ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЗАМЕЩАЕМЫХ ПО КОНКУРСУ, И ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 12 июля 1995 г. N 270 (Д) 1. Утвердить Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу (Приложение 1), и Инструкцию о порядке проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение 2). 2. Начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел республик, начальникам управлений (главных управлений) краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов, управлений внутренних дел на транспорте, управлений лесных исправительно - трудовых учреждений, управлений (отделов) Восьмого главного управления МВД России, окружных управлений материального, технического и военного снабжения, учебных заведений и научно - исследовательских учреждений: 2.1. Обеспечить строгое соблюдение указанной Инструкции и организовать ее изучение в системе профессиональной подготовки сотрудников. 2.2. Дополнить целевые комплексные программы информирования населения об условиях службы в органах внутренних дел, предусмотренные пунктом 2.1 Приказа МВД России от 17 мая 1994 г. N 160, специальным разделом о замещении должностей в органах внутренних дел по конкурсу. 2.3. В органах внутренних дел, штатами которых предусмотрены должности, перечисленные в Перечне должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу, организовать конкурсные комиссии, обеспечить условия для их работы в соответствии с требованиями указанной Инструкции. В случае вакансии названных должностей, а также при наступлении условий, предусмотренных абзацем "б" пункта 1.5 Инструкции, приступить к замещению этих должностей по конкурсу. 3. Поручить изготовление бланков и образцов документов, предусмотренных прилагаемой Инструкцией: 3.1. Производственно - хозяйственному управлению МВД России (Нелезину П.В.) - для центрального аппарата МВД России и непосредственно подчиненных ему подразделений (по соответствующим заявкам). 3.2. Министерствам внутренних дел республик, управлениям (главным управлениям) внутренних дел краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов, управлениям внутренних дел на транспорте, управлениям лесных исправительно - трудовых учреждений, управлениям (отделам) Восьмого главного управления МВД России, окружным управлениям материального, технического и военного снабжения, учебным заведениям и научно - исследовательским учреждениям - для непосредственно подчиненных им подразделений и органов внутренних дел. 4. Ответственность за организацию исполнения Приказа возложить на заместителя Министра генерал - лейтенанта милиции Латышева П.М. И.о. Министра, генерал-полковник внутренней службы Е. АБРАМОВ 12 июля 1995 г. N 270 Приложение 1 к Приказу МВД России от 12 июля 1995 года N 270 ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЗАМЕЩАЕМЫХ ПО КОНКУРСУ 1. В органах внутренних дел и аппаратах управления ими: а) главный инспектор и приравненные к нему; б) главный специалист и приравненные к нему. 2. В учебных заведениях системы профессионального обучения: а) профессорско - преподавательский состав: - начальник кафедры, заместитель начальника кафедры; - профессор кафедры; - доцент кафедры; б) административно - управленческий состав: - начальник отдела, заместитель начальника отдела; - начальник учебно - научного комплекса, заместитель начальника учебно - научного комплекса. 3. В научно - исследовательских учреждениях: - ведущий научный сотрудник и выше; - начальник отдела и выше. Приложение 2 к Приказу МВД России от 12 июля 1995 года N 270 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Настоящая Инструкция устанавливает порядок и условия проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. 1. Общие положения 1.1. Целью проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел является: а) комплектование кадрового состава органов внутренних дел лицами, которые по своим профессиональным, деловым и личностным качествам наиболее пригодны для исполнения служебных обязанностей (осуществления служебной деятельности) по замещаемым должностям; б) обеспечение дополнительных возможностей продвижения по службе для сотрудников органов внутренних дел; в) укрепление демократических начал кадровой работы в органах внутренних дел. 1.2. Основные задачи проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел: а) использование в кадровой работе новых форм отбора граждан на службу в органы внутренних дел, а также объективных методов (методик) оценки профессиональных, деловых и личностных качеств претендентов на замещение должностей; б) противодействие протекционизму при отборе кандидатов на должности сотрудников органов внутренних дел; в) использование в процессе отбора преимуществ открытой конкурентной борьбы за право замещения должностей в органах внутренних дел; г) расширение круга лиц, принимающих участие в отборе граждан для замещения должностей в органах внутренних дел. 1.3. Конкурс на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел может проводиться в любом органе внутренних дел, подразделении, предприятии, учреждении и организации Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>, в штатах которых предусмотрены должности, перечисленные в Перечне, утвержденном Министром внутренних дел Российской Федерации. -------------------------------- <*> В дальнейшем - орган внутренних дел. 1.4. Решение о замещении должности по конкурсу оформляется приказом начальника органа внутренних дел. 1.5. Конкурс может объявляться на замещение: а) вакантной должности; б) невакантной должности, если она должна освобождаться вследствие предстоящего: - перемещения сотрудника в порядке, предусмотренном статьями 16 или 18 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации; - истечения срока контракта о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, если контракт не подлежит продлению или перезаключению в порядке, определяемом частью седьмой статьи 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в учебных заведениях системы профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях МВД России истечение срока контракта служит основанием обязательного замещения соответствующих должностей по конкурсу); - увольнения сотрудника со службы по одному из оснований, предусмотренных статьей 58 указанного Положения. 