О СОЗДАНИИ ОТДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ. Приказ. Министерство социальной защиты населения РФ (Минсоцзащиты России). 27.12.94 259


     В целях   дальнейшего   совершенствования   системы   социального
обслуживания  граждан  пожилого  возраста  и инвалидов,  нуждающихся в
постоянной социальной поддержке,  и  в  соответствии  с  пунктом  1.7.
Примерного положения о Центре социального обслуживания,  утвержденного
Приказом Министерства социальной защиты населения Российской федерации
от  20.07.93  г.  N  137  и  согласованного  с  министерством финансов
Российской  Федерации,  министерством  труда  Российской  федерации  и
министерством  здравоохранения и медицинской промышленности Российской
федерации
     ПРИКАЗЫВАЮ:
     1. Утвердить:
     1.1 Примерное положение об отделении специализированной помощи на
дому (приложение N 1);
     1.2 Примерное  штатное  расписание  отделений  специализированной
помощи на дому (приложение N 2);
     1.3 Примерный   перечень   спецодежды,   обуви  и  хозяйственного
инвентаря,    предоставляемых    бесплатно    работникам     отделений
специализированной помощи на дому (приложение N 3);
     1.4 Порядок учета работы (дневник,  рабочая тетрадь)  медицинских
сестер отделения специализированной помощи на дому (приложение N 4).
     2. Включить  отделение  специализированной  помощи  на  дому,   в
качестве    структурного    подразделения,    в   Центры   социального
обслуживания,  а при их отсутствии -  в  состав  районных  (городских)
управлений (отделов) социальной защиты населения.
    3. Министрам  социальной  защиты  населения  республик  в  составе
Российской   Федерации,   руководителям   органов   социальной  защиты
населения краев,  областей,  автономных образовании,  городов Москвы и
Санкт-Петербурга   осуществить  необходимые  мероприятия  по  созданию
отделений специализированной помощи на дому с учетом числа престарелых
граждан и инвалидов,  в первую очередь,  одиноких, страдающих тяжелыми
хроническими заболеваниями и требующих постоянной помощи.
     4. Департаменту   по   проблемам   пожилых   людей  (Е.М.Голубев)
обеспечить оказание органам и учреждениям социальной защиты  населения
постоянной   организационно-методической   и   практической  помощи  в
развитии отделений специализированной помощи на дому.
     5. Контроль   за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя Министра Киселева С.Г.

Министр                                        Л.Ф.Безлепкина

                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

            ОБ ОТДЕЛЕНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ

     1. Отделение  специализированной  помощи  на  дому   (Сноска   1)
предназначается   для   постоянного  или  временного  (до  6  месяцев)
социально-бытового обслуживания  и  оказания  доврачебной  медицинской
помощи   в  надомных  условиях  пенсионерам  и  инвалидам,  утратившим
способность   к   самообслуживанию   или   страдающим   заболеваниями,
являющимися  противопоказанием  к  принятию на обслуживание отделением
социальной помощи на дому.
     2. Отделение  создается,  реорганизуется и ликвидируется решением
директора  Центра   социального   обслуживания   по   согласованию   с
территориальными  органами  управления социальной защиты населения и с
органами местного самоуправления.
     Отделение может   входить   в   состав   центра  как  структурное
подразделение или,  при его отсутствии,  функционировать при  районных
(городских) отделах (управлениях) социальной защиты населения.
     3. Отделение  организуется  и   содержится   за   счет   средств,
предусмотренных  в бюджетах субъектов Российской Федерации,  в местных
бюджетах, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра
и других внебюджетных поступлений.
     4. Отделение создается при наличии  не  менее  30  пенсионеров  и
инвалидов,  нуждающихся  в  специализированной  помощи и проживающих в
сельской местности,  а также в городах и поселках городского типа,  не
имеющих  коммунально  -  бытового благоустройства,  и 60 пенсионеров и
инвалидов  -   в   городской   местности,   возглавляется   заведующим
отделением,  назначаемым  директором  Центра  социального обслуживания
или, при отсутствии Центра - заведующим районным (городским) - отделом
(управлением) социальной защиты населения. (Приложение N 2).
--------------------
     Сноска 1. В дальнейшем - отделение.
   
