ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР Н.Е.ФОНАРЕВОЙ РЕШЕНИЕ СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ 21 февраля 1995 г. N 6 (43) (Д) В Судебную палату по информационным спорам поступило обращение заместителя Председателя Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Н.Е.Фонаревой с просьбой рассмотреть вопрос о распространении средствами массовой информации недостоверных сведений, касающихся внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона о рекламе, и тенденциозных и необъективных публикациях, посвященных анализу данного законопроекта. Судебная палата, изучив представленные заявителем многочисленные публикации, посвященные обсуждению законопроекта, заслушав в судебном заседании 21 февраля 1995 г. Н.Фонареву, представителей редакций газет, рекламных агентств, иных заинтересованных лиц (Ю.Якутина, Б.Пиляцкина, А.Политковскую, В.Филиппова, Н.Осипову, И.Крылова, Н.Вайнена, И.Глебова и других), установила: Появление в средствах массовой информации целого ряда публикаций, посвященных законопроекту о рекламе, является обоснованным. Понятно и беспокойство прессы о том, каким будет закон о рекламе, какие последствия повлечет его принятие для экономических реформ, становления рыночной экономики, формирования экономической базы независимости средств массовой информации. В этой связи, как подтвердила в своем выступлении и Н.Фонарева, мнение редакций и журналов, в том числе и критическое, требует должного внимания и учета при подготовке и принятии проекта федерального закона о рекламе, может способствовать его улучшению. Вместе с тем эта критика и сопровождающие ее ссылки на текст законопроекта, другие официальные документы, действующие правовые нормы о рекламе должны быть объективными, достоверными, профессиональными. Однако ряд публикаций в средствах массовой информации, посвященных проекту федерального закона о рекламе, не отвечают этим требованиям, содержат недостоверные сведения, касающиеся текста проекта и отдельных его положений, противоречат нормам российского законодательства, сопровождаются оскорбительными для разработчиков законопроекта предположениями. Так, в прессе распространяются оскорбительные предположения, что разработчики законопрокта стремятся подготовить такой закон, который дал бы возможность государственным чиновникам наполнять собственный карман (И.Крылов, "Московская правда" от 14 февраля 1995 г.). В публикациях недобросовестно подменяется запрет на рекламу табачных изделий и алкогольных напитков в средствах массовой информации, который, кстати, содержится и в действующем российском законодательстве (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. N 161), на якобы содержащийся в законопроекте полный запрет рекламы этих продуктов (А.Дмитриев, "Московские новости", N 64, 18-25 декабря 1994 г.; И.Крылов, "Экономика и жизнь", N 1 январь 1995 г.). При этом особенную активность в критическом освещении вопроса о запрете рекламы алкогольных напитков и табачных изделий проявляет И.Крылов, ссылаясь на якобы противоположный мировой опыт. Однако он умалчивает, что в Европейской конвенции о трансграничном телевещании (Страсбург, 5 мая 1989 г.) в статье 15, пункт 1, установлено, что не допускается реклама табачных изделий, а реклама алкогольных напитков всех типов содержит ряд строгих ограничений. В некоторых публикациях некорректно употребляются юридические термины ("цензура", "система судебных экспертиз" и т.д.) с целью опорочить отдельные положения законопроекта, его концептуальную основу (И.Глебов, "Центр-Plus"; Б.Пиляцкин, "Известия", и др.). Подобного рода публикации, содержащие недостоверные, ошибочные сведения, могут формировать негативное представление читателей о проекте федерального закона о рекламе, а также о намерениях государственных органов, разработавших законопроект. Судебная палата, рассматривая обращение Н.Е.Фонаревой, ни в коей мере не вторгается в компетенцию иных государственных органов, прежде всего законодательного органа. Она учитывает, что Антимонопольный комитет в связи с рядом публикаций, оскорбляющих честь и достоинство его работников, обратился в суд. Предметом рассмотрения Судебной палаты в данном случае были лишь вопросы достоверности и объективности освещения в средствах массовой информации дискуссий по законопроекту о рекламе. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь пунктом 9 Положения о Судебной палате, Судебная палата решила: 1. Признать, что наряду с правомерной и конструктивной критикой законопроекта о рекламе в некоторых средствах массовой информации, в том числе и указанных выше, содержатся искажения подлинного текста законопроекта, некорректное употребление юридических терминов, необоснованные предположения о негативных намерениях разработчиков, что в целом может создавать неадекватное целям и содержанию законопроекта общественное мнение. 2. Обратить внимание редакций средств массовой информации на необходимость более тщательной проверки фактов и сведений при подготовке и публикации материалов по вопросам, касающимся оценки проектов нормативных правовых актов, в том числе и законопроекта о рекламе. 3. Опубликовать данное решение в "Российской газете". Председатель Судебной палаты А.Б.Венгеров |