МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ. Письмо. Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). 05.05.92 24-8-3/1-2

          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ
             ПРОЕКТОВ ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ

                                ПИСЬМО

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

                            5 мая 1992 г.
                             N 24-8-3/1-2

                                (НЦПИ)


                          1. Общие положения

     Настоящие методические   рекомендации   составлены    в    помощь
специалистам,  осуществляющим экспертизу проектов детальной планировки
жилых районов городов и поселков.
     Проекты детальной   планировки   разрабатываются   на   основании
утвержденного  генерального  плана  населенного  пункта.   Для   малых
городов,  рабочих,  курортных  и  дачных  поселков  проекты  детальной
планировки могут совмещаться с проектами генеральных планов населенных
пунктов.
     Основной целью проекта детальной планировки является уточнение  в
более  крупном масштабе решений генерального плана города (поселка) по
планировочной организации  и  функциональному  зонированию  территории
жилого  района  с  установлением  красных линий,  определению основных
объемов жилищного,  культурно-бытового и коммунального  строительства,
этажности  и  характера  застройки,  зонам охраны памятников истории и
культуры.
     В составе проекта детальной планировки устанавливаются:
     система красных линий;
     функциональное зонирование территории;
     строительное зонирование   территории   (основные   решения    по
этажности и характеру застройки);
     объемы жилищного строительства;
     объемы строительства     и     принципы    размещения    объектов
культурно-бытового и коммунального назначения;
     объемы строительства   инженерных   сооружений   и  магистральных
инженерных коммуникаций;
     последовательность освоения      территории     и     очередность
строительства.
     В проекте  детальной планировки в соответствии с Законом РСФСР "О
плате за землю" и "Порядком определения  ставок  земельного  налога  с
нормативной  цены  земли",  утвержденным  постановлением Правительства
Российской Федерации от  25  февраля  1992  г.  N  112,  рекомендуется
определять   показатели   градостроительной  ценности  территории  для
дифференциации средней ставки земельного  налога  для  рассматриваемой
территории с учетом:
     доступности к  центру  города,  местам   трудовой   деятельности,
общественному  транспорту,  объектам  культуры и бытового обслуживания
населения;
     уровня инженерного  оборудования  и  благоустройства территории и
застройки;
     уровня развития сферы культурно-бытового обслуживания населения;
     эстетической, исторической  ценности  застройки   и   ландшафтной
ценности территории;
     состояния окружающей  среды,  санитарных   и   микроклиматических
условий;
     инженерно-геологических условий    строительства    и     степени
подверженности территории разрушительным природным воздействиям;
     рекреационной ценности территории и др.
     В проекте  детальной  планировки также рассматриваются в качестве
обоснований указанных  решений  вопросы  архитектурно-планировочной  и
объемно-пространственной организации территории,  ее благоустройства и
озеленения, организации транспортного и пешеходного движения, охраны и
использования  памятников  истории  и  культуры,  охраны  и  улучшения
окружающей среды,  инженерной  подготовки  и  вертикальной  планировки
территории.

            2. Организация и порядок рассмотрения проектов

     2.1. Проверяется    наличие    (комплектность)   документации   в
соответствии с требованиями раздела 6 Инструкции ВСН 38-82.
     По согласованию  с  заказчиком  и  в  соответствии  с заданием на
проектирование  возможна  разработка  дополнительных  материалов   или
сокращение объема проекта.
     2.2. Устанавливается    соответствие    проекта    заданию     на
проектирование, решениям генерального плана и требованиям строительных
норм и правил застройки.
     При этом  необходимо  исходить  из  того,  что  решениями проекта
детальной  планировки  должны  быть  учтены  природно-климатические  и
социально-экономические   особенности   района,   его  историческое  и
культурное наследие,  а также градостроительная  ценность  территории.
Осуществление   решений   проекта  должно  обеспечить  комфортную  для
проживания  городскую  среду.  Особое  внимание  должна  быть  уделено
влиянию   рыночных  отношений  на  решение  градостроительных  проблем
(удобство приватизации зданий,  а также  предоставление  во  владение,
пользование участков и сооружений).
     2.3. Обязательному      рассмотрению      подлежат       основные
технико-экономические  показатели  проекта детальной планировки жилого
района в соответствии с приложением 9 ВСН 38-82.
     2.4. Дается  оценка  предлагаемой  планировочной структуры жилого
района,   объемно-пространственному   и   архитектурно-художественному
решению застройки. При этом особое внимание должно быть уделено:
     обоснованности функционального зонирования территории,  имея  при
этом  в  виду  учет природных факторов (ландшафт,  гидрогеологические,
другие условия рационального природопользования и  ресурсосбережения),
градостроительную ценность территории и градостроительную ситуацию;
     формированию архитектуры основных композиционных  узлов,  улиц  и
площадей;
     обоснованности зонирования по этажности и  силуэтным  решениям  в
связи   со   сложившейся   градостроительной   ситуацией  (архитектура
существующей застройки, наличие памятников архитектуры, сноса и т.д.),
состоянием строительной базы;
     рациональности решений     по     системе      культурно-бытового
обслуживания,  увязке  ее  со  структурой  уличной  сети  и пешеходных
связей,  возможность удобной  приватизации  за  счет  строительства  в
первую  очередь небольших предприятий торговли и общественного питания
и др.;
     обеспечению четкой   планировочной   структуры   жилой   зоны   с
формированием микрорайонов,  кварталов,  системы территорий для разных
групп населения,  системы стоянок для автомобилей личного пользования,
гаражей и т.д.;
     достижению комплексности застройки по очередям строительства.