     5. Основной  целью деятельности отделения является предоставление
необходимых социально-бытовых услуг и доврачебной  медицинской  помощи
пенсионерам  и инвалидам,  утратившим способность к самообслуживанию в
связи   с   возрастом,   инвалидностью   или    страдающим    тяжелыми
заболеваниями.
     Отделение выполняет следующие задачи:
     - выявление   и   учет,   совместно  с  органами  и  учреждениями
здравоохранения,  комитетами  Общества  Красного  Креста  и   Красного
Полумесяца,  ветеранскими  и  другими  общественными  организациями  и
объединениями,  лиц из числа пенсионеров и  инвалидов,  нуждающихся  в
специализированном обслуживании на дому;
     - оказание  пенсионерам  и  инвалидам  квалифицированного  общего
ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
     - систематическое наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых
лиц и проведение мероприятий,  направленных на профилактику обострений
хронических заболеваний;
     - оказание психологической помощи обслуживаемым лицам и членам их
семей;
     - обучение  родственников  практическим  навыкам  общего ухода за
нуждающимися в нем больными.
     Работа отделения     осуществляется     во    взаимодействии    с
территориальными учреждениями здравоохранения  и  комитетами  Общества
Красного Креста и Красного Полумесяца.
     6. К основным видам услуг, оказываемым отделением, относятся:
     - доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров
первой необходимости, медикаментов и других видов натуральной помощи;
     - содействие в приготовлении горячей пищи на дому;
     - кормление ослабленных пенсионеров и инвалидов;
     - оказание  санитарно-гигиенической  помощи  обслуживаемым  лицам
(обтирание,   обмывание,   гигиенические   ванны,   стрижка    ногтей,
причесывание);
     - уборка жилых помещении;
     - смена нательного и постельного белья;
     - сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку,  химчистку,
ремонт;
     - оплата коммунально-бытовых и иных услуг;
     - доставка воды, протопка печей, содействие в организации ремонта
жилья, обеспечении топливом:
     - помощь в оформлении  документов, написании писем;
     - содействие  в  предоставлении  обслуживаемым  лицам   льгот   и
преимуществ, установленных действующим законодательством;
     - оказание экстренной доврачебной помощи,  вызов  врача  на  дом,
сопровождение  обслуживаемых  лиц  в лечебные учреждения и посещение в
период их пребывания в стационарных учреждениях;
   - проведение  медицинских  процедур  (измерение  температуры  тела,
артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок,
обработка  пролежней,  раневых поверхностей,  выполнение очистительных
клизм);
     - осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных
препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;
     - забор  материалов  для проведения лабораторных исследований;
     - проведение санитарно-просветительной работы среди обслуживаемых
лиц и их родственников;
     - содействие в  предоставлении  ритуальных  услуг  (в  погребении
одиноких умерших граждан).
     7. Зачисление  на  специализированное  обслуживание  производится
директором  Центра,  а  при  отсутствии  Центра  - заведующим районным
(городским)  отделом  (управлением)  социальной  защиты  населения  на
основании  заявления,  медицинского  заключения  о состоянии здоровья,
акта материально-бытового обследования и справки о размере  получаемой
пенсии.
     Противопоказанием к  принятию  на   специализированное   надомное
обслуживание является наличие хронического алкоголизма, венерических и
инфекционных   заболеваний,   бактерионосительства,   открытых    форм
туберкулеза    и    других    заболеваний,    требующих    лечения   в
специализированных учреждениях органов здравоохранения.  Все отказы  в
приеме    на    обслуживание    должны   подтверждаться   заключениями
лечебно-профилактических учреждений.
     8. Социально-бытовые   и  медицинские  услуги,  указанные  в  п.6
настоящего положения,  могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также
на условиях частичной или полной оплаты.
     Услуги, не входящие в перечень  основных,  могут  оказываться  за
плату  по  прейскуранту  стоимости  социальных  и  медицинских  услуг,
