О МЕРОПРИЯТИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСИЛЕНИЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 9 августа 1995 года N 488 (Д) Несмотря на принимаемые меры, в таможенных органах не сокращается количество фактов коррупции и должностных преступлений среди сотрудников. Отдельные руководители до настоящего времени не осознали всей меры ответственности, которую они несут за организацию борьбы с этим позорящим таможенные органы явлением. Поэтому в ряде случаев проводимые мероприятия носят общий характер, не предъявляется должных требований к коллективам подразделений таможен за состояние и эффективность этой работы. В целях повышения качества организаторской работы по борьбе с коррупцией и должностными преступлениями, совершенствования системы учета и анализа происшествий, прогнозирования оперативной и криминогенной обстановки и проведения профилактических мероприятий ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ГТК России, начальникам таможенных органов и подведомственных ГТК России учреждений считать борьбу с коррупцией, должностными преступлениями и проступками важнейшей задачей, направленной на обеспечение эффективной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Возложить координирующую роль в борьбе с происшествиями на Управление кадров и учебных заведений ГТК России (В.А.Шамахов). Утвердить Временный порядок взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ГТК России, а также внутри других таможенных органов по предупреждению происшествий (приложение 1). 2. В целях совершенствования руководства деятельностью таможенных органов по предупреждению происшествий создать на базе организационно-инспекторского отдела по работе с личным составом Управления кадров и учебных заведений в пределах утвержденной штатной численности и фонда заработной платы Управления кадров и учебных заведений инспекцию по личному составу этого же управления. Для целенаправленного руководства и координации работы по борьбе с происшествиями ввести в пределах утвержденной штатной численности и фонда заработной платы Управления кадров и учебных заведений должность заместителя начальника управления кадров и учебных заведений, с возложением на него обязанностей начальника инспекции. В региональных таможенных управлениях и таможнях создать инспекции по личному составу за счет имеющейся штатной численности и фонда заработной платы (должностей заместителя начальника отдела кадров по воспитательной работе, психолога и 1-3 инспекторов). Инспекции подчинить непосредственно заместителям начальников таможенных органов по работе с личным составом и возложить на них основную организующую роль по предупреждению происшествий. Управлению кадров и учебных заведений (В.А.Шамахов), Правовому управлению (В.А.Галдин) в месячный срок разработать и представить на утверждение Положения об инспекции Управления кадров и учебных заведений ГТК России, об инспекции региональных таможенных управлений и таможен. 3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, руководителям учреждений и организаций, подведомственных ГТК России, рассматривать каждый случай служебного правонарушения или проступка, совершенного сотрудником таможенной системы, как происшествие, с обязательным проведением гласного служебного расследования, обсуждения таких фактов в коллективах и определением мер ответственности виновных и их непосредственных руководителей, призванных отвечать за организацию работы и поведение своих подчиненных. Принимать в исключительных случаях, при установлении подверженности коллективов смен, отделов, таможенных постов и таможен должностным преступлениям и проступкам, решения о расформировании или реорганизации таких коллективов с проведением внеочередной аттестации их личного состава. Направить усилия кадровых служб на совершенствование работы по обеспечению чистоты рядов сотрудников таможенной системы, усиление воспитания посредством улучшения координации и взаимодействия всех участников воспитательного процесса, сосредоточив основное внимание на индивидуальной работе с сотрудниками, внедрении в повседневную практику наиболее современных психологических и социологических методик. Утвердить План основных мероприятий по совершенствованию работы с кадрами, усилению борьбы с коррупцией, должностными преступлениями и проступками, повышению ответственности сотрудников таможенной системы Российской Федерации за порученное дело (приложение 2). Дополнительно спланировать и осуществить комплекс организационных, воспитательных, технологических, технических и социально ориентированных мероприятий, направленных на усиление борьбы с коррупцией, должностными преступлениями и проступками, а также нарушениями трудовой дисциплины. 