ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА 25 января 1995 г. N 10 (ВМД 95-2) В связи с окончанием срока действия приватизационных чеков и в развитие Государственной программы приватизации, в соответствии с п. 5 статьи 3 Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 года "О приватиза- ции государственных и муниципальных предприятий в Российской Федера- ции" (с изменениями и дополнениями от 5 июня 1992 года и 24 декабря 1993 года) Московская городская Дума п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Основные положения приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы (далее - Основные положения), яв- ляющиеся документом, представляющим принципы проведения приватизации в г. Москве с учетом ее особенностей. Основные положения служат основой для разработки Московской программы приватизации (далее - Московская программа) (приложение). 2. Московской городской Думе совместно с Правительством Москвы создать рабочую комиссию для разработки Московской программы. 3. Правительству Москвы обеспечить финансирование работ комиссии, связанных с разработкой проекта Московской программы. 4. Комиссии в двухмесячный срок разработать и представить на ут- верждение в Московскую городскую Думу Московскую программу. 5. Правительству Москвы: - в срок до 15 февраля 1995 года направить в Госкомимущество Рос- сийской Федерации для согласования Положение о порядке оценки объектов недвижимости в г. Москве. Результаты согласования сообщить Московской городской Думе; - разработать Положение по использованию аккумулированных (по форме N 31) приватизационных чеков; - в срок до 1 июня 1995 года утвердить нормативные акты, регла- ментирующие порядок уплаты, распределения, учета и контроля за поступ- лением средств от приватизации государственных и муниципальных предп- риятий, а также перечислением дивидендов по акциям, закрепленным в го- сударственной собственности, направляемых на финансирование объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий на баланс местных органов власти. 6. Московской городской Думе для учета специфики г. Москвы выйти в Государственную Думу с законодательной инициативой по внесению изме- нений и дополнений в действующее законодательство по вопросам: - восстановления фонда акционирования работников предприятия (ФАРП) с целью заинтересованности работников акционерных обществ в их деятельности; - расширения функции "Золотой акции" по управлению государствен- ной и муниципальной долями собственности; - продажи акций членам трудовых коллективов и опционов на право приобретения акций руководителями (управляющими) по номинальной стои- мости при определении уставного капитала по балансу за отчетный период на момент утверждения Плана приватизации и Устава; - налоговых и иных (таможенных) льгот при привлечении отечествен- ных и иностранных инвестиций, осуществляемых в денежной и/или техни- ческой форме, и перенесении налогового бремени с прибыли на имущество с целью активизации предпринимательства и получения постоянного и ста- бильного поступления средств в бюджет; - распределения средств от приватизации. 7. Московской городской Думе до 15 февраля 1995 года подготовить перечень нормативных актов, обеспечивающих реализацию Основных положе- ний приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Моск- вы. 8. Правительству Москвы создать публичную библиотеку (архив) для размещения информации, связанной с процедурами приватизации, в том числе копии уставов и планов приватизации акционерных обществ, создан- ных в порядке преобразования государственных или муниципальных предп- риятий. 9. Правительству Москвы определить одно или несколько московских изданий для публикации на правах рекламы информации рабочих комиссий и комиссий по приватизации о проведении закрытой подписки на акции акци- онерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных или муниципальных предприятий. 10. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подпи- сания и действует до принятия постановления (Закона) Московской город- ской Думы об утверждении Московской программы. 11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Московской городской Думы и координатора по направлению деятельности Московской городской Думы городская собственность, прива- тизация депутата Сизова Ю. С. Председатель Московской городской Думы В.М.