О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ". Постановление. Правительство РФ. 16.01.95 59

                 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
                   "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          16 января 1995 г.

                                 N 59

                                 (Д)



     Во исполнение  Указов  Президента Российской Федерации от 27 июля
1992 г. N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалид-
ности и инвалидов" (Собрание актов Президента и Правительства Российс-
кой Федерации,  1992, N 5, ст.239), от 2 октября 1992 г. N 1156 "О ме-
рах  по  формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
(Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992,
N 14,  ст.1097) и от 2 октября 1992 г.  N 1157 "О дополнительных мерах
государственной поддержки инвалидов" Правительство Российской  Федера-
ции п о с т а н о в л я е т :
     1. Утвердить прилагаемую федеральную комплексную программу "Соци-
альная поддержка инвалидов",  состоящую из следующих федеральных целе-
вых программ:
     "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов";
     "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и  ин-
валидов";
     "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности";
     "Разработка и производство средств протезирования, строительство,
реконструкция  и  техническое  перевооружение  протезно-ортопедических
предприятий".
     2. Включить в состав федеральной комплексной программы  "Социаль-
ная  поддержка  инвалидов" федеральную целевую программу "Разработка и
производство технических средств реабилитации для обеспечения  инвали-
дов",  утвержденную  постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 октября 1994 г. N 1189 (Собрание законодательства Российской Фе-
дерации, 1994, N 27, ст.2900).
     3. Определить государственным заказчиком по реализации  федераль-
ной  комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" Министерс-
тво социальной защиты населения Российской Федерации.
     4. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при
разработке проектов федеральных бюджетов на  1995-1998  годы  средства
для реализации федеральной комплексной программы "Социальная поддержка
инвалидов".
     5. Признать  утратившим силу постановление Правительства Российс-
кой Федерации от 9 января 1994 г.  N  12  "О  Федеральной  комплексной
программе научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и
инвалидов на 1994-1997 годы" (Собрание актов Президента и Правительст-
ва Российской Федерации, 1994, N 3, ст.272).


     Председатель Правительства
     Российской Федерации
     В.Черномырдин

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                             от 16 января 1995 г. N 59

                 ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
                 "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"

                   Федеральная целевая программа
       "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"

                            П А С П О Р Т

                    федеральной целевой программы
       "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"

 Наименование программы     Медико-социальная экспертиза и
                            реабилитация инвалидов

 Наименование, номер и      Указ Президента Российской Федерации от 2
 дата принятия решения о    октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных
 разработке программы       мерах государственной поддержки инвалидов"

 Государственный заказчик   Минсоцзащиты России

 Основные исполнители       Минсоцзащиты России Минздравмедпром
                            России Минобразование России Минтруд
                            России Госкомвуз России Госкомстат России
                            ГКФТ России ФСЗ России Российская
                            академия образования Российская академия
                            медицинских наук

 Разработчик                Минсоцзащиты России

 Сроки реализации программы 1995-1997 годы

 Основные мероприятия       Научно-методологическое, правовое,
 программы                  информационно-статистическое и кадровое
                            обеспечение медико-социальной экспертизы
                            и реабилитации инвалидов;
                            организационные мероприятия по
                            формированию основ службы
                            медико-социальной экспертизы и
                            государственной системы реабилитации
                            инвалидов, в том числе создание
                            реабилитационных учреждений;
                            совершенствование материально-технической
                            базы реабилитационных учреждений

 Важнейшие целевые          Повышение степени социальной защиты
 показатели                 инвалидов;  создание условий для
                            реализации их потенциальных способностей
                            и возможностей

 Ожидаемые конечные         Формирование основ службы
 результаты                 медико-социальной экспертизы и
                            государственной системы реабилитации
                            инвалидов;  создание системы подготовки и
                            повышения квалификации специалистов для
                            медико-социальной экспертизы и
                            реабилитации инвалидов

 Объемы и источники         81,12 млрд.рублей - из средств
 финансирования             федерального бюджета на 1995-1997 годы, в
                            том числе 11,26 млрд.рублей - на 1995 год
                            (в ценах 1994 года)

 Система контроля за        Минсоцзащиты России совместно с
 исполнением программы      Минэкономики России, Минфином России и
                            другими министерствами, ведомствами,
                            организациями


                           В в е д е н и е

     В связи с экономическими и социальными преобразованиями, происхо-
дящими в Российской Федерации,  требуются дополнительные меры адресной
социальной поддержки со стороны государства и общества для такой соци-
ально незащищенной группы населения, как инвалиды.
     Проведенные социологические  исследования  показали,  что уровень
жизни инвалидов значительно ниже,  чем в среднем у населения, а много-
численные  проблемы  решаются недостаточно эффективно.  Это определяет
необходимость совершенствования системы их социальной защиты, отвечаю-
щей современной концепции инвалидности и социально-экономической поли-
тике государства.
     В целях  усиления государственной поддержки инвалидов и во испол-
нение Указа Президента Российской Федерации от 2  октября  1992  г.  N
1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" раз-
работана федеральная целевая программа "Медико-социальная экспертиза и
реабилитация инвалидов" (далее - программа), которая состоит из 3 раз-
делов и предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на
создание  основ  службы медико-социальной экспертизы и государственной
системы реабилитации инвалидов для их интеграции в общество  (приложе-
ние N 1).
     Программа является составной частью федеральной комплексной прог-
раммы "Социальная поддержка инвалидов".

