ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ. Постановление. Министерство труда РФ (Минтруд России). 06.02.95 9

     
       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ
         НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ,
                ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
     
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
     
                        МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РФ
     
                          6 февраля 1995 г.
     
                                 N 9
     
                              (БТР 95-3)
     
                                     
     Во исполнение  распоряжения Правительства Российской Федерации от
11 октября 1994 г.  N 1622-р Министерство труда  Российской  Федерации
постановляет:
     1. Утвердить Рекомендации по квотированию рабочих мест на  предп-
риятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в со-
циальной защите, согласно приложению.
     2. Признать  утратившими  силу постановление Министерства труда и
занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 г.  N  21в  и
постановление Министерства  труда  Российской  Федерации  от 7 октября
1993 г. N 158.
     
Министр труда Российской Федерации             Г.МЕЛИКЬЯН
               
     
                                                Приложение
                                    к постановлению Министерства труда
                                           Российской Федерации
                                         от 6 февраля 1995 г. N 9
     
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
     по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях
              и организациях для лиц, особо нуждающихся
                         в социальной защите
     
                          1. Общие положения
     1.1. Квотирование рабочих мест для приема на  работу  лиц,  особо
нуждающихся в  социальной защите и испытывающих трудности в поиске ра-
боты, производится в целях обеспечения дополнительных  гарантий  заня-
тости граждан.
     Квота - минимальное количество рабочих мест  для  граждан,  особо
нуждающихся в  социальной защите и испытывающих трудности в поиске ра-
боты (в процентах от среднесписочной численности работников  предприя-
тий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустро-
ить на данном предприятии,  в учреждении,  организации,  включая коли-
чество рабочих мест, на которых уж работают граждане указанной катего-
рии.
     1.2. Право на установление квоты для приема на работу лиц,  особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске  ра-
боты, имеют органы местного самоуправления.
     Квотирование осуществляется по согласованию с  работодателями  на
основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и
работодателями.
     Органы местного самоуправления с учетом ситуации,  складывающейся
на рынке труда, по представлению соответствующих территориальных орга-
нов государственной  службы  занятости населения с участием органов по
труду устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям независи-
мо от форм собственности (1) квоты для приема на работу граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске  ра-
боты. Работодателям,  выделяющим  или создающим рабочие места для ука-
занной категории граждан, предоставляются льготы и компенсации в соот-
ветствии с действующим законодательством.
     При установлении квоты определяется ее размер для каждой  катего-
рии граждан  и  конкретные организации со среднесписочной численностью
35 человек и более, на которых на вводится.
     1.3. К группам населения,  для которых производится в первую оче-
редь квотирование рабочих мест,  относятся граждане Российской Федера-
ции и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федера-
ции: инвалиды;  выпускники общеобразовательных учреждений,  учреждений
начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа
сирот и лишенных попечения родителей,  а  равно  лиц,  их  заменяющих;
несовершеннолетние, освобожденные  из  воспитательно-трудовых  колоний
или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения;
другие лица моложе восемнадцати лет; лица, освобожденные из мест лише-
ния свободы;  женщины, воспитывающие детей-инвалидов. В зависимости от
ситуации, складывающейся на рынке труда, возможно квотирование рабочих
мест и для других групп населения (2).
     Преимущественным правом  направления для трудоустройства на рабо-
чие места,  созданные в счет установленной квоты,  должны пользоваться
безработные граждане  из числа особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы,  состоящие на учете в  органах
государственной службы занятости населения.
     
     2. Рекомендуемые условия и порядок квотирования рабочих мест
     2.1. Квотирование рабочих мест организациям производится на осно-
вании договоров, заключаемых с ними органами местного самоуправления.
     Договор о квотировании должен содержать в числе прочих обязатель-
ные сведения:  наименование рабочего места; категорию граждан, для ко-
торой созданы рабочие места; санитарно-гигиенические требования и рек-
комендации медико-социальной  экспертизы  по условиям и режимам труда;
источники финансирования (или налоговые льготы  и  платежи),  а  также
санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.
______________
     1
       Далее - организации.
     2
       Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолет-
них детей;  родители,  воспитывающие  детей  до  трех лет и являющиеся
единственными кормильцами в семье;  лица предпенсионного возраста; ли-
ца, продолжительное время не имеющие работы;  беженцы, вынужденные пе-
реселенцы, а также некоторые категории граждан.
     