Платонов Приложение к постановлению Московской городской Думы от 25.01.95 г. N 10 Комитет по управлению имуществом Москвы ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ г. МОСКВЫ Москва, 1994 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели приватизации 2. Средства достижения целей приватизации 3. Объекты приватизации 4. Субъекты приватизации 5. Разграничение прав собственности 6. Разграничение объектов собственности по возможности их прива- тизации 7. Способы приватизации и методы их реализации 8. Вид решения о приватизации и акционировании предприятий (объ- ектов) и порядок его принятия 9. Оценка стоимости объектов приватизации 10. Особенности документов на приватизацию 11. Льготы, предоставляемые при приватизации 12. Развитие фондового рынка 13. Средства от приватизации 14. Принципы информирования населения о планах приватизации 15. Переходный (подготовительный) период 16. Приватизация земельных участков, занимаемых объектами прива- тизации 17. Ограничения прав пользования 18. Приватизация неплатежеспособных предприятий 19. Приватизация объектов Жилищно-коммунального хозяйства 20. Приватизация объектов недвижимости, сданных в аренду Основные положения проведения приватизации государственных и му- ниципальных предприятий г. Москвы (далее - Основные положения) опреде- ляют основу для разработки программ приватизации в г. Москве (далее - Московская программа). Под проведением приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - приватизация предприятий (объектов) понимается приватизация всех перечисленных в разделе 3 объектов приватизации. Основные положения разработаны в соответствии с Законом Российс- кой Федерации от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (с изменениями и до- полнениями от 5 июня 1992 года и 24 декабря 1993 года) (далее - Закон о приватизации), с Государственной программой приватизации государст- венных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и с Основны- ми положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1994 года N 1535 (далее - Основные положения по Указу Президента Рос- сийской Федерации). 1. Цели приватизации Основными целями приватизации являются: - повышение эффективности экономики города в целом и деятельности отдельных предприятий; - формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников; - привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных; - сокращение вмешательства государственных органов управления и власти в деятельность предприятий и организаций ; переход от команд- но-административных методов управления к экономическим методам регули- рования; - повышение уровня благосостояния населения г. Москвы; - сохранение максимально возможного числа рабочих мест в г. Моск- ве; - создание новых рабочих мест в соответствии с потребностями г. Москвы; - содействие в реализации мероприятий по социальной защите насе- ления г. Москвы. 2. Средства достижения целей приватизации Основными средствами достижения целей приватизации являются: а) формирование организационных и финансовых условий, обеспечива- ющих развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики, в том числе: - укрепление гарантии соблюдения прав всех форм собственности, как частной, так и государственной, а также выполнение долговых и дру- гих обязательств, в том числе ответственности руководителей (управляю- щих) за результаты деятельности предприятий перед собственником; - стимулирование инвестиций, ориентированных на производство то- варов и услуг; - поощрение конкуренции; - поддержка и защита производителей товаров и услуг, среднего и малого предпринимательства; - действенная защита прав собственников, инвесторов и потребите- лей; - создание вторичного рынка недвижимости и ценных бумаг; б) индивидуальный подход к реорганизуемым предприятиям; в) смещение акцента в приватизации предприятий (объектов) на тер- риториальные органы исполнительной власти и местного самоуправления; г) совершенствование подготовки управленческого персонала госу- дарственных и муниципальных предприятий и акционерных обществ, в кото- рых находятся доли (паи, акции), являющиеся собственностью г. Москвы или муниципальных образований, в том числе введением института арбит- ражных и конкурсных управляющих, их лицензированием и сертификацией; д) минимизация ограничений при приватизации; е) сохранение и расширение рынка услуг торговли, бытового обслу- живания и городского транспорта в городе и муниципальных образованиях. 3. Объекты приватизации Объектами приватизации являются: - государственные и муниципальные предприятия г. Москвы; - подразделения государственных или муниципальных предприятий г. Москвы, выделяемые в самостоятельные предприятия; - оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы действующих или ликвидированных государственных или муниципальных предприятий г. Москвы; - доли (паи, акции), являющиеся собственностью г. Москвы или му- ниципальных образований, в имуществе акционерных обществ (товариществ) (далее - акционерные общества). Объектами приватизации могут быть земельные участки, занимаемые приватизируемыми государственными или муниципальными предприятиями, зданиями и сооружениями, являющиеся собственностью г. Москвы или муни- ципальных образований, в порядке, определенном разделом 16 Основных положений. 4. Субъекты приватизации Субъекты приватизации определяются Законом о приватизации, Граж- данским кодексом Российской Федерации, иными законодательными и норма- тивными актами Российской Федерации о приватизации. 