4. Управлению делами (В.В.Шпагин) настоящий приказ довести до региональных таможенных управлений и таможен, а также учреждений и организаций, подведомственных ГТК России. 5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Председателя ГТК России В.Ф.Кругликова. Председатель Государственного таможенного комитета РФ А.С.Круглов Приложение 1 УТВЕРЖДЕНО Приказ ГТК России от 09.08.95 N 488 ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ГТК России, а также внутри других таможенных органов по предупреждению происшествий В целях своевременного учета и анализа происшествий в таможенной системе Российской Федерации, а также обеспечения возможности прогнозирования основных элементов оперативной обстановки в таможенных органах и зонах их ответственности, устанавливается следующий временный порядок статистической отчетности и функционального разделения обязанностей между структурными подразделениями таможенных органов по этим вопросам. 1. Происшествиями в таможенной системе Российской Федерации считать: 1.1. Гибель сотрудников. 1.2. Возбуждение в отношении сотрудников уголовных дел по подозрению в совершении преступлений. 1.3. Задержание сотрудников другими правоохранительными органами. 1.4. Исчезновение сотрудников или захват их преступными структурами. 1.5. Покушение на жизнь сотрудников, членов их семей и имущество. 1.6. Покушение на таможенные объекты, имущество, материально-технические и финансовые средства. 1.7. Утрата оружия. 1.8. Неправомерное применение оружия. 1.9. ДТП, совершенные на таможенном служебном транспорте и приведшие к гибели сотрудников или других граждан. 1.10. Авиа- и морские (речные) катастрофы. 1.11. Серьезные антиобщественные проступки сотрудников. 1.12. Массовые эпидемические инфекционные заболевания, поражения и отравления, связанные с воздействием токсических веществ. 1.13. Пожары. В центральном аппарате ГТК России 2. Ответственность за добывание, обобщение и первоначальный доклад данных о происшествиях Председателю ГТК России и его заместителям, а также информирование начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата ГТК России возлагается на отдел оперативно-дежурной службы Управления таможенной охраны. 3. Ведут учеты, анализ, прогнозирование, формируют базу данных, вырабатывают предложения, проводят служебные расследования (истребуют копии материалов служебных расследований и приказов при проведении служебных расследований РТУ): 3.1. Управление собственной безопасности (УСБ) - по происшествиям 1.1. - 1.6. Кроме того УСБ: - информирует Управление кадров и учебных заведений (УКУЗ) о готовящихся или совершившихся фактах правонарушений сотрудниками таможенной системы, когда дальнейшее разбирательство, исходя из оперативной целесообразности, делегируется УКУЗ; - информирует УКУЗ о результатах квартального анализа по происшествиям 1.2., 1.3., 1.5. и 1.6.; - осуществляет профилактику правонарушений среди сотрудников таможенной системы, с которыми эти мероприятия проводить гласно и открыто нецелесообразно; - проводит специальные операции по проверке имеющейся информации, позволяющей подозревать сотрудников таможенной системы в подготовке или совершении правонарушений, а также совместно с УКУЗ по проверке действенности системы контроля в таможенных органах; - организует взаимодействие с другими правоохранительными органами в интересах профилактики правонарушений среди личного состава. 3.2. Управление таможенной охраны (УТО) - по происшествиям 1.7., 1.8. и 1.10. Кроме того, УТО: - информирует УКУЗ о результатах квартального анализа по происшествиям 1.7, 1.8. и 1.10.; - осуществляет работу по предупреждению происшествий 1.7., 1.8. и 1.10. и совместно с УСБ - по происшествию 1.6. 