О РЕГЛАМЕНТЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 28 июня 1995 г. N 7/46-II (НЦПИ) (Изменение: постановление Центральной избирательной комиссии от 14 апреля 1999 г. N 3/10-III). Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: Утвердить Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Т. Рябов 28 июня 1995 г. N 7/46-II Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешняков 28 июня 1995 г. N 7/46-II Приложение УТВЕРЖДЕН постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 июня 1995 года N N 7/46-II РЕГЛАМЕНТ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации I. Общие положения Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок и правила работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Комиссия), осуществляющей руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы и по проведению референдума Российской Федерации, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан, оказание методической и иной помощи избирательным комиссиям Российской Федерации. Статья 2. Комиссия действует на постоянной основе, является федеральным органом и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и не связана решениями партий, политических движений и общественных объединений. Срок полномочий Комиссии - четыре года. Статья 3. Комиссия состоит из 15 членов с правом решающего голоса, которые назначаются палатами Федерального Собрания Российской федерации и Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Избирательные объединения, избирательные блоки и кандидаты на должность Президента Российской Федерации после регистрации Комиссией федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы, а также кандидатов на должность Президента Российской Федерации могут назначить в состав Комиссии по одному ее члену с правом совещательного голоса. Не могут входить в состав Комиссии кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении. В случае досрочного освобождения члена Комиссии с правом решающего голоса от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным статьей 12 указанного Федерального закона. Председатель Комиссии в течение месяца со дня его освобождения обращается в Государственную Думу, либо Совет Федерации Федерального Собрания Российской федерации, либо к Президенту Российской Федерации о назначении нового члена Комиссии. Статья 4. Члены Комиссии с правом решающего голоса могут работать в Комиссии как на штатной, так и нештатной основе. Основанием для работы на штатной основе является личное заявление члена Комиссии. Члены Комиссии с правом решающего голоса, работающие на штатной основе, не могут находиться на иной государственной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 5. Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию. Статья 6. Акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также избирательных комиссий. Статья 7. Комиссия является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также эмблему. Статья 8. Официальным печатным органом Комиссии является журнал "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Статья 9. Место постоянного пребывания Комиссии - город Москва. Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного пребывания. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания. Статья 10. В Регламенте Комиссии используются следующие термины: нижестоящие избирательные комиссии - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и референдума Российской Федерации; член Комиссии с правом решающего голоса - ее член, назначенный Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации; член Комиссии с правом совещательного голоса - ее член, назначенный избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом на должность Президента Российской федерации; установленное число членов Комиссии - 15 ее членов, имеющих право решающего голоса; число присутствующих членов Комиссии - число ее членов с правом решающего голоса, участвующих в заседании Комиссии. II. Председатель, заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Статья 11. Председатель, заместитель Председателя и секретарь Комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования. См. Положение о порядке избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 21 марта 1995 г. N 11 Статья 12. В список для тайного голосования на должность Председателя Комиссии вносятся фамилии кандидатур, выдвинутых членами Комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. По кандидатурам, баллотирующимся на должность Председателя Комиссии, проводится обсуждение. Избранным на должность Председателя Комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов Комиссии. В случае если на должность Председателя Комиссии было выдвинуто две и более кандидатуры и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводятся следующие процедуры: если в первом туре было выдвинуто две кандидатуры, то второй тур голосования проводится по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов; при выдвижении в первом туре более двух кандидатур второй тур голосования проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов; если за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, следующие по порядку в бюллетене два или более кандидатов получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатурой, получившей наибольшее число голосов, включаются в бюллетень на второй тур голосования. Кандидату для избрания на должность Председателя Комиссии по итогам второго тура голосования необходимо набрать не менее половины голосов членов Комиссии от установленного числа членов Комиссии. Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов повторяется до избрания Председателя Комиссии. Избрание Председателя Комиссии оформляется постановлением Комиссии. Статья 13. Избрание заместителя Председателя и секретаря Комиссии проводится в порядке, установленном статьей 12 настоящего Регламента. Статья 14. Председатель Комиссии: представляет Комиссию во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными избирательными комиссиями, международными организациями, общественными объединениями; созывает заседания Комиссии и председательствует на них; осуществляет контроль за реализацией решений Комиссии и работой Аппарата Комиссии; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции; подписывает постановления Комиссии, а также исходящие от нее разъяснения и иные акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции; дает поручения заместителю Председателя, секретарю Комиссии и членам Комиссии; является распорядителем финансовых средств, выделяемых Комиссии из федерального бюджета; осуществляет прием на работу и увольнение работников Аппарата Комиссии; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом. Статья 15. Заместитель Председателя Комиссии: осуществляет полномочия Председателя Комиссии в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей; руководит работой Научно-методического совета, а также иных научных и творческих коллективов, создаваемых при Комиссии; выполняет поручения Председателя Комиссии; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом. Статья 16. Секретарь Комиссии: обеспечивает подготовку заседаний Комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов; организует перспективное и текущее планирование деятельности Комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы; обеспечивает доведение решений и иных материалов Комиссии до сведения членов Комиссии, избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и общественных объединений, а также направляет информацию о состоявшемся заседании Комиссии в средства массовой информации; подписывает постановления Комиссии; выполняет поручения Председателя Комиссии; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом. Статья 17. В случае временного отсутствия заместителя Председателя, секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены Председателем Комиссии на других членов с правом решающего голоса. Статья 18. Председатель, заместитель Председателя, секретарь Комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей на основании решений Комиссии, принимаемых большинством голосов от установленного числа членов Комиссии при тайном голосовании. Решения об освобождении от должностей Председателя, заместителя Председателя, секретаря Комиссии оформляются постановлениями Комиссии. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель Председателя Комиссии. В случае досрочного освобождения от должностей заместителя Председателя, секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены на других членов Комиссии с правом решающего голоса. В случае досрочного освобождения от должностей Председателя, заместителя Председателя, секретаря Комиссии новые выборы проводятся не позднее чем через месяц со дня их освобождения в порядке, установленном настоящим Регламентом. III. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Статья 19. Члены Комиссии с правом решающего голоса на основании планов Комиссии, федеральных целевых программ организуют работу по следующим направлениям деятельности Комиссии: организация государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участие в осуществлении этой регистрации (учета), определение схем образования избирательных округов; организация системы финансирования выборов и референдумов, деятельности Комиссии, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, других избирательных комиссий и комиссий референдумов, федеральных целевых программ, распределение выделенных из федерального бюджета на эти цели средств и контроль за их использованием; контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме, проверка финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума; взаимодействие с избирательными объединениями, избирательными блоками, иными общественными объединениями, инициативными группами избирателей, инициативными группами по проведению референдума; обеспечение прав граждан Российской Федерации, политических и других общественных объединений на агитацию при проведении выборов и референдумов, в том числе через средства массовой информации; повышение правовой культуры избирателей, профессиональная подготовка членов избирательных комиссий и комиссий референдумов, других организаторов выборов и референдумов; контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также выборов в органы местного самоуправления; контроль за соблюдением прав граждан Российской Федерации на участие в голосовании по отзыву лиц, избираемых непосредственно гражданами в законодательные (представительные), исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, а также права граждан Российской Федерации на участие в референдуме Российской Федерации, референдумах субъектов Российской Федерации, местных референдумах; контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдумах военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, а также граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, и иных граждан, условия и характер работы которых предполагает постоянную смену места пребывания (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций и другие). Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам обеспечения избирательных прав граждан; координация деятельности по обеспечению функционирования, развития и использования государственной автоматизированной информационной системы; разработка и внедрение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий и комиссий референдума, а также подготовка нормативов изготовления (включая степень защищенности) избирательных документов, а также документов референдумов; рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и нижестоящих комиссий референдума Российской Федерации, а также жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме. Члены Комиссии с правом решающего голоса, организующие работу по вышеуказанным направлениям деятельности Комиссии, осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями и организациями, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и другими участниками избирательного процесса, подписывают по поручению Председателя Комиссии соответствующие письма, телеграммы и иные исходящие из Комиссии документы, несут ответственность за результаты этой работы. Распределение обязанностей по направлениям деятельности Комиссии и иных обязанностей членов Комиссии с правом решающего