О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.08.95 1-10/15-2510

                                                         Правительство
                                                  Российской Федерации
     
     Министерство финансов   Российской  Федерации  в  соответствии  с
решением Правительства Российской Федерации  от  25  мая  1995  г.  "О
результатах проверок   целевого   расходования   средств  федерального
бюджета и первоочередных мерах  по  укреплению  финансового  контроля"
(протокол N  14  р.11)  представляет  предусмотренные  п.4  указанного
протокола предложения о повышении эффективности финансового контроля в
стране.
     На основании решения Правительства  Российской  Федерации  Минфин
России с участием Росналогслужбы России,  ГТК России, ДНП России И ВЭК
России проанализировал результаты деятельности органов, осуществляющих
финансовый контроль и надзор,  за 1994 год и прошедший период текущего
года. На  совещании  в  Минфине  России  с  представителями  указанных
органов дана критическая оценка недостаткам в работе, рассмотрены пути
их преодоления,  обсуждены   первоочередные   практические   шаги   по
повышению эффективности   государственного   финансового   контроля  в
условиях развития  рыночных  отношений,  включающие  мероприятия   как
общегосударственного плана,  так  и  меры  по  повышению действенности
усилий каждого контрольного органа.
     В соответствии   с  принятым  Конституцией  Российской  Федерации
разделением государственной власти  и  самостоятельностью  ее  органов
государственный финансовый   контроль  на  федеральном  уровне  должен
осуществляться самостоятельными органами финансового контроля  как  по
линии законодательной,  так и по линии исполнительной власти на основе
принципов законности, компетентности и независимости.
     В необходимых  случаях  (предусмотренных  законом  или  решениями
соответствующих органов власти)  органы  финансового  контроля  должны
взаимодействовать в    целях    обеспечения    полноты    поступления,
сохранности, законности и эффективности использования  государственных
средств при сохранении установленной ответственности каждого органа за
свой участок контроля.
     Эффективный финансовый контроль со стороны государства невозможен
без соответствующей  современным  условиям  и   перспективе   развития
правовой базы российской экономики.
     Одним из  основных  шагов  в  этом  направлении  явится  принятие
федерального закона  "О  государственном финансовом контроле",  проект
которого должен быть представлен Правительству Российской Федерации до
1 ноября  т.г.  в  соответствии с п.5 названного решения Правительства
Российской Федерации.  Подготовка  проекта  федерального   закона   "О
государственном финансовом  контроле"  ведется  специально   созданной
Министерством рабочей  группой  в  составе  специалистов   и   научных
работников.
     Вместе с  тем  необходим  еще   целый   ряд   законодательных   и
нормативных актов,    направленных    на    всестороннее    укрепление
государственного финансового  контроля,  например,  нужны  законы   об
ответственности за "отмывание" доходов, полученных преступным путем, о
совершенствовании налога  на  прибыль  банков   и   других   кредитных
учреждений.
     Требуется также ряд уточнений и дополнений  в  действующие  акты.
Так, настоятельно   необходимо   законодательно   закрепить   порядок,
запрещающий отвлечение средств федерального бюджета не по  назначению,
и предусматривающий  бесспорное  взыскание  в  бюджет  этих  средств и
других государственных средств, использованных не по назначению, в том
числе неправомерно затраченных на получение прибыли, а также взыскание
самой незаконно   полученной   прибыли.   Нужно    ввести    и    меру
ответственности за допущение правонарушения.
     Аналогичная проблема  стоит  в  отношении  взыскания  неналоговых
платежей в пользу государства и взыскание в бюджет ущерба,  наносимого
умышленной задержкой перечисления причитающихся государству средств от
валютных операций.  Также необходимо законодательно закрепить механизм
взыскания в   пользу   государства   всей   полученной    прибыли    с
инвестиционных институтов,   работающих  на  рынке  ценных  бумаг  без
государственной лицензии.
     Практически не    решен   вопрос   о   финансовом   контроле   за
внебюджетными фондами. Действующее законодательство не предусматривает
проведение ревизий    или    проверок    их    финансово-хозяйственной
деятельности силами  финансовых  органов.  Такое  право  предоставлено
только ревизионным  комиссиям  самих  фондов.  Однако в большинстве из
фондов внутренние контрольные органы либо не созданы,  либо  действуют
неудовлетворительно. Такая  бесконтрольность  оборачивается  серьезным
ущербом для государства.
     В этой    связи   представляется   ,   что   разработка   перечня
законодательных актов по финансовому контролю и поправок к действующим
законам, которые  необходимы  для формирования современной правой базы
государственного финансового контроля, а также определение министерств
и ведомств,  ответственных за подготовку конкретных законопроектов,  и
сроков их  подготовки  должно  стать  одним  из   первых   мероприятий
координационного совета по финансовому контролю при Минфине России.
     Сложный, напряженный,  а ныне и прямо связанный с опасностью  для
жизни  труд  ревизоров  и  других  государственных  служащих  органов,
выполняющих   функции   финансового   контроля,   оплачивается    явно
недостаточно.
     Совершенно обоснованное  и   справедливое   решение   принято   в
законодательном порядке  о  высоком  уровне  оплаты  труда  работников
Счетной палаты Российской Федерации.  Вместе с тем ничем не оправдано,
что ревизоры и иные финансовые контролеры получают зарплату одинаковую
с другими  служащими,  функции  которых  не  так  ответственны   и   в
большинстве своем не опасны.
     В результате специалисты все менее охотно идут на службу в органы
финансового контроля,  предпочитая коммерческие структуры,  где оплата
труда несравненно выше.
     На эффективности  финансового контроля,  его кадровом обеспечении
негативно сказывается  проявляющаяся  в  последнее  время   недооценка
значимости и специфики труда в этой сфере.
     Получилось, например,   так,   что   при   упорядочении   условий
функционирования федеральной    государственной    службы    должности
служащих, выполняющих функции государственных финансовых  контролеров,
оказались за  пределами Реестра государственных должностей федеральных
государственных служащих.  Нет полной  ясности  в  вопросе,  на  какие
категории служащих   ,   особенно   служащих  территориальных  органов
федеральных органов исполнительной власти,  распространяется  действие
Положения о федеральной государственной службе.
     Штаты органов,  осуществляющих  контроль,   во   многих   случаях
ограничены. В  связи  с  этим  не стоит даже вопрос о полном ежегодном
охвате ревизиями  и  проверками  всех   организаций,   предприятий   и
учреждений, финансируемых  из государственного (федерального) бюджета,
как это практикуется в большинстве развитых стран.
     Учитывая изложенное,  Министерство  финансов Российской Федерации
просит Правительство  Российской   Федерации   рассмотреть   следующие
вопросы:
     - об  упорядочении  и  повышении  оплаты  труда   государственных
служащих контрольно-ревизионных органов Минфина России, Госналогслужбы
России, ГТК России, ДНП России и ВЭК России;
     - о  включении  для  работников  ,  перешедших  в государственный
контрольный аппарат ,  в стаж их  работы  для  исчисления  надбавок  к
должностному окладу   за   выслугу   лет   время   работы   на  других
предприятиях, в организациях и учреждениях на должностях  специалистов
финансовых, планово-экономических,                      бухгалтерских,
контрольно-ревизионных и юридических служб;
     - об   увеличении   штатной  численности  контрольно-ревизионного
аппарата Минфина России.
     При согласии   Правительства   Российской   Федерации  с  данными
предложениями Минфином России с участием  Госналогслужбы  России,  ГТК
России, ДНП  России  и  ВЭД  России  будут подготовлены и представлены
проекты соответствующих решений.
     
                                                           В.Г.Пансков