ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РФ 6 февраля 1995 г. N 9 (БТР 95-3) Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 г. N 1622-р Министерство труда Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Рекомендации по квотированию рабочих мест на предп- риятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в со- циальной защите, согласно приложению. 2. Признать утратившими силу постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21в и постановление Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 158. Министр труда Российской Федерации Г.МЕЛИКЬЯН Приложение к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 9 РЕКОМЕНДАЦИИ по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите 1. Общие положения 1.1. Квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске ра- боты, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий заня- тости граждан. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске ра- боты (в процентах от среднесписочной численности работников предприя- тий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустро- ить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая коли- чество рабочих мест, на которых уж работают граждане указанной катего- рии. 1.2. Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске ра- боты, имеют органы местного самоуправления. Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и работодателями. Органы местного самоуправления с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих территориальных орга- нов государственной службы занятости населения с участием органов по труду устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям независи- мо от форм собственности (1) квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске ра- боты. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места для ука- занной категории граждан, предоставляются льготы и компенсации в соот- ветствии с действующим законодательством. При установлении квоты определяется ее размер для каждой катего- рии граждан и конкретные организации со среднесписочной численностью 35 человек и более, на которых на вводится. 1.3. К группам населения, для которых производится в первую оче- редь квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федера- ции и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федера- ции: инвалиды; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе восемнадцати лет; лица, освобожденные из мест лише- ния свободы; женщины, воспитывающие детей-инвалидов. В зависимости от ситуации, складывающейся на рынке труда, возможно квотирование рабочих мест и для других групп населения (2). Преимущественным правом направления для трудоустройства на рабо- чие места, созданные в счет установленной квоты, должны пользоваться безработные граждане из числа особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, состоящие на учете в органах государственной службы занятости населения. 2. Рекомендуемые условия и порядок квотирования рабочих мест 2.1. Квотирование рабочих мест организациям производится на осно- вании договоров, заключаемых с ними органами местного самоуправления. Договор о квотировании должен содержать в числе прочих обязатель- ные сведения: наименование рабочего места; категорию граждан, для ко- торой созданы рабочие места; санитарно-гигиенические требования и рек- комендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда; источники финансирования (или налоговые льготы и платежи), а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора. ______________ 1 Далее - организации. 2 Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолет- них детей; родители, воспитывающие детей до трех лет и являющиеся единственными кормильцами в семье; лица предпенсионного возраста; ли- ца, продолжительное время не имеющие работы; беженцы, вынужденные пе- реселенцы, а также некоторые категории граждан. 2.2. Условия и порядок установления квоты, ее размеры и сроки действия, категории граждан, для которых она устанавливается, утверж- даются органом местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (3). 2.3. Размер квоты и порядок ее ввода определяются органом местно- го самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на регио- нальном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возмож- ностей региона на срок не менее одного календарного года. Квота для инвалидов устанавливается в размере не менее 3% от среднесписочной численности работников с учетом инвалидов, ранее принятых на работу. 2.4. О проведении мероприятий по квотированию рекомендуется ин- формировать работодателей не менее чем за три месяца до начала введе- ния квоты. 2.5. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты произво- дится работодателем по направлению территориальных органов госу- дарственной службы занятости населения с учетом предложений территори- альных органов социальной защиты населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В течение срока действия договора о квотировании увольнение ра- ботников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе администрации осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, напра- вившего их на данные рабочие места. 2.6. Ликвидацию рабочих мест, созданных в рамках квот, целесооб- разно производить после согласования с органами местного самоуправле- ния и с уведомлением территориальных органов государственной службы занятости населения и органов по труду. 3. Участие работодателей в обеспечении занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите 3.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий, направлен- ных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защи- те и испытывающих трудности в поиске работы. Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет необходимое количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости их специальное оборудование. В месячный срок с момента получения решения органа местного самоуправления о квотировании рабо- чих мест он разрабатывает мероприятия по организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты, о ко- торых сообщает в соответствующий территориальный орган государственной службы занятости населения. 3.2. В случае невозможности выделения или создания на своем про- изводстве рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты работодатели вправе для э той цели арендовать рабочие места или произ- вести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стои- мости квотируемых рабочих мест в других организациях. Несколько организаций по предложению органа местного самоуправле- ния и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них. 3.3. Перечисление денежных средств в размере стоимости создавае- мых рабочих место осуществляется работодателем по платежному требова- нию органа местного самоуправления, расчет перечисляемых работодателем денежных средств целесообразно производить помесячно. _____________ 3 Территориальные органы социальной защиты населения, органы управ- ления образованием, органы по делам молодежи, комиссии по делам несо- вершеннолетних, объединения предпринимателей и работодателей и др. 3.4. В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в дру- гих организациях работодатели несут ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства. 3.5. Работодатели предоставляют органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы заня- тости населения информацию о движении квотируемых рабочих мест. Реко- мендуемый срок представления этой информации - не позднее трех дней с момента принятия решения об их выделении, ликвидации или перепрофили- ровании, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест. Информацию о создании рабочего места в рамках установленной квоты работодателям целесообразно передавать органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы заня- тости населения не позднее десяти дней с момента его создания. 4. Источники финансирования и льготы работодателям, выделяющим или создающим рабочие места 4.1. Рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, создаются за счет средств работодателей, средств Государственного фонда заня- тости населения Российской Федерации, территориального фонда социаль- ной поддержки населения, а также иных источников. 4.2. Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места, органы местного самоуправления устанавливают льготы в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством. 4.3. Для финансирования мероприятий по оказанию содействия заня- тости лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности при поиске работы, с учетом региональных особенностей орга- нами местного самоуправления могут создаваться целевые фонды за счет: средств местных бюджетов; средств внебюджетных фондов, образуемых органами местного самоуп- равления; отчислений работодателей на создание рабочих мест в пределах установленных квот; средств специализированных территориальных фондов и фондов соци- ального страхования; добровольных взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц; средств, выплачиваемых по штрафным санкциям работодателями, не выполнившими установленных квот. |