ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ. Постановление. Министерство труда и занятости населения РСФСР (Минтруд РСФСР). 11.06.92 21

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
                          ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

             МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

                           11 июня 1992 г.

                                 N 21

                             (БНА 92-11)


     Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
12 мая  1992  года  N  314  "Об  организации  общественных  работ" Ми-
нистерство   труда   и   занятости   населения  Российской   Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить Положение об организации общественных работ согласно
приложению.
     2. Комитету по занятости населения Министерства труда и занятости
населения Российской Федерации:
     обеспечить доведение Положения об организации общественных  работ
до Правительств  республик,  входящих  в  состав Российской Федерации,
краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Пе-
тербурга исполнительных   органов   власти,   министерств  и  ведомств
Российской Федерации;
     в целях  оказания  методической  помощи разработать и утвердить в
месячный срок Методические рекомендации по  организации  и  проведению
общественных работ.
     3.Республиканским, входящим в состав Российской Федерации,  крае-
вым, областным,  автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петер-
бурга органам государственной службы занятости населения:
     обеспечить доведение  Положения об организации общественных работ
до районных и городских органов служб занятости населения;
     при необходимости  разрабатывать  целевые  программы развития об-
щественных работ;
     предусматривать выделение  необходимых  средств  фонда  занятости
населения для организации и проведения общественных работ;
     проводить разъяснительную  работу среди населения и руководителей
предприятий, учреждений и организаций о целях  и  задачах  организации
общественных работ;
     организовать учебу специалистов  подведомственных  органов  служб
занятости населения  по вопросам организации и проведения общественных
работ.

                  Постановление зарегистрировано Министерством юстиции
                  Российской Федерации 26 июня 1992 г.
                  Регистрационный N 3.


                                         Приложение
                        к постановлению Министерства труда и занятости
                                 населения Российской Федерации
                                   от 11 июня 1992 года N 21

                              Положение
                  об организации общественных работ

     Положение об  организации общественных работ подготовлено в соот-
ветствии с законодательством о занятости  населения  и  постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 года N 314 "Об орга-
низации общественных работ".

                          I. Общие положения

     1.1. Под общественными  работами  понимаются  общедоступные  виды
трудовой деятельности,  как правило, не требующие предварительной про-
фессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную  нап-
равленность.
     Общественные работы организуются специально для обеспечения  вре-
менной занятости  и материальной поддержки безработных,  а также граж-
дан, испытывающих затруднение с трудоустройством.
     Практическая реализация задач по организации и проведению общест-
венных работ на территории региона, в том числе направление граждан на
эти работы,  осуществляется  органами государственной службы занятости
населения*.
     Общественные работы организуются на предприятиях,  в организациях
и учреждениях** региона независимо от форм собственности и  хозяйство-
вания.
     Не допускается под видом общественных работ использовать  имеющи-
еся у предприятий постоянные рабочие места и вакантные должности.
     При необходимости вводятся в действие специальные  программы  об-
щественных работ на республиканском (Российской Федерации), региональ-
ных и местных уровнях.
     1.2. К общественным работам не относятся виды деятельности,  свя-
занные с  необходимостью  ликвидации  последствий  аварий,   стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
     1.3. В комплексе мер государственной политики в области занятости
населения общественные работы призваны обеспечивать:
     смягчение экономических и социальных последствий роста безработи-
цы;
     создание  условий для  временной  занятости  безработных,  прежде
всего, не  получающих  пособие по безработице,  и граждан,  длительное
время испытывающих затруднение с трудоустройством;
     предоставление временного заработка (трудового дохода) гражданам,
зарегистрированным в органах службы занятости в качестве  лиц,  ищущих
работу, в том числе проходящим переобучение на новую профессию (специ-
альность) по направлению органов службы занятости, с целью оказания им
материальной поддержки в период постоянного места работы;
     приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не
имеющих профессии (специальности),  в том числе молодежи, вступающей в
трудоспособный возраст;
     трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный (более одного года)
перерыв в профессиональной деятельности.