5. Разграничение прав собственности Принцип отнесения государственного имущества к федеральной собст- венности и к собственности г. Москвы определен Законом Российской Фе- дерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федераль- ной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформле- ния прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российс- кой Федерации от 18 марта 1992 года N 114-РП. Отнесение объектов собственности к соответствующему уровню собст- венности осуществляется пообъектно. При наличии разногласий между ор- ганами исполнительной власти (Правительством Москвы и Правительством Российской Федерации) применяются согласительные процедуры. Решение о разграничении собственности г. Москвы на собственность субъекта Федерации и муниципальную собственность принимает Московская городская Дума по предложениям, сформированным Правительством Москвы. 6. Разграничение объектов собственности по возможности их приватизации Для упорядочения процесса приватизации предприятий (объектов), отнесенных к пп. 2.4 и 2.5 Государственной программы приватизации го- сударственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, ут- вержденной Указом президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 (далее - Госпрограмма), подлежит определению перечень предприятий (объектов), приватизацию которых рекомендуется провести до определенного Комитетом по управлению имуществом г. Москвы (далее - Москомимущество) срока (далее - перечень) . Перечень включает в себя также и законсервированные объекты и об- ъекты, незавершенные строительством. Подготовка перечня осуществляется Москомимуществом совместно с отраслевыми департаментами Правительства Москвы. Перечень является приложением к Московской программе. 7. Способы приватизации и методы их реализации Способы приватизации, применяемые в г. Москве, определяются п. 3.2 Основных положений по Указу Президента Российской Федерации, а именно: - акционирование приватизируемых предприятий с последующим разме- щением акций на возмездной и/или безвозмездной основе; - продажа действующих предприятий целиком или по частям в случае осуществления необходимых реорганизационных процедур; - продажа имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий; - выкуп арендованного имущества предприятия. Приоритетным методом реализации способов приватизации предприятий (объектов), указанных в первой части настоящего раздела, являются ин- вестиционные конкурсы (торги). Доли (паи, акции), являющиеся собственностью г. Москвы или муни- ципальных образований в имуществе акционерных обществ, продаются поку- пателю, который принимает на себя обязательство вложить в акционерное общество наибольший объем инвестиций для обеспечения его эффективного функционирования в условиях рыночных отношений и сохранения максималь- но возможного числа рабочих мест. 8. Вид решения о приватизации и акционировании предприятий (объектов) и порядок его принятия Инициатива в проведении приватизации предприятий (объектов) может исходить от лиц, указанных в статье 13 Закона о приватизации, и не связана с временным фактором по подаче заявки. Перечень, подготовленный в соответствии с разделом 6 Основных по- ложений, является инициативой Москомимущества и подлежит исполнению в рамках Московской программы. При рассмотрении заявки и документов на акционирование и привати- зацию предприятий (объектов) Москомимуществом могут быть приняты сле- дующие решения: 1) о запрещении осуществлять приватизацию; 2) об установлении ограничений на приватизацию в виде выпуска "Золотой акции" или закрепления за Москомимуществом пакета акций на срок не более трех лет; 3) о разрешении осуществлять приватизацию без каких-либо ограни- чений. Порядок принятия решений о приватизации предприятий (объектов) в г. Москве определяется Положением, утверждаемым Московской городской Думой по представлению Правительства Москвы. 9. Оценка стоимости объектов приватизации В соответствии с действующим в Российской Федерации порядком оценки для сопоставимости данных и анализа экономических процессов ве- личина уставного капитала при преобразовании государственных или муни- ципальных предприятий в акционерные общества открытого типа и оценка стоимости предприятий (объектов) для продажи их на аукционе по коммер- ческому или инвестиционному конкурсам определяются по данным баланса на дату, устанавливаемую законодательными (нормативными) актами Рос- сийской Федерации, в порядке, определенном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий". Оценка валютных средств проводится по курсу, установленному Бан- ком России на момент оценки имущества предприятия. Начальная цена предприятия (пакета акций акционерного общества, созданного в порядке преобразования государственного или муниципально- го предприятия), установленная планом приватизации, при их продаже Фондом имущества г. Москвы (в том числе по льготам членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам) устанавливается по решению пос- тоянно действующей комиссии по внесению изменений в планы приватиза- ции, создаваемой совместно Москомимуществом и Фондом имущества. При этом начальная цена предприятия, в том числе цена акций, реализуемых по льготным основаниям, определяется по данным баланса предприятия на последнюю отчетную дату. Оценка объектов недвижимости (здания, сооружения и земельные участки) осуществляется с учетом рыночной цены этих объектов в поряд- ке, определяемом Правительством Москвы и утверждаемом Московской го- родской Думой. 