О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Указ. Президент РФ. 31.07.92 810

                   О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                УКАЗ

                            ПРЕЗИДЕНТ РФ

                           31 июля 1992 г.

                                N 810

                             (РВ 92-44)


       В целях установления правовых,  организационных,  экономических
принципов  создания и деятельности связи в Российской Федерации поста-
новляю:
       1. Утвердить   прилагаемое   Временное   положение  о  связи  в
Российской Федерации.
       2. Поручить Правительству Российской Федерации разработать про-
ект закона Российской Федерации "О связи" для внесения на рассмотрение
Верховного Совета Российской Федерации.
       3. Настоящий Указ вступает в силу с момента  его  подписания  и
действует до принятия закона Российской Федерации "О связи".

       Президент Российской Федерации Б.Ельцин

                                        Утверждено Указом
                                    Президента Российской Федерации
                                    от 31 июля 1992 г. N 810

       ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

       Настоящее Временное положение устанавливает права и обязанности
государства, предприятий, учреждений, организаций и других юридических
и физических лиц в сфере создания,  управления, пользования и распоря-
жения средствами связи,  оказания услуг связи,  а также общие принципы
ответственности за нарушение законодательства о связи.
       Временное положение  защищает  интересы  пользователей услугами
связи,  а также владельцев систем и средств электрической  и  почтовой
связи.
-----------
       * Далее Временное положение
-----------
       1. Назначение связи Связь является составной частью хозяйствен-
ной и социальной инфраструктуры Российской Федерации  и  функционирует
на  ее  территории  как  взаимоувязанный производственно-хозяйственный
комплекс,  предназначенный для удовлетворения  потребности  населения,
органов государственной власти и управления,  обороны,  безопасности и
правопорядка, а также хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в
услугах электрической и почтовой связи.
       Связь совместно со средствами вычислительной техники составляет
техническую базу информатизации общества.

       2. Электрическая связь
       Электрическая связь (электросвязь) включает  сети  и  средства,
обеспечивающие телефонную,  телеграфную,  факсимильную связь, передачу
данных и других видов документальных  сообщений,  включая  межмашинный
обмен между ЭВМ,  а также телевизионное, звуковое и иные виды радио- и
проводного вещания по проводной,  радио,  оптической и другим электро-
магнитным системам.
       Основой электрической связи  в  Российской  Федерации  является
взаимоувязанная сеть связи (ВСС),  представляющая собой комплекс госу-
дарственной,  ведомственных и других сетей электросвязи на  территории
России, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и другим
владельцам, независимо от форм собственности (кроме выделенных сетей и
средств электросвязи  Министерства обороны Российской Федерации, Мини-
стерства  внутренних дел Российской Федерации и Федерального агентства
правительственной связи и информации при Президенте Российской Федера-
ции,  а также не имеющих выхода на ВСС сетей  и  средств  электросвязи
внутрипроизводственного и технологического назначения).
       Координация развития сетей и средств связи  ВСС  осуществляется
Государственной  комиссией  по  электросвязи  при  Министерстве  связи
Российской Федерации (ГКЭС России) в порядке, установленном положением
об этой комиссии.
       Строительство, реконструкция и техническое перевооружение госу-
дарственных и иных сетей электросвязи,  входящих в ВСС, осуществляется
по согласованным с ГКЭС России техническим условиям.

       3. Почтовая связь
       Почтовые предприятия,  расположенные  в  Российской  Федерации,
составляют единую почтовую территорию для взаимного  обмена  почтовыми
отправлениями.  Свобода  почтовых отправлений и транзита гарантируется
на всей территории Российской Федерации.
       Почтовая связь  представляет  собой единую технологическую сеть
предприятий связи и транспортных средств,  обеспечивающих прием, пере-
возку  и доставку почтовых отправлений,  а также организующих на дого-
ворной основе экспедирование, доставку и распространение периодической
печати.
       К почтовой связи относятся также  фельдъегерско-почтовая  связь
Вооруженных Сил,  государственная фельдъегерская служба Российской Фе-
дерации при Министерстве связи Российской Федерации (курьерская прави-
тельственная  связь),  личный  состав которой состоит в кадрах органов
внутренних дел Российской Федерации,  и служба специальной  связи  Ми-
нистерства связи Российской Федерации.
       Государство оказывает экономическую поддержку в развитии почто-
вой связи страны,  осуществляет социальную и правовую защиту ее работ-
ников.

