ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ. Постановление. Правительство РФ. 26.06.95 612

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ    ТИПОВОГО    ПОЛОЖЕНИЯ     ОБ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
                           ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          26 июня 1995 года
                                N 612

                                 (Д)

     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемое Типовое  положение  об  общеобразовательной
школе-интернате.

Председатель Правительства
Российской Федерации                   В.Черномырдин
26 июня 1995 года
N 612

                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 26 июня 1995 г. N 612

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

                об общеобразовательной школе-интернате

                          I. Общие положения

     1. Настоящее  Типовое   положение   регулирует   образовательную,
воспитательную  и финансово-хозяйственную деятельность государственных
и муниципальных общеобразовательных школ-интернатов.
     Положение является      типовым      для      следующих     видов
общеобразовательных        школ-интернатов:        общеобразовательных
школ-интернатов   начального   общего,  основного  общего  и  среднего
(полного) общего образования,  в том  числе  с  углубленным  изучением
отдельных     предметов,    гимназий-интернатов,    лицеев-интернатов,
санаторно-лесных школ, санаторных школ-интернатов.
     Для негосударственных общеобразовательных школ-интернатов Типовое
положение выполняет функцию примерного.
     2. Общеобразовательная    школа-интернат   (далее   именуется   -
школа-интернат) создается в целях оказания помощи семье  в  воспитании
детей,  формирования  у них навыков самостоятельной жизни,  социальной
защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
     3. Деятельность  школы-интерната строится на принципах демократии
и  гуманизма,  приоритета   общечеловеческих   ценностей,   свободного
развития личности, общедоступности, автономности и светского характера
образования.
     4. Школа-интернат    в    своей    деятельности   руководствуется
федеральными законами,  указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации,  постановлениями  и распоряжениями Правительства Российской
Федерации,  решениями соответствующего органа управления образованием,
Типовым   положением   об  общеобразовательном  учреждении,  настоящим
Типовым положением.

             II. Организация деятельности школы-интерната

     5. Школа-интернат  создается   учредителем   (учредителями)   при
наличии  необходимых  условий  для  обучения,  воспитания и проживания
детей и  регистрируется  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации.
     6. Порядок открытия,  реорганизации и ликвидации  школы-интерната
определяется законодательством Российской Федерации.
     7. Статус       учредителя        (учредителей)        определяет
организационно-правовую форму школы-интерната.
     Учредителем (учредителями) государственной школы-интерната  могут
быть  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
     Учредителем (учредителями) муниципальной школы-интерната является
орган местного самоуправления.
     Допускается совместное учредительство школы-интерната, основанное
на объединении имущества,  находящегося в  федеральной  собственности,
собственности субъектов Российской Федерации,  муниципальной и частной
собственности,  а также в  собственности  общественных  объединений  и
организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц.
     Учредительными документами   школы-интерната   являются   решение
учредителя  (договор  между  учредителями)  о ее создании,  а также ее
устав, утвержденный учредителем (учредителями).
     8. Отношения между учредителем (учредителями) и школой-интернатом
определяются  договором,  заключаемым  между  ними  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     9. Права юридического лица  у  школы-интерната  в  части  ведения
уставной  финансово-хозяйственной  деятельности возникают с момента ее
государственной регистрации.  Как юридическое лицо  она  имеет  устав,
расчетный   и   другие   счета   в   банковских   учреждениях,  печать
установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
     10. Право  на  образовательную  деятельность  и  получение льгот,
предусмотренных законодательством Российской  Федерации,  возникает  у
школы-интерната   с   момента   выдачи   ей  соответствующей  лицензии
(разрешения).
     11. Школа-интернат   проходит   государственную   аккредитацию  в
порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
     12. Школа-интернат  в соответствии с законодательством Российской
Федерации  вправе  участвовать  в  образовании  объединений  в   форме
ассоциаций и союзов.
     13. В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии,
не  имеющие  медицинских  показаний,  несовместимых  с  пребыванием  в
школе-интернате.
     14. Количество   классов   в   школе-интернате   определяется   в
соответствии с  санитарными  нормами  и  в  зависимости  от  имеющихся
условий осуществления образовательного процесса.
     15. Наполняемость  каждого   класса   и   воспитательной   группы
школы-интерната не должна превышать 20 человек.
     При наличии  необходимых  условий  и   средств   (в   том   числе
внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных групп с
меньшей наполняемостью.
     16. При  проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах,
трудовому  обучению  в  5-11  классах,  физической  культуре  в  10-11
классах,  а  также  во  время  практических  занятий  по информатике и
вычислительной технике,  физике и химии  допускается  деление  на  две
группы  класса  с  наполняемостью:  в городских школах-интернатах - 20
человек, в сельских - 15 человек.
     При наличии   необходимых  средств  (в  том  числе  внебюджетных)
возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью,  а  также
1-3 классов при изучении иностранного языка.