                  II. Порядок и условия организации
                          общественных работ

     2.1. На территории республик в составе Российской Федерации, кра-
ев, областей,  автономных образований, городов и районов  общественные
работы организуются по решениям соответствующих Советов народных депу-
татов при участии и по предложению органов службы занятости. При необ-
ходимости, на случай чрезвычайных ситуаций массового роста безработицы
в регионе, разрабатываются программы развития общественных работ.

----------
     * В дальнейшем именуются органы службы занятости.
     ** В дальнейшем именуются предприятия.

     При подготовке этих решений и программ определяются:
     приоритетные направления организации общественных работ,  их объ-
емы и виды исходя из масштабов безработицы, состава незанятого населе-
ния и необходимости развития социальной  инфраструктуры  в  конкретном
регионе;
     предприятия муниципальной собственности,  которые привлекаются  к
организации и   проведению   общественных   работ,  а  также  условия,
способствующие развитию этих видов работ на других предприятиях регио-
на независимо от форм собственности и хозяйствования;
     льготы по налогу на прибыль  (доход)  предприятиям,  активно  со-
действующим организации  и  проведению  общественных  работ в пределах
сумм налоговых платежей,  направляемых в  соответствующие  бюджеты,  а
также, при необходимости, выделение дотаций, субсидий и субвенций;
     дополнительные льготы и социальные гарантии,  сверх установленных
законодательством о занятости населения,  лицам, принимающим участие в
общественных работах, за счет средств местного бюджета;
     порядок и  условия решения организационно-технических мероприятий
при организации и проведении общественных работ (обеспечение служебны-
ми помещениями, средствами транспорта и связи и т.п.).
     2.2. В целях реализации решений по организации и  проведению  об-
щественных работ органы службы занятости:
     анализируют состояние рынка труда и состав  безработных  граждан,
участвующих в общественных работах;
     выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах;
     осуществляют сбор  информации о возможности организации на предп-
риятиях региона общественных работ,  определяют совместно с ними виды,
объемы и сроки выполнения работ,  порядок их финансирования, условия и
формы оплаты труда,  а также согласовывают требования, предъявляемые к
работникам;
     содействуют гражданам,  изъявившим  желание участвовать в общест-
венных работах,  в выборе вида работ,  исходя из их возрастных,  физи-
ческих и иных возможностей;
     подготавливают предложения местным органам исполнительной  власти
по созданию в регионе специализированных предприятий для организации и
проведения общественных работ;
     решают совместно  с  местными органами исполнительной власти воп-
росы финансирования общественных работ и в случае необходимости вносят
предложения в соответствующие органы о выделении дотаций,  субвенций и
субсидий из соответствующих бюджетов (фондов);
     заключают с  предприятиями  договоры о совместной деятельности по
организации и проведению общественных работ;
     вносят в  установленном порядке предложения по предоставлению ль-
гот по налогу на прибыль (доход) предприятиям,  активно  содействующим
организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых
платежей, направляемых в соответствующие бюджеты;
     информируют население и предприятия о порядке проведения в регио-
не общественных работ, условиях, режимах и оплате труда, а также льго-
тах, предоставляемых при выполнении таких работ.
     2.3. К основным видам общественных работ могут относиться:
     озеленение территорий,  сохранение  и  развитие лесопаркового хо-
зяйства, зон отдыха и туризма;
     осуществление мер  экологического  оздоровления  регионов,  в том
числе работы по рекультивации земель, благоустройству территорий;
     подсобные работы в строительстве жилья,  объектов социально-куль-
турного назначения (детских дошкольных учреждений,  спортплощадок, уч-
реждений культуры,  здравоохранения, домов для престарелых и инвалидов
и т.п.);
     ирригационные работы;
     отдельные работы при строительстве дорог,  водопроводных, канали-
зационных, газовых и других коммуникаций;
     отдельные виды  неквалифицированных  сельскохозяйственных  работ,
подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса,  плодоо-
вощных базах;
     уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных;
     восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, за-
поведных зон;
     сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений;
     другие доступные виды трудовой деятельности.
     2.4. Организация и проведение общественных работ может предусмат-
ривать:
     применение гибких форм организации труда и режимов неполного  ра-
бочего времени;
     создание на предприятии специальных видов работ для отдельных ка-
тегорий населения, особо нуждающегося в социальной защите*;
     организацию центров трудовой адаптации для учащейся и  неучащейся
молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведе-
ний, межшкольных трудовых комбинатов.
     2.5. Отношения сторон, участвующих в организации и проведении об-
щественных работ, регламентируются договорами, заключаемыми между:
     органами служб занятости и исполнительной власти;
     органами служб занятости и предприятиями региона;
     предприятиями и гражданами,  выполняющими отдельные виды и объемы
общественных работ по направлению органов службы занятости;
     специализированными предприятиями и предприятиями региона;
     специализированными предприятиями,  органами службы  занятости  и
предприятиями региона.
     Органы службы занятости заключают договоры с предприятиями данно-
го региона с целью совместной деятельности по организации и проведению
общественных работ.  При этом на орган  службы  занятости  возлагается
обязанность по  направлению  на предприятия граждан для выполнения ра-
бот, предусмотренных договорами,  информирование население  о  возмож-
ности их участия в этих работах.
     Услуги по направлению граждан на общественные работы органы служ-
бы занятости оказывают бесплатно.
     В случае финансирования общественных работ за счет средств  фонда
занятости населения  органы  службы занятости осуществляют контроль за
их использованием.

