ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ НА 1992 ГОД И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 апреля 1992 г. N 246 (Д) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 янва- ря 1992 г. N 45 "О создании Российской трехсторонней комиссии по регу- лированию социально-трудовых отношений" Правительство Российской Феде- рации п о с т а н о в л я е т : Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки и заклю- чения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений на 1992 год и урегулировании трудовых споров (конфликтов). Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Е.Гайдар УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. N 246 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений на 1992 год и урегулирования трудовых споров (конфликтов) I. Определение генерального соглашения и отраслевого (тарифного) соглашения 1. Генеральное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, определяющей основные направления сотрудничества и взаимные обяза- тельства Правительства Российской Федерации, общероссийских объедине- ний профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных орга- нов и общероссийских объединений работодателей в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий граждан, социаль- ной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста дохо- дов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республи- канских социально-экономических программ. 2. Отраслевое (тарифное) соглашение - правовой акт, устанавли- вающий направление социально-экономического развития отрасли, условия труда, уровень занятости, оплату труда, социальные гарантии для работ- ников отрасли (профессиональных групп), определяющий взаимные обяза- тельства сторон и решающий вопросы отраслевого уровня. II. Основные принципы заключения соглашений 3. Основными принципами заключения соглашений являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание соглашений; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности. III. Стороны, заключающие генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения 4. Сторонами генерального соглашения являются: Правительство Российской Федерации; общероссийские объединения профсоюзов и иные уполномоченные ра- ботниками представительные органы; общероссийские объединения работодателей. 5. Сторонами отраслевых (тарифных) соглашений являются: Министерство труда и занятости населения Российской Федерации, иные представители от экономических, социальных и других органов госу- дарственного управления; общероссийские (межрегиональные) профсоюзы, другие соответству- ющие профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные ор- ганы; работодатели (объединения работодателей), которым делегированы права на заключение соглашений. IV. Содержание генерального соглашения 6. Содержание генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций. V. Содержание отраслевого (тарифного) соглашения 7. Содержание отраслевого (тарифного) соглашения определяется сторонами. Соглашения могут предусматривать положения: об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отды- ха; о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер кото- рых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучении работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья ра- ботников на производстве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации госу- дарственных и муниципальных предприятий; о льготах предприятиям, учреждениям и организациям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молоде- жи (в том числе подростков); о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудни- чества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укрепления трудовой дисциплины. 8. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательст- ву. VI. Права профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов на ведение переговоров и заключение соглашений 9. Право на ведение коллективных переговоров с целью заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений предостав- ляется представителям соответствующих профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. 10. На этапе подготовки генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений общероссийские профсоюзы, их объединения, другие соответствующие профсоюзы и иные уполномоченные работниками представи- тельные органы определяют на основе договоренности одну треть членов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и отраслевых комиссий. 11. При наличии на отраслевом или профессиональном уровне одно- го профсоюза стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает этот профсоюз или иной уполномоченный работниками представительный ор- ган. 12. При наличии на отраслевом или профессиональном уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) или иных уполномоченных работниками представительных органов, обладающих правом на ведение пе- реговоров и заключение соглашения от имени работников, по договорен- ности между этими профсоюзами и иными уполномоченными работниками ор- ганами определяются члены отраслевой комиссии. 13. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения от имени соответствующих профсоюзов, их объединений или иных уполномо- ченных работниками представительных органов, участвующих в переговорах, подписываются их полномочными представителями при условии делегирова- ния такого права всеми участниками переговоров от профсоюзов, их объ- единений и иных уполномоченных работниками представительных органов или полномочным представителем от каждого соответствующего профсоюза и иного уполномоченного работниками представительного органа, участвую- щего в переговорах. VII. Права работодателей (объединений работодателей) на ведение переговоров и заключение соглашений 14. На этапе подготовки генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений работодатели (объединения работодателей) на основе договоренности определяют одну треть членов Российской трехсто- ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и от- раслевых комиссий. 15. Для ведения переговоров с целью заключения отраслевого (та- рифного) соглашения министерство, ведомство должно обладать правами работодателя или быть наделено соответствующими полномочиями. 16. Концерны, ассоциации и другие объединения предприятий неза- висимо от форм собственности имеют право на ведение переговоров и зак- лючение генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений, если это предусмотрено их уставами. 17. При наличии в отрасли единого работодателя в лице ми- нистерства, ведомства стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает этот работодатель. 18. В случае, когда в отрасли имеются несколько работодателей (объединений работодателей), претендующих на участие в переговорах и заключение отраслевого (тарифного) соглашения от их имени, члены от- раслевой комиссии определяются по договоренности между ними. 19. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения от имени всех работодателей (объединений работодателей), участвующих в переговорах, подписываются полномочным представителем от каждого рабо- тодателя (объединения работодателей), участвующих в переговорах. VIII. Порядок ведения переговоров 20. Для ведения переговоров стороны на основе предварительных трехсторонних консультаций образуют комиссии (Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевую ко- миссию) из наделенных необходимыми полномочиями представителей. 21. Состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается Президентом Российской Феде- рации. 22. Изменения персонального состава комиссии осуществляется ко- ординатором Российской трехсторонней комиссии по регулированию соци- ально-трудовых отношений по представлению соответствующей стороны. 23. Отраслевая комиссия формируется на принципах паритетного представительства сторон. По представлению Министерства труда и заня- тости населения Российской Федерации представителей в отраслевую ко- миссию от экономических, социальных и других органов государственного управления рекомендует в необходимых случаях Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. 24. Возглавляет отраслевую комиссию и утверждает ее состав за- меститель Министра труда и занятости населения Российской Федерации. 25. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения подписываются полномочными представителями, которым делегированы права на подписание этих актов. 26. Порядок, сроки разработки и заключения генерального согла- шения и отраслевых (тарифных) соглашений определяются соответствующими комиссиями и оформляются их решениями. Внесение изменений и дополнений в соглашения производится по взаимному согласию сторон в порядке, оп- ределенном в соглашении, а если он не определен - в порядке, установ- ленном настоящим Положением для их заключения. 27. Любая из сторон имеет право за три месяца до окончания сро- ка действия генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений или в сроки, определенные этими документами, внести другим сторонам письменное уведомление о начале переговоров по заключению новых согла- шений. 28. После получения письменного уведомления стороны в течение 7 дней должны начать переговоры по заключению или изменению генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений. 29. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к соглаше- нию по независящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, не- обходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров. 30. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения по истечении срока их действия могут быть по согласованию сторон про- лонгированы на период проведения переговоров, но не более чем на три месяца. IХ. Разрешение разногласий 31. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных перего- воров стороны используют согласительные процедуры. 32. В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примири- тельную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривают протокол разногласий и выносят рекомендации по существу спора. 33. При недостижении согласия между сторонами относительно вы- несенных рекомендаций допускаются организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству. 34. В поддержку своих требований при проведении переговоров о разработке, заключении или изменении соглашения профсоюзы и иные упол- номоченные работниками представительные органы имеют право проводить собрания, митинги, пикетирование, демонстрации в нерабочее время и без нарушения деятельности предприятий. 35. В генеральном соглашении и отраслевом (тарифном) соглашении могут быть предусмотрены примирительные процедуры рассмотрения разног- ласий (споров) о неудовлетворенных требованиях сторон. Решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, принятые в пределах ее компетенции, имеют обязательную силу для сторон, участвующих в споре. 36. В случае возникновения разногласий (споров) при подготовке, заключении и выполнении генерального соглашения и отраслевого (тариф- ного) соглашения трудовые коллективы вправе обращаться в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и отраслевые комиссии. 37. При отсутствии согласия в отраслевой комиссии разрешение разногласий (споров) осуществляется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений после получения соот- ветствующего обращения отраслевой комиссии. 38. Рассмотрение обращения отраслевой комиссии и принятия реше- ния по нему Российской трехсторонней комиссией по регулированию соци- ально-трудовых отношений производится в 7-дневный срок со дня получе- ния обращения. 39. Неурегулирование разногласий (споров) в установленные сроки не является основанием для невыполнения положений генерального согла- шения и отраслевого (тарифного) соглашения. 40. В урегулировании коллективных трудовых споров по выполнению генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений принимает участие служба разрешения трудовых конфликтов при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации. Х. Разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов) 41. До принятия Закона Российской Федерации о разрешении кол- лективных трудовых споров (конфликтов) разрешение этих споров (конф- ликтов) осуществляется в порядке, предусмотренном Законом СССР "О по- рядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" в части, не противоречащей Конституции РСФСР и законодательству Российской Фе- дерации. 42. Полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулирова- нию социально-трудовых отношений в части разрешения коллективных тру- довых споров (конфликтов) определяются Положением об этой комиссии. ХI. Уведомительная регистрация соглашений 43. Уведомительная регистрация заключенных соглашений осущест- вляется Министерством труда и занятости населения Российской Федерации. 44. Для уведомительной регистрации заключенных соглашений рабо- тодатели (объединения работодателей) в 7-дневный срок направляют в Ми- нистерство труда и занятости населения Российской Федерации следующие документы: отраслевые (тарифные) соглашения и приложения к ним в 2-х эк- земплярах; протоколы (совместные приказы) о создании отраслевых комиссий; протоколы (совместные приказы) о порядке введения в действие соглашений. 45. Отраслевое (тарифное) соглашение, не подписанное сторонами, является недействительным и не регистрируется. 46. В случае внесения изменений и дополнений в заключенное от- раслевое (тарифное) соглашение, возникновения коллективного трудового спора (конфликта) сторона, подписавшая соглашение, обязана в 7-дневный срок проинформировать об этом Министерство труда и занятости населения Российской Федерации. ХII. Действие генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений 47. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, уста- новленного в соглашениях. Срок действия соглашений, порядок контроля за их выполнением определяются сторонами. 48. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения распространяются на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили участников разработать и заключить от их имени эти соглашения. ХIII. Контроль за выполнением генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений 49. Контроль за выполнением генерального соглашения и отрасле- вых (тарифных) соглашений осуществляется Российской трехсторонней ко- миссией по регулированию социально-трудовых отношений, непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также Ми- нистерством труда и занятости населения Российской Федерации. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю не- обходимую для этого имеющуюся у них информацию. ХIV. Ответственность сторон 50. Лица, виновные в уклонении от участия в переговорах по зак- лючению генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений или невыполнения этих соглашений, несут ответственность в порядке, уста- новленном законодательством Российской Федерации. |