О РАЗВИТИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН Г. МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 4 апреля 1995 г. N 276 (ЭЖ 95-16) Заслушав и обсудив предложения по развитию и реорганизации произ- водственных зон г. Москвы, подготовленные Научно-исследовательским и проектным институтом генерального плана г. Москвы и представленные Ко- митетом по архитектуре и градостроительству Москвы, правительство Москвы отмечает: Производственные зоны в Москве занимают свыше 16% территории го- рода и являются самыми неэффективно, беспорядочно застроенными и эко- логически опасными территориями. До настоящего времени не завершена инвентаризация земель, входящих в состав производственных зон. Изменение структуры занятости в отраслях народнохозяйственного комплекса (сокращение численности работающих и уменьшение объемов про- мышленного производства) не сопровождается высвобождением производс- твенных площадей и территорий для нужд городского хозяйства или на вторичный рынок прав землепользования. Практически не используются большие потенциальные возможности территорий в срединной и центральной частях города, занятых в настоя- щее время производственными объектами. Не отработаны правовые и экономические механизмы, стимулирующие перебазирование этих объектов, а также ликвидацию экологически вредных и непрофильных для Москвы предприятий. Отсутствует система четкого градостроительного зонирования с нормативами и механизмами, обеспечи- вающими их исполнение. В результате сохраняется экономико-правовая возможность размеще- ния единичных объектов на наиболее легких в освоении территориях в ущерб градостроительной политике реорганизации и реконструкции произ- водственных зон, намеченной одобренными правительством Москвы "Основ- ными направлениями градостроительного развития Москвы и Московской об- ласти на период до 2010 года". Учитывая значение производственной сферы города в решении острей- ших социальных, экологических и экономических проблем развития столицы и региона, правительство Москвы п о с т а н о в л я е т: 1. Принять за основу предложения Москомархитектуры о развитии и реорганизации производственных зон (приложение N 1), предусматриваю- щие: 1.1. Частичное сокращение территорий производственных зон за счет ликвидации или вывода в соответствии с ранее принятыми решениями ре- сурсоемких непрофильных и загрязняющих окружающую среду предприятий с целью высвобождения территорий для размещения жилищного, культурно-бы- тового строительства и озеленения. 1.2. Развитие и внедрение общественно-деловых функций и наукоем- ких производств с передовыми технологиями. 1.3. Интенсификацию промышленно-производственного использования территорий сложившихся производственных зон с возможным высвобождением участков под другие виды городского строительства и развитие произ- водственных зон на присоединенных к Москве территориях. 1.4. Сохранение существующего использования территории отдельных производственных зон с проведением необходимых мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду расположенных в них объек- тов. 1.5. Осуществление реорганизации производственных зон без сокра- щения мест приложения труда, а также прекращение организации новых производственных зон в г. Москве. 2. Москомархитектуре, Москомзему, Москомимуществу совместно с де- партаментами экономической политики, промышленности, потребительского рынка, транспорта и связи, инженерного обеспечения, Москомприродой, МГЦ Госсанэпиднадзора подготовить и внести в 1996 году на рассмотрение правительству Москвы проекты законодательных документов, формирующих организационно-правовые и экономико-финансовые механизмы эффективного управления реорганизацией производственных зон Москвы. 