-
ления;
       службы мониторинга опасных процессов Минстроя России; сил Вете-
ринарной службы Российской Федерации;
       сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
       служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого
сырья и продуктов питания Минторгресурса России;
       службы предупреждения  о стихийных гидрометеорологических и ге-
лиогеофизических явлениях и об экстремально высоких уровнях  загрязне-
ния окружающей среды Минэкологии России,  службы сейсмических наблюде-
ний и информации Российской академии наук и службы контроля источников
вредных веществ в природную среду Минэкологии России;
       космических средств    наблюдения    министерств   и   ведомств
Российской Федерации.

       18. Силы и средства ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  состоят
из:

_____________
       *) Районные,  городские  и  объектовые комиссии по чрезвычайным
ситуациям создаются  при  необходимости  и при наличии соответствующей
базы. _____________


       военизированных и *невоенизированных  противопожарных,  аварий-
но-спасательных и аварийно-восстановительных формирований министерств,
ведомств и организаций Российской Федерации;
       учреждений и формирований службы экстренной медицинской  помощи
Минздрава России, а также других министерств и ведомств Российской Фе-
дерации;
       формирований экстренной  ветеринарной  помощи  и  службы защиты
растений Минсельхоза России;
       военизированных служб  по предупредительному спуску снежных ла-
вин  и  предотвращению  градобитий,  подразделений  по  авиапарашютной
доставке грузов и оборудования Минэкологии России;
       частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спаса-
тельных работ МВД России;
       соединений, воинских частей,  территориальных и объектовых фор-
мирований Гражданской обороны Российской Федерации;
       соединений и воинских частей химических и инженерных войск Воо-
руженных Сил,  предназначенных для ликвидации последствий аварий,  ка-
тастроф, стихийных и экологических бедствий;
       сил и   средств   службы  поискового  и  аварийно-спасательного
обеспечения полетов гражданской авиации Минтранса России;
       восстановительных и   пожарных   поездов  МПС  России;
       аварийно-спасательных служб Военно-Морского Флота, Минтранса
России и других министерств и ведомств Российской Федерации;
       отрядов, служб  и специалистов Ассоциации спасательных формиро-
ваний России, других добровольных общественных организаций.

       19. На  базе соединений и воинских частей постоянной готовности
химических и инженерных войск  Вооруженных  сил,  Гражданской  обороны
Российской Федерации,  частей и подразделений службы противопожарных и
аварийно-спасательных работ МВД  России,  военизированных  горноспаса-
тельных  и  газоспасательных подразделений,  медицинских формирований,
строительных и монтажных организаций и других  аналогичных  профессио-
нальных служб различных министерств, ведомств и организаций Российской
Федерации создаются по согласованию  с  ними  аварийно-спасательные  и
аварийно-восстановительные подразделения (силы) постоянной готовности,
которые могут привлекаться ГКЧС России, комиссиями по чрезвычайным си-
туациям  различных  уровней  в пределах их возможностей для проведения
работ по оперативной локализации и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
как в различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом.
       Силы постоянной готовности,  за исключением соединений и частей
Вооруженных Сил и Гражданской обороны Российской Федерации,  привлека-
ются к выполнению аварийно-спасательных  и  аварийно-восстановительных
работ  по  заданию  комиссий  по чрезвычайным ситуациям на контрактной
основе с возмещением произведенных затрат.

       20. Информационное обеспечение функционирования  РСЧС  осущест-
вляется информационно-управляющей системой, которая включает:
       ситуационный центр  ГКЧС  России;
       информационно-вычислительные центры  комиссий  по  чрезвычайным
ситуациям республик в составе Российской Федерации,  краев,  областей,
министерств, ведомств и организаций Российской Федерации;
       информационные пункты районных и городских комиссий по  чрезвы-
чайным ситуациям, абонентские пункты объектовых комиссий по чрезвычай-
ным ситуациям;
       пункты управления  сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций (соединений,  воинских частей, военизированных и невоенизированных
формирований);
       информационные центры (центры обработки информации)  информаци-
онных подсистем РСЧС;
       вычислительные центры и абонентские пункты системы заказа 7118;
       средства связи и передачи данных.