           III. Направление граждан на общественные работы

     3.1. На общественные работы направляются граждане,  прошедшие ре-
гистрацию в органах службы занятости населения в качестве лиц,  ищущих
работу, нуждающихся в социальной защите и материальной поддержке.
     3.2. Участие граждан в общественных работах допускается только на
основании их добровольного согласия при соблюдении норм трудового  за-
конодательства.
     3.3. Преимущественным правом на участие  в  общественных  работах
пользуются безработные  граждане,  не получающие по различным причинам
пособия по безработице,  а также граждане, длительное время испытываю-
щие затруднения с трудоустройством.
     3.4. С лицами,  желающими участвовать в общественных работах, ра-
ботодателем заключаются  срочный трудовой договор с правом его продле-
ния по соглашению сторон.

-----------
     * Категория населения, особо нуждающаяся в социальной защите, оп-
ределена статьей 13 Закона "О занятости населения в РСФСР".

     Трудовой договор заключается на  основе  соблюдения  принципов  и
норм, установленных  действующим  законодательством о труде Российской
Федерации.
     При заключении трудового договора следует учитывать:
     период проведения работ и режим труда;
     условия труда и обеспечения необходимыми средствами труда;
     оплату труда и возможность распространения на временных  работни-
ков льгот и преимуществ, действующих на предприятии;
     ответственность, права и обязанности сторон,  условия расторжения
договора.
     В случае предложения работнику постоянной работы указанный  дого-
вор подлежит  расторжению.  Вопрос о сроках расторжения договора реша-
ется при необходимости при участии органов службы  занятости  в  инте-
ресах гражданина.
     3.5. Отказ гражданина от участия в общественных работах не  явля-
ется основанием для признания, что ему предложена "подходящая" работа.
     3.6. Предприятия не вправе отказывать лицам, направляемым органа-
ми службы  занятости,  в приеме на общественные работы,  организация и
проведение которых финансируются за счет средств местного бюджета  или
привлечения средств фонда занятости населения.

