ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕДАКЦИЯ НА 12.01.2000). Закон. Президент РФ. 12.08.95 144-ФЗ

                 ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                       (Редакция на 12.01.2000)

                                ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          12 августа 1995 г.
                               N 144-ФЗ

                                (ГДФС)


     (РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА      ПРАВОВЫМ     УПРАВЛЕНИЕМ     АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В  РЕД.  -  ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 18.07.97 Г.  N 101-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, 1997,  N 29,  СТ.  3502; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.98 Г.
N 117-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1998, N 30,
СТ.  3613;  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ  05.01.99  Г.  N  6-ФЗ  -  СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ,   1999,   N   2,  СТ.  233;
ФЕДЕРАЛЬНОГО   ЗАКОНА   ОТ   30.12.99   Г.   N   225-ФЗ   -   СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2000, N 1, СТ. 8)

     Принят Государственной Думой             5 июля 1995 года

     Настоящий Федеральный закон определяет  содержание  оперативно  -
розыскной   деятельности,   осуществляемой  на  территории  Российской
Федерации,  и закрепляет систему гарантий  законности  при  проведении
оперативно-розыскных мероприятий.

                       Глава I. Общие положения

     Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

     Оперативно-розыскная деятельность     -     вид     деятельности,
осуществляемой  гласно   и   негласно   оперативными   подразделениями
государственных  органов,  уполномоченных  на то настоящим Федеральным
законом  (далее  -  органы,  осуществляющие  оперативно  -   розыскную
деятельность),   в   пределах  их  полномочий  посредством  проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни,  здоровья, прав
и   свобод   человека   и   гражданина,   собственности,   обеспечения
безопасности общества и государства от преступных посягательств.

     Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

     Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
     выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а
также выявление и установление лиц,  их подготавливающих,  совершающих
или совершивших;
     осуществление розыска  лиц,  скрывающихся  от  органов  дознания,
следствия  и  суда,  уклоняющихся  от  уголовного  наказания,  а также
розыска без вести пропавших;
     добывание информации  о событиях или действиях,  создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.

     Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

     Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных
принципах законности,  уважения и соблюдения прав и свобод человека  и
гражданина,  а  также  на  принципах конспирации,  сочетания гласных и
негласных методов и средств.

     Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

     Правовую основу  оперативно-розыскной   деятельности   составляют
Конституция Российской Федерации,  настоящий Федеральный закон, другие
федеральные законы и принятые в соответствии с ними  иные  нормативные
правовые акты федеральных органов государственной власти.
     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  издают
в   пределах  своих  полномочий  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации нормативные акты,  регламентирующие организацию и
тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий.

     Статья 5.  Соблюдение  прав  и  свобод  человека и гражданина при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности

