ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 АПРЕЛЯ 1992 Г.N 21,2-10-1/1020,11 ПО ПРИМЕН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 28.12.94 174

       ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
        ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ
          НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 АПРЕЛЯ
             1992 Г. N 21, 2-10-1/1020, 11 ПО ПРИМЕНЕНИЮ
                   ЗАКОНА РСФСР "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"

                                ПИСЬМО

              МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                          28 декабря 1994 г.

                                N 174
                             N 5-16/2092
                            N НП-4-02/119н

                              (ЭЖ 95-5)


     В соответствии с Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ
"О внесении  изменений  и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю",
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О
некоторых изменениях  в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов
различных уровней" в инструкцию Министерства финансов Российской Феде-
рации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеуст-
ройству, Государственной  налоговой  службы  Российской  Федерации  от
17 апреля 1992 г.  N 21, 2-10-1/1020, 11 по применению Закона РСФСР "О
плате за землю" следующие изменения и дополнения:
     1. В  названии  и  преамбуле  инструкции слово "РСФСР" заменяется
словами "Российской Федерации".
     2. Абзац первый преамбулы инструкции исключается.
     3. Преамбула инструкции дополняется абзацами пятым, шестым, седь-
мым и восьмым следующего содержания:
     "Целью введения платы за землю является стимулирование рациональ-
ного использования,  охраны  и  освоения земель,  повышения плодородия
почв, выравнивание социально-экономических условий  хозяйствования  на
землях разного  качества,  обеспечение развития инфраструктуры в насе-
ленных пунктах,  формирование специальных фондов  финансирования  этих
мероприятий.
     Размер земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной
деятельности собственников земли,  землевладельцев, землепользователей
и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной пло-
щади в расчете на год.
     Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не
зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
     Ставки земельного налога за земли всех категорий основного  целе-
вого назначения  в районах проживания малочисленных народов Севера,  а
также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других реги-
онах Российской  Федерации,  устанавливаются  органами законодательной
(представительной) власти субъектов Российской Федерации."
     4. В пункте 1 слова "советских юридических лиц" заменяются слова-
ми "юридических лиц Российской Федерации".
     5. В пункте 2:
     абзац первый после  слов  "предоставленные  юридическим  лицам  и
гражданам" дополняется словами "в собственность,  владение или пользо-
вание.";
     в абзаце  седьмом  исключаются слова "земли,  предоставленные для
обеспечения деятельности органов власти и управления, Вооруженных Сил,
пограничных, внутренних и железнодорожных войск, космических систем."
     6. Пункт 3 излагается в следующей редакции:
     "3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой нало-
гом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земель-
ные участки,  занятые строениями и сооружениями,  участки, необходимые
для их содержания,  а также санитарно-защитные зоны  объектов,  техни-
ческие и  другие зоны,  если они не предоставлены в пользование другим
юридическим лицам и гражданам."
     7. Пункт 4 излагается в следующей редакции:
     "4. Земельные участки, предназначенные для обслуживания строения,
находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических  лиц  или
граждан, земельный налог начисляется отдельно  каждому пропорционально
площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
     За земельные участки,  предназначенные для обслуживания строения,
находящегося в  общей  собственности  нескольких  юридических  лиц или
граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников со-
размерно их доле на эти строения."
     8. В пункте 5:
     подпункты 3 и 4 излагаются в следующей редакции:
     "3) научные  организации,  опытные,  экспериментальные  и   учеб-
но-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных за-
ведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного  профиля,  а  также
научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки,
непосредственно используемые  для  научных,  научно-экспериментальных,
учебных целей  и  для  испытания сортов сельскохозяйственных и лесохо-
зяйственных культур.
     К указанным  выше научным учреждениям и организациям другого про-
филя независимо  от  форм  собственности  относятся  научно-исследова-
тельские институты,  конструкторские  организации,  проектно-конструк-
торские и проектно-технологические институты, научно-технические цент-
ры, комплексные  научно-исследовательские  и  проектно-конструкторские
(технологические) организации,  которые в соответствии с Указом Прези-
дента Российской  Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях
в налогообложении и во  взаимодействиях  бюджетов  различных  уровней"
освобождаются от уплаты земельного налога только на землю,  используе-
мую для научных и научно-экспериментальных целей;
     4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохра-
нения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо  за
счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские
оздоровительные учреждения независимо  от  источников  финансирования,
государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры,
а также религиозные объединения, на земле которых находятся используе-
мые им здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры
и архитектуры";
     в подпункте 5:
     слова "и граждане" заменяются словами ", а также граждане";
     подпункт дополняется словами "или в целях добычи торфа, использу-
емого на повышение плодородия почв";
     подпункт 6 излагается в следующей редакции:
     "6) участники Великой Отечественной войны,  а также граждане,  на
которых законодательством  распространены социальные гарантии и льготы
участников Великой Отечественной войны.
     От уплаты  земельного  налога  в  соответствии  с этим подпунктом
освобождаются:
     участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых опера-
ций по защите СССР из числа военнослужащих,  проходивших службу в  во-
инских частях,  штабах  и учреждениях,  входивших в состав действующей
армии, и бывших партизан.