    III. Образовательный процесс и организация быта воспитанников

     17. Образовательный процесс в школе-интернате  осуществляется  на
основе    учебного    плана,    разрабатываемого    и    утверждаемого
школой-интернатом  самостоятельно,  и   регламентируется   расписанием
занятий.
     18. Режим  дня,  обеспечивающий  научно  обоснованное   сочетание
обучения,  труда  и  отдыха,  составляется  с  учетом  круглосуточного
пребывания воспитанников в школе-интернате.
     19. Трудовое    воспитание   может   осуществляться   в   учебных
мастерских,  подсобных хозяйствах,  на предприятиях,  в учреждениях  и
организациях    с   использованием   различных   форм   самодеятельных
объединений воспитанников.
     20. Участие    воспитанников    в   различных   формах   трудовой
деятельности  и  спортивно-массовых   мероприятиях   основывается   на
принципе добровольности.
     В школе-интернате  не  допускается  принуждение  воспитанников  к
вступлению    в    общественные    объединения    и   организации,   в
общественно-политические движения и  партии,  а  также  принудительное
привлечение  их  к  участию  в  агитационных  кампаниях и политических
акциях.
     21. Воспитанники  школы-интерната могут заниматься в музыкальных,
художественных,  спортивных  и  других   учреждениях   дополнительного
образования детей,  в различных кружках и секциях, создаваемых на базе
школы-интерната,  а  также  участвовать   в   конкурсах,   олимпиадах,
выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.
     22. В  период  летних   каникул   администрация   школы-интерната
оказывает    содействие   в   организации   отдыха   воспитанников   в
оздоровительных,  молодежных и туристских  лагерях,  лагерях  труда  и
отдыха.
     23. По  просьбе   родителей   (лиц,   их   заменяющих)   директор
школы-интерната  может отпускать воспитанников домой на время каникул,
в воскресные и праздничные дни,  а по  уважительным  причинам  -  и  в
другие дни.