               IV. Оплата труда на общественных работах

     4.1. Гражданам,  занятым  на  общественных работах,  оплата труда
производится за фактически выполненный объем  работ  в соответствии  с
действующими на  предприятии  условиями оплаты труда или на договорной
основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательст-
вом, при условии полного рабочего дня (недели).
     Предприятия вправе устанавливать доплаты к  заработной  плате,  а
также предоставлять таким работникам иные льготы и преимущества.
     4.2. При использовании гибких форм организации  труда,  неполного
рабочего времени,  работе  в  ночное время оплата труда производится в
соответствии с действующим законодательством.
     4.3. Со  всех видов выплат,  полученных за участие в общественных
работах, осуществляются удержания, предусмотренные законодательством.

             V. Порядок финансирования общественных работ

     5.1. Финансирование  общественных  работ  производится  за   счет
средств предприятий,  для  которых выполняются эти работы,  а также за
счет соответствующего местного бюджета и привлечения средств фонда за-
нятости населения.
     5.2. Основным источником финансирования общественных работ  явля-
ются средства предприятий, для которых выполняются эти работы.
     Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общест-
венных работ в объемах, определяемых программами и планами социального
и экономического развития территорий,  а также за  счет  целевого  фи-
нансирования.
     В необходимых случаях,  к финансированию общественных работ прив-
лекаются средства  фонда занятости населения в размерах,  определяемых
сметами расходов органов службы занятости по статье "общественные  ра-
боты".
     5.3. Средства фонда занятости населения рекомендуется  привлекать
для финансирования  общественных  работ,  организуемых для безработных
граждан, не получающих пособие по  безработице  или  длительное  время
испытывающих затруднения с трудоустройством.
     Привлечение республиканского (Российской Федерации)  фонда  заня-
тости населения к финансированию общественных работ осуществляется,  в
исключительных случаях,  по решению Комитета  по  занятости  населения
Российской Федерации  на  основании предложений местных органов службы
занятости в размере средств, выделяемых на эти цели.
     Финансирование общественных работ в сфере развития социальной ин-
фраструктуры может также строится на основе добровольного  объединения
средств предприятий,  местного бюджета, пожертвований граждан, благот-
ворительных взносов. Такое объединение средств и возможностей оформля-
ется соответствующим решением органа исполнительной власти, либо дого-
вором.
     5.4. При  выделении  предприятиям на организацию и проведение об-
щественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости насе-
ления необходимо предусматривать возврат вложенных средств, а при пре-
доставлении налоговых льгот предприятиям,  активно содействующим орга-
низации и проведению общественных работ,  - их отмену,  при недобросо-
вестном выполнении предприятием принятых на себя обязательств (отказ в
приеме, необоснованные требования к гражданам, нарушение условий дого-
воров и т.п.).
     Условия возврата  средств регламентируются заключаемыми договора-
ми, а отмена налоговых льгот осуществляется в установленном  законода-
тельством порядке.

               VI. Социальные гарантии граждан, занятых
                       на общественных работах

     6.1. На граждан,  занятых на общественных работах,  распространя-
ются нормы законодательства о труде и социальном страховании,  а также
им сохраняется право на получение пособия по безработице.
     Время участия  граждан  в общественных работах включается в общий
трудовой стаж на условиях, предусмотренных законодательством.
     По согласованию с администрацией предприятий работникам,  занятым
на общественных работах,  может предоставляться возможность  поиска  в
рабочее время постоянного места работы (без сохранения оплаты труда за
время отсутствия).
     6.2. В районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ра-
йонам Крайнего Севера, на работников, занятых на общественных работах,
распространяются льготы и компенсации, установленные действующими нор-
мативными актами.

             VII. Осуществление контроля за организацией
                          общественных работ

     Контроль за соблюдением договоров между предприятиями и иными ор-
ганизациями в части организации и выполнения общественных  работ  осу-
ществляется соответствующими органами службы занятости, а также други-
ми государственными органами в установленном законодательством порядке.