О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ). Договор. Президент РФ. 29.06.95

            О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ
                МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                   ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                               ДОГОВОР

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ
                           29 июня 1995 г.


                              (РВ 96-48)


     Полномочные представители    органов    государственной    власти
Российской  Федерации и органов государственной власти Республики Саха
(Якутия),
     подтверждая как   одну  из  важнейших  целей  своей  деятельности
дальнейшее развитие федеративных отношений,
     исходя из  принципов  равноправия  и  самоопределения  народов  в
Российской Федерации,
     учитывая, что   Республика   Саха   (Якутия)  как  государство  в
соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  и   Конституцией
Республики  Саха  (Якутия)  находится в составе Российской Федерации и
является ее полноправным субъектом,
     гарантируя сохранение   территориальной   целостности  Российской
Федерации  и  Республики  Саха  (Якутия)   как   субъекта   Российской
Федерации,
     строя отношения между органами государственной власти  Российской
Федерации  и Республики Саха (Якутия) на основе Конституции Российской
Федерации,  Федеративного договора,  федерального  законодательства  и
настоящего Договора,
     договорились о нижеследующем:

                               Статья 1
     Предметы ведения  органов  государственной власти Республики Саха
(Якутия)
     1. В  ведении  органов  государственной  власти  Республики  Саха
(Якутия)  в  соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации,
Конституцией   Республики  Саха  (Якутия),  Федеративным  договором  и
настоящим Договором находятся:
     а) установление системы органов государственной власти Республики
Саха (Якутия) в соответствии с общими принципами  организации  системы
органов    государственной   власти,   устанавливаемыми   федеральными
законами;
     б) определение,   в   соответствии   с   Конституцией  Российской
Федерации  и  федеральным  законом  об  общих  принципах   организации
местного самоуправления, с учетом исторических, национально-этнических
и иных местных традиций,  системы органов  местного самоуправления  на
территории Республики Саха (Якутия);
     в) установление     административно-территориального      деления
Республики Саха (Якутия),  определение границ,  наименований и статуса
ее административно-территориальных образований;
     г) формирование  и  исполнение  бюджета Республики Саха (Якутия),
бюджетных и внебюджетных фондов Республики Саха (Якутия);
     д) установление  перечня  и  размеров  ставок  республиканских  и
местных налогов и сборов (включая льготы по соответствующим видам этих
налогов и   сборов)   в  соответствии  с  налоговым  законодательством
Российской Федерации;
     ж) формирование    и    использование    республиканского   фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней;
     з) осуществление,  в  установленном федеральным законодательством
порядке, лицензирования и квотирования на территории  Республики  Саха
(Якутия);
     и) участие в осуществлении внешнеэкономических связей, заключение
соглашений         с        субъектами        других        федераций,
административно-территориальными единицами иностранных  государств,  а
также министерствами и ведомствами иностранных государств в целом;
     к) решение в пределах предоставленных  им  федеральными  законами
прав вопросов адвокатуры, нотариата и архивного дела в Республике Саха
(Якутия);
     л) развитие республиканской науки,  образования, здравоохранения,
культуры,  социальной защиты населения;  осуществление государственной
демографической политики;
     м) государственные награды  и  почетные  звания  республики  Саха
(Якутия);
     н) участие   в   международных    связях,    не    противоречащих
международным  обязательствам  Российской Федерации,  законодательству
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);  участие  в  качестве
субъекта Российской Федерации в деятельности международных организаций
в соответствии с их уставами;
     о) открытие  в соответствии с законодательством страны пребывания
своих представительств за рубежом по согласованию с МИДом России.
     2. Органы   государственной   власти   Республики  Саха  (Якутия)
осуществляют  полномочия,   предусмотренные   федеральными   законами,
законами    и   иными   нормативными   правовыми   актами   Республики
Саха (Якутия), настоящим договором и соглашениями о разграничении  или
передаче осуществления полномочий.

