О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ. Закон. Мэр Москвы. 23.06.95 16


Страницы: 1  2  



            О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

                       ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ (*)
     
                              МЭР МОСКВЫ
                           23 июня 1995 г.
                                 N 16

                              (ТВ 95-33)


                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                 Статья 1. Основные принципы выборов
     Депутаты Московской  городской Думы избираются жителями  Москвы -
гражданами Российской Федерации,  имеющими место жительства в пределах
города Москвы (далее - жители Москвы),  на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании.
     Участие в выборах является добровольным.

                 Статья 2. Законодательство о выборах
     Выборы депутатов Московской городской  Думы  (далее  -  городская
Дума) проводятся  в  соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав  граждан
Российской Федерации", Уставом города Москвы и настоящим Законом.

             Статья 3. Избирательные права жителей Москвы
     1. Житель Москвы,  зарегистрированный  в  качестве  избирателя  в
установленном порядке  и  достигший  на  день  выборов 18 лет (далее -
избиратель, обладающий активным избирательным правом), вправе избирать
депутатов городской Думы.
     2. Депутатом городской Думы  может  быть  избран  житель  Москвы,
проживающий в  соответствии  с  установленными  правилами  регистрации
граждан не менее одного года в городе Москве и достигший  21  года  на
день выборов  (далее - избиратель,  обладающий пассивным избирательным
правом).
     3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными,  или граждане,  содержащиеся в  местах  лишения
свободы по приговору суда.

     Статья 4. Численный состав и сроки полномочий городской Думы
     Численный состав городской Думы - 35 депутатов.
     Срок полномочий депутатов городской Думы - четыре года.

                     Статья 5. Назначение выборов
     1. Выборы депутатов  городской  Думы  нового  созыва  назначаются
мэром Москвы   не  позднее  чем  за  три  месяца  до  истечения  срока
полномочий депутатов   городской   Думы.   Дата   проведения   выборов
согласовывается с городской Думой.
     2. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока
полномочий, на  который  была  избрана городская Дума прежнего созыва.
При соблюдении  нормы,  установленной  частью  1   настоящей   статьи,
допускается совмещение даты выборов очередного созыва городской Думы с
ближайшей датой выборов или  референдума  Российской  Федерации,  если
такое совмещение  изменяет  срок  полномочий  депутатов городской Думы
предыдущего созыва не более чем на три месяца.
     3. При  досрочном  прекращении  полномочий депутатов действующего
созыва городской Думы,  в том числе  при  роспуске  городской  Думы  в
порядке, предусмотренном Уставом и законами города Москвы,  мэр Москвы
назначает внеочередные  выборы  городской  Думы  нового  созыва.  Днем
выборов в  этом  случае объявляется первое воскресенье после истечения
трех месяцев со дня прекращения полномочий городской Думы.
     4. В  случае,  если  мэр  Москвы  не  назначает  выборы депутатов
городской Думы в установленный настоящей статьей  срок,  дату  выборов
объявляет Московская городская избирательная комиссия.

                     Глава II. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
        Статья 6. Список избирателей и порядок его составления
     1. Список   избирателей   составляется  участковой  избирательной
комиссией отдельно по  каждому  избирательному  участку  на  основании
сведений, представляемых  по установленной форме главами администрации
районов.
     Уточнение списков  зарегистрированных  избирателей осуществляется
главой администрации района по состоянию на 1 января и 1 июля  каждого
года. Указанные  сведения  направляются  в  соответствующие участковые
избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
     2. Список избирателей-военнослужащих,  имеющих место жительства в
городе Москве  и  находящихся  в  воинских  частях,  расположенных  на
территории города,  а  также  членов  семей  военнослужащих  и  других
избирателей, проживающих в районах расположения этих воинских  частей,
составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской
части в сроки,  установленные в настоящей статье. Указанные избиратели
голосуют на общих избирательных участках.
     В отдельных случаях  допускается  голосование  военнослужащих  на
избирательных участках, образуемых в воинских частях.
     3. Жители Москвы, которые в день голосования будут  находиться  в
больницах, санаториях,  профилакториях,  домах  отдыха  и  иных местах
временного проживания стационарного  характера,  включаются  в  список
избирателей, составляемый    на   основании   данных,   представленных
руководителем данного учреждения.
     4. Список   избирателей   составляется   в   двух  экземплярах  в
алфавитном или  ином  порядке.  В  списке  указываются  фамилия,  имя,
отчество, год   рождения   (для   избирателей   в   возрасте   18  лет
дополнительно  день и месяц)  и  адрес  места  жительства  избирателя.
Список избирателей  составляется  по  форме,  утвержденной  Московской
городской избирательной комиссией,  и  подписывается  председателем  и
секретарем участковой избирательной комиссии.  Второй экземпляр списка
передается в территориальную избирательную комиссию.

       Статья 7. Порядок включения граждан в список избирателей
     1. В списки избирателей включаются избиратели, обладающие на день
голосования включительно активным избирательным правом.
     Избиратель может  быть  включен  в  список  избирателей только на
одном избирательном участке по месту своего проживания.
     2. Студенты  и  аспиранты  дневной формы обучения,  проживающие в
общежитиях, включаются  в  список  избирателей  по  месту   нахождения
общежития.
     Избиратели, поселившиеся на территории избирательного  участка  в
период после    представления   списка   избирателей   для   всеобщего
ознакомления, а также в силу различных обстоятельств не  включенные  в
список избирателей, включаются по их просьбе участковой  избирательной
комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов,
удостоверяющих их  личность  и  место жительства на территории данного
избирательного участка.
     Включение в  дополнительный  список  избирателей, имеющих  на это
право в соответствии с настоящей статьей, допускается в любое время, в
том числе и в день выборов.