утверждаемому местными органами самоуправления.
     Бесплатно обслуживаются:
     - одинокие граждане  пожилого  возраста  и  инвалиды,  получавшие
пенсию  (с  учетом  надбавок),  в  размере ниже прожиточного минимума,
установленного для данного региона;
     - граждане  пожилого возраста и инвалиды,  имеющие родственников,
которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и  уход,
при условии,  если размер получаемой этими гражданами пенсии (с учетом
надбавок), ниже прожиточного минимума;
     - граждане  пожилого  возраста и инвалиды,  проживающие в семьях,
подушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для
данного региона.
     На условиях частичной оплаты социальные услуги получают:
     - одинокие  граждане  пожилого  возраста  и инвалиды,  получающие
пенсию (с учетом надбавок) размер,  которой составляет от 110 до  150%
прожиточного минимума, установленного для данного региона;
     - граждане пожилого возраста и инвалиды,  имеющие  родственников,
которые  не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход,
при условии,  что размер получаемой этими гражданами пенсии (с  учетом
надбавок),   составляет   от   110   до  150%  прожиточного  минимума,
установленного для данного региона;
     - граждане  пожилого  возраста и инвалиды,  проживающие в семьях,
подушевой  доход  которых  составляет  от  110  до  150%  прожиточного
минимума, установленного для данного региона.
     На условиях полной оплаты социальные  услуги  предоставляются:
     - гражданам пожилого возраста и инвалидам,  проживающим в семьях,
подушевой доход которых составляет более 150%  прожиточного  минимума,
установленного для данного региона.
      9. Лица, принимаемые на надомное медицинское и социально-бытовое
обслуживание,   заключают  с  органами  социальной  защиты  (центрами)
договоры,  определяющие характер и объем оказываемых услуг,  порядок и
размер   вносимой   за   обслуживание  платы,  а  также  гарантии  как
обслуживаемым, так и социальным работникам.
     Указанные договоры  могут заключаться как с лицами,  принимаемыми
на обслуживание, так и с их родственниками, обязанными содержать их по
закону, или с каждым из них отдельно при оплате на долевых условиях, а
также,  при  согласии   обслуживаемых,   с   трудовыми   коллективами,
организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.
     10. Денежные средства,  поступающие на оказание платных услуг  на
дому,  зачисляются на счет центра социального обслуживания,  а при его
отсутствии - районного  (городского)  отдела  (управления)  социальной
защиты  населения  и  направляются  на  текущее  содержание и развитие
отделений специализированной помощи.
     11. Оказание  социально-бытовых  услуг пенсионерам и инвалидам на
дому осуществляется социальными работниками отделения,  а  доврачебных
медицинских  услуг  -  лицами,  имеющими  соответствующее  медицинское
образование и состоящими в штате отделения.
     На должности    социальных   работников   принимаются   граждане,
прошедшие соответствующую подготовку по установленной программе,  а на
должности  медицинских сестер - имеющие высшее или среднее медицинское
образование, студенты старших курсов (с 4 курса) медицинских вузов.
     С отдельными гражданами могут заключаться индивидуальные договоры
на   обслуживание   пенсионеров   и   инвалидов   с   оплатой    труда
пропорционально   части   должностного   оклада,   выплачиваемого   за
обслуживание одного человека.
     12. Должности   социальных   работников   вводятся   из   расчета
обслуживания одним работником 3 пенсионеров и инвалидов, проживающих в
сельской  местности  или  в  городском  частном  секторе,  не  имеющем
коммунально-бытовых удобств и 6 пенсионеров и инвалидов, проживающих в
городской местности с коммунально-бытовыми удобствами.
     Должность медицинской сестры вводится из расчета  одна  должность
на двух социальных работников отделения.
     Зоны обслуживания для социальных работников, медицинских сестер и
график  их  работы  устанавливаются  заведующим  отделением  с  учетом
тяжести состояния обслуживаемых лиц,  характера  требуемых  им  услуг,
компактности  проживания,  транспортных  связей,  наличия  предприятий
торговли,  общественного  питания,  бытового  обслуживания,  а   также