     Органы (должностные  лица),  осуществляющие  оперативно-розыскную
деятельность,  при  проведении оперативно-розыскных мероприятии должны
обеспечивать   соблюдение    прав    человека    и    гражданина    на
неприкосновенность   частной   жизни,   личную   и   семейную   тайну,
неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (новая часть  первая
введена   Федеральным  законом  от  05.01.99  г.  N  6-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).
     Не допускается  осуществление  оперативно-розыскной  деятельности
для достижения целей и решения  задач,  не  предусмотренных  настоящим
Федеральным законом.
     Лицо, полагающее,   что    действия    органов,    осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  привели  к  нарушению  его прав и
свобод,  вправе  обжаловать  эти   действия   в   вышестоящий   орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
     Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном   законом  порядке,  то  есть  в  отношении  которого  в
возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено  в
связи  с  отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в
деянии состава преступления,  и которое располагает фактами проведения
в отношении его оперативно - розыскных мероприятий и полагает, что при
этом  были  нарушены  его  права,  вправе   истребовать   от   органа,
осуществляющего    оперативно-розыскную   деятельность,   сведения   о
полученной о  нем  информации  в  пределах,  допускаемых  требованиями
конспирации  и  исключающих  возможность  разглашения  государственной
тайны.  В случае,  если будет отказано  в  предоставлении  запрошенных
сведений или если указанное лицо полагает,  что сведения получены не в
полном объеме,  оно  вправе  обжаловать  это  в  судебном  порядке.  В
процессе    рассмотрения    дела   в   суде   обязанность   доказывать
обоснованность отказа в предоставлении  этому  лицу  сведений,  в  том
числе   в   полном   объеме,  возлагается  на  соответствующий  орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
     В целях  обеспечения  полноты  и всесторонности рассмотрения дела
орган,  осуществляющий   оперативно-розыскную   деятельность,   обязан
предоставить  судье  по его требованию оперативно-служебные документы,
содержащие информацию  о  сведениях,  в  предоставлении  которых  было
отказано  заявителю,  за  исключением  сведений о лицах,  внедренных в
организованные преступные  группы,  о  штатных  негласных  сотрудниках
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
     В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего
оперативно-розыскную  деятельность,   об   отказе   в   предоставлении
необходимых  сведений  заявителю  судья  может обязать указанный орган
предоставить  заявителю  сведения,  предусмотренные   частью   третьей
настоящей статьи.
     Полученные в    результате    проведения     оперативно-розыскных
мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении
преступления не доказана в  установленном  законом  порядке,  хранятся
один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие
не требуют  иного.  За  три  месяца  до  дня  уничтожения  материалов,
отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на
основании судебного  решения,  об  этом  уведомляется  соответствующий
судья.
     Органам (должностным   лицам),   осуществляющим   оперативно    -
розыскную деятельность, запрещается:
     проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо
политической партии, общественного и религиозного объединения;
     принимать негласное  участие   в   работе   федеральных   органов
государственной   власти,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации и органов  местного  самоуправления,  а  также  в
деятельности    зарегистрированных    в    установленном   порядке   и
незапрещенных  политических   партий,   общественных   и   религиозных
объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
     разглашать сведения,   которые   затрагивают   неприкосновенность
частной жизни,  личную и семейную тайну,  честь и доброе имя граждан и
которые стали известными в процессе проведения оперативно -  розыскных
мероприятий,   без   согласия   граждан,   за   исключением   случаев,
предусмотренных федеральными законами.
     При нарушении   органом   (должностным   лицом),   осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,   прав   и   законных   интересов
физических и юридических лиц вышестоящий орган,  прокурор либо судья в
соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны  принять
меры  по  восстановлению  этих  прав и законных интересов,  возмещению
причиненного вреда.
     Нарушения настоящего   Федерального   закона   при  осуществлении
оперативно-розыскной     деятельности     влекут      ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
     (Части первую - девятую считать соответственно частями  второй  -
десятой  в ред.  Федерального закона от 05.01.99 г.  N 6-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

        Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

     Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

     При осуществлении  оперативно-розыскной  деятельности  проводятся
следующие оперативно-розыскные мероприятия:
     1. Опрос (в ред.  Федерального закона от 05.01.99  г.  N  6-ФЗ  -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).
     2. Наведение справок.
     3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
     4. Проверочная закупка.
     5. Исследование предметов и документов.
     6. Наблюдение.
     7. Отождествление личности.
     8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств.
     9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
     10. Прослушивание телефонных переговоров.
     11. Снятие информации с технических каналов связи.
     12. Оперативное внедрение.
     13. Контролируемая поставка.
     14. Оперативный эксперимент.
     Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может  быть
изменен или дополнен только федеральным законом.
     В ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий  используются
информационные системы,  видео- и аудиозапись,  кино- и фотосъемка,  а
также другие технические и иные средства,  не наносящие ущерб жизни  и
здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
     Оперативно-розыскные мероприятия,  связанные с контролем почтовых
отправлений,  телеграфных и иных сообщений,  прослушиванием телефонных
переговоров  с  подключением  к  станционной  аппаратуре  предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности,  физических
и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием
информации  с  технических каналов связи,  проводятся с использованием
оперативно-технических  сил  и  средств  органов  федеральной   службы
безопасности,  органов внутренних дел и,  в пределах своих полномочий,
федеральных  органов  налоговой  полиции   в   порядке,   определяемом
межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (в ред. Федерального
закона от 30.12.99 г.  N 225-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2000, N 1, ст. 8).
     Должностные лица   органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность,  решают  ее  задачи  посредством   личного   участия   в
организации  и проведении оперативно-розыскных мероприятий,  используя
помощь  должностных   лиц   и   специалистов,   обладающих   научными,
техническими и иными специальными знаниями,  а также отдельных граждан
с их согласия на гласной и негласной основе.
     Запрещается проведение    оперативно-розыскных    мероприятий   и
использование специальных и иных технических средств,  предназначенных
(разработанных,  приспособленных,  запрограммированных) для негласного
получения информации,  не уполномоченными на то настоящим  Федеральным
законом физическими и юридическими лицами.
     Разработка, производство,  реализация,   приобретение   в   целях
продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных
технических  средств,   предназначенных   для   негласного   получения
информации,  не  уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной
деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
     Перечень видов специальных технических  средств,  предназначенных
для   негласного   получения   информации   в  процессе  осуществления
оперативно-розыскной  деятельности,   устанавливается   Правительством
Российской Федерации.