1.6. В конкурсах могут принимать участие: - сотрудники органов внутренних дел; - рабочие и служащие, работающие в органах внутренних дел; - граждане, не проходящие службу и не работающие в органах внутренних дел. 1.7. В отношении лиц, не проходящих службу в органах внутренних дел, должен быть решен вопрос об их пригодности к службе в соответствии с требованиями статей 8 и 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкции о порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 17 мая 1994 г. N 160, до вынесения решения об их допуске к участию в конкурсе. 2. Конкурсная комиссия 2.1. Основанием для образования и работы конкурсной комиссии является приказ начальника органа внутренних дел о замещении должности по конкурсу. Конкурсная комиссия образуется и работает в том органе внутренних дел (подразделении соответствующего министерства, главного управления (управления) внутренних дел субъектов Российской Федерации, а также МВД России), в штатах которого предусмотрена должность, замещаемая по конкурсу. 2.2. Конкурсная комиссия образуется в составе: - председателя; - секретаря; - членов комиссии: сотрудников органа внутренних дел, проходящих службу в должностях, аналогичных замещаемой; сотрудников кадрового аппарата (штатного психолога органа внутренних дел, а при его отсутствии - психолога вышестоящего органа внутренних дел) и юридической службы; начальников структурных подразделений органа внутренних дел или их заместителей. 2.3. К работе конкурсной комиссии могут привлекаться независимые эксперты - научные и практические работники по профилю деятельности органа внутренних дел, в котором проводится конкурс, и замещаемой должности. 2.4. Предложения о кандидатурах в состав конкурсной комиссии из числа сотрудников органов внутренних дел вносятся кадровым аппаратом органа внутренних дел, начальник которого принял решение о замещении должности по конкурсу. 2.5. Лица, включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с пунктом 2.2 настоящей Инструкции, пользуются правом решающего голоса. Количество их должно быть нечетным. 2.6. Количественный и персональный состав конкурсной комиссии утверждается на общем собрании сотрудников органа внутренних дел либо на оперативном совещании при начальнике органа внутренних дел. 2.7. В учебных заведениях системы профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях МВД России полномочия конкурсной комиссии возлагаются на ученый (педагогический) совет. Конкурс на замещение должностей не проводится во вновь открываемых учебных заведениях МВД России. 2.8. К ведению конкурсной комиссии относятся: а) определение квалификационных и иных требований, предъявляемых к участникам конкурса; б) объявление конкурса; в) принятие решения о допуске претендентов к конкурсу; г) опубликование списка участников конкурса для сведения личного состава органа внутренних дел, в котором замещается должность; д) проведение заочного (предварительного) отбора; е) планирование процедуры очного конкурса; ж) подготовка конкурсного задания; з) определение срока проведения процедуры очного конкурса; и) проведение процедуры очного конкурса; к) определение результатов конкурса. 2.9. По вопросам, отнесенным к ее ведению, конкурсная комиссия принимает соответствующие решения, оформляемые протоколами. Решения конкурсной комиссии принимаются открытым или тайным голосованием. Тайное голосование проводится по любому вопросу, отнесенному к ведению комиссии, если предложение о проведении такого голосования вносится хотя бы одним из членов комиссии, имеющим право решающего голоса. Решение конкурсной комиссии считается правомочным, если в голосовании участвовало не менее двух третей от числа ее членов, имеющих право решающего голоса. При несогласии с принятым решением любой член комиссии может заявить особое мнение, которое фиксируется в соответствующем протоколе и скрепляется подписью лица, его высказавшего. Документация конкурсной комиссии в установленном порядке хранится в течение трех лет со времени проведения конкурса. 3. Подготовка конкурса 3.1. Квалификационные и иные требования, которым должны соответствовать участники конкурса, включают в себя: - уровень образования, профессию (специальность); - специальные знания, умения и навыки, необходимые для исполнения служебных обязанностей по замещаемой должности; - возрастные пределы; - стаж практической работы в соответствующих должностях (по соответствующей специальности, профессии); - специальное звание, стаж работы в соответствующих подразделениях (службах), если в конкурсе предполагается участие только сотрудников органов внутренних дел; - иные обстоятельства, могущие иметь значение для обеспечения качественного замещения должности, по которой проводится конкурс. 