       4. Ведомственная связь,  связь других юридических и  физических
лиц
       Предприятия, учреждения,   организации   соответствующих    ми-
нистерств  и  ведомств,  иные  юридические и физические лица,  включая
иностранных граждан, имеют право создавать и эксплуатировать для удов-
летворения производственных и других нужд,  а также потребностей насе-
ления собственные виды связи.
       Министерство связи  Российской  Федерации,  министерства  и ве-
домства, а также другие юридические и физические лица, в ведении кото-
рых находятся предприятия связи, обеспечивают соответствие технических
средств и сооружений связи,  входящих в ВСС или имеющих выход на  ВСС,
установленным правилам и техническим нормам.

       5. Правовое  регулирование  и  нормативные акты в области связи
       Правовые отношения в области связи в государстве регулируются
законами Российской  Федерации и иными решениями Съезда народных депу-
татов Российской Федерации и Верховного Совета  Российской  Федерации,
Президиума Верховного Совета Российской Федерации,  указами и распоря-
жениями Президента Российской Федерации,  постановлениями и распоряже-
ниями Правительства Российской Федерации,  а также настоящим Временным
положением.
       Нормативные акты, издаваемые Министерством связи Российской Фе-
дерации,  Государственным комитетом Российской Федерации по стандарти-
зации, метрологии и сертификации, другими министерствами и ведомствами
в соответствии с законодательством Российской  Федерации  по  вопросам
эксплуатации и надежного функционирования ВСС,  действуют на всей тер-
ритории Российской Федерации и являются обязательными для  пользовате-
лей и предприятий связи, независимо от форм собственности.
       Если международными договорами Российской Федерации,  действую-
щими на территории России,  установлены иные правила,  чем те, которые
предусмотрены настоящим Временным положением,  то применяются  правила
соответствующего международного договора.

       6. Собственность на сети и средства связи
       На территории Российской Федерации предприятия связи создаются
и функционируют  на основе многообразия и равенства форм собственности
и свободной конкуренции.
       Сети и  средства связи могут находиться в федеральной собствен-
ности,  государственной собственности республик в  составе  Российской
Федерации,  краев,  областей,  автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга,  в муниципальной  собственности,  а
также в собственности юридических и физических лиц,  включая иностран-
ных граждан. Государственные предприятия связи, телевизионные и радио-
передающие центры, независимо от того, на чьем балансе находятся, и от
их ведомственной подчиненности,  относятся исключительно к федеральной
собственности.
       Изменение форм собственности на  федеральные  сети  и  средства
связи   производится   в  порядке,  предусмотренном  законодательством
Российской Федерации,  федеральными договорами (соглашениями в отноше-
нии собственности) между Правительством Российской Федерации и респуб-
ликами в составе Российской Федерации.
       Приватизация государственных  предприятий связи производится по
решению Правительства Российской Федерации на  основе  государственных
программ приватизации.
       Государство оказывает поддержку новым экономическим структурам,
направленную на ограничение монополистической деятельности в отрасли.

       7. Управление связью
       Государственное управление в области связи осуществляется  Пра-
вительством  Российской  Федерации через Министерство связи Российской
Федерации,  которое несет ответственность в пределах своей компетенции
за развитие всех видов связи.
       Управление государственными предприятиями связи  осуществляется
Министерством связи Российской Федерации, другими министерствами и ве-
домствами,  в ведении которых находятся предприятия связи,  в  объемах
делегированных  им  функций,  определяемых  положениями  об  этих  ми-
нистерствах и ведомствах.
       Управление негосударственными  предприятиями  связи осуществля-
ется собственниками этих предприятий.
       В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера-
ции, Министерством связи Российской Федерации осуществляется централи-
зованное управление сетью связи государства.
       Организационно-техническое построение  ВСС  должно   обеспечить
возможность централизованного управления.
       Министерство связи  Российской  Федерации  осуществляет   госу-
дарственный технический надзор за средствами и сетями связи.
       Порядок использования ВСС в интересах обороны и при  чрезвычай-
ных ситуациях определяется отдельными законодательными актами.

