ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР Н.Е.ФОНАРЕВОЙ. Решение. Судебная палата по информационным спорам. 21.02.95 6 (43)

        ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
           КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
          ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
                            Н.Е.ФОНАРЕВОЙ

                               РЕШЕНИЕ

               СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ
                          21 февраля 1995 г.
                               N 6 (43)

                                 (Д)


     В Судебную палату по информационным  спорам  поступило  обращение
заместителя Председателя    Государственного    комитета    Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых  экономических
структур Н.Е.Фонаревой с просьбой рассмотреть вопрос о распространении
средствами массовой  информации  недостоверных  сведений,   касающихся
внесенного Правительством  Российской Федерации в Государственную Думу
проекта федерального закона о рекламе, и тенденциозных и необъективных
публикациях, посвященных анализу данного законопроекта.
     Судебная палата,  изучив представленные заявителем многочисленные
публикации, посвященные обсуждению законопроекта,  заслушав в судебном
заседании 21  февраля  1995  г.  Н.Фонареву,  представителей  редакций
газет, рекламных   агентств,  иных  заинтересованных  лиц  (Ю.Якутина,
Б.Пиляцкина, А.Политковскую,   В.Филиппова,   Н.Осипову,    И.Крылова,
Н.Вайнена, И.Глебова и других), установила:
     Появление в средствах массовой информации целого ряда публикаций,
посвященных законопроекту о рекламе,  является обоснованным. Понятно и
беспокойство прессы  о  том,  каким  будет  закон  о  рекламе,   какие
последствия повлечет    его   принятие   для   экономических   реформ,
становления рыночной  экономики, формирования    экономической    базы
независимости средств массовой информации.
     В этой связи,  как подтвердила в своем выступлении и  Н.Фонарева,
мнение редакций  и  журналов,  в  том  числе  и  критическое,  требует
должного внимания  и  учета  при   подготовке   и   принятии   проекта
федерального закона  о  рекламе,  может  способствовать его улучшению.
Вместе с  тем  эта  критика  и  сопровождающие  ее  ссылки  на   текст
законопроекта, другие   официальные  документы,  действующие  правовые
нормы о    рекламе    должны    быть    объективными,    достоверными,
профессиональными.
     Однако ряд   публикаций   в   средствах   массовой    информации,
посвященных проекту  федерального  закона о рекламе,  не отвечают этим
требованиям, содержат  недостоверные   сведения,   касающиеся   текста
проекта и  отдельных  его  положений,  противоречат нормам российского
законодательства, сопровождаются  оскорбительными  для   разработчиков
законопроекта предположениями.
     Так, в прессе распространяются оскорбительные предположения,  что
разработчики законопрокта  стремятся подготовить такой закон,  который
дал бы возможность государственным  чиновникам  наполнять  собственный
карман (И.Крылов, "Московская правда" от 14 февраля 1995 г.).
     В публикациях  недобросовестно  подменяется  запрет  на   рекламу
табачных изделий   и   алкогольных   напитков   в  средствах  массовой
информации, который,  кстати,  содержится и в  действующем  российском
законодательстве (Основы   законодательства  Российской  Федерации  об
охране здоровья граждан,  Указ Президента Российской Федерации  от  17
февраля 1995 г.  N 161),  на якобы содержащийся в законопроекте полный
запрет рекламы этих продуктов (А.Дмитриев, "Московские новости", N 64,
18-25 декабря 1994 г.;  И.Крылов, "Экономика и жизнь", N 1 январь 1995
г.). При этом особенную активность в критическом освещении  вопроса  о
запрете рекламы  алкогольных  напитков  и  табачных  изделий проявляет
И.Крылов, ссылаясь на якобы противоположный мировой  опыт.  Однако  он
умалчивает, что  в  Европейской конвенции о трансграничном телевещании
(Страсбург, 5 мая 1989 г.) в статье 15,  пункт 1,  установлено, что не
допускается реклама  табачных изделий,  а реклама алкогольных напитков
всех типов содержит ряд строгих ограничений.
     В некоторых  публикациях  некорректно  употребляются  юридические
термины ("цензура",  "система судебных  экспертиз"  и  т.д.)  с  целью
опорочить отдельные положения законопроекта, его концептуальную основу
(И.Глебов, "Центр-Plus"; Б.Пиляцкин, "Известия", и др.).
     Подобного рода  публикации,  содержащие недостоверные,  ошибочные
сведения, могут  формировать  негативное  представление  читателей   о
проекте федерального   закона   о   рекламе,   а  также  о  намерениях
государственных органов, разработавших законопроект.
     Судебная палата,  рассматривая обращение Н.Е.Фонаревой, ни в коей
мере не вторгается в компетенцию иных государственных органов,  прежде
всего законодательного  органа.  Она  учитывает,  что  Антимонопольный
комитет в связи с рядом публикаций,  оскорбляющих честь  и достоинство
его работников, обратился в суд.
     Предметом рассмотрения Судебной палаты в данном случае были  лишь
вопросы достоверности  и  объективности освещения в средствах массовой
информации дискуссий по законопроекту о рекламе.
     Учитывая вышеизложенное  и  руководствуясь  пунктом 9 Положения о
Судебной палате, Судебная палата решила:
     1. Признать,  что  наряду с правомерной и конструктивной критикой
законопроекта о рекламе в некоторых средствах массовой  информации,  в
том числе  и  указанных  выше,  содержатся искажения подлинного текста
законопроекта, некорректное   употребление    юридических    терминов,
необоснованные предположения  о  негативных  намерениях разработчиков,
что в  целом  может  создавать   неадекватное   целям   и   содержанию
законопроекта общественное мнение.
     2. Обратить внимание  редакций  средств  массовой  информации  на
необходимость более   тщательной   проверки   фактов  и  сведений  при
подготовке и публикации  материалов  по  вопросам,  касающимся  оценки
проектов нормативных  правовых  актов,  в  том числе и законопроекта о
рекламе.
     3. Опубликовать данное решение в "Российской газете".
     
Председатель Судебной палаты                   А.Б.Венгеров