ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ НА 1992 ГОД И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ). Постановление. Правительство РФ. 15.04.92 246

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ НА 1992 ГОД
            И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          15 апреля 1992 г.

                                N 246

                                 (Д)


       Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 янва-
ря 1992 г. N 45 "О создании Российской трехсторонней комиссии по регу-
лированию социально-трудовых отношений" Правительство Российской Феде-
рации  п о с т а н о в л я е т :

        Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки и  заклю-
чения генерального  соглашения  и  отраслевых (тарифных) соглашений на
1992 год и урегулировании трудовых споров (конфликтов).


       Первый заместитель Председателя
       Правительства Российской Федерации   Е.Гайдар

                                                УТВЕРЖДЕНО
                                       постановлением Правительства
                                           Российской Федерации
                                        от 15 апреля 1992 г. N 246

                              ПОЛОЖЕНИЕ
      о порядке подготовки и заключения генерального соглашения
            и отраслевых  (тарифных) соглашений на 1992 год
            и урегулирования трудовых споров (конфликтов)

                I. Определение генерального соглашения
                 и отраслевого (тарифного) соглашения

       1. Генеральное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие
принципы согласованного проведения  социально-экономической  политики,
определяющей  основные  направления  сотрудничества  и взаимные обяза-
тельства Правительства Российской Федерации,  общероссийских объедине-
ний профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных орга-
нов и общероссийских объединений  работодателей  в  области  занятости
населения,  поэтапного повышения социальных гарантий граждан, социаль-
ной защиты наиболее уязвимых групп населения,  обеспечения роста дохо-
дов  трудящихся  по мере стабилизации экономики,  реализации республи-
канских социально-экономических программ.
       2. Отраслевое (тарифное) соглашение - правовой акт,  устанавли-
вающий направление социально-экономического развития отрасли,  условия
труда, уровень занятости, оплату труда, социальные гарантии для работ-
ников отрасли (профессиональных групп),  определяющий взаимные  обяза-
тельства сторон и решающий вопросы отраслевого уровня.

             II. Основные принципы заключения соглашений

       3. Основными принципами заключения соглашений являются:
       соблюдение норм законодательства;
       полномочность представителей сторон;
       равноправие  сторон;
       свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание
соглашений;
       добровольность принятия обязательств;
       реальность обеспечения принимаемых обязательств;
       систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

           III. Стороны, заключающие генеральное соглашение
                  и отраслевые (тарифные) соглашения

       4. Сторонами генерального соглашения являются:
       Правительство Российской Федерации;
       общероссийские объединения профсоюзов и иные уполномоченные ра-
ботниками представительные органы;
       общероссийские объединения работодателей.
       5. Сторонами отраслевых (тарифных) соглашений являются:
       Министерство труда и занятости населения Российской  Федерации,
иные представители от экономических, социальных и других органов госу-
дарственного управления;
       общероссийские (межрегиональные) профсоюзы, другие соответству-
ющие профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные  ор-
ганы;
       работодатели (объединения работодателей),  которым делегированы
права на заключение соглашений.

                IV. Содержание генерального соглашения

       6. Содержание  генерального  соглашения определяется Российской
трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых  отношений
на основе предварительных консультаций.

           V. Содержание отраслевого (тарифного) соглашения

       7. Содержание  отраслевого  (тарифного) соглашения определяется
сторонами.
       Соглашения могут предусматривать положения:
       об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отды-
ха;
       о механизме регулирования оплаты труда,  исходя из  роста  цен,
уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;
       о доплатах компенсационного характера, минимальный размер кото-
рых предусмотрен законодательством;
       о содействии занятости, переобучении работников;
       об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья ра-
ботников на производстве;
       о специальных  мероприятиях  по  социальной защите работников и
членов их семей;
       о соблюдении   интересов   работников  при  приватизации  госу-
дарственных и муниципальных предприятий;
       о льготах предприятиям,  учреждениям и организациям,  создающим
дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молоде-
жи (в том числе подростков);
       о развитии социального партнерства и  трехстороннего  сотрудни-
чества,  содействии заключению коллективных договоров,  предотвращении
трудовых конфликтов и забастовок, укрепления трудовой дисциплины.
       8. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым
и социально-экономическим вопросам,  не противоречащие законодательст-
ву.

      VI. Права профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных
     работниками представительных органов на ведение переговоров
                       и заключение соглашений

