О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ НУЖДЫ ПРЕДПРИЯТИЯМ-ИНВЕСТОРАМ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 17 июля 1992 г. N 56 (БНА 92-9-10) В соответствии с Соглашением Правительства и Центрального банка России "О мерах по нормализации расчетов в народном хозяйстве Российской Федерации" от 3 апреля 1992 года и Договором о предоставле- нии банковского кредита между Центральным банком и Министерством фи- нансов России от 30 июня 1992 года Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации устанавливают следующий порядок предоставления государственных креди- тов на инвестиционные нужды предприятиям-инвесторам, осуществляющим строительство важнейших объектов народного хозяйства. 1. Общие положения 1.1. Государственные кредиты на инвестиционные нужды предоставля- ются предприятиям-инвесторам Министерством финансов Российской Федера- ции через коммерческие банки или непосредственно предприятиям-инвесто- рам, завершающим в 1992 году строительство важнейших объектов, которым выделены лимиты государственных централизованных капитальных вложений, как правило, в 1 полугодии 1992 года. Основанием для рассмотрения воз- можности предоставления кредита является Перечень строек и объектов на 1992 год, сообщенный министерствам, ведомствам, департаментам, корпо- рациям и областным администрациям документами Министерства экономики и Министерства финансов Российской Федерации. 1.2. Основным условием целесообразности предоставления кредита является экономическая эффективность осуществляемых затрат на пусковых стройках и объектах, как правило, 1992 года, а также подтверждение за- интересованности потребителей продукции, намеченной к выпуску на соз- даваемых мощностях. 2. Порядок и условия рефинансирования коммерческих банков для предоставления государственных кредитов на инвестиционные нужды 2.1. На основании предложений предприятий-инвесторов средства для предоставления государственных кредитов на инвестиционные нужды (далее по тексту "кредитные ресурсы") выделяются коммерческим банкам, которые имеют сеть филиалов в регионах осуществления государственных инвести- ционных проектов и программ, или обеспечивают комплексное обслуживание инвесторов, включая ведение их расчетных, валютных счетов и счетов фи- нансирования. 2.2. Кредитные ресурсы предоставляются коммерческим банкам на основании Соглашений, заключаемых с Министерством финансов Российской Федерации по прилагаемой форме *. * Приложение в Бюллетене не приводится. 2.3. Кредитные ресурсы выделяются коммерческим банкам на срок, предусмотренный Соглашением с Министерством финансов Российской Феде- рации, но не позднее, чем до 1 декабря 1998 года, по ставке 10% годо- вых. Размер маржи, взимаемой с предприятий-инвесторов, не более 3%. Коммерческие банки, предлагающие более низкий размер маржи, получают приоритет при выделении ресурсов на указанные цели. В случаях когда, для финансирования государственных централизо- ванных капитальных вложений по соответствующим стройкам наряду с бюд- жетными ассигнованиями предусмотрены кредитные ресурсы, в первую оче- редь расходуются кредитные ресурсы, а по мере их исчерпывания пере- числяются бюджетные ассигнования. 2.4. Кредитные ресурсы перечисляются на корреспондентские счета коммерческих банков в соответствии с квартальными графиками освоения лимитов государственных централизованных капитальных вложений, а в дальнейшем - с учетом фактического их освоения и учитываются банками на балансовом счете N 810. 2.5. Полученные коммерческими банками кредитные ресурсы должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозит- ные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, а также передаваться другим банкам на договорных условиях с взиманием процентов и комиссий, отвле- каться в другие операции краткосрочного характера. Коммерческие банки, допустившие нецелевое использование ресурсов, несут ответственность, предусмотренную в заключенных Соглашениях, вплоть до лишения в уста- новленном порядке лицензии на банковскую деятельность. 2.6. Возврат кредитных ресурсов, полученных коммерческими банками под государственные кредиты, осуществляется в соответствии с кредитны- ми договорами, заключаемыми с непосредственными предприятиями-инвесто- рами. Погашенные суммы инвестиционных кредитов в 3-хдневный срок под- лежат перечислению с корреспондентских счетов коммерческих банков на счет 129700 Министерства финансов Российской Федерации балансовый счет 120 в ОПЕРУ Центрального банка Российской Федерации с одновременным уведомлением Министерства финансов Российской Федерации о сроках и суммах перечисленных средств. 2.7. Министерство финансов Российской Федерации вправе предоста- вить коммерческому банку отсрочку возврата средств, выданных под госу- дарственные кредиты на инвестиционные нужды, но не позднее, чем до 1 декабря 1998 года. При этом, его обязательства перед Центральным бан- ком Российской Федерации по срокам погашения полученных кредитов пе- ресмотру не подлежат. По отсроченной или просроченной задолженности коммерческий банк уплачивает Министерству финансов Российской Федерации процентную став- ку не ниже действующей учетной ставки Банка России по срочным ссудам. 2.8. При невозврате предоставленных коммерческому банку кредитных ресурсов полностью или частично до 1 декабря 1998 года Министерство финансов Российской Федерации в 10-дневный срок принимает меры к бесспорному их взысканию в предусмотренном действующим законодательст- вом порядке. 