3.3. Региональное таможенное управление по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию по происшествиям 1.9. и 1.13. Кроме того, это управление: - информирует УКУЗ о результатах квартального анализа по происшествиям 1.9. и 1.13.; - осуществляет работу по предотвращению происшествий 1.9. и 1.13. 3.4. Управление кадров и учебных заведений - по происшествиям 1.1., 1.11., 1.12 и по происшествиям 1.2. и 1.3. (при подозрении в совершении общеуголовных преступлений). Кроме того, УКУЗ: - на основе информации от УСБ, УТО и РТУ по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию ежеквартально анализирует общую статистику происшествий по таможенной системе и готовит совместно с УСБ предложения руководству ГТК России по совершенствованию работы, направленной на усиление борьбы с правонарушениями среди сотрудников таможенной системы и другими происшествиями; - передает статистические данные за календарный год Управлению таможенной статистики (УТС); - разрабатывает проекты приказов, других распорядительных документов и ориентировок по совершенствованию воспитательно-профилактической работы, направленной на предупреждение происшествий; - разрабатывает совместно с Управлением организации таможенного контроля (УОТК) мероприятия по совершенствованию механизма ротации кадров внутри таможенных органов в интересах профилактики правонарушений среди личного состава; - разрабатывает совместно с УСБ мероприятия по совершенствованию системы отбора и проверки кандидатов для службы в таможенной системе; - совместно с УСБ проводит специальные операции по проверке эффективности системы контроля в таможенных органах; - проводит служебные расследования и разбирательства по фактам служебных правонарушений (истребует материалы разбирательств и копии приказов о принятых мерах), когда эти действия со стороны УСБ в оперативном отношении нецелесообразны. 4. Остальные управления и самостоятельные отделы по своим функциональным направлениям: 4.1. На основе изучения и анализа технологических схем таможенного контроля и оформления выявляют наиболее уязвимые таможенные процедуры, которые, могут быть использованы сотрудниками таможенных органов для совершения должностных преступлений и проступков. Разрабатывают на этой основе предложения, проекты распоряжений, указаний, ориентировок и других документов по совершенствованию технологических схем и процедур, исключающих возможность таких правонарушений. 4.2. Финансовое управление, управления таможенной охраны, таможенной инспекции, отдел контроля за соблюдением законности в таможенных органах, кроме того: - при наличии по результатам служебных расследований, ревизий и других проверок достаточных материалов, с санкции руководства ГТК России, передают эти материалы в другие правоохранительные органы на предмет возбуждения уголовных дел по подозрению в совершении сотрудниками таможенной системы должностных преступлений; - готовят проекты приказов о привлечении виновных к дисциплинарной и материальной ответственности, а также о принятии мер по устранению выявленных недочетов. В таможенных органах 5. Ответственность за добывание, обобщение и первоначальный доклад данных о происшествиях начальнику таможенного органа, его заместителям, начальнику отдела собственной безопасности и начальнику инспекции по личному составу, а также по линии дежурной службы вышестоящему таможенному органу возлагается на оперативно-дежурную службу. 6. Готовят спецсообщения в вышестоящий таможенный орган, ведут учеты, формируют базу данных, анализ, прогнозирование и выработку предложений по совершенствованию работы по предупреждению происшествий: 6.1. Отдел собственной безопасности (ОСБ) совместно с заместителем начальника таможенного органа по работе с личным составом и во взаимодействии с инспекцией по личному составу по происшествиям 1.1. - 1.6. 6.2. Инспекция по личному составу (ИЛС) под руководством заместителя начальника таможенного органа по работе с личным составом и во взаимодействии с ОСБ - по остальным происшествиям. 