             3. Результаты анализа, выводы и предложения

     Критериями оценки  качества  проектов  детальной планировки жилых
районов должны являться:
     соответствие решений   заданию  на  проектирование,  генеральному
плану города и поселка. Отклонения должны быть согласованы с проектной
организацией-разработчиком  генерального плана и администрацией города
(района), утвердившей генеральный план;
     соответствие проектов     детальной     планировки    нормативным
требованиям.  При отклонении от них проекты могут быть рекомендованы к
утверждению в исключительных случаях,  только при условии согласования
с местными органами санитарного надзора,  пожарной охраны, архитектуры
и градостроительства, другими заинтересованными организациями;
     обоснованность архитектурно-градостроительных решений.
     Проекты детальной   планировки   рассматриваются   на   заседании
архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе города,
а      в     особо     сложных     случаях     -     на     заседаниях
архитектурно-градостроительного   Совета   при   главном   архитекторе
республики в составе Российской Федерации, края, области.
     В заключении  экспертизы   даются   предложения   по   устранению
недостатков  и  улучшению  качества  проекта.  В заключении может быть
сделан  один  из  выводов:  "согласование  без  замечаний"   или   "на
доработку".   После   доработки  проекта  возможна  при  необходимости
повторная экспертиза.  (Снятие замечаний,  не  требующих  кардинальной
переработки проекта, целесообразно в процессе экспертизы и составления
экспертного заключения.
     Макет-эталон экспертного    заключения   по   проекту   детальной
планировки жилого района прилагается.

     Утверждаю:
     Начальник управления   (бюро)   вневедомственной  государственной
экспертизы
     "----" ------------ 199 -- г.
     Подпись ---------------------

                  Экспертное заключение N по проекту
                  детальной планировки жилого района

     1. Заказчик проекта
     2. Проектная организация
     3. Основание для проектирования:
     решение городской (районной) администрации (дата и N решения);
     задание на проектирование (дата выдачи и кем);
     генеральный план    города    (поселка),    утвержденный   (дата,
N утверждения и кем).
     4. Данные   о   согласованиях   рассматриваемого   проекта  (дата
согласований и кем).
     5. Описание  существующего положения и проектных решений в увязке
с генеральным планом города (поселка) по следующим основным вопросам:
     градостроительная ситуация  и  размещение района в системе города
(поселка);
     рельеф, инженерные  и  гидрогеологические  условия строительства,
экологическая ситуация и др.;
     функциональное зонирование и баланс территории;
     архитектурно-планировочная организация   территории   и   система
красных линий в увязке с решениями генерального плана;
     этажность и характер застройки;
     охрана окружающей среды, памятников истории и культуры;
     численность населения,  объемы  строительства  жилья   и   зданий
культурно-бытового и коммунального назначения по микрорайонам;
     плотность застройки по микрорайонам;
     основные решения    по   инженерной   подготовке   территории   и
вертикальной планировке;
     организация движения   транспорта   и   пешеходов,  сооружения  и
устройства для хранения и обслуживания транспортных средств;
     сооружения и  магистральные коммуникации инженерного оборудования
территории;
     база строительства;
     последовательность освоения     территории     и      очередность
строительства;
     основные технико-экономические   показатели   проекта   детальной
планировки  в  соответствии с приложением N 9 Инструкции ВСН 38-82,  а
также   показатели   градостроительной   ценности    территории    для
дифференциации  ставки  земельного  налога  по  отдельным  территориям
района.
     6. Замечания   и   предложения  государственной  вневедомственной
экспертизы.
     В эту   часть   заключения   вносятся  замечания  по  результатам
рассмотрения проекта в соответствии с перечнем вопросов,  изложенных в
п.5.
     Особое внимание при этом следует  обратить  на  факты  отклонения
проектных  решений  от действующих нормативных документов,  задания на
проектирование, решений генерального плана.
     7. Выводы и предложения.
     В итоге экспертного  заключения  делается  вывод  о  согласовании
проекта  или  необходимости  его доработки по замечаниям заключения до
утверждения проекта. При необходимости предлагается представить проект
на дополнительное рассмотрение.
     8. Заключение  подписывается  ведущим  экспертом  и   экспертами,
участвовавшими   в   экспертизе   проекта.   Заключение   утверждается
руководителем  управления  (бюро)   государственной   вневедомственной
экспертизы.
     Срок действия настоящих Методических рекомендаций устанавливается
до  ввода  в  действие  разрабатываемых  в настоящее время нормативных
документов и Инструкции о составе,  порядке разработки, согласования и
утверждения   схем   и  проектов  районной  планировки,  планировки  и
застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.