3.1.1. При определении квалификационных и иных требований применительно к конкретной должности конкурсная комиссия: - руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, устанавливающими соответствующие требования по данной должности или аналогичным должностям; - принимает во внимание (в тех случаях, когда упомянутые документы не разработаны) мнения: начальника органа внутренних дел, принявшего решение о замещении должности по конкурсу (его заместителя); начальника подразделения (службы), в котором замещается должность; сотрудников, занимающих должности, аналогичные замещаемой; сотрудников кадрового аппарата, в том числе психолога органа внутренних дел; независимых экспертов, если это необходимо. 3.2. Объявление о конкурсе содержит: - наименование органа внутренних дел, в котором проводится конкурс, с указанием места его дислокации, почтового адреса, номеров телефона и телефакса; - наименование должности, замещаемой по конкурсу; - требования, предъявляемые к кандидатам; - срок представления заявлений об участии в конкурсе; - перечень документов, прилагаемых к заявлению об участии в конкурсе. 3.2.1. Запрещается помещать в объявлении требования к кандидатам на замещение должности, ограничивающие возможности участия в конкурсе граждан Российской Федерации по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3.2.2. Сообщение о конкурсе доводится до сведения всего личного состава органа внутренних дел. По решению конкурсной комиссии объявление о конкурсе может быть опубликовано в периодической печати или других средствах массовой информации не позднее чем за один месяц до начала проведения конкурса. 3.2.3. Сотрудник органов внутренних дел подает в конкурсную комиссию заявление с приложением листка по учету кадров. При допуске к участию в конкурсе на него запрашивается личное дело. 3.2.4. Лицо, не являющееся сотрудником органов внутренних дел, подает в конкурсную комиссию заявление с приложением следующих документов: - анкеты установленной формы с фотографией; - автобиографии; - копий документов об образовании, ученой степени, аттестата о присвоении ученого звания, заверенных в установленном порядке. К заявлению прилагается также список печатных научных работ и изобретений. 3.3. Конкурсная комиссия принимает, регистрирует и рассматривает на предмет допуска к конкурсу все заявления об участии в нем и прилагаемые к ним документы, поступившие в ее адрес. Основанием для допуска является решение конкурсной комиссии о соответствии заявителей установленным квалификационным и иным требованиям, которое выносится на основании анализа представленных документов. Решение о допуске в письменной форме доводится до сведения заявителя. 3.3.1. В случае обнаружения несоответствия заявителя квалификационным и иным требованиям, устанавливаемым конкурсной комиссией, либо условиям приема граждан на службу, определяемым разделами 3 и 4 Инструкции о порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, а также статьей 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, комиссия принимает решение об отказе в допуске к конкурсу, которое письменно доводится до сведения заявителя. 3.3.2. При поступлении значительного числа заявлений об участии в конкурсе комиссия по своему усмотрению может провести заочный (предварительный) отбор на основании анализа представленных заявителями личных документов и, дополнительно к этому, на основании оценки материалов личных дел, если в конкурсе предполагается участие только сотрудников органов внутренних дел. Личное дело сотрудника, подавшего заявление об участии в конкурсе, по запросу конкурсной комиссии немедленно направляется в ее адрес. О результатах заочного (предварительного) отбора - допуске или отказе в допуске к участию в очном конкурсе - комиссия письменно сообщает соответствующим заявителям. 3.3.2.1. В учебных заведениях системы профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях МВД России конкурсное замещение должностей производится на основании результатов анализа личных документов, представляемых заявителями в ученый (педагогический) совет. 3.3.3. Если к установленному сроку в конкурсную комиссию не поступит необходимое количество заявлений, время их приема по усмотрению комиссии может быть продлено. 3.3.4. Если, несмотря на дополнительное объявление, необходимое количество заявлений не поступит, конкурс считается несостоявшимся. В этом случае конкурсная комиссия принимает решение о прекращении своей деятельности. 3.4. На основании решения конкурсной комиссии о допуске к конкурсу (очному конкурсу) публикуется список участников конкурса для сведения личного состава органа внутренних дел, в котором замещается должность. Список участников содержит основные сведения о лицах, допущенных к участию в конкурсе, и обнародуется не менее чем за две недели до начала конкурса. 3.5. Проведение процедуры очного конкурса осуществляется по специально разработанному плану, предусматривающему: а) время начала и завершения процедуры очного конкурса; б) место его проведения; в) техническое обеспечение; г) жеребьевку участников; д) порядок подачи вопросов и задач конкурсного задания. 3.5.1. План проведения процедуры очного конкурса разрабатывается группой членов конкурсной комиссии исходя из материальных и финансовых возможностей органа внутренних дел, в котором замещается должность, согласовывается с начальником органа внутренних дел, принявшим решение о замещении должности по конкурсу, и утверждается комиссией не позднее чем за месяц до начала конкурса. 3.6. Содержание конкурсного задания зависит от того, какая именно должность и в каком органе внутренних дел подлежит замещению на конкурсной основе, и определяется конкурсной комиссией. 