О МЕРАХ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОСЕТИНО-ИНГУШСКОГО КОНФЛИКТА ОКТЯБРЯ - НОЯБРЯ 1992 Г. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 15 февраля 1995 г. N 139 (РГ 95-39) В результате действия режима чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, других мер, предпринятых федеральными органами государственной власти по лик- видации последствий осетино-ингушского вооруженного конфликта, удалось взять под контроль и стабилизировать обстановку в обеих республиках. Однако события в Чеченской Республике, попытки незаконных вооруженных формирований, действующих на ее территории, проникнуть и взорвать обстановку в прилегающих к ней районах, сложная ситуация в населенных пунктах, в которые возвращаются вынужденные переселенцы, продолжающи- еся нарушения законности и правопорядка по-прежнему составляют угрозу безопасности граждан на территориях Республики Северная Осетия и Ин- гушской Республики. Эти обстоятельства не были учтены в полной мере Советом Федерации Федерального Собрания, а рассмотрение вопроса об утверждении указов Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики бы- ло фактически сорвано. 3 февраля 1995 г. рассмотрение Указа Президента Российской Федерации от 31 января 1995 г. N 87 не состоялось из-за отсутствия кворума, а 7 февраля 1995 г. при рассмотрении Указа Прези- дента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г. N 93 при голосовании был нарушен регламент. Учитывая сложившуюся ситуацию и в связи с необходимостью принятия мер по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению закон- ности, правопорядка и общественной безопасности, в соответствии со статьями 72 (часть 1, пункт "б"), 77 (часть 2), 80 (часть 2), 85 (часть (1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О безопасности", а также в целях координации де- ятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения указов Президента Российской Федерации и решений Правитель- ства Российской Федерации по вопросам возвращения вынужденных пересе- ленцев в места их прежнего постоянного проживания и ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г. постановляю: 1. Образовать на базе Временной администрации на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, введенной в качест- ве особой формы управления Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части тер- ритории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики", Временный Государственный комитет Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г. (далее именуется - Временный Государственный комитет). Определит местом расположения Временного Государственного комите- та города Владикавказ и Назрань. 2. Установить, что Временный Государственный комитет: является временным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполни- тельной власти, их территориальных органов, а также органов исполни- тельной власти Республики Северная Осетия и Ингушской Республики по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г; является правопреемником Временной администрации на части терри- торий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, введенной в качестве особой Формы управления Указом Президента Российской Федера- ции от 4 февраля 1995 г. N 93, включая руководство органами, созданны- ми при Временной администрации на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, с сохранением правового статуса этих органов и их должностных лиц; впредь до утверждения положения о Временном Государственном коми- тете в своей деятельности руководствуется Положением о Временной адми- нистрации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. N 2055, за исключением вопросов, касающихся обеспечения режима чрезвычайного положения. 3. Распространить на сотрудников Временного Государственного ко- митета и лиц, командируемых и привлекаемых для работы во Временном Государственном комитете, порядок оплаты труда, а также социальные га- рантии, установленные постановлением Правительства Российской Федера- ции от 7 февраля 1995 г. N 113 "Об условиях оплаты труда и социальных гарантиях работников Временной администрации на части территорий республики Северная Осетия и Ингушской Республики, объединенной следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры Российской Фе- дерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федераль- ной службы контрразведки Российской Федерации и Кавказской межрегио- нальной прокуратуры". 4. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе контрразведки Российской Федерации: совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Феде- ральной пограничной службой Российской Федерации принять меры к пре- дотвращению вооруженного столкновения, защите прав и свобод граждан, обеспечению безопасности административно-территориальных границ Рес- публики Северная Осетия и Ингушской Республики в целях недопущения проникновения на их территории незаконных вооруженных формирований, транспортировки оружия и боеприпасов; осуществить комплекс мер по обеспечению общественной безо- пасности, охране объектов жизнеобеспечения на территориях обеих республик в соответствии с компетенцией, установленной законодательст- вом Российской Федерации. 5. Временному Государственному комитету обеспечить координацию и контроль за деятельностью сил и средств министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Фе- дерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации, расположенных на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, а по вопросам охраны государственной границы обеспечить взаимодействие Временного Государственного комитета с соединениями и частями Пограничных войск Российской Федерации, нахо- дящимися в этом регионе. Распространить на личный состав соединений и воинских частей фе- деральных органов исполнительной власти, участвующий в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, действие постанов- ления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций". 6. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Генеральной прокуратуре Российской Федерации принять меры по разоружению незаконных вооруженных формирований и изъ- ятию незаконно хранящегося оружия у населения. 7. Правительству Республики Северна Осетия, Правительству Ин- гушской Республики, Временному Государственному комитету, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Ми- нистерству финансов Российской Федерации ежемесячно представлять в Правительство Российской Федерации отчет об исполнении настоящего Ука- за. 8. Правительству Российской Федерации: в 2-недельный срок утвердить положение о Временном Государствен- ном комитете; обеспечить осуществление мероприятий, связанных с выполнением настоящего Указа и деятельностью Временного Государственного комитета, включая их финансирование; своевременно и в полном объеме финансировать мероприятия по комп- лексному решению проблемы беженцев и вынужденных переселенцев; осуществлять контроль за целевым использованием выделяемых фи- нансовых и материальных ресурсов. 9. Правительству Республики Северная Осетия и Правительству Ин- гушской Республики: во взаимодействии с Временным Государственным комитетом обеспе- чить дальнейшее возвращение вынужденных переселенцев в места их преж- него постоянного проживания на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики; разработать и осуществить комплекс мер по реализации положений настоящего Указа; обеспечить медицинское и социально-бытовое обслуживание возвраща- ющихся вынужденных переселенцев и их семей, а также обучение детей. 10. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г., N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики". 11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования. Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН Послесловие к документу Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ "О ме- рах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-но- ября 1992 года". Глава государства пошел на этот шаг после того, как Совет Федерации отказался 7 февраля утвердить очередной Указ о продле- нии режима чрезвычайного положения на части территорий Северной Осетии и Ингушетии. В тот день за продление ЧП проголосовали только 76 депу- татов верхней палаты парламента. А этого количества было недостаточ- но. Впрочем, иного развития событий было трудно предположить. Преды- дущий президентский Указ также не был утвержден Советом Федерации с первого раза. Лишь после работы согласительной комиссии все неувязки были утрясены. Но 7 февраля надежды на то, что депутаты пойдут навстречу Президенту и дадут согласие на продление чрезвычайного поло- жения, были слишком малы. Прежде всего из-за того, что сенаторы обра- щали внимание на отсутствие механизма реализации чрезвычайных мер. А это не дает возможности контролировать действие режима ЧП, его эффек- тивность. Более того, многие депутаты отмечали, что предложенный Пре- зидентом Указ, как и предыдущие, ни в коей мере не учитывает довольно существенные изменения политической ситуации на Северном Кавказе, выз- ванные событиями в Чечне. Необходимо отметить, что на протяжении всего действия чрезвычай- ного положения отношение к нему руководства двух республик было неод- нозначным. Если президент Северной Осетии А.Галазов положительно оце- нивал предпринимаемые меры, то его ингушский коллега Р.Аушев рассмат- ривал их более чем критически. Сегодня и критики ЧП отмечают, что действие этого режима принесло свои положительные результаты, позволило стабилизировать обстановку в обеих республиках. Процесс согласования интересов сторон медленно, трудно, но шел. Однако в конце прошлого года все карты спутал че- ченский кризис. Ситуация вновь стала непростой. И в этих условиях Со- вета Федерации не дал согласия на продление режима чрезвычайного поло- жения. Александр ЛИНЬКОВ |