ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО ИНСПЕКТОРА МИЛИЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 14 июля 1992 г. N 231 (Д) В целях совершенствования оперативно-служебной деятельности участковых инспекторов милиции - приказываю: 1. Утвердить Инструкцию по организации работы участкового инспек- тора милиции (прилагается). 2. Производственно-хозяйственному управлению МВД России (Улитина А.М.) в течение третьего квартала 1992 года обеспечить изготовление и направление в территориальные органы внутренних дел инструкции и при- ложения 1 к ней тиражом 50 тысяч экземпляров. 3. Министрам внутренних дел республик, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований: 3.1. В течение второго полугодия 1992 года обеспечить глубокое изучение инструкции сотрудниками подразделений и служб милиции общест- венной безопасности в системе профессиональной и служебной подготовки органов внутренних дел. 3.2. Образовать комиссии на уровне МВД, УВД (ГУВД), горрайонов внутренних дел, которым до 1 января 1993 года принять зачеты по знанию требований настоящей Инструкции участковыми инспекторами милиции, ру- ководителями и инспекторским составом подразделений по организации ра- боты участковых инспекторов. Результаты проведенных мероприятий учиты- вать при аттестовании сотрудников указанной службы. 3.3. Обеспечить текущие потребности участковых инспекторов мили- ции в приложениях 2, 3 к инструкции, для чего организовать изготовле- ние дополнительных тиражей рабочей тетради участкового инспектора и контрольной карточки. 4. Приказы МВД СССР от 20 апреля 1987 г. N 87, от 30 ноября 1988 г. N 236, от 7 сентября 1988 г. N 190, от 24 мая 1990 г. N 211 в орга- нах внутренних дел Российской Федерации не применять. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за- местителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майора милиции Куликова А.Н. Министр генерал-полковник внутренней службы В. ЕРИН Министерство юстиции Российской Федерации ЗАРЕГИСТРИРОВАНО 27 июля 1992 г. Регистрационный N 18 Министерство юстиции Приложение Российской Федерации к приказу МВД России ЗАРЕГИСТРИРОВАНО от 14 июля 1992 г. 27 июля 1992 г. Регистрационный N 18 ИНСТРУКЦИЯ по организации работы участкового инспектора милиции 1. Общие положения. 1.1. Инструкция по организации работы участкового инспектора ми- лиции 1 определяет задачи, основные направления организации, обязан- ности и права участкового инспектора (старшего участкового инспектора) милиции 2 в системе органов внутренних дел МВД России. 1.2. Участковый инспектор является представителем милиции общест- венной безопасности (местной милиции) районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел 3 на обслуживаемом участке. 1.3. Основными задачами участкового инспектора являются: 1.3.1. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан. 1.3.2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. 1.3.3. Предупреждение и пресечение преступлений и административ- ных правонарушений. 1.3.4. Раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предваритель- ного следствия обязательно. 1.3.5. Оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общест- венным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. 1.4. Правовую основу деятельности участкового инспектора состав- ляют Конституция РСФСР, Закон РСФСР "О милиции", другие законы и иные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные право- вые акты республик, входящих в состав Российской Федерации, норматив- ные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящая Инструкция, нормативные акты министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, акты местных органов государственной власти и управления, принятые в пределах их полномочий, --------------- 1 Далее - "инструкция". 2 Далее - "участковый инспектор". 3 Далее - "орган внутренних дел". 1.5. Назначение на должность участкового инспектора и освобожде- ние от нее, перевод на другой участок осуществляются приказом началь- ника органа внутренних дел по согласованию с соответствующим местным органом исполнительной власти. В соответствии с Законом РСФСР "О мест- ном самоуправлении" в поселках и сельской местности участковый инспек- тор утверждается в должности поселковой, сельской администрацией. Должность участкового инспектора подлежит замещению сотрудником, имеющим высшее или среднее специальной образование. 1.6. Использование участкового инспектора на работе, не связанной непосредственно с обслуживанием закрепленного за ним участка, допуска- ется в исключительных случаях по указанию начальника органа внутренних дел либо начальника милиции общественной безопасности (местной мили- ции) 1 при условии осложнения оперативной обстановки. 1.7. Участковый инспектор в служебное время носит установленную форму одежды. При выполнении специальных заданий с разрешения началь- ника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безо- пасности он может находиться в гражданской одежде. Согласно установ- ленным МВД России нормам участковый инспектор обеспечивается табельным огнестрельным оружием, специальными средствами, служебным автомотот- ранспортом и средствами связи. 