3.6.1. Конкурсное задание состоит из серии теоретических вопросов и задач, оценка ответов (решений) которых позволяет объективно оценить степень пригодности участников конкурса для исполнения служебных обязанностей по замещаемой должности. При подборе теоретических вопросов и задач конкурсного задания, а также определении сроков подготовки ответов и решений следует руководствоваться Методикой (Приложение 1 к настоящей Инструкции). 3.6.2. Поручение на разработку проекта задания содержит конкретные указания на то, какие профессиональные, деловые и личностные качества участников конкурса подлежат проверке посредством задач, включаемых в конкурсное задание, и оформляется решением конкурсной комиссии, которым одновременно определяются состав группы по разработке задания, в которую входят члены комиссии и независимые эксперты, а также срок представления в комиссию проекта конкурсного задания. 3.6.3. Проект конкурсного задания рассматривается и утверждается конкурсной комиссией. При обнаружении в нем недостатков проект задания дорабатывается и представляется на повторное рассмотрение в установленный срок (не менее чем за две недели до начала процедуры очного конкурса). Одновременно с этим определяется, какие вспомогательные материалы (тексты соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, статистические таблицы, планы, отчеты, справочники и т.д.) могут быть выданы участникам конкурса для обеспечения необходимого качества ответов на вопросы (решения задач). 3.6.4. В случае, предусмотренном пунктом 3.3.2 настоящей Инструкции, конкурсная комиссия по своему усмотрению может принять решение о проведении дополнительного этапа заочного отбора. На основании этого решения лицам, допущенным к участию в конкурсе, рассылаются специально отбираемые задачи конкурсного задания для подготовки и представления в конкурсную комиссию к установленному ею сроку письменных решений этих задач. Каждое из письменных решений рассылаемых задач, поступившее в комиссию, оценивается независимо друг от друга несколькими членами конкурсной комиссии. При этом оценке подлежат: - информированность и умение участника конкурса ориентироваться в проблемах, содержащихся в предложенных задачах; - глубина разработки каждой конкурсной задачи; - степень самостоятельности их решения; - нестандартность решения; - оформление работы. По усмотрению конкурсной комиссии могут оцениваться и другие характеристики письменных работ участников конкурса (быстрота исполнения, объем, наличие расчетов и т.д.). Оценка решений осуществляется на основе шкалы оценок, которая содержится в Оценочном листе (Приложение 2 к настоящей Инструкции), оформляемом на каждого участника, представившего решения задач. Участники заочного отбора, получившие недостаточно высокие оценки, на основе решения конкурсной комиссии могут быть не допущены к очному конкурсу, о чем они своевременно письменно ставятся в известность. 3.6.5. До начала процедуры очного конкурса задачи, предъявляемые участникам непосредственно в ходе этой процедуры, должны быть недоступны для них. Ответственность за соблюдение данного требования возлагается на председателя конкурсной комиссии. 3.7. Срок проведения очного конкурса определяется комиссией с таким расчетом, чтобы к этому моменту были полностью выполнены все подготовительные мероприятия, предусматриваемые настоящей Инструкцией. 3.7.1. Решение конкурсной комиссии о сроке проведения очного конкурса должно быть согласовано с начальником органа внутренних дел, принявшим решение о замещении должности по конкурсу. 3.7.2. Уведомление о сроке проведения очного конкурса направляется каждому из лиц, допущенных к участию в нем, а также начальникам органов внутренних дел, на территории обслуживания которых проживают либо в которых проходят службу эти лица, для контроля и оказания соответствующей помощи в их прибытии на конкурс в установленный срок. Сотрудники органов внутренних дел, получившие уведомление о сроке проведения очного конкурса, командируются для участия в нем в установленном порядке. Создание препятствий для участия сотрудника органов внутренних дел в очном конкурсе запрещается. Другие участники прибывают на очную процедуру конкурсного отбора в орган внутренних дел, в котором проводится конкурс, за свой счет. 4. Права и обязанности участников конкурса 4.1. Участники конкурса имеют право: а) знакомиться с настоящей Инструкцией (лица, не являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, по усмотрению конкурсной комиссии, - с другими нормативными документами МВД России, статистическими данными и другими вспомогательными материалами, необходимыми для выполнения конкурсного задания); б) обращаться за соответствующими разъяснениями по возникающим вопросам к членам комиссии; в) на равные условия участия в конкурсе, объективное отношение к себе со стороны членов конкурсной комиссии; г) обжаловать решения конкурсной комиссии по процедуре и итогам конкурсного отбора в аттестационную комиссию органа внутренних дел, в котором проводится конкурс. 4.2. Они обязаны: а) представлять в кадровые аппараты достоверную информацию в документах, перечисленных в пункте 3.2.4 настоящей Инструкции. Представление недостоверной информации является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе; б) подчиняться указаниям членов конкурсной комиссии, соблюдать порядок проведения процедуры очного конкурса. 5. Процедура очного конкурса 5.1. Непосредственно перед началом процедуры очного конкурса председатель комиссии проводит инструктаж с ее членами о порядке проведения процедуры, выставления оценок, напоминает права и обязанности членов комиссии. 