     Статья 7.    Основания    для   проведения   оперативно-розыскных
мероприятий

     Основаниями для   проведения   оперативно-розыскных   мероприятий
являются:
     1. Наличие возбужденного уголовного дела.
     2. Ставшие   известными   органам,  осуществляющим  оперативно  -
розыскную деятельность, сведения о:
     1) признаках  подготавливаемого,  совершаемого  или  совершенного
противоправного  деяния,  а  также  о  лицах,  его   подготавливающих,
совершающих  или совершивших,  если нет достаточных данных для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела;
     2) событиях  или  действиях,  создающих  угрозу  государственной,
военной,  экономической  или  экологической  безопасности   Российской
Федерации;
     3) лицах,  скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или
уклоняющихся от уголовного наказания;
     4) лицах,  без вести пропавших,  и  об  обнаружении  неопознанных
трупов.
     3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или
определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
     4. Запросы других  органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
     5. Постановление  о  применении  мер  безопасности  в   отношении
защищаемых лиц,  осуществляемых уполномоченными на то государственными
органами  в  порядке,  предусмотренном  законодательством   Российской
Федерации.
     6. Запросы   международных   правоохранительных   организаций   и
правоохранительных  органов  иностранных  государств  в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
     Органы, осуществляющие   оперативно-розыскную   деятельность,   в
пределах своих полномочий вправе также  собирать  данные,  необходимые
для принятия решений:
     1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
     2. О  допуске  а  работам,  связанным  с  эксплуатацией объектов,
представляющих повышенную опасность для  жизни  и  здоровья  людей,  а
также для окружающей среды.
     3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или  о
доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
     4. Об  установлении  или  о   поддержании   с   лицом   отношений
сотрудничества   при   подготовке  и  проведении  оперативно-розыскных
мероприятий.
     5. По    обеспечению    безопасности    органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
     6. О   выдаче   разрешений  на  частную  детективную  и  охранную
деятельность.

     Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

     Гражданство, национальность,     пол,      место      жительства,
имущественное,  должностное  и социальное положение,  принадлежность к
общественным  объединениям,  отношение  к   религии   и   политические
убеждения  отдельных  лиц  не  являются  препятствием для проведения в
отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают
конституционные  права  человека  и  гражданина  на  тайну  переписки,
телефонных  переговоров,  почтовых,  телеграфных  и  иных   сообщений,
передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на
неприкосновенность жилища,  допускается на основании судебного решения
и при наличии информации (в ред.  Федерального закона от  05.01.99  г.
N 6-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,  1999,  N 2,
ст. 233):
     1. О признаках подготавливаемого,  совершаемого или  совершенного
противоправного  деяния,  по  которому  производство  предварительного
следствия обязательно.
     2. О   лицах,   подготавливающих,   совершающих  или  совершивших
противоправное  деяние,  по  которому  производство   предварительного
следствия обязательно.
     3. О событиях или действиях,  создающих  угрозу  государственной,
военной,   экономической  или  экологической  безопасности  Российской
Федерации.
     В случаях,  которые  не  терпят отлагательства и могут привести к
совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях
и действиях,  создающих угрозу государственной, военной, экономической
или экологической  безопасности  Российской  Федерации,  на  основании
мотивированного   постановления   одного   из   руководителей  органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную    деятельность,    допускается
проведение  оперативно-розыскных  мероприятий,  предусмотренных частью
второй настоящей статьи,  с обязательным уведомлением суда  (судьи)  в
течение  24  часов.  В  течение  48  часов с момента начала проведения
оперативно-розыскного мероприятия орган,  его  осуществляющий,  обязан
получить  судебное  решение  о проведении такого оперативно-розыскного
мероприятия либо прекратить его проведение.
     В случае  возникновения  угрозы  жизни,  здоровью,  собственности
отдельных лиц по их заявлению или с их  согласия  в  письменной  форме
разрешается  прослушивание переговоров,  ведущихся с их телефонов,  на
основании   постановления,   утвержденного    руководителем    органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную  деятельность,  с  обязательным
уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
     Проверочная закупка   или   контролируемая   поставка  предметов,
веществ и  продукции,  свободная  реализация  которых  запрещена  либо
оборот   которых   ограничен,  а  также  оперативный  эксперимент  или
оперативное  внедрение   должностных   лиц   органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   а  равно  лиц,  оказывающих  им
содействие,  проводятся  на  основании  постановления,   утвержденного
руководителем     органа,     осуществляющего     оперативно-розыскную
деятельность.
     Проведение оперативного  эксперимента  допускается только в целях
выявления,   предупреждения,   пресечения    и    раскрытия    тяжкого
преступления,  а  также  в  целях  выявления  и  установления лиц,  их
подготавливающих, совершающих или совершивших.
     При проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  по основаниям,
предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй  статьи  7  настоящего
Федерального закона,  запрещается осуществление действий,  указанных в
пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.
     Оперативно-розыскные мероприятия,   обеспечивающие   безопасность
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся
в  соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом  и исключительно в
пределах полномочий указанных органов,  установленных соответствующими
законодательными   актами   Российской   Федерации.   По   основаниям,
предусмотренным  пунктом  5   части   второй   статьи   7   настоящего
Федерального  закона,  разрешается осуществлять действия,  указанные в
пунктах 8 - 11 части  первой  статьи  6,  без  судебного  решения  при
наличии согласия гражданина в письменной форме.