                          Состояние проблемы

     В Российской  Федерации на протяжении многих лет уровень инвалид-
ности как один из показателей  здоровья  населения  остается  наиболее
неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отри-
цательная его тенденция,  преимущественно за счет лиц пенсионного воз-
раста.
     В 1992 году уровень первичной инвалидности составил  75,7  на  10
тысяч населения,  а в 1993 году - соответственно 77,2. Не снижается ее
тяжесть.  Число лиц, впервые признанных инвалидами II группы, возросло
с 52,9 на 10 тысяч населения в 1992 году до 73,0 на 10 тысяч населения
в 1993 году.
     Увеличивается численность  инвалидов трудоспособного возраста.  В
1993 году впервые были признаны инвалидами 473,7 тысячи граждан в тру-
доспособном возрасте,  что составляет 57,0 на 10 тысяч трудоспособного
населения.
     В структуре  первичной  инвалидности лиц трудоспособного возраста
первое место занимают болезни системы кровообращения (23,9  процента),
второе  -  злокачественные  новообразования (14,4 процента),  третье -
травмы (13,5 процента).
     Отмечается ежегодное  увеличение  численности детей-инвалидов.
     Общее число инвалидов,  по состоянию на 1 января 1993 года,  сос-
тавляло  8,2 млн.человек,  или 5,4 процента всего населения Российской
Федерации.
     Вместе с  тем  существующая  в  России практика врачебно-трудовой
экспертизы,  основанная на определении стойкой или  длительной  утраты
способности к труду и самообслуживанию, не позволяет выявить всех лиц,
имеющих другие ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения здо-
ровья, и определить адекватные меры социальной защиты.
     В связи с этим  возникает  необходимость  реформирования  врачеб-
но-трудовой экспертизы в медико-социальную, основными задачами которой
будут не только установление инвалидности,  но и определение объема  и
структуры реабилитационных мероприятий.
     Важным этапом социальной защиты инвалидов  является  медико-соци-
альная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или ут-
раченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бы-
товой деятельности.
     В осуществлении медицинской, профессиональной и социальной реаби-
литации имеются серьезные недостатки.  Об этом свидетельствует ежегод-
ное снижение одного из основных показателей эффективности реабилитаци-
онного процесса - численности лиц,  признанных при переосвидетельство-
вании в органах врачебно-трудовой экспертизы трудоспособными.  Так,  в
1990  году из общего числа переосвидетельствованных инвалидов 3,2 про-
цента были признаны трудоспособными,  а в 1993 году - лишь 2,3 процен-
та.
     Вопросы теории и практики реабилитации разработаны только по  от-
дельным направлениям.
     В системах здравоохранения,  образования, социальной защиты насе-
ления недостаточно учреждений, осуществляющих медико-социальную реаби-
литацию инвалидов на современном уровне.
     Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового уст-
ройства лиц с ограниченными возможностями,  особенно в молодом возрас-
те.
     Сеть учреждений для профессионального обучения инвалидов не обес-
печивает потребности этой категории населения.  Необходимо усовершенс-
твовать их материально-техническую базу, методическое и кадровое обес-
печение учебного процесса, придав им реабилитационную направленность.
     Уровень оказания реабилитационной помощи инвалидам, проживающим в
стационарных  учреждениях системы социальной защиты населения Российс-
кой Федерации,  крайне низок и не может обеспечить в полном объеме ме-
дицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.
     До настоящего времени в России не создана  единая  система  меди-
ко-социальной реабилитации,  не разработаны методологические подходы к
ее проведению,  а отдельные виды осуществляются разрозненно в учрежде-
ниях различных ведомств.
     Это не позволяет обеспечить непрерывность и этапность  реабилита-
ционного процесса,  снижает его эффективность. Отсутствует дифференци-
рованный подход к реабилитации различных категорий инвалидов, не всег-
да учитываются их индивидуальные особенности и реабилитационный потен-
циал.
     Не разработаны критерии оценки эффективности реабилитации.
     Требует коренного преобразования система подготовки  и  повышения
квалификации  специалистов для медико-социальной экспертизы и реабили-
тации инвалидов.
                            Цель программы

     Усиление социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыноч-
ным отношениям путем интеграции их в общество.

                           Задачи программы

     Разработка и совершенствование научно-методологических и правовых
аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
     осуществление мер по созданию основ службы медико-социальной экс-
пертизы и государственной системы реабилитации инвалидов;
     кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и  реабилитации
инвалидов.

              Основные направления реализации программы
            Основы и принципы медико-социальной экспертизы

     В настоящий раздел включены мероприятия,  реализация которых поз-
волит создать основы службы медико-социальной экспертизы в рамках еди-
ной государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов.
     В связи с этим в первую очередь предусмотрена разработка  концеп-
ций инвалидности и медико-социальной экспертизы,  положения по опреде-
лению инвалидности,  а также других методических материалов, необходи-
мых для создания нормативно-правовой базы медико-социальной экспертизы
инвалидов.  Особое внимание уделено разработке организационно-функцио-
нальной модели службы медико-социальной экспертизы, принципам ее орга-
низации.
     Информационно-статистическое обеспечение  медико-социальной  экс-
пертизы предполагает создание  автоматизированной  информационно-спра-
вочной системы для формирования федерального банка данных по проблемам
инвалидности и инвалидов, а также разработку унифицированной государс-
твенной  статистической  отчетности  по  медико-социальной экспертизе,
ориентированной на машинную обработку.

               Основы создания государственной системы
               медико-социальной реабилитации инвалидов

     В целях создания основ государственной системы реабилитации инва-
лидов программой предусматривается разработка теоретических, организа-
ционных и правовых аспектов реабилитации инвалидов.
     Предполагается разработка концепции медико-социальной  реабилита-
ции,  определение методологии развития системы, создание организацион-
но-функциональной модели системы медико-социальной реабилитации  инва-
лидов,  а также подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих
порядок деятельности реабилитационных учреждений  различных  ведомств,
формирования базовых и индивидуальных программ реабилитации.
     В связи с социальной значимостью реабилитации инвалидов  молодого
возраста  предусмотрен  ряд  мероприятий по совершенствованию социаль-
но-психологических, педагогических и профессиональных вопросов их реа-
билитации.
     Особое внимание уделено созданию базовых реабилитационных  учреж-
дений.

          Кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы
                       и реабилитации инвалидов

     В данном разделе предусмотрено проведение мероприятий по созданию
системы  подготовки  и повышения квалификации специалистов,  занятых в
области медико-социальной экспертизы и реабилитации, в том числе:
     разработка организационно-методических  основ  подготовки и пере-
подготовки специалистов;
     определение потребности  и  номенклатуры специальностей для меди-
ко-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
     программно-методическое обеспечение  медико-социальной экспертизы
и реабилитации.

                       Финансирование программы

     Общий объем ассигнований из федерального бюджета на  финансирова-
ние  указанной  программы на 1995-1997 годы составляет 81,12 млрд.руб-
лей, в том числе на 1995 год - 11,26 млрд.рублей.
     По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следую-
щим образом:
     основы и принципы медико-социальной экспертизы - 0,878 млрд.руб.,
в том числе на 1995 год - 0,182 млрд.руб.;
     основы создания  государственной системы медико-социальной реаби-
литации инвалидов - 78,149 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 10,438
млрд.руб.;
     кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и  реабилитации
инвалидов - 2,096 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,64 млрд.руб.
     Распределение расходов из  федерального  бюджета  представлено  в
бюджетной заявке (приложение N 2).
     Ассигнования на 1995-1997 годы могут  быть  уточнены,  исходя  из
сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы.

                     Контроль и координация работ

     Государственным заказчиком  программы является Министерство соци-
альной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет не-
посредственный  контроль  за ее выполнением.  Для обеспечения научного
руководства и координации работ при Министерстве социальной защиты на-
селения Российской Федерации создается Экспертный совет с участием ве-
дущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств  Российской
Федерации, специализированных научно-исследовательских институтов, об-
щественных объединений инвалидов.