  IV. Участники    учебно-воспитательного    процесса,    работники
               школы-интерната, их права и обязанности

     24. Участниками учебно-воспитательного процесса в школе-интернате
являются     воспитанники,    педагогические    работники,    родители
воспитанников (лица, их заменяющие).
     25. Направление    детей    в    школу-интернат    осуществляется
государственным или муниципальным органом управления образованием.
     Прием детей    в   школу-интернат   осуществляется   в   порядке,
определяемом ее уставом.
     Дети - члены одной семьи (братья и сестры) подлежат направлению в
одну школу-интернат,  за исключением тех случаев, когда по медицинским
показаниям  или  другим  причинам  их воспитание должно осуществляться
раздельно.
     26. Зачисление  детей  в школу-интернат производится по заявлению
родителей (лиц,  их заменяющих),  а в отдельных случаях -  по  решению
органов  опеки  и  попечительства,  муниципальных  органов  управления
образованием.
     27. В   школу-интернат   принимаются   в   первую  очередь  дети,
нуждающиеся в помощи государства,  в том числе дети из  многодетных  и
малообеспеченных   семей,   дети   одиноких   матерей,   отцов,  дети,
находящиеся под опекой (попечительством).
     В тех  районах,  где  отсутствуют  образовательные учреждения для
детей-сирот  и  детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   в
школу-интернат могут быть приняты данные категории детей.
     Прием детей в школы-интернаты с углубленным  изучением  отдельных
предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего
(полного) общего образования проводится по  заявлениям  на  конкурсной
основе.
     Дети, проживающие в семьях,  могут  обучаться  в  школе-интернате
только  в  случае,  если на данной территории нет общеобразовательного
учреждения.
     28. При  приеме  воспитанника  в школу-интернат он и его родители
(лица,  их заменяющие) должны быть ознакомлены с ее уставом и  другими
документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в
этой школе-интернате.
     29. Права  и  обязанности  воспитанников и их родителей (лиц,  их
заменяющих)   определяются   уставом    школы-интерната    и    иными,
предусмотренными этим уставом актами.
     30. За содержание воспитанников  в  школе-интернате  с  родителей
(лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.
     В исключительных  случаях  по  решению  учредителя  (учредителей)
родители  (лица,  их  заменяющие)  могут  быть освобождены от платы за
содержание детей в школе-интернате полностью или частично.
     31. Воспитанники  школы-интерната обеспечиваются в соответствии с
установленными нормами одеждой,  обувью, мягким инвентарем, предметами
личной    гигиены,    а    также    учебниками,    школьно-письменными
принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем.
     32. Воспитанники   школы-интерната   обеспечиваются   питанием  в
соответствии с утвержденными нормами и методическими рекомендациями по
организации питания.
     33. По окончании школы-интерната воспитанникам выдается бесплатно
комплект  одежды  и  обуви,  находившийся  в  их  пользовании в период
обучения.
     Воспитанникам, выбывающим  из школы-интерната по другим причинам,
выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви,  находящийся в их
пользовании.
     34. Воспитанники школы-интерната имеют право на:
     получение бесплатного общего образования (начального,  основного,
среднего   (полного)   общего)   в   соответствии  с  государственными
образовательными стандартами;
     выбор формы обучения;
     получение дополнительных  (в  том  числе платных) образовательных
услуг;
     участие в  управлении школой-интернатом в форме,  определяемой ее
уставом;
     уважение, свободу   совести  и  информации,  свободное  выражение
собственных взглядов и убеждений.
     35. Воспитанники  обязаны  выполнять  устав и правила внутреннего
распорядка школы-интерната в части,  относящейся к ним,  добросовестно
учиться, бережно относиться к имуществу школы-интерната.
     Взаимоотношения педагогов   и    воспитанников    школы-интерната
строятся  на  основе  уважения  человеческого достоинства.  Применение
методов  физического   и   психического   насилия   по   отношению   к
воспитанникам не допускается.
     36. Медицинское   обслуживание   воспитанников    школы-интерната
осуществляется     штатным     или    специально    закрепленным    за
школой-интернатом  органом  здравоохранения  медицинским   персоналом,
который  наряду с администрацией школы-интерната несет ответственность
за сохранность жизни и здоровья,  физическое  развитие  воспитанников,
проведение     лечебно-профилактических     мероприятий,    соблюдение
санитарно-гигиенических норм и режима дня.
     37. Выпускникам    школы-интерната,    имеющей    государственную
аккредитацию,  после  прохождения  ими  итоговой  аттестации  выдается
документ   государственного   образца   о  получении  соответствующего
образования, заверенный печатью общеобразовательной школы-интерната.
     38. Порядок      комплектования     персонала     школы-интерната
регламентируется  ее  уставом.  Для   работников   общеобразовательной
школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.
     На педагогическую работу принимаются  лица,  имеющие  необходимую
профессионально-педагогическую      квалификацию,      соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и  полученной
специальности и подтвержденную документами об образовании.
     К педагогической деятельности в  школе-интернате  не  допускаются
лица,   которым   запрещено   ею  заниматься  по  приговору  суда  или
медицинским  показаниям,  а   также   лица,   имевшие   судимость   за
определенные преступления.
     39. Работники школы-интерната имеют право на участие в управлении
этой школой-интернатом в порядке,  определенном ее уставом, а также на
защиту своей профессиональной чести и достоинства.
     40. При  исполнении  профессиональных обязанностей педагогические
работники школы-интерната имеют право самостоятельно выбирать методики
обучения и воспитания,  учебные пособия и материалы,  учебники, методы
оценки знаний воспитанников.
     41. Основные  права и обязанности,  а также социальные гарантии и
льготы,  предоставляемые  работникам   школы-интерната,   определяются
законодательством   Российской   Федерации,   Типовым   положением  об
общеобразовательном учреждении,  настоящим Типовым положением, уставом
школы-интерната,  правилами внутреннего распорядка,  квалификационными
характеристиками работников образовательных учреждений.
     42. Педагогические    работники    школы-интерната   периодически
проходят медицинские обследования,  которые проводятся за счет средств
ее учредителя (учредителей).
     43. В обязанности медицинских работников школы-интерната входят:
     наблюдение за   состоянием  здоровья,  физическим  и  психическим
развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;
     организация и   проведение   углубленных   медицинских   осмотров
воспитанников, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий,
оценка их эффективности;
     контроль за      выполнением      санитарно-гигиенического      и
противоэпидемического   режима,   организацией  и  качеством  питания,
соблюдением рационального режима  учебной  и  внеучебной  деятельности
воспитанников;
     формирование навыков здорового образа  жизни  у  воспитанников  и
работников школы-интерната, а также ведение санитарно-просветительской
работы среди родителей воспитанников (лиц, их заменяющих).

