О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 18 апреля 1992 г. N 261 (Д) В целях совершенствования координации деятельности органов государственного управления Российской Федерации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и эпи- фитотиями, Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т : 1. Принять предложение Государственного комитета при Президен- те Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си- туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованное с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. 2. Утвердить прилагаемое Положение о Российской системе пре- дупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. 3. Возложить на министерства, ведомства и организации Российской Федерации функции по предупреждению и ликвидации чрезвычай- ных ситуаций согласно приложению. 4. Возложить общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на Государственный комитет при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа- циям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 5. Разрешить Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа- циям и ликвидации последствий стихийных бедствий при организации и проведении аварийно - спасательных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные системы и ве- домственные сети связи и передачи информации по согласованию с соот- ветствующими министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации. 6. Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству путей сообщения Российской Федерации обеспечивать в первоочередном по- рядке по заявкам Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик- видации последствий стихийных бедствий доставку в районы бедствий и возвращение обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за счет ассигнова- ний, выделяемых этому Комитету на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Разрешить Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик- видации последствий бедствий в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства других министерств и ведомств Российской Федерации, а также приобретать билеты в приоритетном поряд- ке на все виды транспорта для доставки групп специалистов в районы бедствия. 7. Государственному комитету при Президенте Российской Федера- ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: а) продолжить работы по созданию автоматизированной информаци- онно - управляющей системы для обеспечения деятельности Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. В связи с этим определить: головным исполнителем работ по разработке и созданию системы в целом - Министерство промышленности Российской Федерации (научно - исследовательский институт "Восход"); головным исполнителем по разработке и созданию системы связи и передачи данных системы - Министерство связи Российской Федерации (Центральный научно-исследовательский институт связи); б) в 3-месячный срок с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации определить: состав сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и перечень предприятий и организа- ций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению ава- рийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных ра- бот, и порядок их взаимодействия; нормативы обеспечения необходимыми силами и средствами преду- преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций потенциально опасных объ- ектов и территорий, порядок материально-технического обеспечения и фи- нансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе оплаты труда работников организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по обучению граждан и привлечению их к учениям и тренировкам. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Е.ГАЙДАР У Т В Е Р Ж Д Е Н О постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. N 261 ПОЛОЖЕНИЕ о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях 1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)*). 2. РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуа- ций**) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. 3. Основными задачами РСЧС являются: проведение единой государственной политики в области предуп- реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время; формирование системы экономических и правовых мер по обеспече- нию защиты населения, технической и экологической безопасности; осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении ава- рий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоо- тий и эпифитотий; обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычай- ных ситуациях, проведения работ по их ликвидации***); _______________ *) Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (аквато- рии), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее при- вести к людским и материальным потерям. **) Предупреждение социально - политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по ликвидации их последствий в компетенцию системы не входят. ***) Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций имеется в виду проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Восстанов- ление объектов народного хозяйства и территорий, пострадавших в ре- зультате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию РСЧС не входит. ________________ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных си- туациях, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов РСЧС; создание и использование чрезвычайных резервных фондов фи- нансовых, продовольственных, медицинских и материально - технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликви- дации чрезвычайных ситуаций; осуществление международного сотрудничества в области предуп- реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание помощи зарубеж- ным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. 4. РСЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и за- щитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвы- чайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организа- ций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окру- жающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения возможным противником современных средств поражения. РСЧС включает в себя территориальные, функциональные и ве- домственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и фе- деральный. 5. Территориальные подсистемы РСЧС (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят из звеньев, соот- ветствующих принятому административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - ко- миссию по чрезвычайным ситуациям (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления (дежурную службу), силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной террито- рии, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и матери- ально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения. Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных образова- ний, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Задачи конкретных регионов, организация и порядок функциониро- вания территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти. 6. Основными типовыми задачами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются: руководство деятельностью подсистем и звеньев РСЧС на подве- домственных территориях; участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрез- вычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения против- ника, по обеспечению надежности работы потенциально опасных произ- водств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуа- ций; организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях; организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение тех- нической и экологической безопасности; создание фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварий- но-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим; координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации чрезвычай- ных ситуаций; организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуа- циям соседних территорий, военным командованием и общественными орга- низациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуа- циях, а в случае необходимости - направления сил и средств для их лик- видации; руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвы- чайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения тру- доспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвы- чайной ситуации к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам; руководство обучением и подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовкой и повышением квалификации специа- листов РСЧС, а также повышением квалификации работников, занимающихся мобилизационной подготовкой народного хозяйства Российской Федерации; участие в организуемых федеральными органами международного сотрудничества в области проблем, связанных с предупреждением и ликви- дацией чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление сотрудни- чества на территориальном уровне, непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории и объектах народного хо- зяйства; 7. Функциональные подсистемы РСЧС состоят из органов управле- ния, сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, не- посредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по пре- дупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, соз- данию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации чрез- вычайных ситуаций на местном, региональном и федеральном уровнях. При этом в состав отдельных функциональных подсистем могут вхо- дить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ве- домств Российской Федерации, решающих схожие задачи или задачи, допол- няющие друг друга. К функциональным подсистемам РСЧС, возглавляемым соответствую- щими министерствами и ведомствами Российской Федерации, относятся: информационно-управляющая (ГКЧС России); защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (ГКЧС России); экологической безопасности (Минэкологии России); наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (Минэколо- гии России); предупреждения цунами (Минэкологии России); опасных экзогенных геологических процессов (Минэкологии России); контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах (Госа- томнадзор России, Госгортехнадзор России); сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (Российская академия наук, Минстрой России); служба противопожарных и аварийно-спасательных работ (МВД России); санитарно-эпидемического надзора за состоянием здоровья населе- ния в связи с состоянием среды его обитания (Госкомсанэпинадзор России); охраны лесов от пожаров (Минэкологии России); предотвращения и ликвидации последствий аварий и катастроф на морском и речном транспорте (Минтранс России); служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Минтранс РОссии); защиты городов и населенных пунктов от аварий и стихийных бедствий (Минстрой России); чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (Минфин России, Мин- торгресурс России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минсвязи России, Госрезерв России); целевых видов страхования (Минфин России). Основные задачи, организация и порядок деятельности функцио- нальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, ут- верждаемых соответствующими органами государственного управления. 8. Ведомственные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и ведомствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях Российской Федерации и предназначены для пре- дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций непосредственно на объ- ектах (предприятиях) этих министерств, ведомств и организаций. Конкретные структуры ведомственных подсистем, их задачи, поря- док функционирования определяются министерствами и ведомствами, межот- раслевыми государственными консорциумами, корпорациями, концернами и ассоциациями Российской Федерации и закрепляются в положениях об этих подсистемах. При этом каждая ведомственная подсистема, ее звенья включают в себя, как правило, руководящие органы (комиссия по чрезвычайным ситуа- циям), органы повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба), силы и средства наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной средой, силы и средства ликвидации чрез- вычайных ситуаций. 9. Основными типовыми задачами ведомственных комиссий по чрез- вычайным ситуациям являются: руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС в от- расли (ведомстве); участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ; руководство разработкой и осуществлением мероприятий по пре- дотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных производств, обеспечению устойчивости функционирования объек- тов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций; организация и руководство системой наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной средой в санитар- но-защитной зоне вокруг объектов, а также в зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение тех- нической и экологической безопасности; руководство созданием и использованием чрезвычайных резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов; организация целевых видов страхования от чрезвычайных ситуаций, включая перестрахование рисков их возникновения; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, координация и руко- водство работами по их ликвидации в зависимости от масштабов чрезвы- чайных ситуаций; организация подготовки персонала объектов к действиям в чрезвы- чайных ситуациях. 10. К федеральному уровню в РСЧС относятся органы управления, центральные дежурно-диспетчерские пункты, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобильные пункты управле- ния и связи, действия которых и системы в целом непосредственно коор- динирует ГКЧС России. 