ПО ПРОВЕРКЕ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 января 1995 г. N 5 (Д) Министерства финансов республик в составе Российской Федерации, фи- нансовые управления (главные управле- ния, комитеты, департаменты, отделы) администраций краев, областей и авто- номных образований, департамент фи- нансов Правительства Москвы, Комитет экономики и финансов Санкт-Петербурга Министерство финансов Российской Федерации направляет обобщенные материалы проверок целевого использования средств, выделяемых из феде- рального бюджета Российской Федерации на финансирование мероприятий по защите прав жертв политических репрессий, и предлагает учесть их в практической работе финансовых органов. Заместитель Министра И.П.Молчанов Заместитель руководителя Департамента социальной сферы и науки В.А.Шалаев О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В соответствии с Планом основных вопросов экономической и конт- рольной работы Министерства финансов Российской Федерации на IY квар- тал 1994 года проведена проверка целевого использования средств, выде- ленных из федерального бюджета на возмещение компенсации, выплаченной жертвам политических репрессий, предоставление льгот и возмещение иму- щественного ущерба реабилитированным гражданам в 1993 г. и первом по- лугодии 1994 г. в 17 республиках, краях и областях. Проверки были про- изведены в Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Коми республи- ках и Северной Осетии, Красноярском, Ставропольском краях, Мага- данской, Ростовской, Тверской, Владимирской, Белгородской, Челя- бинской, Свердловской, Саратовской, Тульской, Пермской, Курской об- ластях. Кроме того, использованы материалы проверок г.Москвы и Орен- бургской области. Проверкой установлено, что при администрациях всех проверенных территорий действуют постоянные комиссии по восстановлению прав реаби- литированных жертв политических репрессий. На основании представленных документов и материалов указанные ко- миссии выносят заключения о праве на денежную компенсацию, выдают сви- детельства о праве на льготы, собирают данные о жертвах политических репрессий, контролируют работу подведомственных комиссий и т.д. В Белгородской области в начале 1994 года областной комиссией бы- ли проведены проверки работы районных и городских комиссий по выполне- нию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". В ноябре 1994 года этой же комиссией проведен семинар с руководителями районных и городских комиссий по выполнению постановле- ния Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926. В отдельных территориях работники финансовых органов, призванные осуществлять контроль за правильностью расходования средств, выделен- ных из местного бюджета на мероприятия по восстановлению прав реабили- тированных граждан, не включены в состав комиссии. Так , в Тверской области работают 42 комиссии, включая областную, но только в 5 из них, в том числе и областной в состав комиссии входят представители финансовых органов. На основании Положения о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических реп- рессий", денежные компенсации выплачиваются в основном своевременно и правильно, Вместе с тем имеют место отдельные нарушения. В ряде случаев в расчетах денежных компенсаций неправильно приме- нялся установленный Законом минимальный размер оплаты труда, действую- щий на момент принятия органом социальной защиты населения решения о начислении компенсации. Так, в Оренбургской области установлено, что при оформлении де- нежной компенсации реабилитированному Тыщуку Н.Т., находившемуся в местах лишения свободы 10 лет (120 месяцев), расчет был произведен исходя из установленного Законом минимального размера оплаты труда по состоянию на август 1993 г. 7740 руб. вместо предусмотренных в соот- ветствии с действующим законодательством трех четвертей от этого окла- да. В результате Тыщуку 23 августа 1993 г. выплачено (переведено на Украину) 928800 руб. вместо 696600 руб., т.е. переплачено 232200 руб. В Ясногорском районе Тульской области установлена недоплата реабилити- рованному лицу в сумме 80,5 тыс.руб. В Челябинской области проверкой выявлено 19 случаев неправильного исчисления денежной компенсации на общую сумму 1779 тыс.руб, в том числе в г.Троицке переплата составила 263 тыс.руб, в г.Златоусте допущена недоплата компенсаций двум заяви- телям на сумму 355 тыс.