                   V. Управление школой-интернатом

     44. Управление школой-интернатом осуществляется в соответствии  с
Законом  Российской  Федерации  "Об  образовании",  настоящим  Типовым
положением и ее уставом.
     45. Общее  руководство  школой-интернатом  осуществляет  выборный
представительный орган - совет.
     Порядок избрания   членов   совета   и  вопросы  его  компетенции
определяются уставом школы-интерната.
     В целях  содействия  школе-интернату  в воспитании,  содержании и
обучении  детей,  защите  их  прав  и  интересов   может   создаваться
попечительский совет.
     46. Непосредственное руководство  школой-интернатом  осуществляет
директор.
     Наем (прием) на работу директора государственной  школы-интерната
осуществляется в порядке,  определяемом ее уставом, и в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     Директор муниципальной   школы-интерната   назначается   решением
органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной
порядок.
     47. Директор школы-интерната несет ответственность за  исполнение
своих  функциональных обязанностей,  предусмотренных квалификационными
требованиями,    трудовым    договором    (контрактом)    и    уставом
школы-интерната.

               VI. Имущество и средства школы-интерната

     48. Собственник  имущества  (уполномоченный  им орган) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации,  закрепляет  его
за школой-интернатом.
     Объекты собственности,   закрепленные    за    школой-интернатом,
находятся в ее оперативном управлении.
     Школа-интернат владеет,  пользуется и распоряжается  закрепленным
за  ней  на  праве оперативного управления имуществом в соответствии с
его  назначением,  своими   уставными   целями   и   законодательством
Российской Федерации.
     Изъятие и   (или)   отчуждение   имущества,   закрепленного    за
школой-интернатом,   допускается   только   в   случаях   и   порядке,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     Контроль за    сохранностью    и    эффективным    использованием
закрепленного   за    школой-интернатом    имущества    осуществляется
собственником этого имущества (уполномоченным им органом).
     Имущество школы-интерната составляют  также  здания,  сооружения,
оборудование,  инвентарь  и  иное имущество,  приобретенные ею за счет
собственных средств,  а также  денежные  средства,  имущество  и  иные
объекты собственности,  переданные ей физическими и (или) юридическими
лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.
     49. Школа-интернат   должна  быть  обеспечена  в  соответствии  с
установленными нормативами помещениями,  сооружениями и оборудованием,
необходимыми  для осуществления образовательного процесса,  проведения
спортивно-массовых   мероприятий,   оказания    медицинской    помощи,
организации питания,  хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического
обслуживания, досуга, быта и отдыха воспитанников.
     50. Школа-интернат   в   установленном  порядке  может  создавать
подсобное сельское хозяйство, учебно-производственные мастерские.
     51. Деятельность  школы-интерната  финансируется  ее  учредителем
(учредителями) в соответствии с договором между ними.
     Источниками формирования    имущества   и   финансовых   ресурсов
школы-интерната являются:
     собственные средства учредителя (учредителей);
     бюджетные и внебюджетные средства;
     кредиты банков и других кредиторов;
     имущество, закрепленное    за   школой-интернатом   собственником
(уполномоченным им органом);
     другие источники  в  соответствии  с законодательством Российской
Федерации.
     52. Финансирование   школы-интерната   осуществляется  на  основе
государственных и  местных  нормативов,  определяемых  из  расчета  на
одного воспитанника в зависимости от вида школы-интерната.
     Привлечение школой-интернатом дополнительных средств не влечет за
собой   снижения   нормативов   и   (или)   абсолютных   размеров   ее
финансирования за счет средств учредителя (учредителей).
     53. Школа-интернат     вправе     осуществлять    самостоятельную
хозяйственную  деятельность   и   распоряжаться   доходами   от   этой
деятельности  в  соответствии  со  своим  уставом  и законодательством
Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.
     54. Школа-интернат    устанавливает   ставки   заработной   платы
(должностные  оклады)  работников  школы-интерната  на  основе  Единой
тарифной   сетки   по   оплате  труда  работников  бюджетной  сферы  в
соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и  на  основании
решения  аттестационной  комиссии,  а  также определяет виды и размеры
надбавок,  доплат и других выплат стимулирующего характера в  пределах
средств, направляемых на оплату труда.
     55. Школа-интернат     может      осуществлять      международное
сотрудничество  и  внешнеэкономическую  деятельность  в соответствии с
законодательством Российской Федерации.