11. К региональному уровню в РСЧС, охватывающему территории республик в составе Российской Федерации, нескольких краев или об- ластей, относятся имеющиеся на территории региона органы управления функциональных и ведомственных подсистем, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций, средства управления и связи. Координацию их деятельности осуществляет региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно подведомственных ГКЧС России. 12. К местному уровню в РСЧС относятся территориальные органы управления (комиссии по чрезвычайным ситуациям), органы повседневного руководства (дежурная служба штабов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дежурно-диспетчерская служба предприятий и учреждений), силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций на данной территории, руководство и координацию деятельности которых осу- ществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям террито- риальных органов исполнительной власти. 13. К решению задач по защите жизни и здоровья людей, матери- альных и культурных ценностей, природной среды в условиях чрезвычайных ситуаций на всех уровнях могут привлекаться общественные организации (профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добро- вольные общества и другие общественные формирования). Эти задачи они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы среди чле- нов и других групп населения, а также непосредственного участия в осу- ществлении государственных долгосрочных программ, направленных на пре- дупреждение различных бедствий и ослабление их негативных последствий, осуществление аварийно-спасательных работ и необходимых мер по оказа- нию помощи пострадавшим в районах бедствия. 14. Руководящими органами в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях являются комиссии по чрезвычайным си- туациям территориальных органов исполнительной власти, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации соответственно, а в функ- циональных подсистемах - соответствующие органы государственного уп- равления. Их структура и состав определяются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, ав- тономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерства- ми, ведомствами и организациями Российской Федерации. Рабочими органами территориальных комиссий по чрезвычайным си- туациям всех уровней являются штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При ведомственных комиссиях по чрезвычайным ситуациям могут создаваться штабные структурные подразделения (аппарат комиссий), состав которых определяется министерством, ведомством и организацией в зависимости от объемов работ. Как правило, комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, заместителями министров и председа- телей государственных комитетов, заместителями председателей ( ви- це-президентами) консорциумов, корпораций, концернов и ассоциаций Российской Федерации, руководителями (главными инженерами) объектов народного хозяйства*). 15. Органами повседневного управления РСЧС являются: дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуа- циям всех уровней; дежурные службы и специализированные подразделения функциональ- ных подсистем; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения министерств и ведомств, объектов народного хозяйства; штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий всех уровней; дежурные службы подразделений Ассоциации спасательных формиро- ваний России, других добровольных общественных организаций, привлекае- мых к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органы повседневного управления РСЧС осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев РСЧС. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соот- ветствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоян- ной готовности к использованию. 16. Силы и средства РСЧС, являющиеся силами и средствами ее подсистем, подразделяются на силы и средства: наблюдения и контроля; ликвидации чрезвычайных ситуаций. 17. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из: сил органов надзора; сил Государственной контрольно-инспекцион- ной службы Минэкологии России; служб (учреждений) и ведомств Российской Федерации, осуществля- ющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним тер- риториях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья насе- ления; службы мониторинга опасных процессов Минстроя России; сил Вете- ринарной службы Российской Федерации; сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны; служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минторгресурса России; службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических и ге- лиогеофизических явлениях и об экстремально высоких уровнях загрязне- ния окружающей среды Минэкологии России, службы сейсмических наблюде- ний и информации Российской академии наук и службы контроля источников вредных веществ в природную среду Минэкологии России; космических средств наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации. 18. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из: _____________ *) Районные, городские и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при наличии соответствующей базы. _____________ военизированных и *невоенизированных противопожарных, аварий- но-спасательных и аварийно-восстановительных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации; учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также других министерств и ведомств Российской Фе- дерации; формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза России; военизированных служб по предупредительному спуску снежных ла- вин и предотвращению градобитий, подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Минэкологии России; частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спаса- тельных работ МВД России; соединений, воинских частей, территориальных и объектовых фор- мирований Гражданской обороны Российской Федерации; соединений и воинских частей химических и инженерных войск Воо- руженных Сил, предназначенных для ликвидации последствий аварий, ка- тастроф, стихийных и экологических бедствий; сил и средств службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Минтранса России; восстановительных и пожарных поездов МПС России; аварийно-спасательных служб Военно-Морского Флота, Минтранса России и других министерств и ведомств Российской Федерации; отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формиро- ваний России, других добровольных общественных организаций. 19. На базе соединений и воинских частей постоянной готовности химических и инженерных войск Вооруженных сил, Гражданской обороны Российской Федерации, частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России, военизированных горноспаса- тельных и газоспасательных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других аналогичных профессио- нальных служб различных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации создаются по согласованию с ними аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения (силы) постоянной готовности, которые могут привлекаться ГКЧС России, комиссиями по чрезвычайным си- туациям различных уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом. Силы постоянной готовности, за исключением соединений и частей Вооруженных Сил и Гражданской обороны Российской Федерации, привлека- ются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по заданию комиссий по чрезвычайным ситуациям на контрактной основе с возмещением произведенных затрат. 