РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В целях совершенствования конституционного законодательства Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет: Раздел 1. В связи с изменением наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на наименование Российская Федерация - Россия внести в Конституцию (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики следующие изменения: 1. Статью 1 Конституции изложить в следующей редакции: "Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически о объединившимися в нем народами. Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. Наименования государства Российская Федерация и Россия равнозначны". 2. В названии Конституции и преамбуле слова "Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" и "РСФСР" заменить словами "Российской Федерации - России". В наименованиях разделов I, III-VIII, Х, XI и глав 8, 13-16, 19-21, в статьях 2, 4, 7, 10-12, 17-19, 22, 24, 27, 30, 71, 75, 80, 81-84, 86, 87, 92, 97, 102-123, 125, 127-136, 140, 146, 149, 152-157, 160-165, 167, 168, 171, 173, 176-185 слова "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", "Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" и "РСФСР" заменить соответственно словами "Российская Федерация", "Российской Федерации". 3. Статью 3 изложить в следующей редакции: "Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением. Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу". 4. Из статей 97, 109 (пункт 20), 140, 167, 173, исключить слова "Конституция СССР", "СССР", "Союз ССР". 5. Статью 11(1) изложить в следующей редакции: "Государственная собственность Российской Федерации является достоянием многонационального народа Российской Федерации. В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета Российской Федерации, государственные банки Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды, пенсионные, страховые, резервные и иные фонды. В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут находиться средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливо-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимое для осуществления задач Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовым актом краев, областей, автономной области, автономных округов". 6. Статью 28 изложить в следующей редакции: "Внешне политическая деятельность Российской Федерации основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, неотъемлемого права на самоопределение, принципа равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силы, экономических и любых других методов давления, принципов мирного урегулирования споров, уважение прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права". 7. Статью 29 изложить в следующей редакции: "Защита суверенитета и территориальной целостности Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Правила призыва на военную службу и ее несение военнослужащими устанавливаются законом". 8. Наименование главы 7 изложить в следующей редакции: "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО" 9. Статью 68 изложить в следующей редакции: "Российская Федерация суверенна. Она самостоятельно осуществляет всю полноту власти на своей территории. Носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Российская Федерация вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий.". 10. Статьи 69, 74, 76, 77 исключить. 11. Статью 70 изложить в следующей редакции: "Территория Российской Федерации целостна и неотчуждаема. Территория республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов образует единую территорию Российской Федерации. Изменение конституционно-правового статуса республик, краев, областей, автономной области, автономных округов а также их разделение и объединение могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства избирателей в них с утверждением Съездом народных депутатов Российской Федерации.". 12. Часть первую статьи 71 изложить в следующей редакции: "В Российской Федерации состоят: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Горный Алтай, Дагестанская Советская Социалистическая Республика - Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Советская Социалистическая Республика, Республика Карелия, Коми Советская Социалистическая Республика, Марийская Советская Социалистическая Республика - Республика Марий Эл, Молдовская Советская Социалистическая Республика, Республика Саха (Якутия), Северо-Осетинская Советская Социалистическая Республика, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чечено-Ингушская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики."; в части второй слова "Горьковская", "Калининская", "Куйбышевская" заменить соответственно словами "Нижегородская", "Тверская", "Самарская" и разместить их в статье в алфавитном порядке, а слово "Ленинград" заменить на слово "Санкт-Петербург"; абзац пятый изложить в следующей редакции: "автономная область - Еврейская.". 13. В статьях 105, 107, 164 слова "Ленинград", "Ленинградского", "Ленинградским" соответственно заменить словами "Санкт-Петербург", "Санкт-Петербургского", "Санкт-Петербургским". 14. В статье 104 из части второй предложение "Съезд народных депутатов РСФСР осуществляет законодательную инициативу на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР." исключить; из пункта 2 части третьей слова "в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР" исключить; из пункта 5 части третьей слова "с другими союзными республиками и внесение их на утверждение Съезда народных депутатов СССР; рассмотрение вопросов об изменении государственной границы СССР в случаях влекущих изменение территории РСФСР;" исключить; пункт 6 части третьей после слов "социального развития Российской Федерации" дополнить словами ", ее военного строительства"; часть третью дополнить новым пунктом 2(1) следующего содержания: "2(1)) ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции Российской Федерации;". 15. Из части второй статьи 110 слова ", а в случае их отсутствия - общесоюзных органов" исключить. 16. Из части первой статьи 118 слова ",а также к руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, расположенных на территории РСФСР, по вопросам, отнесенным к ведению РСФСР" исключить. 17. Из пункта 11 статьи 121(5) слова ", от имени РСФСР участвует в обеспечении государственной и общественной безопасности Союза ССР" исключить. 18. В статье 125: из пункта 2 части второй слова "координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, относящимся к ведению РСФСР;" исключить: из пункта 4 части второй слова "в пределах, определяемых Конституцией СССР," исключить, а слово "страны" заменить словами "Российской Федерации"; из пункта 5 части второй слова "в порядке, установленном Союзом ССР" исключить. 19. Из статьи 127 слова ",а также законов СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, принятых по вопросам, переданным РСФСР Союзу ССР," исключить. 20. Из статьи 134 слова "СССР,", "Съезда народных депутатов и Верховного совета СССР," и "Совета Министров СССР и" исключить. 21. Из статье 152: часть первую исключить; из части второй слова "в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития СССР" исключить. 22. Часть вторую статьи 154 и часть вторую статьи 179 исключить. 23. В статье 163: часть вторую дополнить словами "и военные суды"; часть третью статьи 163 изложить в следующей редакции: "Организация и порядок деятельности судов Российской Федерации, арбитражных судов и военных судов определяются законами Российской Федерации.". 