       9. Право на ведение коллективных переговоров с целью заключения
генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений  предостав-
ляется представителям соответствующих профсоюзов и иных уполномоченных
работниками представительных органов.
       10. На  этапе  подготовки  генерального соглашения и отраслевых
(тарифных) соглашений общероссийские профсоюзы, их объединения, другие
соответствующие профсоюзы и иные уполномоченные работниками представи-
тельные органы определяют на основе договоренности одну  треть  членов
Российской трехсторонней комиссии по  регулированию социально-трудовых
отношений и отраслевых комиссий.
       11. При наличии на отраслевом или профессиональном уровне одно-
го профсоюза стороной  отраслевого  (тарифного)  соглашения  выступает
этот профсоюз или иной уполномоченный работниками представительный ор-
ган.
       12. При  наличии  на  отраслевом  или  профессиональном  уровне
нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) или иных уполномоченных
работниками представительных органов, обладающих правом на ведение пе-
реговоров и заключение соглашения от имени работников,  по  договорен-
ности между  этими профсоюзами и иными уполномоченными работниками ор-
ганами определяются члены отраслевой комиссии.
       13. Генеральное  соглашение  и отраслевые (тарифные) соглашения
от имени соответствующих профсоюзов, их объединений или иных уполномо-
ченных работниками представительных органов, участвующих в переговорах,
подписываются их полномочными представителями при условии  делегирова-
ния такого права всеми участниками переговоров от профсоюзов,  их объ-
единений и иных уполномоченных  работниками  представительных  органов
или полномочным представителем от каждого соответствующего профсоюза и
иного уполномоченного работниками представительного органа,  участвую-
щего в переговорах.

         VII. Права работодателей (объединений работодателей)
            на ведение переговоров и заключение соглашений

       14. На этапе подготовки генерального  соглашения  и  отраслевых
(тарифных) соглашений   работодатели  (объединения  работодателей)  на
основе договоренности определяют одну треть членов Российской трехсто-
ронней комиссии  по  регулированию  социально-трудовых отношений и от-
раслевых комиссий.
       15. Для ведения переговоров с целью заключения отраслевого (та-
рифного) соглашения министерство,  ведомство должно  обладать  правами
работодателя или быть наделено соответствующими полномочиями.
       16. Концерны, ассоциации и другие объединения предприятий неза-
висимо от форм собственности имеют право на ведение переговоров и зак-
лючение генерального соглашения и  отраслевых  (тарифных)  соглашений,
если это предусмотрено их уставами.
       17. При наличии в  отрасли  единого  работодателя  в  лице  ми-
нистерства, ведомства   стороной  отраслевого  (тарифного)  соглашения
выступает этот работодатель.
       18. В  случае,  когда в отрасли имеются несколько работодателей
(объединений работодателей),  претендующих на участие в переговорах  и
заключение отраслевого  (тарифного) соглашения от их имени,  члены от-
раслевой комиссии определяются по договоренности между ними.
       19. Генеральное  соглашение  и отраслевые (тарифные) соглашения
от имени всех работодателей (объединений работодателей), участвующих в
переговорах, подписываются полномочным представителем от каждого рабо-
тодателя (объединения работодателей), участвующих в переговорах.

                  VIII. Порядок ведения переговоров

       20. Для ведения переговоров стороны на  основе  предварительных
трехсторонних консультаций образуют комиссии (Российскую трехстороннюю
комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевую ко-
миссию) из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
       21. Состав Российской трехсторонней комиссии  по  регулированию
социально-трудовых отношений утверждается Президентом Российской Феде-
рации.
       22. Изменения персонального состава комиссии осуществляется ко-
ординатором Российской трехсторонней комиссии по  регулированию  соци-
ально-трудовых отношений по представлению соответствующей стороны.
       23. Отраслевая комиссия формируется  на  принципах  паритетного
представительства сторон.  По представлению Министерства труда и заня-
тости населения Российской Федерации представителей в  отраслевую  ко-
миссию от экономических,  социальных и других органов государственного
управления рекомендует в необходимых случаях Российская  трехсторонняя
комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
       24. Возглавляет отраслевую комиссию и утверждает ее состав  за-
меститель Министра труда и занятости населения Российской Федерации.
       25. Генеральное соглашение и отраслевые  (тарифные)  соглашения
подписываются полномочными представителями, которым делегированы права
на подписание этих актов.
       26. Порядок,  сроки разработки и заключения генерального согла-
шения и отраслевых (тарифных) соглашений определяются соответствующими
комиссиями и оформляются их решениями. Внесение изменений и дополнений
в соглашения производится по взаимному согласию сторон в порядке,  оп-
ределенном в соглашении,  а если он не определен - в порядке, установ-
ленном настоящим Положением для их заключения.
       27. Любая из сторон имеет право за три месяца до окончания сро-
ка действия генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений
или в  сроки,  определенные этими документами,  внести другим сторонам
письменное уведомление о начале переговоров по заключению новых согла-
шений.
       28. После получения письменного уведомления стороны в течение 7
дней должны начать переговоры по заключению или изменению генерального
соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений.
       29. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к соглаше-
нию по независящим от них причинам,  составляется протокол,  в который
вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, не-
обходимых для устранения этих причин,  а также о  сроке  возобновления
переговоров.
       30. Генеральное соглашение и отраслевые  (тарифные)  соглашения
по истечении  срока их действия могут быть по согласованию сторон про-
лонгированы на период проведения переговоров,  но не более чем на  три
месяца.

