О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 31 июля 1992 г. N 810 (РВ 92-44) В целях установления правовых, организационных, экономических принципов создания и деятельности связи в Российской Федерации поста- новляю: 1. Утвердить прилагаемое Временное положение о связи в Российской Федерации. 2. Поручить Правительству Российской Федерации разработать про- ект закона Российской Федерации "О связи" для внесения на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации. 3. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия закона Российской Федерации "О связи". Президент Российской Федерации Б.Ельцин Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 1992 г. N 810 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ* Настоящее Временное положение устанавливает права и обязанности государства, предприятий, учреждений, организаций и других юридических и физических лиц в сфере создания, управления, пользования и распоря- жения средствами связи, оказания услуг связи, а также общие принципы ответственности за нарушение законодательства о связи. Временное положение защищает интересы пользователей услугами связи, а также владельцев систем и средств электрической и почтовой связи. ----------- * Далее Временное положение ----------- 1. Назначение связи Связь является составной частью хозяйствен- ной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребности населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности и правопорядка, а также хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи. Связь совместно со средствами вычислительной техники составляет техническую базу информатизации общества. 2. Электрическая связь Электрическая связь (электросвязь) включает сети и средства, обеспечивающие телефонную, телеграфную, факсимильную связь, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая межмашинный обмен между ЭВМ, а также телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания по проводной, радио, оптической и другим электро- магнитным системам. Основой электрической связи в Российской Федерации является взаимоувязанная сеть связи (ВСС), представляющая собой комплекс госу- дарственной, ведомственных и других сетей электросвязи на территории России, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и другим владельцам, независимо от форм собственности (кроме выделенных сетей и средств электросвязи Министерства обороны Российской Федерации, Мини- стерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федера- ции, а также не имеющих выхода на ВСС сетей и средств электросвязи внутрипроизводственного и технологического назначения). Координация развития сетей и средств связи ВСС осуществляется Государственной комиссией по электросвязи при Министерстве связи Российской Федерации (ГКЭС России) в порядке, установленном положением об этой комиссии. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение госу- дарственных и иных сетей электросвязи, входящих в ВСС, осуществляется по согласованным с ГКЭС России техническим условиям. 3. Почтовая связь Почтовые предприятия, расположенные в Российской Федерации, составляют единую почтовую территорию для взаимного обмена почтовыми отправлениями. Свобода почтовых отправлений и транзита гарантируется на всей территории Российской Федерации. Почтовая связь представляет собой единую технологическую сеть предприятий связи и транспортных средств, обеспечивающих прием, пере- возку и доставку почтовых отправлений, а также организующих на дого- ворной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати. К почтовой связи относятся также фельдъегерско-почтовая связь Вооруженных Сил, государственная фельдъегерская служба Российской Фе- дерации при Министерстве связи Российской Федерации (курьерская прави- тельственная связь), личный состав которой состоит в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации, и служба специальной связи Ми- нистерства связи Российской Федерации. Государство оказывает экономическую поддержку в развитии почто- вой связи страны, осуществляет социальную и правовую защиту ее работ- ников. 4. Ведомственная связь, связь других юридических и физических лиц Предприятия, учреждения, организации соответствующих ми- нистерств и ведомств, иные юридические и физические лица, включая иностранных граждан, имеют право создавать и эксплуатировать для удов- летворения производственных и других нужд, а также потребностей насе- ления собственные виды связи. Министерство связи Российской Федерации, министерства и ве- домства, а также другие юридические и физические лица, в ведении кото- рых находятся предприятия связи, обеспечивают соответствие технических средств и сооружений связи, входящих в ВСС или имеющих выход на ВСС, установленным правилам и техническим нормам. 5. Правовое регулирование и нормативные акты в области связи Правовые отношения в области связи в государстве регулируются законами Российской Федерации и иными решениями Съезда народных депу- татов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Президиума Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоря- жениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряже- ниями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Временным положением. Нормативные акты, издаваемые Министерством связи Российской Фе- дерации, Государственным комитетом Российской Федерации по стандарти- зации, метрологии и сертификации, другими министерствами и ведомствами в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам эксплуатации и надежного функционирования ВСС, действуют на всей тер- ритории Российской Федерации и являются обязательными для пользовате- лей и предприятий связи, независимо от форм собственности. Если международными договорами Российской Федерации, действую- щими на территории России, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Временным положением, то применяются правила соответствующего международного договора. 