       21. Основными  функциями информационно-управляющей системы РСЧС
являются:
       сбор и комплексная обработка данных, полученных от информацион-
ных подсистем,  в том числе оповещение о фактах чрезвычайных ситуаций,
их селекция и распределение между абонентами  (пользователями  )*)  по
принадлежности;
       сбор и  обработка  информации  от   абонентов   (пользователей)
систем;
       обеспечение обмена информацией между различными подсистемами  и
звеньями  РСЧС,  комиссиями  по  чрезвычайным ситуациям всех уровней и
пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

       22. Сбор информации от абонентов (пользователей) системы и  об-
мен  ею  между различными подсистемами и звеньями РСЧС,  комиссиями по
чрезвычайным ситуациям  всех  уровней  и  пунктами  управления  сил  и
средств ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется путем передача
формализованных донесений.
       Критерии, содержание и вид информации о чрезвычайных  ситуациях
устанавливаются  для  каждого  уровня.  Сроки  и порядок ее передачи в
РСЧС, ее подсистемы и звенья определяются специальными положениями.

       23. Деятельность РСЧС включает планирование,  подготовку и осу-
ществление  мероприятий  по  предупреждению и действиям в чрезвычайных
ситуациях в мирное и военное время.
       В зависимости  от обстановки различают три режима функционирова-
ния системы:
       режим повседневной  деятельности  -  функционирование системы в
мирное время при нормальной  производственно-промышленной,  радиацион-
ной,  химической,  биологической (бактериологической),  сейсмической и
гидрометеорологической обстановке,  при отсутствии эпидемий, эпизоотий
и эпифиотий, ведения долгосрочных работ по ликвидации последствий ава-
рий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
       режим повышенной  готовности  -  функционирование  системы  при
ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, био-
логической (бактериологической,  сейсмической и гидрометеорологической
обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвы-
чайных ситуаций, угрозе начала войны;
        2чрезвычайный режим  0- функционирование системы при возникновении
и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций в мирное время,  а также в случае
применения возможным противником современных средств поражения.

_____________
       *) Абонентами (пользователями) информационно-управляющей систе-
мы РСЧС являются руководящие органы и органы повседневного  управления
системы. _____________

       Решения о введении этого того или иного режима функционирования
РСЧС,  ее подсистем и звеньев принимают ГКЧС  России,  соответствующие
комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
       В зависимости от обстановки  подсистемы  и  звенья  РСЧС  могут
функционировать одновременно в различных режимах.

