О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ 14 ИЮЛЯ 1992 Г. N АИ-2/4406 (ЭЖ 92-30) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Временное положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муници- пальных предприятий в Российской Федерации" и Государственной програм- мой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Россий- ской Федерации на 1992 год. 1.2. Положение распространяется на средства, полученные от про- дажи в процессе приватизации объектов государственной, муниципальной собственности, от выкупа сданного в аренду государственного, муници- пального имущества в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. 1.3. В настоящем Временном положении под продавцами объектов приватизации понимаются соответствующие фонды имущества, а также коми- теты по управлению имуществом при отсутствии фондов. 1.4. Сроки и размер средств, уплачиваемых покупателем, аренда- тором, заключившим договор аренды с правом выкупа до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муници- пальных предприятий в Российской Федерации", определяются в договоре купли-продажи, заключаемом продавцом и покупателем. II. Порядок уплаты, распределения и учета средств, поступивших от приватизации 2.1. На специальные (текущие) счета продавцов объектов привати- зации, открываемые в учреждении банка по месту их нахождения, перечис- ляются следующие средства: - от продажи акций открытых акционерных обществ, образованных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий; - от продажи предприятий (подразделений) по конкурсу или на аукционе; - от продажи имущества (активов) ликвидируемых и ликвидирован- ных предприятий; - от выкупа в соответствии с законодательством о приватизации арендованного имущества; - от приватизации незавершенных строительством объектов. При этом средства группируются на отдельных субсчетах в зависи- мости от видов собственности объектов приватизации. 2.2. Перечисление средств на счет продавца производится покупа- телем (юридическим лицом) платежными поручениями. Физические лица вно- сят средства на счет продавца объектов приватизации в порядке, уста- новленном условиями продажи объектов приватизации. 2.3. Средства личных лицевых счетов приватизации в двухнедель- ный срок со дня подачи заявления работника перечисляются предприятием в безналичном порядке с указанием в платежном поручении источника и владельца указанных средств. 2.4. В платежных документах плательщики обязаны указывать рек- визиты счета продавца (арендодателя), наименование платежа в соответ- ствии с пунктом 2.1, основание перечисления средств (регистрационный номер договора купли-продажи, аренды с правом выкупа), наименование объекта приватизации. Номер счета и другие банковские реквизиты про- давца, необходимые для заполнения покупателем платежного поручения, приводятся в договоре купли-продажи объекта приватизации. 2.5. Участие в приватизации иностранных инвесторов осуществля- ется в соответствии с Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и Государственной программой приватизации. При этом оплата сто- имости объектов приватизации производится в рублях. 2.6. В случае продажи имущества (активов) ликвидируемого в про- цессе приватизации предприятия и объектов незавершенного строительст- ва, когда продавец принимает на себя обязательства предприятия перед кредиторами, включая погашение задолженности по кредитам коммерческим банкам, сумма средств, подлежащих распределению по нормативам между бюджетами, фондами имущества и комитетами по управлению имуществом, предварительно уменьшается на сумму средств, предназначенных для за- вершения расчетов продавца с кредиторами предприятия. 2.7. Средства от приватизации, поступившие на счет продавца, подлежат распределению между бюджетами по нормативам, утвержденным Го- сударственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (приводятся в приложе- нии). 2.8. В соответствии с нормативами, приведенными в приложении Временного положения, распределяются поступившие на счет продавца средства в части не возвращенного в установленном порядке залога при проведении конкурсов или аукционов, штрафных санкций, взысканных с по- купателей при нарушении ими обязательств по договорам купли-продажи. 2.9. Продавец объектов приватизации обязан 10 и 25 числа каждо- го месяца сводными платежными поручениями производить перечисление всех средств, поступивших от приватизации, получателям доходов в соот- ветствии с утвержденными нормативами. Копии платежных поручений банка- ми передаются налоговым инспекциям по месту нахождения. 2.10. Средства, подлежащие перечислению в доход бюджета Россий- ской Федерации, зачисляются на раздел 23 Классификации доходов и рас- ходов бюджетов (символ отчетности Центрального банка Российской Феде- рации для республиканского бюджета Российской Федерации N 23). 2.11. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государ- ственной бюджетной системе на I квартал 1992 года" и Законами Российс- кой Федерации "Об уточнении показателей бюджетной системы Российской Федерации на I квартал 1992 года" 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, поступивших в бюджеты всех уровней в 1992 году, подлежат перечислению финансовыми органами на формирование фон- дов социальной поддержки населения. В связи с этим соответствующие финансовые органы, получившие в свои бюджеты доходы от приватизации, перечисляют средства: - в республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки на- селения на балансовый счет 694701 в ОПЕРУ Центрального банка Российс- кой Федерации, МФО 191027; - на соответствующие счета территориальных фондов поддержки на- селения республик, краев, областей, входящих в состав Российской Феде- рации, а также муниципальных фондов. 2.12. Продавец объекта приватизации перечисляет причитающуюся ему по нормативам часть доходов от приватизации со своего специального счета, предназначенного для аккумуляции доходов от приватизации, на отдельный расчетный счет, открываемый для накопления и использования собственных средств соответствующих фондов имущества и комитетов по управлению имуществом. Помимо этого, на указанном расчетном счете учитываются следую- щие виды средств, предназначенные для целевого использования: - от продажи приглашений на предварительное ознакомление участ- ников конкурсов и аукционов с объектами приватизации; - от продажи входных билетов лицам, не являющимся участниками аукциона. На расчетный счет комитета по управлению имуществом зачисляются также средства в виде специального сбора, уплачиваемого заявителями при подаче заявок на приватизацию. Указанные средства используются для финансирования затрат по сметам соответствующих фондов и комитетов. Средства, подлежащие перечислению комитетам по управлению иму- ществом в порядке распределения доходов от приватизации по нормативам, зачисляются продавцами на расчетные счета комитетов, реквизиты которых сообщаются продавцам. 2.13. Средства, получаемые Госкомимуществом России в соответст- вии с законодательством для финансирования его деятельности из бюдже- та, учитываются отдельно от поступлений средств от приватизации. Поступления средств и их использование Госкомимуществом России осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 10 марта 1987 года N 61, с учетом особенностей установленных настоящим Временным положе- нием. Полученные Госкомимуществом России средства от продажи объектов приватизации зачисляются на расчетный счет комитета N 3451791 в Ком- мерческом "Кредобанке" РКЦГУ Центрального банка Российской Федерации г. Москвы, корреспондентский счет 161007, МФО 201791. При этом в пла- тежных документах необходимо указать назначение платежа. Движение этих средств отражается в бухгалтерском учете по дебе- ту субсчета 114 "Текущий счет по внебюджетным фондам" и кредиту суб- счета 272 "Внебюджетные фонды". Расходы, произведенные в течение года за счет этих средств, от- ражаются по дебету субсчета 215 "Расходы за счет внебюджетных фондов" и кредиту субсчетов в зависимости от операций, производимых за счет этих средств. По окончании года субсчет 215 закрывается путем списания произ- веденных в течение года расходов в дебет субсчета 272. Остаток средств по счету 272 переходит на следующий год и изъятию не подлежит. Ежеквартально Госкомимущество России составляет отчет о средст- вах, полученных от приватизации, и о фактически произведенных расходах по форме N 2-1 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учрежде- ния, переведенного на новые условия хозяйствования" и представляют его в Министерство финансов Российской Федерации в установленные сроки. 2.14. Фонды имущества и комитеты по управлению имуществом ведут бухгалтерский учет в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 года N 10, и Инструкци- ей по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйст- венной деятельности предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 года N 56. При этом средства от приватизации, перечисляемые на счета про- давцов объектов приватизации, отражаются в бухгалтерском учете по де- бету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчет "Средства от приватизации, под- лежащие распределению по нормативам". Аналитический учет по счету 96 "Целевые финансирование и поступления" ведется в разрезе источников поступления по отдельным объектам приватизации по видам собственности (федеральная, государственная, муниципальная). Средства, выделяемые из бюджета на финансирование деятельности комитетов по управлению имуществом, учитываются по дебету счета 51 и кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчет "Бюд- жетное финансирование". Возврат ранее выделенных средств из бюджета в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 88 "Фонды специального назначения" и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Использование средств от приватизации с учетом установленных законодательством нормативов отражается по дебету счета 96 в коррес- понденции с кредитами счетов: 88 "Фонды специального назначения" - на сумму средств, оставля- емых в распоряжении продавца объектов приватизации в соответствии с установленными нормативами; 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" - на сумму средств, причитающихся перечислению Госкомимуществу России, Рос- сийскому фонду федерального имущества; 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму средств, причитающихся перечислению в соответствующие бюджеты; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму средств, причитающихся перечислению соответствующим комитетам по управлению имуществом и фондам имущества. Средства, оставшиеся в распоряжении продавца, перечисляются со специального счета на его расчетный счет. При этом делается запись по дебету счета 51 и кредиту счета 55. При выплате средств, подлежащих перечислению в бюджет, Госком- имуществу России, Российскому фонду федерального имущества, комитетам по управлению имуществом и фондам имущества вышеперечисленные средства дебетуются в корреспонденции с кредитом счета 55 "Специальные счета в банках" (или счета 51 при поступлении средств от приватизации на рас- четный счет). 