МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА 5 мая 1992 г. N 24-8-3/1-2 (НЦПИ) 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации составлены в помощь специалистам, осуществляющим экспертизу проектов детальной планировки жилых районов городов и поселков. Проекты детальной планировки разрабатываются на основании утвержденного генерального плана населенного пункта. Для малых городов, рабочих, курортных и дачных поселков проекты детальной планировки могут совмещаться с проектами генеральных планов населенных пунктов. Основной целью проекта детальной планировки является уточнение в более крупном масштабе решений генерального плана города (поселка) по планировочной организации и функциональному зонированию территории жилого района с установлением красных линий, определению основных объемов жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства, этажности и характера застройки, зонам охраны памятников истории и культуры. В составе проекта детальной планировки устанавливаются: система красных линий; функциональное зонирование территории; строительное зонирование территории (основные решения по этажности и характеру застройки); объемы жилищного строительства; объемы строительства и принципы размещения объектов культурно-бытового и коммунального назначения; объемы строительства инженерных сооружений и магистральных инженерных коммуникаций; последовательность освоения территории и очередность строительства. В проекте детальной планировки в соответствии с Законом РСФСР "О плате за землю" и "Порядком определения ставок земельного налога с нормативной цены земли", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1992 г. N 112, рекомендуется определять показатели градостроительной ценности территории для дифференциации средней ставки земельного налога для рассматриваемой территории с учетом: доступности к центру города, местам трудовой деятельности, общественному транспорту, объектам культуры и бытового обслуживания населения; уровня инженерного оборудования и благоустройства территории и застройки; уровня развития сферы культурно-бытового обслуживания населения; эстетической, исторической ценности застройки и ландшафтной ценности территории; состояния окружающей среды, санитарных и микроклиматических условий; инженерно-геологических условий строительства и степени подверженности территории разрушительным природным воздействиям; рекреационной ценности территории и др. В проекте детальной планировки также рассматриваются в качестве обоснований указанных решений вопросы архитектурно-планировочной и объемно-пространственной организации территории, ее благоустройства и озеленения, организации транспортного и пешеходного движения, охраны и использования памятников истории и культуры, охраны и улучшения окружающей среды, инженерной подготовки и вертикальной планировки территории. 2. Организация и порядок рассмотрения проектов 2.1. Проверяется наличие (комплектность) документации в соответствии с требованиями раздела 6 Инструкции ВСН 38-82. По согласованию с заказчиком и в соответствии с заданием на проектирование возможна разработка дополнительных материалов или сокращение объема проекта. 2.2. Устанавливается соответствие проекта заданию на проектирование, решениям генерального плана и требованиям строительных норм и правил застройки. При этом необходимо исходить из того, что решениями проекта детальной планировки должны быть учтены природно-климатические и социально-экономические особенности района, его историческое и культурное наследие, а также градостроительная ценность территории. Осуществление решений проекта должно обеспечить комфортную для проживания городскую среду. Особое внимание должна быть уделено влиянию рыночных отношений на решение градостроительных проблем (удобство приватизации зданий, а также предоставление во владение, пользование участков и сооружений). 2.3. Обязательному рассмотрению подлежат основные технико-экономические показатели проекта детальной планировки жилого района в соответствии с приложением 9 ВСН 38-82. 2.4. Дается оценка предлагаемой планировочной структуры жилого района, объемно-пространственному и архитектурно-художественному решению застройки. При этом особое внимание должно быть уделено: обоснованности функционального зонирования территории, имея при этом в виду учет природных факторов (ландшафт, гидрогеологические, другие условия рационального природопользования и ресурсосбережения), градостроительную ценность территории и градостроительную ситуацию; формированию архитектуры основных композиционных узлов, улиц и площадей; обоснованности зонирования по этажности и силуэтным решениям в связи со сложившейся градостроительной ситуацией (архитектура существующей застройки, наличие памятников архитектуры, сноса и т.