     Основанием  для  предоставления  льготы  является  "Удостоверение
участника войны";
     лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Фло-
та, органов внутренних дел СССР и государственной  безопасности  СССР,
занимавших штатные должности в воинских частях,  штабах и учреждениях,
входивших в состав действующей армии в  период  Великой  Отечественной
войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обо-
роне которых засчитывается в выслугу  лет  для  назначения  пенсии  на
льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей
армии.
     Основанием для  предоставления  льготы  является "Удостоверение о
праве на льготы";
     бывшие несовершеннолетние узники концлагерей,  гетто, других мест
принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в  пе-
риод второй  мировой  войны  (Указ  Президента Российской Федерации от
15.10.92 N 1235).
     Основанием для  предоставления  льготы  является  соответствующее
удостоверение о праве на указанную  льготу,  выданное  территориальным
органом социальной защиты населения;
     граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда"  и  знаком
Ленинградского городского Совета народных депутатов "Жителю блокадного
Ленинграда" (Указ Президента Российской Федерации от 18.01.94 N 163).
     Основанием для  предоставления  льготы  является  соответствующее
удостоверение о праве на указанную  льготу,  выданное  территориальным
органом социальной защиты населения";
     абзац первый подпункта 7 излагается в следующей редакции:
     "инвалиды I и II групп.";
     подпункт 8 излагается в следующей редакции:
     "8) граждане,  подвергшиеся  воздействию  радиации вследствие ка-
тастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на  атомных
объектах гражданского  или  военного  назначения, а также в результате
испытаний, учений и иных работ,  связанных  с  любыми  видами  ядерных
установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
     Указанная льгота распространяется на  граждан,  освобожденных  от
уплаты земельного налога в соответствии с Законом РСФСР от 15.05.91 "О
социальной защите   граждан,   подвергшихся    воздействию    радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",  Законом Российской Феде-
рации от 15.06.92 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в  Закон
РСФСР "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",  Законом Российской Феде-
рации от 20.05.93 N 4996-1 "О социальной защите граждан,  подвергшихся
воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", соот-
ветствующих постановлений Верховного Совета РСФСР от 15.05.91, Верхов-
ного Совета  Российской Федерации от 15.06.92 N 3062-1,  от 20.05.93 N
4996-1 о порядке введения в действие указанных законов.
     В соответствии с указанными законами к таким лицам,  в частности,
относятся:
     граждане, получившие  или перенесшие лучевую болезнь и другие за-
болевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чер-
нобыльской катастрофы, а также аварий на других атомных объектах граж-
данского или военного назначения,  в результате  испытаний,  учений  и
иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядер-
ное оружие и космическую технику;
     инвалиды, включая  III  группу,  в  отношении которых установлена
причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой и
другими авариями  на атомных объектах гражданского или военного назна-
чения, а также результатами испытаний, учений и иных работ,  связанных
с любыми видами ядерных установок,  включая ядерное оружие и космичес-
кую технику;
     граждане (в том числе временно направленные или командированные),
принимавшие в  1986-1987  годах  участие  в  работах   по   ликвидации
последствий чернобыльской  катастрофы  в  пределах зоны отчуждения или
занятые в этот период на работах,  связанных с  эвакуацией  населения,
материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуата-
ции или других работах на Чернобыльской АЭС,  а также военнослужащие и
военнообязанные,  призванных  на  специальные  сборы  и привлеченные в
этот период для выполнения работ,  связанных с ликвидацией последствий
указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, неза-
висимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальст-
вующего состава органов внутренних дел,  проходившие в 1986-1987 годах
службу в зоне отчуждения;
     рабочие и служащие,  а также военнослужащие, лица начальствующего
и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные
заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуж-
дения;
     граждане, эвакуированные  (в  том  числе выехавшие добровольно) в
1986 году из зоны отчуждения и  переселенные  (переселяемые)  из  зоны
отселения;
     граждане, проживающие (работающие) в населенных пунктах на терри-
тории зоны  проживания  с  правом  на отселение или на территории зоны
проживания с льготным социально-экономическим статусом;
     граждане, проживающие (работающие) в зоне отселения до их пересе-
ления в другие районы;
     граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны
проживания с правом на отселение после чернобыльской катастрофы.
     Основанием для предоставления перечисленных в настоящем подпункте
льгот являются  специальные  удостоверения  инвалидов,   удостоверения
участников ликвидации  последствий  катастрофы  на Чернобыльской АЭС и
нагрудные знаки удостоверения участников ликвидации аварии в 1957 году
на производственной объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов
в реку Теча,  выданных в соответствии  с  положениями,  разработанными
Госкомчернобылем России  и Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных бедствий (МЧС России) и соответствующими другими заинтересо-
ванными министерствами и ведомствами, и зарегистрированными в установ-
ленном порядке в Минюсте России.