     Статья 9.  Основания  и порядок судебного рассмотрения материалов
об   ограничении   конституционных   прав   граждан   при   проведении
оперативно-розыскных мероприятий

     Рассмотрение материалов   об   ограничении  конституционных  прав
граждан  на  тайну  переписки,   телефонных   переговоров,   почтовых,
телеграфных  и  иных сообщений,  передаваемых по сетям электрической и
почтовой  связи,   на   неприкосновенность   жилища   при   проведении
оперативно-розыскных  мероприятий,  как  правило,  по месту проведения
таких мероприятий или по месту нахождения органа,  ходатайствующего об
их  проведении.  Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на
то судьей единолично и незамедлительно.  Судья не  вправе  отказать  в
рассмотрении таких материалов в случае их представления.
     Основанием для    решения    судьей    вопроса    о    проведении
оперативно-розыскного   мероприятия,  ограничивающего  конституционные
права граждан,  указанные в части первой  настоящей  статьи,  является
мотивированное   постановление   одного   из   руководителей   органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.  Перечень категорий
таких   руководителей   устанавливается   ведомственными  нормативными
актами.
     По требованию   судьи   ему   могут   представляться  также  иные
материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно - розыскного
мероприятия,   за   исключением   данных   о   лицах,   внедренных   в
организованные преступные  группы,  о  штатных  негласных  сотрудниках
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и
о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
     По результатам рассмотрения указанных материалов судья  разрешает
проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое
ограничивает конституционные права граждан,  указанные в части  первой
настоящей  статьи,  либо  отказывает  в его проведении,  о чем выносит
мотивированное  постановление.  Постановление,   заверенное   печатью,
выдается   инициатору   проведения  оперативно-розыскного  мероприятия
одновременно с возвращением представленных им материалов.
     Срок действия  вынесенного  судьей  постановления  исчисляется  в
сутках со дня его вынесения и не может превышать шести  месяцев,  если
иное  не  указано  в  самом  постановлении.  При этом течение срока не
прерывается.  При необходимости продления срока действия постановления
судья  выносит  судебное  решение  на  основании  вновь представленных
материалов.
     В случае, если судья отказал в проведении оперативно - розыскного
мероприятия,  которое  ограничивает  конституционные  права   граждан,
указанные  в  части  первой  настоящей статьи,  орган,  осуществляющий
оперативно-розыскную  деятельность,  вправе  обратиться  по  этому  же
вопросу в вышестоящий суд.
     Руководители судебных  органов  создают  условия,  обеспечивающие
защиту   сведений,   которые   содержатся   в   представляемых   судье
оперативно-служебных документах.