                               Статья 2
     Разграничение полномочий по предметам совместного  ведения  между
органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия)
     1. Исполнительные   органы   государственной   власти  Российской
Федерации и исполнительные органы  государственной  власти  Республики
Саха  (Якутия)  соглашениями  разграничивают полномочия исполнительных
органов государственной  власти  по  следующим  предметам  совместного
ведения:
     а) обеспечение   соответствия   Конституции,   законов   и   иных
нормативных   правовых  актов  Республики  Саха  (Якутия)  Конституции
Российской  Федерации  и  федеральным   законам,   в   том   числе   с
использованием согласительных процедур;
     б) защита прав и свобод человека и гражданина,  прав национальных
меньшинств, обеспечение    законности,    правопорядка,   общественной
безопасности; определение режима пограничных зон;
     в) решение вопросов владения,  пользования и распоряжения землей,
недрами, водными  и  другими  природными  ресурсами,   в   том   числе
совместного использования ресурсов;
     г) разграничение государственной  собственности,  находящейся  на
территории Республики Саха (Якутия);
     д) природопользование;  охрана  окружающей  среды  и  обеспечение
экологической безопасности;   определение   правового   статуса  особо
охраняемых природных территорий; охрана памятников истории и культуры;
     е) решение   общих   вопросов   воспитания,  образования,  науки,
культуры, физической культуры и спорта, научные исследования в области
истории, культуры народов и их языков;
     ж) координация   вопросов    здравоохранения;    защита    семьи,
материнства,   отцовства   и   детства;   социальная  защита,  включая
социальное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение,  занятость
населения и регулирование миграционных процессов;
     з) осуществление  мер  по  борьбе  с   катастрофами,   стихийными
бедствиями, эпидемиями, по ликвидации их последствий;
     и) участие  в  установлении  общих  принципов  налогообложения  и
сборов в Российской Федерации;
     к) разработка       и        реализация        административного,
административно-процессуального,   трудового,   семейного,  жилищного,
земельного,  водного,  лесного  законодательства,  законодательства  о
недрах, об охране окружающей среды;
     л) кадры  судебных  и  правоохранительных  органов;   адвокатура,
нотариат;
     м) защита исконной среды обитания и  традиционного  образа  жизни
малочисленных этнических общностей;
     н) разработка и реализация общих  принципов  организации  системы
органов государственной власти и местного самоуправления;
     о) координация   международных   и   внешнеэкономических   связей
субъектов   Российской Федерации, выполнение  международных  договоров
Российской Федерации.
     2. Исходя  из  взаимного интереса и необходимости межрегиональной
координации,  включая  регулирование  федеральными  правовыми  актами,
учитывая    географические,   экономические,   национальные   и   иные
особенности Республики Саха (Якутия)  отнести  к  совместному  ведению
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия):
     а) меры  по  развитию   бюджетного   федерализма   в   Российской
Федерации;
     б) формирование специальных (целевых)  бюджетных  и  внебюджетных
фондов  в  целях  финансирования  программ,  осуществляемых  совместно
органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и   органами
государственной власти Республики Саха (Якутия);
     в) координацию  функционирования  республиканской  энергетической
системы, республиканской транспортной системы и путей сообщения, сетей
связи на  территории   Республики   Саха   (Якутия),регулирование   их
взаимодействия с соответствующими федеральными системами;
     г) оценку,  в соответствии с  государственными  и  международными
стандартами, состояния   качества   природной   среды   на  территории
Республики Саха (Якутия),  принятие мер по  обеспечению  экологической
безопасности ее   населения,   растительного   и   животного   мира  и
предотвращению техногенных экологических катастроф;
     д) реализацию    на    территории    Республики   Саха   (Якутия)
государственных гарантий  и  компенсаций   для   лиц,   работающих   и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
в пределах  ассигнований,  предусмотренных  на  эти  цели  федеральным
бюджетом;
     е) разработку проектов нормативных  правовых   актов   Российской
Федерации,   определяющих   правовой  статус  северных  и  арктических
территорий;   координацию   вопросов   государственной    региональной
политики;
     ж) принятие  мер  по  обеспечению  досрочного  завоза  грузов   в
Республику   Саха (Якутия),    создание    необходимых    сезонных   и
межнавигационных запасов топлива,  продовольствия и товаров  народного
потребления; координацию  формирования   федеральных   государственных
резервов,  предназначенных  для  удовлетворения  государственных  нужд
Республики Саха (Якутия);
     з) меры по восстановлению  и  развитию  Северного  морского пути,
поддержку  в  создании  международного  банка реконструкции и развития
Арктики;
     и) согласование объемов экспортных поставок драгоценных металлов,
необработанных природных алмазов и иных видов  стратегического  сырья,
добываемых на территории Республики Саха (Якутия), а также определение
квот реализации указанной продукции;
     к) создание   в   соответствии  с  федеральным  законодательством
свободных экономических зон на территории Республики Саха (Якутия);
     л) освоение   и   совместное   использование  природных  ресурсов
континентального шельфа Российской Федерации в установленном порядке.
     3. Порядок  разграничения  полномочий  по  предметам  совместного
ведения,  указанным  в  частях  первой  и  второй  настоящей   статьи,
определяется   соглашениями,   заключаемыми  исполнительными  органами
государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами
государственной   власти   Республики   Саха   (Якутия)   в   порядке,
установленном статьей шестой настоящего Договора.