      Статья 8. Ознакомление избирателей со списком избирателей
     1. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления в
помещении участковой  избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней
до дня выборов.
     2. Каждый  избиратель  вправе обжаловать невключение его в список
избирателей, а также любую ошибку или неточность в списке избирателей.
Заявление об этом подается в участковую избирательную комиссию.
     В течение 24  часов  участковая  избирательная  комиссия  обязана
проверить заявление  и  либо  устранить  ошибку,  либо  дать заявителю
письменный ответ с изложением мотивов  отклонения  заявления.  Решение
участковой избирательной  комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в
трехдневный срок,  а в день выборов - немедленно. На основании решения
вышестоящей избирательной   комиссии    или    суда    соответствующие
исправления в  списках избирателей производятся участков избирательной
комиссией немедленно.
     3. Вносить   изменения  в  списки  избирателей  после  объявления
председателем   участковой    избирательной    комиссии    голосования
законченным запрещается.

       Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
                 ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
             Статья 9. Образование избирательных округов
     1. Для проведения выборов депутатов городской Думы  на территории
города Москвы  в соответствии с числом избираемых депутатов образуются
одномандатные избирательные округа.
     2. Избирательные   округа   определяются   Московской   городской
избирательной комиссией  на  основании  представленных  правительством
Москвы     данных    о   численности   избирателей,    проживающих   в
административных округах  и  районах.  Границы избирательных округов и
число избирателей в каждом избирательном округе утверждаются городской
Думой по  представлению Московской городской  избирательной комиссии и
должны быть опубликованы не позднее чем за 85 дней до дня выборов.
     3. В случае неутверждения границ избирательных  округов  в  срок,
установленный частью   второй   настоящей   статьи,  выборы  депутатов
городской Думы нового созыва  производятся по  избирательным  округам,
образованным при выборах городской Думы прежнего созыва.
     4. Избирательные  округа  образуются  при  соблюдении   следующих
требований:
     - избирательные округа охватывают всю территорию города Москвы;
     - избирательный    округ   составляет   единую   территорию,   не
допускается создание избирательного округа из неграничащих между собой
территорий, за исключением случаев,  когда отдельные населенные пункты
расположены за пределами городской черты Москвы;
     - избирательные   округа  образуются  примерно  с  равным  числом
избирателей. Отклонение от средней нормы представительства избирателей
по округам города допускается не более чем на десять процентов;
     - при    образовании    избирательных     округов     учитывается
административно-территориальное деление города Москвы.  Городская Дума
при утверждении избирательных округов может в исключительных  случаях,
в целях  совмещения  границ  избирательных  округов  и  районов города
Москвы, принимать  решение  об  образовании   избирательных   округов,
допускающих большее  отклонение  от  средней  нормы  представительства
избирателей, но не более чем на пятнадцать процентов.
     5. Списки   избирательных   округов   с   указанием   их  границ,
численности избирателей в каждом округе  и  мест  нахождения  окружных
избирательных комиссий  публикуются  в  средствах  массовой информации
Московской городской избирательной комиссией.

            Статья 10. Образование избирательных участков
     1. Для проведения голосования по выборам депутатов городской Думы
и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.
     2. Избирательные  участки  образуются главой администрации района
по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией  не
позднее чем  за  45  дней  до  дня  выборов с учетом местных условий и
создания максимальных удобств для избирателей.  Участки  образуются  в
пределах границ  районов  города  Москвы  из  расчета  не  более  3000
избирателей на  каждом  участке.  Границы  избирательных  участков  не
должны пересекать границ избирательных округов.
     В больницах,  санаториях,  профилакториях,  домах отдыха и других
местах временного    пребывания   избирателей   могут   образовываться
избирательные участки в тот же срок,  а в исключительных случаях -  не
позднее чем за пять дней до дня выборов.
     При проведении выборов в городскую Думу одновременно с выборами в
федеральные органы   государственной  власти  допускается  образование
избирательных участков в воинских частях. В этих случаях избирательные
участки образуются   в   соответствии   с   требованиями  федерального
законодательства.
     3. Списки  избирательных  участков  с  указанием их границ,  мест
нахождения участковых   избирательных   комиссий   и   помещений   для
голосования публикуются   соответствующей  избирательной  комиссией  в
средствах массовой информации или иным способом не позднее чем  за  40
дней до дня выборов.

             Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ
                       ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
              Статья 11. Система избирательных комиссий
     1. Подготовку  и проведение  выборов  депутатов  городской   Думы
осуществляют:
     - Московская городская избирательная комиссия (далее -  городская
избирательная комиссия);
     - окружные избирательные комиссии;
     - территориальные    -    районные,   Зеленоградская   городская,
поселковые избирательные    комиссии    (далее    -    территориальные
избирательные комиссии);
     - участковые избирательные комиссии.
     2. Полномочия,  порядок  формирования  и  деятельности Московской
городской избирательной  комиссии  устанавливаются   законодательством
Российской Федерации,  настоящим  Законом и  Законом  города Москвы от
17 мая 1995 года N 6 "О Московской городской избирательной комиссии".
     3. Полномочия,  порядок  формирования  и  деятельности  окружных,
территориальных и  участковых  избирательных  комиссий устанавливаются
настоящим Законом.
     4. В состав избирательных комиссий не могут входить  кандидаты  в
депутаты,  их   доверенные   лица,   супруги  и  близкие  родственники
кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
При возникновении  таких  обстоятельств  член  избирательной  комиссии
обращается в орган,  образовавший комиссию,  с письменным заявлением о
сложении своих   полномочий  либо   такое  представление  производится
избирательной комиссией самостоятельно.