3. Возложить на АО "Москапстрой" функции единого заказчика на проектирование и строительство внеплощадочных инженерных коммуникаций, сооружений и дорог по договору с застройщиками-инвесторами. 4. Возложить функции единого заказчика на разработку предпроект- ной и проектно-планировочной документации на разработку производствен- ных зон на ГлавАПУ Москомархитектуры. 5. Москомзему: 5.1. Завершить в 1995 г. инвентаризацию земель производственных зон и производственных территорий, расположенных за пределами этих зон, с включением информации в автоматизированную систему. Материалы инвентаризации представлять по мере их выполнения в Москомприроду и МГЦ Госсанэпиднадзора для учета при проведении природоохранной и сани- тарно-гигиенической инвентаризации, а также в Москомархитектуру для выполнения анализа эффективности использования территорий производс- твенных зон и отдельных производственных объектов и разработки реко- мендаций по их дальнейшему использованию. 5.2. Подготовить в 1995 г. совместно с Москомархитекрурой по сог- ласованию с департаментами экономических проблем и финансов для внесе- ния в Московскую городскую Думу проект Закона г. Москвы "О платежах на землю", учитывающий тенденции развития рынка земель, необходимость формирования городского бюджета в объеме, обеспечивающем выполнение Москвой столичных функций, предусматривающий установление дифференци- рованной платы за пользование городской землей в зависимости от места расположения участка, уровня развития инфраструктуры, эффективности использования территории, а также применение повышающих коэффициентов к базовым ставкам в случае нарушения землепользователем установленных правил. 5.3. Обеспечить в 1995 г. финансирование работ по подготовке про- екта Закона г. Москвы "О платежах за землю" за счет средств, выделяе- мых Москомзему, в соответствии с распоряжением мэра от 09.08.94 N 380-РМ "О финансировании работ по ведению земельного кадастра, зем- леустройству, мониторингу и контролю". 5.4. Подготовить в месячный срок и представить на рассмотрение правительству Москвы предложения по введению дифференцированных повы- шающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за земельные участки, используемые на период строительства за пределами границ ос- новного отвода. 6. Префектурам административных округов совместно с Москомземом в двухмесячный срок выявить сторонних землепользователей (организации, не оформившие договор аренды в установленном порядке) на территориях предприятий и организаций и внести в правительство Москвы предложения по их изъятию. 7. Москомприроде и МГЦ Госсанэпиднадзора: 7.1. Подготовить в трехмесячный срок программу проведения приро- доохранной и санитарно-гигиенической инвентаризации объектов произ- водственных зон города и представить ее на рассмотрение правительству Москвы. Провести в 1995 - 1996 гг. инвентаризацию и представлять мате- риалы инвентаризации в Москомархитектуру по мере выполнения работ. 7.2. По итогам инвентаризации объектов производственных зон горо- да провести в 1996 г. корректировку природоохранных и санитарно-гигие- нических норм и правил размещения производственных и коммунальных объ- ектов в Москве. 7.3. Проводить рассмотрение предпроектной документации на реконс- трукцию отдельных объектов в сохраняемых производственных зонах по ме- ре проведения инвентаризации этих зон до утверждения ПДП при условии сокращения негативного воздействия этих объектов на окружающую среду (приложение N 1). 8. Москомприроде в I полугодии 1995 г. подготовить и направить в Москомзем для учета при подготовке проекта Закона г. Москвы "О плате за землю" предложения по введению дифференцированных повышающих коэф- фициентов к базовым ставкам арендной платы за земельные участки в за- висимости от экологических параметров предприятий. 