2.15. Средства, перечисляемые продавцами объектов приватизации на счета соответствующих комитетов по управлению имуществом и фондов имущества при распределении доходов от приватизации, отражаются их по- лучателями по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 88 "Фонды специального назначения". 2.16. Использование средств, зачисляемых на счет 88, на основа- нии смет расходования отражается по дебету счета 88 "Фонды специально- го назначения" в корреспонденции с кредитами счетов: 65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию"; 69 "Рас- четы по социальному страхованию и обеспечению"; 70 "Расчеты с персона- лом по оплате труда"; 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и другими. При выплате начисленных средств производятся записи по дебету перечисленных счетов в корреспонденции с кредитами счетов по учету денежных средств. 2.17. Все средства, поступающие от приватизации, налогообложе- нию не подлежат. Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества всех уровней не облагаются налогом. Прибыль от коммерческой деятельно- сти указанных выше комитетов и фондов подлежит налогообложению в уста- новленном порядке. 2.18. Средства от приватизации, полученные соответствующим фон- дом имущества (при его отсутствии - комитетом по управлению имущест- вом), распределяются в следующем порядке: - 4,5 процента фонду имущества, выступающему в качестве продав- ца объекта приватизации; - 4,5 процента комитету по управлению имуществом, утвердившему план приватизации объекта; - 0,5 процента Российскому фонду федерального имущества на рас- четный счет N 693401 в ОПЕРУ Центрального банка Российской Федерации, МФО 191027; - 0,5 процента Госкомимуществу России на расчетный счет комите- та N 3451791 в Коммерческом "Кредобанке" РКЦГУ Центрального банка Рос- сийской Федерации г.Москвы, корреспондентский счет 161007, МФО 201791. 2.19. Средства от приватизации, подлежащие в соответствии с Го- сударственной программой приватизации перечислению на личные лицевые счета приватизации работников предприятий, а также выплачиваемые ра- ботникам, не вошедшим в число покупателей своего предприятия (подраз- деления), приватизированного по конкурсу или на аукционе, перечисляют- ся на расчетный счет покупателя (акционерного общества) в 2-недельный срок со дня представления продавцу реестра работников с указанием сумм, выплачиваемых каждому работнику. При этом обязательства покупа- теля по распределению полученных от продавца средств между работниками и ответственность сторон за их невыполнение фиксируются продавцами в договорах купли-продажи объектов приватизации. 2.20. Продавец объекта приватизации обязан: - осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступ- ления средств от покупателей объектов приватизации в соответствии с договорами купли-продажи; - обеспечивать учет средств, поступающих от приватизации, в разрезе отдельных объектов с указанием их принадлежности к федераль- ной, государственной или муниципальной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, а также по видам средств от приватизации; - по согласованию с обслуживающим его учреждением банка осуще- ствлять ежедневный контроль за поступлением средств от приватизации, получая соответствующие выписки от банка о движении средств на счете; - представлять налоговой инспекции по месту нахождения в уста- новленные сроки сведения из договоров купли-продажи о причитающихся поступлениях от приватизации и фактически перечисленных средствах в доход соответствующих бюджетов и другие данные по требованию налоговых инспекций, необходимые для контроля за поступлением в бюджеты средств от приватизации; - своевременно и в полном объеме производить распределение по- ступивших от приватизации средств между различными получателями средств от приватизации. 2.21. Сведения о полученных средствах от приватизации и их рас- пределении представляются фондами имущества и комитетами по управлению имуществом ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, не позднее 5-го числа после завершения отчетного периода в статистический орган по месту их нахождения в соответствии с письмом Госкомимущества России, Российского фонда федерального имущества и Госкомстата России от 27 апреля 1992 года N АИ-5/2159 "Об организации статистического наблюдения за ходом приватизации государственных и му- ниципальных предприятий (объектов)". 