     В соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации   от
20.12.93 N 2228 "О социальной защите граждан,  подвергшихся радиацион-
ному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском поли-
гоне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11. 94
N 1263  "О  порядке  предоставления  компенсаций  и  льгот   гражданам
Российской Федерации    и   подвергшихся   радиационному   воздействию
вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (доведено до
налоговых органов   письмом   Госналогслужбы   России  от  05.12.94  N
ЮУ-6-10/468) освобождаются от уплаты земельного налога:
     а) граждане,  получившие в периоды радиационного воздействия сум-
марную (накопленную) эффективную дозу облучения,  превышающую  25  сЗв
(бэр);
     б) граждане,  получившие в периоды радиационного воздействия сум-
марную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), но
не более 25 сЗв (бэр);
     в) дети первого и второго поколений,  указанных граждан, страдаю-
щих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
     Основанием для предоставления льгот гражданам, указанным в литере
"а" и литере "б" настоящего подпункта, являются удостоверения, выдава-
емые в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по де-
лам гражданской   обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерством труда Российской Федера-
ции, Министерством  здравоохранения   и   медицинской   промышленности
Российской Федерации,  Государственным комитетом санитарно-эпидемиоло-
гического надзора Российской  Федерации  и  администрацией  Алтайского
края, а в литере "в" этого подпункта - заключение регионального межве-
домственного экспортного совета Министерства здравоохранения  и  меди-
цинской промышленности  Российской Федерации по установлению причинной
связи заболеваний,  инвалидности и  смерти  лиц  с  радиационным  воз-
действием."; (Сноска  1.  С  положениями о порядке оформления и выдачи
удостоверений гражданам, указанным в подпункте 8, можно ознакомиться в
соответствующих органах исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации, которым сообщалось об этом письмами Госкомчернобыля России от
12.11.92 N  ВД-8-3729,  22.03.93  N ВД-8-1278,  05.08.93 N ВС-10-3618,
15.10.93 N ВД-10-4468 и письмом МЧС России от 22.03.94 N ВВ-1-835.);
     подпункт 10  после слов "Российской академии архитектуры и строи-
тельных наук;";
     подпункт 11 излагается в следующей редакции:
     "11) государственные предприятия связи, акционерные общества свя-
зи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечи-
вающие распространение (трансляцию) государственных программ телевиде-
ния и радиовещания, а  также  осуществляющие  деятельность в интересах
обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей
и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предп-
риятия, государственные учреждения и организации  морского  и  речного
транспорта, в том числе за земли,  покрытые водой, и искусственно соз-
данные территории при строительстве  гидротехнических  сооружений,  за
земли, занятые  федеральными  автомобильными дорогами общего пользова-
ния, аэродромами,  аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиа-
ции, сооружениями  и объектами аэронавигации,  отнесенными к федераль-
ной собственности.
     К государственным  предприятиям  водных  путей  и гидросооружений
Минтранса России, подлежащих освобождению от уплаты земельного налога,
в настоящее  время  относятся  10  госпредприятий водных путей тех или
иных бассейнов рек (например,  госпредприятие "Водные  пути  Волжского
бассейна", в которое на правах  его структурных подразделений,  не яв-
ляющихся юридическими лицами, входят 6 районов водных путей, например,
Казанский район  водных  путей и 5 районов гидросооружений,  например,
Самарский район гидросооружений) и 4 госпредприятия тех или иных кана-
лов (например, госпредприятие "Канал имени Москвы", в которое также на
правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лица-
ми, входят  Серпуховской  и  Муромский районы водных путей и 8 районов
гидросооружений, например,  Рыбинский и Тушинский районы гидросооруже-
ний). Кроме  того,  подлежат  освобождению от уплаты земельного налога
также Саратовский судоремонтный и Жигаловский судостроительный заводы,
входящие в  систему  предприятий  водных путей и гидросооружений Минт-
ранса России.  (Сноска 2.  Перечень объектов  определяется  Минтрансом
России по согласованию с Минфином России, Роскомземом  и Госналогслуж-
бой России.)
     К предприятиям,   независимо  от  форм  их  собственности,  госу-
дарственным учреждениям и организациям морского и речного  транспорта,
освобождаемым от уплаты земельного налога, относятся:
     морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, па-
роходства, администрации морских и речных  портов, районные управления
речного транспорта;
     судоремонтные и судостроительные заводы, базы технического обслу-
живания флота,  ремонтно-технологическое  предприятие  атомного  флота
(РТП "Атомфлот"),  завод "Теплоход",  верфи, ремонтно-эксплуатационные
базы флота, Киренский строительный участок;
     бассейновые аварийно-спасательные управления (БАСУ) и отряды ава-
рийно-спасательных и судоподъемных работ (отряды АСПТР);
     управления морских путей;
     Гидрографическое предприятие и входящие  в его состав подразделе-
ния (гидробазы);
     строительный трест "Арктикстрой" и его строительно-монтажные  уп-
равления;
     предприятия спутниковых  систем  и  связи  морского   и   речного
транспорта;
     экспедиция спецморпроводок,  объединение "Подводречстрой"  и  его
предприятия;
     "Совмортранс" с  принадлежащими  ему  предприятиями,  филиалами и
представительствами.