7. Кроме того ОСБ: - информирует ИЛС по результатам ежемесячного анализа по происшествиям 1.2., 1.3., 1.5. и 1.6.; - осуществляет профилактику правонарушений среди сотрудников, с которыми эти мероприятия проводить гласно и открыто нецелесообразно; - проводит специальные операции по проверке имеющейся информации, позволяющей подозревать сотрудников в подготовке или совершении правонарушений, а также совместно с ИЛС по проверке действенности системы контроля в таможенных органах; - организует взаимодействие с другими правоохранительными органами в интересах профилактики правонарушений среди личного состава. 8. ИЛС под руководством заместителя начальника таможенного органа по работе с личным составом: - готовит статистические данные с анализом и предложениями по улучшению воспитательно-профилактической работы для доклада в вышестоящий таможенный орган (РТУ - ежеквартально; таможни - ежемесячно); - разрабатывает проекты приказов и других распорядительных документов и по совершенствованию воспитательно-профилактической работы, направленной на предупреждение происшествий, а также о привлечении виновных к дисциплинарной и материальной ответственности; - разрабатывает совместно с ОСБ и отделом кадров мероприятия по совершенствованию системы отбора и проверки кандидатов для службы в таможенных органах; - совместно с ОСБ проводит специальные операции по проверке эффективности системы контроля в таможенных органах; - проводит совместно с другими отделами служебные расследования и разбирательства по фактам служебных правонарушений, когда эти действия со стороны ОСБ в оперативном отношении нецелесообразны. 9. Остальные отделы по своим функциональным направлениям на основе изучения и анализа технологических схем таможенного контроля и оформления выявляют наиболее уязвимые таможенные процедуры, которые могут быть использованы сотрудниками таможенных органов для совершения должностных преступлений и проступков. Разрабатывают на этой основе предложения и проекты распоряжений, указаний и других документов по совершенствованию технологических схем и процедур, исключающих возможность таких правонарушений. Приложение 2 УТВЕРЖДЕНО Приказ ГТК России от 09.08.95 N 488 ПЛАН основных мероприятий по совершенствованию работы с кадрами, усилению борьбы с должностными преступлениями и проступками, повышению ответственности сотрудников таможенной системы Российской Федерации за порученное дело 1. Обеспечить своевременное представление в Правительство Российской Федерации "Положения о порядке прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации" как основополагающего документа, определяющего работу с кадрами в таможенной системе. Срок - август 1995 г. Исп.: Максимцев В.А., Шамахов В.А., Галдин В.А. 2. Завершить разработку и утверждение обновленных типовых положений о региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах, структурных подразделениях таможенных органов, должностных инструкций различных категорий сотрудников, а также типовых технологических схем и типовых процедур таможенного контроля, и направить эти документы на места. Срок - 25 сентября 1995 г. Исп.: заместители Председателя, начальники управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата ГТК России Провести анализ существующих технологий и процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Разработать технологии и процедуры, исключающие бесконтрольное принятие решений при таможенном оформлении должностными лицами таможенных органов, а также влияние на принятие этих решений со стороны участников ВЭД. Срок - 1 января 1996 г. Исп.: Беков С.М., Васильев А.Г., региональные таможенные управления и таможни 3. На основе типовых положений разработать и утвердить положения о каждом таможенном органе, его структурных подразделениях, индивидуальные должностные инструкции сотрудников, а также технологические схемы и процедуры таможенного контроля с учетом специфики деятельности конкретного таможенного органа. Разработать и утвердить правила внутреннего трудового распорядка и обеспечения режима безопасности каждого таможенного органа. Региональным таможенным управлениям проконтролировать выполнение указанных поручений таможенными органами регионов и направить соответствующую информацию в УОТК ГТК России. Срок - октябрь 1995 г. Исп.: региональные таможенные управления и таможни, Васильев А.