             Статья 12. Порядок формирования и полномочия
             Московской городской избирательной комиссии
     1. Городская  избирательная  комиссия  формируется   в   порядке,
установленном Законом города  Москвы  от  17  мая  1995  года  N  6 "О
Московской городской избирательной комиссии".
     2. Городская  избирательная  комиссия при подготовке и проведении
выборов депутатов городской Думы:
     - осуществляет  контроль за соблюдением законности при подготовке
и проведении выборов депутатов городской Думы;
     - дает  разъяснения  о  порядке  применения  настоящего  Закона и
обеспечивает его единообразное исполнение;
     - определяет   избирательные   округа   и   представляет   их  на
утверждение в городскую Думу;
     - образует окружные избирательные комиссии;
     - руководит работой нижестоящих избирательных комиссий;
     - рассматривает   заявления   и  жалобы  на  решения  и  действия
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
     - отменяет    решения    нижестоящих    избирательных   комиссий,
противоречащие законодательству Российской Федерации и города Москвы;
     - в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции
и иные акты по вопросам организации выборов;
     - обеспечивает  равные правовые условия предвыборной деятельности
для всех избирательных объединений и граждан;
     - устанавливает    формы    избирательных   бюллетеней,   списков
избирателей и других избирательных документов;
     - распределяет выделенные из городского бюджета денежные средства
на проведение выборов и контролирует их целевое использование;
     - решает  вопросы материально-технического обеспечения подготовки
и проведения выборов;
     - получает   от   окружных  избирательных  комиссий  протоколы  о
регистрации кандидатов    в    депутаты     и     публикует     списки
зарегистрированных кандидатов в депутаты;
     - получает  от  окружных  избирательных  комиссий   протоколы   о
результатах выборов депутатов городской Думы;
     - подводит  итоги  выборов  в  целом  по   городу,   регистрирует
избранных депутатов  городской  Думы,  публикует в печати сообщение об
итогах выборов и список избранных депутатов;
     - выдает    избранным   депутатам   городской   Думы   постоянные
удостоверения и нагрудные знаки депутата;
     - объявляет  и  обеспечивает  проведение выборов депутатов вместо
выбывших депутатов;
     - осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  действующим
законодательством.

             Статья 13. Порядок формирования и полномочия
                   окружной избирательной комиссии
     1. Окружная избирательная комиссия по выборам  в  городскую  Думу
(далее -   окружная   избирательная  комиссия)  формируется  в  каждом
избирательном округе.
     2. Окружные  избирательные комиссии формируются не позднее чем за
75 дней до  дня  выборов  в  составе  14  членов  комиссии  на  основе
предложений общественных   объединений   выборных   органов   местного
самоуправления, собраний избирателей по месту работы,  службы, учебы и
жительства. Окружная   избирательная   комиссия  образуется  городской
избирательной комиссией. Городская Дума вправе направить представителя
в городскую   избирательную   комиссию   для  наблюдения  за  порядком
формирования окружных избирательных комиссий.
     Председатель, заместитель   председателя   и  секретарь  окружной
избирательной комиссии избираются тайным голосованием из числа  членов
комиссии на ее первом заседании.
     3. Окружная избирательная комиссия:
     - осуществляет  контроль  за  исполнением  настоящего  Закона  на
территории избирательного округа;
     - координирует   работу   нижестоящих   избирательных  комиссией,
рассматривает заявления  и  жалобы   на   решения   и   действия  (или
бездействие) этих комиссий и принимает по ним решения;
     - наблюдает за составлением списков избирателей;
     - устанавливает   единую   нумерацию  избирательных  участков  по
округу;
     - регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц,  выдает
им удостоверения установленного образца;
     - обеспечивает равные правовые условия предвыборной  деятельности
для всех кандидатов в депутаты и избирательных объединений;
     - распоряжается   денежными   средствами,   выделенными городской
избирательной комиссией  на  проведение  выборов   по   избирательному
округу;
     - утверждает  текст  бюллетеня  для голосования по избирательному
округу, обеспечивает   изготовление   бюллетеней   и   снабжение   ими
участковых избирательных комиссий;
     - устанавливает результаты выборов по  округу  и  передает  их  в
городскую избирательную комиссию;
     - контролирует обеспечение  нижестоящих  избирательных  комиссией
помещениями, транспортом,   связью   и   рассматривает   иные  вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
     - организует проведение выборов депутата вместо выбывшего;
     - осуществляет   иные   полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.
     4. Окружная   избирательная  комиссия  прекращает свои полномочия
после образования окружной избирательной комиссии в новом составе.

             Статья 14. Порядок формирования и полномочия
                территориальной избирательной комиссии
     1. Территориальная избирательная комиссия формируется не  позднее
чем за  60  дней  до  выборов  в  составе 6-9 членов комиссии выборным
органом местного самоуправления,  а при  его  отсутствии  -  городской
избирательной комиссией    на    основе    предложений    общественных
объединений, собраний избирателей по месту  работы,  службы,  учебы  и
жительства. При   проведении   выборов   одновременно   с  выборами  в
федеральные     органы    государственной    власти    территориальные
избирательные комиссии формируются  в   соответствии   с  требованиями
федерального законодательства.
     Председатель, заместитель      председателя      и      секретарь
территориальной избирательной комиссии избираются тайным  голосованием
на ее первом заседании.
     2. Территориальная избирательная комиссия:
     - осуществляет  контроль  на  территории  района за подготовкой и
проведением выборов в соответствии с настоящим Законом;
     - координирует  работу   участковых   избирательных  комиссий  на
территории района,  рассматривает  жалобы  (заявления)  на  решения  и
действия (или бездействие) этих избирательных комиссией и принимает по
ним решения;
     - распоряжается  денежными  средствами, выделенными на проведение
выборов, и   распределяет   их   между   участковыми    избирательными
комиссиями;
     - совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей
территории обеспечивает    соблюдение    равных    правовых    условий
предвыборной деятельности   для   всех   кандидатов   и  избирательных
объединений;
     - организует  доставку избирательных бюллетеней и иных документов
участковым избирательным комиссиям;
     - оказывает    организационно-техническую    помощь    участковым
избирательным комиссиям  в  проведении  голосования  на  избирательных
участках;
     - организует  досрочное  голосование  в помещении территориальной
избирательной комиссии;
     - устанавливает итоги голосования на территории района и передает
протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию;
     - контролирует  соблюдение  на  территории  района  норм и правил
размещения агитационных предвыборных материалов;
     - осуществляет   иные   полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.
     3. Срок   полномочий   территориальной   избирательной   комиссии
истекает после  официального  опубликования  общих   итогов   выборов,
включающих результаты выборов по соответствующему округу.

