ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ПО ЗАКАЗАМ И НА ДОМУ У ПОКУПАТЕЛЕЙ. Постановление. Правительство РФ. 20.02.95 169

          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ПО ЗАКАЗАМ И
                        НА ДОМУ У ПОКУПАТЕЛЕЙ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          20 февраля 1995 г.

                                N 169

                                 (Д)


     В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав пот-
ребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.766) Правитель-
ство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     Утвердить прилагаемые Правила продажи товаров по заказам и на до-
му у покупателей.
                                                                            
     Председатель Правительства
     Российской Федерации
     В.Черномырдин
        
                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 20 февраля 1995 г. N 169

                               ПРАВИЛА
          продажи товаров по заказам и на дому у покупателей

                          I. Общие положения
                                                                           
    1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российс-
кой  Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской  Федера-
ции,  1992,  N 15,  ст.766) и регулируют отношения между покупателем и
продавцом* товаров по заказам и на дому у покупателей на основании до-
говора купли-продажи.
    2. Правила способствуют  улучшению  обслуживания  населения  путем
применения различных форм продажи,  оказания услуг по доставке товаров
на дом, а также защите прав потребителей, предусмотренных Законом Рос-
сийской Федерации "О защите прав потребителей".
    3. Ассортимент товаров, продаваемых по заказам и на дому у покупа-
телей, определяется продавцом.
    4. Продавец обязан обеспечить покупателей  наглядной  и  доступной
информацией о перечне предоставляемых услуг и тарифах на них,  времени
приема и выдачи заказов,  ассортименте и ценах на продаваемые  товары,
режиме работы по торговле на дому,  потребительских свойствах товара и
предприятиях-изготовителях.
    5. Отпуск  товаров по заказам и на дому у покупателей производится
в упакованном виде.  Стоимость упаковки (бумага,  пергамент,  пакеты),
без  которой  товар  не  может  быть реализован торговым предприятиям,
включается в цену товара.
    Продавец может  по желанию покупателя оказывать дополнительные ус-
луги по упаковке товаров в специальную тару (корзины,  коробки, полиэ-
тиленовые и бумажные сумки),  комплектованию заказов (наборов) в пода-
рочном оформлении, доставке их на дом.
    Образцы специальной тары с указанием ее стоимости должны быть выс-
тавлены на обозрение покупателям.
    6. Плата за выполнение заказа, предоставление услуг по торговле на
дому у покупателей, а также за оказание дополнительных услуг определя-
ется продавцом и включается в стоимость заказа.
    7. Продажа продовольственных товаров должна производиться с соблю-
дением установленных санитарных правил. Упаковка товаров и средства их
доставки должны отвечать требованиям указанных правил  и  обеспечивать
сохранность товаров.
    8. Правила вывешиваются для  информации  покупателей  в  доступном
месте  торгового зала предприятия,  осуществляющего продажу товаров по
заказам и на дому у покупателей.
    9. Продажа товаров по заказам и на дому у покупателей производится
также с соблюдением Правил продажи отдельных видов продовольственных и
непродовольственных товаров.
                                                                           
          II. Порядок продажи товаров по заказам покупателей
                                                                           
    10. Продажу  товаров  по заказам покупателей могут производить как
специализированные предприятия  торговли  (магазины  заказов),  так  и
предприятия торговли общего профиля через отделы заказов.
    11. Заказы на товары принимаются от всех граждан на общих  основа-
ниях в порядке,  установленном продавцом (непосредственно на предприя-
тии торговли,  по телефону, по месту работы граждан на предприятиях, в
учреждениях, организациях, с доставкой на дом).
    12. Время приема и выдачи заказов устанавливается продавцом.  Дос-
тавка заказов на дом производится в согласованное с покупателем время.
Форма оплаты приобретаемых товаров (наличными или в безналичном поряд-
ке) определяется по соглашению между покупателем и продавцом.
    13. Заказ оформляется на бланке заказа (в двух экземплярах), в ко-
тором указываются наименование продавца,  вид товара,  его цена, коли-
чество,  общая стоимость товара, стоимость дополнительно предоставляе-
мых услуг, дата (время) исполнения заказа.
    Первый экземпляр оформленного бланка заказа  выдается  покупателю.
Если произведена предварительная оплата, в бланке заказа делается спе-
циальная отметка. На непродовольственные товары покупателю выписывает-
ся также товарный чек с указанием всех необходимых реквизитов.
    14. Расчет с покупателем  за  товары  по  заказам,  выдаваемым  на
предприятиях торговли,  осуществляется через контрольно-кассовые маши-
ны.
    15. При оплате на дому заказа,  принятого по телефону,  покупателю
выдается первый экземпляр бланка заказа с отметкой об оплате, подписью
лица, уполномоченного продавцом, датой (временем) исполнения заказа.
    16. При передаче покупателю заказа продавец обеспечивает  проверку
соответствия товаров сделанному заказу.
    17. При выполнении принятого заказа продавец не имеет  права  вно-
сить  изменения  в ассортимент товаров без согласования с покупателем.
Продавец обязан при отсутствии какого-либо заказанного товара  предуп-
редить покупателя и предложить ему соответствующую замену.
    18. Покупателю, оплатившему предварительно заказ, но не получивше-
му  его  в  установленное время или отказавшемуся на дому от получения
заказа, возвращаются уплаченные им деньги в сумме стоимости товара.
    19. Заказы,  не  выбранные покупателями или возвращенные из-за не-
возможности вручения покупателям в установленный срок на дому, исполь-
зуются продавцом по своему усмотрению.
                                                                           