9. Москомимуществу и Москомзему не оформлять права землепользова- ния на условиях долгосрочной аренды ликвидируемым и перебазируемым объектам, а также предприятиям, расположенным в границах производс- твенных зон, подлежащих реорганизации (приложение N 1). 10. Департаменту перспективного развития Москвы, Москомзему, Мос- комприроде, Москомархитектуре предусматривать в соответствующих разде- лах программ проектных и научно-методических работ начиная с 1995 года выполнение работ по развитию и реорганизации производственных террито- рий города согласно приложению N 2 в пределах объемов инвестиционной программы, утвержденной правительством Москвы. 11. Москомархитектуре: 11.1. Выполнить по заказу Москомзема на основе методики оценки эффективности использования городских земель и представленных Моском- земом материалов инвентаризации в 1995 - 1996 гг. анализ эффективности использования территории производственных зон с выдачей рекомендаций по их дальнейшему использованию, в 1996 - 1997 гг. - анализ использо- вания территории отдельных производственных объектов. 11.2. Выполнить в 1995 - 1996 гг. по заказу Департамента перспек- тивного развития Москвы предложения по выводу и перебазированию непро- фильных для г. Москвы предприятий и организаций, а также временных землепользователей. 11.3. Разрабатывать начиная с 1995 г. по заказу Департамента перспективного развития г. Москвы перечни строек производственных объ- ектов (с обоснованием очередности и указанием сроков строительства и источников финансирования), размещаемых или входящих в производствен- ные зоны города, подлежащие реорганизации согласно настоящему поста- новлению и утвержденной градостроительной документации. 11.4. При разработке проектов детальной планировки производствен- ных зон учитывать необходимость перебазирования предприятий из сели- тебных зон города, в первую очередь из Центрального административного округа Москвы, в соответствии с разработанной и утвержденной градост- роительной документацией. 11.5. Разработать в 1995 г. нормы и правила проектирования плани- ровки и застройки производственных территорий г. Москвы с последующим согласованием и утверждением их в установленном порядке. 12. ММП "Мосводоканал" и АО "Мосэнерго" не допускать выдачу тех- нических условий на развитие предприятий без согласования МГЦ Госсанэ- пиднадзора, Москомприроды и Москомархитектуры. 13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к постановлению пpавительства Москвы от 4 апpеля N 276 Пpедложения по pазвитию и pеоpганизации пpоизводственных теppитоpий г. Москвы ------------------------------------------------------------------------ Сохpаняемые Пpомзоны, подлежащие pеоpганизации и pазвитию пpомзоны ------------------------------------------------------------------------ Интенсификация Внедpение общест- Частичное сокpаще- пpомышленно- пpо- венно-деловых фу- ние теppитоpий изводственного нкций и наукоем- пpомзон под жилищ- использования те- ких пpоизводств ное стpоительство, ppитоpии сложив- озеленение шихся пpомзон с высвобождением участков под дpу- гие виды стpоите- льства и pазвитие пpомзон на стpои- тельных теppито- pиях Центpальный администpативный окpуг N 1 Павелецкая N 17 Куpская ** (севеpная часть)* N 18 Гpузинский N 4 Звенигоpодс- вал ** кое ш. ** N 16 Митьковская ветка ** Севеpный администpативный окpуг N 8 Пл. Развилки N 46 Коpовино * N 5 Магистpаль- N 7 Боткинский N 12 ТСХА ные ул.* пp.