             Статья 15. Порядок формирования и полномочия
                  участковой избирательной комиссии
     1. Участковые  избирательные  комиссии формируются не позднее чем
за 45 дней до дня выборов в составе 5 - 10  членов  комиссии  выборным
органом местного    самоуправления,    а    при   его   отсутствии   -
территориальной избирательной   комиссии   по   представлению    главы
администрации района  на основе предложений общественных объединений и
собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
     Председатель, заместитель  председателя  и  секретарь  участковой
избирательной комиссии избираются  тайным  голосованием  из  числа  ее
членов на первом заседании комиссии.
     2. Участковая избирательная комиссия:
     - составляет  основной  и  дополнительный  списки  избирателей по
избирательному участку;
     - проводит   ознакомление   избирателей   с  законодательством  о
выборах, данными  о  кандидатах,  а  также  со  списком   избирателей,
принимает и  рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке
избирателей и  решает  вопросы  о  внесении  в  него   соответствующих
изменений;
     - оповещает  население  о  месте  нахождения  и  номере  телефона
избирательной  комиссии, времени  ее  работы,  а также о дне выборов и
месте голосования;
     - контролирует  соблюдением  на территории избирательного участка
норм и  правил  размещения  агитационных предвыборных   материалов   в
порядке, установленном настоящим Законом;
     - обеспечивает    подготовку    помещения    для     голосования,
избирательных ящиков и другого оборудования избирательного участка;
     - организует на своем избирательном участке  голосование  в  день
выборов, а также досрочное голосование;
     - производит подсчет голосов,  определяет результаты  голосования
на участке   и   передает   протоколы  с  результатами  голосования  в
вышестоящую избирательную комиссию;
     - рассматривает заявления,  жалобы по вопросам подготовки выборов
и организации голосования и принимает по ним решения;
     - осуществляет   иные   полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.
     3. Полномочия  участковой   избирательной  комиссии  прекращаются
после официального опубликования  общих   итогов   выборов, включающих
результаты выборов по соответствующему округу.

               Статья 16. Члены избирательных комиссий
                       с совещательным голосом
     1. После   регистрации   кандидата   избирательное   объединение,
выдвинувшее кандидата,  или сам кандидат вправе назначить  в  окружную
избирательную   комиссию,  зарегистрировавшую  кандидата,  а  также  в
соответствующие территориальные и участковые избирательные комиссии по
одному  члену  с  правом  совещательного  голоса.  Члены избирательной
комиссии с правом совещательного голоса  имеют право доступа  ко  всем
материалам  и  документам соответствующей избирательной комиссии.  Они
должны оповещаться и имеют право присутствовать и  выступать  на  всех
заседаниях   избирательной   комиссии,   принимать   участие   в  иных
мероприятиях, проводимых избирательной комиссией. При принятии решений
члены   избирательной   комиссии  с  правом  совещательного  голоса  в
голосовании не участвуют.
     2. Полномочия  членов  окружных  избирательных комиссией с правом
совещательного голоса  в  случаях,   если   кандидаты   (избирательные
объединения), их назначившие,  были избраны, продолжаются до окончания
срока регистрации кандидатов на следующих выборах депутатов  городской
Думы.
     Полномочия других членов окружной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса  прекращаются  через 30 дней после опубликования
итогов выборов.

