О МЕРАХ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОСЕТИНО-ИНГУШСКОГО КОНФЛИКТА ОКТЯБРЯ-НОЯБРЯ 1992 Г.. Указ. Президент РФ. 15.02.95 139

         О МЕРАХ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОСЕТИНО-ИНГУШСКОГО
                  КОНФЛИКТА ОКТЯБРЯ - НОЯБРЯ 1992 Г.

                                 УКАЗ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          15 февраля 1995 г.

                                N 139

                              (РГ 95-39)


     В результате действия режима  чрезвычайного  положения  на  части
территорий Республики  Северная Осетия и Ингушской Республики,  других
мер, предпринятых федеральными органами государственной власти по лик-
видации последствий осетино-ингушского вооруженного конфликта, удалось
взять под контроль и стабилизировать обстановку в  обеих  республиках.
Однако события в Чеченской Республике,  попытки незаконных вооруженных
формирований, действующих на  ее  территории,  проникнуть  и  взорвать
обстановку в прилегающих к ней районах,  сложная ситуация в населенных
пунктах, в которые возвращаются вынужденные переселенцы,  продолжающи-
еся нарушения  законности и правопорядка по-прежнему составляют угрозу
безопасности граждан на территориях Республики Северная Осетия  и  Ин-
гушской Республики.
     Эти обстоятельства не были учтены в полной мере Советом Федерации
Федерального Собрания,  а  рассмотрение  вопроса об утверждении указов
Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения  на
части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики бы-
ло фактически сорвано. 3 февраля 1995 г. рассмотрение Указа Президента
Российской Федерации  от  31  января 1995 г.  N 87 не состоялось из-за
отсутствия кворума, а 7 февраля 1995 г.  при рассмотрении Указа Прези-
дента Российской  Федерации от 4 февраля 1995 г.  N 93 при голосовании
был нарушен регламент.
     Учитывая сложившуюся ситуацию и в связи с необходимостью принятия
мер по защите прав и свобод человека и гражданина,  обеспечению закон-
ности, правопорядка  и  общественной  безопасности,  в соответствии со
статьями 72 (часть 1,  пункт "б"),  77 (часть 2),  80  (часть  2),  85
(часть (1)  и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации и Законом
Российской Федерации "О безопасности", а также в целях координации де-
ятельности федеральных  органов  исполнительной  власти по обеспечению
выполнения указов Президента Российской Федерации и решений Правитель-
ства Российской  Федерации по вопросам возвращения вынужденных пересе-
ленцев в  места  их  прежнего  постоянного  проживания  и   ликвидации
последствий осетино-ингушского  конфликта  октября  -  ноября  1992 г.
постановляю:
     1. Образовать на базе Временной администрации на части территории
Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, введенной в качест-
ве особой формы управления Указом Президента Российской Федерации от 4
февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части тер-
ритории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики",  Временный
Государственный комитет Российской Федерации по ликвидации последствий
осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г. (далее именуется -
Временный Государственный комитет).
     Определит местом расположения Временного Государственного комите-
та города Владикавказ и Назрань.
     2. Установить, что Временный Государственный комитет:
     является временным  федеральным  органом  исполнительной  власти,
осуществляющим координацию  деятельности  федеральных органов исполни-
тельной власти,  их территориальных органов,  а также органов исполни-
тельной власти  Республики  Северная  Осетия и Ингушской Республики по
ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября  -  ноября
1992 г;
     является правопреемником Временной администрации на части  терри-
торий Республики  Северная Осетия и Ингушской Республики,  введенной в
качестве особой Формы управления Указом Президента Российской  Федера-
ции от 4 февраля 1995 г. N 93, включая руководство органами, созданны-
ми при Временной администрации на части территорий Республики Северная
Осетия  и Ингушской Республики,  с  сохранением правового статуса этих
органов и их должностных лиц;
     впредь до утверждения положения о Временном Государственном коми-
тете в своей деятельности руководствуется Положением о Временной адми-
нистрации, утвержденным  Указом  Президента Российской Федерации от 30
ноября 1993 г. N 2055, за исключением вопросов, касающихся обеспечения
режима чрезвычайного положения.
     3. Распространить на сотрудников Временного Государственного  ко-
митета и  лиц,  командируемых  и  привлекаемых для работы во Временном
Государственном комитете, порядок оплаты труда, а также социальные га-
рантии, установленные  постановлением Правительства Российской Федера-
ции от 7 февраля 1995 г.  N 113 "Об условиях оплаты труда и социальных
гарантиях работников   Временной  администрации  на  части  территорий
республики Северная  Осетия  и  Ингушской   Республики,   объединенной
следственно-оперативной группы  Генеральной прокуратуры Российской Фе-
дерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и  Федераль-
ной службы  контрразведки  Российской Федерации и Кавказской межрегио-
нальной прокуратуры".
     4. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной
службе контрразведки Российской Федерации:
     совместно с  Министерством  обороны  Российской Федерации и Феде-
ральной пограничной службой Российской Федерации принять меры  к  пре-
дотвращению вооруженного  столкновения,  защите прав и свобод граждан,
обеспечению безопасности  административно-территориальных  границ Рес-
публики Северная  Осетия  и Ингушской Республики в  целях  недопущения
проникновения на их территории незаконных  вооруженных   формирований,
транспортировки оружия и боеприпасов;
     осуществить комплекс  мер  по  обеспечению   общественной   безо-
пасности, охране   объектов   жизнеобеспечения  на  территориях  обеих
республик в соответствии с компетенцией, установленной законодательст-
вом Российской Федерации.
     5. Временному Государственному комитету обеспечить координацию  и
контроль за  деятельностью  сил  и средств министерства внутренних дел
Российской Федерации,  Федеральной службы контрразведки Российской Фе-
дерации, Министерства   обороны   Российской  Федерации,  Федерального
агентства правительственной  связи   и   информации   при   Президенте
Российской Федерации    и    Государственного   таможенного   комитета
Российской Федерации, расположенных на территориях Республики Северная
Осетия и  Ингушской  Республики,  а по вопросам охраны государственной
границы обеспечить взаимодействие Временного Государственного комитета
с соединениями и частями Пограничных войск Российской Федерации, нахо-
дящимися в этом регионе.
     Распространить на  личный состав соединений и воинских частей фе-
деральных органов исполнительной  власти,  участвующий  в нормализации
обстановки, восстановлении  законности  и  правопорядка на территориях
Республики Северная Осетия и Ингушской Республики,  действие постанов-
ления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г.  N 280 "О
порядке установления факта выполнения  военнослужащими и иными  лицами
задач в  условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах
и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
     6. Министерству внутренних дел Российской Федерации,  Федеральной
службе контрразведки  Российской   Федерации,   Министерству   обороны
Российской Федерации  и  Генеральной  прокуратуре Российской Федерации
принять меры по разоружению незаконных вооруженных формирований и изъ-
ятию незаконно хранящегося оружия у населения.
     7. Правительству Республики  Северна  Осетия,  Правительству  Ин-
гушской Республики,  Временному Государственному комитету, Генеральной
прокуратуре Российской   Федерации,   Министерству   внутренних    дел
Российской Федерации,  Министерству обороны Российской Федерации и Ми-
нистерству финансов Российской  Федерации  ежемесячно  представлять  в
Правительство Российской Федерации отчет об исполнении настоящего Ука-
за.
     8. Правительству Российской Федерации:
     в 2-недельный срок утвердить положение о Временном  Государствен-
ном комитете;
     обеспечить осуществление  мероприятий,  связанных  с  выполнением
настоящего Указа и деятельностью Временного Государственного комитета,
включая их финансирование;
     своевременно и в полном объеме финансировать мероприятия по комп-
лексному решению проблемы беженцев и вынужденных переселенцев;
     осуществлять контроль  за  целевым  использованием выделяемых фи-
нансовых и материальных ресурсов.
     9. Правительству  Республики  Северная Осетия и Правительству Ин-
гушской Республики:
     во взаимодействии  с  Временным Государственным комитетом обеспе-
чить дальнейшее возвращение вынужденных переселенцев в места их  преж-
него постоянного  проживания на территориях Республики Северная Осетия
и Ингушской Республики;
     разработать и  осуществить  комплекс  мер по реализации положений
настоящего Указа;
     обеспечить медицинское и социально-бытовое обслуживание возвраща-
ющихся вынужденных переселенцев и их семей, а также обучение детей.
     10. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации
от 4 февраля 1995 г.,  N 93 "О  введении  чрезвычайного  положения  на
части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики".
     11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.