     К искусственно созданным  территориям  следует  относить  участки
площади предприятий,  образованный на дне морей, рек, озер, водохрани-
лищ или затапливаемых участках берега путем  намыва,  отсыпки  грунта,
либо установки  специальных конструкций и сооружений.  К ним,  в част-
ности, относятся намытые или отсыпанные территории и площадки  морских
и речных портов,  судоремонтных заводов, баз технического обслуживания
флота, молы, пирсы, судоподъемные слипы, оградительные и берегоукрепи-
тельные сооружения и т.п.
     К землям,  занятым федеральными  автомобильными  дорогами  общего
пользования, относятся  земли  в  пределах полосы отвода этих дорог со
всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно,
проезжая часть дороги,  мосты,  трубы, водоотводные, защитные и другие
инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели,  здания ли-
нейно-эксплуатационной службы  и  другие объекты,  имеющие специальное
назначение по обслуживанию указанных дорог).
     В полосу  отвода  автомобильных дорог входят и земельные участки,
необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах,  подвер-
женных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям.
     Размер земельных участков  для  защитных  лесонасаждений  и  уст-
ройств, равно как и полосы отвода в целом,  определяется местной адми-
нистрацией в соответствии с утвержденными нормами  и  проектно-сметной
документацией.
     Освобождаются от  уплаты  земельного  налога  предприятия,  госу-
дарственные учреждения  и организации воздушного транспорта и комиссии
по регулированию воздушного движения "Росаэронавигации" за земли,  за-
нятые аэродромами, аэропортами и ремонтными  заводами гражданской ави-
ации, сооружениями и объектами аэронавигации,  отнесенными к федераль-
ной собственности.
     Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для при-
ема и  отправки  воздушных  судов  и обслуживания воздушных перевозок,
имеющих для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооруже-
ния и необходимое оборудование,  а аэродром (вертодром, гидроаэродром)
- это земельный или водный участок,  включая здания, сооружения и обо-
рудование, предназначенный для взлета,  посадки и обслуживания воздуш-
ных судов. Границы отвода земельных участков для указанных целей опре-
деляются генпланом,  утвержденным органами исполнительной власти мест-
ного самоуправления.";
     подпункт 13 после слов "и муниципальной" дополняется словами ": а
также профсоюзной";
     пункт 5 дополняется подпунктами 14-22 следующего содержания:
     "14) предприятия,  научные организации и научно-исследовательские
учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хра-
нения материальных  ценностей,  заложенных  в  мобилизационный  резерв
Российской Федерации;
     15) внутренние,  железнодорожные  и  пограничные  войска,  войска
гражданской обороны  за  земли,  предоставленные  для  их размещения и
постоянной деятельности;
     16) военнослужащие,  граждане,  уволенные  с  военной  службы  по
достижении предельного возраста пребывания на военной службе,  состоя-
нию здоровья  или  в  связи  с организационно-штатными мероприятиями и
имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет  и  более,
члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, поте-
рявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
     В соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от  22.01.93 N
4338-1 "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся  офицеры,
прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений про-
фессионального образования,  сержанты,  старшины,  солдаты и  матросы,
поступившие на военную службу по контракту, сержанты, старшины, солда-
ты и матросы,  проходящие военную службу по призыву,  а также курсанты
военных образовательных  учреждений  профессионального  образования до
заключения контракта.
     Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правово-
му положению приравниваются к офицерам,  проходящим военную службу  по
контракту.
     Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских
частей, справка рай (гор) военкоматов, пенсионные удостоверения.
     Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутрен-
них дел,  потерявшим  кормильца  при  исполнении  им служебных обязан-
ностей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения,  в ко-
тором проставлен  штамп "вдова (вдовец,  мать,  отец) погибшего воина"
или имеется соответствующая запись,  заверенная подписью  руководителя
учреждения, выдавшего  пенсионное удостоверение,  и печатью этого  уч-
реждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионера-
ми, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослу-
жащего;
     17) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Со-
циалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы,  Трудовой Славы
и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".
     Льготы предоставляются на основании соответствующих  книжек  наз-
ванных Героев и орденских книжек;
     18) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
     К указанным учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы
в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания  в виде лишения
свободы", относятся:
     учреждения, исполняющие наказания;
     территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы;
     центральные органы управления уголовно-исполнительной системы Ми-
нистерства внутренних дел Российской Федерации.
     В уголовно-исполнительную   систему   по   решению  Правительства
Российской Федерации могут входить следственные  изоляторы,  предприя-
тия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-испол-
нительной системы,  научно-исследовательские,   проектные,   лечебные,
учебные и иные учреждения;
     19) налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог,
взимается с  предприятий,  учреждений  и организаций  железнодорожного
транспорта в размере до 25  процентов  от  ставки  земельного  налога,
установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1 За-
кона Российской Федерации "О плате за землю".
     Исчисление земельного налога юридическими лицами железнодорожного
транспорта за указанные земли должно производиться по  единой  средней
ставке за  сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов
Российской Федерации независимо от нахождения полосы  отвода  железных
дорог в городской или сельской местностях.