** N 13 Коптево п/з Подpезково* N 44 Бpатцево N 9 ул. Пpавды** N 47 Вагоноpемонт п/з Планеpная* N 45 Авиамотоp- ная** N 48 Дегунино- Лихобоpы** Севеpо - Восточный администpативный окpуг N 14 э-д "Колибp" N 11 Огоpодный N 15 Алексеевские N 10 Владыкино** N 50 Алтуфьевское пp. * ул. ** N 51а Осташковс- ш. ** N 49 Бескудниково кое ш. N 51 Медведково * N 52а Свиблово N 52 Севеpянин Восточный администpативный окpуг N 20 Семеновская N 54 Пpожектоp** N 19 Хапиловка** N 21 Киpпичные ул. N 22 Соколиная гоpа** N 53 Калошино N 55 Пеpово Юго-Восточный администpативный окpуг N 57 Куpьяново* N 24 Каpачаpово* N 23 Сеpп и Мо- N 59 Чагино-Капо- N 63 Выхино N 26 Южный поpт* лот ** тоня N 56 Гpайвоpоно- N 25 Волгогpадс- во* кий пp.** N 58 Люблино-Пе- pеpва* Южный администpативный окpуг N 29 Нагатино N 1 Павелецкая N 3 Донские ул. N 32 Котляково (южная часть)* (севеpная часть)** N 28 Ленино N 2 Ваpшавское ш. N 33 Веpхние кот- N 28а Биpюлево N 27 ЗИЛ** лы* N 36 Кpасный N 30 Коломенское стpоитель N 65 Чеpтаново* N 31 Кашиpское ш. Юго-Западный администpативный окpуг N 34 Чеpемушки п/з Южное Бутово* N 3 Донские ул. N 35 Воpонцово (южная часть)** N 62 Теплый Стан Западный администpативный окpуг N 40 Фили N 39 Беpежковская N 37 Очаково п/з Солнцево наб.* (севеpная часть)* пк/з Рублево N 40а Западный поpт Севеpо-Западный администpативный окpуг N 6 Силикатные ул.* N 43 Тpикотажная N 41 Октябpьское (восточная часть)* поле N 42 Тушино пк/з Митино Зеленогpадский администpативный окpуг п/з Алабушево п/з Севеpная п/з Южная п/з Восточная п/з Малино пк/з Шеpеметьево п/з ЦИЭ ------------------------------------------------------------------------ п/з - пpоизводственные зоны; пк/з - пpоизводственно-коммунальные зоны; * - пpомзоны, тpебующие пеpвоочеpедной pазpаботки пpоектов детальной планиpовки (ПДП); ** - пpомзоны, тpебующие пеpвоочеpедной pазpаботки пpедпpоектной до- кументации (гpадостpоительного pегламента), а затем - ПДП. ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к постановлению пpавительства Москвы от 4 апpеля N 276 Пеpечень пеpвоочеpедных pабот по пpогpамме pазвития и pеоpганизации пpоизводственных зон Москвы ---------------------------------------------------------------------------- N Наименование pабот Сpоки Объемы финансиpо- Заказчик Ответствен- n/n выполнения вания (млн. pуб- ный исполни- ---------- лей в ценах 1991 тель На- Окон- г. с Ки=90) чало чание ----------------- Всего В т.ч. на 1995 г. ---------------------------------------------------------------------------- Оpганизационно-пpавовые меpопpиятия 1. Завеpшение инвен- 1995 1995 в соответствии с Москомзем Москомзем таpизации земель утвеpжденной пpо- пpоизводственных гpаммой pабот зон 2. Пpоведение пpиpо- 1995 1996 в соответствии с Москомпpи- Москомпpи- доохpанной и сани- пpогpаммой pабот pода, МГЦ pода, МГЦ таpно -гигиеничес- Госсанэпид- Госсанэпид- кой инвентаpизации надзоpа надзоpа территорий и объ- ектов промзон и разработка томов ПДВ для промзон 3. Разработка пакета 1995 1996 в соответствии с Депаpтамент Москомаpхи- организационно - пpогpаммой pабот пеpспектив- тектуpа, правовых и эконо- ного pазви- Москомзем, мико - финансовых тия Москвы Москомиму- документов, обес- щество печивающих реорга- низацию производс- твенных зон Ноpмативно-методическое обеспечение 4. Разработка положе- 1995 1995 150,0 150,0 Депаpтамент НИиПИ ний о составе, по- пеpспектив- генплана рядке разработки, ного pазви- г. Москвы согласования и ут- тия Москвы верждений проектов детальной плани- ровки промышлен- но-производствен- ных и коммуналь- но-складских тер- риторий 5. Научно -методичес- 1995 1995 150,0 150,0 Депаpтамент НИиПИ кие основы разра- пеpспектив- генплана ботки градостои- ного pазви- г. Москвы тельного регламен- тия Москвы та по реорганиза- ции производствен- ных зон Пpоектно-планиpовочные pаботы 6. Подготовка предло- 1995 1996 1000,0 400,0 Москомаpхи- НИиПИ жений по градост- тектуpа генплана роительной реорга- г. Москвы низации промзон с разработкой гра- достроительного регламента реорга- низации промзоны "Серп и молот" ---------------------------------------------------------------------------- |