     Статья 10.   Информационное   обеспечение   и    документирование
оперативно-розыскной деятельности

     Органы, осуществляющие   оперативно-розыскную  деятельность,  для
решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут
создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела
оперативного учета.
     Дела оперативного   учета   заводятся   при   наличии  оснований,
предусмотренных пунктами 1  -  6  части  первой  статьи  7  настоящего
Федерального  закона,  в  целях  собирания  и систематизации сведений,
проверки и оценки  результатов  оперативно-розыскной  деятельности,  а
также   принятия   на  их  основе  соответствующих  решений  органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
     Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для
ограничения конституционных прав и свобод,  а также законных интересов
человека и гражданина.
     Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных
задач  оперативно-розыскной  деятельности,  предусмотренных  статьей 2
настоящего Федерального закона,  а также  установления  обстоятельств,
свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
     Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются
нормативными   актами   органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность.

     Статья 11.   Использование    результатов    оперативно-розыскной
деятельности

     Результаты оперативно-розыскной     деятельности    могут    быть
использованы для подготовки и осуществления  следственных  и  судебных
действий,  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий по выявлению,
предупреждению,  пресечению  и  раскрытию  преступлений,  выявлению  и
установлению лиц,  их подготавливающих, совершающих или совершивших, а
также для розыска лиц,  скрывшихся от органов  дознания,  следствия  и
суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
     Результаты оперативно-розыскной   деятельности   могут    служить
поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в
орган  дознания,  следователю  или  в  суд,  в  производстве  которого
находится  уголовное  дело,  а  также  использоваться в доказывании по
уголовным делам в соответствии с положениями  уголовно-процессуального
законодательства  Российской  Федерации,  регламентирующими собирание,
проверку и оценку доказательств.
     Представление результатов    оперативно-розыскной    деятельности
органу дознания,  следователю или в суд  осуществляется  на  основании
постановления   руководителя   органа,  осуществляющего  оперативно  -
розыскную  деятельность,  в  порядке,  предусмотренном  ведомственными
нормативными актами.
     Результаты оперативно-розыскной  деятельности  в  отношении  лиц,
перечисленных  в  пунктах  1  - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего
Федерального закона,  учитываются при решении вопроса об их допуске  к
указанным видам деятельности.

     Статья 12.    Защита    сведений   об   органах,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность

     Сведения об  используемых  или  использованных   при   проведении
негласных    оперативно-розыскных    мероприятий   силах,   средствах,
источниках,  методах,  планах   и   результатах   оперативно-розыскной
деятельности,  о лицах, внедренных в организованные преступные группы,
о    штатных    негласных    сотрудниках    органов,    осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   и   о   лицах,  оказывающих  им
содействие на конфиденциальной основе,  а также  об  организации  и  о
тактике   проведения   оперативно-розыскных   мероприятий   составляют
государственную тайну и подлежат рассекречиванию только  на  основании
постановления        руководителя        органа,       осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность.
     Предание гласности сведений о лицах,  внедренных в организованные
преступные  группы,   о   штатных   негласных   сотрудниках   органов,
осуществляющих  оперативно-розыскную  деятельность,  а  также о лицах,
оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной  основе,
допускается  лишь  с  их  согласия  в  письменной  форме  и в случаях,
предусмотренных федеральными законами.
     Судебное решение   на   право   проведения  оперативно-розыскного
мероприятия и материалы,  послужившие основанием для  принятия  такого
решения,     хранятся     только     в     органах,     осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
     Оперативно-служебные документы,       отражающие       результаты
оперативно-розыскной  деятельности,   представляются   суду   (судье),
прокурору,  осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной
деятельности,  следователю и органу дознания,  в производстве  которых
находится    уголовное    дело,    другим    органам,   осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность,  в  порядке  и  случаях,   которые
установлены настоящим Федеральным законом (в ред.  Федерального закона
от  05.01.99  г.  N  6-ФЗ  -  Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

        Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
                             деятельность