     При исчислении земельного налога за земли полосы отвода  железных
дорог на  территории  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга принимаются
средние ставки   за   сельскохозяйственные    угодья    соответственно
Московской и Ленинградской областей.
     Под полосой железной дороги понимается земельный участок, на  ко-
тором размещается земляное полотно с верхним строением пути и  водоот-
водными устройствами,  защитные лесонасаждения, линии связи,  электро-
снабжения, производственно-технические и другие железнодорожные соору-
жения.
     Налог за другие земли железнодорожного транспорта,  расположенные
за пределами полосы отвода железных дорог,  исчисляется по установлен-
ным законодательством ставкам в зависимости от места расположения  об-
лагаемых объектов;
     20) земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы
Российской Федерации;
     21) земли общего пользования населенных пунктов.
     К землям  общего пользования населенных пунктов в соответствии со
ст. 70 Земельного кодекса РСФСР относятся земли,  используемые  в  ка-
честве путей сообщения (площади,  улицы, проезды, дороги, набережные),
для удовлетворения культурно-бытовых  потребностей  населения  (парки,
лесопарки, скверы,  сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для за-
хоронения неутилизированных промышленных  отходов,  полигонов  бытовых
отходы  и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли. Служащие
для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта;
     22) граждане,  впервые организующие крестьянские (фермерские) хо-
зяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти  лет
с момента предоставления им земельных участков.";
     пункт 5 дополняется абзацем следующего содержания:
     "С юридических лиц и граждан,  освобожденных от уплаты земельного
налога, при передаче ими земельных  участков  в  аренду  (пользование)
взимается земельный  налог  с площади,  переданной в аренду (пользова-
ние).".
     9. Пункты 6, 7, 8 инструкции исключаются.
     10. Пункт 9 излагается в следующей редакции:
     "9. Органы  законодательной  (представительной)  власти субъектов
Российской Федерации имеют право устанавливать  дополнительные  льготы
по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в
распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации".
     11. Пункт 10 излагается в следующей редакции:
     "10. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать ль-
готы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определен-
ный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для от-
дельных плательщиков в пределах суммы, налога, остающейся в распоряже-
нии соответствующего органа местного самоуправления".
     12. Пункты 11, 12 и 13 инструкции исключаются.
     13. Пункт 14 излагается в следующей редакции:
     "14. В  случае  возникновения в течение года у плательщиков права
на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого нало-
га, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы
это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.
     При утрате  в течение года права на льготу обложение налогом про-
изводится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
     Примеры:
     1. Гражданин Н., уплативший земельный налог за текущий год в сум-
ме "х"  рублей,  20 ноября признан инвалидом II группы,  в связи с чем
получил право на льготу с 1 ноября.
     В этом  примере  годовая  сумма  налога должна быть пересчитана и
возвращена плательщику из расчета за два месяца ("х":12х2).
     2. Инвалид  II  группы  при  очередном переосвидетельствовании во
ВТЭК в сентябре текущего года был переведен  на  III  группу  инвалид-
ности, в связи с чем он утратил право на льготу с 1 октября.
     В этом случае ему предъявляется к уплате не годовая сумма  налога
(х), а только за три месяца ("х":12х3)."
     14. В пункте 17:
     абзацы второй и третий исключаются;
     абзац четвертый излагается в следующей редакции:
     "Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности,
владения или пользования земельные участком, по согласованию с местным
комитетом по  земельным  ресурсам и землеустройству используются ранее
выданные государственными органами документы,  удостоверяющие это пра-
во".
     15. В пункте 18 абзац третий исключается.
     16. Пункт 19 излагается в следующей редакции:
     "19. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья  устанавлива-
ется с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.
     Средние размеры  налога  с  одного  гектара  пашни  по  субъектам
Российской Федерации   применяются   согласно   приложению   1  Закона
Российской Федерации "О плате за землю".
     Органами законодательной   (представительной)   власти  субъектов
Российской Федерации,  исходя из средних размеров налога с одного гек-
тара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются
ставки земельного налога по группам почв пашни,  а  также  многолетних
насаждений, сенокосов и пастбищ.
     Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и  дру-
гих сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодатель-
ной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
     При исчислении  сумм  земельного налога для плательщиков вводятся
коррективы на местоположение их земельных участков.
     Земельный налог  на  сельскохозяйственные угодья определяется как
сумма произведений площадей угодий или оценочных  групп  почве  пашни,
многолетних насаждений,  сенокосов  и пастбищ и соответствующей ставки
земельного налога.  Площади пашни,  многолетних насаждений, сенокосов,
пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным  учета земель
и материалам почвенных обследований.  Выполняемых местными  комитетами
по земельным ресурсам и землеустройству.
     Для расчета ставок налога за земли водного флота,  лесного  фонда
(статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю")  орга-
нами законодательной (представительной)  власти  субъектов  Российской
Федерации устанавливаются средние ставки земельного налога за сельско-
хозяйственные угодья по административным районам."