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                             от 16 января 1995 г. N 59

                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
                   "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"

                    Федеральная целевая программа
          "Разработка и производство средств протезирования,
              строительство, реконструкция и техническое
         перевооружение протезно-ортопедических предприятий"

                            П А С П О Р Т

                    Федеральной целевой программы
          "Разработка и производство средств протезирования,
      строительство, реконструкция и техническое перевооружение
                 протезно-ортопедических предприятий"


 Наименование программы     Разработка и производство средств
                            протезирова-ния, строительство,
                            реконструкция и техническое перевооружение
                            протезно-ортопедических предприятий

 Наименование, номер и      Указ Президента Российской Федерации от 2
 дата принятия решения о    октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных
 разработке программы       мерах государственной поддержки инвалидов"

 Государственный заказчик   Минсоцзащиты России

 Основные исполнители       Минсоцзащиты России  Госкомоборонпром
                            России Ракетно-космическая корпорация
                            "Энергия" имени С.П.Королева (РКК
                            "Энергия")

 Разработчики               Минсоцзащиты России  РКК "Энергия"

 Сроки реализации           1995-1998 годы
 программы

 Основные мероприятия       Проведение научно-исследовательских,
 программы                  опытно-конструкторских и
                            опытно-технологических работ по созданию
                            средств протезирования;
                            строительство новых и реконструкция
                            существующих протезно-ортопедических
                            предприятий и мастерских;
                            техническое переоснащение
                            протезно-ортопеди-ческих предприятий
                            специализированным технологическим
                            оборудованием и приспособлениями для
                            протезирования

 Важнейшие целевые          Обновление номенклатуры
 показатели                 протезно-ортопедиче-ских изделий на основе
                            реализации модульного принципа их
                            конструирования и производства;
                            создание протезно-ортопедических
                            предприятий по типовым проектам, повышение
                            их техническо-го уровня

 Ожидаемые конечные         Улучшение протезно-ортопедической помощи
 результаты                 населению Российской Федерации

 Объемы и источники         253,56 млрд.рублей - из средств
 финансирования             федерального бюджета на 1995-1998 годы, в
                            том числе 54,24 млрд.руб. - на 1995 год (в
                            ценах 1994 года)

 Система контроля за        Минсоцзащиты России совместно с
 исполнением программы      Минэкономики России, Минфином России и
                            другими министерствами, ведомствами,
                            организациями

                           В в е д е н и е

     Федеральная целевая  программа "Разработка и производство средств
протезирования,  строительство, реконструкция и техническое перевоору-
жение  протезно-ортопедических предприятий" (далее - программа) разра-
ботана в соответствии с Указом Президента Российской  Федерации  от  2
октября  1992  г.  N 1157 "О дополнительных мерах государственной под-
держки инвалидов".
     Программа состоит  из  4 разделов и содержит комплекс мероприятий
по приоритетным направлениям решения проблемы  повышения  технического
уровня  производства протезно-ортопедических изделий и качества проте-
зирования, осуществляемый научно-исследовательскими институтами проте-
зирования  и  протезостроения Министерства социальной защиты населения
Российской Федерации совместно с РКК "Энергия"(приложение N 1).
     Особенностью программы  является проведение мероприятий по созда-
нию и внедрению неметаллических материалов для производства  элементов
протезно-ортопедических изделий,  а также применение для их изготовле-
ния материалов,  используемых в космической технике, что позволит сок-
ратить использование натуральных материалов (кожи, древесины).
     Выполнение программы позволит существенно обновить имеющуюся  но-
менклатуру   протезно-ортопедических  изделий,  реализовать  модульный
принцип их конструирования и  производства,  расширить  функциональные
характеристики протезов и ортезов,  заменить ремесленные методы сборки
изделий современными технологическими процессами с использованием спе-
циального оборудования и компьютерной техники.
     Программа является составной частью федеральной комплексной прог-
раммы "Социальная поддержка инвалидов".

                          Состояние проблемы

     Необходимость реализации программы обусловлена крайне тяжелым по-
ложением,  сложившимся в протезостроении и протезировании в результате
недостаточного финансирования этой отрасли в течение ряда десятилетий,
отсутствия четкой организации и координации работ по всем направлениям
развития протезно-ортопедической техники.
     Общее число граждан, нуждающихся в различных видах протезно-орто-
педической помощи, составляет в Российской Федерации более 1 млн.чело-
век.  Ежегодно оказывается помощь по протезированию 287 тысячам  чело-
век, ортезированию - 70 тысячам человек. В сложной ортопедической обу-
ви нуждаются 98 тысяч человек.
     В системе Министерства социальной защиты населения Российской Фе-
дерации имеется 66 протезно-ортопедических предприятий, фондовооружен-
ность которых на порядок меньше, чем средняя по промышленности России.
Одна треть зданий,  в которых размещаются эти предприятия, имеют износ
более  50 процентов.  В таком же состоянии находятся две специализиро-
ванные фабрики ортопедической обуви (в городах Москве  и  Санкт-Петер-
бурге). Многие протезно-ортопедические предприятия располагаются в по-
мещениях,  приспособленных  к  технологическому  профилю  предприятий,
постройки XIX - начала XX веков и оснащены морально устаревшим и физи-
чески изношенным оборудованием. Техническое состояние зданий не позво-
ляет  проводить  переоснащение  их  новым оборудованием и использовать
современные технологии изготовления  протезно-ортопедических  изделий.
Основной поставщик протезно-ортопедических полуфабрикатов - московское
производственное  объединение  "Металлист"  Государственного  комитета
Российской  Федерации  по  оборонным отраслям промышленности (первенец
отечественного протезостроения) серьезно не реконструировалось с  1916
года, т.е. с момента основания.
     Создавшееся положение объясняется тем,  что в России  практически
отсутствовали современные разработки специализированного технологичес-
кого оборудования для протезно-ортопедических предприятий, а также се-
рийное производство этого оборудования.
     Поэтому в течение последних четырех лет в соответствии  с  техни-
ческими заданиями,  разработанными РКК "Энергия" совместно с Централь-
ным научно-исследовательским институтом протезирования и протезострое-
ния Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, на-
учно-производственным объединением "Техномаш" Государственного комите-
та Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, была оп-
ределена на основе анализа технологии изготовления как вновь  разрабо-
танных,  так  и  выпускаемых в настоящее время протезно-ортопедических
изделий номенклатура необходимого специализированного технологического
оборудования.
     Вместе с тем  строительство  новых,  реконструкция  и  расширение
действующих протезно-ортопедических предприятий,  а также оснащение их
современным технологическим  оборудованием  осуществляются  медленными
темпами.  Низкий уровень технологии,  отсутствие необходимого ассорти-
мента материалов,  стендовой базы для испытаний не  позволяют  создать
протезы, удовлетворяющие современным требованиям функциональности, ре-
сурса, дизайна.

                            Цель программы

     Улучшение протезно-ортопедической помощи населению Российской Фе-
дерации.

                           Задачи программы

     Создание теоретических,  методологических и организационных основ
протезирования;
     проведение научно-исследовательских,   опытно-конструкторских   и
опытно-технологических работ по созданию средств протезирования, новых
материалов для изготовления протезно-ортопедических изделий;
     разработка новых методов протезирования;
     разработка системы управления качеством протезирования;
     строительство новых и реконструкция существующих протезно-ортопе-
дических предприятий и мастерских, оптимальное размещение их на терри-
тории Российской Федерации;
     техническое переоснащение   протезно-ортопедических   предприятий
специализированным технологическим  оборудованием  и  приспособлениями
для протезирования.

