ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 7 марта 1995 г. N 233 Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном уч- реждении дополнительного образования детей. 2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о внешкольном учреждении в РСФСР. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин 7 марта 1995 года N 233 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государс- твенных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного об- разования детей (дворцов, домов и центров детского творчества, станций юных техников, туристов, натуралистов, центров дополнительного образо- вания детей, традиционной культуры, народных ремесел и другие). Для негосударственных учреждений дополнительного образования де- тей данное Типовое положение выполняет функции примерного. 2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) - тип образовательного учреждения, ос- новное предназначение которого - развитие мотивации личности к позна- нию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укреп- ления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга. 3. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соот- ветствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций. 4. В учреждении не допускаются создание и деятельность организа- ционных структур политических партий, общественно-политических и рели- гиозных движений и организаций. 5. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждени- ями, предприятиями, организациями, в том числе и зарубежными. 6. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом. 7. Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в учреждении, определяется уставом учреждения. 8. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определен- ных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных прог- рамм в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реали- зуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребнос- тям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время об- разовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работ- ников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации. II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ 9. Учреждение создается учредителем (учредителями) по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заяви- тельном порядке. Допускается совместное учредительство. 10. Организационно-правовая форма учреждения определяется стату- сом учредителя (учредителей). 11. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением оп- ределяются договором, заключенным между ними в соответствии с законо- дательством Российской Федерации. 12. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистра- ции. Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. 13. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляе- мые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 14. Учреждение проходит государственную аттестацию и аккредитацию в установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" порядке. 15. Учреждение может иметь филиалы, отделения, структурные под- разделения, которые по его доверенности могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоя- тельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных уч- реждениях. Филиалы и отделения учреждения проходят регистрацию по фактичес- кому адресу, лицензирование, аттестацию и аккредитацию в порядке, ус- тановленном для учреждения. 16. Учреждение в соответствии с действующим законодательством вправе образовывать комплексы, участвовать в создании и деятельности ассоциаций, союзов и иных объединений, в том числе с участием учрежде- ний, предприятий и общественных организаций. 17. Учреждение может быть реорганизовано, перепрофилировано, лик- видировано по решению учредителя (учредителей), если это не влечет на- рушения обязательств учреждения или если учредитель принимает эти обя- зательства на себя. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, ста- туса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 18. Ликвидация учреждения может быть осуществлена в установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" порядке. III. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19. Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей дея- тельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организа- ций, особенностей социально-экономического развития региона и нацио- нально-культурных традиций. 20. Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждения- ми, предприятиями, организациями может проводить профессиональную под- готовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, вы- дается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разря- да, класса, категории) по профессии. 21. Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую ма- териально-техническую базу, по согласованию с другими образовательными учреждениями может осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии. 22. Учреждение организует работу с детьми в течение всего кален- дарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в уста- новленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объ- единения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по мес- ту жительства детей. 23. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, созда- ет необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (лиц, их заменяющих). 24. В учреждении ведется методическая работа, направленная на со- вершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается педагогический (методический) совет. По- рядок его работы определяется уставом учреждения. Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других об- разовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям по договору с ними. 25. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновоз- растных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ан- самбль, группа, секция, кружок, театр и другие)*. 26. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государс- твенными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. 27. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным програм- мам. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем оп- ределяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индиви- дуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хоре- ографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жи- тельства. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родите- лей (лиц, их заменяющих), возрастных особенностей детей и установлен- ных санитарно-гигиенических норм. 28. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (лица, их заменяющие) без включения в основной состав, если кружок не платный, при наличии условий и согласия руководителя объеди- нения. 29. Учреждение может создавать объединения в других образователь- ных учреждениях, предприятиях и организациях. Отношения между ними оп- ределяются договором. IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 30. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (ли- ца, их заменяющие). 31. Порядок приема детей в учреждение в части, не отрегулирован- ной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе. 32. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) ро- дителей (лиц, их заменяющих) с уставом учреждения и другими документа- ми, регламентирующими организацию образовательного процесса. 33. Права и обязанности обучающихся, родителей (лиц, их заменяю- щих), работников определяются уставом учреждения и иными предусмотрен- ными уставом актами. 34. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение. 35. К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников. 36. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоре- чить трудовому законодательству Российской Федерации. 37. Педагогические работники учреждения имеют право на: участие в управлении учреждением; защиту своей профессиональной чести и достоинства; свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающих- ся; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педаго- гическим работникам в регионе. 38. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттес- тационной комиссии, определяет виды и размеры надбавок, доплат и дру- гих выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств. V. УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО 39. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Зако- ном Российской Федерации "Об образовании" и его уставом. 40. Непосредственное руководство государственным, муниципальным учреждением осуществляет директор. Прием на работу директора государственного учреждения осуществля- ется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления. 41. Директор учреждения : планирует, организует и контролирует образовательный процесс, от- вечает за качество и эффективность работы учреждения; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техни- ки безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалифика- ции работников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и долж- ностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом образовательного учреждения и обеспечи- вает рациональное использование финансовых средств; представляет учреждение в государственных, муниципальных и об- щественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем. 42. Общее руководство учреждением осуществляет выборный предста- вительный орган - совет учреждения. Порядок выбора совета определяется его уставом. 43. Разграничение полномочий между советом учреждения и директо- ром в части, не регламентированной настоящим Типовым положением, опре- деляется уставом учреждения. VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ 44. За учреждением в целях обеспечения его деятельности собствен- ником (уполномоченным им органом) закрепляются здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осу- ществления уставной деятельности имущество потребительского, культур- ного, социального и иного назначения. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с наз- начением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждени- ем, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законода- тельством Российской Федерации. 45. Учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним иму- щество в соответствии с законодательством Российской Федерации. 46. Деятельность учреждения финансируется его учредителем. Источ- никами формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им органом); средства родителей (лиц, их заменяющих); добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; средства, полученные от предоставления дополнительных образова- тельных услуг; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности; кредиты банков и других кредиторов; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансо- выми средствами. 47. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах нахо- дящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности де- нежных средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в ус- тановленном законодательством Российской Федерации порядке. 48. Финансирование учреждения осуществляется на основе государс- твенных и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения. Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зави- сящие от количества детей. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя. 49. Учреждение может оказывать дополнительные платные образова- тельные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образова- тельных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и дру- гие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Платная образовательная деятельность учреждения не относится к предпринимательской, если получаемый от нее доход за вычетом доли уч- редителя (собственника) реинвестируется в данное учреждение на разви- тие и совершенствование образовательного процесса (в том числе зара- ботную плату). 50. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности. При осуществлении учреждением предусмотренной его уставом предп- ринимательской деятельности учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. 51. Учреждению принадлежит право собственности на денежные средс- тва, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физически- ми и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельности учреждения и приобретен- ные на эти доходы объекты собственности. 52. Ликвидация или реорганизация учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года. Денежные средства учреждения и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, используются в соответствии с уста- вом учреждения. ( Далее именуются - объединения.) |