Г., Шамахов В.А. 4. Разработать и внести на утверждение руководства ГТК России Положение об инспектировании таможенных органов Российской Федерации. Срок - 10 октября 1995 г. Исп.: Беков С.М., Васильев А.Г., Шамахов В.А. Ежегодно утверждать скоординированные с региональными таможенными управлениями планы комплексных инспекторских проверок работы таможенных органов и их отчетов на заседании коллегии, служебных совещаниях ГТК России и РТУ, а также регулярно осуществлять плановые и внезапные проверки их деятельности по отдельным направлениям. Срок - в соответствии с планом и поручениями ГТК России Исп.: Беков С.М., Васильев А.Г. 5. Подготовить и представить на рассмотрение руководства ГТК России обзорную записку "О состоянии работы таможенных органов Российской Федерации по организации контроля и проверки исполнения нормативных и иных правовых актов ГТК России". Срок - до 1 октября 1995 г. Исп.: Беков С.М., Шпагин В.В., Васильев А.Г. Разработать типовую структуру таможенных органов с учетом минимализации штатной численности. Срок - 1 ноября 1996 г. Исп.: Беков С.М., Васильев А.Г., Листопад А.Д., Шамахов В.А. 6. Установить критерии определения минимально достаточной штатной численности таможенных органов и применять эти критерии в качестве исходных значений для определения оптимальной штатной численности существующих и вновь создаваемых таможенных органов. Срок - до 1 ноября 1995 г. Исп.: Беков С.М., Васильев А.Г., Блинов Н.М. 7. В целях оптимизации структуры таможенных органов представить на рассмотрение ГТК России предложения по реорганизации таможенных органов, рационализации их структуры, перераспределению или сокращению штатной численности и ликвидации вакансий. Срок - 1 января 1996 г. Исп.: Васильев А.Г., Шамахов В.А., Листопад А.Д. 8. Утвердить и направить в региональные таможенные управления и таможни Инструкцию о порядке подбора и изучения кандидатов для работы в таможенных органах. Срок - 1 сентября 1995 г. Исп.: Кругликов В.Ф., Шамахов В.А., Маметьев В.А. 9. Завершить разработку АСУ "Кадры". Предусмотреть в ней централизованные учеты, исключающие повторный прием на работу в таможенные органы граждан, ранее уволенных из таможенной системы по компрометирующим обстоятельствам или находящихся в степени близкого родства с работающими в них руководителями. Срок - до 1 января 1996 г. Исп.: Шамахов В.А., Чеботов Ю.А. 10. Проверить практику использования испытательного срока для изучения морально-деловых качеств сотрудников, впервые поступивших на службу в таможенные органы Уральского и Татарского регионов. Срок - до 1 января 1996 г. Исп.: Шамахов В.А., Нефедов В.Г. и Коцюбенко Н.М. Разработать и направить в таможенные органы рекомендации по методике использования испытательного срока для изучения сотрудников, вновь принятых в таможенную систему. Срок - до 1 февраля 1996 г. Исп.: Шамахов В.А., Маметьев В.А. 11. Проверить ход выполнения приказа ГТК России от 15.08.94 N 414 "О совершенствовании системы первоначальной подготовки и воспитания кадров таможенных органов". О результатах доложить руководству ГТК России. Срок - до 1 января 1996 г. Исп.: Шамахов В.А., региональные таможенные управления В целях совершенствования знаний таможенного законодательства, повышения профессионализма и ответственности за порученное дело ввести в практику работы таможенных органов систематическое проведение квалификационных экзаменов и индивидуальных собеседований. Срок - до 1 апреля 1996 г. Исп.: Шамахов В.А., Блинов Н.М., региональные таможенные исправления и таможни 12. Изучить в 2-3 региональных таможенных управлениях практику распределения фонда должностных надбавок и фонда материального поощрения между сотрудниками и роль этих материальных стимулов в работе по воспитанию личного состава. Срок - по особым планам. Исп.: Шамахов В.А., Листопад А.Д., начальники региональных таможенных управлений и таможен 13. Систематически анализировать состояние работы по организации борьбы с должностными преступлениями и проступками на совещаниях в ГТК России (ежеквартально), в региональных таможенных управлениях и таможнях (ежемесячно) с определением причин и условий их появления, указанием мер, сроков и ответственности за их устранение. Исп.: Маметьев В.