1.8. В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" участковому инспектору на территории обслуживаемого участка местными Советами на- родных депутатов, администрациями районов, городов предоставляется по- мещение для работы, оборудованное средствами связи и мебелью. 1.9. Организация работы участковых инспекторов возлагается на на- чальника органа внутренних дел, его заместителя (начальника милиции общественной безопасности), руководителей подразделений по руководству участковыми инспекторами. Организационно-методическое обеспечение дея- тельности участковых инспекторов осуществляют соответствующие подраз- деления милиции общественной безопасности МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образова- ний в составе Российской Федерации. 2. Организация работы участкового инспектора. 2.1. За участковым инспектором приказом начальника органа внут- ренних дел закрепляется участок, которому присваивается порядковый но- мер. Его размеры и границы определяются и при необходимости пересмат- риваются начальником органа внутренних дел по представлению начальника милиции общественной безопасности с учетом численности населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории и админист- ративного деления района, города. --------------- 1 Далее - "начальник милиции общественной безопасности". 2.2. Прием участка производится под контролем начальника милиции общественной безопасности с участием старшего участкового инспектора и в присутствии участкового инспектора, сдающего участок. Принимающего участкового инспектора знакомят с особенностями участка и оперативной обстановкой на нем, представляют должностным лицам местных госу- дарственных органов, учреждений, организаций и иных объектов обслужи- вания. О приеме и сдаче участка делается соответствующая запись в паспорте на участок (приложение 1). 2.3. Участковый инспектор работает по личному плану, составляемо- му в рабочей тетради (приложение 2) на месяц. План утверждается на- чальником милиции общественной безопасности. При необходимости с уче- том складывающейся оперативной обстановки участковый инспектор плани- рует работу на каждый день и учитывает ее в рабочей тетради. 2.4. Участковый инспектор в своей работе взаимодействует с сот- рудниками других служб и подразделений органа внутренних дел путем об- мена информацией, участия в планировании и реализации совместных ме- роприятий, проводимых по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности. 2.5. На каждые три-четыре должности участковых инспекторов вво- дится должность старшего участкового инспектора, которая замещается лицом, способным руководить группой участковых инспекторов и имеющим высшее или среднее специальное юридическое образование. За старшим участковым инспектором закрепляется участок с проживающим на нем насе- лением не более одной тысячи человек. Наряду с обслуживанием закрепленного за ним участка старший участковый инспектор: 2.5.1. Организует работу участковых инспекторов по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, координирует их взаимодействие с сотрудника- ми криминальной милиции и следственных подразделений по раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительной следствие обя- зательно, а также обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий на территории мик- рорайона (зоны) обслуживаемой группой участковых инспекторов. 2.5.2. Оказывает помощь участковым инспекторам в вопросах повыше- ния их профессионального мастерства, подбора и организации работы внештатных сотрудников милиции, укрепления взаимодействия с обществен- ностью, проведения индивидуальной профилактической работы с правонару- шителями, рассмотрения писем и заявлений граждан, выполнения других обязанностей по службе. 2.5.3. Обобщает и оценивает результаты работы группы участковых инспекторов по итогам за месяц, полугодие, год и докладывает из с соответствующими предложениями начальнику милиции общественной безо- пасности. 2.6. На время отсутствия старшего участкового инспектора (учеба, отпуск, болезнь и другое) его обязанности по распоряжению начальника милиции общественной безопасности исполняет наиболее опытный участко- вый инспектор из микрорайона (зоны) обслуживания. 2.7. Для рационального использования служебного времени и повыше- ния эффективности труда участковый инспектор должен владеть оператив- ной обстановкой на обслуживаемом участке и хорошо знать: 2.7.1. Территорию участка, его особенности, систему дорог и линий связи, расположение и режим работы предприятий, в т.ч. акционерных об- ществ, организаций, учреждений, банков, почтовых отделений, баз, скла- дов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, аптек, других мест, где хранятся, перерабатываются либо применяются наркоти- ческие средства, порядок и состояние их охраны, место стоянки автот- ранспорта, а в сельской местности, кроме того, - все населенные пунк- ты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания дико- растущих и культурных наркотикосодержащих растений. 2.7.2. Характер занятости населения, его этнический состав, мест- ные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык боль- шинства населения обслуживаемой территории. 