О НАЛОЖЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЗЫСКАНИЙ В ВИДЕ КОНФИСКАЦИИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 марта 1995 г. N 01-13/2959 (Д) Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов Руководителям юридических служб таможенных органов В обращениях ряда таможенных органов, в том числе в отчетной ин- формации о правовой деятельности, ставится вопрос о правомерности при- менения таможенными органами конфискации как вида взыскания по делам о нарушении таможенных правил после вступления в силу Конституции Российской Федерации, статья 35 которой предусматривает, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". В этой связи разъясняю: 1. Нормы Конституции Российской Федерации следует применять в их совокупности, а не разрозненно. Так, наряду со статьей 35 к затронутой теме имеет отношение статья 55 (часть 3) и ряд других положений Конституции Российской Федерации. 2. В соответствии с Приказом ГТК россии от 21.01.94 N 24 Правовое управление предприняло ряд мер по более четкому законодательному разъ- яснению положений Конституции Российской Федерации в части конфискации имущества. 3. На основании и в соответствии с Конституцией Российской Феде- рации Федеральным Собранием Российской Федерации принят и введен в действие с 1 января 1995 года Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 243 (пункт 2) которого предусматривает, что конфискация может быть произведена и в административном порядке в слу- чаях, предусмотренных законом. Таможенный кодекс Российской Федерации является одним из таких законов, а наложение взыскания таможенным ор- ганом в виде конфискации за нарушение таможенных правил производится в административном порядке. 4. Статью 243 Гражданского кодекса Российской Федерации в части конфискации имущества следует рассматривать не как устанавливающую но- вые правила, не предусмотренные Конституцией Российской Федерации (в этом случае правило вступило бы в силу с 1 января 1995 года), а как разъяснение действующих конституционных норм о конфискации в их сово- купности. 5. Таким образом, нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность применения таможенными органами кон- фискации имущества по делам о нарушении таможенных правил, полностью соответствовали и соответствуют Конституции Российской Федерации, что подтверждено федеральным законом , принятым после вступления в силу Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации противополож- ный вывод, имеющий юридическое значение, может сделать только Консти- туционный Суд Российской Федерации. Иные суды любого уровня такое ре- шение принимать не вправе. 6. При применении конфискации как меры воздействия следует по прежнему руководствоваться положениями Таможенного кодекса Российской Федерации. Настоящее разъяснение прошу довести до сведения всех сотрудников, могущих быть причастными к решению затронутых вопросов, а также актив- но использовать в работе с судами и органами прокуратуры. Начальник Правового управления В.А.Галдин |