     Статья 13.     Органы,     осуществляющие    оперативно-розыскную
деятельность

     На территории    Российской    Федерации    право    осуществлять
оперативно-розыскную    деятельность    предоставляется    оперативным
подразделениям:
     1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
     2. Органов федеральной службы безопасности.
     3. Федеральных органов налоговой полиции.
     4. Федеральных   органов   государственной   охраны    (в    ред.
Федерального   закона   от   18.07.97   г.   N   101-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3502).
     5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
     6. Таможенных органов Российской Федерации.
     7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
     8. Министерства  юстиции  Российской  Федерации  (пункт   восьмой
введен  Федеральным  законом  от  21.07.98  г.  N  117-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613).
     Оперативные подразделения  органа  внешней  разведки Министерства
обороны Российской Федерации и органа  внешней  разведки  Федерального
агентства   правительственной   связи   и  информации  при  Президенте
Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия  только
в  целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и
в случае,  если проведение этих мероприятий не затрагивает  полномочий
органов,  указанных  в  пунктах 1 - 8 части первой настоящей статьи (в
ред.  Федерального  закона  от  21.07.98  г.  N  117-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613).
     Перечень органов,       осуществляющих       оперативно-розыскную
деятельность,  может быть  изменен  или  дополнен  только  федеральным
законом.    Руководители   указанных   органов   определяют   перечень
оперативных  подразделений,  правомочных  осуществлять  оперативно   -
розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  решают
определенные настоящим  Федеральным  законом  задачи  исключительно  в
пределах     своих    полномочий,    установленных    соответствующими
законодательными актами Российской Федерации.
     Оперативные подразделения         органов,         осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  вправе  проводить   совместно   с
работниками   уголовно-исполнительной   системы  Министерства  юстиции
Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия  в  следственных
изоляторах   уголовно-исполнительной   системы   Министерства  юстиции
Российской Федерации  (часть  пятая  введена  Федеральным  законом  от
21.07.98 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 30, ст. 3613).

     Статья 14.  Обязанности  органов,  осуществляющих  оперативно   -
розыскную деятельность

     При решении  определенных  настоящим  Федеральным  законом  задач
оперативно-розыскной   деятельности    органы,    уполномоченные    ее
осуществлять, обязаны:
     1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры  по
защите   конституционных   прав   и   свобод  человека  и  гражданина,
собственности,  а  также  по  обеспечению  безопасности   общества   и
государства.
     2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения  в  письменной
форме органа дознания,  следователя, указания прокурора и решения суда
о проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  по  уголовным  делам,
принятым ими к производству.
     3. Выполнять   на   основе   и   в    порядке,    предусмотренных
международными     договорами     Российской     Федерации,    запросы
соответствующих    международных    правоохранительных    организаций,
правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
    4. Информировать другие органы,  осуществляющие оперативно -  розы
скную  деятельность  на территории Российской Федерации,  о ставших им
известными   фактах   противоправной   деятельности,   относящихся   к
компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
     5. Соблюдать    правила     конспирации     при     осуществлении
оперативно-розыскной деятельности.
     6. Содействовать    обеспечению    в    порядке,    установленном
законодательством  Российской  Федерации,  безопасности  и сохранности
имущества своих  сотрудников,  лиц,  оказывающих  содействие  органам,
осуществляющим     оперативно-розыскную    деятельность,    участников
уголовного судопроизводства,  а также членов семей и близких указанных
лиц от преступных посягательств.

     Статья 15.  Права  органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность

     При решении  задач  оперативно-розыскной   деятельности   органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
     1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные  мероприятия,
перечисленные  в статье 6 настоящего Федерального закона,  производить
при их проведении изъятие предметов,  материалов и сообщений,  а также
прерывать   предоставление   услуг   связи   в   случае  возникновения
непосредственной  угрозы  жизни  и  здоровью  лица,  а  также   угрозы
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.
     2. Устанавливать   на   безвозмездной   либо   возмездной  основе
отношения сотрудничества  с  лицами,  изъявившими  согласие  оказывать
содействие   на   конфиденциальной   основе   органам,  осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность.
     3. Использовать    в    ходе    проведения   оперативно-розыскных
мероприятий по договору или устному  соглашению  служебные  помещения,
имущество предприятий,  учреждений,  организаций,  воинских частей,  а
также  жилые  и  нежилые  помещения,  транспортные  средства  и   иное
имущество частных лиц.
     4. Использовать в целях  конспирации  документы,  зашифровывающие
личность  должностных  лиц,  ведомственную принадлежность предприятий,
учреждений,  организаций,  подразделений,  помещений  и   транспортных
средств органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,  а
также личность граждан,  оказывающих им содействие на конфиденциальной
основе.
     5. Создавать   в   установленном   законодательством   Российской
Федерации    порядке    предприятия,    учреждения,    организации   и
подразделения,  необходимые   для   решения   задач,   предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
     Законные требования  должностных  лиц   органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную    деятельность,   обязательны   для   исполнения
физическими  и  юридическими  лицами,  к  которым   такие   требования
предъявлены.
     Неисполнение законных   требований   должностных   лиц   органов,
осуществляющих       оперативно-розыскную      деятельность,      либо
воспрепятствование ее законному осуществлению влекут  ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.