       24. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционирова-
нии РСЧС в различных режимах, являются:
       а) при режиме повседневной деятельности:
       осуществление наблюдения и  контроля  за  состоянием  природной
среды,  обстановки  на потенциально опасных объектах и в прилегающих к
ним районах;
       выполнение государственных долгосрочных целевых программ и пре-
вентивных мер по предупреждению и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,
повышению  безопасности  и  защите  населения,  сокращению  народнохо-
зяйственного ущерба,  а также повышению устойчивости  функционирования
объектов и отраслей народного хозяйства при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
       поддержание высокой  готовности,  совершенствование  подготовки
органов управления,  сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных си-
туациях,  организация обучения населения способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях;
       создание и поддержание чрезвычайных резервных  фондов  финансо-
вых,    продовольственных,   медицинских   и   материально-технических
ресурсов;
       осуществление целевых видов страхования;
       б) при режиме повышенной готовности:
       принятие на  себя  непосредственного  руководства деятельностью
подсистем и звеньев РСЧС комиссиями по чрезвычайным ситуациям,  форми-
рование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухуд-
шения обстановки непосредственно в районе возможного  бедствия,  выра-
ботки предложения по ее нормализации;
       усиление дежурно-диспетчерской  службы;
       усиление наблюдения и контроля за состоянием  природной  среды,
обстановкой  на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним тер-
риториях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситу-
аций и их масштабов;
       принятие мер по защите населения,  природной среды и  повышению
устойчивости объектов народного хозяйства;
       повышение готовности сил и средств,  предназначенных для ликви-
дации возможных чрезвычайных ситуаций,  уточнение планов их действий и
выдвижение при необходимости в районы предполагаемых действий;
       в) при чрезвычайном режиме:
       организация защиты населения;
       выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для
непосредственного руководства работами;
       выдвижение сил  и  средств  в  районы чрезвычайных ситуаций для
проведения работ;
       организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       организация работ по обеспечению устойчивости  функционирования
отраслей и объектов экономики,  жизнеобеспечению пострадавшего населе-
ния;
       осуществление постоянного  усиленного  контроля  за  состоянием
природной среды в районах чрезвычайных ситуаций,  обстановкой на  ава-
рийных объектах и прилегающих к ним территориях.
       25. Ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций  организует  комиссия по
чрезвычайным ситуациям,  как правило, непосредственно руководство лик-
видацией чрезвычайных ситуаций осуществляют:
        2частных  0чрезвычайных ситуаций,  распространение которых ограни-
чено производственным помещением,- объектовые комиссии по чрезвычайным
ситуациям*);
       объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение которых огра-
ничено территорией объектов,- объектовые комиссии по чрезвычайным  си-
туациям  с  участием при необходимости оперативных групп районных (го-
родских) и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям;
       местных чрезвычайных ситуаций,  распространение которых ограни-
чено территорией города (района) или области,- комиссии по  чрезвычай-
ным  ситуациям  органов  исполнительной власти городов,  районов,  об-
ластей,  краев, республик в составе Российской Федерации в зависимости
от границ распространения чрезвычайной ситуации;
       региональных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ог-
раничено  территорией края,  нескольких областей,  республик в составе
Российской Федерации,-  комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям  органов
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей,  автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с
координацией  действий  со стороны региональных центров по делам граж-
данской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-
хийных бедствий;
       глобальных чрезвычайных ситуаций, распространение которых охва-
тывает  значительную  территорию Российской Федерации или сопредельных
стран,- ГКЧС России в части выполнения аварийно-спасательных и аварий-
но-восстановительных  работ (планово-восстановительные работы осущест-
вляются силами местных органов власти).

       26. Оперативные группы ГКЧС России,  комиссий  по  чрезвычайным
ситуациям  всех уровней предназначены для организации выявления причин
ухудшения обстановки, выработки предложений и организации принятия мер
по предотвращению чрезвычайных ситуаций,  оценки их характера в случае
возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды и их реализации
непосредственно в районе бедствий.  Состав оперативных групп  формиру-
ется  из  персонального состава ГКЧС России,  комиссий по чрезвычайным
ситуациям в зависимости от типа,  характера и  масштабов  чрезвычайной
ситуации.  Основными задачами оперативной группы в районе бедствия яв-
ляются:
       а) при функционировании в режиме повышенной готовности:
       организация выявления причин,  оценки характера возможной чрез-
вычайной  ситуации,  прогнозирования  развития обстановки и подготовка
предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации,  ее локализации и
ликвидации;

______________
       *) При  отсутствии таких комиссий - вышестоящими районными (го-
родскими) или ведомственными комиссиями.
______________

       координация действий территориальных органов или непосредствен-
ное  руководство  осуществлением  разработанных  мер по предотвращению
чрезвычайной ситуации;
       б) при функционировании в чрезвычайном режиме:
       организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и  прогнози-
рования развития обстановки;
       подготовки предложений по выбору плана действий из числа  зара-
нее разработанных типовых планов локализации и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, по его корректировке в соответствии со складывающейся обста-
новкой,  по использованию сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций,  финансовых,  продовольственных, медицинских и материально-техни-
ческих ресурсов (средств жизнеобеспечения населения,  оборудования для
производства неотложных работ,  социальной помощи пострадавшим и  др.)
из государственных резервов,  по распределению материальных и финансо-
вых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан, в том
числе иностранных;
       координация и контроль действий территориальных органов  управ-
ления  в  зоне бедствия по эвакуации населения,  оказанию пострадавшим
необходимой помощи и по другим неотложным мерам;
       непосредственное руководство  работами по ликвидации чрезвычай-
ной ситуации во взаимодействии с органами власти и управления в  зонах
бедствия.