              Основные направления реализации программы
       Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

     Программой предусмотрено осуществить комплексный анализ  проблемы
улучшения протезирования, завершить начатые работы и внедрить в произ-
водство новые разработки.
     В качестве  приоритетных  научно-исследовательских и опытно-конс-
трукторских работ определены следующие:
     медицинское обеспечение протезирования;
     завершение в течение 1995-1996 годов всех видов комплексных испы-
таний и получение заключений на серийное производство новых разработок
модулей и протезов,  что позволит  расширить  ассортимент  выпускаемых
протезно-ортопедических  изделий  нового  поколения,  не уступающих по
своим характеристикам зарубежным аналогам,  необходимых для реабилита-
ции инвалидов различных категорий;
     продолжение начатых разработок и изготовление опытных партий оте-
чественных материалов, ранее выпускавшихся в ближнем зарубежье (полиэ-
фиры, армирующие оболочки, клеи, термопласты и другие), решение вопро-
сов производства более легких протезов за счет внедрения неметалличес-
ких материалов типа углепластика;
     создание специализированного оборудования и технологий для произ-
водства современных протезно-ортопедических изделий;
     разработка системы управления качеством протезирования;
     изучение экономики и маркетинга проблем протезирования;
     создание автоматизированной информационной системы;
     разработка типовых проектов,  строительство и реконструкция  про-
тезно-ортопедических  предприятий,  ателье,  мастерских  и передвижных
пунктов протезирования,  разработка концепции оптимального их размеще-
ния на территории Российской Федерации.
     Использование научного и производственного потенциала предприятий
оборонных  отраслей  промышленности позволило к настоящему времени вы-
полнить существенный объем работ по каждому из указанных выше  направ-
лений.

             Опытно-технологические работы по обеспечению
        серийного производства протезно-ортопедических изделий

     В настоящем разделе представлены работы, направленные на создание
новых  технологий  изготовления полуфабрикатов,  из которых собираются
протезы,  и необходимых для этого оснастки  и  инструмента,  программ-
но-технических комплексов.  Успешное завершение этих работ позволит не
только обеспечить протезно-ортопедическую отрасль необходимой  номенк-
латурой  модулей и полуфабрикатов,  но и повысить качество выпускаемой
продукции,  что, в свою очередь, позволит улучшить качество протезиро-
вания на протезно-ортопедических предприятиях.
     Для выполнения опытно-технологических работ в данной программе, в
качестве  основных исполнителей,  предлагаются предприятия и организа-
ции,  являющиеся основными изготовителями продукции для протезно-орто-
педической отрасли.

        Строительство и реконструкция протезно-ортопедических
                             предприятий

     Программой предусматривается построить и реконструировать 12 про-
тезно-ортопедических предприятий,  завершить строительство Московского
протезно-ортопедического  восстановительного  центра  и  реконструкцию
Санкт-Петербургского  научно-исследовательского института протезирова-
ния.
     Кроме того,  в настоящий раздел включены мероприятия по улучшению
кадрового обеспечения протезно-ортопедических предприятий -  предпола-
гается построить для специалистов свыше 80 тысяч кв.м жилой площади.
     Объекты, строительство  которых   предусматривается   программой,
обеспечены проектно-сметной документацией, обосновывающей сметную сто-
имость их строительства.

    Техническое переоснащение протезно-ортопедических предприятий

     За 1995-1997 годы предусматривается переоснастить  протезно-орто-
педические  предприятия современным высокопроизводительным специализи-
рованным оборудованием и инструментарием (58 наименований) и  внедрить
на  предприятия  электронно-вычислительную  технику,  которая позволит
провести медико-функциональные  исследования  пораженных  конечностей,
обеспечить  подбор  протезно-ортопедических изделий с учетом индивиду-
альных особенностей инвалида, а также осуществить объективный контроль
за процессом и результатом протезирования и их качеством.

                       Финансирование программы

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 де-
кабря 1993 г.  N 2284 "О государственной программе приватизации  госу-
дарственных  и  муниципальных предприятий в Российской Федерации" про-
тезно-ортопедические предприятия, научно-исследовательские институты в
области протезирования,  протезостроения и ортопедии,  изготавливающие
продукцию и предоставляющие услуги инвалидам,  находятся в федеральной
собственности.
     В настоящее время из средств федерального бюджета  осуществляется
государственная  поддержка деятельности протезно-ортопедических предп-
риятий в виде выделения бюджетных ассигнований на пополнение оборотных
средств и закупку оборудования,  не входящего в сметы строек, покрытие
разницы в цене по протезно-ортопедическим изделиям,  реализуемым инва-
лидам за наличный расчет, содержание стационаров сложного протезирова-
ния, рублевое покрытие, необходимое для приобретения валюты на закупку
по импорту сырья,  материалов и оборудования,  бесплатное протезирова-
ние.
     Учитывая необходимость стабильной реализации программы в установ-
ленные сроки, основным источником финансирования ее является федераль-
ный бюджет.
     Основные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
финансируются  из  федерального  бюджета по линии Министерства науки и
технической политики Российской Федерации в рамках отраслевой програм-
мы  "Создание и освоение в 1993-1998 годах технических средств для ин-
валидов и реабилитационной техники", утвержденной 16 марта 1993 г. Ми-
нистерством социальной защиты населения Российской Федерации по согла-
сованию с Министерством науки и технической политики Российской  Феде-
рации, которая входит составной частью в данную программу.
     Общий объем ассигнований из федерального бюджета на  финансирова-
ние  указанной программы на 1995-1998 годы составляет 253,56 млрд.руб-
лей, в том числе на 1995 год - 54,24 млрд.рублей.
     По разделам  программы эти средства на 1995-1998 годы распределя-
ются следующим образом:
     научно-исследовательские и  опытно-конструкторские работы - 53,11
млрд.руб., на 1995 год средств не выделено;
     опытно-технологические работы по обеспечению серийного производс-
тва протезно-ортопедических изделий - 30,9 млрд.руб.,  в том числе  на
1995 год - 15,39 млрд.руб.;
     строительство и реконструкция протезно-ортопедических предприятий
- 120,59 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 29,15 млрд.руб.;
     техническое переоснащение протезно-ортопедических  предприятий  -
48,96 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 9,7 млрд.руб.
     Распределение расходов из  федерального  бюджета  представлено  в
бюджетной заявке (приложение N 2).
     Ассигнования на 1995-1998 годы могут  быть  уточнены,  исходя  из
сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1998 годы.

                     Контроль и координация работ

     Государственным заказчиком  программы является Министерство соци-
альной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет не-
посредственный контроль за выполнением программы и привлекает для это-
го ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств, науч-
но-исследовательских институтов, общественных объединений инвалидов.
     Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по  соз-
данию протезно-ортопедических изделий проводятся по согласованию с Ми-
нистерством науки и технической политики Российской Федерации.