учреждений здравоохранения.
     Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых лиц
на  дому  устанавливается  заведующим  отделением,  по  согласованию с
медицинской сестрой отделения,  оказывающей этим лицам помощь,  но  не
реже 3-4 раз в неделю.
     Периодичность посещения обслуживаемых лиц  медицинскими  сестрами
отделения  устанавливается  заведующим  отделением  по  согласованию с
лечащим (участковым) врачом, но не реже 3 раз в неделю.
     По решению правительств республик в составе Российской Федерации,
органов исполнительной власти автономных образований, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга за счет средств субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов могут вводиться меньшие нормы нагрузки на
работников    специализированного    отделения,   отвечающие   местным
особенностям и условиям труда.
     13. Медицинские   сестры  отделения  организуют  свою  работу  по
согласованию  с  территориальными  учреждениями   здравоохранения,   к
которым  они  могут  прикрепляться,  и  которые  могут обеспечивать их
инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, спиртом для
выполнения  инъекций,  другими  материалами  и предметами медицинского
назначения,  необходимыми для  общего  ухода  и  оказания  доврачебной
помощи,  не  связанной  с  применением  сильнодействующих  препаратов.
Территориальные   учреждения   здравоохранения    обязаны    оказывать
медицинским сестрам организационно-методическую помощь.
     Выполнение медицинскими сестрами отделений  плановых  медицинских
назначений  обслуживаемым  лицам  производится  только  по  назначению
лечащего (участкового) врача.
     Учет работы медицинской сестры ведется в дневнике,  установленной
формы. (Приложение 4)
     14. Лица,   принимаемые  на  должность  социальных  работников  и
медицинских сестер,  проходят перед зачислением на работу  медицинский
осмотр   (флюорографическое   обследование,   осмотр   дерматолога   и
терапевта),  с  оформлением  допуска  к  работе.  Порядок  дальнейшего
освидетельствования     и     периодичность    медицинских    осмотров
устанавливаются   территориальными    органами    здравоохранения    и
госкомсанэпиднадзора,    с    учетом   конкретной   эпидемиологической
обстановки.
     15. Социальные   работники   и   медицинские   сестры   отделения
обеспечиваются  спецодеждой  и  специнвентарем,   перечень   и   сроки
использования  которых  устанавливаются,  по  согласованию  с  местной
администрацией,  местными  органами   социальной   защиты   населения.
(Приложение И 3)
     Работникам отделения вместо спецодежды может выдаваться форменная
одежда   единого  образца,  утвержденная  органами  социальной  защиты
населения.
     Социальные и    медицинские   работники   отделения,   исполнение
служебных обязанностей которых связано с использованием  общественного
транспорта, обеспечиваются проездными билетами.
     Расходы на   обеспечение   сотрудников   отделений   спецодеждой,
специнвентарем  и  проездными  билетами включаются в смету расходов на
содержание   отделения   специализированной   помощи   на    дому    и
осуществляются в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
     Социальным работникам и медицинским  сестрам  отделения  выдаются
удостоверения,  предоставляющие  право на внеочередное обслуживание их
учреждениями  здравоохранения,   аптеками,   предприятиями   торговли,
общественного  питания,  связи и другие преимущества,  устанавливаемые
местной администрацией.
     16. Для  обслуживания  на дому пенсионеров и инвалидов могут быть
использованы легковые автомобили,  находящиеся в личной  собственности
работников    отделения    с    последующей    выплатой   компенсации,
устанавливаемой в порядке и в размерах в  соответствии  с  действующим
законодательством.
     17. Директор Центра социального обслуживания,  а  при  отсутствии
Центра   -   заведующий  районным  (городским)  отделом  (управлением)
социальной защиты населения,  может в  пределах  установленного  фонда
заработной   платы   вводить   в   штат  отделения  специализированной
социальной помощи  на  дому  должности,  не  предусмотренные  для  них
штатным  нормами,  с  уведомлением  соответствующих органов социальной
защиты.