24. В статье 164: часть третью изложить в следующей редакции: "Судьи краевых, областных, Московского, Санкт-Петербургского городских судов, арбитражных и военных судов избираются Верховным Советом Российской Федерации."; часть пятую дополнить предложением: "Народные заседатели военных судов избираются собранием военнослужащих по месту службы открытым голосованием.". 25. Из части третьей статьи 167 слова "Законом о статусе судей в СССР и другими" исключить. Раздел II. В связи с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина внести в Конституцию следующие изменения и дополнения: 26. Главу 5 изложить в следующей редакции: "ГЛАВА 5 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 31. Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Статья 32. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. Статья 33. Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Статья 34. Все равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы. Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона. Статья 35. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушить права и свобод других лиц. Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Статья 36. Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства и выслан за ее пределы. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Статья 37. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Российской Федерации, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации. Лицо не может быть лишено почетного гражданства либо предоставленного политического убежища на территории Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации. Статья 38. Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности только по приговору суда. Статья 39. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 40. Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения. Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев, указанных в законе. Статья 41. Жилище неприкосновенно. Никто не имеет право проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Обыск и иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательства, возможен иной установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий. Статья 42. Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться. Ограничение этих правил допускается только на основании закона. Статья 43. Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом. Статья 44. Каждому гарантируется свобода совести - право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Оскорбление убеждений граждан преследуется по закону. Статья 45. Каждый гражданин Российской Федерации, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом. Статья 46. Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Статья 47. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании. Статья 48. Граждане Российской Федерации имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявленные к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей. Статья 49. Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. Статья 50. Граждане Российской Федерации имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона. Статья 51. Граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Статья 52. Каждый имеет право быть собственником, то есть иметь право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследия гарантируется законом. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Статья 53. Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера. Каждый имеет право на защиту от безработицы. Принудительный труд запрещен. Статья 54. Каждый работник имеет право на отдых. Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ. Статья 55. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также медицинского страхования граждан; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта. Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону. Статья 56. Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Пенсии, пособия, и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Государство развивает систему социального страхования и обеспечения. Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность. Статья 57. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении. Статья 58. Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Российской Федерации должны бережно относиться к предоставленному им жилищу. Статья 59. Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, прав детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке. Статья 60. Свобода художественного, научного технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом. Признается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Статья 61. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Статья 62. Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 63. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на юридическую помощь. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если ему было отказано в защите его прав во всех установленных федеральным законом судебных инстанциях. Статья 64. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ правосудию и скорейшую компенсацию за причиненный ущерб. Статья 65. Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Никто не должен дважды нести уголовную или другую ответственность за одно и то же правонарушение. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы. Статья 66. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке. Статья 67. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания. Статья 67(1). Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу или обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) соответственно с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 67(2). Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей. Статья 67(3). Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом Российской Федерации". 27. Главу 6 изложить в следующей редакции: "ГЛАВА 6 ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 67(4). Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону. Статья 67(5). Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Статья 67(6). Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру. Статья 67(7). Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы. Статья 67(8). Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статья 67(9). Гражданин Российской Федерации в соответствии с федеральным законом несет гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия в качестве народного или присяжного заседателя. Статья 67(10). Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации. Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Статья 67(11). Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.". 28. Статью 15 изложить в следующей редакции: "Высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.". 29. Статью 20 изложить в следующей редакции: "В соответствии с общечеловеческим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.". 30. Статью 25 исключить. Раздел III. Для упорядочения взаимоотношений высших органов государственной власти и управления Российской Федерации внести в Конституцию следующие изменения и дополнения: 31. В части второй статьи 87 первое предложение изложить в следующей редакции: "Съезд народных депутатов Российской Федерации формирует Верховный Совет Российской Федерации и избирает Председателя Верховного Совета Российской Федерации.". 