20. Информационное обеспечение функционирования РСЧС осущест- вляется информационно-управляющей системой, которая включает: ситуационный центр ГКЧС России; информационно-вычислительные центры комиссий по чрезвычайным ситуациям республик в составе Российской Федерации, краев, областей, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации; информационные пункты районных и городских комиссий по чрезвы- чайным ситуациям, абонентские пункты объектовых комиссий по чрезвычай- ным ситуациям; пункты управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуа- ций (соединений, воинских частей, военизированных и невоенизированных формирований); информационные центры (центры обработки информации) информаци- онных подсистем РСЧС; вычислительные центры и абонентские пункты системы заказа 7118; средства связи и передачи данных. 21. Основными функциями информационно-управляющей системы РСЧС являются: сбор и комплексная обработка данных, полученных от информацион- ных подсистем, в том числе оповещение о фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами (пользователями )*) по принадлежности; сбор и обработка информации от абонентов (пользователей) систем; обеспечение обмена информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. 22. Сбор информации от абонентов (пользователей) системы и об- мен ею между различными подсистемами и звеньями РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется путем передача формализованных донесений. Критерии, содержание и вид информации о чрезвычайных ситуациях устанавливаются для каждого уровня. Сроки и порядок ее передачи в РСЧС, ее подсистемы и звенья определяются специальными положениями. 23. Деятельность РСЧС включает планирование, подготовку и осу- ществление мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. В зависимости от обстановки различают три режима функционирова- ния системы: режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиацион- ной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифиотий, ведения долгосрочных работ по ликвидации последствий ава- рий, катастроф, стихийных и экологических бедствий; режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, био- логической (бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвы- чайных ситуаций, угрозе начала войны; 2чрезвычайный режим 0- функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения возможным противником современных средств поражения. _____________ *) Абонентами (пользователями) информационно-управляющей систе- мы РСЧС являются руководящие органы и органы повседневного управления системы. _____________ Решения о введении этого того или иного режима функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев принимают ГКЧС России, соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки. В зависимости от обстановки подсистемы и звенья РСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах. 24. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционирова- нии РСЧС в различных режимах, являются: а) при режиме повседневной деятельности: осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и в прилегающих к ним районах; выполнение государственных долгосрочных целевых программ и пре- вентивных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению безопасности и защите населения, сокращению народнохо- зяйственного ущерба, а также повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций; поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных си- туациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создание и поддержание чрезвычайных резервных фондов финансо- вых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов; осуществление целевых видов страхования; б) при режиме повышенной готовности: принятие на себя непосредственного руководства деятельностью подсистем и звеньев РСЧС комиссиями по чрезвычайным ситуациям, форми- рование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухуд- шения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выра- ботки предложения по ее нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним тер- риториях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситу- аций и их масштабов; принятие мер по защите населения, природной среды и повышению устойчивости объектов народного хозяйства; повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликви- дации возможных чрезвычайных ситуаций, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в районы предполагаемых действий; в) при чрезвычайном режиме: организация защиты населения; выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами; выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населе- ния; осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на ава- рийных объектах и прилегающих к ним территориях. 25. Ликвидацию чрезвычайных ситуаций организует комиссия по чрезвычайным ситуациям, как правило, непосредственно руководство лик- видацией чрезвычайных ситуаций осуществляют: 2частных 0чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограни- чено производственным помещением,- объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям*); объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение которых огра- ничено территорией объектов,- объектовые комиссии по чрезвычайным си- туациям с участием при необходимости оперативных групп районных (го- родских) и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям; местных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограни- чено территорией города (района) или области,- комиссии по чрезвычай- ным ситуациям органов исполнительной власти городов, районов, об- ластей, краев, республик в составе Российской Федерации в зависимости от границ распространения чрезвычайной ситуации; региональных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ог- раничено территорией края, нескольких областей, республик в составе Российской Федерации,- комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с координацией действий со стороны региональных центров по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти- хийных бедствий; глобальных чрезвычайных ситуаций, распространение которых охва- тывает значительную территорию Российской Федерации или сопредельных стран,- ГКЧС России в части выполнения аварийно-спасательных и аварий- но-восстановительных работ (планово-восстановительные работы осущест- вляются силами местных органов власти). 