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                             от 16 января 1995 г. N 59

                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
                   "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"

                    Федеральная целевая программа

             "Научное обеспечение и информатизация проблем
                       инвалидности и инвалидов"


                            П А С П О Р Т

                     федеральной целевой программы
             "Научное обеспечение и информатизация проблем
                       инвалидности и инвалидов"


 Наименование программы         Научное обеспечение и информатизация
                                проблем инвалидности и инвалидов

 Наименование, номер и дата     Указ Президента Российской Федерации
 принятия решения о разработке  от 27 июля 1992 г. N 802 "О научном и
 программы                      инфор-мационном обеспечении проблем
                                инвалид-ности и инвалидов"
                                Постановление Совета Министров -
                                Правительства Российской Федерации от
                                5 апреля 1993 г. N 296 "О научном и
                                инфор-мационном обеспечении проблем
                                инвалид-ности и инвалидов"



 Государственный заказчик       Минсоцзащиты России



 Основные исполнители           Минсоцзащиты России Минздравмедпром
                                России Российская академия наук
                                Российская академия медицинских наук
                                Российская академия образования

 Разработчик                    Минсоцзащиты России

 Сроки реализации программы     1995-1997 годы

 Основные мероприятия программы Программой предусматривается
                                разработка: методологических основ
                                профилактики инвалидности;
                                концептуальных и теоретических
                                подходов к развитию системы
                                медико-социальной помощи и
                                реабилитации инвалидов;
                                психолого-педагогических и социальных
                                аспектов интеграции в общество детей с
                                отклонениями в развитии;
                                концептуальных и методологических
                                подходов к формированию доступной для
                                инвалидов среды жизнедеятельности;
                                теоретических и методологических основ
                                информатизации проблем инвалидности и
                                инвалидов

 Важнейшие целевые показатели   Создание теоретических и
                                методологи-ческих основ решения
                                проблем инвалидно-сти и инвалидов, в
                                том числе детей-инвалидов;
                                совершенствование профилактики
                                инвалидности; информационное
                                обеспечение и  прогнозирование
                                инвалидности населения

 Ожидаемые конечные результаты  Создание системы научного и
                                инфор-мационного обеспечения для
                                формирования государственной
                                социальной политики в отношении
                                инвалидов

 Объемы и источники             5,536 млрд.руб. - из средств
 финансирования                 федерального бюджета на 1995-1997
                                годы, в том числе 0,6 млрд.руб. - на
                                1995 год (в ценах 1994 года)

 Система контроля за            Минсоцзащиты России совместно с
 исполнением программы          Минэкономики России, Минфином России и
                                другими министерствами, ведомствами,
                                организациями

                           В в е д е н и е

     В современных социально-экономических условиях одной из важнейших
задач является государственная поддержка и социальная  защита  инвали-
дов.
     В целях более эффективного решения проблем инвалидности и в соот-
ветствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N
802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и ин-
валидов"  и постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 5 апреля 1993 г.  N 296 "О научном и информационном обес-
печении  проблем инвалидности и инвалидов" разработана федеральная це-
левая программа "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалид-
ности и инвалидов" (далее - программа).
     Программа состоит из  7  разделов  и  предусматривает  проведение
комплекса  научных (теоретических и научно-прикладных) исследований по
приоритетным направлениям решения проблем  инвалидности  и  инвалидов,
профилактики инвалидности,  медико-социальной помощи инвалидам,  меди-
цинской экспертизы и реабилитации инвалидов, по формированию доступной
для  инвалидов  среды  жизнедеятельности,  информационному обеспечению
указанных направлений. Значительный объем исследований связан с изуче-
нием проблем инвалидности детей (приложение N 1).
     Программа является составной частью федеральной комплексной прог-
раммы "Социальная поддержка инвалидов".

                          Состояние проблемы

     На протяжении  многих  лет в Российской Федерации отмечается рост
инвалидности населения, что свидетельствует о снижении уровня здоровья
нации в целом.
     При этом отмечается прогрессирующий рост числа инвалидов во  всех
возрастных группах с одновременным увеличением доли инвалидов, имеющих
I и II группы инвалидности.
     Основные тенденции  инвалидности населения в настоящий период оп-
ределяются неблагоприятными изменениями демографической структуры  на-
селения, ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических ус-
ловий жизни и экологической ситуации.
     Рост числа  инвалидов  происходит на фоне постоянно сокращающейся
численности населения.
     В связи  с этим профилактика и снижение уровня инвалидности насе-
ления являются одной из приоритетных проблем государства и общества. В
то  же  время прежние подходы к решению этой проблемы не соответствуют
современным социально-экономическим отношениям.
     Все это  обусловливает необходимость фундаментальной научной раз-
работки принципиально новых теоретических и методологических основ ре-
шения  проблем  инвалидности населения и инвалидов как особого контин-
гента, нуждающегося в социальной защите и интеграции в общество.

                            Цель программы

     Создание системы научного информационного обеспечения для  форми-
рования государственной социальной политики в отношении инвалидов.

                           Задачи программы

     Разработка теоретических и методологических основ решения проблем
инвалидности и реабилитации инвалидов;
     разработка методологических  и организационных основ профилактики
инвалидности;
     разработка современных основ информационного обеспечения, прогно-
зирования инвалидности населения.

              Основные направления реализации программы

             Разработка концепции инвалидности и медико-
                     социальной помощи инвалидам

     Современный этап  научного  развития  характеризуется пересмотром
ряда аспектов проблемы инвалидности и интеграции инвалидов в общество.
     Теоретический анализ проблемы инвалидности в концептуальной форме
и в форме конкретных моделей позволит в дальнейшем сформировать научно
обоснованную концепцию федеральной социальной политики в отношении ин-
валидов, определить приоритетные ее направления и разработать механизм
реализации.
     Программой предусматривается:
     исследование состояния  и  динамики инвалидности населения в Рос-
сийской Федерации на федеральном и региональном уровнях;
     изучение формирования  взаимосвязей  медико-биологических и соци-
альных аспектов инвалидности и реабилитации;
     формирование концепции медико-социальной помощи инвалидам;
     разработка новых методологических подходов к оценке  медико-соци-
альных последствий стойких нарушений здоровья;
     разработка подходов к проведению медико-социальной экспертизы от-
дельных контингентов инвалидов.

      Разработка методологических основ комплексной профилактики
     инвалидности и принципов медицинского обслуживания инвалидов

     Программой предусматривается:
     разработка концепции  и  принципов  формирования  общих и целевых
программ профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
     методологическое обеспечение  проблем  профилактики  инвалидности
детского возраста;
     разработка критериев  оценки эффективности и качества медицинской
помощи инвалидам;
     обоснование новых  подходов к медико-социальному обслуживанию от-
дельных контингентов инвалидов.

           Разработка теоретических и организационных основ
               медико-социальной реабилитации инвалидов

     Настоящий раздел  программы включает разработку теоретических ос-
нов и программ медико-социальной реабилитации  отдельных  контингентов
инвалидов,  психофизиологических основ социальной реабилитации инвали-
дов,  организационно-функциональных моделей центров  реабилитации  для
различных контингентов детей-инвалидов. Предусмотрена разработка мето-
дических подходов к формированию региональных программ содействия  за-
нятости для отдельных категорий инвалидов, экспертных систем по рацио-
нальному трудоустройству инвалидов,  комплекса специальных  трудотера-
певтических технологий.

      Психолого-педагогические, социальные и медицинские аспекты
        интеграции в общество детей с отклонениями в развитии

     Данным направлением предусмотрен комплекс научных  разработок  по
научному  обоснованию  различных  форм и методов социальной интеграции
детей-инвалидов.

