СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ 24 февраля 1995 г. (Д) Правительство Российской Федерации и Правительство Литовской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами, желая развивать дружественные отношения, в том числе посредством сотрудничества в области таможенного дела, стремясь путем сотрудничества таможенных служб способствовать развитию и ускорению пассажирского и грузового сообщения между госу- дарствами Сторон, имея в виду, что таможенные правонарушения наносят ущерб экономи- ческим интересам Сторон, убежденные в том что соблюдение таможенного законодательства и борьба с таможенными правонарушениями могут более успешно осущест- вляться при сотрудничестве таможенных служб Сторон, принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного сотрудни- чества о взаимном административном содействии от 5 декабря 1953 года, согласились о нижеследующем: Статья 1. Определения. Для целей настоящего Соглашения применяемые термины означают: - "таможенное законодательство" совокупность правовых норм, регу- лирующих порядок ввоза, вывоза и транзита товаров, валюты и валютных ценностей, взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других плате- жей, предоставления льгот, установления запретов и ограничений, а так- же осуществления таможенного контроля; - "таможенные службы" - Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Таможенный департамент при Министерстве фи- нансов Литовской Республики; - "таможенное правонарушение" - нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства; - "лицо" - физическое или юридическое лицо; - "наркотические вещества" - вещества, включенные в списки Единой Конвенции ООН о наркотических средствах 1961 года с последующими изме- нениями и дополнениями; "психотропные вещества" - вещества, включенные в списки Конвен- ции ООН о психотропных веществах 1971 года с последующими изменения- ми; "контролируемая поставка" - метод, при использовании которого разрешается вывоз с территорий Сторон, транзит через них или ввоз в них незаконных или подозреваемых партий наркотических средств и пси- хотропных веществ под наблюдением и контролем компетентных госу- дарственных органов, в целях выявления лиц, вовлеченных в незаконный оборот этих средств и веществ. Статья 2. Сфера применения Соглашения. 1. На основании настоящего Соглашения таможенные службы Сторон в рамках своей компетенции и с соблюдением законодательства Сторон будут сотрудничать в целях: а) совершенствования пассажирского и грузового сообщения между государствами Сторон; б) обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот, запре- тов и ограничений; в) предотвращения, пресечения и расследования таможенных правона- рушений. 2. Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Сторон, выте- кающих из других международных соглашений. Статья 3. Упрощение таможенного оформления. 1. Таможенные службы Сторон: а) принимают по взаимному согласованию необходимые меры по упро- щению таможенного оформления; б) признают по договоренности таможенные обеспечения (пломбы, от- тиски печатей, штампы), таможенные документы друг друга, а при необхо- димости накладывают собственные таможенные обеспечения на перемещаемые товары. 2. Товары и транспортные средства, следующие транзитом, освобож- даются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть основания полагать, что их ввоз, вывоз и транзит запрещены или ограни- чены в соответствии с законодательством Сторон либо имеют место тамо- женные правонарушения. Статья 4. Предоставление свидетельств. 1. Таможенные службы Сторон предоставляют друг другу по запросу свидетельства, подтверждающие, что товары перемещаются с территории одной из Сторон на территорию другой Стороны на законных основаниях. В свидетельствах указываются вид и результаты таможенных процедур, в соответствии с которыми оформлялись товары. 2. Таможенные службы Сторон предоставляют друг другу по запросу сведения о том, что предоставленные подчиненными им таможенными орга- нами свидетельства или другие документы являются подлинными и содержат все необходимые данные. Статья 5. Борьба с незаконным оборотом наркотиков. 1. Таможенные службы Сторон с целью активизации действий по пре- дупреждению, пресечению и расследованию незаконного оборота наркоти- ческих средств и психотропных веществ без предварительного запроса и в возможно короткий срок сообщают друг другу сведения: а) о лицах, о которых известно, что они занимаются незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ или подозрева- ются в этом; б) о транспортных средствах, включая контейнеры, и почтовых отп- равлениях, о которых известно, что они используются для незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ или вызывают по- дозрение в таком использовании. 2. Таможенные службы сторон без предварительного запроса сообщают друг другу сведения о применяемых способах незаконного оборота нарко- тических средств и психотропных веществ, а также о новых методах конт- роля за ними. 3. Полученные любой из таможенных служб Сторон в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи сведения, сообщения и документы могут передаваться ее правоохранительным органам и другим государственным органам, занимающимся борьбой с наркоманией и незаконным оборотом нар- котических средств и психотропных веществ. 