                               Статья 3
     Порядок передачи  осуществления  части  полномочий  по  предметам
ведения Российской  Федерации  и  предметам  ведения  Республики  Саха
(Якутия)
     В соответствии с частью  второй  и  частью  третьей   статьи   78
Конституции Российской Федерации исполнительные органы государственной
власти Российской  Федерации и исполнительные  органы  государственной
власти  Республики  Саха (Якутия) заключат соглашения о передаче части
полномочий федеральных органов  исполнительной  власти,  установленных
федеральным законодательством,     органам    исполнительной    власти
Республики Саха  (Якутия),  а  равно  соглашения  о   передаче   части
полномочий органов  исполнительной  власти  Республики  Саха  (Якутия)
органам исполнительной власти Российской Федерации.
     Перечень соглашений  о  передаче  осуществления  части полномочий
определяется совместно   Правительством   Российской    Федерации    и
Правительством Республики Саха (Якутия).

                               Статья 4
     Порядок действия    нормативных    правовых     актов     органов
государственной власти  Российской Федерации и органов государственной
власти Республики Саха (Якутия)
     1. После  принятия  и  вступления  в силу Федерального закона или
другого нормативного правового акта Российской Федерации по  предметам
совместного  ведения  нормативные  правовые  акты,  изданные  органами
государственной власти Республики  Саха  (Якутия)  по  этим  предметам
ведения,  подлежат приведению, в установленные сроки, в соответствии с
федеральными  нормативными  правовыми   актами.   Не   приведенные   в
соответствие   с   федеральным   законодательством   нормативные  акты
Республики Саха (Якутия) не подлежат применению.
     2. В  случае противоречия между федеральным законом и нормативным
правовым актом Республики Саха  (Якутия),  изданным  по  предметам  ее
ведения, действует нормативный правовой акт Республики Саха (Якутия).

                               Статья 5   
     Разрешение споров и разногласий
     Органы государственной  власти  Российской Федерации и Республики
Саха  (Якутия)  обеспечивают  выполнение  обязательств,  установленных
настоящим Договором.
     Споры по осуществлению полномочий по вопросам совместного ведения
органов   государственной   власти   Российской  Федерации  и  органов
государственной  власти  Республики  Саха   (Якутия)   разрешаются   с
использованием согласительных процедур.
     В случае недостижения согласованного решения спорны разрешаются в
порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

                               Статья 6
     Порядок реализации настоящего Договора
     1. В целях разграничения полномочий между органами исполнительной
власти  Российской  Федерации   и   органами   исполнительной   власти
Республики   Саха   (Якутия)   по   предметам   совместного   ведения,
установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и  настоящим
Договором,  органы исполнительной власти Российской Федерации и органы
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) заключают соглашения  о
разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения.
     Соглашения о разграничении полномочий  по  предметам  совместного
ведения  являются  неотъемлемой составной частью настоящего Договора и
вступают в силу только после его подписания.
     Соглашения о  разграничении  полномочий  по предметам совместного
ведения между органами исполнительной власти могут  быть  подписаны  в
любое время после вступления в силу настоящего Договора.
     2. Для   реализации   положений   настоящего   Договора    органы
государственной  власти  Российской Федерации и органы государственной
власти Республики Саха (Якутия) вправе создавать на паритетных началах
совместные комиссии, экспертные группы и иные рабочие органы.
     В целях     эффективного     решения     вопросов     обеспечения
жизнедеятельности  населения  и  функционирования экономики северных и
арктических территорий представители  органов  государственной  власти
Республики  Саха  (Якутия)  могут  включаться в состав соответствующих
федеральных  комиссий,  экспертных  групп  и  иных  рабочих   органов,
создаваемых органами государственной власти Российской Федерации.

                               Статья 7
     Заключительные положения
     1. Настоящий   Договор   подлежит   опубликованию  в  официальных
изданиях Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в  10-дневный
срок   с   момента   подписания  и  вступает  в  силу  с  момента  его
опубликования.
     2. Настоящий Договор может быть изменен и (или) дополнен не иначе
как путем заключения Сторонами нового Договора.
     3. В   случае  внесения  в  установленном  порядке  дополнений  и
изменений  в  действующие   Конституцию   Российской   Федерации   или
Конституцию  Республики  Саха  (Якутия)  органы государственной власти
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) обязуются  в  месячный
срок   с  момента  вступления  в  силу  указанных  изменений  и  (или)
дополнений провести переговоры и внести соответствующие  коррективы  в
настоящий Договор.
     4. С  момента  вступления  в  силу  настоящего   Договора   ранее
заключенные между органами государственной власти Российской Федерации
органами государственной власти  Республики  Саха (Якутия) договоры  и
соглашения действуют в части, непротиворечащей настоящему Договору.


     Совершено в г.  Москве 29 июня 1995 г. в двух экземплярах, каждый
на русском и саха языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.


Президент Российской Федерации                                Б.Ельцин

Председатель Правительства
Российской Федерации                                     В.Черномырдин

Президент Республика Саха
(Якутия)                                                    М.Николаев

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)                                    Ю.Кайдышев