32. Часть третью статьи 92 изложить в следующей редакции: "Лица, входящие в состав Совета Министров (Правительства) Российской Федерации, Совета Министров (Кабинет министров) республик в составе Российской Федерации, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также лица, возглавляющие краевую, областную администрацию, администрацию автономной области, автономных округов, местную администрацию, отделы, управления и иные структурные подразделения администрации, не могут быть депутатами соответствующего представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Судьи не могут быть депутатами Совета, которым они избираются". 33. В статье 109: пункт 7 изложить в следующей редакции: "7) решает вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав, свобод, обязанностей и равноправия граждан Российской Федерации;"; пункт 16 изложить в следующей редакции: "16) разрабатывает основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности Российской Федерации;"; пункты 21, 22, 23 исключить. 34. Дополнить статью 115 пунктом 5 следующего содержания: "5) ведет переговоры и подписывает соглашения между законодательными органами (парламентами) Российской Федерации и суверенных государств с последующим предоставлением соглашений на ратификацию Верховному Совету Российской Федерации;". Раздел IV. В связи с подписанием Федеративного договора внести в раздел III Конституции следующие изменения и дополнения: 35. Статью 72 изложить в следующей редакции: "К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей, автономных областей, автономных округов, утверждение изменений границ краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданства Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; д) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации; е) федеральная государственная собственность и управление ею; ж) Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации. международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного транспорта, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство и правовое регулирование интеллектуальной собственности в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, официальный статистический и бухгалтерский учет; с) федеральная государственная служба; т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации, специальные звания. Органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации.". 36. Статью 73 исключить. 37. Статью 78 изложить в следующей редакции: "Республика в составе Российской Федерации - государство, обладающее на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации. Республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции Российской Федерации и учитывающую особенности данной республики.". 38. Статью 79 изложить в следующей редакции: "Высшие органы государственной власти и управления республики участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Республике гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации. Республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на всей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Российской Федерации и проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления Российской Федерации. По вопросам, относящимся к ее ведению, республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций, подчиненных Федерации.". 39. Дополнить главу 8 статьями 81(1)-81(5) следующего содержания: "Статья 81(1). К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся: а) обеспечение соответствия Конституций и законов республик в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; в) разграничение государственной собственности; г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; ж) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; з) установление общих принципов налогообложения и сборов; и) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды, правовое регулирование интеллектуальной собственности; к) судоустройство, адвокатура, нотариат, кадры правоохранительных органов; л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; м) установление общих принципов организации местного самоуправления. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в части первой настоящей статьи, направляются республикам в составе Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации. Статья 81(2). Республики в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов. В случае если чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти Российской Федерации на территории республик в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе Российской Федерации, то чрезвычайное положение в этой республике может быть введено органами государственной власти этой республики с уведомлением Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом. Статья 81(3). Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти республики в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Органы власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья 81(4). Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы власти республики в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в республике в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические документы, выданные органами власти Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации. Статья 81(5). Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенных к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы. Споры по вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, и по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соответствии со статьей 81(1) Конституции Российской Федерации, разрешаются Конституционным судом Российской Федерации. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации, Конституций республик, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.". 40. Статью 84 дополнить частью второй следующего содержания: "Территория автономной области и территория автономного округа не могут быть изменены без их согласия.". 41. Главу 9 дополнить статьями 84(1)-84(6) следующего содержания: "Статья 84(1). К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации относятся: а) обеспечение соответствия нормативных правовых актов автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; В) Установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации; г) установление общих принципов налогообложения в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации; д) адвокатура, нотариат; е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; ж) административное, жилищное законодательство; земельное , водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; л) карантин, борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, кодексы и законы, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, в пределах своей компетенции, принимая правовые акты. Органы государственной власти автономной округов в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, договорами с краями, областями, в которые входят автономные округа. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в части первой настоящей статьи, направляются автономной области, автономным округам в составе Российской Федерации. Статья 84(2). Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, определяются законами Российской Федерации об автономной области, отдельных автономных округах, принимаемыми Верховным Советом Российской Федерации по представлению соответствующих автономной области, автономных округов, другими правовыми актами Российской Федерации и осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях. Введение чрезвычайного положения на территории автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральных органов государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Статья 84(3). Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий в соответствии с Конституции и законам Российской Федерации. Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья 84(4). Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации. Статья 84(5). Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. В случае издания органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при несоответствии правовых актов автономной области, автономных округов федеральным законам, изданным по вопросам отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов, применяются федеральные законы. Споры по вопросам, указанным в частях первой и второй настоящей статьи разрешаются Конституционным судом Российской Федерации. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Споры по вопросам, указанным в частях первой и второй статьи 84(3), разрешаются с использованием согласительных процедур в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.". 42. Дополнить Конституцию главой 9(1) следующего содержания: "ГЛАВА 9(1) КРАЙ, ОБЛАСТЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 84(7). В составе Российской Федерации находятся край, область. Статья 84(8). Край, область имеют свои уставы, соответствующие Конституции Российской Федерации и учитывающие их особенности. Уставы краев. областей и иные правовые акты краевых, областных Советов народных депутатов, принятые в пределах их компетенции, подлежат государственной защите на территории соответствующих краев, областей так же, как и законы Российской Федерации. Статья 84(9). Территории края, области не могут быть изменены без их согласия. Статья 84(10). Законы Российской Федерации обязательны и имеют одинаковую силу на территории всех краев и областей. Статья 84(11). К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга относятся: а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; в) изменение границ краев и областей, установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; г) разграничение государственной собственности на территории края, области; участие в установлении общих принципов бюджетной системы, установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; д) адвокатура, нотариат; е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты. До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации, краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга краевые, областные, Московский и Санкт-Петербургский Советы народных депутатов вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем законодательстве актов Российской Федерации по данным вопросам акты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга приводятся в соответствии с федеральными актами. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в части первой настоящей статьи, направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Статья 84(12). Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации если это не противоречит Конституции и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов. Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статья 84(13). Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья 84(14). Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также республики, автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации. Статья 84(15). Органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В случае издания органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при противоречии правовых актов края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга федеральным законам, изданным по вопросам отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применяются федеральные законы. Споры по вопросам, указанным в частях первой и второй настоящей статьи разрешаются Конституционным судом Российской Федерации.". 43. Приложить к Конституции (Основному Закону) Российской Федерации - России: Федеративный договор - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; Федеративный договор - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; Федеративный договор - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации с протоколом к Федеративному договору. Раздел V. В связи с принятием ряда законодательных актов о деятельности Советов народных депутатов, местного самоуправления внести в Конституцию следующие изменения: "Съезд народных депутатов Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации, Съезды народных депутатов, Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют систему представительных органов государственной власти в Российской Федерации. Местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские входят в систему местного самоуправления.". 45. Часть вторую статьи 86 изложить в следующей редакции: "Выборы народных депутатов назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов народных депутатов.". 46. Дополнить Конституцию статьей 86(1) следующего содержания: "Полномочия краевого, областного Советов народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, Советов народных депутатов автономных округов, местных Советов народных депутатов могут быть прекращены досрочно по решению самого Совета, а также в случае неоднократного нарушения ими законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации - по решению Верховного Совета Российской Федерации или Верховного Совета республик в составе Российской Федерации, принятым на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации.". 47. Часть первую статьи 87 изложить в следующей редакции: "Важнейшие вопросы, имеющие значение для всей Российской Федерации, решаются на заседаниях Съезда народных депутатов Российской Федерации и сессиях Верховного Совета Российской Федерации. Важнейшие вопросы республиканского значения решаются на заседаниях Съезда народных депутатов, сессиях Верховных Советов республик в составе Российской Федерации; важнейшие вопросы, имеющие значение для краев, областей, автономной области, автономных округов, - на заседаниях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономной области, автономных округов; важнейшие вопросы местного значения - на заседаниях местных Советов народных депутатов. Советов народных депутатов могут вынести решение важнейших вопросов на референдум.". Части вторую и третью считать соответственно частями четвертой и пятой. 48. Статьи 89 и 137 исключить. 49. Из статьи 90 исключить слова "исполнительных и распорядительных органов, других". 50. Статью 121(8) изложить в следующей редакции: "Президент Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. Указы Президента Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов Президентов республик и Советов Министров (Кабинета министров) республик в составе Российской Федерации, а также отменять акты краевой, областной, городской администрации, администрации автономной области, автономных округов в случае противоречия этих актов законодательству Российской Федерации.". 