                                                          Согласовано:
                                                   Министерством труда
                                                  Российской Федерации

                                                          Согласовано:
                                         Министерством здравоохранения
                                          и медицинской промышленности

     
                ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ
                  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ

----------------------------------------------------------------------
       Должность               Городская           Сельская
                               местность           местность
----------------------------------------------------------------------

1. Заведующий отделением      1,0 на 60 чел.      1,0 на 30 чел.
                              обслуживаемых       обслуживаемых

2. Социальный работник        1,0 на 6  чел.      1,0 на 3  чел.
                              обслуживаемых       обслуживаемых

3. Медицинская сестра         1,0 на 12 чел.      1,0 на 6  чел.
                              обслуживаемых       обслуживаемых

4. Водитель автомобиля        1,0 на отделение    1,0 на отделение
   (Сноска 1)

--------------------
     Сноска 1. Должность вводится при наличии автомобиля.
                                                         
     
                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ N 3


                          ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
        специальной одежды, обуви и хозяйственного инвентаря,
              выдаваемых бесплатно работникам отделений
                  специализированной помощи на дому
                        и сроков их реализации
----------------------------------------------------------------------
наименование профессии,      наименование спец.      срок
должности                    одежды, обуви и         эксплуатации
                             хозяйственного
                             инвентаря
----------------------------------------------------------------------
социальный работник         плащ или куртка          2 года
                            халат
                            хлопчатобумажный         1 год
                            валенки или
                            утепленная обувь         2 года
                            резиновая обувь          2 года
                            обувь кожаная            2 года
                            обувь комнатная          1 год
                            сумка                    1 год
                            полотенце                0,5 года


медицинская сестра          плащ или куртка          2 года
                            валенки или
                            утепленная обувь         2 года
                            резиновая обувь          2 года
                            обувь кожаная            2 года
                            обувь комнатная          1 год
                            халат медицинский        0,5 года
                            шапочка медицинская      0,5 года
                            полотенце                0,5 года
                            сумка                    1 год

                                                     
     Примечание: списание в установленном порядке по акту.
     
     
                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

на лицевой стороне обложки:

                      ДНЕВНИК  (рабочая тетрадь)
              учета работы медицинской сестры отделения
                  специализированной помощи на дому

              _________________________________________
                       (Фамилия, Имя, Отчество)

   на первой странице:

             СПИСОК БОЛЬНЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОБСЛУЖИВАНИИ
------------------------------------------------------------------------------------
NN  Фамилия    Домашний   Диагноз           Дата          Дата и
    Имя        адрес      (основной         приема на     причина       Примечание
пп  Отчество   (телефон)  и сопутствующий)  обслуживание  снятия с
                                                          обслуживания
------------------------------------------------------------------------------------
1      2             3         4                 5              6          7
------------------------------------------------------------------------------------

   на второй странице;
---------------------------------------------------------------------------
NN    Дата         Ф И О           Краткое содержание    Отметка лица,
      посещений    обслуживаемого  проделанной работы    проверяющего
                                                         работу (замечания
                                                         и предложения)
----------------------------------------------------------------------------
1      2                 3                   4                 5
----------------------------------------------------------------------------


     Примечание: лист назначения врача вклеивается в дневник