руб. В Центральном районе г.Челябинска восьми заявителям недоплачено 1142 тыс.руб. В Магаданской области также вы- явлена недоплата на сумму 936 тыс.руб. В нарушение указанного Положения в Тверском управлении социальной защиты населения г.Москвы некоторые реабилитированные больше года не получают причитающиеся им компенсации. Так, например, Алимов А.П. по- дал заявление с документами 13 января 1992 г., а 20 сентября 1992 г. он скончался, не успев получить денежную компенсацию. В соответствии с действующим Положением начисленная, но не полученная сумма компенсации должна быть выплачена наследникам при представлении ими свидетельства о праве на наследство. На день проверки - 22 сентября 1993 г. причи- тающаяся Алимову А.П. сумма не выплачена. Согласно решениям комиссий по восстановлению прав реабилитирован- ных жертв политических репрессий Кабардино-Балкарской республики, Ставропольского и Красноярского краев, Магаданской, Ростовской, Свердловской, Тульской, Пермской и Курской областей произведены выпла- ты компенсаций имущественного ущерба в 1993 году 74 гражданам и в 1994 года 16 гражданам. По решениям судов в 1993-1994 годах произведена 41 выплата. Всего за указанный период возмещено имущественного ущерба на сумму 46 млн.рублей. В настоящее время в комиссиях находится 300 заявлений на возмеще- ние имущественного ущерба, которые рассматриваются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926. На основании проверки установлено, что только в восьми проверен- ных территориях - Кабардино-Балкарской республике, Ставропольском крае, Ростовской, Тульской, Курской, Тверской, Владимирской и Челя- бинской областях насчитывается 26 тысяч граждан, которым предоставля- ются льготы, определенные Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических реп- рессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419 на основании ст.16 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий". Однако в связи с отсутствием средств в местных бюджетах Карачае- во-Черкесской республики, Челябинской области и Красноярского края та- кие льготы не предоставляются, несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны выделять средства на предоставление беспроцентной ссуды для строительства жилья, снижение стоимости лекарств, бесплатный проезд пассажирским транспортом и один раз в год железнодорожным транспортом (туда и об- ратно), бесплатную установку телефона, снижение оплаты жилья, комму- нальных услуг и топлива, а также на погребение реабилитированных лиц в случае их смерти и другие льготы, предусмотренные ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" с последующим их возмещением из федерального бюджета. Многие территории не представили данные о количестве граждан, пользующихся льготами, и о выплачиваемых суммах льгот в связи с отсутствием их учета. В 7 территориях из 17 проверенных за счет средств местных бюдже- тов предоставлялись дополнительные льготы, не предусмотренные ст.16 названного Закона, и оказывалась материальная помощь реабилитированным гражданам. Так, в Магаданской области выделено на эти цели 327 млн.руб., в Пермской области - 12 млн.руб., во Владимирской области - 17 млн.руб., в Красноярском крае - 2,4 млн.руб. В г.Соликамске Пермской области на базе профилактория завода "Урал" открыт оздоровительно-реабилита- ционный центр для жертв политических репрессий. В целях более полной и эффективной реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политический репрессий" министерствам финансов республик в составе Российской Федерации, финансовым управле- ниям (главным управлениям, комитетам, департаментам, отделам) адми- нистраций краев и областей следует: 1. Принимать активное участие в работе комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. 2. Осуществлять контроль за своевременным и правильным расходова- нием средств, направляемых на финансирование мероприятий по защите прав жертв политических репрессий. 3. Обеспечить своевременное финансирование расходов за счет средств местных бюджетов, связанных с предоставление льгот, компенса- ционными выплатами и возмещением имущественного ущерба реабилитирован- ным гражданам и их наследникам. 4. Своевременно и правильно представлять отчетные данные в соот- ветствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 39 "О возмещении расходов местным бюджетам". |