     17. Пункт 20 излагается в следующей редакции:
     "20. Земельный налог за участки в  границах  сельских  населенных
пунктов и вне их черты,  предоставленные гражданам для ведения личного
подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, се-
нокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка
по средним ставкам налога за  земли  сельскохозяйственного  назначения
административного района.
     Земельный налог за участки,  предоставленные гражданам  и  юриди-
ческим лицам  в границах сельских населенных пунктов для иных (за иск-
лючением указанных в части первой настоящего пункта) целей,  взимается
со всей  площади земельного участка в размере пяти рублей за  квадрат-
ный метр.
     Органам местного  самоуправления  предоставляется  право с учетом
благоприятных условий  размещения  земельных  участков,  указанных   в
настоящем пункте, повышать ставки земельного налога, но не более чем в
два раза."
     18. Пункт 21 излагается в следующей редакции:
     "21. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков
взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, име-
ющих в собственности,  владении или пользовании земельные  участки  по
ставкам, устанавливаемым  для  городских земель на основе средних ста-
вок, приведенных в приложении 2 (таблица 1) к Закону Российской  Феде-
рации "О  плате за землю" (за исключением земель сельскохозяйственного
использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным  фондом,
дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаража-
ми, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
     Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различ-
ной градостроительной ценности территории органами местного самоуправ-
ления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической
оценкой территории.
     Налог за  часть  площади  земельных  участков сверх установленных
норм их отвода (за исключением участков,  указанных в абзаце 2  пункта
22 настоящей инструкции) взимается в двукратном размере.
     Превышение площади устанавливается городскими,  районными комите-
тами по  земельным  ресурсам и землеустройству по утвержденным в уста-
новленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительно-
го дела по отводу земель,  выполненного в прошлые годы, при установле-
нии границ земельного участка в натуре."
     19. Пункт 22 излагается в следующей редакции:
     "22. Налог за земли,  занятые жилищным  фондом  (государственным,
муниципальным, общественным,  кооперативным,  индивидуальным), а также
под личным подсобным хозяйством,  дачными участками, индивидуальными и
кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты,  взи-
мается со всей площади земельного участка в размере трех процентов  от
ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городско-
го типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
     Налог на  часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей,
расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода
в пределах  двойной  нормы  взимается в размере 15 процентов,  а свыше
двойной нормы - по полным ставкам  земельного  налога,  установленного
для городских земель".
     20. Пункт 23 исключается.
     21. Пункт 24 излагается в следующей редакции:
     "24. Налог на земли,  предоставленные (приобретенные)  для  садо-
водства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строе-
ниями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанав-
ливается в размере 10 рублей за квадратный метр.
     Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах го-
родской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок
налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
     В соответствии  со  ст.  77  Земельного  кодекса РСФСР  к  землям
сельскохозяйственного использования в городах, поселках относятся паш-
ня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища."
     2. В пункте 25:
     в абзаце первом слова "Совета народных депутатов" заменяются сло-
вами "органа местного самоуправления";
     абзацы третий и четвертый излагаются в следующей редакции:
     "при изменении подчиненности  органа местного самоуправления дан-
ного населенного пункта (например, сельский или поселковый орган мест-
ного самоуправления с его территорией с октября в административном от-
ношении передан  в  подчинение городскому органу местного самоуправле-
ния) земельный налог в текущем году взимается с плательщиков по  ранее
установленным для этих населенных пунктов и их территорий ставкам, а в
следующем году - по ставкам города.
     Если сельский  или  поселковый  орган местного самоуправления при
этом административном переподчинении не упразднен, то в следующем году
налог должен взиматься по ранее установленным для них ставкам;"
     23. Пункт 26 излагается в следующей редакции:
     "26. Налог  за расположенные вне населенных пунктов земли промыш-
ленности (включая карьеры и  территории,  нарушенные  производственной
деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информа-
тики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов
от средних  ставок  земельного налога,  установленных в соответствии с
приложением 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации  "О  плате  за
землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек.
     За земли,  занятые полигонами (кроме военных) и  аэродромами  вне
населенных пунктов, налог устанавливается в  соответствии  со  средним
размером налога за один гектар земель преобладающего на данной  терри-
тории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования".
     24. В пункте 27 исключается слово "только".
     25. Пункт 28 излагается в следующей редакции:
     "28. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесо-
пользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назна-
чения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в соста-
ве платы  за  пользование  лесами в размере пяти процентов от платы за
древесину, отпускаемую на корню".
     26. В  пункте 29 слово "взимается заменяется словом "устанавлива-
ется".
     27. Пункт 30 излагается в следующей редакции:
     "30. Налог за земли лесного фонда,  предоставленные в установлен-
ном порядке для рекреационных целей,  определяется в размере пяти про-
центов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увели-
чения ставок для курортных зон (приложение 2 Закона Российской Федера-
ции "О плате за землю")."
     28. В  пункте 31 слово "РСФСР" заменяется словами "Российской Фе-
дерации".
