ОБ АТТЕСТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПИСЬМО КОМИТЕТ РФ ПО ТОРГОВЛЕ 11 июля 1995 г. N 1-952/32-9 (Д) В соответствии с решением Коллегии от 30 июня 1995 года направляются в порядке информации и для возможного использования в практической работе записка управлений рыночных преобразований и организации торговли и общественного питания Роскомторга и разработанное Санкт-Петербургским Комитетом торговли и продовольствия примерное Положение об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания. Заместитель Председателя Роскомторга Н.А. ЛУПЕЙ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ходе осуществляемых рыночных преобразований в сфере торговли и общественного питания не удалось избежать негативных проявлений: перепрофилирования многих предприятий под неторговые цели или на реализацию более выгодных товаров, упразднения самообслуживания, значительных нарушений правил торговли, санитарных требований, продажи недоброкачественных товаров. В определенной мере это связано с тем, что в торговлю пришло немало новых предпринимателей, не имеющих ни профессиональных знаний, ни практического опыта. Поэтому одной из важных задач сегодня является наведение должного порядка на потребительском рынке, для чего требуется усилить влияние государственных органов на процессы, протекающие в отрасли. На это нацеливает и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 936 "О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению обслуживания населения". В целях упорядочения предпринимательской деятельности в отрасли и повышения уровня обслуживания населения Комитет торговли и продовольствия г. Санкт-Петербурга принял решение о проведении аттестации предприятий торговли и общественного питания. Эта работа начата на основе разработанного Комитетом Положения, которое предусматривает, что каждый хозяйствующий субъект в сфере торговли и общественного питания должен осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с законодательными и другими нормативными актами Российской Федерации, решениями местных органов исполнительной власти, профессиональными требованиями к работникам отрасли, организации торгового процесса, материально - техническому оснащению аттестуемого объекта. Имеется в виду аттестацию действующих предприятий провести в течение 1,5 - 2 лет, вновь создаваемые предприятия должны пройти аттестацию до их открытия. Получаемый в ходе проведения аттестации документ - Аттестат - это не разрешение на предпринимательство в торговле, а свидетельство, характеризующее уровень и возможности хозяйствующего субъекта осуществлять взятые на себя функции. Поэтому очень важно для надлежащего проведения аттестации обеспечить тщательный отбор наиболее квалифицированных специалистов в Комиссию и проводить ее с выездом на место на аттестуемый объект. По нашему мнению, аттестация в Санкт-Петербурге явится большой помощью новым предпринимателям, пришедшим из другой сферы деятельности. По оперативным данным, число торговых предприятий (и их торговые площади) увеличилось в Санкт-Петербурге за этот период более чем в 2 раза. В условиях сокращения государственной статистики по развитию материальной базы отрасли полученные в ходе аттестации новые данные об изменениях в торговой сети по ее количеству, профилю, размещению, техническому оснащению, кадрам и т.д. помогут Комитету, как государственному органу, лучше сориентироваться для принятия конкретных решений по регулированию происходящих в отрасли процессов. Представляется, что такая мера, направленная на наведение должного порядка в торговле, повышение уровня обслуживания и обеспечение защиты прав и интересов потребителей, заслуживает внимания и было бы целесообразно направить документы Санкт-Петербургского комитета торговли и продовольствия по данному вопросу территориальным органам торговли для использования в работе. Управление рыночных преобразований и организации торговли Управление общественного питания ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Аттестация хозяйствующих субъектов направлена на обеспечение защиты прав потребителей, безопасности их жизни и здоровья, имущества, упорядочение предпринимательской деятельности и повышение уровня обслуживания потребителей. 1.2. Под аттестацией понимается обследование соответствия возможности хозяйствующего субъекта осуществлять функции, указанные в заявке. По результатам аттестации выдается Свидетельство (примерная форма прилагается). 1.3. Под хозяйствующими субъектами понимаются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере торговли и общественного питания. 1.4. Настоящее Положение предусматривает аттестацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих: - стационарную розничную торговлю, за исключением мелкорозничной торговли; - производство и реализацию продукции (услуг) общественного питания, за исключением мелкорозничной передвижной и переносной сети. 1.5. При аттестации определяется тип и категория (класс) уровня обслуживания в соответствии с требованиями: - для розничной торговли согласно Приложению 3; - для общественного питания согласно ГОСТам Р 50764-95 "Услуги предприятий общественного питания. Общие требования", 50762-95 "Классификация предприятий общественного питания. Общие требования". 1.6. Свидетельство выдается в зависимости от типа предприятия и уровня обслуживания: - для розничной торговли - категория "высшая", "первая", "вторая"; - для общественного питания - столовых, закусочных, кафе - класс, а баров и ресторанов - "люкс", "высшая", "первая". 1.7. Срок действия Свидетельства - бессрочный, при условии обеспечения хозяйствующим субъектом взятых на себя функций и до внесения изменений в нормативные акты, на основании которых выдается Свидетельство. 1.8. Деятельность хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания без Свидетельства запрещается и рассматривается как нарушение правил торговли и реализации продукции общественного питания. 