О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (БАНКРОТОВ) И ПРИМЕНЕНИИ К НИМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 1992 г. N 623 (РГ 92-138-5) В целях поддержки государственных предприятий, оказавшимися несостоятельными (банкротами), а также обеспечения эффективного использования государственного имущества, закрепленного за госу- дарственными предприятиями, защиты прав и интересов государства, кре- диторов и трудовых коллективов несостоятельных предприятий и в соот- ветствии с законами РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О предприятиях и предпринимательской деятельности" постановляю: 1. Государственные предприятия, в том числе предприятия, в уставном фонде (капитале( которых доля государственной собственности составляет 50 и более процентов, не способные выполнять свои обяза- тельства перед кредитором и бюджетом, объявляются в соответствии с настоящим Указом несостоятельными (банкротами). В отношении государственных предприятий, являющихся банкротами, применяются специальные процедуры ликвидации, включающие реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление экономического и финансового состояния предприятий, эффективное использование государственной собственности, закрепленной за ними, в порядке, устанавливаемом насто- ящим Указом. 2. Основаниями для признания государственного предприятия банк- ротом являются: невыполнение им в течение трех месяцев своих обязательств перед бюджетом (кроме предприятий, получивших в установленном порядке ин- вестиционный налоговый кредит) и необеспечение выполнения требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения, и наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двукрат- ную сумму стоимости имущества предприятия. 3. Решение о признании банкротом принимается: в отношении государственных предприятий, являющихся федеральной собственностью, Государственным комитетом Российской Федерации по уп- равлению государственным имуществом; в отношении государственных предприятий, являющихся собствен- ностью республик в составе Российской Федерации, органами исполнитель- ной власти республик в составе России в порядке, установленном соот- ветствующей республикой в составе Российской Федерации; в отношении предприятий, являющихся собственностью краев, об- ластей, автономной области, автономных округов или городов Москвы и Санкт-Петербурга, соответствующими комитетами по управлению имущест- вом. 4. Рассмотрение вопроса о признании государственного предприя- тия банкротом указанными органами производится по представлению ми- нистерств и государственных комитетов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, налоговых органов, государственных фи- нансовых органов, банков, кредиторов (в том числе государственных ор- ганов и учреждений) в случае невозможности возврата долга в обычном порядке разрешения гражданских споров, а также по заявлению самого предприятия-должника. Налоговые и финансовые органы, а также банки обязаны при обна- ружении фактов, являющихся основанием для признания государственного предприятия банкротом и предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа, сообщать об этом в соответствии с законодательством Российской Федера- ции в соответствующий комитет по управлению имуществом. 5. Комитет по управлению имуществом в недельный срок с момента получения сообщения от органов и лиц, указанных в части первой пункта 4, получает от предприятия: реквизиты предприятия, включая указание об организационно-пра- вовой форме и субъектах собственности; полный список кредиторов предприятия; полный список должников предприятия; бухгалтерский баланс на последнюю дату перед возбуждением воп- роса о банкротстве предприятия; а также иную необходимую информацию о финансовом и имуществен- ном положении предприятия-должника по усмотрению комитета по управле- нию имуществом. Информация, полученная комитетом по управлению имуществом, не подлежит разглашению до принятия решения о признании предприятия банк- ротом. В случае, если предприятие не будет признано банкротом, комитет по управлению имуществом возвращает полученные документы предприятию и обеспечивает нераспространение содержащихся в них сведений. Отказ государственного предприятия предоставить указанные в настоящем пункте документы либо непредоставление этих документов в установленный срок влечет безусловное признание его банкротом. 6. В недельный срок с момента получения указанных в пункте 5 настоящего Указа документов комитет по управлению имуществом, рассмат- ривающий вопрос о признании государственного предприятия банкротом, принимает решение о подведомственности ему данного вопроса. В случае, когда установлено, что рассмотрение вопроса о банкротстве конкретного предприятия относится к компетенции другого комитета по управлению имуществом, последнему в трехдневный срок направляются документы, по- лученные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа. Если комитетом по управлению имуществом установлены иные собственники предприятия-должника, то они извещаются о рассмотрении вопроса о признании предприятия банкротом и им обеспечивается возмож- ность участия в соответствии с установленным порядком в решении воп- роса о банкротстве и проведении процедур, применяемых к предприя- тию-банкроту. Комитетом по управлению имуществом совместно с другими собственниками предприятия-должника и кредиторами для решения всех вопросов банкротства создается комиссия представителей собственников, действующая в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. 7. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников в течение одного месяца с момента получения сообщения от органов и лиц, указанных в части первой пункта 4, принимают одно из следующих решений: а) о признании государственного предприятия состоятельным. Предприятие признается состоятельным также и в случае заключения миро- вого соглашения между предприятием и его кредиторами; б) о признании государственного предприятия банкротом. Решение о признании предприятия банкротом является одновременно решением о его ликвидации, и предприятие с момента принятия такого решения считается находящимся в состоянии банкротства. В случае признания предприятия состоятельным ему возвращаются в трехдневный срок все представленные им документы. Процедура принятия комиссией представителей собственников реше- ния о признании государственного предприятия банкротом устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по управлению госу- дарственным имуществом, а для предприятий, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, - советами министров соот- ветствующих республик в составе Российской Федерации. Предприятие, в отношении которого было принято решение о приз- нании его банкротом, имеют право обжаловать такое решение в судебном порядке. Обжалование не приостанавливает исполнение процедур, установ- ленных настоящим Указом. 8. С момента принятия решения о признании государственного предприятия банкротом оно переходит в управление соответствующего ко- митета по управлению имуществом. Решение о признании государственного предприятия банкротом под- лежит обязательному опубликованию в прессе, а также доводится до све- дения его трудового коллектива, соответствующего министерства (госу- дарственного комитета) Российской Федерации. В установленном законода- тельством России в случаях решение о признании предприятия доводится до сведения местных Советов народных депутатов и Государственного ко- митета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Все решения по вопросам использования имущества предприятия, увольнения работников предприятия с момента объявления предприятия банкротом до передачи предприятия по конкурсу в независимое управление и ведение или до назначения административного управляющего осуществля- ются с согласия комитета по управлению имуществом. 9. С момента принятия решения о признании предприятия банкротом комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственни- ков - комиссия представителей собственников обеспечивают сохранность имущества предприятия, продолжение функционирования производства, соб- людения прав и интересов работников предприятия в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации, а также обязаны провести пре- дусмотренные настоящим Указом процедуры с целью финансового оздоровле- ния предприятия, погашения задолженностей и восстановления его плате- жеспособности, если иное не установлено настоящим Указом. 10. В течение одного месяца после принятия решения о банк- ротстве комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников с привлечением экспертов, представителей соответствующего министерства, кредиторов и трудового коллектива рассматривают возможные варианты реорганизации предприятия, его финансово-экономического оздоровления (санации), ко- торые бы позволили вывести предприятие из состояния банкротства и не привели бы к его фактической ликвидации. По истечении указанного срока комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают программу санации предприятия-банкрота. В слу- чае, если предприятие-банкрот лишено в установленном порядке лицензии на ведение основного вида деятельности, а также установлена невозмож- ность восстановления платежеспособности предприятия в сроки, пре- дусмотренные настоящим Указом, то программа санации не принимается и по отношению к нему принимается решение в порядке, установленном пунк- том 22 настоящего Указа. 11. В программе санации предприятия-банкрота предусматривается предоставление предпринимателям - юридическим или физическим лицам, в том числе и иностранным, на конкурсной основе предприятия в независи- мое управление и ведение на срок от 6 до 18 месяцев. В случаях, если по итогам конкурса не был определен победитель или не поступило ни одной заявки на участие в конкурсе, а также если по истечении срока санации независимыми предпринимателями не достигну- ты результаты санации, предусматривается введение прямого управления предприятием сроком от 3 до 12 месяцев (для сельскохозяйственных предприятий - до 18 месяцев) с назначением на основе контракта адми- нистративного управляющего. Программа санации в качестве обязательного условия должна пре- дусматривать гарантии от сокращения рабочих мест более чем на 30 про- центов. 