51. Часть вторую статьи 132(1) изложить в следующей редакции: "Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, возглавляемую Президентом Российской Федерации, и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, Конституции и законов республики в составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и политические интересы Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации". 52. Дополнить Конституцию разделом VI(1) следующего содержания: "VI(1). ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНОГО ОКРУГА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 16(1) СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 136(1). Представительным органом государственной власти края, области, автономной области, автономного округа является Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа. Статья 136(2). Полномочия и порядок деятельности Совета народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа определяются законами Российской Федерации. ГЛАВА 16(2) КРАЕВАЯ, ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА Статья 136(3). Исполнительным органом (органом государственного управления) края, области, автономной области, автономного округа является соответственно краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа. Статья 136(4). Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа подотчетна соответствующему Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным округам. Статья 136(5). Деятельностью краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа руководит на основе принципа единоначалия глава администрации. Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа устанавливаются законом Российской Федерации. Статья 136(6). Акты краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, противоречащие законодательству, могут быть отменены соответствующим Советом народных депутатов, вышестоящим исполнительным органом или судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.". 53. Наименование раздела VII изложить в редакции: "VII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". 54. Часть первую статьи 138 изложить в следующей редакции: "Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские); соответствующие органы управления - местную администрацию; местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения. 55. Статью 139 изложить в следующей редакции: "Местные Советы народных депутатов и соответствующие органы управления наделяются собственной компетенцией, которая может быть изменена только законом Российской Федерации.". 56. Из части первой статьи 146 слова "Органы государственного управления в краях, областях, автономных областях, автономных округах" исключить. 57. Статью 158 изложить в следующей редакции: "В государственную бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные части включаются республиканский бюджет Российской Федерации, республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджет автономной области, бюджет автономных округов, местные бюджеты.". 58. Статью 160: после слов "республик в составе Российской Федерации" дополнить словами ", краевыми, областными бюджетами, бюджетом автономной области, бюджетом автономных округов"; слова "Законом РСФСР о бюджетных правах РСФСР, республик в составе РСФСР и местных Советов народных депутатов" заменить словами "законами Российской Федерации". Раздел VI. В целях совершенствования деятельности Конституционного Суда Российской Федерации внести в Конституцию следующие изменения и дополнения: 59. Часть первую статьи 165 изложить в следующей редакции: "Конституционный Суд Российской Федерации - высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 15 судей. Организация Конституционного Суда Российской Федерации, его компетенция и порядок конституционного судопроизводства в нем устанавливаются Законом о Конституционном Суде Российской Федерации.". 60. Дополнить Конституцию статьей 165(1) следующего содержания: "Статья 165(1). Конституционный Суд Российской Федерации: разрешает дела о конституционности федеральных законов и иных актов Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и Президиума Верховного Совета Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации, Совета Министров (Правительства) Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти; Конституцией республик, уставов краев и областей, иных актов правительственных и исполнительных органов республик, краев и областей, автономной области, автономных округов; договоров между республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами; международных договоров Российской Федерации; политических партий и иных общественных объединений; правоприменительной практики; разрешает споры между федеральными государственными органами; между государственными органами Российской Федерации и государственными органами республик, краев и областей, автономных областей, автономных округов; между государственными органами различных республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов; дает заключение о наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью полномочия - по представлению государственной медицинской комиссии; о наличии оснований для отрешения от должности соответствующего федерального должностного лица, а также должностного лица республики, края, области, автономной области, автономного округа; о конституционности подписанных международных договоров Российской Федерации до их ратификации или утверждения; рассматривает иные дела, если это предусмотрено законом и не противоречит его юридической природе." Раздел VII. В целях совершенствования процесса нормотворчества внести в Конституцию следующие изменения: 61. В статье 183 слово "законом" заменить словом "законами". 62. Статью 185 изложить в следующей редакции: "Изменения и дополнения Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России производит Съезд народных депутатов Российской Федерации законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации. Изменения и дополнения Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, касающиеся федерального устройства Российской Федерации, не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов.". Раздел VIII. Установить следующий порядок введения в действие настоящего Закона: 63. Настоящий Закон ввести в действие со дня его опубликования. 64. Положения статей 39, 40 и 41 Конституции Российской Федерации в части санкционирования судом заключения под стражу, обыска, ограничения неприкосновенности частной жизни граждан вступает в силу после создания необходимых организационно-технических условий и принятия соответствующих законодательных актов. 65. Впредь до принятия специального законодательства Российской Федерации в отношении военных судов применяется законодательство СССР о военных трибуналах. 66. До принятия предусмотренных статьями 81(1), 84(1), 84(11) Конституции Российской Федерации Основ законодательства Российской Федерации по вопросам совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга действуют соответствующие законы Российской Федерации. 67. Верховному Совету Российской Федерации привести законодательство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. 68. Опубликовать массовым тиражом текст Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России с приложениями, изменениями и дополнениями, внесенными настоящим Законом. Президент Российской Федерации Б.Ельцин 21 апреля 1992 г. N 2708-1 |