       8. Регулирование  использования радиочастотного спектра и пози-
ций спутников на геостационарной орбите
       Регулирование использования  радиочастотного  спектра и позиций
спутников на геостационарной  орбите  является  исключительным  правом
государства.
       Разработка и реализация политики процедур, обеспечивающих расп-
ределение  радиочастотного  спектра,  эффективное использование радио-
частот и орбиты геостационарных спутников в соответствии с  интересами
Российской  Федерации  с  учетом международных договоров и соглашений,
проводится Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве
связи Российской Федерации в порядке, установленном положением об этой
комиссии.
       Средства связи, телевидения и иные технические средства, являю-
щиеся источником электромагнитного излучения,  подлежат регистрации  в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
       Работа по электромагнитной совместимости, контроль за использо-
ванием  радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств,  а также
контроль за помехами,  мешающими теле- и  радиоприему,  осуществляются
подведомственными  Министерству  связи  Российской  Федерации органами
Государственной инспекции электросвязи.

       9. Приоритет использования связи
       Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный
приоритет всем сообщениям,  касающимся безопасности человеческой жизни
на  море,  на земле,  в воздухе и в космическом пространстве,  а также
эпидемиологическим сообщениям исключительной срочности.
       При стихийных   бедствиях,  карантинах  и  других  чрезвычайных
обстоятельствах, установленных законодательством Российской Федерации,
уполномоченные   государственные   органы  имеют  право  приоритетного
использования, а также приостановки деятельности любых сетей и средств
связи независимо от их принадлежности.

       10. Право пользования связью
       Любые юридические и физические лица,  включая иностранных граж-
дан, на территории Российской Федерации имеют право передавать сообще-
ния сообщения по сетям связи.  Для всех лиц устанавливаются одинаковые
условия обслуживания (за исключением случаев,  указанных в пунктах 9 и
16 настоящего Временного положения).
       Юридические и  физические  лица имеют право подключения к госу-
дарственным сетям связи своих сетей связи и оконечных устройств.
       Допускается подключение  к  сетям  только  сертифицированных  в
установленном порядке типов оконечных  устройств,  которые  не  должны
причинять вреда техническим сооружениям и персоналу.

       11. Защита прав пользователя
       Защита прав пользователя по предоставлению услуг электрической
и почтовой  связи  надлежащего качества,  получение информации и таких
услугах и их исполнителях, государственная и общественная защита инте-
ресов  пользователей,  а также механизм реализации этих прав регулиру-
ются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителя". При ре-
гулировании  отношений по защите прав пользователей услугами связи за-
конодательством республик в составе Российской Федерации  нормы  этого
законодательства  не могут ограничивать права пользователей и гарантии
их защиты, установленные упомянутым Законом.

       12. Лицензирование и сертификация в области связи
       Виды деятельности  юридических  и  физических лиц,  связанные с
предоставлением услуг связи (кроме выделенных сетей  электросвязи  Ми-
нистерства  обороны Российской Федерации,  Министерства внутренних дел
Российской  Федерации и Федерального агентства правительственной связи
и информации при  Президенте Р оссийской Федерации, а также не имеющих
выхода на ВСС сетей и средств электросвязи внутрипроизводственного   и
технологического  назначения),  осуществляются  на  основе специальных
разрешений (лицензий).
       Ни одно  юридическое  или физическое лицо не имеет права созда-
вать новую линию связи или расширять  границы  старой,  приобретать  и
осуществлять управление сетями и средствами связи до тех пор,  пока не
будет получено разрешение (лицензия).
       Право выдачи  специальных разрешений (лицензий) предоставляется
Министерству связи Российской Федерации. Лицензии на осуществление де-
ятельности  по  связи в области телевизионного и радиовещания выдаются
Министерством  связи  Российской  Федерации  по  согласованию  с   Ми-
нистерством  печати  и информации Российской Федерации и Всероссийской
государственной телевизионной и радиовещательной компанией.
       Виды деятельности и порядок выдачи лицензий,  включая определе-
ние размеров взимания платы за лицензии,  устанавливаются Правительст-
вом Российской Федерации.
       Сертификация средств связи на право использования в ВСС  произ-
водится  Министерством связи Российской Федерации через специально вы-
деленные для этих целей предприятия, аккредитованные в Государственном
комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифи-
кации,  на основании утвержденных стандартов и иных норм и технических
требований.
       За осуществление деятельности по связи без лицензии (или с  на-
рушением  порядка ее использования) юридические лица несут ответствен-
ность в соответствии с установленными министерствами и ведомствами  по
решениям  Правительства  Российской Федерации порядками лицензирования
указанных видов деятельности.

