ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ (ГОСКОМСТАТ РОССИИ) 26 июня 1995 г. N 79 (ЭЖ 95-33) Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет: 1. В целях обеспечения единых методологических подходов в проведении федерального государственного статистического наблюдения за потребительскими ценами, тарифами и исчисления индекса потребительских цен, утвердить по согласованию с Минэкономики России и Минтрудом России прилагаемое "Положение о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен" и ввести его в действие с 1 июля 1995 года. 2. С введением настоящего Положения отменить ранее действовавшее "Положение о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен" от 11.11.92 г. N 177. Председатель Госкомстата России Ю.Юрков Государственный комитет Российской Федерации по статистике Утверждено постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России и Минтрудом России от 29.06.95 N 79 Положение о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен В соответствии с законом Российской Федерации от 24.10.91 N 1799-1 наблюдение за изменением потребительских цен возложено на органы государственной статистики. Федеральное государственное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Госкомстатом России. Наблюдение осуществляется в рамках Федеральной программы статистических работ, утвержденной Правительством Российской Федерации. Настоящее положение устанавливает назначение и порядок расчета индекса потребительских цен на территории Российской Федерации. I. Определение индекса потребительских цен (ИПЦ) I.1. ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде. II. Назначение индекса потребительских цен II.1. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров. II.2. ИПЦ используется при пересчете показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены. В частности, он исчисляется с целью характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения по отдельным регионам и Российской Федерации в целом на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги. III. Масштаб и охват индекса потребительских цен Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной их двух источников: - данных об изменении цен, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке, - данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год. При высоких темпах инфляции в течение года в структуру потребительских расходов могут вноситься соответствующие изменения. III.1. Регистрация цен и тарифов (наблюдение за уровнем цен и тарифов) осуществляется работниками специальной государственной службы, действующей в системе органов государственной статистики в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о ней, утвержденным постановлением Госкомстата России от 07.08.91 N 43. III.2. Наблюдение осуществляется на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности (государственная, муниципальная, частная). Кроме того, наблюдение проводится в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. III.3. Наблюдение проводится на территории субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается во всех столицах республик (в составе Российской Федерации), краев, областей, автономных округах и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. III.4. Источником информации о потребительских расходах населения являются данные, полученные в результате обследования домашних хозяйств о расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг (текущая статистика семейных бюджетов). Для определения удельного веса отдельных статей потребительского набора используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов продукции, экспертные оценки и другие источники. Из потребительских расходов населения исключается стоимость товаров и услуг, расходуемых на цели инвестиций, накопления, а также товаров и услуг, для которых не существует реальной рыночной цены (собственное потребление сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах). В потребительские расходы населения не включаются подоходный налог, сбережения, расходы на страхование и взносы в пенсионные фонды, расходы на инвестиции. III.5. Учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг по отдельным территориям Российской Федерации, ИПЦ на региональном уровне разрабатывается на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для данного региона, на федеральном уровне - на базе структуры потребительских расходов в целом по Российской Федерации. Структура потребительских расходов определяется по категории "все население". Наряду с этим могут рассчитываться сводные индексы потребительских цен по отдельным группам населения. IV. Принципы формирования потребительского набора товаров и услуг IV.1. Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением, определяемую Госкомстатом России. Он остается в течение определенного времени неизменным. IV.2. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. IV.3. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги, оказываемые населению. Каждая группа представлена конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами. Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, приведен в приложении. V. Порядок наблюдения (регистрации за изменением цен и тарифов на товары и платные услуги V.1. Наблюдение за уровнем и динамикой цен ведется по конкретным видам товаров и услуг. V.2. Регистрация цен проводится еженедельно по понедельникам. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, допускается их регистрация в пятницу предшествующей недели. По товарами услугам, цены (тарифы) на которые растут неравномерно и опережающими темпами, регистрация проводится строго по понедельникам. V.3. Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях) и уплаченная наличными деньгами. В нее включаются НДС, акциз и другие косвенные налоги. VI. Порядок расчета индекса потребительских цен VI.1. Расчет ИПЦ на федеральном и региональном уровнях производится по единой методологии. VI.2. На основании данных регистрации цен определяются средние сопоставимые цены отчетной и предыдущей недели на конкретные товары и услуги. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретном торговом предприятии или во всем регионе) используется методов замены товаров и услуг. VI.3. Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов. VI.3.1. Определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) по городу как частное от деления средних сопоставимых цен. VI.3.2. На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации. В качестве территориального веса используется удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения Российской Федерации. VI.3.3. Исходя из агрегатных индексов по товарам и услугам в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения, определяются сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, Российской Федерации в целом. VI.4. Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с формулой Ласпейреса: PoQo х PI/Po I = ------------ , где: PoQo Qo - количество товара (случаев получения услуги) в потребительском наборе базисного периода; PI(о) - цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (базисного) периода. VI.5. Расчет ИПЦ производится с недельной, месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года: недельной - к предыдущей неделе, к последней неделе предыдущего месяца, к последней неделе декабря предыдущего года; месячной - к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года, к базисному году. До 25 числа текущего месяца на базе еженедельно рассчитываемых ИПЦ производится оценка ИПЦ за месяц; квартальной - к предыдущему кварталу, к соответствующему кварталу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года. Окончательные значения ИПЦ за месяц, квартал, год определяются до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Расчет за месяц, квартал, период с начала года производится "цепным" методом, т.е. путем перемножения недельных (месячных, квартальных) индексов потребительских цен. VII. Публикация индекса потребительских цен VII.1. ИПЦ за месяц публикуется в ежемесячном экономическом докладе Госкомстата России "Социально-экономическое положение России". VII.2. ИПЦ за квартал публикуется в "Российской газете" до 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В те же сроки публикуется ИПЦ за квартал, рассчитанный по набору товаров и услуг без учета товаров необязательного пользования. VII.3. ИПЦ за год публикуется в кратком ежегодном статистическом сборнике "Российская Федерация в цифрах" и "Российском статистическом ежегоднике". VII.4. Порядок публикации ИПЦ на региональном уровне определяется территориальными органами государственной статистики. VII.5. В случае необходимости может производится корректировка ранее опубликованных данных, с учетом имевших место уточнений. VII.6. При публикации внешними пользователями ИПЦ, рассчитанного Госкомстатом России, а также ценовой информации, собираемой органами государственной статистики, ссылка на источник информации: Госкомстат России обязательна. С введением настоящего Положения отменяется ранее действовавшее Положение "О порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен", утвержденное Постановлением Госкомстата России от 11.11.92 N 177. По мере совершенствования информационной базы, используемой для расчетов индексов потребительских цен, в данное "Положение" могут быть внесены соответствующие изменения. Управление статистики цен и финансов |