ПО ПРОВЕРКЕ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ,НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 20.01.95 5

       ПО ПРОВЕРКЕ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ  НАПРАВЛЯЕМЫХ
             НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
                     ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

                                ПИСЬМО

              МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          20 января 1995 г.

                                 N 5

                                 (Д)


                                 Министерства финансов   республик   в
                                 составе  Российской  Федерации,   фи-
                                 нансовые управления (главные управле-
                                 ния,  комитеты, департаменты, отделы)
                                 администраций краев, областей и авто-
                                 номных  образований, департамент  фи-
                                 нансов  Правительства Москвы, Комитет
                                 экономики и финансов Санкт-Петербурга

     Министерство финансов Российской Федерации направляет  обобщенные
материалы проверок целевого использования средств, выделяемых из феде-
рального бюджета Российской Федерации на финансирование мероприятий по
защите прав  жертв  политических  репрессий,  и предлагает учесть их в
практической работе финансовых органов.


     Заместитель Министра                                 И.П.Молчанов

     Заместитель руководителя
     Департамента социальной сферы
     и науки                                                В.А.Шалаев


        О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ,
              НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
             ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

     В соответствии с Планом основных вопросов экономической  и  конт-
рольной работы  Министерства финансов Российской Федерации на IY квар-
тал 1994 года проведена проверка целевого использования средств, выде-
ленных из федерального бюджета на возмещение компенсации,  выплаченной
жертвам политических репрессий, предоставление льгот и возмещение иму-
щественного ущерба реабилитированным гражданам в 1993 г.  и первом по-
лугодии 1994 г. в 17 республиках, краях и областях. Проверки были про-
изведены в Карачаево-Черкесской,  Кабардино-Балкарской, Коми республи-
ках и  Северной  Осетии,  Красноярском,  Ставропольском  краях,  Мага-
данской,   Ростовской,  Тверской,  Владимирской,  Белгородской,  Челя-
бинской,  Свердловской,  Саратовской,  Тульской, Пермской, Курской об-
ластях.
     Кроме того,  использованы материалы  проверок  г.Москвы  и  Орен-
бургской области.
     Проверкой  установлено,  что при администрациях всех  проверенных
территорий действуют постоянные комиссии по восстановлению прав реаби-
литированных жертв политических репрессий.
     На основании представленных документов и материалов указанные ко-
миссии выносят заключения о праве на денежную компенсацию, выдают сви-
детельства  о праве на льготы,  собирают данные о жертвах политических
репрессий, контролируют работу подведомственных комиссий и т.д.
     В Белгородской области в начале 1994 года областной комиссией бы-
ли проведены проверки работы районных и городских комиссий по выполне-
нию Закона Российской Федерации  "О  реабилитации  жертв  политических
репрессий". В  ноябре  1994  года этой же комиссией проведен семинар с
руководителями районных и городских комиссий по выполнению постановле-
ния Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926.
     В отдельных территориях работники финансовых органов,  призванные
осуществлять контроль за правильностью расходования средств,  выделен-
ных из местного бюджета на мероприятия по восстановлению прав реабили-
тированных граждан, не включены в состав комиссии.
     Так , в Тверской области работают 42 комиссии, включая областную,
но только в 5 из них, в том числе и областной в состав комиссии входят
представители финансовых органов.  На основании Положения о    порядке
выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с
Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв  политических  реп-
рессий",  денежные компенсации выплачиваются в основном своевременно и
правильно, Вместе с тем имеют место отдельные нарушения.
     В ряде случаев в расчетах денежных компенсаций неправильно приме-
нялся установленный Законом минимальный размер оплаты труда, действую-
щий на  момент  принятия органом социальной защиты населения решения о
начислении компенсации.
     Так, в  Оренбургской области установлено,  что при оформлении де-
нежной компенсации реабилитированному  Тыщуку  Н.Т.,  находившемуся  в
местах лишения  свободы  10  лет (120 месяцев),  расчет был произведен
исходя из установленного Законом минимального размера оплаты труда  по
состоянию на август 1993 г.  7740 руб.  вместо предусмотренных в соот-
ветствии с действующим законодательством трех четвертей от этого окла-
да. В  результате  Тыщуку 23 августа 1993 г.  выплачено (переведено на
Украину) 928800 руб.  вместо 696600 руб., т.е. переплачено 232200 руб.