10. Особенности документов на приватизацию Подача, оформление и принятие к рассмотрению заявки на приватиза- цию от лиц, указанных в статье 13 Закона о приватизации, осуществляет- ся в соответствии с действующим законодательством Российской Федера- ции. Устав акционерного общества готовится рабочей комиссией или ко- миссией по приватизации на базе типового устава акционерного общества, разработанного в соответствии с действующим законодательством. План приватизации, включающий в себя план реорганизации предприя- тия и проспект эмиссий акций, готовится рабочей комиссией или комисси- ей по приватизации на базе типового плана приватизации и согласовыва- ется с трудовым коллективом приватизируемого предприятия в части льгот при приватизации. Требования к инвестиционной программе устанавливаются Москомиму- ществом в соответствии с Положением об инвестиционном конкурсе, утвер- ждаемым Правительством России. Инвестиционная программа разрабатывается по требованиям, указан- ным в Положении, утверждаемом Москомимуществом. Бизнес-план разрабатывается по требованиям, указанным в Положе- нии, утверждаемом Москомимуществом. 11. Льготы, предоставляемые при приватизации Льготы, предоставляемые при приватизации, регламентированы в раз- деле 3 Основных положений по Указу Президента Российской Федерации. 12. Развитие фондового рынка Мероприятия по развитию фондового рынка в процессе приватизации определяются законами Российской Федерации, указами Президента Россий- ской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России и Правительства Москвы, законодательными актами города Москвы, решени- ями Федеральной и Московской комиссий по ценным бумагам и фондовому рынку в пределах их компетенций, согласно законодательству России. Квитанции N 31 Сбербанка, выданные взамен приватизационного чека, погашаются акциями московских предприятий и другими муниципальными ценными бумагами в соответствии: с положениями, разработанными Прави- тельством Москвы и утвержденными Московской городской Думой. 13. Средства от приватизации Распределение средств, полученных от приватизации, осуществляется по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательными актами города Москвы в части полномочий субъекта Фе- дерации. Средства, поступающие в бюджеты соответствующих уровней, направ- ляются исключительно: - на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бы- тового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируе- мых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов госу- дарственной власти (органов местного самоуправления); - на финансирование мероприятий по социальной защите населения; - на реализацию соответствующих инвестиционных программ. Конкретное количество и порядок использования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы и рекомендованных получателям -- приватизированным предприятиям, опре- деляются с учетом инвестиционных программ и интересов муниципальных образований, на территории которых размещаются приватизированные пред- приятия (объекты). Контроль за использованием средств от приватизации осуществляет- ся: - Правительством Москвы; - Контрольно-счетной палатой Московской городской Думы по поруче- нию Московской городской Думы. 14. Принципы информирования населения о планах приватизации В целях максимального достижения гласности и доступности граждан к процедурам приватизации объявления о приватизации предприятий (объ- ектов), в том числе и о проведении закрытой подписки на акции акцио- нерного общества, созданного в порядке преобразования государственного или муниципального предприятия, публикуются рабочими комиссиями или комиссиями по приватизации предприятий в одном или нескольких московс- ких изданиях, определенных Правительством Москвы, на правах рекламы. Доступность к информации, связанной с процедурами приватизации, обеспечивается Московским Фондом имущества, в том числе созданием пуб- личной библиотеки (архива), в которой находятся копии уставов и планов приватизации акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных или муниципальных предприятий. 15. Переходный (подготовительный) период Для обеспечения реализации целей приватизации в г. Москве и обес- печения индивидуального подхода к реорганизуемым предприятиям в рамках Московской программы устанавливается переходный (подготовительный) пе- риод, в течение которого администрация приватизируемого предприятия и Москомимущество проводят анализ причин и возможных последствий сложив- шегося положения на предприятии с рекомендацией по способу приватиза- ции. 16. Приватизация земельных участков, занимаемых объектами приватизации До принятия земельного законодательства Российской Федерации зе- мельный участок сдается в долгосрочную аренду в соответствии с законо- дательными актами г. Москвы и постановлениями Правительства Москвы. Собственники (правопреемники) приватизированных государственных или муниципальных предприятий, иные собственники зданий, сооружений имеют исключительное право по своему выбору приобрести в собственность зани- маемые указанными объектами земельные участки либо взять их в долгос- рочную аренду в соответствии с законодательными актами города Москвы и нормативными актами Правительства Москвы. Земельные участки, на которых расположены государственные учреж- дения, организации и предприятия или здания и сооружения федеральной собственности, могут продаваться в федеральную собственность по реше- нию уполномоченного на то органа в соответствии с законодательными ак- тами города Москвы. 