       27. Ликвидация  чрезвычайных  ситуаций  осуществляется силами и
средствами звена,  территориальной или ведомственной подсистемы  РСЧС,
на территории и объектах которых они возникли.
       Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная
или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самосто-
ятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией,  она обращается за
помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
       Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может  взять  на
себя руководство или координацию работ по ликвидации данной чрезвычай-
ной ситуации либо оказать помощь силами и средствами.
       Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальные
и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям не могут справиться
с ее локализацией и ликвидацией, Правительство Российской Федерации по
представлению органов исполнительной власти и заключению  ГКЧС  России
принимает решение об оказании соответствующей помощи.
       Только по указанию Президента Российской Федерации к ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  могут привлекаться соединения и воинские части
Вооруженных Сил.

       28. Выполнение государственных целевых программ по вопросам бе-
зопасности и защиты населения, окружающей среды и обеспечения устойчи-
вости функционирования объектов народного хозяйства  при  чрезвычайных
ситуациях,  представляющих комплекс мер,  увязанных по задачам, срокам
исполнения,  источникам  обеспечения  финансовыми,  материально-техни-
ческими и иными ресурсами, осуществляется соответствующими руководящи-
ми органами с целью координации финансовой,  кредитной, инвестиционной
политики  по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их деста-
билизирующего воздействия,  а также с целью  подготовки  к  ликвидации
последствий аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.
       Государственные целевые  программы  разрабатываются   в   соот-
ветствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, Президен-
та Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и финанси-
руются  из  республиканского бюджета Российской Федерации.  Содержание
основных проектов,  составляющих программу,  и  объемы  финансирования
согласовываются  с  соответствующими органами государственной власти и
управления, участвующими в их реализации.

       29. Финансирование РСЧС,  ее подсистем и звеньев осуществляется
за  счет  специальных  фондов,  выделяемых соответственно из республи-
канского  бюджета  Российской  Федерации,   республиканских   бюджетов
республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов.  Распоря-
дителями указанных фондов являются ГКЧС России и  соответствующие  ко-
миссии по чрезвычайным ситуациям.
       Комиссия по чрезвычайным ситуациям любого уровня организует ма-
териально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
       Оплата работ  расходов  организаций,  привлекаемых к ликвидации
чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа, принявшего реше-
ние об их привлечении к работам.

       30. Чрезвычайные резервные фонды финансовых, продовольственных,
медицинских и материально-технических ресурсов  создаются  в  РСЧС  за
счет  бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирую-
щего воздействия чрезвычайных ситуаций на экономику республики.
       Государственные чрезвычайные  резервные фонды создаются за счет
республиканского бюджета Российской Федерации для  ликвидации  чрезвы-
чайных ситуаций, которые не могут быть устранены силами органов испол-
нительной власти.
       Номенклатура, объемы,  дислокация,  а  также порядок создания и
использования государственных чрезвычайных резервных фондов  определя-
ются  соответствующим положением или решением Правительства Российской
Федерации.
       Местные чрезвычайные фонды финансовых, продовольственных, меди-
цинских и материально-технических ресурсов создаются за  счет  местных
бюджетных  и  внебюджетных  источников для снижения дестабилизирующего
воздействия чрезвычайных ситуаций локального характера.

       31. Обучение населения способам защиты при чрезвычайных  ситуа-
циях  организуется штабами по делам гражданской обороны,  чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,  осуществляется
самостоятельно,  на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жи-
тельства, через средства массовой информации и в ходе специальных уче-
ний.
       Подготовка специалистов органов управления РСЧС, ее подсистем и
звеньев  осуществляется  на базе курсов Гражданской обороны Российской
Федерации,  на учебно-материальной базе службы противопожарных и  ава-
рийно-спасательных работ МВД России.

