О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 01.08.95 41

        О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ
                        В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
                          1 августа 1995 г.
                                 N 41

                                 (Д*)


     Новое арбитражное    законодательство    расширило    компетенцию
арбитражных судов,  укрепило правовые начала их деятельности, повысило
гарантии законности и обоснованности разрешения хозяйственных споров.
     Это придает  особую актуальность деятельности органов прокуратуры
по  реализации  полномочий  в  арбитражном  процессе  и   требует   от
прокуроров   глубокого   профессионализма,  принципиальности,  высокой
организованности в работе.
     В целях полного и эффективного решения органами прокуратуры задач
в сфере арбитражного судопроизводства приказываю:

     1. Прокурорам  республик,  краев,   областей,   г.г.   Москвы   и
Санкт-Петербурга,  автономной области,  автономных округов,  городов и
районов,  военным,  транспортным и иным специализированным  прокурорам
принять,  в пределах их компетенции,  исчерпывающие меры, направленные
на полное,  своевременное использование  полномочий  на  подготовку  и
предъявление  в  арбитражные  суды  исков  в  защиту государственных и
общественных интересов,  участие  в  их  рассмотрении,  обжалование  и
опротестование незаконных и необоснованных судебных актов.
     Участие прокуроров  в  арбитражном  процессе  рассматривать   как
действенное    средство   укрепления   законности   и   предупреждения
правонарушений  в  экономической  сфере,  защиты   государственных   и
общественных  интересов,  нарушенных  или оспариваемых прав участников
предпринимательской деятельности.

     2. Использовать обращения с исками в  арбитражные  суды  в  целях
оперативного  и  реального  пресечения  и  устранения  правонарушений,
возникающих из гражданских,  административных и иных правоотношений  в
сфере   предпринимательской   и   иной  экономической  деятельности  и
затрагивающих государственные и общественные  интересы,  а  также  для
возмещения  причиненного ущерба,  привлечения виновных к установленной
законом ответственности.
     2.1. При  решении  вопросов  о  подготовке  и  предъявлении исков
считать безусловно  необходимым  вмешательство  прокурора  для  защиты
государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:
     - выявления    правонарушений,     для     устранения     которых
законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (ст. 30 Закона
Российской Федерации "О приватизации государственных  и  муниципальных
предприятий в Российской Федерации",  ст.  ст. 4 и 7 Закона Российской
Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и др.);
     - занятия   запрещенными   видами   деятельности   либо   занятия
коммерческой  деятельностью,  на  осуществление   которой   необходимо
специальное   разрешение   (лицензия),   когда   оно  отсутствует  или
просрочено;
     - наличия  данных  о  недействительности  оспоримых  сделок  и  о
ничтожности сделок,  не соответствующих требованиям  закона,  а  также
совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
     - нарушений природоохранительного законодательства,  связанных  с
причинением ущерба здоровью людей и природным объектам;
     - невыполнения  обязательств  в  пользу  государства,  если   это
привело  или  могло  привести к срыву крупных инвестиционных проектов,
целевых программ;
     - несоответствия   учредительных   документов   юридических   лиц
требованиям законодательства и  нарушения  установленного  порядка  их
образования и государственной регистрации.
     2.2. Особую  взвешенность  проявлять  при  подготовке   исков   в
интересах предприятий, организаций и граждан - предпринимателей.
     Считать необходимым предъявление подобных исков в первую  очередь
в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий,  в том
числе федеральных казенных предприятий,  когда они сами по объективным
причинам   не  могли  обратиться  с  иском  либо  такое  обращение  не
последовало   из-за   недобросовестности   руководителей   и    других
должностных  лиц.  В  последнем  случае  наряду  с  предъявлением иска
следует решать вопросы о привлечении к ответственности виновных.
     Иски в  интересах  иных  юридических  лиц  предъявлять  в случаях
нарушения не только прав истцов,  но  и  ущемления  государственных  и
общественных  (публичных)  интересов  (срыв выпуска социально значимой
продукции,  нарушение  нормальной  эксплуатации  объектов  транспорта,
энергетики,   оборонного   комплекса,   медицинских,   образовательных
учреждений,  создание предпосылок экологических  катастроф,  серьезных
социальных конфликтов и др.).

