О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 15 июля 1992 г. N 491 (РВ 92-37) В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, предусматривающим ведение мониторинга земель, Правительство Российской Федерации поста- новляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге земель в Российской Федерации. 2. Установить, что мониторинг земель в Российской Федерации ве- дется Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Прави- тельстве Российской Федерации и Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации по единой систем за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю. 3. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра- вительстве Российской Федерации и Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать и до 1 сентября 1992 г. представить в Прави- тельство Российской Федерации Государственную программу мониторинга земель на 1992 - 1995 годы, предусматривающую поэтапное введение мони- торинга земель. 4. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра- вительстве Российской Федерации и Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации совместно с заинтересованными ми- нистерствами и ведомствами разработать и до 1 декабря 1992 г. утвер- дить порядок предоставления данных мониторинга земель заинтересованным юридическим и физическим лицам. 5. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра- вительстве Российской Федерации и Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Советам Министров республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований на основе материалов мониторинга земель обеспе- чить своевременное принятие мер по предупреждению и устранению последствий выявленных при наблюдении за состоянием земельного фонда негативных процессов. Е.Гайдар Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491 ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге земель в Российской Федерации I. Общие положения 1. В Российской Федерации ведется мониторинг земель, представ- ляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устра- нения последствий негативных процессов. 2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды. 3. Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назна- чения и характера использования. 4. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие катего- риям земель: мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; мониторинг земель населенных пунктов; мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовеща- ния, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оздо- ровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; мониторинг земель лесного фонда; мониторинг земель водного фонда; мониторинг земель запаса. 5. В зависимости от территориального охвата осуществляется фе- деральный, региональный и локальный мониторинг земель. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации. Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные фи- зико-географическими, экономическими, административными и иными грани- цами. Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов. 6. В соответствии с международными научно-техническими програм- мами Российская Федерация может принимать участие в работах по гло- бальному мониторингу земель. 7. При ведении мониторинг земель выявляются следующие процессы: эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития); цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера); антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, сти- хийными и экологическими бедствиями и др.). II. Задачи и содержание мониторинга земель 8. Основными задачами мониторинга земель являются: своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устра- нению последствий негативных процессов; информационное обеспечение государственного земельного кадаст- ра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель. 9. Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований, угодий, полей, участков; процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынива- ние, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустарива- ния сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяже- лыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами; состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохрани- лищ, лиманов, гидротехнических сооружений; процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явления- ми; состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодо- бычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-сма- зочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов. 10. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), нап- равленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показате- лей с нормативными. Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сро- ку. 11. По результатам оценки состояния земель составляются опера- тивные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный ха- рактер. III. Порядок ведения мониторинга земель 12. Мониторинг земель ведется Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации (Роскомзе- мом) и Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федера- ции (Минэкологии России) при участии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства архитектуры, строительства и жилищ- но-коммунального хозяйства Российской Федерации, Комитета по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств. Организация и координация деятельности указанных министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются Роскомзе- мом и Минэкологии России. 13. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совмести- мости разнородных данных, основанного на применении единых: классифи- каторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и норма- тивно-технической базы, государственной системы координат и высот. 14. Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, об- работки и хранения информации в местных органах Роскомзема и в соот- ветствующих государственных комитетах (комитетах) республик в составе Российской Федерации. 15. Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.); наземные съемки и наблюдения; фондовые данные. Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолетов - получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях. Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для ло- кального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации. Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвиж- ных лабораторий. 16. В зависимости от сроков и периодичности проведения осущест- вляются три группы наблюдений за состоянием земель: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель); периодические (через год и более); оперативные (фиксирующие текущие изменения). 17. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюде- ниях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республи- кам в составе Российской Федерации и Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам. 18. По результатам оценки состояния земель комитеты по земель- ной реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской Феде- рации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатывают и по согласованию с соответствующими органами Минэкологии России направляют в Роскомзем предложения по мо- ниторингу земель на определенный период. Роскомзем и Минэкологии России с участием заинтересованных ми- нистерств и ведомств обобщают полученные предложения, разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации федеральную програм- му мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняют ее с учетом поступивших предложений. 19. Базовый и периодический мониторинг земель ведется в респуб- ликах в составе Российской Федерации, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге соответствующими органами Роскомзема, государствен- ными комитетами (комитетами) по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской Федерации, органами Минэкологии России и других заинтересованных министерств и ведомств. Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического монито- ринга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы. 20. Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам респуб- лик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных обра- зований, городов Москвы и Санкт-Петербурга ежегодно, не позднее 1 мар- та, представляют в соответствующие органы исполнительной власти и Роскомзем согласованные с органами Минэкологии России доклады о состо- янии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов направ- ляются оперативные сводки. 21. Роскомзем и Минэкологии России обобщают и анализируют мате- риалы регионального мониторинга земель и государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в Правительст- во Российской Федерации Государственный (национальный) доклад о состо- янии и использовании земель Российской Федерации. 22. Предприятия, организации и учреждения, граждане, междуна- родные организации и иностранные юридические и физические лица пользу- ются данными мониторинга земель в установленном порядке. 23. Финансирование федеральных, республиканских, краевых, об- ластных и окружных программ мониторинга земель осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за зем- лю. |