     29. В пункте 32:
     в абзаце первом слова  "Советов  народных  депутатов"  заменяются
словами "органов местного самоуправления";
     абзацы третий и четвертый излагаются в следующей редакции:
     "органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъек-
тов Российской Федерации (департаменты,  комитеты, дорожные фонды, ав-
тодоры и другие юридические лица, на балансе которых находятся указан-
ные автомобильные дороги),  - за земли,  занятые этими  автомобильными
дорогами;
     производственные объединения по энергетике и  электрификации  Ми-
нистерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе кото-
рых находятся линии электропередач,  - за земли, занятые опорами высо-
ковольтных линий электропередач  напряжением 35-500 кВ и выше,  и зем-
ли, занятые наземными кабельными сооружениями";
     абзац восьмой исключается.
     30. В пункте 33 слова "Совета народных депутатов заменяются  сло-
вами "органа местного самоуправления".
     31. В пункте 36 слова "Советы народных депутатов" заменяются сло-
вами "органы   законодательной   (представительной)  власти  субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления".
     32. В пункте 37:
     в абзаце втором слова "комитетов по земельной реформе и земельным
ресурсам" заменяются словами "комитетов по земельным ресурсам и земле-
устройству";
     в абзаце  третьем слова "сельских Советов народных депутатов" за-
меняются словами "сельских органов местного самоуправления".
     33. В пункте 39:
     абзац первый излагается в следующей редакции:
     "Размер, условия  и  сроки внесения арендной платы за землю уста-
навливаются договором.  При аренде земель, находящихся в государствен-
ной или  муниципальной собственности,  соответствующие органы исполни-
тельной власти устанавливают базовые размеры арендной платы  по  видам
использования земель  и  категориям арендаторов.  Арендная плата может
устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме";
     в абзаце  втором слова "специальные бюджетные счета соответствую-
щих Советов народных депутатов" заменяются  словами  "бюджетные  счета
соответствующих органов местного самоуправления".
     34. В пункте 41:
     "Плательщики, своевременно  не  привлеченные  к уплате земельного
налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.
Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также
не более чем за три предшествующих года".
     35. Пункт 43 излагается в следующей редакции:
     "43. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется  в
полных рублях".
     36. В пункте 45 абзаце первом исключаются слова "в момент их  по-
лучения", а слова "в пункте 31" заменяются словами "в пункте 24".
     37. Пункт 47 излагается в следующей редакции:
     "47. После окончания проверки составляется акт,  в котором указы-
ваются все выявленные при проверке  нарушения.  Копия  акта  вручается
юридическому лицу,  а  расчет  дополнительно начисленных или сложенных
сумм передается для производства  соответствующей  отметки  в  лицевом
счете плательщика".
     38. В пункте 49 слова "в размере 0,2 процента" заменяются словами
"в размере 0,7 процента".
     39. Пункт 50 излагается в следующей редакции:
     "50. За  нарушение Закона Российской Федерации "О плате за землю"
предусматривается ответственность в соответствии  с  законодательством
Российской Федерации".
     40. Пункт 51 излагается в следующей редакции:
     "51. Платежи за землю зачисляются на бюджетные счета соответству-
ющих органов местного самоуправления:
     сельских органов  местного  самоуправления - за  землю  в пределах
черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;
     поселковых, городских  органов местного самоуправления - за земли
в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их
ведение;
     районных органов местного самоуправления - за  земли  в  границах
района за исключением земель,  переданных в ведение сельских, поселко-
вых и городских органов местного самоуправления".
     41. Пункт 52 излагается в следующей редакции:
     "52. В соответствии с Классификацией доходов и расходов  бюджетов
в Российской  Федерации (приказ Минфина России от 27.07.94 N 97) в до-
ходы соответствующих бюджетов зачисляются на раздел 37 "Земельный  на-
лог": параграф  1 - земельный налог и арендная плата за земли сельско-
хозяйственного назначения,  включая сельхозугодья  в  составе  лесного
фонда; параграф  2  -  земельный  налог  и  арендная  плата  за  земли
несельскохозяйственного назначения; параграф 3 - доходы от централиза-
ции средств  земельного  налога  и  арендной платы за земли сельскохо-
зяйственного назначения;  параграф 4 - доходы от централизации средств
земельного налога  и арендной платы за земли городов и других населен-
ных пунктов; на раздел 10 "Платежи за пользование недрами и природными
ресурсами", параграф 6 - лесные подати, включая арендную плату и плату
за земли лесного фонда".
     42. Пункт 53 излагается в следующей редакции;
     "53. На  бюджетных   счетах   Российской   Федерации,   субъектов
Российской Федерации, открываемых в учреждениях банков, централизуется
часть средств, поступивших на бюджетные (текущие) счета районных и го-
родских органов местного самоуправления в порядке платы за землю".