     
     2.2. Условия и порядок установления квоты,  ее  размеры  и  сроки
действия, категории граждан,  для которых она устанавливается, утверж-
даются органом местного самоуправления с привлечением соответствующего
территориального органа  государственной  службы  занятости населения,
органа по  труду  и общественных организаций,  представляющих интересы
групп граждан,  особо нуждающихся в социальной защите  и  испытывающих
трудности в поиске работы (3).
     2.3. Размер квоты и порядок ее ввода определяются органом местно-
го самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на регио-
нальном рынке труда,  возможностей работодателей,  финансовых  возмож-
ностей региона  на  срок не менее одного календарного года.  Квота для
инвалидов устанавливается в размере не  менее  3%  от  среднесписочной
численности работников с учетом инвалидов, ранее принятых на работу.
     2.4. О проведении мероприятий по квотированию  рекомендуется  ин-
формировать работодателей  не менее чем за три месяца до начала введе-
ния квоты.
     2.5. Трудоустройство  граждан в счет установленной квоты произво-
дится работодателем  по  направлению  территориальных  органов   госу-
дарственной службы занятости населения с учетом предложений территори-
альных органов социальной защиты населения,  органов по труду, органов
управления образованием,  органов по делам молодежи, комиссий по делам
несовершеннолетних, а также общественных  организаций  инвалидов  либо 
самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите 
и испытывающих трудности в поиске работы.
     В течение  срока  действия договора о квотировании увольнение ра-
ботников, трудоустроенных в счет квоты,  по  инициативе  администрации
осуществляется при  обязательном уведомлении центра занятости,  напра-
вившего их на данные рабочие места.
     2.6. Ликвидацию рабочих мест,  созданных в рамках квот, целесооб-
разно производить после согласования с органами местного  самоуправле-
ния и  с  уведомлением  территориальных органов государственной службы
занятости населения и органов по труду.
     
        3. Участие работодателей в обеспечении занятости лиц,
                особо нуждающихся в социальной защите
     3.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий,  направлен-
ных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защи-
те и испытывающих трудности в поиске работы.
     Работодатель в  соответствии  с  установленной квотой создает или
выделяет необходимое количество рабочих мест,  предусмотрев  в  случае
необходимости их  специальное оборудование.  В месячный срок с момента
получения решения органа местного самоуправления о квотировании  рабо-
чих мест  он  разрабатывает  мероприятия по организации дополнительных  
или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты, о ко-
торых сообщает в соответствующий территориальный орган государственной 
службы занятости населения.
     3.2. В  случае невозможности выделения или создания на своем про-
изводстве рабочих мест для использования труда  инвалидов  или  других
категорий граждан  в  счет  установленной для данной организации квоты
работодатели вправе для э той цели арендовать рабочие места или произ-
вести соответствующее  перечисление  в местный бюджет для оплаты стои-
мости квотируемых рабочих мест в других организациях.
     Несколько организаций по предложению органа местного самоуправле-
ния и по договоренности  между  собой  могут  создать  за  счет  своих
средств цех или участок на одном из них.
     3.3. Перечисление денежных средств в размере стоимости  создавае-
мых рабочих место осуществляется работодателем по платежному  требова-
нию органа местного самоуправления, расчет перечисляемых работодателем 
денежных средств целесообразно производить помесячно.
_____________
     3
     Территориальные органы социальной защиты населения, органы управ-
ления образованием,  органы по делам молодежи, комиссии по делам несо-
вершеннолетних, объединения предпринимателей и работодателей и др.
     
     3.4. В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в дру-
гих организациях  работодатели несут ответственность,  предусмотренную
нормами действующего законодательства.
     3.5. Работодатели предоставляют органам местного самоуправления и
соответствующим территориальным органам государственной  службы  заня-
тости населения информацию о движении квотируемых рабочих мест.  Реко-
мендуемый срок представления этой информации - не позднее трех дней  с
момента принятия решения об их выделении,  ликвидации или перепрофили-
ровании, а также в случае увольнения работников с квотируемых  рабочих
мест.
     Информацию о создании рабочего места в рамках установленной квоты
работодателям целесообразно передавать органам местного самоуправления
и соответствующим территориальным органам государственной службы заня-
тости населения не позднее десяти дней с момента его создания.
     
         4. Источники финансирования и льготы работодателям,
                выделяющим или создающим рабочие места
     4.1. Рабочие  места для трудоустройства лиц,  особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы,  создаются
за счет  средств  работодателей,  средств Государственного фонда заня-
тости населения Российской Федерации,  территориального фонда социаль-
ной поддержки населения, а также иных источников.
     4.2. Для  работодателей,  выделяющих  или   создающих   за   счет
собственных средств  рабочие  места,  органы  местного  самоуправления
устанавливают льготы в пределах  своих  полномочий  в  соответствии  с
действующим законодательством.
     4.3. Для финансирования мероприятий по оказанию содействия  заня-
тости лицам,  особо  нуждающимся  в  социальной  защите и испытывающим
трудности при поиске работы,  с учетом региональных особенностей орга-
нами местного самоуправления могут создаваться целевые фонды за счет:
     средств местных бюджетов;
     средств внебюджетных фондов, образуемых органами местного самоуп-
равления;
     отчислений работодателей  на  создание  рабочих  мест  в пределах
установленных квот;
     средств специализированных  территориальных фондов и фондов соци-
ального страхования;
     добровольных взносов   предприятий,  общественных  организаций  и
частных лиц;
     средств, выплачиваемых  по  штрафным санкциям работодателями,  не
выполнившими установленных квот.