12. В случае, если в соответствии с пунктом 10 настоящего Указа принято решение о проведении санации предприятия, комитет по управле- нию имуществом объявляет и организует не позднее трех недель конкурса на предоставление предприятия-банкрота в независимое управление и ве- дение. Условия конкурса должны предусматривать: обязательство по сохранению не менее чем 70 процентов рабочих мест; гарантии социальной защиты работников предприятия в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации, в том числе обеспе- чение прав и интересов увольняемых работников, в ходе санации, а также в случае, если санация не привела к восстановлению платежеспособности предприятия; обязательство по погашению долгов предприятия; обеспечение экологической безопасности предприятия в ходе сана- ции и по ее итогам; срок, на который предприятие передается в независимое управле- ние и ведение. Введение дополнительных условий конкурса не допускается. Решение о конкурсе и его условиях, а также информация о ба- лансовой стоимости имущества предприятия и сумме его долгов публику- ются в прессе и других средствах массовой информации не позднее чем за три недели до конкурса. 13. К участию в конкурсе допускаются предприниматели - юриди- ческие и физические лица, в том числе иностранные, которые представят в комитет по управлению имуществом заявку на участие в конкурсе, све- дения, подтверждающие их платежеспособность, обязательство исполнить в случае победы все условия конкурса, а также внесшие залог в виде фи- нансовых средств и ценных бумаг на сумму не менее 10 процентов ба- лансовой стоимости имущества предприятия. В конкурсе может принимать участие трудовой коллектив предприятия на общих основаниях. Конкурс на предоставление в независимое управление и ведение предприятия-банкрота, являющегося федеральной собственностью, прово- дится конкурсной комиссией, формируемой Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом с участием соответствующего министерства, представителей трудового кол- лектива в недельный срок с момента принятия решения о конкурсе. Конкурсы на предоставление в независимое управление и ведение предприятий-банкротов, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, проводятся конкурсными ко- миссиями, формируемыми в тот же срок соответствующими комитетами по управлению имуществом с участием соответствующих министерств и представителей трудового коллектива. 14. Победившим в конкурсе считается предприниматель, внесший наибольшую сумму залога в качестве финансовой гарантии обеспечения обязательств предприятия и проведения его санации. С момента объявления победителя конкурса к нему переходят все права по управлению предприятием на срок, определенный условиями кон- курса, в том числе права: изменять структуру производства и проводить его перепрофилиро- вание, если программой санации не установлено иное; назначать и увольнять работников, в том числе и руководителей предприятия, но при этом количество рабочих мест не может быть сокра- щено более чем на 30 процентов; распоряжаться имуществом предприятия (кроме сдачи его в арен- ду), в том числе продавать или сдавать в залог основные (кроме зданий и сооружений) и оборотные средства, если их продажа или залог прямо не запрещены законодательством Российской Федерации. При этом не менее 80 процентов средств, полученных в результате продажи или залога основных или оборотных средств, должны быть использованы на цели финансового оздоровления и погашения долговых обязательств предприятия; принимать по согласованию с комитетом по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия - с комиссией представителей собственников решение о разделении предприятия-банкро- та, а также о преобразовании его в открытое акционерное общество; непосредственно управлять производством. Органы государственного управления не вправе вмешиваться в опе- ративную деятельность предпринимателя по управлению предприятием. Государство не несет ответственности по обязательствам предпри- ятия, возникшим с момента передачи его в управление предпринимателя. 15. Если ко дню конкурса поступила только одна заявка, конкурс не проводится, а предприятие передается в управление подавшему заявку предпринимателю или трудовому коллективу. 16. В случае, если ко дню проведения конкурса не поступило ни одной заявки, комитет по управлению имуществом, а при наличии несколь- ких собственников - комиссия представителей собственников принимают решение о назначении административного управляющего либо решение в по- рядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа. Административный управляющий на предприятие, являющееся феде- ральной собственностью, назначается соответствующим министерством, а на предприятия, являющиеся собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - соответствующими органа- ми исполнительной власти республик, краев, областей, автономной об- ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Адми- нистративный управляющий назначается не позднее 10 дней с момента при- нятия решения о введении прямого управления предприятием-банкротом. Административным управляющим не могут быть назначены должностные лица предприятия-банкрота. 