        Изучение социально-экономических проблем инвалидности

     Программа включает разработку проекта концепции  системы  взаимо-
действия  государственных  структур и общественных организаций в целях
интеграции инвалидов в общество.
     Будут представлены  аналитические обзоры по социальной политике в
отношении инвалидов за рубежом,  по современным  проблемам  социальной
адаптации инвалидов молодого возраста в обществе, о проблемах быта ин-
валидов.
     Данным направлением  предусмотрена разработка методологии и мето-
дики оценки экономических потерь в связи с инвалидностью и оценки эко-
номической эффективности реабилитационных проектов.

        Разработка концептуальных и методологических подходов
   по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности

     Данным направлением программы предусмотрена разработка научного и
методического  обеспечения  формирования принципиально новой и реконс-
трукции сложившейся системы застройки городов и других поселений, про-
ектирования  зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и ма-
ломобильных групп населения.  Будут разработаны принципы  формирования
региональных  программ  по  организации  доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности.
     Программа включает  создание  экспериментальных проектов культур-
но-оздоровительного центра,  торговой улицы и жилого микрорайона, дос-
тупных для инвалидов.
     В рамках данного направления будут подготовлены программы  обуче-
ния  специалистов  по проектированию и организации среды жизнедеятель-
ности, доступной для инвалидов.

          Разработка основ информатизации и прогнозирования
                        инвалидности населения
     Настоящий раздел программы предусматривает научные  исследования,
направленные  на  создание основ информатизации проблем инвалидности и
инвалидов:
     разработку концепции   информационно-статистического  обеспечения
проблем инвалидности, в т.ч. детского возраста;
     разработку методологических  основ применения Международной клас-
сификации нарушений,  снижения трудоспособности и социальной  недоста-
точности;
     научно-методическое обеспечение создания  региональных  регистров
инвалидов;
     разработку структуры и программного обеспечения  базы  данных  по
проблемам  инвалидности  и автоматизированной информационно-справочной
системы.
     Развитие и совершенствование информационного обеспечения позволят
создать систему моделей и программных средств для прогнозных  разрабо-
ток по инвалидности населения.

                       Финансирование программы

     Общий объем  ассигнований из федерального бюджета на финансирова-
ние программы на 1995-1997 годы составляет 5,536 млрд.руб. в том числе
на 1995 год - 0,6 млрд.руб.
     По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следую-
щим образом:
     разработка концепции инвалидности и медико-социальной помощи  ин-
валидам - 0,968 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,184 млрд.руб.;
     разработка методологических основ комплексной профилактики  инва-
лидности  и  принципов  медицинского  обслуживания  инвалидов  - 0,664
млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,063 млрд.руб.;
     разработка теоретических  и организационных основ медико-социаль-
ной реабилитации инвалидов - 1,686 млрд.руб.,  в том числе на 1995 год
- 0,09 млрд.руб.;
     психолого-педагогические, социальные и медицинские аспекты интег-
рации в общество детей с отклонениями в развитии - 0,808 млрд.руб.,  в
том числе на 1995 год - 0,064 млрд.руб.;
     изучение социально-экономических  проблем  инвалидности  -  0,303
млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,015 млрд.руб.;
     разработка концептуальных и методологических подходов по формиро-
ванию  доступной  для  инвалидов  среды  жизнедеятельности   -   0,504
млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,074 млрд.руб.;
     разработка основ информатизации  и  прогнозирования  инвалидности
населения - 0,603 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,11 млрд.руб.
     Распределение расходов из  федерального  бюджета  представлено  в
бюджетной заявке (приложение N 2).
     Ассигнования на 1995-1997 годы будут уточнены,  исходя  из  сумм,
предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы.

                     Контроль и координация работ

     Государственным заказчиком  программы является Министерство соци-
альной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет не-
посредственный контроль за выполнением программы.  Для обеспечения на-
учного руководства и координации работ при Министерстве социальной за-
щиты населения Российской Федерации создается Экспертный совет с учас-
тием ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств Рос-
сийской Федерации, Российской академии наук, Российской академии меди-
цинских наук,  Российской академии образования,  научно-исследователь-
ских институтов.


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                             от 16 января 1995 г. N 59

                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
                   "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"

                     Федеральная целевая программа

              "Формирование доступной для инвалидов среды
                          жизнедеятельности"


                             П А С П О Р Т

                     федеральной целевой программы
              "Формирование доступной для инвалидов среды
                          жизнедеятельности"


 Наименование программы      Формирование доступной для инвалидов
                             среды жизнедеятельности

 Наименование, номер и       Указ Президента Российской Федерации от
 дата принятия решения о     2 октября 1992 г. N 1156 и
 разра- ботке программы      постановление Совета Министров -
                             Правительства Российской Федерации от
                             25 марта 1993 г. N 245 "О мерах по
                             формированию доступной для инвалидов
                             среды жизнедеятельности"

 Государственный заказчик    Минсоцзащиты России

 Основные исполнители        Минсоцзащиты России Минстрой России
                             Минздравмедпром России Минобразование
                             России Минтранс России МПС России
                             Миннауки России Минсвязи России Минтруд
                             России Госкомоборонпром России
                             Госстандарт России Госкомвуз России
                             Роскоммаш

 Разработчики                Минсоцзащиты России Минстрой России
                             Госстандарт России Госкомоборонпром
                             России Роскоммаш

 Сроки реализации            1995-1997 годы
 программы

 Основные мероприятия        Проведение научных исследований,
 программы                   обобщение отечественного и зарубежного
 Важнейшие целевые           опыта;  разработка нормативной,
 показатели                  методической и проектной документации;
                             реконструкция и переоборудование зданий
                             и сооружений федеральной собственности;
                             адаптация средств транспорта, связи,
                             информатики;  разработка
                             вспомогательных технических средств и
                             бытового оборудования  Обеспечение
                             доступности для инвалидов объектов
                             общественного назначения, средств
                             транспорта, связи, информатики;
                             создание оптимальных возможностей для
                             самообслуживания

 Ожидаемые конечные          Создание условий для интеграции
 результаты                  инвалидов в общество путем формирования
                             новой и адаптации сложившейся
                             общественной и социальной
                             инфраструктуры

 Объемы и источники          175,25 млрд.рублей - из средств
 финансирования              федерального бюджета на 1995-1997 годы
                             , в том числе 6,18 млрд.рублей - на
                             1995 год (в ценах 1994 года)

 Система контроля за         Минсоцзащиты России совместно с
 исполнением программы       Минэкономики России, Минфином России и
                             другими министерствами, ведомствами,
                             организациями

                           В в е д е н и е

     Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является
составной частью государственной социальной политики, практические ре-
зультаты  которой обеспечат инвалидам равные с другими гражданами воз-
можности во всех сферах жизни.
     В соответствии  с Указом Президента Российской Федерации от 2 ок-
тября 1992 г.  N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов
среды  жизнедеятельности"  и  постановлением Совета Министров - Прави-
тельства Российской Федерации от 25 марта 1993 г.  N 245 "О  мерах  по
формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" разрабо-
тана федеральная целевая программа "Формирование доступной для инвали-
дов среды жизнедеятельности" (далее - программа).
     Программа состоит из 6 разделов, каждый из которых содержит комп-
лекс  мероприятий  по  обеспечению доступности для инвалидов различных
объектов социальной инфраструктуры, в том числе по стандартизации про-
мышленной  продукции  для  инвалидов  и созданию экспериментальных зон
(моделей) среды жизнедеятельности на региональном уровне (приложение N
1).
     Программа является составной частью федеральной комплексной прог-
рамы "Социальная поддержка инвалидов".