2.9. Государственные кредиты на инвестиционные нужды, предостав- ленные в счет выделяемых Министерством финансов Российской Федерации средств, рассматриваются Банком России, как гарантированные Прави- тельством и учитываются при расчете экономических нормативов деятель- ности коммерческих банков, исходя из установленных для этого вида вло- жений коэффициентов риска. Одновременно при расчете соотношения капи- тала банка и его обязательств средства, выделенные коммерческим банком под инвестиционные нужды и отражаемые на балансовом счете 810 исключа- ются. 3. Порядок и условия предоставления и погашения государственных кредитов на инвестиционные нужды 3.1. Государственные кредиты под инвестиционные нужды (далее по тексту - государственные кредиты) предоставляются коммерческими банка- ми предприятиям-инвесторам на основе кредитных договоров, а Минфином России - в соответствии с Соглашением по прилагаемой форме. При заключении Соглашений или кредитных договоров кредитор (ком- мерческий банк или Министерство финансов) рассматривает планы капи- тального строительства, титульные (внутрипостроечные титульные) списки строек, договора подряда, расчеты окупаемости затрат, расчет сроков погашения кредитов и процентов по ним и другую необходимую документа- цию. 3.2. Без предоставления документации, указанной в п. 3.1., госу- дарственные кредиты предприятиям-инвесторам не выдаются, а высвободив- шиеся кредитные ресурсы по решению Минфина и Минэкономики России нап- равляются на завершение более эффективных строек. 3.3. Государственные кредиты предоставляются предприятиям-ин- весторам под залог объектов незавершенного строительства, оборудова- ния, не сданного в монтаж, и другого имущества с оформлением соот- ветствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством Российской Федерации. На основании договора о залоге с предприятиями-инвесторами ком- мерческие банки гарантируют Минфину России возврат средств, полученных под государственные кредиты. В случаях предоставления кредита предпри- ятию-инвестору непосредственно Минфином России, то ему предоставляется залоговое обязательство. Администрациям территориальных образований кредиты предоставля- ются под гарантию местных Советов. При этом, обеспечением выделенных кредитов служат средства соответствующего бюджета. 3.4. Проценты за пользование государственным кредитом начисляются с даты выдачи ссуды и возмещаются ежемесячно равными долями с начала погашения кредита. 3.5. Использование кредита производится путем перечисления испол- нителям работ и поставщикам оборудования средств по поручению предпри- ятия-инвестора с открываемого ему коммерческим банком ссудного счета. Расчеты за выполненные работы, оказанные услуги и завозимые товар- но-материальные ценности осуществляются поручениями - платежными тре- бованиями. При выделении кредита Минфином России непосредственно предприяти- ям-инвесторами средства перечисляются на вновь открываемые текущие счета по учету бюджетных средств в обслуживающих их банках. Расходова- ние и учет этих средств производится в режиме бюджетных ссуд. 3.6. Общий срок пользования кредитом устанавливается с учетом норм продолжительности строительства и освоения вводимых мощностей. При этом, погашение государственных кредитов начинается после ввода в действие строек и объектов и выхода на проектную мощность в сроки, предусмотренные в титульных (внутрипостроечных титульных) списках и проектах на момент подписания соглашений или кредитных договоров, но не позднее предусмотренных в кредитных договорах сроков. Коммерческие банки вправе предоставлять заемщикам отсрочку погашения кредитов без пересмотра обязательств, предусмотренных в Соглашениях с Министерством финансов Российской Федерации. По отсроченной или просроченной задолженности предприятие-ин- вестор уплачивает Министерству финансов или коммерческому банку про- центную ставку не ниже действующей учетной ставки Банка России по срочным ссудам. На сумму невозмещенной в срок задолженности кредитор обращает взыскание на представленные под залог товарно-материальные ценности согласно договора о залоге. 3.7. В случае использования предприятием-инвестором государствен- ного кредита не по назначению коммерческий банк прекращает дальнейшее кредитование и извещает об этом Министерство финансов Российской Феде- рации. Неиспользованные ресурсы подлежат возврату Министерству фи- нансов в 3-дневный срок и по согласованию с Минэкономики России могут быть направлены на завершение более эффективных строек, осуществляе- мых, как правило, за счет лимитов государственных централизованных ка- питальных вложений или на досрочное погашение кредитов Центрального банка Российской Федерации. При этом сумма кредитов, использованных не по назначению, взыскивается с предприятия-инвестора в порядке, уста- новленном действующим законодательством. 3.8. Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно полу- чает отчеты коммерческих банков и предприятий-инвесторов об освоении выданного государственного кредита и уплате процентов за пользование этим кредитом, а также может при участии Центрального банка России проводить проверки выполнения настоящего порядка и получать от коммер- ческих банков и предприятий-инвесторов всю необходимую документацию по вопросам предоставления, использования и погашения государственных кредитов. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 1992 г. Регистрационный N 25. |