6. Собственность на сети и средства связи На территории Российской Федерации предприятия связи создаются и функционируют на основе многообразия и равенства форм собственности и свободной конкуренции. Сети и средства связи могут находиться в федеральной собствен- ности, государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц, включая иностран- ных граждан. Государственные предприятия связи, телевизионные и радио- передающие центры, независимо от того, на чьем балансе находятся, и от их ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности. Изменение форм собственности на федеральные сети и средства связи производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, федеральными договорами (соглашениями в отноше- нии собственности) между Правительством Российской Федерации и респуб- ликами в составе Российской Федерации. Приватизация государственных предприятий связи производится по решению Правительства Российской Федерации на основе государственных программ приватизации. Государство оказывает поддержку новым экономическим структурам, направленную на ограничение монополистической деятельности в отрасли. 7. Управление связью Государственное управление в области связи осуществляется Пра- вительством Российской Федерации через Министерство связи Российской Федерации, которое несет ответственность в пределах своей компетенции за развитие всех видов связи. Управление государственными предприятиями связи осуществляется Министерством связи Российской Федерации, другими министерствами и ве- домствами, в ведении которых находятся предприятия связи, в объемах делегированных им функций, определяемых положениями об этих ми- нистерствах и ведомствах. Управление негосударственными предприятиями связи осуществля- ется собственниками этих предприятий. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера- ции, Министерством связи Российской Федерации осуществляется централи- зованное управление сетью связи государства. Организационно-техническое построение ВСС должно обеспечить возможность централизованного управления. Министерство связи Российской Федерации осуществляет госу- дарственный технический надзор за средствами и сетями связи. Порядок использования ВСС в интересах обороны и при чрезвычай- ных ситуациях определяется отдельными законодательными актами. 8. Регулирование использования радиочастотного спектра и пози- ций спутников на геостационарной орбите Регулирование использования радиочастотного спектра и позиций спутников на геостационарной орбите является исключительным правом государства. Разработка и реализация политики процедур, обеспечивающих расп- ределение радиочастотного спектра, эффективное использование радио- частот и орбиты геостационарных спутников в соответствии с интересами Российской Федерации с учетом международных договоров и соглашений, проводится Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи Российской Федерации в порядке, установленном положением об этой комиссии. Средства связи, телевидения и иные технические средства, являю- щиеся источником электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Работа по электромагнитной совместимости, контроль за использо- ванием радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также контроль за помехами, мешающими теле- и радиоприему, осуществляются подведомственными Министерству связи Российской Федерации органами Государственной инспекции электросвязи. 9. Приоритет использования связи Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, на земле, в воздухе и в космическом пространстве, а также эпидемиологическим сообщениям исключительной срочности. При стихийных бедствиях, карантинах и других чрезвычайных обстоятельствах, установленных законодательством Российской Федерации, уполномоченные государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от их принадлежности. 10. Право пользования связью Любые юридические и физические лица, включая иностранных граж- дан, на территории Российской Федерации имеют право передавать сообще- ния сообщения по сетям связи. Для всех лиц устанавливаются одинаковые условия обслуживания (за исключением случаев, указанных в пунктах 9 и 16 настоящего Временного положения). Юридические и физические лица имеют право подключения к госу- дарственным сетям связи своих сетей связи и оконечных устройств. Допускается подключение к сетям только сертифицированных в установленном порядке типов оконечных устройств, которые не должны причинять вреда техническим сооружениям и персоналу. 11. Защита прав пользователя Защита прав пользователя по предоставлению услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации и таких услугах и их исполнителях, государственная и общественная защита инте- ресов пользователей, а также механизм реализации этих прав регулиру- ются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителя". При ре- гулировании отношений по защите прав пользователей услугами связи за- конодательством республик в составе Российской Федерации нормы этого законодательства не могут ограничивать права пользователей и гарантии их защиты, установленные упомянутым Законом. 12. Лицензирование и сертификация в области связи Виды деятельности юридических и физических лиц, связанные с предоставлением услуг связи (кроме выделенных сетей электросвязи Ми- нистерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Р оссийской Федерации, а также не имеющих выхода на ВСС сетей и средств электросвязи внутрипроизводственного и технологического назначения), осуществляются на основе специальных разрешений (лицензий). Ни одно юридическое или физическое лицо не имеет права созда- вать новую линию связи или расширять границы старой, приобретать и осуществлять управление сетями и средствами связи до тех пор, пока не будет получено разрешение (лицензия). Право выдачи специальных разрешений (лицензий) предоставляется Министерству связи Российской Федерации. Лицензии на осуществление де- ятельности по связи в области телевизионного и радиовещания выдаются Министерством связи Российской Федерации по согласованию с Ми- нистерством печати и информации Российской Федерации и Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией. Виды деятельности и порядок выдачи лицензий, включая определе- ние размеров взимания платы за лицензии, устанавливаются Правительст- вом Российской Федерации. Сертификация средств связи на право использования в ВСС произ- водится Министерством связи Российской Федерации через специально вы- деленные для этих целей предприятия, аккредитованные в Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифи- кации, на основании утвержденных стандартов и иных норм и технических требований. За осуществление деятельности по связи без лицензии (или с на- рушением порядка ее использования) юридические лица несут ответствен- ность в соответствии с установленными министерствами и ведомствами по решениям Правительства Российской Федерации порядками лицензирования указанных видов деятельности. 