17. Ограничения прав пользования На земельные участки, на которых расположены объекты приватиза- ции, могут быть наложены только те ограничения, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативны- ми актами города москвы. Условия и ограничения по отношению к приватизируемому предприя- тию, зданию и сооружению могут быть установлены только в плане прива- тизации либо в договоре о продаже объекта недвижимости. Планы привати- зации предприятий федеральной собственности, расположенных на террито- рии г. Москвы, подлежат согласованию с органами государственной власти Москвы. Координацию согласования указанных документов, а также представ- ление в федеральные органы исполнительной власти предложений по особым условиям приватизации осуществляет Москомимущество. 18. Приватизация неплатежеспособных предприятий Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) осуществляет мониторинг финансового состояния предприятий г. Москвы. Москомимущество при рассмотрении планов приватизации осуществляет анализ финансового состояния предприятия в соответствии с утвержденны- ми Правительством Российской Федерации критериями. В случае наличия признаков неплатежеспособности, материалы по приватизации предприятия передаются в Московский комитет по делам о несостоятельности ( банк- ротстве) . Если Московским комитетом по делам о несостоятельности (банкротс- тве) принимается решение о приватизации неплатежеспособного предприя- тия-должника, то указанное решение, а также требования к плану прива- тизации направляются в Москомимущество. Продажа неплатежеспособных предприятий, не подавших в установлен- ном порядке заявок на приватизацию, осуществляется в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) на ос- новании решений Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве). 19. Приватизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Приватизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, громе жи- лого фонда, находящихся на балансе приватизируемых предприятий, может производиться: - путем включения в состав уставного капитала акционерного общес- тва, создаваемого на базе приватизированного предприятия; - выделением в самостоятельное предприятие, преобразуемое в акци- онерное общество или продаваемое целиком; - выделением и преобразованием по согласованию с Московским анти- монопольным управлением в казенное (московское или муниципальное) предприятие (хозяйство) при доминирующем положении этого объекта. При учреждении предприятий на базе объектов жилищнокоммунального хозяйства, кроме жилого фонда, находящихся на балансе приватизируемых предприятий, и при наличии предложений от акционерного общества, соз- данного на базе приватизированного предприятия, на балансе которого находились эти объекты, и органа управления муниципального образова- ния, на территории которого находится это предприятие, необходимо про- вести конкурс на соучредительство, при этом в особых условиях плана приватизации оговариваются обязательства покупателя (правопреемника) по выполнению функций и обязательств приватизируемого предприятия по осуществлению эксплуатации и обслуживанию жилищно-коммунального хозяй- ства. 20. Приватизация объектов недвижимости, сданных в аренду Приватизация объектов недвижимости, сданных в аренду. кроме объ- ектов, сданных в аренду в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Рос- сийской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", производится в соответствии с действующим зако- нодательством Российской Федерации и г. Москвы. Приватизация объектов, сданных в аренду в соответствии со стать- ями 9 и 10 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", не производится, если иное не будет предусмотрено законодательством. Документ разработан общественной зкспертно-аналитической группой при депутате Московской городской Думы Рукиной И. М. в составе: Бобро- вой Н. С., Величковского Г. А., Голубева А. Н., Додонова Б. К., Зусма- новича Л. М., Иванова Н. Ф., Морского И. М., Петровой Н. А., Суворовой К. А., Тихоновича В. В., Чижковой Т. И. совместно с представителями Комитета по управлению имуществом г. Москвы Авековым В. В. и Ануприен- ко В. Ю., с депутатами Московской городской Думы Рукиной И. М., Сизо- вым Ю. С., Шохиным С. О и согласован с представителем Госкомимущества Российской Федерации Лазаревским А. А., с представителями Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве) Кольцовым В. А. и Порхуновым А. В., а также с представителем государственно-правового отдела Московской городской Думы Масленниковой М. А. |