д.), состоянием строительной базы; рациональности решений по системе культурно-бытового обслуживания, увязке ее со структурой уличной сети и пешеходных связей, возможность удобной приватизации за счет строительства в первую очередь небольших предприятий торговли и общественного питания и др.; обеспечению четкой планировочной структуры жилой зоны с формированием микрорайонов, кварталов, системы территорий для разных групп населения, системы стоянок для автомобилей личного пользования, гаражей и т.д.; достижению комплексности застройки по очередям строительства. 3. Результаты анализа, выводы и предложения Критериями оценки качества проектов детальной планировки жилых районов должны являться: соответствие решений заданию на проектирование, генеральному плану города и поселка. Отклонения должны быть согласованы с проектной организацией-разработчиком генерального плана и администрацией города (района), утвердившей генеральный план; соответствие проектов детальной планировки нормативным требованиям. При отклонении от них проекты могут быть рекомендованы к утверждению в исключительных случаях, только при условии согласования с местными органами санитарного надзора, пожарной охраны, архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями; обоснованность архитектурно-градостроительных решений. Проекты детальной планировки рассматриваются на заседании архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе города, а в особо сложных случаях - на заседаниях архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе республики в составе Российской Федерации, края, области. В заключении экспертизы даются предложения по устранению недостатков и улучшению качества проекта. В заключении может быть сделан один из выводов: "согласование без замечаний" или "на доработку". После доработки проекта возможна при необходимости повторная экспертиза. (Снятие замечаний, не требующих кардинальной переработки проекта, целесообразно в процессе экспертизы и составления экспертного заключения. Макет-эталон экспертного заключения по проекту детальной планировки жилого района прилагается. Утверждаю: Начальник управления (бюро) вневедомственной государственной экспертизы "----" ------------ 199 -- г. Подпись --------------------- Экспертное заключение N по проекту детальной планировки жилого района 1. Заказчик проекта 2. Проектная организация 3. Основание для проектирования: решение городской (районной) администрации (дата и N решения); задание на проектирование (дата выдачи и кем); генеральный план города (поселка), утвержденный (дата, N утверждения и кем). 4. Данные о согласованиях рассматриваемого проекта (дата согласований и кем). 5. Описание существующего положения и проектных решений в увязке с генеральным планом города (поселка) по следующим основным вопросам: градостроительная ситуация и размещение района в системе города (поселка); рельеф, инженерные и гидрогеологические условия строительства, экологическая ситуация и др.; функциональное зонирование и баланс территории; архитектурно-планировочная организация территории и система красных линий в увязке с решениями генерального плана; этажность и характер застройки; охрана окружающей среды, памятников истории и культуры; численность населения, объемы строительства жилья и зданий культурно-бытового и коммунального назначения по микрорайонам; плотность застройки по микрорайонам; основные решения по инженерной подготовке территории и вертикальной планировке; организация движения транспорта и пешеходов, сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств; сооружения и магистральные коммуникации инженерного оборудования территории; база строительства; последовательность освоения территории и очередность строительства; основные технико-экономические показатели проекта детальной планировки в соответствии с приложением N 9 Инструкции ВСН 38-82, а также показатели градостроительной ценности территории для дифференциации ставки земельного налога по отдельным территориям района. 6. Замечания и предложения государственной вневедомственной экспертизы. В эту часть заключения вносятся замечания по результатам рассмотрения проекта в соответствии с перечнем вопросов, изложенных в п.5. Особое внимание при этом следует обратить на факты отклонения проектных решений от действующих нормативных документов, задания на проектирование, решений генерального плана. 7. Выводы и предложения. В итоге экспертного заключения делается вывод о согласовании проекта или необходимости его доработки по замечаниям заключения до утверждения проекта. При необходимости предлагается представить проект на дополнительное рассмотрение. 8. Заключение подписывается ведущим экспертом и экспертами, участвовавшими в экспертизе проекта. Заключение утверждается руководителем управления (бюро) государственной вневедомственной экспертизы. Срок действия настоящих Методических рекомендаций устанавливается до ввода в действие разрабатываемых в настоящее время нормативных документов и Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. |