ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. Постановление. Правительство РФ. 07.03.95 233

   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
                  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           7 марта 1995 г.

                                N 233
                                                                            
     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном уч-
реждении дополнительного образования детей.
     2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров  РСФСР
от 23 февраля 1991 г.  N 119 "О временных положениях, регламентирующих
деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки
кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о внешкольном
учреждении в РСФСР.

Председатель Правительства
Российской Федерации                             В.Черномырдин
7 марта 1995 года
N 233


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 7 марта 1995 г. N 233


                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                    ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
                  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Настоящее  Типовое положение регулирует деятельность государс-
твенных,  муниципальных образовательных учреждений дополнительного об-
разования детей (дворцов, домов и центров детского творчества, станций
юных техников, туристов, натуралистов, центров дополнительного образо-
вания детей, традиционной культуры, народных ремесел и другие).
     Для негосударственных учреждений дополнительного образования  де-
тей данное Типовое положение выполняет функции примерного.
     2. Образовательное учреждение дополнительного  образования  детей
(далее именуется - учреждение) - тип образовательного учреждения,  ос-
новное предназначение которого - развитие мотивации личности к  позна-
нию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и
услуг в интересах личности, общества, государства.
     Основные задачи учреждения:
     обеспечение необходимых условий для личностного развития,  укреп-
ления здоровья,  профессионального самоопределения и творческого труда
детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
     адаптация их к жизни в обществе;
     формирование общей культуры;
     организация содержательного досуга.
     3. По инициативе детей в учреждении могут создаваться  детские  и
юношеские общественные объединения и организации,  действующие в соот-
ветствии со своими уставами и  положениями.  Администрация  учреждения
оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
     4. В учреждении не допускаются создание и деятельность  организа-
ционных структур политических партий, общественно-политических и рели-
гиозных движений и организаций.
     5. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждени-
ями, предприятиями, организациями, в том числе и зарубежными.
     6. Учреждение  осуществляет  свою  деятельность  в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации,  настоящим Типовым
положением и собственным уставом.
     7. Язык (языки),  на котором  (которых)  ведется  образовательный
процесс в учреждении, определяется уставом учреждения.
     8. Учреждение несет в установленном законодательством  Российской
Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определен-
ных его уставом;  реализацию не в полном объеме образовательных  прог-
рамм в соответствии с утвержденными учебными планами;  качество реали-
зуемых образовательных программ;  соответствие форм, методов и средств
организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребнос-
тям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время об-
разовательного процесса;  нарушение прав и свобод обучающихся и работ-
ников учреждения;  иное,  предусмотренное законодательством Российской
Федерации.

                      II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

     9. Учреждение создается учредителем (учредителями) по собственной
инициативе и регистрируется органом местного самоуправления  в  заяви-
тельном порядке.
     Допускается совместное учредительство.
     10. Организационно-правовая  форма учреждения определяется стату-
сом учредителя (учредителей).
     11. Отношения  между учредителем (учредителями) и учреждением оп-
ределяются договором,  заключенным между ними в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации.
     12. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной
финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистра-
ции.
     Учреждение как  юридическое лицо имеет устав,  расчетный и другие
счета в банковских учреждениях,  печать установленного образца, штамп,
бланки со своим наименованием.
     13. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляе-
мые  законодательством Российской Федерации,  возникают у учреждения с
момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     14. Учреждение проходит государственную аттестацию и аккредитацию
в установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" порядке.
     15. Учреждение может иметь филиалы,  отделения,  структурные под-
разделения,  которые по его доверенности могут осуществлять  полностью
или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоя-
тельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных уч-
реждениях.
     Филиалы и отделения учреждения проходят регистрацию по  фактичес-
кому адресу,  лицензирование, аттестацию и аккредитацию в порядке, ус-
тановленном для учреждения.
     16. Учреждение  в  соответствии  с  действующим законодательством
вправе образовывать комплексы,  участвовать в создании и  деятельности
ассоциаций, союзов и иных объединений, в том числе с участием учрежде-
ний, предприятий и общественных организаций.
     17. Учреждение может быть реорганизовано, перепрофилировано, лик-
видировано по решению учредителя (учредителей), если это не влечет на-
рушения обязательств учреждения или если учредитель принимает эти обя-
зательства на себя.
     При реорганизации (изменении организационно-правовой формы,  ста-
туса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной
аккредитации утрачивают силу.
     18. Ликвидация учреждения может быть осуществлена в установленном
Законом Российской Федерации "Об образовании" порядке.