       13. Использование земель,  водного и воздушного пространства  и
проведение работ по развитию сетей связи
       Землями связи признаются земли,  предоставляемые в  пользование
или  аренду  владельцам  сетей и средств связи,  а также в пожизненное
наследуемое владение,  если владельцем сетей и средств связи  является
частное лицо, для осуществления возложенных на них задач.
       Порядок выделения земель,  установления охранных зон и создание
просек, их размеры и режимы пользования определяются законодательством
Российской Федерации.
       Размеры земельных  участков,  включая  охранные зоны и просеки,
предоставляемые предприятиям связи, определяются нормами отвода земель
для  этого вида деятельности и проектно-технической документации,  ут-
вержденными в установленном порядке.
       Предприятия связи  осуществляют строительство зданий и сооруже-
ний связи на земельных участках в соответствии с законодательством,  а
также на крышах зданий,  столбовых опорах, мостах, в коллекторах, тун-
нелях метрополитена и железных дорог и в других инженерных сооружениях
по  согласованию  с  собственниками  либо  арендаторами этих земельных
участков, зданий и сооружений.
       Переустройство и  перенос  сооружений  связи,  вызываемые новым
строительством,  расширением,  реконструкцией населенных пунктов и от-
дельных зданий,  переустройством дорого и мостов,  освоением новых зе-
мель, переустройством систем мелиорации, производятся заказчиком стро-
ительства  в  соответствии  с  действующими стандартами по техническим
условиям владельцев сетей и средств связи.  При этом  увеличение  мощ-
ности средств связи осуществляется за счет их владельца.

       14. Защита и охрана средств, сооружений связи и радиочастотного
спектра
       Средства, сооружения  связи  и  радиочастотный спектр находятся
под защитой государства.
       Порядок охраны  средств,  сооружений  связи  и  радиочастотного
спектра устанавливается Правительством Российской Федерации.
       Лицо, допустившее повреждение средства, сооружения связи, нару-
шение установленного порядка использования частот для  работы  радиоэ-
лектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а так-
же создающее ненормированные помехи радиоприему,  привлекаются  к  от-
ветственности, установленной действующим законодательством.
       Правительства республик в составе Российской Федерации,  органы
исполнительной власти краев,  областей,  автономной области и округов,
городов Москвы  и  Санкт-Петербурга  обязаны  незамедлительно  оказать
предприятиям связи содействие в ликвидации аварий, вызванных стихийны-
ми бедствиями и чрезвычайными происшествиями,  и в быстрейшем  восста-
новлении связи, выделяя в необходимых случаях рабочую силу, транспорт-
ные и иные средства с оплатой за счет соответствующих предприятий свя-
зи.