голоса осуществляется решением Комиссии, оформляемым постановлением. (В ред. постановления Центральной избирательной комиссии от 14 апреля 1999 г. N 3/10-III) Статья 20. Член Комиссии с правом решающего голоса вправе: присутствовать на любых совещаниях Комиссии и ее Аппарата; давать поручения работникам Аппарата Комиссии при подготовке вопросов, вносимых на ее рассмотрение; вносить предложения о привлечении ученых и специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью Комиссии. Статья 21. Член Комиссии с правом решающего голоса обязан: присутствовать на всех заседаниях Комиссии; заблаговременно информировать секретаря Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине; выполнять поручения Комиссии и ее Председателя; согласовывать с руководителем Аппарата Комиссии, а в случае его отсутствия - с руководителями соответствующих управлений и отделов вопросы привлечения работников Аппарата Комиссии к подготовке плановых и иных вопросов. Статья 22. Член Комиссии с правом совещательного голоса: осуществляет свои полномочия в пределах прав и обязанностей и в сроки, установленные соответствующим федеральным законом; по решению Комиссии может привлекаться к подготовке вопросов, связанных с проведением выборов, рассмотрением избирательных споров. IV. Порядок проведения заседаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Статья 23. Комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решений о назначении членов Комиссии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. При этом в состав Комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов Комиссии. Со дня первого заседания Комиссии нового состава полномочия Комиссии прежнего состава прекращаются. Статья 24. Первое заседание Комиссии открывает старейший по возрасту член Комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания Председателя Комиссии. На первом заседании Комиссии: председательствующий представляет членов Комиссии с правом решающего голоса, назначенных в соответствии с федеральным законом; избирается счетная комиссия в составе трех членов Комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии открытым голосованием; проводятся выборы Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии в порядке, установленном настоящим Регламентом. Статья 25. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа членов Комиссии. Статья 26. Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию. Исключительно на заседаниях Комиссии решаются вопросы: избрания на должности и освобождения от должностей Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии; регистрации кандидатов на должность Президента Российской Федерации и федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы, представленных избирательными объединениями и избирательными блоками; финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдумов; определения результатов выборов и референдума Российской Федерации; утверждения формы и текста избирательных и иных документов; регистрации избирательных блоков; отмены решений нижестоящих избирательных комиссий; утверждения планов работы Комиссии; распределения обязанностей между членами Комиссии; издания инструкций и иных нормативных актов Комиссии; принятия Регламента Комиссии, внесения в него изменений и дополнений; установления структуры и штатов Аппарата Комиссии; дачи согласия на назначение на должность и освобождение от должности руководителя Аппарата Комиссии. Статья 27. Заседания Комиссии проводятся открыто и гласно. На заседаниях вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и избирательных блоков, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации, аккредитованные при Комиссии. На заседания могут приглашаться члены избирательных комиссий, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты для предоставления сведений, необходимых по рассматриваемым Комиссией вопросам. При обсуждении Комиссией вопросов, представляющих охраняемую федеральным законодательством тайну, на ее заседании присутствуют только члены Комиссии с правом решающего голоса. Статья 28. На заседании Комиссии обязаны присутствовать руководитель Аппарата, начальники управлений и отделов Аппарата Комиссии. Статья 29. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планами ее работы, как правило, не реже одного раза в месяц. Заседания Комиссии созываются по инициативе Председателя Комиссии или по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов Комиссии. До начала заседания проводится регистрация членов Комиссии, результаты которой оглашаются председательствующим перед открытием заседания. Статья 30. Члены Комиссии извещаются секретарем Комиссии о заседании Комиссии, как правило, не позднее чем за семь дней до дня заседания. Проекты постановлений Комиссии и другие необходимые материалы предоставляются членам Комиссии за три дня, но не позднее чем за день до заседания Комиссии. Статья 31. Председательствующий на заседании Комиссии: ведет заседание Комиссии; организует обсуждение вопросов повестки дня заседания Комиссии, ставит ее на голосование; предоставляет слово для выступления членам Комиссии в порядке очередности поступивших заявок, а также приглашенным лицам; ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов Комиссии; организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования; обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента членами Комиссии и приглашенными лицами. Председательствующий во время выступлений членов Комиссии и приглашенных лиц не вправе комментировать их высказывания, за исключением случаев отклонения темы выступлений от утвержденной повестки дня. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним. Статья 32. Заседание Комиссии проводится на русском языке. На заседании ведутся протокол и стенографирование. В протоколе заседания Комиссии указываются: повестка дня, фамилии присутствующих членов Комиссии, результаты голосования, принятые решения. К протоколу прилагаются принятые в ходе заседания постановления Комиссии, инструкции и иные нормативные акты, а также разъяснения, заявления и обращения Комиссии. Протокол подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии. Постановления Комиссии подписываются Председателем и секретарем Комиссии. Статья 33. Протоколы Комиссии: о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; о результатах выборов Президента Российской Федерации; о результатах референдума Российской Федерации; подписываются всеми членами Комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими на соответствующих заседаниях Комиссии. Статья 34. Продолжительность докладов, содокладов, заключительного слова, иных выступлений на заседаниях Комиссии устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать: для доклада - 20 минут, содоклада - 10 минут, заключительного слова - 5 минут, выступлений в прениях - 3 минут, дачи справок, оглашения информации, заявлений и обращений - 2 минут, если иное не установлено решениями Комиссии. Статья 35. Для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии, могут создаваться рабочие группы из числа членов Комиссии, работников Аппарата Комиссии, ученых, специалистов и экспертов. V. Порядок голосования на заседаниях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Статья 36. Все решения Комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование осуществляется путем поднятия руки члена Комиссии с правом решающего голоса, тайное голосование - путем использования бюллетеней или системы электронного голосования. Результаты голосования по всем вопросам, оглашенные председательствующим, вносятся в протокол заседания Комиссии. Статья 37. При голосовании член Комиссии с правом решающего голоса имеет один голос и голосует лично. Член Комиссии, не согласный с принятым Комиссией решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое доводится до сведения всех членов Комиссии и прилагается к соответствующему протоколу заседания. При подведении итогов открытого голосования в случае равенства голосов "за" и "против" голос Председателя Комиссии, а в его отсутствие - заместителя Председателя Комиссии, является решающим. Статья 38. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами либо по решению Комиссии, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. Для проведения тайного голосования и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемыми Комиссией, которая избирает из своего состава председателя комиссии и организует проведение тайного голосования. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются Комиссией по предложению счетной комиссии. Каждому члену Комиссии с правом решающего голоса выдается один бюллетень для тайного голосования. В кабине для тайного голосования или в помещении, отведенном для этих целей, голосующий заполняет бюллетень, после чего опускает его в ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. По докладу счетной комиссии члены Комиссии с правом решающего голоса принимают открытым голосованием решение об утверждении результатов тайного голосования. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление членов Комиссии с правом решающего голоса. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются. VI. Порядок принятия решений Центральной избирательной комиссией Российской Федерации Статья 39. Комиссия принимает решения по вопросам, отнесенным к ее ведению федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также установленным настоящим Регламентом. Решения Комиссии об избрании Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии, о регистрации кандидатов и списков кандидатов, об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий, по вопросам финансового обеспечения выборов и референдума Российской Федерации, о результатах выборов и референдума, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о повторном голосовании считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов Комиссии от установленного числа членов Комиссии. Решения Комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. Принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии. Инструкции и иные нормативные акты, издаваемые Комиссией по вопросам применения федеральных законов, утверждаются ее постановлениями. Статья 40. При рассмотрении проекта постановления Комиссия заслушивает доклад члена Комиссии, содоклады и проводит обсуждение проекта. Проект постановления, принятый Комиссией за основу, обсуждается и голосуется в дальнейшем в целом либо по пунктам или частям. На голосование ставятся поправки, внесенные только членами Комиссии. После обсуждения и голосования поправок проект постановления принимается в целом. Статья 41. При рассмотрении проекта постановления Комиссия вправе: принять его, либо отложить его обсуждение, или отклонить и направить на доработку членам Комиссии, готовившим данный проект, а также привлечь к участив его доработке других членов Комиссии; принять его за основу, направить на доработку и повторное рассмотрение. При повторном рассмотрении в проект постановления вносятся поправки, поступившие после его первоначального рассмотрения. Статья 42. Принятые Комиссией постановления, инструкции и иные нормативные акты публикуются в установленные законами сроки в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", а также доводятся до всеобщего сведения путем публикации в средствах массовой информации. VII. Обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Статья 43. Правовое, организационно-методическое, информационно-аналитическое, финансовое, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Комиссии. Руководитель Аппарата Комиссии организует работу Аппарата по выполнению его функций. Статья 44. Права, обязанности и ответственность работников Аппарата Комиссии определяются федеральным законодательством, а также Положением об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и положениями о структурных подразделениях Аппарата, утверждаемыми соответственно Комиссией и руководителем Аппарата. Структура и штаты работников Аппарата Комиссии устанавливаются Комиссией в пределах выделяемых ей бюджетных средств. Статья 45. Комиссия в соответствии с федеральным законодательством вправе создавать для обеспечения своей деятельности учреждения и организации, положения о которых утверждаются Комиссией. VIII. Осуществление Центральной избирательной комиссией Российской