       32. В целях совершенствования организации РСЧС, проверки готов-
ности и уровня подготовки органов управления,  сил и  средств  системы
ежегодно  планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и
тренировки.


                                                    7ПРИЛОЖЕНИЕ
                                         к постановлению  7Правительства
                                            Российской Федерации от 18
                                           7апреля 1992 г. N 261


                           Ф У Н К Ц И И
       органов государственного управления Российской Федерации
         по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

                      Минстрой России

       Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации
объектов в районах с экстремальными условиями,  методов и средств изу-
чения,  оценки  и прогнозирования опасных природных и техногенных про-
цессов,  разработка новых и совершенствование существующих методов ин-
женерной защиты территорий.
       Нормативное обеспечение строительства и инженерной  защиты  на-
роднохозяйственных объектов в экстремальных условиях.
       Руководство созданием и функционированием подсистемы защиты го-
родов  и  населенных пунктов от воздействия опасных природных и техно-
генных процессов Российской системы предупреждения и действий в  чрез-
вычайных ситуациях.
       Разработка методологии проведения расчетов ущерба и потребности
в  материально-технических ресурсах при проведении спасательных и ава-
рийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

                      МВД России

       Обеспечение общественного порядка и охрана материальных и куль-
турных ценностей при чрезвычайных ситуациях.
       Тушение пожаров  и проведение первоочередных аварийно-восстано-
вительных работ при чрезвычайных ситуациях.
       Руководство созданием  и  функционированием  подсистемы  службы
противопожарных и аварийно-спасательных работ Российской системы  пре-
дупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

                      МБ России

       Предоставление ГКЧС России и руководящим органам  территориаль-
ных,  функциональных и ведомственных подсистем Российской системы пре-
дупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях информации о возможных
предпосылках и характере чрезвычайных ситуаций, об их причинах, о пла-
нах,  намерениях и конкретных действиях преступных групп  и  отдельных
лиц по умышленному созданию чрезвычайных ситуаций.
       Осуществление мероприятий по обеспечению государственной  безо-
пасности  в  условиях  чрезвычайных ситуаций,  в том числе на режимных
объектах и объектах с особым режимом,  в районах, закрытых для посеще-
ния иностранцами,  а также при оказании иностранными государствами со-
действия в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Фе-
дерации.
       Участие при необходимости специальных сил и средств органов бе-
зопасности  в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций,  в том числе
ситуаций, созданных в результате действий террористов и других экстре-
мистских элементов

                      Минздрав России

       Руководство созданием и функционированием  подсистемы  (службы)
экстренной  медицинской  помощи  в  чрезвычайных  ситуациях Российской
системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
       Организация работ  по  оказанию экстренной медицинской помощи в
районах чрезвычайных ситуаций.
       Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств
для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

                        МИД России

       Содействие в развитии международных связей в области предупреж-
дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания взаимной помощи при
авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

                      Миннауки России

       Организация проведения научных исследований в интересах  совер-
шенствования и развития Российской системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях,  координация и оказание государственной помощи
в проведении этих исследований.
       Организация подготовки  кадров  специалистов   для   Российской
системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

           Минпром России, Минтопэнерго России и Минатом России

       Организация наблюдения и контроля за обстановкой на потенциаль-
но опасных объектах и прилегающих к ним территориях.
       Осуществление мероприятий  по   предотвращению   и   ликвидации
последствий аварий и катастроф на объектах министерств.
       Координация работ по размещению объектов министерств  с  учетом
промышленной и экологической безопасности.
       Участие в проведении аварийно-спасательных и других  неотложных
работ  силами  ведомственных  и профессиональных аварийно-спасательных
подразделений, входящих в Российскую систему предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях.
       Руководство созданием и функционированием  соответствующих  ве-
домственных  подсистем  Российской системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях.