5.2. Процедура очного конкурса открывается вступительным словом председателя конкурсной комиссии, в котором: - производится представление участников очного конкурса и членов комиссии; - разъясняются участникам порядок проведения процедуры очного конкурса, их права и обязанности. 5.3. Жеребьевка участников конкурса производится в присутствии не менее двух третей от числа членов конкурсной комиссии - по списку участников в алфавитном порядке. Процедуру очного конкурса участники проходят в порядке номеров, которые им присваиваются в результате жеребьевки. 5.4. Участник, занятый в процедуре отбора, начинает ответ на очередной теоретический вопрос (решение очередной задачи) конкурсного задания с разрешения председателя конкурсной комиссии. Если время, отводимое на решение задачи, ограничивается, согласно ее условию, то перед началом ее решения на это обстоятельство обращается внимание конкурсанта. Контроль времени в данном случае возлагается на секретаря конкурсной комиссии. Ответив на вопрос (решив задачу), участник сообщает об этом председателю комиссии. По завершении ответа на очередной теоретический вопрос (решения очередной задачи) члены конкурсной комиссии могут задать участнику дополнительные (уточняющие) вопросы. 5.5. По окончании ответа на очередной теоретический вопрос (решения очередной задачи) конкурсного задания и ответов на дополнительные вопросы членов комиссии председатель объявляет время для выставления оценки. Каждый член конкурсной комиссии оценивает ответ (решение) индивидуально, независимо от других членов комиссии, исходя из собственных суждений о качестве решения соответствующей задачи, а также принимая во внимание собственные представления о степени соответствия данного конкурсанта квалификационным и иным требованиям, установленным конкурсной комиссией. Оценка ответа на теоретический вопрос (решения задачи) проставляется в Оценочном листе, заведенном на каждого участника (Приложение 2 к настоящей Инструкции). Исправление оценок, выставленных в Оценочном листе, не допускается. Оказание влияния на членов комиссии с целью изменения их личных суждений о качестве ответов (решений), а также степени соответствия конкурсанта квалификационным и иным требованиям запрещается. 5.6. После проставления оценки за решение последней задачи член комиссии подписывает Оценочный лист и сдает его секретарю комиссии. 6. Определение результатов конкурса 6.1. По завершении выполнения конкурсного задания всеми участниками председателем конкурсной комиссии объявляется итоговое заседание, на которое посторонние лица не допускаются. На итоговом заседании из числа членов конкурсной комиссии в установленном порядке избирается счетная комиссия в количестве не менее трех человек. Оценочные листы на всех участников конкурса передаются в распоряжение счетной комиссии, после чего она приступает к определению: а) средних оценок каждого участника за ответы на каждый теоретический вопрос (решение каждой задачи) конкурсного задания; б) общей средней оценки каждого участника конкурса за выполнение всего конкурсного задания. Средняя оценка за ответ на теоретический вопрос (решение задачи) рассчитывается как частное от деления суммы оценок, выставленных участнику конкурса членами конкурсной комиссии за ответ на данный вопрос (решение данной задачи), на число членов комиссии, непосредственно производивших оценку ответов (решений). Образец расчета средней оценки за ответ на вопрос (решение задачи) приведен в Приложении 3 к настоящей Инструкции. Общая средняя оценка за выполнение всего конкурсного задания рассчитывается как частное от деления суммы средних оценок за все ответы на теоретические вопросы (все решения задач) на общее число вопросов и задач, содержащихся в конкурсном задании. Образец расчета средней оценки за выполнение конкурсного задания приведен в Приложении 4 к настоящей Инструкции. Результаты работы счетной комиссии оформляются протоколом и докладываются конкурсной комиссии. 6.2. При выявлении двух или нескольких участников конкурса, набравших одинаковые (наибольшие) общие средние оценки, конкурсная комиссия для определения победителя проводит тайное голосование. Для проведения тайного голосования используются бюллетени установленной формы согласно Приложению 5 к настоящей Инструкции. Результаты тайного голосования определяются в установленном порядке счетной комиссией, образуемой в соответствии с пунктом 6.1 настоящей Инструкции, оформляются протоколом счетной комиссии и докладываются конкурсной комиссии. 6.3. Победителем конкурса признается участник, который получил наибольшую общую среднюю оценку за выполнение всего конкурсного задания либо простое большинство голосов при тайном голосовании в случае, предусмотренном пунктом 6.2 настоящей Инструкции. 6.4. Решение конкурсной комиссии об утверждении результатов работы счетной комиссии по подсчету общих средних либо результатов тайного голосования, проведенного согласно пункту 6.3 настоящей Инструкции, и выявлении победителя конкурса оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в процедуре очного конкурса (Приложение 6 к настоящей Инструкции). 6.5. Содержание протокола итогового совещания конкурсной комиссии доводится до сведения всех участников, после чего председатель комиссии объявляет конкурс оконченным. 