Федерации контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации Статья 46. В соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдуме в Комиссии рассматриваются жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и по проведению референдума Российской Федерации, нарушающие избирательные права граждан; по ним принимаются обоснованные решения. Поступившие в ходе выборов или референдума в Комиссию жалобы (заявления) рассматриваются членами Комиссии с правом решающего голоса или создаваемой по их предложению и распоряжению Председателя Комиссии рабочей группой и в случае необходимости вносятся на рассмотрение Комиссии. Рассмотрение жалоб (заявлений), а также проведение по ним, в случае необходимости, дополнительных проверок осуществляются в установленные федеральным законодательством о выборах и референдуме сроки. Решение Комиссии по существу жалобы (заявления) принимается большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии, за исключением решений, принимаемых Комиссией по вопросам, предусмотренным частью второй статьи 39 настоящего Регламента. Статья 47. Комиссия, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах и референдуме, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии. По решению Комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться члены Комиссии, работники ее Аппарата, представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ученые и специалисты научных и учебных учреждений. По результатам проверки Комиссия может передавать вопросы на повторное рассмотрение избирательных комиссий, отменять их решения, принятые с нарушением соответствующих федеральных законов, а также направлять материалы проверки в соответствующие суды. Статья 48. Комиссия вправе потребовать от нижестоящих избирательных комиссий, избирательных объединений (блоков), государственных органов и органов местного самоуправления представления информации по всем вопросам, связанным с реализацией федерального законодательства о выборах и референдуме. В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, а также для обобщения практики проведения региональных выборов и референдума Комиссия может запрашивать необходимую информацию от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в ходе выборов и референдума, проводимых в субъектах Российской Федерации. Формы соответствующих документов и порядок их представления утверждаются на заседании Комиссии, о чем заблаговременно извещаются избирательные комиссии. IX. Порядок работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по реализации основных положений федеральных законов о выборах Статья 49. Комиссия с учетом предложений субъектов Российской Федерации и в соответствии с методикой определения количества одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации готовит схему одномандатных избирательных округов и направляет ее в Государственную Думу федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем за 115 дней до дня выборов. Статья 50. Комиссия получает от уполномоченных представителей избирательных блоков документы, предусмотренные федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", и принимает решения о регистрации избирательных блоков либо об отказе в их регистрации не позднее чем на пятый день после представления в Комиссию необходимых документов. Статья 51. Комиссия получает от уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и принимает решение о заверении копий списков кандидатов либо об отказе в их заверении не позднее чем на третий день после представления в Комиссию необходимых документов и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока заверенные списки кандидатов либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых. Статья 52. Комиссия принимает решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей не позднее чем на пятый день со дня поступления в Комиссию документов, предусмотренных Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", и выдает им регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Статья 53. Комиссия получает от уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов и иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации не позднее чем на десятый день со дня получения указанных документов. Статья 54. Комиссия проверяет в течение десяти дней со дня поступления документов соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации требованиям Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и принимает решение о регистрации кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем за 50 дней до дня выборов. Статья 55. Комиссия в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" на основании протоколов N 2 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации производит подсчет голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу и на своем заседании составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками, который подписывают все присутствующие на заседании члены Комиссии с правом решающего голоса. Статья 56. Комиссия на основании своего протокола о распределении депутатских мандатов между избирательными объединениями, избирательными блоками по федеральному избирательному округу и на основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Государственной Думы в одномандатных избирательных округах принимает постановление об установлении общих итогов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через три недели после дня выборов. Статья 57. Комиссия на основании протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, производит подсчет голосов избирателей не позднее чем через пятнадцать дней со дня выборов и на своем заседании составляет протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации, который подписывают все присутствующие на заседании члены Комиссии с правом решающего голоса. X. Заключительные положения Статья 58. Регламент Комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от чиста присутствующих членов Комиссии. Статья 59. Предложения об изменении и дополнении Регламента Комиссии рассматриваются на заседании Комиссии в первоочередном порядке. Статья 60. Регламент Комиссии вступает в силу со дня его принятия. |