2.7.3. Количество и характер раскрытых и нераскрытых преступле- ний, совершенных на территории участка, обстоятельства, способствовав- шие их совершению; лиц, поведение которых контролируется милицией в соответствии с законом и установленными в отношении их ограничениями; приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших, похищенных вещах. 2.7.4. Места концентрации антиобщественных элементов, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления; обстоятельства, способствующие данным крими- нальным проявлениям. 2.7.5. Силы и средства, которые должны использоваться для предуп- реждения, пересечения и раскрытия преступлений, укрепления правопоряд- ка. 3. Основные обязанности участкового инспектора. 3.1. По обеспечению личной безопасности граждан: 3.1.1. Защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств. 3.1.2. Оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражда- нам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состо- янии, опасном для их здоровья и жизни. 3.1.3. Принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, своевременному информи- рованию об этом руководства органа внутренних дел, населения, общест- венности, руководителей соответствующих учреждений, предприятий, орга- низаций. 3.2. По охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: 3.2.1. Отвечать за состояние охраны общественного порядка на зак- репленном за ним участке. 3.2.2. Контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке. Информировать их об оперативной обстановке на территории обслуживания. Осуществлять совместно с патрульно-постовыми нарядами патрулирование, обход мест возможного появления антиобщественного эле- мента. Обучать милиционеров во время несения службы формам и методам этой работы. 3.2.3. Докладывать начальнику и дежурному органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки; вносить предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка на территории участка. 3.2.4. Осуществлять при необходимости, по согласованию с руково- дителями органа внутренних дел, а в их отсутствие - с дежурным по ор- гану внутренних дел, маневрирование патрульно-постовыми нарядами на территории участка. 3.2.5. Взаимодействовать при патрулировании участка с обществен- ными объединениями по охране правопорядка. 3.2.6. Оказывать содействие работникам конвойной службы милиции, другим подразделениям милиции в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями или зараженных вирусом имму- нодефицита человека (ВИЧ). 3.2.7. Контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы, а также соблюдение иностран- ными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации. 3.2.8. Контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также контролировать соблюдение законодательства о занятии частной де- тективной и охранной деятельностью. 3.2.9. Участвовать в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за соблюдением установленных правил, действующих в сфере бе- зопасности дорожного движения, принимать необходимые меры к пресечению нарушений этих правил. 3.3. По предупреждению и пресечению преступлений и административ- ных правонарушений: 3.3.1. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоя- тельств. Постоянно взаимодействовать с сотрудниками криминальной мили- ции и следственных подразделений в предупреждении преступлений против жизни и здоровья граждан, хозяйственных и должностных преступлений, а также преступных посягательств против собственности. 3.3.2. Устанавливать среди проживающих на обслуживаемом участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перевозящих, пересылающих и сбывающих наркотические средства, а также занимающихся незаконным посевом или выращиваемым запрещенных к возделыванию нарко- тикосодержащих культур. 3.3.3. Проверять в медицинских учреждениях и на иных объектах обслуживания состояние хранения, учета и отпуска наркотикосодержащих средств, наличие и состояние охранно-пожарной сигнализации и других специальных защитных средств. При необходимости проводить эти меропри- ятия совместно с сотрудниками криминальной милиции, службы противопо- жарных и аварийно-спасательных работ, органов здравоохранения. О выяв- ленных недостатках докладывать начальнику милиции общественной безо- пасности. 3.3.4. Выявлять лиц, нарушающих установленные правила торговли винно-водочными изделиями, изготовляющих и хранящих с целью сбыта без специального разрешения (лицензии) спиртные напитки, а также пиво. Принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом от- ветственности. 3.3.5. Устанавливать притоны и лиц, предоставляющих помещения для употребления наркотиков, занятия токсикоманией, распития спиртных на- питков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, наркома- нию и преступную деятельность; принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности. 3.3.6. Оформлять материалы для решения вопроса о направлении в лечебно-трудовые профилактории и специальные наркологические отделения наркоманов и хронических алкоголиков, систематически нарушающих об- щественный порядок либо ущемляющих права других лиц на почве пьянства и наркомании 1. --------------- 1 Указанные обязанности участковый инспектор продолжает выполнять до их передачи в ведение других органов. 3.3.7. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом огра- ничений. Участвовать в предусмотренных законом случаях и порядке в контро- ле за поведением лиц, осужденных к лишению свободы с отсрочкой испол- нения приговора 1. 3.3.8. Поддерживать постоянную связь с населением, трудовыми кол- лективами. Не реже одного раза в полугодие отчитываться о проделанной работе перед жителями обслуживаемого участка и один раз в квартал - перед начальником органа внутренних дел или начальником милиции об- щественной безопасности. 3.4. По раскрытию преступлений: 3.4.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и других событиях, уг- рожающих личной или общественной безопасности, незамедлительно сооб- щать об их получении дежурному по органу внутренних дел; своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. 3.4.2. При обнаружении на участке преступлений, по делам о кото- рых производство предварительного следствия не обязательно, самостоя- тельно проводить комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным за- конодательством неотложных следственных действий и оперативно-розыск- ных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. 3.4.3. Проводить в соответствии с нормами уголовно-процессуально- го законодательства расследование преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции милиции общественной безо- пасности. 3.4.4. При обнаружении на участке преступлений, по делам о кото- рых обязательно производство предварительного следствия, принимать ме- ры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозмож- ности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции в соответствии со статьей 119 УПК РСФСР самостоятельно проводить предусмотренные уголов- но-процессуальным законодательством неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. --------------- 1 На лиц, подлежащих контролю, заводится контрольная карточка (приложение 3). 3.4.5. Оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступле- ния; розыске лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. 3.4.6. Постоянно взаимодействовать со службами криминальной мили- ции и следствия по раскрытию преступлений, по которым не установлены лица, их совершившие; принимать предусмотренные законом меры по выяв- лению, задержанию таких лиц и информированию о них сотрудников уголов- ного розыска, следствия и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. 3.5. По оказанию помощи гражданам, должностным лицам, предприяти- ям, учреждениям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов: 3.5.1. Оказывать помощь народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, представителям общественных объединений в осуществлении на обслуживае- мом участке их законной деятельности, если им оказывается противо- действие или угрожает опасность. 3.5.2. Оказывать необходимое содействие работникам государствен- ных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей; принимать предусмотренные законодательством меры по привлечению к от- ветственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций. 3.5.3. Обеспечивать по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности охрану общественного порядка при выселении граждан из жилых помещений с санкции прокурора или по решению народного суда 1. 3.5.4. По указанию непосредственного начальника и в пределах сво- ей компетенции исполнять в соответствии с уголовно-процессуальным за- конодательством определения судов, постановления судей и письменные поручения прокуроров следователей по делам и материалам, находящимся в их производстве, оказывать содействие при производстве ими отдельных процессуальных действий 2. --------------- 1 Вскрытие запертых помещений, вынос имущества, его хранение, составление документов, связанных с выселением, в обязанности участко- вого инспектора не входят и осуществляются представителями заинтересо- ванных сторон. 2 Исполнение определений судов, следователей и дознавателей о принудительном приводе свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозре- ваемых за пределы района (города), в административные границы которого входит участок, участковому инспектору поручать запрещается. 4. Основные права участкового инспектора: 4.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступ- ления или административного правонарушения, а также действий, пре- пятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности народных депутатов, кандидатов в народные депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. 4.2. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверя- ющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в со- вершении преступления или административного правонарушения. 4.3. Получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, документы, копии с них, необходимые в связи с исполнением служебных обязанностей участкового инспектора. 4.4. Вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в его производстве; осуществлять привод в случаях и поряд- ке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и зако- нодательством об административных правонарушениях, граждан и должност- ных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову. 4.5. Составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять в случаях, предусмотренных законодательством, администра- тивное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие оружия, а также вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре вещей. 