26. Оперативные группы ГКЧС России, комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и организации принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации чрез- вычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды и их реализации непосредственно в районе бедствий. Состав оперативных групп формиру- ется из персонального состава ГКЧС России, комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайной ситуации. Основными задачами оперативной группы в районе бедствия яв- ляются: а) при функционировании в режиме повышенной готовности: организация выявления причин, оценки характера возможной чрез- вычайной ситуации, прогнозирования развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее локализации и ликвидации; ______________ *) При отсутствии таких комиссий - вышестоящими районными (го- родскими) или ведомственными комиссиями. ______________ координация действий территориальных органов или непосредствен- ное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению чрезвычайной ситуации; б) при функционировании в чрезвычайном режиме: организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнози- рования развития обстановки; подготовки предложений по выбору плана действий из числа зара- нее разработанных типовых планов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по его корректировке в соответствии со складывающейся обста- новкой, по использованию сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуа- ций, финансовых, продовольственных, медицинских и материально-техни- ческих ресурсов (средств жизнеобеспечения населения, оборудования для производства неотложных работ, социальной помощи пострадавшим и др.) из государственных резервов, по распределению материальных и финансо- вых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан, в том числе иностранных; координация и контроль действий территориальных органов управ- ления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам; непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычай- ной ситуации во взаимодействии с органами власти и управления в зонах бедствия. 27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами звена, территориальной или ведомственной подсистемы РСЧС, на территории и объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самосто- ятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации данной чрезвычай- ной ситуации либо оказать помощь силами и средствами. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальные и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям не могут справиться с ее локализацией и ликвидацией, Правительство Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти и заключению ГКЧС России принимает решение об оказании соответствующей помощи. Только по указанию Президента Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться соединения и воинские части Вооруженных Сил. 28. Выполнение государственных целевых программ по вопросам бе- зопасности и защиты населения, окружающей среды и обеспечения устойчи- вости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях, представляющих комплекс мер, увязанных по задачам, срокам исполнения, источникам обеспечения финансовыми, материально-техни- ческими и иными ресурсами, осуществляется соответствующими руководящи- ми органами с целью координации финансовой, кредитной, инвестиционной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их деста- билизирующего воздействия, а также с целью подготовки к ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и других бедствий. Государственные целевые программы разрабатываются в соот- ветствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, Президен- та Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и финанси- руются из республиканского бюджета Российской Федерации. Содержание основных проектов, составляющих программу, и объемы финансирования согласовываются с соответствующими органами государственной власти и управления, участвующими в их реализации. 29. Финансирование РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из республи- канского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов. Распоря- дителями указанных фондов являются ГКЧС России и соответствующие ко- миссии по чрезвычайным ситуациям. Комиссия по чрезвычайным ситуациям любого уровня организует ма- териально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно. Оплата работ расходов организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа, принявшего реше- ние об их привлечении к работам. 30. Чрезвычайные резервные фонды финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов создаются в РСЧС за счет бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирую- щего воздействия чрезвычайных ситуаций на экономику республики. Государственные чрезвычайные резервные фонды создаются за счет республиканского бюджета Российской Федерации для ликвидации чрезвы- чайных ситуаций, которые не могут быть устранены силами органов испол- нительной власти. Номенклатура, объемы, дислокация, а также порядок создания и использования государственных чрезвычайных резервных фондов определя- ются соответствующим положением или решением Правительства Российской Федерации. Местные чрезвычайные фонды финансовых, продовольственных, меди- цинских и материально-технических ресурсов создаются за счет местных бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия чрезвычайных ситуаций локального характера. 31. Обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуа- циях организуется штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жи- тельства, через средства массовой информации и в ходе специальных уче- ний. Подготовка специалистов органов управления РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется на базе курсов Гражданской обороны Российской Федерации, на учебно-материальной базе службы противопожарных и ава- рийно-спасательных работ МВД России. 32. В целях совершенствования организации РСЧС, проверки готов- ности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки. 7ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению 7Правительства Российской Федерации от 18 7апреля 1992 г. N 261 Ф У Н К Ц И И органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минстрой России Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изу- чения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных про- цессов, разработка новых и совершенствование существующих методов ин- женерной защиты территорий. Нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты на- роднохозяйственных объектов в экстремальных условиях. Руководство созданием и функционированием подсистемы защиты го- родов и населенных пунктов от воздействия опасных природных и техно- генных процессов Российской системы предупреждения и действий в чрез- вычайных ситуациях. Разработка методологии проведения расчетов ущерба и потребности в материально-технических ресурсах при проведении спасательных и ава- рийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. МВД