А., Шамахов В.А., начальники региональных таможенных управлений и таможен 14. Создать в таможенных органах суды чести сотрудников таможенных органов. Разработать и утвердить положение об этих судах чести. Срок - до 15 декабря 1995 г. Исп.: Галдин В.А., Шамахов В.А. 15. Принять меры по безусловному выполнению приказа ГТК России от 26.05.94 N 232 об обязательном ношении должностными лицами таможенного органа форменной одежды при исполнении ими служебных обязанностей. Исп.: руководители таможенных органов Разработать и внести предложения о введении нарукавных и нагрудных знаков, отличающих принадлежность сотрудников к таможенным службам. Срок - 15 ноября 1995 г. Исп.: Беков С.М., Васильев А.Г., Шамахов В.А., Листопад А.Д. и Уваров Н.В. 16. В целях предупреждения, выявления и пресечения должностных преступлений и проступков спланировать по каждому таможенному органу и использовать в профилактической работе: установление телевизуального контроля; проведение повторного рентгеновского и физического передосмотров товаров и багажа; проверку режима работы и охраны зданий, складов, документации, личных печатей, штампов и иного имущества таможенных органов во внерабочее время; ротацию личного состава, внезапную смену графиков работы; публикацию номеров "телефонов доверия"; установку ящиков для жалоб и заявлений в легкодоступных для граждан местах и др. Исп.: начальники региональных таможенных управлений и таможен 17. Завершить создание в таможенных органах службы контроля за соблюдением законности и эффективно задействовать ее в практической деятельности. Срок - до 1 сентября 1995 г. Исп.: Голубев В.Л., Шамахов В.А. 18. Завершить работу по защите средств таможенной идентификации и основных документов таможенного оформления на основе голографии и других новейших научных разработок по этому вопросу. Срок - 1 января 1996 г. Исп.: Маметьев В.А., Васильев А.Г., Уваров Н.В. 19. Регулярно рассматривать на совещаниях в центральном аппарате ГТК России, региональных таможенных управлениях и таможнях вопросы организации, эффективности и совершенствования работы службы таможенной охраны по осуществлению охраны таможенной границы, обеспечению сохранности объектов таможенных органов, материальных ценностей и денежных средств, защиты сотрудников таможенной системы и членов их семей. Исп.: Черкасов А.С., Листопад А.Д., начальники региональных таможенных управлений и таможен 20. Разработать и представить на утверждение руководства ГТК России мероприятия по обеспечению безопасности должностных лиц таможенных органов в "горячих точках" таможенной границы Российской Федерации. Срок - до 1 ноября 1995 г. Исп.: Беков С.М., Ануфриев Г.М., Черкасов А.С., Васильев А.Г., Листопад А.Д., Щередин А.И., Уваров Н.В. 21. Постоянно поддерживать в соответствии с многосторонними и двусторонними положениями (соглашениями) взаимодействие с ФСБ России, МВД России, ДНП России, ФАПСИ России, службой по валютному и экспортному контролю Российской Федерации, в том числе по предупреждению правонарушений среди личного состава. Регулярно планировать и осуществлять согласованные целевые операции по выявлению и пресечению коррупции, контрабанды, незаконного вывоза стратегических товаров, незаконного оборота оружия и наркотических средств, перекрытию каналов проникновения на внутренний рынок из-за рубежа опасных для жизни и здоровья потребительских товаров. Исп.: Кругликов В.Ф., Беков С.М., Максимцев В.А., Маметьев В.А., начальники региональных таможенных управлений и таможен 22. Разработать и внести на рассмотрение коллегии ГТК России план социального развития таможенных органов Российской Федерации на 1995 - 1996 гг. Срок - до 1 октября 1995 г. Исп.: Ануфриев Г.М., Черненко О.Г., Щередин А.И., Уваров Н.В., Листопад А.Д. 23. Проанализировать состояние мер безопасности при использовании автотранспорта в подчиненных подразделениях. Совместно с подразделениями ГАИ МВД России осуществить комплекс организационных и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение ДТП как на служебном, так и на личном транспорте. Срок - до 1 сентября 1995 г. Исп.: Ануфриев Г.М., начальники региональных таможенных управлений и таможен. |