4.6. Производить предусмотренные уголовно-процессуальным законо- дательством действия по делам, находящимся в его производстве, а также по отдельным письменным поручениям прокуроров, следователей, органов дознания, постановлениям судей и определениям судов. 4.7. Осуществлять в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" опера- тивно-розыскные действия в пределах, определенных нормативными актами МВД России. 4.8. Вносить предложения начальнику милиции общественной безо- пасности о поощрении граждан, оказавших помощь в раскрытии преступле- ний и выполнении других обязанностей, возложенных на милицию общест- венной безопасности. 4.9. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, на зе- мельные участки граждан, на территорию, а также в помещения предприя- тий, учреждений, организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточные оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также в целях обеспечения личной безо- пасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях вхождения в жилище против воли проживающих в нем лиц немедленно докладывать непосредственному начальнику для уведомле- ния прокурора. 4.10. Задерживать и доставлять в милицию в соответствии с законо- дательством лиц, подозреваемых в совершении преступления либо уклоняю- щихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу. 4.11. Проводить в установленном законом порядке освидетельствова- ние лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или нар- котических средств либо направлять или доставлять данных лиц в меди- цинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения либо объективного рассмотрения дела о правонарушении. 4.12. Доставлять в медицинские учреждения либо в дежурную часть милиции с улиц и из других общественных мест лиц, находящихся в состо- янии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в обстановке либо могущих принести вред окружающим или себе, а из жилищ - по письменному заявлению проживающих там граж- дан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их жизни, здоровья и имущества. 4.13. Отстранять от управления транспортным средством водителей и иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством. 4.14. Останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления им, а также документы на транспорт- ное средство и перевозимый груз, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях. 4.15. Осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов. При выявлении на- рушений установленных правил делать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об их устранении, изымать указанные предметы и применять иные меры в соответствии с действующим законодательством. 4.16. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, вещи, предметы и вещества, запрещенные в граж- данском обороте, находящиеся у граждан без специального разрешения, и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности. 4.17. Использовать любые транспортные средства (кроме принадлежа- щих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специ- ального назначения) для проезда к месту стихийного бедствия, при сборе личного состава милиции по тревоге в случае, не терпящих отлагательст- ва, для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в сроч- ной медицинской помощи, преследования и доставления в милицию лиц, со- вершивших преступления, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами. 4.18. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общест- венным объединениям и гражданам. 4.19. Хранить и носить табельное огнестрельное оружие и специаль- ные средства, при несении службы использовать служебную собаку. 4.20. Применять физическую силу, специальные средства и огнест- рельное оружие в случаях и порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О милиции". 4.21. При выполнении своих обязанностей участковый инспектор мо- жет пользоваться и другими правами, предоставленными милиции общест- венной безопасности законодательными актами Российской Федерации. 4.22. Участковый инспектор пользуется гарантиями правовой и соци- альной защиты, предусмотренными Законом РСФСР "О милиции", а также га- рантиями, установленными Правительством Российской Федерации, прави- тельствами республик в составе Российской Федерации, краевыми, област- ными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автоном- ной области, автономных округов в составе Российской Федерации, мест- ными Советами народных депутатов. 5. Оценка работы участкового инспектора. 5.1. Основным критерием оценки работы участкового инспектора яв- ляется его авторитет и уважение со стороны населения. 5.2. Результаты работы участкового инспектора оцениваются по: - мнению граждан, проживающих на территории участка; - реальному состоянию общественного порядка на участке; - его личному вкладу в предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений; - своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан; - уровню личной исполнительской дисциплины и состоянию законности в его оперативно-служебной деятельности. Приложение 2 ____________ к инструкции (Формат 210х300 мм) ПАСПОРТ на участок N ________ ______________________________________________________________________ (наименование органа внутренних дел) Начат "_____"__________19__ г. Окончен "_____"__________19__ г. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ ПАСПОРТА 1. Паспорт заводится для накопления информации о социально-эконо- мических, демографических и других особенностях участка, состоянии преступности и общественного порядка, наличии формирования обществен- ности, участвующих в охране общественного порядка, и иных сведений. 2. Настоящий паспорт регистрируется в секретариате (канцелярии) органа внутренних дел и выдается участковому инспектору под расписку. Записи в паспорте ведутся четко и аккуратно. 3. Паспорт и картотека хранятся в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового инспектора. 4. При изменении границ участка оформляется новый паспорт, в ко- торый переносится информация, имеющая отношение к вновь созданному участку; ранее заведенный паспорт сдается в секретариат (канцелярию) органа внутренних дел и уничтожается в установленном порядке. 5. Порядок ведения паспорта проверяется начальником органа внут- ренних дел или начальником милиции общественной безопасности один раз в полугодие, руководителем подразделения по руководству участковыми инспекторами милиции - ежеквартально. СОДЕРЖАНИЕ 1. Сведения о приеме и сдачи участка. 2. План участка (вставка). 3. Сведения, характеризующие участок. 4. Предприятия, в том числе акционерные общества, организации, учреждения. Совхозы, колхозы, фермерские хозяйства, лечебно-оздорови- тельные, культурно-просветительные и учебные заведения. Учреждения жи- лищно-коммунального хозяйства. 5. Объекты торговли и общественно питания, базы, склады. 6. Общежития. 7. Объекты разрешительной системы. 8. Частные детективные и охранные предприятия, службы безо- пасности на предприятиях. 9. Список лиц из числа жителей участка, находящихся в местах ли- шения свободы. 10. Список лиц, имеющих в личном пользовании нарезное, гладкост- вольное огнестрельное оружие. 11. Внештатные сотрудники милиции. 12. Общественные объединения по охране правопорядка. 13. Учет преступлений, совершенных на участке. СВЕДЕНИЯ о приеме и сдаче участка ---------------------------------------------------------------------- N |Звание, |Дата |Дата |Должность, |Замечания, заявления, п/п|ф., и., о. |приема |сдачи |звание, |предложения принявше- |участкового |участ- |участ- |ф., и., о., |го или сдавшего учас- |старшего уча-|ка, по-|ка, по-|руководителя,|ток, указания руково- |сткового) |дпись |дпись |участвовавше-|дителя ОВД |инспектора | | |го в приеме | |милиции | | |участка | ---|-------------|-------|-------|-------------|---------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ---------------------------------------------------------------------- ПЛАН УЧАСТКА (вставка) СВЕДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УЧАСТОК ---------------------------------------------------------------------- N | | По состоянию на п/п| |-------------------------- | |1 января|1 января|1 января | |19___ г.|19___ г.|19___ г. ---|---------------------------------------|--------|--------|-------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ---------------------------------------------------------------------- 1 Территория (кв. км) 2 Жилые строения (всего), в том числе: - индивидуальных домов - квартир - общежитий 3 Проживает населения (всего) - взрослых - детей 4 На территории расположено: - промышленных предприятий, в том числе акционерных обществ - колхозов, совхозов - фермерских хозяйств - объектов торговли и общественного питания - баз, складов - банков - почтовых отделений - больниц, поликлиник, медпунктов, аптек - учебных заведений - автостоянок, гаражных коопера- тивов - Дворцов культуры, клубов, кино- театров, видеосалонов 5 Всего на участке контролируемых лиц ПРЕДПРИЯТИЯ, В Т.Ч. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ, БАНКИ, СОВХОЗЫ, КОЛХОЗЫ, ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА, ЛЕЧЕБНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ---------------------------------------------------------------------- N |Наименование, | Адрес |Ф., и., о. руководителя, |Примечания п/п|ведомственная | |начальника отдела кадров,| |принадлежность| |их служебные, домашние | | | |телефоны, адрес места жи-| | | |тельства | ---|--------------|------------|-------------------------|------------ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ---------------------------------------------------------------------- ОБЪЕКТЫ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, БАЗЫ, СКЛАДЫ ---------------------------------------------------------------------- N |Наименова-| Адрес |Ф., и., о.