6.5.1. В учебных заведениях системы профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях МВД России результат конкурса определяется на заседании учебного (педагогического) совета при наличии кворума (не менее двух третей от числа списочного состава совета). Претендентам обеспечивается возможность присутствовать на заседании совета, рассматривающего их кандидатуры. Победителем признается участник, набравший более пятидесяти процентов голосов присутствующих на заседании членов совета. При получении двумя или несколькими участниками конкурса более пятидесяти процентов голосов членов совета производится повторное тайное голосование на том же заседании совета. Победителем признается участник, набравший наибольшее число голосов. Решению ученого (педагогического) совета предшествует рассмотрение кандидатур на заседаниях кафедр (отделов), циклов, лабораторий, рекомендации которых, а по кандидатурам начальника кафедры и ему равных - мнение руководства учебного заведения (научно - исследовательского учреждения) доводятся до сведения членов ученого (педагогического) совета. 7. Замещение должностей по конкурсу 7.1. Протокол заседания конкурсной комиссии, ученого (педагогического) совета об определении победителя конкурса является основанием для издания приказа о назначении этого лица на должность, на замещение которой проводился конкурс. 7.2. Замещение должностей сотрудников органов внутренних дел по конкурсу осуществляется на основе статьи 14 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также нормативных актов МВД России по вопросам комплектования органов внутренних дел личным составом. 7.3. Лицо, ставшее победителем конкурса, в том числе гражданин, впервые поступающий на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, назначается на вакантную должность на срок три года, а при заключении контракта о службе - на срок не менее трех лет. 7.4. На граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел в результате участия в конкурсе, распространяется порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. 7.5. По окончании срока замещения должности начальник органа внутренних дел принимает решение либо о назначении сотрудника на эту должность, либо о проведении нового конкурса на ее замещение. Приложение 1 к Инструкции МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Конкурсное задание должно состоять из теоретической и практической частей. Теоретические вопросы конкурсного задания должны быть максимально приближены к проблемам осуществления служебной деятельности в должности, по которой проводится конкурс. Количество и характер вопросов определяются группой по разработке проекта конкурсного задания самостоятельно исходя из требований поручения конкурсной комиссии на его разработку, а также конкретных обстоятельств (особенностей подразделения, в котором замещается должность, характера замещаемой должности, требований к участникам конкурса и т.д.). Теоретические вопросы, рассчитанные на исполнительский уровень, предназначены в основном для лиц, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел, а также для сотрудников, не имеющих юридического либо иного, требуемого по должности, образования и претендующих на получение должности по новой для них специальности. При этом участникам конкурса, не являющимся сотрудниками органов внутренних дел, либо вообще не предлагаются вопросы ведомственного нормативного регулирования их деятельности, либо, в пределах необходимых требований, им могут быть предоставлены время и условия для ознакомления с соответствующими материалами, и в этом случае ответы целесообразно получать к установленному сроку в письменном виде. Претенденты же на исполнительские должности из числа сотрудников (в случае, если комиссия сочтет, что предложение им теоретических вопросов не окажется дублированием испытаний, которым эти лица уже подвергались, например, на экзаменах в учебных заведениях МВД либо на зачетах по служебной подготовке) выполняют эти задания, как правило, без предварительной проработки. При этом теоретические вопросы, предлагаемые будущим работникам исполнительского уровня, призваны определить у них наличие общей ориентированности в законодательных основах службы, а также знание ими своих будущих прав и обязанностей, основных средств и методов работы, схем междолжностного взаимодействия и других вопросов, необходимых в служебной деятельности. Претендентам на руководящие должности теоретические задания следует предлагать в обязательном порядке, поскольку от них ожидается знание характера и тенденций нормативного регулирования вопросов, лежащих в сфере их компетентности, новых теоретических и практических достижений в соответствующей области. Они должны показать умение анализировать и прогнозировать криминогенные и иные ситуации в масштабах и направлениях, адекватных их будущему служебному положению, продемонстрировать понимание местной специфики, выдвинуть программы (предложения) по совершенствованию тех направлений профессиональной деятельности, которые они намерены возглавить. Часть этих знаний и умений претенденты должны продемонстрировать в процессе подготовки реферативных или иных аналитических материалов на заочном этапе конкурса, поскольку при таком варианте подготовки они имеют возможность максимально проявить свои стратегические способности. Кроме того, необходимо предусмотреть, что часть ответов на вопросы конкурсного задания должна быть дана будущими руководителями без предварительной подготовки, желательно в рамках профессиональной дискуссии - с тем, чтобы комиссия могла оценить их интеллектуальную оперативность и гибкость, умение вступать в контакт с будущими подчиненными и иными лицами, аргументированно излагать свою позицию и т.