      Статья 17. Организация деятельности избирательных комиссий
     1. При  подготовке  и проведении выборов избирательные комиссии в
пределах своей  компетенции  независимы  от  государственных   органов
власти и органов местного самоуправления.
     Решения избирательных   комиссий,   принятые   в   пределах    их
компетенции, обязательные  для  исполнительных органов государственной
власти, органов  местного  самоуправления,  общественных  объединений,
предприятий, учреждений,   организаций,   должностных   лиц,  а  также
нижестоящих избирательных комиссий.
     2. Государственные   органы,   органы   местного  самоуправления,
общественные объединения,  предприятия,  учреждения,  организации,  их
должностные лица,   а   также  средства  массовой  информации  обязаны
оказывать избирательным   комиссиям   содействие   в   реализации   их
полномочий, в    частности    предоставлять   необходимые   помещения,
транспорт, средства  связи,  техническое  оборудование,   сведения   и
материалы, давать  в  пятидневный  срок  ответы на запросы и обращения
избирательных комиссий,  а за пять дней до выборов и в день выборов  -
немедленно, а   также   предоставлять   возможность   для   размещения
сообщений избирательных комиссий  в  порядке,  установленном настоящим
Законом и иными законодательными актами города Москвы.
     3. Деятельность избирательных комиссией осуществляется на  основе
коллегиальности.
     4. Заседание избирательной комиссии является правомочным,  если в
нем приняло   участие   большинство  от  установленного  числа  членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
     Заседания избирательной    комиссии   созываются   и   проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии,
Заседание проводится  также  по требованию не менее одной трети членов
комиссии с правом решающего голоса.
     Все члены  избирательной комиссии заблаговременно извещаются о ее
заседаниях. Члены избирательной комиссии  с  правом  решающего  голоса
обязаны присутствовать на всех ее заседаниях.
     5. Решения  избирательных  комиссий  об  избрании   председателя,
заместителя председателя   и   секретаря   комиссии,   о   регистрации
кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об особых мнениях членов
избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки
и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов,
о признании   выборов   недействительными  принимаются  на  заседаниях
избирательных комиссий большинством голосов  от  установленного  числа
членов комиссии  с  правом  решающего  голоса.  Решения  избирательных
комиссий по иным вопросам принимаются большинством  голосов  от  числа
присутствующих членов   избирательной   комиссии  с  правом  решающего
голоса.
     При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в  своем
составе четное  число  членов  комиссии  с правом решающего голоса,  в
случае равного  числа  голосов  "за"  и  "против"  голос  председателя
избирательной комиссии является решающим.
     Решения избирательной  комиссии  подписываются   председателем  и
секретарем избирательной комиссии.
     6. Члены  избирательной  комиссии,  не  согласные   с   решением,
принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение,
которое должно  быть  доведено  председателем комиссии   до   сведения
вышестоящей избирательной  комиссии не позднее чем в трехдневный срок,
а в день выборов - немедленно.
     7. Решение  избирательной  комиссии,  противоречащее  федеральным
законом, настоящему Закону и иным законодательным актам  города Москвы
либо принятое  избирательной  комиссией  с  превышением  установленных
полномочий, подлежит отмене вышестоящей  избирательной  комиссией  или
судом.
     8. Члены избирательной комиссии вправе:
     - выступать на заседании избирательной комиссии;
     - вносить  предложения  по  вопросам,  входящим   в   компетенцию
избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
     - задавать другим участникам заседания вопросы в  соответствии  с
повесткой дня и получать на них ответы по существу;
     - знакомиться с любыми документами и материалами  соответствующей
и нижестоящей  избирательной комиссии и получать заверенные копии этих
документов.
     9. По  решениям избирательных комиссий председатель,  заместитель
председателя, секретарь и отдельные  члены  избирательных  комиссий  с
правом решающего  голоса  могут  работать  в  комиссии  постоянно  или
временно с отрывом от основной работы.  Оплата их труда производится в
пределах бюджетных     ассигнований,    выделенных    на    содержание
соответствующих избирательных   комиссий,   в   течение   срока,    не
превышающего для  окружных  и  территориальных  комиссий 60  дней, для
участковых комиссий - 45 дней.
     10. Член избирательной комиссии в правом решающего голосам  может
быть освобожден   от  своих  обязанностей  до  истечения  срока  своих
полномочий по решению органа, образовавшего комиссию, в случаях:
     - письменного  заявления  члена избирательной комиссии о сложении
своих полномочий;
     - утраты  членом  избирательной  комиссии  гражданства Российской
Федерации или  выезда  на  постоянное  жительства  за  пределы  города
Москвы;
     - вступления  в  законную  силу  обвинительного  приговора суда в
отношении члена избирательной комиссии;
     - признания   члена   избирательной   комиссии   решением   суда,
вступившим в законную силу,  недееспособным, ограниченно дееспособным,
безвестно отсутствующим;
     - смерти члена избирательной комиссии.
     Назначение нового  члена  избирательной комиссии вместо выбывшего
производится по решению органа, образовавшего комиссию.
     11. В  течение  срока  полномочий  член  избирательной комиссии с
правом решающего голоса не  может  быть  по  инициативе  администрации
(работодателя) уволен  с  работы  или  без  его  согласия переведен на
другую работу.
     Член избирательной  комиссии  с  правом решающего голоса в период
проведения выборов не может  быть  привлечен  без  согласия  прокурора
Москвы к    уголовной    ответственности    или    подвергнут    мерам
административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

      Статья 18. Гласность в деятельность избирательных комиссий
     1. Деятельность  избирательных  комиссий  осуществляется гласно и
открыто.
     2. На  заседаниях избирательных  комиссий  вправе  присутствовать
кандидаты и   их   доверенные   лица,   представители    избирательных
объединений.
     На заседаниях   избирательных   комиссий   могут   присутствовать
представители средств массовой информации.
     При разборе жалоб на  заседаниях  избирательных  комиссий  вправе
присутствовать представители заинтересованных сторон.
     3. Решения  окружных  и  территориальных  избирательных  комиссий
публикуются в  печати и передаются в иные средства массовой информации
в сроки, установленные настоящим Законом.

                Статья 19. Наблюдатели от кандидатов,
              избирательных и общественных объединений,
               иностранные (международные) наблюдатели
     1. В   день  голосования,  с  момента  начала  работы  участковой
избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об  итогах
голосования, на    избирательном    участке    вправе   присутствовать
наблюдатели, направленные кандидатами,  общественными и избирательными
объединениями, а   также   иностранные   (международные)  наблюдатели.
Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность
в соответствии с федеральными законами.
     2. Обо всех замеченных нарушениях избирательного законодательства
в день голосования наблюдатели имеют  право  поставить  в  известность
вышестоящую избирательную  комиссию,  средства массовой информации,  а
также общественное  или   избирательное   объединение,   международную
организацию, направившие наблюдателя.
     3. Наблюдатели  не  должны  нарушать  порядок  работы  участковой
избирательной комиссии  и  вмешиваться  в  ход  голосования  и порядок
подведения его итогов.
     Решением участковой     избирательной    комиссии    наблюдатели,
нарушающие порядок работы комиссии,  тайну  голосования  и  пытающиеся
повлиять на  волеизъявление  избирателя,  удаляются  из  помещения для
голосования.

              Статья 20. Обжалование решений и действий
                        избирательных комиссий
     1. Решения и действия  (или бездействие) избирательных комиссий и
их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть
обжалованы в   вышестоящую   избирательную   комиссию   или   в   суд.
Предварительное  обращение в  вышестоящую  избирательную  комиссию  не
является обязательным  условием  для обращения в суд.  Решение суда по
существу жалобы является окончательным.
     2. Решение  отдельных  комиссий  по  жалобам,  поступившим в ходе
выборов, принимаются в пятидневный срок или в меньший  срок,  если  до
дня выборов  осталось менее 5 дней,  а в день выборов - немедленно.  В
случае, если факты,  содержащиеся в  жалобах,  требуют  дополнительной
проверки, решения  по  ним  принимаются не позднее чем в десятидневный
срок.
     3. Вышестоящая     избирательная    комиссия    вправе    принять
самостоятельное решение по существу жалобы,  отменив при этом  решение
нижестоящей комиссии.

             Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
                Статья 21. Право выдвижения кандидатов
     1. Право выдвижения кандидатов в депутаты городской Думы (далее -
кандидатов) принадлежит   избирательным   объединениям   (блокам)    и
непосредственно избирателям,  в  том  числе  по месту работы,  службы,
учебы и жительства.
     2. Избирательным  объединением  является региональное (городское)
общественное объединение  или   региональное   (городское)   отделение
общероссийского или    межрегионального   общественного   объединения,
действующего на   территории    города    Москвы,    устав    которого
предусматривает участие  в  выборах  в  органы  государственной власти
путем выдвижения   кандидатов   в    депутаты    и    зарегистрирован,
соответственно, Управлением  юстиции  города  Москвы или Министерством
юстиции Российской Федерации  не  позднее  чем  за  шесть  месяцев  до
объявления дня  выборов.  О  своем  намерении  участвовать  в  выборах
избирательное объединение сообщает в городскую избирательную комиссию.
     3. Избирательные  объединения  могут объединяться в избирательные
блоки.  В случае вхождения в состав блока избирательное объединение не
может выступать   на   тех  же  выборах  в  качестве  самостоятельного
избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
     Решение о создании избирательного блока принимается общественными
объединениями в порядке, определенном из уставами.
     4. Избирательные  блоки  регистрируются  городской  избирательной
комиссии не позднее  чем  за  65  дней  до  дня  выборов.  Регистрация
производится в  трехдневный  срок  после представления в избирательную
комиссию копий    свидетельств    о    государственной     регистрации
соответствующих объединений   и   совместного   решения  избирательных
объединений о создании избирательного блока.
     Избирательным объединениям,  заявившим о своем участии в выборах,
и зарегистрированным  избирательным  блокам  городская   избирательная
комиссия выдает справку установленного образца.
     Избирательные блоки пользуются правами избирательных объединений.
     Все избирательные  объединения и блоки  участвуют  в  выборах  на
равных основаниях.
     Избирательные объединения        назначают        представителей,
уполномоченных в  соответствии  с   настоящим   Законом   представлять
избирательное объединение  по  всем  вопросам,  связанным  с  участием
избирательных объединений в выборах.

                   Статья 22. Выдвижение кандидатов
                     избирательными объединениями
     1. Выдвижение  кандидатов  начинается после формирования окружных
избирательных комиссий и заканчивается не позднее чем за  30  дней  до
дня выборов.
     2. Выдвижение     кандидатов     избирательными     объединениями
производится на   собраниях   (съездах,   конференциях)  избирательных
объединений.
     Выдвижение кандидатов производится по избирательным округам,  при
этом по каждому избирательному округу избирательным объединением может
быть выдвинут лишь один кандидат.
     Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов по всем или
нескольким избирательным округам.
     Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатами в депутаты
лиц, не входящих в состав этих объединений.
     3. Решения о выдвижении кандидатов от  избирательных  объединений
принимаются тайным голосованием.
     О выдвижении кандидатов по двум  и  более  избирательным  округам
избирательное объединение   представляет   в  городскую  избирательную
комиссию протокол по установленной форме (приложение N 1) и выписки из
протокола о  выдвижении  кандидата  по  той  же форме.  При выдвижении
кандидата по одному избирательному округу  протокол  представляется  в
окружную избирательную комиссию.
     4. Городская и окружные избирательные  комиссии  в  тот  же  день
рассматривают представленные документы о выдвижении кандидатов.  Отказ
в приеме документов может быть обжалован в Московской  городской  суд.
Городская избирательная  комиссия выдает уполномоченному представителю
избирательного объединения  заверенные  ею  выписки  из  протокола   о
выдвижении кандидатов.
     5. В поддержку  решения  о  выдвижении  кандидатов  избирательное
объединение собирает    подписи    избирателей    города    Москвы   и
соответствующих избирательных    округов.    Сбор    подписей    может
производиться только   среди    избирателей,    обладающих    активным
избирательным правом.
     Сбор подписей    начинается    после    выдачи    городской   или
соответствующей окружной   избирательной   комиссией   уполномоченному
представителю избирательного  объединения  или  кандидату  письменного
подтверждения о   принятии   документов   о    выдвижении    кандидата
(кандидатов) и  заверенных  бланков  подписных  листов,  изготовляемых
избирательным объединением или кандидатом по  установленным  настоящим
Законом формам (приложения N 2 и 3).
     Сбор подписей заканчивается не позднее чем  за  30  дней  до  дня
выборов.
     Количество подписей,  необходимых  для   регистрации   кандидата,
должно составлять  не  менее  одного  процента  от  числа  избирателей
соответствующего избирательного   округа.   Это   число   по   каждому
избирательному округу    устанавливается    городской    избирательной
комиссией и утверждается городской Думой.
     В случае  выдвижения  кандидатов  избирательным  объединением  по
десяти и более избирательным округам подписи  избирателей в  поддержку
кандидатов должны   собираться   среди  избирателей  города  Москвы  в
количестве не менее одного процента от  общего  числа  избирателей тех
избирательных округов,  по  которым  выдвинуты  кандидаты.  При этом в
каждом избирательном округе, по которому выдвинут кандидат, количество
собранных подписей  среди  избирателей  данного  избирательного округа
должно быть не менее половины  одного  процента  от  числа избирателей
этого избирательного округа.
     Общее количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку
выдвинутых кандидатов в порядке,  указанном в п.  5 абзаце 5 настоящей
статьи, определяется   на   момент   сдачи    подписных    листов    в
соответствующую избирательную комиссию. При этом, если на момент сдачи
подписных листов  количество  кандидатов  от  данного   избирательного
объединения останется  менее  десяти,  регистрация  каждого  кандидата
производится окружной  избирательной  комиссией   в   соответствии   с
требованием п. 3 статьи 33 настоящего Закона.
     Сбор подписей  проводится  по  месту  работы,  службы,  учебы   и
жительства избирателей.    Администрация    и    трудовые   коллективы
предприятий всех форм собственности,  учреждений и организаций обязаны
оказывать содействие   в   создании   равных  условий  для  выдвижения
кандидатов и сбора подписей.
     6. Избиратель  вправе  ставить  подпись в поддержку кандидатов от
различных избирательных объединений,  но только один раз  в  поддержку
одного и того же кандидата.
     Избиратель, ставя свою подпись в подписном листе, указывает  свою
фамилию, имя,  отчество,  год рождения (избиратели в возрасте 18 лет -
дополнительно день и месяц),  адрес места жительства,  серию  и  номер
паспорта или  заменяющего  его  удостоверения  личности,  а также дату
внесения подписи.  Подписной  лист  удостоверяется  лицом,  собиравшим
подписи и  уполномоченным  представителем  избирательного  объединения
либо кандидатом.
     При сборе    подписей    обеспечивается    порядок,   исключающий
принуждение и подкуп  избирателей в  любых  формах  со  стороны  лица,
собирающего подписи.