                      IХ. Разрешение разногласий

       31. Для  урегулирования разногласий в ходе коллективных перего-
воров стороны используют согласительные процедуры.
       32. В течение трех дней после составления протокола разногласий
стороны проводят консультации,  формируют из своего  состава  примири-
тельную комиссию,  а  при  недостижении  согласия  в  ней обращаются к
посреднику, выбранному по соглашению сторон.
       Примирительная комиссия  либо  посредник  в  срок  до семи дней
рассматривают протокол разногласий и выносят рекомендации по  существу
спора.
       33. При недостижении согласия между сторонами относительно  вы-
несенных рекомендаций  допускаются организация и проведение забастовок
в порядке, не противоречащем законодательству.
       34. В  поддержку  своих требований при проведении переговоров о
разработке, заключении или изменении соглашения профсоюзы и иные упол-
номоченные работниками  представительные  органы имеют право проводить
собрания, митинги, пикетирование, демонстрации в нерабочее время и без
нарушения деятельности предприятий.
       35. В генеральном соглашении и отраслевом (тарифном) соглашении
могут быть предусмотрены примирительные процедуры рассмотрения разног-
ласий (споров)  о  неудовлетворенных   требованиях   сторон.   Решения
Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений, принятые в пределах ее компетенции, имеют обязательную силу
для сторон, участвующих в споре.
       36. В случае возникновения разногласий (споров) при подготовке,
заключении и  выполнении генерального соглашения и отраслевого (тариф-
ного) соглашения трудовые коллективы вправе  обращаться  в  Российскую
трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и
отраслевые комиссии.
       37. При  отсутствии  согласия  в отраслевой комиссии разрешение
разногласий (споров) осуществляется Российской трехсторонней комиссией
по регулированию  социально-трудовых  отношений  после получения соот-
ветствующего обращения отраслевой комиссии.
       38. Рассмотрение обращения отраслевой комиссии и принятия реше-
ния по нему Российской трехсторонней комиссией по регулированию  соци-
ально-трудовых отношений  производится в 7-дневный срок со дня получе-
ния обращения.
       39. Неурегулирование разногласий (споров) в установленные сроки
не является основанием для невыполнения положений генерального  согла-
шения и отраслевого (тарифного) соглашения.
       40. В урегулировании коллективных трудовых споров по выполнению
генерального соглашения  и  отраслевых (тарифных) соглашений принимает
участие служба разрешения трудовых конфликтов при Министерстве труда и
занятости населения  Российской Федерации.

       Х. Разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов)

       41. До  принятия  Закона Российской Федерации о разрешении кол-
лективных трудовых споров (конфликтов) разрешение этих  споров  (конф-
ликтов) осуществляется в порядке,  предусмотренном Законом СССР "О по-
рядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)"  в  части,
не противоречащей  Конституции РСФСР и законодательству Российской Фе-
дерации.
       42. Полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулирова-
нию социально-трудовых отношений в части разрешения коллективных  тру-
довых споров (конфликтов) определяются Положением об этой комиссии.

               ХI. Уведомительная регистрация соглашений

       43. Уведомительная  регистрация заключенных соглашений осущест-
вляется Министерством труда и занятости населения Российской Федерации.
       44. Для уведомительной регистрации заключенных соглашений рабо-
тодатели (объединения работодателей) в 7-дневный срок направляют в Ми-
нистерство труда  и занятости населения Российской Федерации следующие
документы:
       отраслевые (тарифные)  соглашения  и приложения к ним в 2-х эк-
земплярах;
       протоколы (совместные приказы) о создании отраслевых комиссий;
       протоколы (совместные приказы) о порядке  введения  в  действие
соглашений.
       45. Отраслевое (тарифное) соглашение, не подписанное сторонами,
является недействительным и не регистрируется.
       46. В случае внесения изменений и дополнений в заключенное  от-
раслевое (тарифное) соглашение,  возникновения коллективного трудового
спора (конфликта) сторона, подписавшая соглашение, обязана в 7-дневный
срок проинформировать об этом Министерство труда и занятости населения
Российской Федерации.

    ХII. Действие генерального соглашения и отраслевых (тарифных)
                              соглашений

       47. Генеральное  соглашение  и отраслевые (тарифные) соглашения
вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со  дня,  уста-
новленного в соглашениях.
       Срок действия соглашений,  порядок контроля за  их  выполнением
определяются сторонами.
       48. Генеральное соглашение и отраслевые  (тарифные)  соглашения
распространяются на работников,  работодателей,  органы исполнительной
власти, которые уполномочили участников разработать и заключить от  их
имени эти соглашения.

        ХIII. Контроль за выполнением генерального соглашения
                  и отраслевых (тарифных) соглашений

       49. Контроль за выполнением генерального соглашения и  отрасле-
вых (тарифных)  соглашений осуществляется Российской трехсторонней ко-
миссией по регулированию социально-трудовых отношений, непосредственно
сторонами или   уполномоченными   ими  представителями,  а  также  Ми-
нистерством труда и занятости населения Российской Федерации.
       При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю не-
обходимую для этого имеющуюся у них информацию.

                     ХIV. Ответственность сторон

       50. Лица, виновные в уклонении от участия в переговорах по зак-
лючению генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений или
невыполнения этих соглашений,  несут ответственность в порядке,  уста-
новленном законодательством Российской Федерации.