4. На основании законодательства Сторон и по взаимному согласова- нию таможенные службы сторон используют при необходимости метод конт- ролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с целью выявления лиц, причастных в их незаконному обороту. Решения об использовании метода контролируемых поставок принима- ются таможенными службами Сторон отдельно в каждом конкретном случае и могут при необходимости учитывать финансовые договоренности таможенных служб Сторон. 5. Стороны могут распространить сферу действия настоящего Согла- шения и на вещества, которые применяются для производства наркоти- ческих средств и психотропных веществ. Статья 6. Передача сведений. 1. Таможенные службы Сторон передают друг другу по запросу, в том числе путем пересылки сообщений, протоколов и иных материалов или их заверенных копий, находящиеся в их распоряжении сведения: а) об обстоятельствах, связанных с взиманием таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей, а также применением таможенных ль- гот, запретов и ограничений. б) о совершенных или готовящихся действиях, которые противоречат таможенному законодательству запрашивающей Стороны. 2. Таможенные службы Сторон в возможно короткий срок сообщают друг другу, в том числе и без предварительного запроса, сведения о возможных нарушениях таможенного законодательства, в борьбе с которыми существует особая заинтересованность Сторон. Это, в первую очередь, касается нарушений законодательства при перемещении: а) товаров, которые могут представлять угрозу для окружающей при- родной среды или здоровья населения; б) оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрыв- ных устройств; в) предметов, представляющих значительную историческую, художест- венную, археологическую или иную культурную ценность; г) товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Сторон обложению высокими таможенными пошлинами или налогами; д) товаров, имеющих особо важное значение и включенных в перечни, к которым применяются нетарифные ограничения. Таможенные службы будут обмениваться такими перечнями. 3. Вместо документов, предусмотренных настоящим Соглашением, для тех же целей может быть передана в любом виде компьютеризованная ин- формация. Одновременно должна быть передана вся сопутствующая информа- ция, необходимая для толкования или использования этих материалов. Статья 7. Передача документов. 1. Таможенные службы Сторон после вступления в силу настоящего Соглашения обмениваются действующими законодательными и иными норма- тивными актами по таможенным вопросам и информацией по порядку их при- менения и в дальнейшем незамедлительно информируют друг друга о всех изменениях и дополнениях. 2. Таможенная служба одной Стороны по запросу таможенной службы другой Стороны передает копии решений административных органов по воп- росам применения таможенного законодательства. 3. В запросах о передаче документов в соответствии с настоящей статьей в отличие от требования, предусмотренного подпунктом "д" пунк- та 2 статьи 11 настоящего Соглашения, существо дела может не описы- ваться. 4. Получение документов подтверждается запрашивающей таможенной службой с указанием даты получения. 5. Передача по запросу подлинных документов осуществляется в тех случаях, когда официально заверенных копий или фотокопий этих докумен- тов недостаточно. 6. Подлинные документы должны быть возвращены запрашиваемой тамо- женной службе в возможно короткий срок. 7. При применении положений настоящей статьи не должны ущемляться права и законные интересы запрашиваемой Стороны или третьей стороны. Статья 8. Обмен опытом и техническая помощь. 1. Таможенные службы Сторон: а) обмениваются опытом своей деятельности и информацией о новых средствах и способах совершения таможенных правонарушений; б) сообщают друг другу о применении таможенными службами техни- ческих вспомогательных средств; в) обмениваются информацией по другим таможенным вопросам, представляющим взаимный интерес. 2. Таможенные службы Сторон оказывают друг другу техническую по- мощь в области таможенного дела, включая: а) обмен сотрудниками таможен в случаях представляющих взаимный интерес, с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми обеими таможенными службами; б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сот- рудников таможен; в) обмен экспертами по таможенным вопросам; г) обмен профессиональными, научными и техническими сведениями, касающимися таможенных вопросов. Статья 9. Проверка и расследование. 1. По запросу таможенной службы одной Стороны таможенная служба другой Стороны проводит проверку или расследование по вопросам, пре- дусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 2 настоящего Согла- шения. Результаты проверки или расследования сообщаются запрашивающей таможенной службе в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 6 настоящего Соглашения. 2. Проверки и расследования проводятся в соответствии с законода- тельством, действующим на территории запрашиваемой Стороны. Запраши- ваемая таможенная служба проводит проверки и расследования, действуя от своего имени. 3. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить официальным лицам запрашивающей таможенной службы присутствовать при проверке или расследовании. 