13. Использование земель, водного и воздушного пространства и проведение работ по развитию сетей связи Землями связи признаются земли, предоставляемые в пользование или аренду владельцам сетей и средств связи, а также в пожизненное наследуемое владение, если владельцем сетей и средств связи является частное лицо, для осуществления возложенных на них задач. Порядок выделения земель, установления охранных зон и создание просек, их размеры и режимы пользования определяются законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, включая охранные зоны и просеки, предоставляемые предприятиям связи, определяются нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документации, ут- вержденными в установленном порядке. Предприятия связи осуществляют строительство зданий и сооруже- ний связи на земельных участках в соответствии с законодательством, а также на крышах зданий, столбовых опорах, мостах, в коллекторах, тун- нелях метрополитена и железных дорог и в других инженерных сооружениях по согласованию с собственниками либо арендаторами этих земельных участков, зданий и сооружений. Переустройство и перенос сооружений связи, вызываемые новым строительством, расширением, реконструкцией населенных пунктов и от- дельных зданий, переустройством дорого и мостов, освоением новых зе- мель, переустройством систем мелиорации, производятся заказчиком стро- ительства в соответствии с действующими стандартами по техническим условиям владельцев сетей и средств связи. При этом увеличение мощ- ности средств связи осуществляется за счет их владельца. 14. Защита и охрана средств, сооружений связи и радиочастотного спектра Средства, сооружения связи и радиочастотный спектр находятся под защитой государства. Порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством Российской Федерации. Лицо, допустившее повреждение средства, сооружения связи, нару- шение установленного порядка использования частот для работы радиоэ- лектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а так- же создающее ненормированные помехи радиоприему, привлекаются к от- ветственности, установленной действующим законодательством. Правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономной области и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обязаны незамедлительно оказать предприятиям связи содействие в ликвидации аварий, вызванных стихийны- ми бедствиями и чрезвычайными происшествиями, и в быстрейшем восста- новлении связи, выделяя в необходимых случаях рабочую силу, транспорт- ные и иные средства с оплатой за счет соответствующих предприятий свя- зи. 15. Тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений Тайна переписки, телефонных переговоров и документальных сооб- щений охраняется законом. Работники связи обязаны неукоснительно соб- людать тайну переписки лиц, пользующихся услугами связи, не нарушая тайну телефонных переговоров, телеграфных сообщений, а также не должны разрешать производить это другим лицам, если иное не предусмотрено за- коном. Работники связи, должностные и другие лица, допустившие наруше- ние указанных положений, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 16. Взаимодействие с органами исполнительной власти, предприя- тиями, учреждениями и организациями при строительстве и реконструкции сооружений связи, предназначенных для обслуживания населения При проектировании и развитии населенных пунктов, отдельных жи- лых районов и массивов, общественных зданий, сооружений и жилых домов органы исполнительной власти и проектные организации обязаны пре- дусматривать в соответствии с действующими нормами строительство от- дельных зданий для размещения предприятий связи. Органы исполнительной власти обязаны предоставлять предприятиям связи в городах, поселках городского типа и на селе в аренду в сущест- вующих или строящихся жилых и административных зданиях специальные по- мещения, соответствующие нормам технологического проектирования, ут- вержденным Министерством связи Российской Федерации. 17. Льготы и преимущества при пользовании связью Для определенной категории должностных лиц Российской Федера- ции, дипломатических и консульских представителей иностранных госу- дарств, международных организаций, а также определенного контингента граждан могут устанавливаться преимущества при пользовании почтовой и электрической связью. Перечень этих должностных лиц и категорий граждан и порядок пользования связью определяются на основании законодательных актов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а так- же международными соглашениями. Для отдельных категорий граждан Правительством Российской Феде- рации и органами исполнительной власти могут устанавливаться льготы в части предоставления, пользования и оплаты услуг связи. 18. Тарифы на услуги связи Тарифы на услуги связи устанавливаются предприятиями связи са- мостоятельно или на договорной основе. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера- ции, по отдельным видам услуг связи, оказываемым государственными предприятиями, тарифы регулируются государством. При установлении льгот по оплате услуг связи возмещение недопо- лученных сумм доходов производится органами либо юридическими лицами, устанавливающими льготы. 