России Обеспечение общественного порядка и охрана материальных и куль- турных ценностей при чрезвычайных ситуациях. Тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно-восстано- вительных работ при чрезвычайных ситуациях. Руководство созданием и функционированием подсистемы службы противопожарных и аварийно-спасательных работ Российской системы пре- дупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. МБ России Предоставление ГКЧС России и руководящим органам территориаль- ных, функциональных и ведомственных подсистем Российской системы пре- дупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях информации о возможных предпосылках и характере чрезвычайных ситуаций, об их причинах, о пла- нах, намерениях и конкретных действиях преступных групп и отдельных лиц по умышленному созданию чрезвычайных ситуаций. Осуществление мероприятий по обеспечению государственной безо- пасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах и объектах с особым режимом, в районах, закрытых для посеще- ния иностранцами, а также при оказании иностранными государствами со- действия в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Фе- дерации. Участие при необходимости специальных сил и средств органов бе- зопасности в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ситуаций, созданных в результате действий террористов и других экстре- мистских элементов Минздрав России Руководство созданием и функционированием подсистемы (службы) экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи в районах чрезвычайных ситуаций. Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. МИД России Содействие в развитии международных связей в области предупреж- дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания взаимной помощи при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Миннауки России Организация проведения научных исследований в интересах совер- шенствования и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, координация и оказание государственной помощи в проведении этих исследований. Организация подготовки кадров специалистов для Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Минпром России, Минтопэнерго России и Минатом России Организация наблюдения и контроля за обстановкой на потенциаль- но опасных объектах и прилегающих к ним территориях. Осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах министерств. Координация работ по размещению объектов министерств с учетом промышленной и экологической безопасности. Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений, входящих в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Руководство созданием и функционированием соответствующих ве- домственных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Минсельхоз России Осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах Министерства. Организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми ме- таллами. Обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного про- изводства на загрязненных территориях. Организация и координация работ по **эпизоотологическому, фито- патологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и эпифитотий. Обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи необхо- димой для сельскохозяйственного производства информации по оценке чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера. Минторгресурс России, Минэкономики России, Минфин России, Минтруд России и Госрезерв России Координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории Российской Федерации с учетом требований промышленной и экологической безопасности (**Минэкономики России). Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуация, оказание помощи пострадавшему населению. Создание страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой необходимости. Руководство созданием и функционированием подсистем соот- ветствующих чрезвычайных резервных фондов Российской системы предуп- реждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Минтранс России Организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликви- дации последствий аварий и катастроф на транспорте. Обеспечение перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление эвакуационных мероприятий. Участие сил ведомственных формирований в пределах их такти- ко-технических возможностей в проведении аварийно-спасательных, ава- рийно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычай- ных ситуаций. Руководство созданием и функционированием ведомственной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Минэкологии России Прогнозирование опасных гидрометеорологических и других природ- ных явлений, высокого уровня загрязнения природной среды и масштабов связанных с ним чрезвычайных ситуаций. Обеспечение контроля экологической обстановки в республике, планирование и осуществление мер по ее улучшению. Методическое руководство работами по ликвидации экологических чрезвычайных ситуаций. Проведение оперативного контроля и прецизионных измерений ради- оактивного и химического загрязнения, обусловленного авариями и ка- тастрофами. Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах республики, организация и осуществление мероприятий по их пре- дотвращению и ликвидации. Предоставление гидрометеорологической и гелиогеофизической ин- формации и данных об уровнях загрязнения природной среды органам уп- равления Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Руководство созданием и функционированием соответствующих функ- циональных подсистем наблюдения и контроля Российской системы предуп- реждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Госатомнадзор России, Госгортехнадзор России и Госкомсанэпиднадзор России Организация и осуществление контроля за состоянием потенциально опасных объектов, санитарной и эпидемиологической обстановки на терри- тории Российской Федерации. Прогнозирование возможности возникновения аварий и катастроф на объектах промышленности, эпидемий на территории Российской Федерации. Руководство созданием и функционированием соответствующих подсистем надзора Российской системы предупреждения и действий в чрез- вычайных ситуациях. Государственная корпорация "Трансстрой", Государственная корпорация "Монтажспецстрой" и Главспецстрой России Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ведомственной подсистемы. Обеспечение участия специализированных строительно-монтажных и проектных организаций в проведении аварийно-восстановительных работ в районах чрезвычайных ситуаций. Участие в деятельности органов государственного управления по созданию финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления профилактических мероприятий, содержания и обеспече- ния аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Взаимодействие с органами государственного управления при орга- низации и проведении ими аварийно-спасательных, аварийно-восстанови- тельных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций. |