                                                             Президент
                                                  Российской Федерации
                                                              Б.ЕЛЬЦИН

                       Послесловие к документу
     Президент Российской  Федерации Борис Ельцин подписал Указ "О ме-
рах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-но-
ября 1992 года".  Глава государства пошел на этот шаг после того,  как
Совет Федерации отказался 7 февраля утвердить очередной Указ о продле-
нии режима чрезвычайного положения на части территорий Северной Осетии
и Ингушетии.  В тот день за продление ЧП проголосовали только 76 депу-
татов верхней  палаты парламента.  А этого количества было недостаточ-
но.
     Впрочем, иного развития событий было трудно предположить.  Преды-
дущий президентский Указ также не был утвержден  Советом  Федерации  с
первого раза.  Лишь  после работы согласительной комиссии все неувязки
были утрясены.  Но 7  февраля  надежды  на  то,  что  депутаты  пойдут
навстречу Президенту и дадут согласие на продление чрезвычайного поло-
жения, были слишком малы.  Прежде всего из-за того, что сенаторы обра-
щали внимание  на отсутствие механизма реализации чрезвычайных мер.  А
это не дает возможности контролировать действие режима ЧП,  его эффек-
тивность. Более того,  многие депутаты отмечали, что предложенный Пре-
зидентом Указ,  как и предыдущие, ни в коей мере не учитывает довольно
существенные изменения политической ситуации на Северном Кавказе, выз-
ванные событиями в Чечне.
     Необходимо отметить,  что на протяжении всего действия чрезвычай-
ного положения отношение к нему руководства двух республик было  неод-
нозначным. Если  президент Северной Осетии А.Галазов положительно оце-
нивал предпринимаемые меры,  то его ингушский коллега Р.Аушев рассмат-
ривал их более чем критически.
     Сегодня и критики ЧП отмечают, что действие этого режима принесло
свои положительные результаты,  позволило стабилизировать обстановку в
обеих республиках.  Процесс согласования  интересов  сторон  медленно,
трудно, но  шел.  Однако  в  конце  прошлого года все карты спутал че-
ченский кризис.  Ситуация вновь стала непростой. И в этих условиях Со-
вета Федерации не дал согласия на продление режима чрезвычайного поло-
жения.

                                                     Александр ЛИНЬКОВ