     Статья 16.  Социальная и правовая защита должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

     На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность,  распространяются  гарантии социальной и правовой защиты
сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.
     Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и
органов,   осуществляющих   оперативно-розыскную   деятельность,    за
исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
     Должностное лицо,  уполномоченное на осуществление  оперативно  -
розыскной   деятельности,   в   ходе  проведения  оперативно-розыскных
мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.
При получении приказа или указания,  противоречащего закону, указанное
должностное лицо обязано руководствоваться законом.
     При защите  жизни  и здоровья граждан,  их конституционных прав и
законных интересов,  а также для обеспечения безопасности  общества  и
государства   от   преступных  посягательств  допускается  вынужденное
причинение вреда правоохраняемым интересам должностным  лицом  органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную   деятельность,   либо   лицом,
оказывающим ему содействие,  совершаемое  при  правомерном  выполнении
указанным лицом своего служебного или общественного долга.
     Время выполнения  должностными  лицами  органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную     деятельность,     специальных    заданий    в
организованных  преступных  группах,  а  также  время  их   службы   в
должностях  штатных  негласных  сотрудников указанных органов подлежит
зачету в выслугу лет для назначения пенсии  в  льготном  исчислении  в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
     Органы государственной власти субъектов  Российской  Федерации  и
органы  местного  самоуправления  вправе  устанавливать дополнительные
виды социальной защиты для  должностных  лиц  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.

         Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим
                  оперативно-розыскную деятельность

     Статья 17.    Содействие    граждан    органам,    осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность

     Отдельные лица  могут с их согласия привлекаться к подготовке или
проведению  оперативно-розыскных  мероприятий  с  сохранением  по   их
желанию    конфиденциальности   содействия   органам,   осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность,  в том числе по контракту. Эти лица
обязаны  сохранять  в  тайне  сведения,  ставшие  им известными в ходе
подготовки  или  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий,  и  не
вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность,  могут
заключать   контракты   с   совершеннолетними   дееспособными   лицами
независимо от их гражданства,  национальности,  пола,  имущественного,
должностного  и социального положения,  образования,  принадлежности к
общественным  объединениям,  отношения  к   религии   и   политических
убеждений.
     Органам, осуществляющим    оперативно-розыскную     деятельность,
запрещается  использовать  конфиденциальное  содействие  по  контракту
депутатов,  судей,   прокуроров,   адвокатов,   священнослужителей   и
полномочных  представителей  официально зарегистрированных религиозных
объединений.

     Статья 18.  Социальная и правовая защита  граждан,  содействующих
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

     Лица, содействующие    органам,   осуществляющим   оперативно   -
розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
     Государство гарантирует лицам,  изъявившим согласие содействовать
по  контракту   органам,   осуществляющим   оперативно   -   розыскную
деятельность,    выполнение    своих   обязательств,   предусмотренных
контрактом,  в том числе  гарантирует  правовую  защиту,  связанную  с
правомерным  выполнением  указанными  лицами  общественного  долга или
возложенных на них обязанностей.
     При возникновении  реальной угрозы противоправного посягательства
на  жизнь,  здоровье  или  имущество  отдельных  лиц  в  связи  с   их
содействием    органам,    осуществляющим   оперативно   -   розыскную
деятельность,  а равно членов их семей и близких  эти  органы  обязаны
принять  необходимые  меры  по предотвращению противоправных действий,
установлению   виновных   и   привлечению   их   к    ответственности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     Лицо из   числа    членов    преступной    группы,    совершившее
противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное
к  сотрудничеству  с  органом,   осуществляющим   оперативно-розыскную
деятельность,   активно   способствовавшее   раскрытию   преступлений,
возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный
вред,  освобождается  от  уголовной  ответственности  в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     Лица, сотрудничающие  с  органами,  осуществляющими  оперативно -
розыскную  деятельность,  либо  оказавшие  им   помощь   в   раскрытии
преступления  или  установлении  лиц,  их совершивших,  могут получать
вознаграждения и другие выплаты.  Полученные указанными  лицами  суммы
вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях
о доходах не указываются.
     Период сотрудничества    граждан   по   контракту   с   органами,
осуществляющими   оперативно-розыскную   деятельность,   в    качестве
основного  рода занятий включается в трудовой стаж граждан.  Указанные
лица  имеют  право  на  пенсионное  обеспечение   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     В целях обеспечения безопасности лиц,  сотрудничающих с органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность,  и членов их семей
допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке,
определяемом  законодательными  и  иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
     В случае  гибели  лица,  сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,  в  связи  с  его
участием   в   проведении   оперативно-розыскных   мероприятий   семье
пострадавшего и  лицам,  находящимся  на  его  иждивении,  из  средств
соответствующего   бюджета   выплачивается  единовременное  пособие  в
размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном
законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
     При получении лицом,  сотрудничающим  по  контракту  с  органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность,  травмы,  ранения,
контузии,  увечья,  наступивших в связи с его  участием  в  проведении
оперативно-розыскных  мероприятий  и  исключающих для него возможность
дальнейшего     сотрудничества     с     органами,     осуществляющими
оперативно-розыскную   деятельность,   указанному   лицу   из  средств
соответствующего  бюджета  выплачивается  единовременное   пособие   в
размере  пятилетнего  денежного  содержания  и в установленном законом
порядке назначается пенсия по инвалидности.