2. Порядок выдачи и учета Свидетельств 2.1. Свидетельства (Сноска 1) аттестованным хозяйствующим субъектам выдаются Комитетом по торговле. -------------------- (Сноска 1) Все вновь открывающиеся предприятия сферы торговли и общественного питания до их открытия должны пройти аттестацию. Действующие предприятия подлежат аттестации в течение 1995 - 1996 гг. 2.2. Свидетельства выдаются хозяйствующим субъектам на каждый объект по месту его нахождения (Сноска 1). -------------------- (Сноска 1) Свидетельство не требуется при осуществлении выездной торговли, проведении выставок - продаж, при обслуживании конференций, ярмарок, базаров и других городских и районных мероприятий. 2.3. Для прохождения аттестации и получения Свидетельства заявитель подает в аттестационную службу заявку по установленной форме (Приложение 2) с представлением следующих документов Сноска 1): 2.3.1. Копия документа о регистрации юридического или физического лица. 2.3.2. Копия документа, подтверждающего дислокацию места деятельности хозяйствующего субъекта (договор на аренду нежилых помещений, свидетельство о собственности, договор о совместной деятельности или другой документ, определяющий место деятельности). 2.3.3. Копия платежного документа о внесении платы за выдачу Свидетельства. Плата взимается в размере фактических затрат, связанных с выдачей Свидетельства. При необходимости проведения экспертизы для решения спорных вопросов расходы оплачиваются хозяйствующим субъектом. -------------------- (Сноска 1) Копии документов (выписок) заверяются работниками аттестационной службы при одновременном представлении подлинников документов. 2.4. Аттестация хозяйствующего субъекта производится комиссией в составе представителей Комитета по торговле и районных администраций с участием (городского) комитета отраслевого профсоюза (Торговое единство). Выдача Свидетельства производится в течение месяца с даты поступления заявки. 2.5. В выдаче Свидетельства может быть отказано в следующих случаях: - в представленных на аттестацию документах содержатся недостоверные данные; - установлены факты нарушения или несоблюдения хозяйствующим субъектом требований, предъявляемых к аттестуемому предприятию; - несоответствия предприятия и выполняемых в нем технологических процессов нормам и правилам по охране труда и технике безопасности. 2.6. Свидетельство выдается руководителю предприятия или по доверенности предприятия. Копия Свидетельства хранится в аттестационной службе Комитета по торговле. Свидетельство должно быть вывешено хозяйствующим субъектом в торговом зале (зале обслуживания) на информационном стенде. 2.7. При реорганизации, изменении собственника, вида деятельности, наименования, типа, категории, класса хозяйствующего субъекта Свидетельство подлежит перерегистрации в аттестационной службе. Свидетельство, полученное хозяйствующим субъектом, не может быть передано и является недействительным для любого иного хозяйствующего субъекта. При изменении адреса места деятельности хозяйствующий субъект обязан в 10-дневный срок письменно уведомить об этом Комитет по торговле для внесения соответствующих изменений в Свидетельство. 2.8. При утрате Свидетельства по письменному заявлению руководителя выдается новое Свидетельство в установленном порядке. 3. Требования, предъявляемые к хозяйствующему субъекту 3.1. Хозяйствующий субъект в сфере торговли и общественного питания обязан осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с: - законодательством Российской Федерации; - указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными документами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - санитарными нормами и правилами; - ветеринарными нормами и правилами; - правилами охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности; - требованиями стандартов и нормативно-технической документации, предъявляемыми к товарам, продукции и услугам. 3.2. Хозяйствующий субъект по месту осуществления торговли, производства и реализации собственной продукции должен иметь: - стенд, содержащий информацию согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", соответствующим правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров и дополнениям к ним; - информацию на вывеске или входных дверях о режиме работы; - информацию, содержащую перечень контролирующих органов с указанием их адресов и телефонов, и др. необходимую для покупателей информацию. 3.3. Хозяйствующий субъект должен быть оснащен торгово - технологическим и другими видами оборудования в соответствии с примерными нормами технического оснащения предприятий торговли и общественного питания, разработанными Всероссийским институтом питания (ВИП). 3.4. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли и общественного питания, должны по типу и уровню обслуживания отвечать соответствующим требованиям, изложенным в Приложении 3 к "Примерному положению об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере торговли" и в ГОСТе Р 50762-95 "Классификация предприятий общественного питания. Общие требования". 3.5. Профиль работы и комплекс услуг должны соответствовать условиям, определенным при приватизации, и требованиям ГОСТа Р 50764-95 "Услуги предприятий общественного питания. Общие требования". 3.6. Работники, связанные непосредственно с приемкой, разбраковкой, реализацией товаров, производством и реализацией собственной продукции, должны иметь специальную профессиональную подготовку. 4. Контролирующие органы вправе направлять в Комитет по торговле представления о нарушениях в деятельности хозяйствующих субъектов и принятых ими мерах. При наличии систематических нарушений Свидетельство изымается Комитетом по торговле. Новое Свидетельство может быть получено после аттестации в установленном порядке. Приложение 1 к примерному Положению об аттестации хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании Герб МЭРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ТОРГОВЛЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО (примерная форма) Серия _________________ N _____________________ ______________________________________________________________________ (наименование хозяйствующего субъекта) ______________________________________________________________________ (адрес места деятельности) ______________________________________________________________________ В соответствии с заключением комиссии Комитета по торговле присвоена ____________________ категория (класс) обслуживания. Руководитель Комитета по торговле _________________________________ (подпись, Ф.