4. В случаях, предусмотренных настоящим Соглашением, когда долж- ностные лица таможенной службы одной Стороны находятся на территории другой Стороны, они должны иметь при себе документы, подтверждающие их официальные полномочия и быть без оружия. Статья 10. Эксперты и свидетели. В случае, если судебные или административные органы одной Стороны в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями обращаются с соответствующим запросом, то таможенная служба другой Стороны может уполномочить своих сотрудников выступить в качестве свидетелей или экспертов на таких судебных или административных разбирательствах. Эти сотрудники дают показания или заключения по фактам, установленным ими во время исполнения служебных обязанностей. В запросе об участии в су- дебном или административном разбирательстве должно быть указано, по какому делу и в каком качестве должен выступать сотрудник запрашивае- мой таможенной службы. Эти сотрудники имеют право отказаться давать показания или делать заявление, если они имеют право или обязаны на такие действия в соот- ветствии с законодательством своего государства или законодательством запрашивающей Стороны. Статья 11. Форма и содержание запроса. 1. Запрос, предусмотренный пунктом 1 статьи 9 настоящего Соглаше- ния, направляется в письменной форме. Необходимые для выполнения зап- роса документы должны, прилагаться в подлинниках, официально заверен- ных копиях или фотокопиях. В необходимых случаях может быть принят устный запрос, при этом он должен быть незамедлительно подтвержден в письменной форме. 2. Запрос должен содержать следующие данные: а) таможенные орган, интересы которого лежат в основе запроса; б) запрашиваемые действия; в) сведения о физических и юридических лицах - участниках запра- шиваемых действий; г) предмет и причина запроса; д) краткое описание существа дела и его юридическая квалификация. Статья 12. Выполнение запроса. 1. Таможенные службы Сторон оказывают друг другу содействие в в выполнении запроса в соответствии с законодательством государств Сторон и в пределах своей компетенции. 2. В выполнении запроса отказывается или запрос выполняется частично, если его выполнение может нанести ущерб суверенитету или бе- зопасности государства, запрашиваемой Стороны либо противоречит зако- нодательству или международным обязательствам этой Стороны. 3. Об отказе в содействии в выполнении запроса, а также о причи- нах отказа запрашивающая таможенная служба незамедлительно уведомля- ется в письменной форме. 4. Если таможенная служба обращается за содействием, которое не может оказать сама, в своем запросе она отмечает этот факт. Выполнение такого запроса передается на усмотрение запрашиваемой таможенной служ- бы. Статья 13. Использование полученный сведений. 1. Таможенный службы Сторон могут использовать с качестве доказа- тельств сведения и документы, полученные в соответствии с настоящим Соглашением, в своих протоколах, сообщениях и иных материалах, при проведении проверок или расследований, в судебных или административных разбирательствах в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушени- ями. Оценка этих сведения и документов, а также возможность и порядок их использования в судебных или административных разбирательствах оп- ределяются в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны. 2. Сведениям, переданным в соответствии с настоящим Соглашением таможенной службе одной из Сторон в какой-бы то ни было форме, пре- доставляется получившей их Стороне такая же степень защиты от огласки, как и подобным документам и сведениям этой Стороны в соответствии с ее законодательством, Получившая информацию таможенная служба обеспечива- ет ее конфиденциальность в случае такой просьбы со стороны другой та- моженной службы. Статья 14. Возмещение расходов. 1. Таможенные службы отклоняют требования возмещения расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения, за исключением расходов на экспертов и свидетелей, предусмотренный статьей 10 настоящего Сог- лашения. 2. Возмещение расходов, связанных с исполнением положения пункта 4 статьи 5 и статьи 8 настоящего Соглашения, может быть предметом от- дельных договоренностей между таможенными службами Сторон. Статья 15. Исполнение Соглашения. 1. Предусмотренное настоящим Соглашением сотрудничество осущест- вляется непосредственно между таможенными службами. 2. В целях исполнения настоящего Соглашения таможенные службы Сторон, по договоренности, установят необходимые связи между подчинен- ными им таможенными органами. 3. Представители таможенных служб Сторон будут по мере необходи- мости встречаться друг с другом поочередно на территории той или дру- гой Стороны для обсуждения вопросов, связанных с исполнением настояще- го Соглашения. 4. Переписка и обмен информацией между таможенными службами Сто- рон ведется на русском, литовском и английском языках. Статья 16 Территориальное действие Соглашения. 1. Настоящее Соглашение действует на таможенной территории Российской Федерации и таможенной территории Литовской Республики. Статья 17. Заключительные положения. 1. Настоящее Соглашение вступает в силу через 30 дней с даты по- лучения последнего уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных юридических процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. 2. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный период. Действие Соглашения может быть прекращено путем уведомления по дипло- матическим каналам. Оно утратит свою силу через шесть месяцев с даты такого уведомления. Совершено в г.Москве 24 февраля 1995 г. в двух экземплярах, каж- дый на русском и литовском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. За Правительство За Правительство Российской Федерации Литовской Республики _____________ ______________ |