д. Практическая часть конкурсного задания должна включать в себя вводные, во-первых, различной степени сложности и, во-вторых, различной степени оперативности предполагаемых действий. С учетом характера типичных криминальных (или иных, находящихся в сфере интересов органов внутренних дел) проявлений в конкретной местности можно предложить участникам задачи четырех видов: а) стандартная ситуация, не требующая немедленного реагирования; б) аналогичная нестандартная ситуация; в) стандартная ситуация, требующая немедленного реагирования; г) аналогичная нестандартная ситуация (примеры конкретных задач прилагаются) <*>. -------------------------------- <*> Не приводятся. Эта схема пригодна как для "руководителей", так и для "исполнителей" с той лишь разницей, что если для первых "стандартной ситуацией, не требующей немедленного реагирования" может быть, например, подготовка аналитических материалов или разработка мер организационного характера, то для вторых - конкретное происшествие, предполагающее их непосредственное вмешательство. Определяя сроки подготовки ответов, конкурсная комиссия не обязательно должна исходить из того, что задания, "не требующие немедленного реагирования", могут даваться заранее, а "экстренные" должны выполняться претендентами на месте. Напротив, комиссия может быть заинтересована в детальной нешаблонной проработке "экстренных" заданий (особенно, если описанные в них ситуации характерны для данной местности и разрешаются в основном по стандартной схеме, в эффективности или целесообразности которой имеются сомнения). Поэтому, определяя характер конкретного задания и срок его выполнения, следует ориентироваться на складывающуюся практику и ее актуальные проблемы. Приложение 2 к Инструкции Образец ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ---------------------------------------------------------------------- (наименование должности и органа внутренних дел) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество конкурсанта) ---------------------------------------------------------------------- | А. Рассылаемая задача Оценка | |--------------------------------------------------------------------| | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |--------------------------------------------------------------------| | Б. Теоретические вопросы | |--------------------------------------------------------------------| | Вопрос Оценка | |--------------------------------------------------------------------| | 1. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | | 2. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | | 3. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |--------------------------------------------------------------------| | В. Задачи | |--------------------------------------------------------------------| | Задача Оценка | |--------------------------------------------------------------------| | 1. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | | 2. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | | 3. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество члена конкурсной комиссии) ----------------------- ------------------------ (дата) (подпись) Примечания. 1. Оценка результатов участия в конкурсе осуществляется с использованием предлагаемой 10-балльной шкалы, которая дает более широкие возможности для объективного оценивания исполнения "Конкурсного задания" каждым из конкурсантов. 2. Соотношение предлагаемой шкалы с 5-балльной: ------------------------------------------------------------------ | 10-балльная шкала | 5-балльная шкала | |------------------------------|---------------------------------| | 0 | неудовлетворительно | |------------------------------|---------------------------------| | 1 | удовлетворительно с минусом | |------------------------------|---------------------------------| | 2 | удовлетворительно | |------------------------------|---------------------------------| | 3 | удовлетворительно с плюсом | |------------------------------|---------------------------------| | 4 | хорошо с минусом | |------------------------------|---------------------------------| | 5 | хорошо | |------------------------------|---------------------------------| | 6 | хорошо с плюсом | |------------------------------|---------------------------------| | 7 | отлично с минусом | |------------------------------|---------------------------------| | 8 | отлично | |------------------------------|---------------------------------| | 9 | отлично с плюсом | ------------------------------------------------------------------ 3. Критерии оценок. Оценка "отлично" за ответ применительно к "исполнителю" предполагает исчерпывающее знание необходимых нормативных материалов, специфики служебной деятельности на определенной должности в конкретном подразделении, свободное ориентирование в формах и методах работы и т.д. "Хороший" ответ предусматривает содержательную информацию об основных нормативных актах, регламентирующих то или иное направление служебной деятельности, представление о ее наиболее общих характерных чертах, ориентированность в преобладающих формах и методах работы и т.д. Оценки "удовлетворительно" заслуживает ответ, в котором лишь перечисляются (без затрагивания содержания) нормативные материалы, формально, в общих словах, указываются либо не указываются вообще специфические черты службы, конкретно не освещаются формы и методы работы и т.