2.22. Арендная плата при сдаче в аренду комитетами объектов не- движимости и других основных фондов, подлежит перечислению арендатора- ми в доход соответствующего бюджета. При этом в соответствии с пунктом 1 "в" статьи 17 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Со- вете народных депутатов и краевой, областной администрации" поступле- ния от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности края, области, а также объектов федеральной собственности, переданных в ве- дение и распоряжение края, области, полностью зачисляются в доходы краевого, областного бюджета. В 1992 году арендная плата, уплачиваемая за имущество государ- ственных (муниципальных) предприятий, сданное в аренду, вносится не- посредственно арендаторами в доходы бюджетов в соответствии с поряд- ком, установленным пунктом 8 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и статьей 7 Закона Рос- сийской Федерации "Об уточнении показателей бюджетной системы Российс- кой Федерации на I квартал 1992 года". Средства арендной платы, перечисляемые в доход бюджета Российс- кой Федерации, зачисляются на раздел 12 параграф 51 Классификации до- ходов и расходов бюджетов (символ отчетности Центрального банка Рос- сийской Федерации для республиканского бюджета Российской Федерации N 62). III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦОВ, ПОКУПАТЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ ПРИВАТИЗАЦИИ И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ИХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВ 3.1. Покупатели приватизируемых государственных и муниципальных предприятий несут ответственность за полноту и своевременность пере- числения средств в соответствии с законодательством. Контроль за вы- полнением покупателем условий договора купли-продажи осуществляет про- давец объекта приватизации. 3.2. Контроль за деятельностью продавца, связанной с перечисле- нием полученных от приватизации средств в доходы бюджета, осуществля- ется органами государственной налоговой инспекции. Часть средств, до- полнительно изысканных налоговыми органами в результате проводимой ими контрольной работы, используется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340. 3.3. За неполное или несвоевременное перечисление продавцом в доход бюджета средств, поступивших от приватизации, продавец несет от- ветственность, предусмотренную Законом Российской Федерации "Об осно- вах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом РСФСР "О госу- дарственной налоговой службе РСФСР". 3.4. Штрафы и пени, предъявленные к продавцам объектов привати- зации, взыскиваются за счет денежных средств, находящихся на счете продавца. Сумма санкций относится за счет уменьшения средств, оставля- емых в распоряжении продавца объекта приватизации в соответствии с ус- тановленными нормативами распределения доходов от приватизации. 3.5. Налоговые инспекции по месту нахождения продавца обязаны вести учетную карточку на каждого продавца объектов приватизации, в которой отражаются сведения о продавце, его банковские реквизиты, све- дения о причитающихся и фактически перечисленных им платежах в доход соответствующих бюджетов. Продавец обязан представлять сведения, необходимые для заполне- ния указанных карточек, в налоговые инспекции в сроки, установленные в пункте 2.9 положения. 3.6. Учреждения банков несут ответственность за правильность, своевременность и полноту перечисления средств по надлежащим образом оформленным и своевременно представленным продавцом платежным докумен- там в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налого- вой системы в Российской Федерации" и Законом РСФСР "О внесении допол- нений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР". ПРИЛОЖЕНИЕ к Временному положению о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственных и муниципальных предприятий НОРМАТИВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 1992 ГОД ______________________________________________________________________ ! ! Нормативы распределения средств от NN !Категория получателей! приватизации (в процентах) после выплаты п/п! средств ! средств членам трудовых коллективов ! !____________________________________________ ! !по объекту му-!по объектам фе-!по объектам ! !ниципальной !деральной соб- !федеральной ! !собственности !ственности и !собственнос- ! ! !собственности !ти, находя- ! ! !республик, кра-!щимся в опе- ! ! !ев, областей, !ративном уп- ! ! !автономных ок- !равлении ВС, ! ! !ругов !МБ и МВД ___!_____________________!______________!_______________!_____________ 1. Местные бюджеты 45 10 5 2. Республиканские 25 45 15 краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных округов* 3. Республиканский бюд- 20 35 70** жет Российской Феде- рации 4. Государственные орга- ны по приватизации, в т.ч.: фонды имущества, ме- 4,5 4,5 4,5 стные отделен. Фонда фед. имущ. комитеты по управле- нию имуществом, терр. агента Госкомиму- щества Госкомимущество Рос- 0,5 0,5 0,5 сии Российский фонд фе- 0,5 0,5 0,5 дерального имущества ______________________________________________________________ * В случае приватизации объекта, находящегося на территории авто- номного округа, входящего в состав области (края), средства от приватизации делятся поровну между краевым (областным) бюджетом и бюджетом автономного округа в пределах общего норматива, уста- новленного п. 2 данной таблицы. ** Не менее 50% указанных сумм направляются в целевой внебюджетный фонд социальной защиты военнослужащих. |