       15. Тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных
сообщений
       Тайна переписки,  телефонных переговоров и документальных сооб-
щений охраняется законом.  Работники связи обязаны неукоснительно соб-
людать  тайну переписки лиц,  пользующихся услугами связи,  не нарушая
тайну телефонных переговоров, телеграфных сообщений, а также не должны
разрешать производить это другим лицам, если иное не предусмотрено за-
коном.
       Работники связи, должностные и другие лица, допустившие наруше-
ние указанных положений, привлекаются к ответственности в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

       16. Взаимодействие с органами исполнительной власти,  предприя-
тиями,  учреждениями и организациями при строительстве и реконструкции
сооружений связи, предназначенных для обслуживания населения
       При проектировании и развитии населенных пунктов, отдельных жи-
лых районов и массивов,  общественных зданий, сооружений и жилых домов
органы исполнительной власти  и  проектные  организации  обязаны  пре-
дусматривать  в  соответствии с действующими нормами строительство от-
дельных зданий для размещения предприятий связи.
       Органы исполнительной власти обязаны предоставлять предприятиям
связи в городах, поселках городского типа и на селе в аренду в сущест-
вующих или строящихся жилых и административных зданиях специальные по-
мещения,  соответствующие нормам технологического проектирования,  ут-
вержденным Министерством связи Российской Федерации.


       17. Льготы и преимущества при пользовании связью
       Для определенной  категории  должностных лиц Российской Федера-
ции,  дипломатических и консульских представителей  иностранных  госу-
дарств,  международных организаций,  а также определенного контингента
граждан могут устанавливаться преимущества при пользовании почтовой  и
электрической связью.
       Перечень этих должностных лиц и  категорий  граждан  и  порядок
пользования  связью  определяются  на  основании законодательных актов
Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а так-
же международными соглашениями.
       Для отдельных категорий граждан Правительством Российской Феде-
рации  и органами исполнительной власти могут устанавливаться льготы в
части предоставления, пользования и оплаты услуг связи.

       18. Тарифы на услуги связи
       Тарифы на  услуги связи устанавливаются предприятиями связи са-
мостоятельно или на договорной основе.
       В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера-
ции,  по отдельным видам  услуг  связи,  оказываемым  государственными
предприятиями, тарифы регулируются государством.
       При установлении льгот по оплате услуг связи возмещение недопо-
лученных  сумм доходов производится органами либо юридическими лицами,
устанавливающими льготы.

       19. Использование транспортных средств
       Владельцы железнодорожного, морского, речного, воздушного и ав-
томобильного транспорта,  осуществляющие пассажирские и грузовые пере-
возки,  предоставляют  предприятиям  связи  преимущественное  право на
использование транспортных средств для перевозки почты по  назначению,
а  также аварийно-восстановительных команд и технических средств с оп-
латой за счет средств соответствующих предприятий связи.
       Транспортные средства, принадлежащие предприятиям связи, без их
согласия не могут использованы для проведения работ,  не относящихся к
их деятельности.

       20. Издание  знаков почтовой оплаты
       Исключительное право на издание знаков почтовой оплаты от имени
Правительства Российской  Федерации предоставляется Министерству связи
Российской Федерации.
       Министерство связи Российской Федерации устанавливает образцы и
достоинство знаков почтовой оплаты,  определяет тиражи и тематику поч-
товых марок,  организует издание и распространение знаков почтовой оп-
латы, открыток и конвертов с почтовыми марками.

       21. Использование языков в деятельности предприятий связи
       На сетях  государственной  связи Российской Федерации служебное
делопроизводство и общение осуществляются на русском языке.
       На русском языке обеспечиваются служебные взаимоотношения госу-
дарственных предприятий с  владельцами  средств  связи  на  территории
Российской Федерации.
       На предприятиях связи предоставление услуг  связи  должно  осу-
ществляться на государственном языке Российской Федерации - русском, а
в республиках, входящих в состав Российской Федерации, - на русском, а
также на государственных языках этих республик в соответствии с их за-
конодательством.
       Почтовые отправления и адреса телеграмм,  пересылаемых в преде-
лах Российской Федерации,  должны оформляться на русском языке,  а пе-
ресылаемые  в пределах республики в составе Российской Федерации могут
оформляться на государственном языке при условии повторения адреса  на
русском языке.
       Текст телеграммы должен быть написан буквами русского  или  ла-
тинского алфавита на любом языке.
       Международные сообщения почты и электросвязи обрабатываются  на
языках,  определяемыми двусторонними соглашениями, а также положениями
международных договоров Российской Федерации.