И.О.) "___" ____________ 199_ г. Приложение 2 к примерному Положению об аттестации хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ АТТЕСТАЦИИ (примерная форма) Заявитель _____________________________________________________ , (наименование юридического лица; Ф.И.О. физического лица) расположенный ________________________________________________________ (юридический адрес; место прописки физического лица) телефон ____________ телефакс ________________ телекс ________________ офис ________________________________________ телефон ______________ , (адрес) зарегистрированный в _______________________________________________ , (место регистрации) регистрационное свидетельство N _________ от "___" ___________ 199_ г. Состоит на учете в налоговой инспекции ________________________ района Расчетный счет N ____________________ в отделении ____________________ ________________________________________________________________ банка В лице _______________________________________________________________ (Ф.И.О руководителя, паспортные данные) Просит выдать Свидетельство об аттестации ____________________________ (магазин, универсам, ________________________________ категории (класса) __________________ ресторан, кафе и т. д., название) По адресу __________________________________________________________ . С условиями и требованиями примерного Положения об аттестации хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании, с законодательными актами и нормативными документами, регулирующими осуществление заявленных функций, коллектив знаком и обязуется выполнять. Перечень прилагаемых к заявке документов: ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Итого материалов на ______ листах. Материалы сданы Материалы приняты ______________________ ____________________________ (подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О., должность) М.П. Регистрационный N __________________ от _________________ Приложение 3 к примерному Положению об аттестации хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании ТРЕБОВАНИЯ ПО УРОВНЮ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ --------------------------------------------------------------------------------------------------- | Требования | Высшая | Первая | Вторая | |------------------|----------------------------|-------------------------|-------------------------| | | Обеспечивает потребителям | Обеспечивает | Обеспечивает надлежащий | | | высокий уровень | потребителям | уровень обслуживания | | | обслуживания в сочетании с | высокий уровень | потребителей. | | | предоставлением | обслуживания. | Предприятие, | | | дополнительных услуг, | Предприятие, | осуществляющее | | | продажей сопутствующих | осуществляющее | реализацию | | | товаров, организацией | реализацию | продовольственных | | | зоны отдыха, наличием | продовольственных | товаров, в соответствии | | | объектов общественного | товаров, в соответствии | со специализацией | | | питания | со специализацией | производит продажу | | | | производит продажу | социально значимых | | | | социально значимых | товаров | | | | товаров | | | | | | | | Оформление | По индивидуальному проекту | В едином стиле с учетом | Должно соответствовать | | торгового | (проектам) в едином | индивидуальных | специфике | | зала и | рекламно-художественном | особенностей | (специализации) | | витрин | стиле с использованием | предприятия | предприятия | | | различных материалов и | | | | | художественно-декоративных | | | | | элементов | | | | | | | | | Вывеска | По индивидуальному проекту | По индивидуальному | Типовая, на надлежащем | | | индивидуальному | проекту (проектам), с | рекламно-художественном | | | (проектам) с | использованием | уровне | | | использованием современных | современных материалов | | | | материалов на высоком | на надлежащем | | | | рекламно-художественном | рекламно-художественном | | | | уровне с использованием | уровне | | | | современных рекламных | | | | | средств | | | | | | | | | Оборудование | Современное | Современное | Типовые | | и инвентарь | торгово-технологическое | торгово-технологическое | торгово-технологическое | | | оборудование (в | оборудование | оборудование | | | т.ч. по индивидуальному | инвентарь, | инвентарь | | | проекту) и инвентарь, | сочетающиеся с | | | | гармонирующие с интерьером | оформлением | | | | | интерьера | | | | | | | | | | | | | Рекламная | В едином фирменном стиле | Выполнение на высоком | Типовые традиционные | | печатная | (по индивидуальному | художественном уровне | упаковочные материалы | | продукция | проекту) | | | | (ценники, | | | | | ярлыки, | | | | | аннотации, | | | | | упаковка и | | | | | т.п.) | | | | | | | | | | Форменная | Единая фирменная (для | Единого образца (для | Санитарная одежда для | | одежда для | предприятий | предприятий | предприятий | | работников | продовольственной | продовольственной | продовольственной | | торгового | торговли может быть | торговли может быть | торговли | | зала | санитарная) | санитарная) | | | | | | | | Квалификационные | Работники торгового зала, | Работники, связанные с | Работники, связанные с | | требования | работники, связанные с | приемкой, разбраковкой, | приемкой, разбраковкой | | | приемкой, разбраковкой, | реализацией товаров, | товаров, должны иметь | | | закупкой товаров, должны | должны иметь | специальную | | | иметь специальную | специальную | профессиональную | | | профессиональную | профессиональную | подготовку | | | подготовку | подготовку | | --------------------------------------------------------------------------------------------------- |