ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ 11 июня 1992 г. N 21в (ЧТ 92 8-12) Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1, Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991 г. N 1550-1, Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г., Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. N 2117-1, Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. N 2490-1. 1. Общие положения 1.1. В целях оказания содействия занятости отдельным категориям граждан в праве на предприятиях, в учреждениях и организациях (1) про- водится квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуж- дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. 1) В дальнейшем именуются предприятия. Квотирование рабочих мест (квота) - это определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии, в процентах к среднесписочной численности работников (2). 2) В среднесписочную численность включаются состоящие в штате ра- ботники предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате предприятия (выполняющие работы по договору подряда и другими договорам гражданско-правового характера). 1.2. Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках ра- боты, в соответствии с действующим законодательством имеют местные Со- веты народных депутатов. Работодатели в соответствии с установленной квотой создают или выделяют необходимое количество рабочих мест для трудоустройства ука- занных категорий граждан. 1.3. Квотирование рабочих мест производится в основном для приема на работу лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). Местные Советы народных депутатов устанавливают в соответствии с действующим законодательством и с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, квоты для приема на работу и других катего- рий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К указанным группам населения кроме инвали- дов могут относиться: одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста; лица, про- должительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из учрежде- ний, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда, и др. 2. Условия и порядок квотирования рабочих мест 2.1. Для предприятий, находящихся в муниципальной собственности, квота устанавливается решением местного Совета народных депутатов соответствующего уровня. 2.2. Установление квот для предприятий иных форм собственности производится на основании договоров, заключаемых органами исполнитель- ной власти с указанными предприятиями. 2.3. Договор о квотировании должен содержать наименование рабоче- го места, санитарно-гигиенические требования и рекомендации медико-со- циальной экспертизы по условиям и режимам труда, источники финансиро- вания (или налоговые льготы и платежи), а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора. Размеры, виды льгот предприятиям, создающим рабочие места для использования труда инвалидов, а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора, предусматриваются при заключении спе- циальных соглашений, регулирующих вопросы социально-экономического развития территории (3). 3) Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и согла- шениях" от 11 марта 1992 г. N 2490-1. 2.4. Конкретные предложения о размерах квоты и сроках их действия разрабатываются и вносятся на утверждение местных Советов народных де- путатов государственной службой занятости, органами социальной защиты, народного образования совместно с общественными организациями, представляющими интересы групп населения, особо нуждающихся в социаль- ной защите и испытывающих трудности в поиске работы. 2.5. Размер квоты определяется ежегодно с учетом ситуации, скла- дывающейся на региональном рынке труда, имеющегося потенциала работо- дателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного ка- лендарного года. Для инвалидов размер квоты устанавливается с учетом ранее принятых на работу инвалидов не менее 5% среднесписочной числен- ности работников. 2.6. О введении территориальной квоты работодатели информируются не менее чем за 3 месяца до начала ее введения. 2.7. Трудоустройство на квотируемые рабочие места производится работодателем по направлению государственной службы занятости с учетом предложений органов социальной защиты, народного образования, общест- венных организаций инвалидов или самостоятельно. 2.8. Ликвидация рабочих мест, созданных в рамках квот, произво- дится только по согласованию с местными Советами народных депутатов и органами государственной службы занятости. 2.9. При осуществлении мероприятий по сокращению численности ли- ца, трудоустроенные в счет установленных квот, имеют преимущественное право оставления на работе, если численность этих лиц не будет превы- шать квоты, рассчитанной к новой численности работников. 3. Участие работодателей в обеспечении занятости лиц, особо нуж- дающихся в социальной защите 3.1. Работодатели содействуют реализации мероприятий, направлен- ных на обеспечение занятости граждан, включая лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. 3.2. В случае невозможности выделения или создания на своем про- изводстве рабочих мест для использования труда инвалидов в счет уста- новленной для данного предприятия квоты работодатели арендуют, покупа- ют, создают или оплачивают стоимость рабочего места, созданного на другом предприятии. Несколько предприятий по предложению органов исполнительной власти и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них. 3.3. Работодатели, не выполнившие решения местного Совета народ- ных депутатов о квотировании рабочих мест, полностью возмещают затраты органов исполнительной власти по организации таких мест на других предприятиях региона. 3.4. Перечисление денежных средств в размере стоимости создания рабочего места осуществляется работодателем по платежному требованию органов исполнительной власти. Если рабочее место не создано или не выделено предприятием в пе- риод менее года со дня установления квоты, расчет перечисленных рабо- тодателем денежных средств производится помесячно. 3.5. В случае невыполнения договора или решения местных Советов народных депутатов о создании или выделении рабочего места в рамках установленной квоты, а также при невозмещении затрат по созданию таких мест на других предприятиях работодатели подвергаются денежному штрафу в размере, предусмотренном в договоре или решениях местных Советов на- родных депутатов, налагаемому в судебном порядке. 3.6. Работодатели обязаны предоставлять органам государственной службы занятости информацию об освобождающихся рабочих местах, создан- ных или выделенных в рамках установленных квот, в течение 10 дней со дня увольнения работника. Информация о создании рабочего места в рамках установленной квоты передается работодателем в государственную службу занятости в месячный срок. 4. Источники финансирования и льготы работодателям, создающим ра- бочие места 4.1. Рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, создаются за счет средств работодателей, средств соответствующего местного бюджета с привлечением средств Государствен- ного фонда занятости и территориального фонда социальной поддержки населения. 4.2. В случае если работодатели выделяют или создают рабочие места за счет собственных средств, местные Советы народных депутатов в соответствии с действующим законодательством устанавливают: льготные ставки налога на прибыль для предприятий, находящихся в муниципальной собственности данного Совета народных депутатов; льготный размер местных налогов, сборов и пошлин; льготные тарифы на оплату коммунальных, транспортных и других услуг, оказываемых предприятиями, находящимися в муниципальной собственности данного Совета народных депутатов; льготы по платежам любым предприятиям, находящимся на подве- домственной им территории, в пределах причитающейся местным Советам народных депутатов доли налогов на прибыль, а по остальным платежам - в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогообло- жении. Местные Советы народных депутатов могут оказывать иные формы со- действия работодателям, в том числе выделение нежилых помещений. 4.3. Для финансирования мероприятий по оказанию содействия заня- тости лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности при поиске работы, с учетом региональных особенностей мест- ными Советами народных депутатов создаются целевые фонды за счет: средств местных бюджетов; средств внебюджетных фондов, образуемых местными Советами народ- ных депутатов и местной администрацией; отчислений работодателей на создание рабочих мест в пределах квот; средств специализированных территориальных фондов и фондов соци- ального страхования; добровольных взносов предприятий, общественных организаций и граждан; средств, выплачиваемых по штрафным санкциям работодателями, не выполнившими установленных квот. |