                   Статья 23. Выдвижение кандидатов
                     непосредственно избирателями
     1. Выдвижение кандидата непосредственно  избирателями  начинается
после формирования окружных избирательных  комиссий и заканчивается не
позднее чем за 30  дней  до  дня  выборов  и  проводится  путем  сбора
подписей избирателей.
     Инициатива сбора    подписей     избирателей     о     выдвижении
(самовыдвижении) кандидата   может   исходит   от   любого  избирателя
(избирателей). О  своей  инициативе  он  (они)  в   письменной   форме
уведомляют  окружную   избирательную   комиссию,   в   которой   будет
осуществляться регистрация  данного   кандидата.   Такое   уведомление
рассматривается избирательной комиссией в тот же день.
     2. Сбор подписей в  поддержку  выдвинутого  кандидата  начинается
после выдачи   окружной  избирательной  комиссией  кандидату  или  его
представителю письменного подтверждения о принятии заявления кандидата
о выдвижении  своей кандидатуры и заверенных бланков подписных листов,
изготовляемых кандидатом  по  установленной  настоящим  Законом  форме
(приложение N  3).  В  случае отказа принять заявление кандидата о его
выдвижении избирательная комиссия выдает мотивированное решение.
     Сбор подписей заканчивается  не  позднее  чем  за  30 дней до дня
выборов.
     Подписи могут  собираться  только  среди избирателей,  обладающих
активным избирательным  правом  в  том   избирательном   округе,   где
выдвигается кандидат.   Сбор  подписей  проводится  по  месту  работы,
службы, учебы  и  жительства  избирателей.  Администрация  и  трудовые
коллективы предприятий   всех   форм   собственности,   учреждений   и
организацией обязаны оказывать содействие в  создании  равных  условий
для выдвижения кандидатов и сбора подписей.
     При сборе   подписей    обеспечивается    порядок,    исключающий
принуждение и  подкуп  избирателей  в  любых  формах  со стороны лица,
собирающего подписи.
     3. Количество  подписей,  необходимых  для регистрации кандидата,
должно составлять  не  менее  одного  процента  от  числа  избирателей
соответствующего избирательного   округа.   Это   число   по   каждому
избирательному округу    устанавливается    городской    избирательной
комиссией и утверждается городской Думой.
     4. Подписные   листы   заполняются   избирателями   в    порядке,
установленном п.  6  статьи  22  настоящего  Закона,  и удостоверяются
лицом, собиравшим подписи, и кандидатом.