                        Состояние проблемы

     Изменение принципиальных подходов к формированию реабилитационных
мероприятий в отношении инвалидов диктует необходимость создания усло-
вий,  при  которых  возможно наиболее полное развитие их способностей,
максимальная интеграция в общество.
     Среда жизнедеятельности,  доступная для инвалидов, - обычная сре-
да, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инва-
лидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.
     Во многих странах разработаны и введены  в  действие  нормативные
документы,  устанавливающие  требования по обеспечению доступности для
лиц с ограниченными возможностями здоровья  объектов  социальной  инф-
раструктуры:
     в 1988 году в США утверждены "Единые федеральные  стандарты  дос-
тупности", включающие требования к проектируемым, строящимся и реконс-
труируемым зданиям и сооружениям;
     разработаны руководства  по  приспособлению  среды к потребностям
инвалидов в Голландии (1986 год), Франции (1988 год);
     в 1990  году принято "Европейское руководство по обеспечению дос-
тупности для инвалидов среды жизнедеятельности".
     В России  до  недавнего  времени практически отсутствовали строи-
тельные нормы и правила по градостроительству,  планировке городских и
сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитыва-
ющих специфические потребности инвалидов.  Кроме того,  нет  и  научно
обоснованных  параметров и критериев доступности среды,  а также соци-
альных и медико-технологических требований  к  объектам  общественного
назначения.  Не определены категории инвалидов,  для которых адаптация
среды необходима в первую очередь.
     Только в  документах,  разработанных  в последние годы отдельными
министерствами и ведомствами, сделаны попытки решения этих проблем:
     в 1991 году Государственным комитетом по архитектуре и градостро-
ительству при Госстрое СССР утверждены и введены  в  действие  Ведомс-
твенные  строительные  нормы "Проектирование среды жизнедеятельности с
учетом потребности инвалидов и других маломобильных  групп  населения"
(ВСН 62-91);
     в 1991 году Министерством путей сообщения СССР утверждены и  вве-
дены в действие временные ведомственные строительные нормы "Железнодо-
рожные вокзалы для пассажиров прямого сообщения. Нормы проектирования"
(ВСН 01-91/МПС СССР),  в которых предусмотрен специальный раздел, пос-
вященный требованиям по  обслуживанию  инвалидов  при  проектировании,
строительстве и реконструкции железнодорожных вокзалов ;
     в 1993 году начата разработка системы государственных  стандартов
на автобусы, предназначенные для перевозки инвалидов на креслах-коляс-
ках,  и средства междугородного пассажирского транспорта с учетом дос-
тупности их для инвалидов;
     в 1992 году Центральным и Сибирским зональными  научно-исследова-
тельскими  институтами  экспериментального проектирования внесены кор-
ректировки в планировочные решения 5 процентов квартир типовых  проек-
тов массового жилого строительства.
     Практика отечественного  градостроительства,   проектирования   и
строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назна-
чения,  организации транспортного и  информационного  обслуживания  до
последнего  времени не учитывала специфических потребностей инвалидов.
В ряде случаев это привело к их изоляции от общества, лишив возможнос-
ти самообслуживания,  свободного выхода из жилых помещений, передвиже-
ния внутри и за пределами микрорайонов,  а также возможности трудоуст-
ройства.
     В 1992 году врачебно-трудовыми экспертными комиссиями  были  даны
рекомендации об условиях и характере труда 594,4 тыс.инвалидов, в т.ч.
99,9 тыс.инвалидов - в специально созданных  условиях  производства  и
20,1 тыс.инвалидов - на дому.
     Численность трудоспособных инвалидов, но в настоящее время не ра-
ботающих,  в  том числе ввиду недоступности рабочего места или его от-
сутствия, - более 1 млн.человек, в то же время 90 процентов опрошенных
инвалидов  и престарелых в возрасте от 50 лет и старше желают работать
в связи с низким уровнем жизни.
     Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности позволит
снизить потребность в стационарных учреждениях интернатного типа, сок-
ратит  расходы на их возведение и содержание,  создаст возможности для
социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. При средней эф-
фективности реабилитации одного инвалида расходы на создание доступной
для них среды жизнедеятельности смогут окупиться в течение 5-10 лет.
     С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
     в настоящее время в Российской Федерации нет системы безбарьерной
среды  жизнедеятельности  инвалидов для интеграции их в общество,  от-
сутствует  организационно-методическое  и  информационное  обеспечение
данной проблемы. Вместе с тем созданы предпосылки для формирования го-
сударственной системы мер по созданию среды жизнедеятельности  инвали-
дов в области градостроительства,  производства вспомогательных техни-
ческих средств,  общественного пассажирского и индивидуального  транс-
порта, связи и информатики.

                            Цель программы

     Реализация государственной социальной политики в области формиро-
вания доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности,  разработка  и
выполнение мероприятий по стандартизации,  проектированию и переобору-
дованию зданий и сооружений федеральной собственности,  средств транс-
порта, связи и информатики.

                           Задачи программы

     Проведение исследований  по вопросам формирования среды жизнедея-
тельности для инвалидов на основе отечественного и зарубежного опыта;
     определение критериев  и параметров доступности зданий и сооруже-
ний;
     разработка нормативно-методической  и  проектной  документации на
реконструкцию и застройку населенных пунктов,  жилых районов,  зданий,
сооружений   всех  типологических  направлений,  производство  средств
транспорта, связи и информатики, вспомогательных технических средств и
бытового оборудования для инвалидов;
     строительство и переоборудование зданий и сооружений  федеральной
собственности с учетом обеспечения их доступности для инвалидов;
     разработка, создание экспериментальных образцов и организация се-
рийного выпуска средств общественного пассажирского транспорта, связи,
информатики;
     разработка вспомогательных  технических средств и бытового обору-
дования, обеспечивающих инвалидам условия доступности.

              Основные направления реализации программы

                   Градостроительство и архитектура

     В настоящем разделе  предусмотрено  проведение  научно-исследова-
тельских  работ по проблемам формирования доступной для инвалидов сре-
ды, включающей жилые, общественные, производственные здания и градост-
роительные  элементы  различных населенных пунктов.  В результате этих
работ будет разработана нормативно-методическая документация,  созданы
экспериментальные и типизированные проектные разработки.
     Предусмотрена разработка требований к планировке и застройке  се-
литебных  территорий с учетом специфических особенностей инвалидов:
     к решению городских путей перемещения инвалидов - лестницам, пан-
дусам,  покрытиям тротуаров, местам отдыха;
     к светофорному и звуковому регулированию движения на переходах;
     к оборудованию городских и привокзальных площадей, площадок перед
входами в общественные здания;  к остановкам транспорта;
     к средствам  пожарной безопасности,  а также устройствам световой
сигнализации.
     Планируется провести комплекс мероприятий по реконструкции зданий
и сооружений всех типологических направлений (здравоохранения, образо-
вания,  социальной защиты населения, культуры и спорта, науки, промыш-
ленности,  транспорта, связи и информатики), находящихся в федеральной
собственности.