|Режим |Вид охраны,|Ф., и., о. нача- п/п|ние, ведо-| |руководи- |работы|наличие ох-|льника охраны, |мственная | |теля, слу-| |ранно-по- |телефон |принадлеж-| |жебный, | |жарной сиг-| |ность | |домашний | |нализации, | | | |телефон, | |наличие | | | |адрес мес-| |СХВ | | | |та житель-| | | | | |ства | | | ---|----------|-------|----------|------|-----------|----------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ---------------------------------------------------------------------- ОБЩЕЖИТИЯ ---------------------------------------------------------------------- N | Наименование базового | Адрес | Вид общежития, (мужское, п/п| предприятия, учрежде- | общежития | женское, семейное, смешан- | ния, ф., и., о., слу- | | ное), число мест | жебные телефоны руко- | | | водителей | | ---|-----------------------|-----------|------------------------------ 1 | 2 | 3 | 4 ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Ф., и., о. коменданта и|Наличие пропускного|Число проживающих по са- воспитателей. Их служе-|режима, телефон ва-|нитарной норме, через бные телефоны |хтера |дробь фактическое напол- | |нение | | -----------------------|-------------------|-------------------------- 5 | 6 | 7 ---------------------------------------------------------------------- ОБЪЕКТЫ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (предприятия, организации, учреждения, имеющие огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, взрывчатые вещества) ---------------------------------------------------------------------- N |Наименова| Адрес |Ф., и., о. |Предметы и |Номер разрешения, кем п/п|ние пред-| |ответст- |вещества, |и когда выдано, срок |приятия, | |венного за |подпадающие |действия разрешения |организа-| |объект, сл.|под контроль| |ции, их | |и дом. те- | | |ведомст- | |лефоны и | | |венная | |адрес | | |принадле-| | | | |жность | | | | ---|---------|-------|-----------|------------|----------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ---------------------------------------------------------------------- ЧАСТНЫЕ ДЕТЕКТИВНЫЕ И ОХРАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ---------------------------------------------------------------------- N |Наименование| Адрес |Ф., и., о. |Дата регистрации,|Примечание п/п| | |руководителя,|N лицензии | | | |N телефонов | | ---|------------|-------|-------------|-----------------|------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ---------------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИЦ, из числа жителей участка, находящихся в местах лишения свободы ---------------------------------------------------------------------- N |Ф., и., о., дата осуждения,|Предположительная| Примечание п/п|статья УК РСФСР |дата освобождения| ---|---------------------------|-----------------|-------------------- 1 | 2 | 3 | 4 ---------------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИЦ, имеющих в личном пользовании нарезное, гладкоствольное огнестрельное (охотничье) ружье ---------------------------------------------------------------------- N | Ф., и., о. | Адрес места | Место работы, | В каком охотничьем п/п| владельца | жительства | должность, | обществе состоит | оружия | | сл. телефон | ---|------------|-------------|---------------|----------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Вид и система|Кем и когда |Очередная |Дата основания|Дата изъятия, оружия, его |выдано разре-|дата пере- |изъятия разре-|сдачи оружия номер |шение, его N |регистрации|шения | -------------|-------------|-----------|--------------|--------------- 6 | 7 | 8 | 9 | 10 ---------------------------------------------------------------------- ВНЕШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ МИЛИЦИИ ---------------------------------------------------------------------- N | Фамилия, имя, | Год | Образование п/п| отчество | рождения | | | | | | | ---|-----------------------|-------------|---------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Место работы, | Номер и дата | Основания и | Примечания должность, | приказа ОВД | дата исключения | N сл. и дом. | о зачислении | | телефонов | | | ---------------|--------------|-----------------|--------------------- 5 | 6 | 7 | 8 ---------------------------------------------------------------------- ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА ---------------------------------------------------------------------- N |Наименование |Численность|Ф., и., о. руководителя, |Адрес дисло- п/п|общественного| |N служ. и дом. телефонов,|кации, теле- |объединения | |адрес места жительства |фон |по охране об-| | | |щественного | | | |порядка | | | ---|-------------|-----------|-------------------------|-------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ---------------------------------------------------------------------- УЧЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА УЧАСТКЕ ---------------------------------------------------------------------- N |Номер уголовного дела, |Фабула совершен- |Ф., и., о., год рожде- п/п|дата возбуждения, ст. УК|ного преступления|ния, совершившего пре- | | |ступление, место жите- | | |льства и работы, сведе- | | |ния о прежней судимости ---------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 ---------------------------------------------------------------------- ОТМЕТКИ О ПРОВЕРКЕ ПАСПОРТА Паспорт на участок N__________ проверил ______________________________ (должность, звание, ______________________________________________________________________ фамилия проверившего, результаты