     3. Работу  по  подготовке,  предъявлению  и  поддержанию  исков в
арбитражные суды строить в тесном взаимодействии прокуратур  субъектов
Российской   Федерации   и   приравненных   к   ним   прокуратур,   их
подразделений, городских и районных прокуратур.
     Ответственность за   своевременную   и   качественную  подготовку
проектов исковых заявлений  (заявлений)  в  защиту  государственных  и
общественных интересов возложить на руководителей районных,  городских
и приравненных к ним прокуратур,  а  также  начальников  управлений  и
отделов   вышестоящих   прокуратур,   проводящих  надзорные  проверки,
осуществляющих  изучение  материалов,  расследование  уголовных   дел,
проверку  законности  приговоров  и решений по уголовным и гражданским
делам.

     4. В   целях    создания    надлежащих    организационно-кадровых
предпосылок  эффективного  решения  задач  на  актуальном  направлении
прокурорской  деятельности  образовать  до  конца  текущего   года   в
аппаратах   прокуратур   субъектов   Российской  Федерации  на  правах
самостоятельных подразделений отделы (группы) по  обеспечению  участия
прокуроров  в арбитражном процессе.  Укомплектовать их подготовленными
прокурорами,  способными решать вопросы  на  высоком  профессиональном
уровне.

     5. Возложить на отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров
в арбитражном процессе следующие основные обязанности:
     - рассмотрение   поступивших   из   других  подразделений  данной
прокуратуры   и   подчиненных   прокуратур    материалов,    требующих
реагирования  в  форме  иска  в  арбитражные суды;  оформление исковых
заявлений  (заявлений)  в  защиту   государственных   и   общественных
интересов   и   их   направление  согласно  установленным  правилам  о
подсудности споров;
     - участие в рассмотрении дел,  возбужденных по искам прокуроров в
арбитражных  судах  первой  инстанции;  апелляционное  и  кассационное
обжалование  решений,  определений  и  постановлений  по  этим  делам,
участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;
     - рассмотрение  обращений  лиц,  участвующих  в деле,  о проверке
законности  и  обоснованности  решений,  определений  и  постановлений
арбитражных   судов,   вступивших   в   законную  силу;  постановка  в
установленном порядке вопросов о необходимости истребования таких  дел
в органы прокуратуры;
     - изучение  по  поручениям  Генеральной  прокуратуры   Российской
Федерации  арбитражных  дел,  решения,  определения и постановления по
которым  вступили  в  законную  силу;  подготовка   представлений   об
опротестовании  в порядке надзора незаконных и необоснованных судебных
постановлений;
     - анализ,  изучение  и  проверка  работы подчиненных прокуратур и
координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению
исков    в    защиту   государственных   и   общественных   интересов,
распространение передового опыта,  участие в мероприятиях по повышению
деловой квалификации работников прокуратуры.

     6. Обеспечить  качество,  правовую  и  фактическую обоснованность
обращений в арбитражный суд,  оформление процессуальных  документов  в
строгом соответствии с требованиями законодательства.
     В целях   реального   исполнения   решений   судов,   минимизации
материального и иного ущерба,  причиняемого правонарушениями,  во всех
необходимых случаях ставить перед судом вопрос  о  применении  мер  по
обеспечению иска.

     7. Принимать обязательное участие в судебном разбирательстве всех
дел,  возбужденных  по  искам  и  заявлениям  прокуроров,  в   первой,
апелляционной и кассационной инстанциях.
     7.1. Эту обязанность выполнять,  как  правило,  силами  аппаратов
прокуратур   субъектов   Российской   Федерации  по  месту  нахождения
арбитражного суда, рассматривающего дело.
     7.2. Прокурорам,  обратившимся с исковым заявлением (заявлением),
апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд не  по  месту
нахождения данной прокуратуры,  одновременно с направлением материалов
в суд выслать копии  документов  соответствующему  прокурору  субъекта
Российской  Федерации  с  письмом  о  необходимости участия в процессе
подчиненных ему работников,  а также информировать об этом арбитражный
суд.
     7.3. Прокурор,   направивший   исковое   заявление   (заявление),
апелляционную   или  кассационную  жалобу  в  арбитражный  суд  другой
территории,  должен  незамедлительно  извещаться  о   результатах   их
рассмотрения прокурором, принимавшим участие в суде.