В Ясногорском районе Тульской области установлена недоплата реабилити-
рованному лицу в сумме 80,5 тыс.руб.  В Челябинской области  проверкой
выявлено 19  случаев  неправильного исчисления денежной компенсации на
общую сумму 1779 тыс.руб,  в том числе в г.Троицке переплата составила
263 тыс.руб,  в г.Златоусте допущена недоплата компенсаций двум заяви-
телям на сумму 355 тыс.руб.  В Центральном районе г.Челябинска  восьми
заявителям недоплачено 1142 тыс.руб.  В Магаданской области также  вы-
явлена недоплата на сумму 936 тыс.руб.
     В нарушение указанного Положения в Тверском управлении социальной
защиты населения г.Москвы некоторые реабилитированные больше  года  не
получают причитающиеся им компенсации.  Так, например, Алимов А.П. по-
дал заявление с документами 13 января 1992 г.,  а 20 сентября 1992  г.
он скончался, не успев получить денежную компенсацию. В соответствии с
действующим Положением начисленная, но не полученная сумма компенсации
должна  быть выплачена наследникам при представлении ими свидетельства
о праве на  наследство.  На день проверки - 22 сентября 1993 г. причи-
тающаяся Алимову А.П. сумма не выплачена.
     Согласно решениям комиссий по восстановлению прав реабилитирован-
ных жертв   политических  репрессий  Кабардино-Балкарской  республики,
Ставропольского  и  Красноярского   краев,  Магаданской,   Ростовской,
Свердловской, Тульской, Пермской и Курской областей произведены выпла-
ты компенсаций имущественного ущерба в 1993 году 74 гражданам и в 1994
года 16 гражданам.  По решениям судов в 1993-1994 годах произведена 41
выплата. Всего за указанный период возмещено имущественного ущерба  на
сумму 46 млн.рублей.
     В настоящее время в комиссиях находится 300 заявлений на возмеще-
ние имущественного  ущерба,  которые  рассматриваются в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12  августа  1994
г. N 926.
     На основании проверки установлено,  что только в восьми проверен-
ных территориях   -  Кабардино-Балкарской  республике,  Ставропольском
крае, Ростовской,  Тульской,  Курской,  Тверской, Владимирской и Челя-
бинской областях насчитывается 26 тысяч граждан,  которым предоставля-
ются льготы,  определенные Положением о порядке  предоставления  льгот
реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических реп-
рессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 мая 1994 г. N 419 на основании ст.16 Закона "О реабилитации жертв
политических репрессий".
     Однако в  связи с отсутствием средств в местных бюджетах Карачае-
во-Черкесской республики, Челябинской области и Красноярского края та-
кие льготы  не предоставляются,  несмотря на то,  что в соответствии с
действующим законодательством органы исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации  и органы местного самоуправления должны выделять
средства на  предоставление  беспроцентной  ссуды  для   строительства
жилья, снижение  стоимости  лекарств,  бесплатный  проезд пассажирским
транспортом и один раз в год железнодорожным транспортом (туда  и  об-
ратно), бесплатную установку телефона,  снижение оплаты жилья,  комму-
нальных услуг и топлива, а также на погребение реабилитированных лиц в
случае их   смерти  и  другие  льготы,  предусмотренные  ст.16  Закона
Российской Федерации "О реабилитации жертв политических  репрессий"  с
последующим их возмещением из федерального бюджета.
     Многие территории не  представили  данные  о количестве  граждан,
пользующихся льготами,  и  о  выплачиваемых  суммах  льгот  в  связи с
отсутствием их учета.
     В 7  территориях из 17 проверенных за счет средств местных бюдже-
тов предоставлялись дополнительные льготы,  не  предусмотренные  ст.16
названного Закона, и оказывалась материальная помощь реабилитированным
гражданам.
     Так, в  Магаданской области выделено на эти цели 327 млн.руб.,  в
Пермской области - 12 млн.руб., во Владимирской области - 17 млн.руб.,
в Красноярском  крае  -  2,4 млн.руб.  В г.Соликамске Пермской области
на базе профилактория завода "Урал"  открыт  оздоровительно-реабилита-
ционный центр для жертв политических репрессий.
     В целях более полной и эффективной реализации Закона   Российской
Федерации "О  реабилитации жертв политический репрессий" министерствам
финансов республик в составе Российской Федерации, финансовым управле-
ниям (главным управлениям,  комитетам,  департаментам,  отделам) адми-
нистраций краев и областей следует:
     1. Принимать активное участие в работе комиссий по восстановлению
прав реабилитированных жертв политических репрессий.
     2. Осуществлять контроль за своевременным и правильным расходова-
нием средств,  направляемых на финансирование  мероприятий  по  защите
прав жертв политических репрессий.
     3. Обеспечить  своевременное  финансирование  расходов  за   счет
средств местных бюджетов,  связанных с предоставление льгот, компенса-
ционными выплатами и возмещением имущественного ущерба реабилитирован-
ным гражданам  и их наследникам.
     4. Своевременно  и правильно представлять отчетные данные в соот-
ветствии с письмом Министерства финансов Российской  Федерации  от  11
июня 1992 г. N 39 "О возмещении расходов местным бюджетам".