д. Оценка "неудовлетворительно" ставится в случае ответа, свидетельствующего об отсутствии специальных знаний предмета, а также при неправильном ответе или полном его отсутствии. Будущие руководители получают оценку "отлично" за теоретический вопрос, если комиссия сочтет, что в ответе продемонстрированы ожидаемые от них вышеуказанные качества (в пределах, определяемых смыслом вопроса); каждое усмотренное комиссией отдельно взятое несоответствие сформулированным критериям снижает оценку на один балл. При оценке успешности выполнения практического задания "отличным" считается результат, при котором конкурсант обнаружил глубокую и всестороннюю оценку предложенной экспериментальной ситуации, умение воспользоваться адекватными средствами и методами ее решения, правильно организовать необходимое взаимодействие, выполнить отдельные операции и задачу в целом с наименьшими затратами времени, сил и средств и т.д. Несоответствие варианта решения одному - двум подобным критериям снижает оценку на один балл, двум - трем - на два балла и т.д. Приложение 3 к Инструкции Образец РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ ОЦЕНКИ ЗА ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ) ------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество участника) ---------------------------------------------------------------------- | N | Средняя | Члены конкурсной комиссии | | вопросов | оценка |-----------------------------------------------| | (задач) | | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | | | |-----------------------------------------------| | | | Оценки | |----------|---------|-----------------------------------------------| | 1. | 7 | 8 | 7 | 5 | 8 | 9 | 6 | 8 | |----------|---------|-----------------------------------------------| | 2. | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | 5 | 5 | 6 | |----------|---------|-----------------------------------------------| | 3. | 8 | 9 | 9 | 7 | 7 | 8 | 9 | 8 | ---------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. Заглавными буквами обозначены фамилии членов конкурсной комиссии. 2. Порядок расчета (на примере определения средней оценки за ответ на вопрос N 1): а) суммируются оценки, выставленные за ответы на вопрос (решение задачи) всеми членами комиссии, производившими оценивание: 8 + 7 + 5 + 8 + 9 + 6 + 8 = 51; б) данная сумма делится на число членов комиссии, производивших оценивание: 51 : 7 = 7,2. 3. Если при расчете средних оценок получается результат с десятичными долями, то производится округление: десятичные до 0,5 балла отбрасываются, а 0,5 балла и более увеличивают результат на 1,0. Примеры: Средняя оценка за первый вопрос составляет 7,2. Округляя, получаем 7,0. Средняя оценка за второй вопрос - 5,7. Округляя, получаем 6,0. Средняя оценка за третий вопрос - 8,1. Округляя, получаем 8,0. 4. Нулевой результат (неудовлетворительно) за ответ на вопрос (решение задачи) принимается во внимание тогда, когда он выставлен участнику квалифицированным большинством членов конкурсной комиссии, производивших оценивание. В таком случае участник признается выбывшим из конкурса. Во всех других ситуациях нулевой результат учитывается при расчете средней оценки за ответ на вопрос (решение задачи) в общем порядке. Приложение 4 к Инструкции Образец РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ ОЦЕНКИ ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ -------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество участника) ------------------------------------------------------------------ | N | Средняя | | вопросов | оценка за | | (задач) | ответ (решение) | |-------------------------------|--------------------------------| | 1 | 7 | |-------------------------------|--------------------------------| | 2 | 6 | |-------------------------------|--------------------------------| | 3 | 8 | |-------------------------------|--------------------------------| | Итого: | 21 | ------------------------------------------------------------------ семь СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ: ------------------------------- (прописью) Председатель счетной комиссии --------------------------------------- Члены счетной комиссии --------------------------------------- --------------------------------------- (подпись) Приложение 5 к Инструкции БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ по результатам конкурса на замещение должности ------------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- (наименование должности) 1. ------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество участника) 2. ------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество участника) 3. ------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество участника) Нужное зачеркнуть. Приложение 6 к Инструкции ПРОТОКОЛ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА "--" --------- 199- года г. --------------------- Конкурсная комиссия --------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------, (наименование органа внутренних дел) рассмотрев результаты подсчета общих средних оценок за выполнение конкурсного задания, а также тайного голосования членов конкурсной комиссии (если последнее проводилось), РЕШИЛА: 1. Утвердить протокол работы счетной комиссии по подсчету общих средних оценок. 2. Утвердить протокол счетной комиссии по подсчету результатов тайного голосования членов конкурсной комиссии. ОПРЕДЕЛИЛА: Считать на основании подсчета общих средних оценок (результатов тайного голосовании членов конкурсной комиссии) победителем конкурса на замещение должности ----------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (наименование должности) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество) Председатель комиссии ------------------------- Секретарь комиссии ------------------------- Члены комиссии: ------------------------- ------------------------- (подписи, разборчиво) |