     8. На  всех  стадиях  арбитражного  процесса  позицию  прокуроров
определять в строгом соответствии с требованиями  закона,  материалами
дел   и   внутренним   убеждением,   последовательно   отстаивать  ее,
руководствуясь принципами законности,  равенства организаций и граждан
перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
     8.1. Своевременно  обжаловать  в  апелляционном  и   кассационном
порядке  незаконные  и  необоснованные  судебные  решения.  Постановку
вопросов в жалобах  увязывать  с  определенными  законом  полномочиями
апелляционной  и  кассационной  инстанций  по  пересмотру состоявшихся
решений.
     В необходимых    случаях   заявлять   перед   арбитражным   судом
кассационной  инстанции  ходатайство  о   приостановлении   исполнения
решения, постановления, принятых в первой и апелляционной инстанциях.

     9. Использовать  все имеющиеся процессуальные возможности в целях
реального исполнения решений  арбитражных  судов  по  делам  по  искам
прокуроров.

     10. При   рассмотрении  обращений  лиц,  участвующих  в  деле,  о
проверке  законности   и   обоснованности   решений,   определений   и
постановлений   арбитражных   судов,   вступивших   в  законную  силу,
своевременно ходатайствовать перед Генеральной прокуратурой Российской
Федерации  об истребовании дел;  использовать полномочия по проведению
проверок   доходов   заявителей,   в   том   числе   по   истребованию
дополнительных документов и иных доказательств.
     При наличии оснований для принесения протеста в  порядке  надзора
обращаться  с  соответствующим представлением к Генеральному прокурору
Российской Федерации или его заместителю. При отказе в таком обращении
составлять   мотивированное  заключение  по  делу,  сообщать  об  этом
заявителям.

     11. Учитывая, что ст. 51 Федерального конституционного закона "Об
арбитражных  судах  в  Российской  Федерации" предусматривает порядок,
согласно которому судьи арбитражного суда  осуществляют  правосудие  в
мантиях,  прокуроры,  участвующие  в  заседаниях  арбитражного  суда и
имеющие классные чины, должны быть в форменном обмундировании.

     12. Отделу  по  обеспечению  участия  прокуроров  в   арбитражном
процессе   Генеральной   прокуратуры  Российской  Федерации  постоянно
изучать и направлять деятельность нижестоящих прокуратур по реализации
ими   полномочий   в   арбитражном   процессе,  принимать  меры  к  ее
совершенствованию.  Обеспечить взаимодействие в этой работе с  другими
управлениями и отделами, научными организациями и учебными заведениями
Генеральной прокуратуры.

     13. Оценивать деятельность прокуроров по  участию  в  арбитражном
судопроизводстве   исходя   из  совокупности  данных,  характеризующих
оперативность  и  обоснованность  подготовки  и  предъявления   исков,
качество  поддержания  их в суде,  эффективность обжалования решений и
постановлений  об  отказе   в   удовлетворении   исковых   требований,
обоснованность  представлений  об  опротестовании  в  порядке  надзора
судебных постановлений.
     Контроль за   выполнением   настоящего   Приказа   возложить   на
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.
     Приказ направить прокурорам республик,  краев,  областей,  г.  г.
Москвы и Санкт-Петербурга,  автономной  области,  автономных  округов,
Волжскому  природоохранному  прокурору,  прокурорам городов и районов,
военным, транспортным и иным специализированным прокурорам.
     Считать недействующим  указание Генерального прокурора Российской
Федерации  от  16.11.92  N  48/8  (в  части,  касающейся  арбитражного
судопроизводства).

И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации -
Государственный советник
юстиции 1 класса                          А.Н. Ильюшенко