28 июня 1995 г. N 5 (Д) Руководствуясь Договором "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной Республики Саха (Якутия)", Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Саха (Якутия) согласились о следующем: Статья 1 К компетенции Правительства Российской Федерации (в лице его федерального органа исполнительной власти по высшему и среднему профессиональному образованию) относятся: Формирование и осуществление федеральной политики в области среднего, высшего послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования. Разработка и реализация федеральной программы образования, целевых федеральных и международных программ в области профессионального образования. Разработка государственных образовательных стандартов, установление федеральных компонентов их и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации. Нострификация на территории Российской Федерации иностранных документов об образовании. Разработка примерных учебных планов и программ. Установление перечней направлений и специальностей, по которым ведется профессиональное образование. Разработка типовых положений о соответствующих образовательных учреждениях. Согласование уставов подведомственных образовательных учреждений в части, определяемой законодательством Российской Федерации. Прогнозирование развития сети соответствующих образовательных учреждений. Организация и координация материально-технического обеспечения федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в части Республики Саха (Якутия). Создание государственных фондов стабилизации и развития системы профессионального образования. Разработка государственных нормативов финансирования соответствующих образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса в них. Правовое регулирование отношений в области соответствующего профессионального образования, издание нормативных документов в рамках своей компетенции и контроль их исполнения. Информационное и научно-методическое обеспечение системы профессионального образования. Организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Осуществление в установленном порядке лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального и соответствующего дополнительного образования. Участие в создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений федерального подчинения. Инспектирование любого образовательного учреждения и органа управления профессиональным образованием на территории Республики Саха (Якутия) по вопросам своей компетенции в порядке надзора. Аттестация научно-педагогических работников вузов региона в части присвоения ученых званий доцента и профессора. Представление к присвоению государственных наград и почетных званий работникам образовательных учреждений. Организация федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. Осуществление подготовки кадров в докторантуре, аспирантуре, высших и средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в рамках контрольных цифр по согласованию с Правительством Республики Саха (Якутия). Контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины. Приостановка деятельности подведомственного образовательного учреждения в той части, в которой нарушено законодательство Российской Федерации в области образования или устава. Статья 2 К компетенции Правительства Республики Саха (Якутия) (в лице республиканского органа исполнительной власти по высшему и среднему профессиональному образованию) относятся: Определение и осуществление политики в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, не противоречащей политике Российской Федерации. Разработка и реализация республиканских программ развития образования, включая международные. Согласование контрольных цифр приема студентов в учебные заведения, необходимых для обеспечения потребности Республики в специалистах. Установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Содействие развитию разноуровневого и многоступенчатого профильного образования в Республике в различных формах, реализующих принцип интеграции образования, науки и производства. Принятие правовых нормативных документов в пределах своей компетенции. Формирование республиканского бюджета в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования. Установление и финансирование представленных вузом национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Установление республиканских нормативов финансирования образования. Организация финансирования и оказание посреднических услуг образовательным учреждениям в части их материально-технического обеспечения. Разработка предложений (в дополнение к федеральным требованиям к образовательным учреждениям) в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Создание условий для непрерывного образования населения Республики, поддержки талантливой молодежи и пропаганды знаний и культуры средствами массовой информации; содействие в выпуске учебных изданий и пополнении научных библиотечных фондов. Установление дополнительных, к федеральным, льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся, а также педагогических работников образовательных учреждений. Оказание социальной поддержки студентов, преподавателей и сотрудников учебных заведений, исходя из возможности бюджета, в виде дотаций на повышение заработной платы, стипендий, содержание детей в дошкольных учреждениях, компенсаций за питание, проживание, услуги транспорта. Определение контрольных цифр трудоустройства выпускников учебных заведений в бюджетные организации Республики, резервирование квоты мест в бюджетных организациях Республики. Информационное обеспечение образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин в рамках своей компетенции. Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов. Участие в комиссиях по осуществлению лицензионной экспертизы на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений республиканского подчинения. Статья 3 К совместной компетенции Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия) (в лице указанных ранее органов) относятся: Внесение предложений в Правительство Российской Федерации о создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений высшего профессионального образования на территории Республики. Разработка, утверждение и реализация программы развития высшего и среднего профессионального образования в Республике, установление контрольных цифр приема в образовательные учреждения. Финансирование подведомственных учебных заведений, обеспечивающее государственный образовательный стандарт подготовки специалистов в пределах контрольных цифр приема, а также научных исследований. Создание региональных образовательных центров. Согласование и утверждение руководителей образовательных учреждений, если это определено их уставами, и согласование кандидатур руководителей органов управления ими. Интеграция федерального и местного бюджетов для решения инвестиционных задач в интересах развития высшей школы Республики. Стороны могут определять и другие виды совместной компетенции по отношению к подведомственным учебным заведениям, расположенным на территории Республики. Статья 4 Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания, заключается сроком на 5 (пять) лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне путем письменного уведомления за 6 (шесть) месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить его действие. Положения настоящего Соглашения могут быть изменены и дополнены по взаимной договоренности Сторон. Настоящее Соглашение заключено в г. Москве 28 июня 1995 г. за N 5 в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны. За Правительство Российской Федерации В.С.Черномырдин За Правительство Республики Саха (Якутия) Ю.В.Кайдышев |