     43. Пункт 54 излагается в следующей редакции:
     "51. Доля  средств  от  земельного  налога  и  арендной  платы за
сельскохозяйственные угодья,  централизуемых  в  федеральный   бюджет,
устанавливается в  соответствии со статьей 5 Закона Российской Федера-
ции "о плате за землю" согласно приложению 1 к этому Закону. Изменение
указанной доли  производится по представлению Правительства Российской
Федерации, исходя из потребности в средствах на централизованно выпол-
няемые мероприятия,  предусмотренные статьей 24 указанного Закона, од-
новременно с утверждением федерального бюджета на предстоящий год.
     Не централизуются  в федеральный бюджет средства,  поступающие от
уплаты земельного налога за землю, указанные в абзаце восьмом преамбу-
лы настоящей инструкции".
     44. Пункт 55 излагается в следующей редакции:
     "55. Доля  средств  от  земельного  налога  и  арендной  платы за
сельскохозяйственные угодья,  перечисляемых районами на бюджетный счет
субъектов российской Федерации, устанавливается органами законодатель-
ной (представительной) власти субъектов Российской Федерации с  учетом
отчислений в федеральный бюджет.  На мероприятия,  централизованно вы-
полняемые субъектами  Российской  Федерации,  перечисляется  не  более
десяти процентов  от суммы средств земельного налога административного
района.
     Конкретный размер   централизуемых   в  пределах  указанной  доли
средства от налога устанавливается с учетом объемов финансирования ме-
роприятий, указанных в пункте 50 настоящей инструкции".
     45. Пункт 56 излагается в следующей редакции:
     "56. Доля средств, перечисляемых на бюджетный счет Российской Фе-
дерации из общих поступлений средств от земельного налога  и  арендной
платы за земли  городов  и поселков для финансирования централизованно
выполняемых мероприятий,  предусмотренных  в   пункте   50   настоящей
инструкции, ежегодно устанавливается при утверждении федерального бюд-
жета".
     46. В пункте 57 абзац четвертый исключается.
     47. Пункт 58 инструкции исключается.
     48. В пункте 59 цифры "57" заменяются на цифры "50".
     49. Пункт 60 инструкции исключается.
     50. В пункте 63 слова "25 февраля 1992 г.  N 112" заменяются сло-
вами "3 ноября 1994 г. N 1204".
     51. Пункт 64 излагается в следующей редакции:
     "64. Нормативная цена земли определяется для  случаев, предусмот-
ренных законодательством Российской Федерации".
     52. Пункт 65 излагается в следующей редакции:
     "65. В соответствии с постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 03.11.94 N 1204 "О  порядке  определения  нормативной  цены
земли" нормативная цена земли по конкретным земельным участкам опреде-
ляется в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу  пло-
щади земельного участка соответствующего целевого назначения.  При оп-
ределении величины нормативной цены земли не учитываются льготы по зе-
мельному налогу,  а  также увеличение размера налога з превышение норм
отвода земель.
     Органы исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации по
представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в  за-
висимости от уровня рыночных цен на земли различного целевого назначе-
ния могут устанавливать по оценочным зонам земель на территории субъе-
кта Российской Федерации повышающие коэффициенты к размеру нормативной
цены земли,  определенному в соответствии с абзацем первым  настоящего
пункта. При  этом размер нормативной цены земли не должен превышать 75
процентов уровня рыночных цен на земельные участки конкретного  назна-
чения соответствующей ценовой зоны.
     Администрация района,  города может повышать или понижать устано-
вленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более чем на
25 процентов.
     При осуществлении  сделок с земельными участками и в иных случаях
применения нормативной   цены,    предусмотренных    законодательством
Российской Федерации,   районные  (городские)  комитеты  по  земельным
ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и  юриди-
ческим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участ-
ка."
     53. Пункты 66-68 исключаются.
     54. Пункт 69 излагается в следующей редакции:
     "69. В соответствии с Классификацией  доходов и расходов бюджетов
в Российской  Федерации  средства,  поступающие  от  продажи  земли  в
собственность граждан,  установления коллективно-долевой собственности
на землю,  сверх бесплатно предоставляемой в районе,  изъятия земли  в
порядке выкупа,  а  также  при  продаже земельных участков гражданам и
юридическим лицам при  приватизации  государственных  и  муниципальных
предприятий, зачисляются в доход соответствующих бюджетов на раздел 23
"Доходы от приватизации", параграф 2 - "Доходы от продажи земли."
     55. Пункт 70 инструкции исключается.
     56. В связи с тем, что пункты 6-8,  11-13,  23, 58, 60, 66-68, 70
исключаются:
     пункты 9,10 считаются пунктами 6, 7;
     пункты 14-22 считаются пунктами 8-16;
     пункты 24-57 считаются пунктами 17-50;
     пункт 59 считается пунктом 51;
     пункты 61-65 считаются пунктами 52-56;
     пункт 69 считается пунктом 57;
     пункт 71 считается пунктом 58.

                                      Заместитель министра финансов РФ
                                                         С.Алексашенко

          Заместитель председателя Комитета РФ по земельным ресурсам и
                                                       землеустройству
                                                               П.Лойко

        Заместитель руководителя Государственной налоговой службы РФ -
                     государственный советник налоговой службы I ранга
                                                               Н.Попов

Зарегистрировано в Минюсте РФ
19 января 1995 г. N 778