17. Административный управляющий при проведении санации предп- риятия пользуется правами, предоставленными победителю конкурса, в соответствии в абзацем 2 пункта 14 настоящего Указа. Он обязан выпол- нять условия, установленные абзацем 2 пункта 12 Настоящего Указа. Административный управляющий в своей деятельности подотчетен назначившему его органу и соответствующему комитету по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия - ко- миссии представителей собственников и представляет им отчеты о реали- зации программы санации не реже одного раза в месяц. Административный управляющий получает за свою работу вознаграж- дение, размер которого устанавливается в контракте. Контракт с адми- нистративным управляющим может быть досрочно расторгнут: по его желанию; в случае нарушения им законодательства и условий контракта; если он не может по объективным причинам продолжать исполнять условия контракта; а также когда административный управляющий представил информа- цию о невозможности дальнейшей санации предприятия-банкрота либо не- достижимости результатов программы санации. В случае досрочного расторжения контракта с административным управляющим комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия - комиссия представителей собственников при- нимает решение о назначении нового административного управляющего на оставшийся срок или о досрочном прекращении программы санации и факти- ческой ликвидации предприятия в порядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа. Новый административный управляющий назначается в порядке, уста- новленном пунктом 16 настоящего Указа. 18. В недельный срок по истечении срока санации предприниматель либо административный управляющий представляет комитету по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссии предста- вителей собственников отчет о финансово-хозяйственном состоянии предп- риятия-банкрота. Если будет установлено, что санирование предприятия не привело к его оздоровлению и сохранились основания, указанные в пункте 2 настоящего Указа, принимается решение согласно пункту 22 настоящего Указа. С этого момента предприятие переходит в управление комитета по управлению имуществом. При этом контракт с административным управляю- щим считается расторгнутым, а если предприятие было передано в неза- висимое управление и ведение предпринимателю, который внес залог, то его залог не возвращается и направляется на погашение обязательств предприятия. 19. В том случае, если в результате санирования были ликвидиро- ваны основания для признания предприятия банкротом, комитет по управ- лению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают решение о прекращении состояния банкротства. 20. Предприниматель (трудовой коллектив), осуществивший санацию предприятия-банкрота, становится собственником предприятия. Его долю в имуществе предприятия составляют средства, инвестированные им в предп- риятие в ходе санации, а также прибыль предприятия на момент принятия решения о прекращении состояния банкротства за вычетом существующих долговых обязательств предприятия. Предпринимателю (трудовому коллек- тиву) возвращается его залог, если таковой был внесен, который может быть использован им для увеличения своей доли в собственности предпри- ятия. 21. Административный управляющий, осуществивший санацию предп- риятия-банкрота, получает за счет средств предприятия единовременное вознаграждение в размере двадцати месячных окладов, предусмотренных первоначальным контрактом, а также назначается с его согласия руково- дителем предприятия. 22. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают реше- ние о фактической ликвидации и последующим исключением из госу- дарственного реестра предприятия-банкрота в случаях: если установлена невозможность санации предприятия согласно пункту 10 настоящего Указа; если установлена невозможность санации предприятия согласно пункту 16 настоящего Указа; досрочного прекращения санации в соответствии с пунктом 17 настоящего Указа; при недостижении результатов санации; а также при повторном в течение года после санации банкротства предприятия. Решение о фактической ликвидации предприятий, являющихся феде- ральной собственностью, принимается Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Решения о фактической ликвидации предприятий, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, краев. об- ластей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принимаются соответствующими комитетами по управле- нию имуществом. 23. После принятия решения о фактической ликвидации предприятия и получения в случае необходимости его утверждения комитет по управле- нию имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссии представителей собственников в недельный срок: доводят решение до сведения трудового коллектива; назначают ликвидационную комиссию с участием представителей трудового коллектива и определяют порядок ее деятельности; объявляют в средствах массовой информации о принятом решении и предлагают кредиторам предприятия предъявить свои претензии в двух- месячный срок; объявляют о конкурсной продаже предприятия, а также сообщают условия конкурсной продажи. С этого момента руководство предприятием и его имуществом осу- ществляется ликвидационной комиссией, которая проводит все предусмот- ренные законодательством России действия по сохранению имущества предприятия, обеспечению социальной защиты работников предприятия, по- иску кредиторов и должников предприятия, а также готовит проведение коммерческого конкурса по продаже предприятия и его имущества. 