                       III. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     19. Учреждение  самостоятельно разрабатывает программу своей дея-
тельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных
учреждений,  детских  и юношеских общественных объединений и организа-
ций,  особенностей социально-экономического развития региона и  нацио-
нально-культурных традиций.
     20. Учреждение по договоренности и (или) совместно с  учреждения-
ми, предприятиями, организациями может проводить профессиональную под-
готовку детей,  в том числе за плату,  при наличии лицензии на  данный
вид деятельности.  Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, вы-
дается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разря-
да, класса, категории) по профессии.
     21. Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую ма-
териально-техническую базу, по согласованию с другими образовательными
учреждениями может осуществлять производственную практику  обучающихся
в данном учреждении,  а также выполнять в установленном порядке заказы
учреждений,  предприятий и организаций на  изготовление  изделий,  при
этом  тематика  и  содержание работы должны способствовать творческому
развитию обучающихся в осваиваемой профессии.
     22. Учреждение  организует работу с детьми в течение всего кален-
дарного года.  В каникулярное время учреждение может открывать в уста-
новленном  порядке лагеря и туристские базы,  создавать различные объ-
единения с постоянными и (или) переменными составами детей  в  лагерях
(загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по мес-
ту жительства детей.
     23. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, созда-
ет необходимые условия для совместного труда,  отдыха детей, родителей
(лиц, их заменяющих).
     24. В учреждении ведется методическая работа, направленная на со-
вершенствование  образовательного процесса,  программ,  форм и методов
деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой
целью в учреждении создается педагогический (методический) совет.  По-
рядок его работы определяется уставом учреждения.
     Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других об-
разовательных учреждений в реализации  дополнительных  образовательных
программ,  организации  досуговой  и внеурочной деятельности детей,  а
также детским и юношеским общественным объединениям и организациям  по
договору с ними.
     25. Деятельность детей в учреждениях  осуществляется  в  одновоз-
растных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ан-
самбль, группа, секция, кружок, театр и другие)*.
     26. Содержание  деятельности объединения определяется педагогом с
учетом примерных учебных планов и программ,  рекомендованных государс-
твенными  органами  управления образованием.  Педагогические работники
могут разрабатывать авторские программы,  утверждаемые  педагогическим
(методическим) советом учреждения.
     27. Занятия в объединениях могут проводиться по программам  одной
тематической направленности или комплексным,  интегрированным програм-
мам.
     Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем оп-
ределяются уставом учреждения.  Занятия проводятся по группам, индиви-
дуально или всем составом объединения.
     Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких  объединениях,
менять их.
     При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хоре-
ографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии
здоровья ребенка.
     С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жи-
тельства.
     Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха детей  администрацией  учреждения
по  представлению педагогических работников с учетом пожеланий родите-
лей (лиц,  их заменяющих), возрастных особенностей детей и установлен-
ных санитарно-гигиенических норм.
     28. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми  их
родители (лица,  их заменяющие) без включения в основной состав,  если
кружок не платный, при наличии условий и согласия руководителя объеди-
нения.
     29. Учреждение может создавать объединения в других образователь-
ных учреждениях, предприятиях и организациях. Отношения между ними оп-
ределяются договором.

               IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

     30. Участниками образовательного процесса в  учреждении  являются
дети,  как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (ли-
ца, их заменяющие).
     31. Порядок приема детей в учреждение в части,  не отрегулирован-
ной законодательством Российской Федерации,  определяется  учредителем
учреждения и закрепляется в его уставе.
     32. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) ро-
дителей (лиц, их заменяющих) с уставом учреждения и другими документа-
ми, регламентирующими организацию образовательного процесса.
     33. Права и обязанности обучающихся,  родителей (лиц, их заменяю-
щих), работников определяются уставом учреждения и иными предусмотрен-
ными уставом актами.
     34. Порядок комплектования персонала учреждения  регламентируется
его  уставом.  Для работников учреждения работодателем является данное
учреждение.
     35. К  педагогической деятельности в учреждении допускаются лица,
как правило,  имеющие высшее или среднее профессиональное образование,
отвечающие  требованиям  квалификационных характеристик,  определенных
для соответствующих должностей педагогических работников.
     36. Отношения  работника  учреждения и администрации регулируются
трудовым договором (контрактом),  условия которого не могут противоре-
чить трудовому законодательству Российской Федерации.
     37. Педагогические работники учреждения имеют право на:
     участие в управлении учреждением;
     защиту своей профессиональной чести и достоинства;
     свободу выбора  и  использование  методик  обучения и воспитания,
учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающих-
ся;
     социальные гарантии  и  льготы,  установленные  законодательством
Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педаго-
гическим работникам в регионе.
     38. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные
оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки  в  соответствии  с
тарифно-квалификационными  требованиями и с учетом рекомендаций аттес-
тационной комиссии,  определяет виды и размеры надбавок, доплат и дру-
гих выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств.