проверки) Приложение 2 ____________ к инструкции (Формат 170х210 мм) РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ участкового инспектора ______________________________________________________________________ (орган внутренних дел, отделение милиции) ______________________________________________________________________ (звание, фамилия, инициалы) Начата "_____"__________19___ г. Окончена "_____"__________19___ г. УТВЕРЖДАЮ _____________________________ (должность) _____________________________ (звание) _____________________________ (фамилия начальника милиции общественной безопасности) ПЛАН РАБОТЫ на __________________ месяц 199___ г. ---------------------------------------------------------------------- N | Планируемые мероприятия | Отметка об исполнении п/п| | ---|---------------------------------|-------------------------------- 1 | 2 | 3 ---------------------------------------------------------------------- Приложение 3 ____________ к инструкции (Формат 170х210 мм) ______________________________________________________________________ КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА N _________ Дата заведения "_____"______________19___ г. Фамилия _________________________________________________________ Имя _____________________________________________________________ Отчество ________________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________ (число, месяц, год) Место рождения __________________________________________________ Адрес места жительства, N тел. _______________________________________ Место работы, должность ______________________________________________ (наименование предприятия, адрес, N телефона) Состав семьи _________________________________________________________ (степень родства, ф.,и.,о., возраст, место работы, учебы) Основания для осуществления контроля (нужное подчеркнуть): - находится под административным надзором; - по признакам судимости подпадает под действие пункта "в" ст. 2 Положения об административном надзоре; - осужден к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора. Дата окончания контроля ______________________________________________ Участковый инспектор милиции _________________________________ (ГРОВД) ______________________________________________________________________ (звание, ф., и., о.) Информация о лице (нужное подчеркнуть) _______________________________ ______________________________________________________________________ (наличие судимостей - когда, за что, срок, дата освобождения; ______________________________________________________________________ признан ООР (когда); ______________________________________________________________________ признан хроническим алкоголиком; признан наркоманом, токсикоманом, ______________________________________________________________________ злоупотребляет спиртными напитками, совершает на этой почве ______________________________________________________________________ правонарушения в быту; дата погашения или снятия судимости; ______________________________________________________________________ особенности умственного и физического развития) Сведения о правонарушениях, совершенных лицом, состоящим под контро- лем: _________________________________________________________________ (когда, вид правонарушения, принятые меры) ОТМЕТКИ О ПРОВОДИМОЙ РАБОТЕ ______________________________________________________________________ Дата | Содержание мероприятия ______________|_______________________________________________________ ______________|_______________________________________________________ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ КАРТОЧКИ 1. Контрольная карточка 1 заводится на лицо при наличии основа- ний, указанных в п. 3.3.7 инструкции, и регистрируется в журнале у ру- ководителя подразделения по руководству участковыми инспекторами отде- ла внутренних дел с указанием порядкового номера, фамилии, имени, от- чества контролируемого лица, даты заведения карточки, фамилии участко- вого инспектора милиции, осуществляющего работу с данным лицом, сведе- ний, характеризующих поведение подучетного лица, о проведении с ним профилактической работы. 2. На каждое контролируемое лицо заполняется одна карточка. Срок контроля устанавливается за: - находящимся под административным надзором - в течение срока, на который он установлен; - подпадающим по признакам судимостей под действие пункта "В" статьи 2 Положения об административном надзоре - в течение 3 лет с мо- мента освобождения из исправительно-трудового учреждения; - осужденным к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора - в течение срока, определенного приговором суда. 3. По истечении установленного срока контроль за лицом прекраща- ется по рапорту участкового инспектора, утвержденному начальником ми- лиции общественной безопасности. 4. Карточки на лиц, в отношении которых прекращается осуществле- ние контроля, помещаются в архивный раздел картотеки ОВД и хранятся до погашения или снятия судимости, после чего изымаются и уничтожаются по акту. 5. В случае убытия лица к новому месту постоянного жительства карточка направляется в ОВД по территориальности. --------------- 1 В дальнейшем - "карточка". |