                  Статья 24. Регистрация кандидатов
     1. Для   регистрации   кандидата   уполномоченные   представители
избирательных объединений или сами кандидаты представляют  в  окружную
избирательную комиссию  до  18  часов не позднее чем за 30 дней до дня
выборов подписные листы о поддержке выдвинутых кандидатов в депутаты и
заявление кандидата   о   его   согласии  баллотироваться  по  данному
избирательному округу.
     2. Для    регистрации   кандидатов,   выдвинутых   избирательными
объединениями в порядке,  установленном  п.  5  статьи  22  настоящего
Закона, уполномоченные  представители  или  сами  кандидаты  подписные
листы представляют  в  городскую   избирательную   комиссию,   которая
осуществляет их проверку.
     Регистрация  кандидатов    в    этих     случаях     производится
соответствующими окружными   избирательными  комиссиями  на  основании
решения городской   избирательной    комиссии    о    действительности
представленных подписных листов требованиям настоящего Закона.
     3. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную
комиссию сброшюрованными    и   пронумерованными.   При   их   приемке
избирательная комиссия   проверяет   соответствие   подписных   листов
установленным образцам,  заверяет каждый подписной лист подписью члена
комиссии и  печатью  избирательной  комиссии,  просчитывает  их  общее
количество и   выдает   уполномоченному  представителю  избирательного
объединения, или  кандидату,   либо   его   представителю   письменное
подтверждение о принятии подписных листов.
     Избирательная комиссия  в  течение  пяти  дней,  не  считая  день
принятия документов,   проверяет   соответствие   порядка   выдвижения
кандидата требованиям  настоящего  Закона  и   принимает   решение   о
регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
     При проверке  избирательными  комиссиями  правильности оформления
подписных листов    и    других   документов   вправе   присутствовать
уполномоченные представители  избирательных   объединений,   а   также
кандидаты либо их уполномоченные представители.
     В случае  сомнений  в  достоверности   данных,   содержащихся   в
подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная
комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
     Избирательная комиссия  уменьшает  общее число собранных подписей
на число подписей, которое она признала недействительными.
     При выявлении подложных подписных листов или отдельных подписей в
этих листах окружная избирательная комиссия вправе отказать  кандидату
в депутаты в регистрации.
     В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная
комиссия  обязана    незамедлительно   выдать   кандидату,   или   его
доверенному лицу,  либо уполномоченному  представителю  избирательного
объединения решение комиссии с изложением мотивов отказа.
     4. Кандидат может баллотироваться только  в  одном  избирательном
округе.
     Кандидат, должность или  род  занятий  которого  несовместимы  со
статусом депутата    городской    Думы,   в   заявлении   о   согласии
баллотироваться кандидатом дает письменное обязательство о прекращении
такой деятельности в случае его избрания депутатом.
     Несоблюдение требований,  установленных настоящей статьей, влечет
за собой  признание  городской избирательной комиссией регистрации или
избрания соответствующих лиц недействительными.
     5. О   регистрации  кандидатов  окружная  избирательная  комиссия
составляет протокол,  который  вместе  с  заявлениями   кандидатов   о
согласии баллотироваться    по   данному   избирательному   округу   и
документами о   выдвижении   кандидатов   представляет   в   городскую
избирательную комиссию.
     6. Окружная избирательная комиссия не позднее  чем  на  четвертый
день после  регистрации  кандидатов  публикует  в  печати  сообщение о
регистрации с  указанием  фамилии,  имени,  отчества,  даты  рождения,
занимаемой должности  (рода занятий),  места работы каждого кандидата,
места его жительства и кем он выдвинут.
     В случае, если кандидат не принадлежит ни к какому избирательному
объединению, он выступает на выборах как независимый кандидат.
     7. Каждому  зарегистрированному  кандидату окружная избирательная
комиссия выдает удостоверение установленного  городской  избирательной
комиссией образца с указанием даты и времени регистрации.
     8. Кандидат не может состоять в городской избирательной комиссии,
а также в иных избирательных комиссиях того избирательного округа,  по
которому он  баллотируется.  Лицо,  состоящее  в  одной  из  указанных
комиссий и  выдвинутое кандидатом в депутаты,  считается освобожденным
от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом.
     9. Избирательное  объединение в любое время до дня выборов вправе
снять любую  кандидатуру,  выдвинутую им кандидатом.  Решение о снятии
кандидатуры принимается  тем же органом и в том же порядке,  что и при
выдвижении кандидата.
     Кандидат также  вправе  в  любое время до дня выбросов снять свою
кандидатуру.
     В случае,   если   в   период   после  завершения  регистрации  в
избирательном округе до дня выборов останется менее двух кандидатов, в
этом избирательном  округе  по решению окружной избирательной комиссии
выборы откладываются  на  60  дней  для   дополнительного   выдвижения
кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
     При снятии  избирательным  объединением  либо  кандидатом   своей
кандидатуры по  иным  причинам,  кроме  болезни или  утраты пассивного
избирательного права,   избирательное   объединение   либо    кандидат
возвращает денежные  средства,  затраченные  на подготовку выборов,  в
размере, определяемом окружной избирательной  комиссией  на  основании
имеющихся в  ее  распоряжении  документов  о  фактически произведенных
затратах средств из городского бюджета.
     10. Кандидат  в  депутаты  городской  Думы  может  иметь  до пяти
доверенных лиц.  Доверенные лица регистрируются окружной избирательной
комиссией по  представлению кандидата либо избирательного объединения.
Доверенным лицам выдается соответствующее удостоверение.
     Доверенным лицам  по  их личным заявлениям предоставляется отпуск
без сохранения заработной  платы  на  время,  указанное  в  статье  26
настоящего Закона. Кандидат в депутаты либо избирательное объединение,
назначившее доверенных лиц, вправе в любое время отозвать или заменить
их, уведомив  об этом соответствующую избирательную комиссию,  которая
аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
     11. Решение   окружной   избирательной   комиссии  о  регистрации
кандидата либо  об  отказе  в  регистрации  может  быть  обжаловано  в
городскую избирательную комиссию или в Московский городской суд.

                     Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТОВ
                   Статья 25. Равенство кандидатов
     Все кандидаты   обладают   равными   правами   и   несут   равные
обязанности.

             Статья 26. Гарантии деятельности кандидатов
     1. После регистрации кандидаты,  находящиеся  на  государственной
или муниципальной  службе,  а  также  работающие  в средствах массовой
информации, на время их участия  в  выборах  до  опубликования  итогов
выборов освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе
использовать преимущества своего служебного положения. Данная норма не
распространяется на  депутатов городской Думы.  Другие кандидаты после
регистрации на  время  участия  в  выборах  освобождаются  от  работы,
военной службы, военных сборов и учебы по их личным заявлениям.
     В течение этого срока соответствующая избирательная  комиссия  за
счет денежных средств,  выделенных на подготовку и проведение выборов,
выплачивает кандидатам денежную компенсацию в размере,  не превышающем
десятикратный минимальный    размер    оплаты   труда,   установленный
федеральным законом,  на день назначения выборов (далее -  минимальный
размер оплаты труда).
     2. Во  время  проведения  выборов  кандидаты  не  могут  быть  по
инициативе администрации  (работодателя)  уволены  с работы или без их
согласия переведены  на  другую  работу.  Время  участия  кандидата  в
выборах засчитывается  в общий трудовой стаж по той специальности,  по
которой он работал до регистрации кандидатом.
     Кандидат  со  дня  регистрации  и  до  дня  опубликования  итогов
выборов не  может  быть  привлечен  без  соглася  прокурора  Москвы  к
уголовной ответственности,     арестован    или    подвергнут    мерам
административного взыскания,  налагаемым в судебном порядке.  При даче
такого согласия   прокурор   Москвы  извещает  окружную  избирательную
комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
     Кандидаты со  дня  их  регистрации  и до дня опубликования итогов
выборов включительно имеют право бесплатно пользоваться на  территории
Москвы любыми видами общественного транспорта,  за исключением такси и
заказных рейсов на других видах транспорта.
     3. При нарушении кандидатом требований настоящего Закона окружная
избирательная комиссия выносит ему письменное  предупреждение,  а  при
повторном нарушении   может   отменит   решение  о  регистрации  этого
кандидата, о чем доводится до сведения избирателей округа и кандидата.

                   Глава VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
              Статья 27. Право на предвыборную агитацию

Страницы: 1  2