       22. Учетно-отчетное время в отрасли связи
       В технологических  процессах передачи сообщений и информации на
предприятиях  связи,  независимо  от  их  расположения  на  территории
Российской  Федерации,  применяется  единое  учетно-отчетное  время  -
московское.
       В международной связи учетно-отчетное время определяется между-
народными договорами.

       23. Ответственность сторон
       Юридические и физические лица, предоставляющие или пользующиеся
услугами связи,  в случае неисполнения  или  ненадлежащего  исполнения
действующего законодательства Российской Федерации,  нормативных доку-
ментов Министерства связи Российской Федерации и других министерств  и
ведомств,  договорных  обязательств несут материальную и иные установ-
ленные законодательством виды ответственности.
       Государственные предприятия   связи   несут   материальную  от-
ветственность за утрату, повреждение ценных отправлений в размере объ-
явленной ценности,  за искажение телеграммы,  изменившие ее смысл, не-
доставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по  истечении  24
часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму.
       Размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее  испол-
нение  государственными  предприятиями связи обязанностей по пересылке
или доставке иных почтовых отправлений определяется гражданским  зако-
нодательством   и   правилами,   разработанными   Министерством  связи
Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Ми-
нистерством  юстиции  Российской Федерации,  государственным комитетом
Российской Федерации по антимонопольной  политике  и  поддержке  новых
экономических структур,  утвержденными Правительством Российской Феде-
рации (за исключением случаев,  предусмотренных абзацем вторым настоя-
щего пункта).

       24. Претензии и иски
       При неисполнении или ненадлежащем исполнении  обязательств  при
оказании  услуг связи отправитель или адресат вправе предъявить предп-
риятиям связи, оказывающим эти услуги, претензию, в том числе и о воз-
мещении  ущерба,  в течение шести месяцев со дня подачи на предприятие
связи почтового или телеграфного отправления.
       В этот  же  срок  могут  быть предъявлены претензии по доставке
подписных изданий на газеты со дня  окончания  подписного  месяца,  на
журналы  и другие периодические издания - со дня получения подписчиком
номера журнала или другого издания.
       Претензии, связанные  с недоставкой,  несвоевременной доставкой
или искажениями телеграммы,  могут  быть  предъявлены  государственным
предприятиям связи в течение месяца со дня подачи телеграммы.
       Предприятия связи обязаны рассмотреть  заявленную  претензию  и
уведомить  заявителя  о ее признании или отклонении в следующие сроки:
по иногородним почтовым отправлениям - в течение 2 месяцев; по местным
почтовым отправлениям - в течение 5 дней;  по подписке на газеты, жур-
налы и другие периодические издания - в сроки,  определенные договора-
ми.
       При отклонении претензии полностью или частично или неполучении
ответа  в  течение указанных на ее рассмотрение сроков заявитель имеет
право в соответствии с гражданским законодательством предъявить иск  в
народный или арбитражный суд.
       Претензии и иски в народный или арбитражный суд могут  предъяв-
ляться  как  к предприятию связи,  принявшему почтовое или телеграфное
отправление,  так и к предприятиям связи по месту назначения отправле-
ний.
       Претензии и иски в связи с неполучением  периодических  изданий
предъявляются к предприятиям связи, принявшим подписку.
       К претензионному  заявлению  должна  быть  приложена  квитанция
предприятия  связи,  выданная  при  оказании  услуги.  Доказательством
предъявления предприятию связи претензии являются полученный  от  него
ответ,  расписка в принятии заявления (претензии) или почтовая квитан-
ция на его отправку.

       25. Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха
       Трудовые отношения,  рабочее  время  и  время отдыха работников
связи регулируются Кодексом законов о  труде  Российской  Федерации  и
другими законодательными актами.

       26. Международное  сотрудничество
       В международной деятельности Министерство связи Российской  Фе-
дерации  выступает  как администрация связи России и в пределах возло-
женных на него полномочий представляет и защищает интересы  Российской
Федерации  в области электрической и почтовой связи при взаимодействии
с администрациями связи  других  стран,  международными  организациями
связи,  а  также координирует эти виды деятельности всех юридических и
физических лиц.