          III. Порядок продажи товаров на дому у покупателей
                                                                           
    20. Продавец,  исходя из имеющихся возможностей, определяет терри-
торию, на которой будет осуществляться продажа товаров на дому.
    21. Товары, продаваемые на дому, должны быть предварительно расфа-
сованы и упакованы.  Оплата их производится в наличной форме при пере-
даче покупателю.
    22. На проданные товары на дому у покупателя лицо,  уполномоченное
продавцом,  выписывает товарный чек (в двух экземплярах) с указанием в
нем наименования продавца,  даты продажи, вида товара, его цены, коли-
чества,  платы за услуги по торговле на дому, общей стоимости покупки.
Первый экземпляр товарного чека с отметкой об оплате и подписью  лица,
уполномоченного продавцом, передается покупателю.
                                                                           
                     IV. Ответственность продавца
                                                                           
    23. Продавец несет ответственность за качество продаваемых товаров
в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав  потреби-
телей".
    24. В случае приобретения покупателем продовольственных товаров  с
недостатками продавец обязан произвести их замену на товары надлежаще-
го качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму,  если ука-
занные недостатки обнаружены в пределах срока годности.
    25. В случае обнаружения не оговоренных  продавцом  недостатков  в
непродовольственных  товарах  покупатель  имеет право по своему выбору
потребовать:
    безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расхо-
дов на исправление недостатков покупателем либо третьим лицом;
    соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогично-
го артикула (модели);
    замены на такой же товар другого артикула (модели) с соответствую-
щим перерасчетом покупной цены;
    расторжения договора и возмещения  убытков.
    Указанные требования покупатель вправе предъявить, если недостатки
товара были обнаружены в течение гарантийного срока,  а по товарам, на
которые не установлены гарантийные сроки,  - в течение 6 месяцев после
передачи их покупателю.
    26. Покупатель имеет право на  обмен  непродовольственных  товаров
надлежащего  качества  на аналогичные в течение 14 дней (не считая дня
покупки),  если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцвет-
ке, размеру либо по иным причинам не может быть им использован по наз-
начению.
    27. Требования  покупателя  рассматриваются  при  предъявлении  им
бланка заказа или товарного (кассового) чека.
    28. При  несоблюдении продавцом установленного срока выдачи заказа
покупатель вправе по своему выбору:
    назначить новый  срок  выполнения  заказа;
    потребовать уменьшения платы за услугу;
    расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
    29. За нарушение продавцом установленного срока выполнения заказа,
а также назначенного покупателем нового срока продавец обязан уплатить
покупателю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки
неустойку в размере трех процентов от стоимости услуги,  а если  стои-
мость услуги отдельно в договоре не определена,  - общей стоимости за-
каза,  вплоть до начала оказания услуги или  предъявления  покупателем
иных требований, предусмотренных Законом Российской Федерации "О защи-
те прав потребителей".
    30. Покупатель при  обнаружении  недостатков  в  оказанной  услуге
вправе по своему выбору потребовать:
    безвозмездного устранения недостатков в  оказанной  услуге;
    соответствующего уменьшения платы за оказанную услугу.
    Покупатель также вправе расторгнуть договор и потребовать возмеще-
ния убытков,  если в установленный срок недостатки в оказанной  услуге
не были устранены продавцом.
    31. За нарушение срока устранения недостатков,  назначенного поку-
пателем,  продавец обязан уплатить неустойку в размере стоимости услу-
ги.
    32. Контроль за соблюдением настоящих  Правил  осуществляет  Госу-
дарственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав пот-
ребителей Комитета Российской Федерации по торговле,  другие федераль-
ные органы исполнительной власти и их органы на местах в пределах сво-
ей компетенции.