19. Использование транспортных средств Владельцы железнодорожного, морского, речного, воздушного и ав- томобильного транспорта, осуществляющие пассажирские и грузовые пере- возки, предоставляют предприятиям связи преимущественное право на использование транспортных средств для перевозки почты по назначению, а также аварийно-восстановительных команд и технических средств с оп- латой за счет средств соответствующих предприятий связи. Транспортные средства, принадлежащие предприятиям связи, без их согласия не могут использованы для проведения работ, не относящихся к их деятельности. 20. Издание знаков почтовой оплаты Исключительное право на издание знаков почтовой оплаты от имени Правительства Российской Федерации предоставляется Министерству связи Российской Федерации. Министерство связи Российской Федерации устанавливает образцы и достоинство знаков почтовой оплаты, определяет тиражи и тематику поч- товых марок, организует издание и распространение знаков почтовой оп- латы, открыток и конвертов с почтовыми марками. 21. Использование языков в деятельности предприятий связи На сетях государственной связи Российской Федерации служебное делопроизводство и общение осуществляются на русском языке. На русском языке обеспечиваются служебные взаимоотношения госу- дарственных предприятий с владельцами средств связи на территории Российской Федерации. На предприятиях связи предоставление услуг связи должно осу- ществляться на государственном языке Российской Федерации - русском, а в республиках, входящих в состав Российской Федерации, - на русском, а также на государственных языках этих республик в соответствии с их за- конодательством. Почтовые отправления и адреса телеграмм, пересылаемых в преде- лах Российской Федерации, должны оформляться на русском языке, а пе- ресылаемые в пределах республики в составе Российской Федерации могут оформляться на государственном языке при условии повторения адреса на русском языке. Текст телеграммы должен быть написан буквами русского или ла- тинского алфавита на любом языке. Международные сообщения почты и электросвязи обрабатываются на языках, определяемыми двусторонними соглашениями, а также положениями международных договоров Российской Федерации. 22. Учетно-отчетное время в отрасли связи В технологических процессах передачи сообщений и информации на предприятиях связи, независимо от их расположения на территории Российской Федерации, применяется единое учетно-отчетное время - московское. В международной связи учетно-отчетное время определяется между- народными договорами. 23. Ответственность сторон Юридические и физические лица, предоставляющие или пользующиеся услугами связи, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения действующего законодательства Российской Федерации, нормативных доку- ментов Министерства связи Российской Федерации и других министерств и ведомств, договорных обязательств несут материальную и иные установ- ленные законодательством виды ответственности. Государственные предприятия связи несут материальную от- ветственность за утрату, повреждение ценных отправлений в размере объ- явленной ценности, за искажение телеграммы, изменившие ее смысл, не- доставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму. Размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее испол- нение государственными предприятиями связи обязанностей по пересылке или доставке иных почтовых отправлений определяется гражданским зако- нодательством и правилами, разработанными Министерством связи Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Ми- нистерством юстиции Российской Федерации, государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, утвержденными Правительством Российской Феде- рации (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоя- щего пункта). 24. Претензии и иски При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при оказании услуг связи отправитель или адресат вправе предъявить предп- риятиям связи, оказывающим эти услуги, претензию, в том числе и о воз- мещении ущерба, в течение шести месяцев со дня подачи на предприятие связи почтового или телеграфного отправления. В этот же срок могут быть предъявлены претензии по доставке подписных изданий на газеты со дня окончания подписного месяца, на журналы и другие периодические издания - со дня получения подписчиком номера журнала или другого издания. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажениями телеграммы, могут быть предъявлены государственным предприятиям связи в течение месяца со дня подачи телеграммы. Предприятия связи обязаны рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя о ее признании или отклонении в следующие сроки: по иногородним почтовым отправлениям - в течение 2 месяцев; по местным почтовым отправлениям - в течение 5 дней; по подписке на газеты, жур- налы и другие периодические издания - в сроки, определенные договора- ми. При отклонении претензии полностью или частично или неполучении ответа в течение указанных на ее рассмотрение сроков заявитель имеет право в соответствии с гражданским законодательством предъявить иск в народный или арбитражный суд. Претензии и иски в народный или арбитражный суд могут предъяв- ляться как к предприятию связи, принявшему почтовое или телеграфное отправление, так и к предприятиям связи по месту назначения отправле- ний. Претензии и иски в связи с неполучением периодических изданий предъявляются к предприятиям связи, принявшим подписку. К претензионному заявлению должна быть приложена квитанция предприятия связи, выданная при оказании услуги. Доказательством предъявления предприятию связи претензии являются полученный от него ответ, расписка в принятии заявления (претензии) или почтовая квитан- ция на его отправку. 25. Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха работников связи регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации и другими законодательными актами. 26. Международное сотрудничество В международной деятельности Министерство связи Российской Фе- дерации выступает как администрация связи России и в пределах возло- женных на него полномочий представляет и защищает интересы Российской Федерации в области электрической и почтовой связи при взаимодействии с администрациями связи других стран, международными организациями связи, а также координирует эти виды деятельности всех юридических и физических лиц. |