         Общественный пассажирский и индивидуальный транспорт

     Программа предусматривает  проведение научных исследований и раз-
работку, с учетом потребностей различных категорий инвалидов, требова-
ний доступности всех видов общественного пассажирского транспорта (ав-
тобусов,  троллейбусов,  вагонов трамваев,  электро- и дизель-поездов,
метрополитена,  судов морского и речного флота,  самолетов гражданской
авиации),  а также разработку технической  документации,  изготовление
опытных образцов и организацию серийного выпуска транспортных средств,
оснащенных специальными дверьми,  техническими подъемными устройствами
для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сидениями, уст-
ройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудо-
ванием,  обеспечивающими  размещение  и  передвижение инвалидов внутри
транспортного средства.  Предусматриваются багажные отделения для хра-
нения  кресел-колясок  и  транспортных  тележек,  а  также специальные
средства звуковой и световой сигнализации, разнообразные ориентирующие
устройства.

                     Средства связи и информатики

     Настоящий раздел  содержит исследование проблем адекватного восп-
риятия инвалидами информационных знаков и символов,  установление  ос-
новных параметров, технических требований к средствам связи и информа-
тики, разработку технической документации на средства звуковой, свето-
вой и визуальной информации, предназначенные для использования инвали-
дами.
     Предусматривается разработка экспериментальных образцов, их испы-
тания и организация серийного выпуска различных изделий данного назна-
чения,  в  том  числе  световых и вибрационных сигнализаторов звуковых
сигналов для инвалидов с нарушением функций органов слуха и зрения.

            Вспомогательные технические средства и бытовое
                      оборудование для инвалидов

     Программой предусматривается комплекс мероприятий по:
     разработке подъемных устройств (новые модификации лифтов,  трапе-
ции для подъема и перемещения);
     оборудованию рабочих мест для инвалидов;
     изготовлению образцов   и   серийному   выпуску   вспомогательных
средств,специального  санитарно-технического  оборудования,  поручней,
подвесных ручек, подлокотников, сидений, вешалок, устройств для откры-
вания форточек,  дверей,  шкафов, встроенной мебели (кроватей, столов,
стульев, стеллажей, полок) и т.д.

        Стандартизация промышленной продукции, обеспечивающей
                    инвалидам условия доступности

     В разделе  представлены  мероприятия  по  пересмотру  действующих
стандартов на отдельные строительные элементы, детали, материалы и из-
делия в соответствии с требованиями доступности для  инвалидов.  Кроме
того, будут разработаны стандарты и на новые виды промышленной продук-
ции,  в том числе на средства связи,  информатики, транспорта, подъем-
но-транспортное оборудование и т.д.

     Проведение экспериментальных работ по формированию доступной
                для инвалидов среды жизнедеятельности

     В программе приведены мероприятия по определению научных подходов
путем создания экспериментальных зон (моделей) среды жизнедеятельности
инвалидов, включающих реновацию различных зданий и сооружений, средств
связи и информатики, транспорта, апробацию различного вспомогательного
технического оборудования.
     Предполагается многовариантная проработка проблемы на основе про-
веденных исследований, использования новейших зарубежных и отечествен-
ных  технологий  и выбор окончательных решений по оценке эффективности
технико-экономических показателей.
     Города Москва,  Егорьевск Московской области, Сердобск Пензенской
области с 1995 года объявляются  экспериментальными  зонами  отработки
решений по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

                         Реализация программы

     Проведение мероприятий предусматривается в соответствии с их при-
оритетностью.
     В первую  очередь планируется внесение научно обоснованных допол-
нений в действующие строительные нормы  и  правила,  создание  системы
стандартов,   устанавливающих  требования  доступности  для  инвалидов
средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, свя-
зи,  информатики,  вспомогательного оборудования, а также практическое
внедрение научно-технических разработок.
     В рамках  программы министерства и иные федеральные органы испол-
нительной власти осуществляют переоборудование и  оснащение  зданий  и
сооружений, находящихся в их ведении.
     Приспособление зданий и сооружений всех типологических  направле-
ний,  находящихся  в муниципальной собственности,  предполагается осу-
ществлять в соответствии с целевыми региональными программами.

                        Финансовое обеспечение

     Общий объем ассигнований из федерального бюджета на  финансирова-
ние  указанной программы на 1995-1997 годы составляет 175,25 млрд.руб-
лей, в том числе на 1995 год - 6,18 млрд.рублей.
     По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следую-
щим образом:
     градостроительство и архитектура - 52,33 млрд.рублей, в том числе
на 1995 год - 4,6 млрд.рублей;
     общественный пассажирский  и  индивидуальный  транспорт  -  32,56
млрд.рублей, в том числе на 1995 год - 0,4 млрд.рублей;
     средства связи и информатики - 2,35 млрд.рублей;
     вспомогательные технические средства и бытовое  оборудование  для
инвалидов -14,76 млрд.рублей;
     стандартизация промышленной продукции,  обеспечивающей  инвалидам
условия доступности - 5,5 млрд.рублей;
     проведение экспериментальных работ по формированию доступной  для
инвалидов среды жизнедеятельности - 67,75 млрд.рублей,  в том числе на
1995 год - 1,18 млрд.рублей.
     Распределение расходов  из  федерального  бюджета  представлено в
бюджетной заявке (приложение N 2).
     Ассигнования на  1995-1997  годы будут уточнены,  исходя из сумм,
предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы.
     Стоимость дополнительных работ, обеспечивающих доступность зданий
и сооружений,  включается в стоимость проекта  строительства,  реконс-
трукции или капитального ремонта,  обеспечивается заказчиком и по меж-
дународному опыту составляет 5-6 процентов сметной стоимости.
     Объекты, относящиеся  к федеральной собственности,  будут доосна-
щаться элементами доступности их для инвалидов за счет  средств  феде-
рального бюджета.
     При разработке научно-методических и нормативно-проектных тем мо-
гут  быть привлечены на долевых началах средства государств - участни-
ков Содружества Независимых Государств.

                     Контроль и координация работ

     Государственным заказчиком программы является Министерство  соци-
альной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет не-
посредственный контроль за выполнением программы.  Для обеспечения на-
учного руководства и координации работ при Министерстве социальной за-
щиты населения Российской Федерации создается Экспертный совет с учас-
тием ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств Рос-
сийской Федерации,  специализированных научно-исследовательских инсти-
тутов, предприятий, общественных организаций инвалидов.
     Контроль за обеспечением проектных и строительных работ по форми-
рованию  доступной  для  инвалидов среды в городах и других поселениях
Российской Федерации осуществляют Главная  инспекция  Государственного
архитектурного  строительного  надзора  и Главное управление Государс-
твенной вневедомственной  экспертизы  при  Министерстве  строительства
Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Контроль за ис-
полнением программы по средствам транспорта возлагается на  Министерс-
тво транспорта Российской Федерации.