                     V. УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО

     39. Управление  учреждением осуществляется в соответствии с Зако-
ном Российской Федерации "Об образовании" и его уставом.
     40. Непосредственное  руководство государственным,  муниципальным
учреждением осуществляет директор.
     Прием на работу директора государственного учреждения осуществля-
ется в порядке,  определяемом уставом учреждения,  и в соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Директор муниципального учреждения  назначается  решением  органа
местного самоуправления,  если иной порядок назначения не предусмотрен
решением органа местного самоуправления.
     41. Директор  учреждения :
     планирует, организует и контролирует образовательный процесс, от-
вечает за качество и эффективность работы учреждения;
     несет ответственность за жизнь и здоровье детей и  работников  во
время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техни-
ки безопасности;
     осуществляет прием на работу и расстановку кадров,  распределение
должностных обязанностей,  несет ответственность за уровень квалифика-
ции работников;
     утверждает штатное расписание,  ставки заработной платы  и  долж-
ностные оклады, надбавки и доплаты к ним;
     распоряжается имуществом образовательного учреждения и  обеспечи-
вает рациональное использование финансовых средств;
     представляет учреждение в государственных,  муниципальных  и  об-
щественных органах;
     несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.
     42. Общее  руководство учреждением осуществляет выборный предста-
вительный орган - совет учреждения. Порядок выбора совета определяется
его уставом.
     43. Разграничение полномочий между советом учреждения и  директо-
ром в части, не регламентированной настоящим Типовым положением, опре-
деляется уставом учреждения.

                 VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ

     44. За учреждением в целях обеспечения его деятельности собствен-
ником  (уполномоченным им органом) закрепляются здания,  имущественные
комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осу-
ществления уставной деятельности имущество потребительского,  культур-
ного, социального и иного назначения.
     Объекты собственности,  закрепленные за учреждением,  находятся в
оперативном управлении этого учреждения.
     Учреждение владеет,  пользуется  и  распоряжается закрепленным за
ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с  наз-
начением имущества,  уставными целями деятельности,  законодательством
Российской Федерации.
     Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждени-
ем,  допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законода-
тельством Российской Федерации.
     45. Учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за  ним  иму-
щество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     46. Деятельность учреждения финансируется его учредителем. Источ-
никами формирования имущества и финансовых ресурсов
учреждения являются:
     собственные средства учредителя;
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им
органом);
     средства родителей (лиц, их заменяющих);
     добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;
     средства, полученные  от  предоставления дополнительных образова-
тельных услуг;
     доход, полученный  от  реализации  продукции и услуг,  а также от
других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
     кредиты банков и других кредиторов;
     другие источники в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации. Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансо-
выми средствами.
     47. Учреждение  отвечает по своим обязательствам в пределах нахо-
дящихся в его распоряжении денежных средств.  При недостаточности  де-
нежных  средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в ус-
тановленном законодательством Российской Федерации порядке.
     48. Финансирование  учреждения осуществляется на основе государс-
твенных и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости
от вида учреждения.
     Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зави-
сящие от количества детей.
     Привлечение дополнительных средств не влечет  за  собой  снижения
нормативов  и  (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета
учредителя.
     49. Учреждение  может  оказывать дополнительные платные образова-
тельные услуги,  выходящие за рамки финансируемых из бюджета образова-
тельных программ  (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,
репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и дру-
гие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями
и физическими лицами.
     Платная образовательная  деятельность  учреждения  не относится к
предпринимательской,  если получаемый от нее доход за вычетом доли уч-
редителя  (собственника) реинвестируется в данное учреждение на разви-
тие и совершенствование образовательного процесса (в том  числе  зара-
ботную плату).
     50. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную  хозяйственную
деятельность,  предусмотренную  уставом,  и  распоряжаться доходами от
этой деятельности.
     При осуществлении  учреждением предусмотренной его уставом предп-
ринимательской деятельности учреждение приравнивается к предприятию  и
подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области
предпринимательской деятельности.
     51. Учреждению принадлежит право собственности на денежные средс-
тва, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физически-
ми и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию,
а также на доходы от собственной деятельности учреждения и приобретен-
ные на эти доходы объекты собственности.
     52. Ликвидация или реорганизация учреждения  осуществляется,  как
правило,  по  окончании учебного года.  Денежные средства учреждения и
иное имущество,  принадлежащее ему на праве собственности,  за вычетом
платежей по покрытию обязательств, используются в соответствии с уста-
вом учреждения. ( Далее именуются - объединения.)