                      Минсельхоз России

       Осуществление мероприятий   по   предупреждению   и  ликвидации
последствий аварий и катастроф на объектах Министерства.
       Организация и  координация  работ  по  контролю за загрязнением
сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и  тяжелыми  ме-
таллами.  Обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного про-
изводства на загрязненных территориях.
       Организация и координация работ по **эпизоотологическому, фито-
патологическому и токсикологическому контролю,  ликвидации эпизоотий и
эпифитотий.
       Обеспечение оперативного получения,  обработки и выдачи необхо-
димой  для  сельскохозяйственного  производства  информации  по оценке
чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера.

           Минторгресурс России,  Минэкономики России,  Минфин России,
                      Минтруд России и Госрезерв России

       Координация работ по размещению  народнохозяйственных  объектов
на  территории Российской Федерации с учетом требований промышленной и
экологической безопасности (**Минэкономики России).
       Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации
чрезвычайных ситуация, оказание помощи пострадавшему населению.
       Создание страховых  и  резервных  фондов,  запасов материальных
средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
       Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой
необходимости.
       Руководство созданием   и   функционированием  подсистем  соот-
ветствующих чрезвычайных резервных фондов Российской  системы  предуп-
реждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

                      Минтранс России

       Организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликви-
дации последствий аварий и катастроф на транспорте.
       Обеспечение перевозок сил,  средств  и  материально-технических
ресурсов,  необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций, осуществление эвакуационных мероприятий.
       Участие сил  ведомственных  формирований  в  пределах их такти-
ко-технических возможностей в проведении  аварийно-спасательных,  ава-
рийно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычай-
ных ситуаций.
       Руководство созданием    и    функционированием   ведомственной
подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях.

                      Минэкологии России

       Прогнозирование опасных гидрометеорологических и других природ-
ных  явлений,  высокого уровня загрязнения природной среды и масштабов
связанных с ним чрезвычайных ситуаций.
       Обеспечение контроля  экологической  обстановки  в  республике,
планирование и осуществление мер по ее улучшению.
       Методическое руководство  работами  по ликвидации экологических
чрезвычайных ситуаций.
       Проведение оперативного контроля и прецизионных измерений ради-
оактивного и химического загрязнения,  обусловленного авариями  и  ка-
тастрофами.
       Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций
в лесах республики, организация и осуществление мероприятий по их пре-
дотвращению и ликвидации.
       Предоставление гидрометеорологической  и гелиогеофизической ин-
формации и данных об уровнях загрязнения природной среды  органам  уп-
равления  Российской  системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях.
       Руководство созданием и функционированием соответствующих функ-
циональных подсистем наблюдения и контроля Российской системы  предуп-
реждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

               Госатомнадзор России, Госгортехнадзор России и
                      Госкомсанэпиднадзор России

       Организация и осуществление контроля за состоянием потенциально
опасных объектов, санитарной и эпидемиологической обстановки на терри-
тории Российской Федерации.
       Прогнозирование возможности возникновения аварий и катастроф на
объектах промышленности, эпидемий на территории Российской Федерации.
       Руководство созданием   и   функционированием   соответствующих
подсистем надзора Российской системы предупреждения и действий в чрез-
вычайных ситуациях.

           Государственная корпорация "Трансстрой", Государственная
            корпорация "Монтажспецстрой" и Главспецстрой России

       Организация и осуществление  мероприятий  по  предотвращению  и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ведомственной
подсистемы.
       Обеспечение участия  специализированных строительно-монтажных и
проектных организаций в проведении аварийно-восстановительных работ  в
районах чрезвычайных ситуаций.
       Участие в деятельности органов государственного  управления  по
созданию  финансовых  и материально-технических ресурсов,  необходимых
для осуществления профилактических мероприятий, содержания и обеспече-
ния  аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
       Взаимодействие с органами государственного управления при орга-
низации и проведении ими  аварийно-спасательных,  аварийно-восстанови-
тельных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.