                   Глава V. Финансовое обеспечение
                  оперативно-розыскной деятельности

     Статья 19.     Финансовое     обеспечение    оперативно-розыскной
деятельности

     Государственным органам,   оперативные   подразделения    которых
уполномочены     осуществлять    оперативно-розыскную    деятельность,
выделяются  из  федерального  бюджета  финансовые  средства,   которые
расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов.
     Законодательные и исполнительные  органы  государственной  власти
субъектов   Российской   Федерации   вправе   самостоятельно  за  счет
собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать  размер
средств,  выделяемых  органам,  осуществляющим  оперативно - розыскную
деятельность  на  территории  соответствующих   субъектов   Российской
Федерации.
     Контроль за  расходованием  финансовых  средств,  выделенных   на
оперативно-розыскную   деятельность,   осуществляется   руководителями
государственных  органов,  в   состав   которых   входят   оперативные
подразделения,  осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  а
также специально уполномоченными на  то  представителями  Министерства
финансов Российской Федерации.

         Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной
                            деятельностью

     Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

     Контроль за   оперативно-розыскной   деятельностью   осуществляют
Президент   Российской   Федерации,  Федеральное  Собрание  Российской
Федерации,  Правительство Российской Федерации в пределах  полномочий,
определяемых    Конституцией    Российской   Федерации,   федеральными
конституционными законами и федеральными законами.

     Статья 21.   Прокурорский    надзор    за    оперативно-розыскной
деятельностью

     Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона
осуществляют   Генеральный    прокурор    Российской    Федерации    и
уполномоченные им прокуроры.
     По требованию   указанных   прокуроров   руководители    органов,
осуществляющих   оперативно-розыскную  деятельность,  представляют  им
оперативно-служебные документы,  включающие в себя  дела  оперативного
учета,  материалы  о  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  с
использованием     оперативно-технических     средств,     а     также
учетно-регистрационную   документацию   и   ведомственные  нормативные
правовые      акты,      регламентирующие      порядок      проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
     Сведения о лицах,  внедренных в организованные преступные группы,
о  штатных  негласных  сотрудниках органов,  осуществляющих оперативно
розыскную деятельность,  а также о лицах,  оказывающих содействие этим
органам  на  конфиденциальной  основе,  представляются соответствующим
прокурорам  только  с  письменного  согласия  перечисленных  лиц,   за
исключением    случаев,   требующих   их   привлечения   к   уголовной
ответственности.
     Прокуроры, указанные    в    части   первой   настоящей   статьи,
обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах
и материалах.
     Неисполнение законных требований  прокурора,  вытекающих  из  его
полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за
собой установленную законом ответственность.
     (Статья 21  в  ред.  Федерального закона от 05.01.99 г.  N 6-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

     Статья 22. Ведомственный контроль

     Руководители органов,     осуществляющих     оперативно-розыскную
деятельность,   несут   персональную   ответственность  за  соблюдение
законности   при   организации   и   проведении   оперативно-розыскных
мероприятий.

     Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный   закон   вступает   в   силу  со  дня  его
официального опубликования.
     Признать утратившим  силу  со  дня введения в действие настоящего
Федерального  закона  Закон  Российской  Федерации  "Об  оперативно  -
розыскной  деятельности  в  Российской  Федерации"  (Ведомости  Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).
     Предложить Президенту    Российской    Федерации    и    поручить
Правительству  Российской  Федерации  привести их нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

12 августа 1995 г.
N 144-ФЗ