24. Конкурс по продаже предприятия, его имущества назначается не ранее истечения объявленного срока предъявления претензий кредито- рами, но не позднее трех месяцев с момента принятия решения о факти- ческой ликвидации предприятия. Условия конкурса должны включать: приобретение предприятия целиком; принятие обязательств предприятия; принятие обязательств по обеспечению социальных гарантий, прав и интересов работников предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительными условиями конкурса могут быть: принятие обязательств по сохранению основного вида деятельности; сохранение не менее 70 процентов рабочих мест на предприятии. Если предприятие не будет выкуплено на первоначальных условиях, обязательным является проведение продажи основных и оборотных средств, а также иного имущества предприятия по частям. Конкурс по продаже предприятия-банкрота, являющегося федераль- ной собственностью, проводится Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом с участием предста- вителей трудового коллектива. Конкурсы по продаже предприятий-банкротов, являющихся собствен- ностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, ав- тономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербур- га, проводятся конкурсными комиссиями, формируемыми соответствующими местными администрациями с участием представителей трудового коллекти- ва. 25. К участию в конкурсе по продаже предприятия, его имущества допускаются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, если иное не оговорено по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом в усло- виях конкурса. Кредиторы и трудовой коллектив предприятия могут участ- вовать в конкурсе на общих основаниях. При проведении конкурса с участников берется залог в размере 50 процентов стартовой цены. Победителем конкурса является покупатель, предложивший макси- мальную цену за продаваемое предприятие и представивший обязательство выполнить условия конкурса. В случае, если поступила одна заявка на участие в конкурсе, предприятие продается подавшему заявку по стартовой цене. В случае, если предприятие не было продано по стартовой цене, может быть принято решение о ее снижении, но не более чем на 30 про- центов. Если и в этом случае предприятие не было продано, то принима- ется решение о продаже имущества предприятия по частям. Порядок проведения конкурса и установления стартовой цены про- даваемого предприятия определяется в соответствии с Типовым положением о проведении коммерческого конкурса по продаже предприятия-банкрота, его имущества. Порядок использования вырученных от продажи предприятия и его имущества средств устанавливается Правительством России в соот- ветствии с законодательством Российской федерации. Средства, полученные в результате продажи имущества предприя- тия, направляются в соответствии с законодательством России на погаше- ние обязательств перед бюджетом, удовлетворение претензий кредиторов, обеспечение выплат увольняемым работникам предприятия, других обяза- тельных платежей, а также по возмещению расходов по санированию и продаже предприятия, включая расходы на ликвидационную комиссию. Установить, что в случае продажи имущества предприятия по частям каждому увольняемому работнику выплачивается не менее трех- месячной заработной платы. В случае недостаточности вырученных от про- дажи имущества предприятия средств выходное пособие в установленном размере выплачивается из соответствующего бюджета. 29. Оставшаяся непроданной часть имущества передается правопре- емнику, определяемому ликвидационной комиссией, на которого возлага- ется обязательство погасить установленные законодательством Российской Федерации обязательства в объеме передаваемого имущества. Обеспечение обязательств предприятия по возмещению ущерба и иные подобные обязательства переходят к органам государственного уп- равления. 27. Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с момента прода- жи предприятия или его имущества сообщает об этом в органы госу- дарственной регистрации для исключения предприятия из государственного реестра. 28. Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок принять предусмотренные настоящим Указом решения для обеспечения про- ведения процедур банкротства государственных предприятий. Министерству финансов Российской Федерации в недельный срок представить для утверждения в Правительство Российской Федерации поря- док хранения и использования средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Указом в качестве залога, а также порядок использования средств, выручаемых в результате продажи предприятий-банкротов, их имущества. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в недельный срок разработать совместно с Государственно-правовым управлением Президента России и утвердить Ти- повое положение о проведении конкурса на предоставление предприя- тия-банкрота в независимое управление и ведение и Типовое положение о проведении коммерческого конкурса по продаже предприятия-банкрота, его имущества. 29. Установить, что Правительство Российской Федерации имеет право после анализа исполнения настоящего Указа устанавливать иные ко- личественные критерии соотношения суммы долговых обязательств предпри- ятий и стоимости их имущества для признания предприятий несостоятель- ными, чем установленные пунктом 2 настоящего Указа. 30. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования и действует до принятия Закона Российской Федерации "О банкротстве". Президент Российской Федерации Б.Ельцин |