О ПОРЯДКЕ РЕАГИРОВАНИЯ НА ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ХИЩЕНИЯХ ГРУЗОВ УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 3 апреля 1995 г. N 19/23 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 3 апреля 1995 г. N 1/1609 МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 3 апреля 1995 г. N 103 (Д*) Материалы проверок и другая информация, имеющиеся в распоряжении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в деятельности подчиненных подразделений по реагированию на факты хищения грузов, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений имеются недостатки. Уровень раскрываемости хищений грузов остается неудовлетворительным. На ряде дорог отмечается рост убытков от несохранных перевозок товарно-материальных ценностей. Основными причинами такого положения являются недостаточное взаимодействие работников железных дорог и правоохранительных органов в принятии необходимых мер по выявлению, устранению причин и условий, способствующих хищению грузов, розыску преступников и похищенного; несвоевременное, некачественное выявление и устранение коммерческих браков, указывающих на признаки преступления либо создающих условия для совершения хищения грузов, отсутствие оперативности реагирования на них. В целях повышения эффективности борьбы с хищениями грузов на железнодорожном транспорте, координации усилий работников органов внутренних дел, прокуратуры и транспорта в предупреждении, выявлении и расследовании фактов преступных посягательств на грузы,- ПРЕДЛАГАЕМ: 1. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог, железнодорожных станций, руководителям предприятий железнодорожного транспорта: 1.1. В случае выявления коммерческих браков, создающих условия для совершения хищения груза (отсутствие или неисправность пломб, нестандартные и разным способом наложенные закрутки, раскрученные барашки на люках цистерн, наличие открытого люка, открытой двери, а также иных неисправностей, указанных в Правилах перевозок грузов, образующих доступ к перевозимым товарно-материальным ценностям), немедленно устранять доступ к грузу, обеспечивать охрану, сообщать об этом в органы внутренних дел. При обнаружении коммерческих браков, указывающих на наличие признаков хищения (пролом кузова вагона или контейнера, выемка мест, нарушение упаковки тары груза - неисправности, перечисленные в Правилах перевозок грузов, требующие перегруза), производить отцепку подвижных единиц, проверку наличия и состояния груза на станции обнаружения коммерческого брака. Если по техническим или иным причинам на станции обнаружения коммерческой неисправности такая проверка невозможна, то она должна быть проведена на ближайшей приспособленной для этого станции в суточный срок после подачи на фронт выгрузки вагона. 1.2. Обеспечить своевременное выявление и передачу в вычислительные центры железных дорог по установленной форме специальных сообщений о выявленных коммерческих браках и результатах последующей проверки наличия груза в коммерчески неисправных вагонах (контейнерах). 1.3. По каждому случаю выявления недостачи груза в трехдневный срок проводить служебное расследование и при установлении данных, исключающих возможность ее образования вследствие неумышленного недогруза, утраты, порчи, повреждения и естественной убыли, немедленно направлять в правоохранительные органы собранные материалы: заключение служебного расследования с указанием причины образования несохранности; справки стоимости (либо ориентировочной стоимости) недостающего груза;схемы размещения контейнеров; выписки из графика исполненного движения; списки лиц, принимавших участие в обработке груза; объяснения лиц, обнаруживших признаки хищения и производящих выгрузку (выдачу) товарно-материальных ценностей; копии коммерческого акта, акта о техническом состоянии вагона (контейнера), вагонного листа, железнодорожной накладной, натурального листа, дорожной ведомости, оперативных донесений, попутных актов общей формы и коммерческих актов; другие документы, имеющие сведения, относящиеся к способу транспортировки и обработки груза. 1.4. Не направлять в органы внутренних дел материалы по коммерческим актам, составленным на недостачу материальных ценностей, если в ходе служебного расследования будет установлено, что: - недостача груза в вагоне, контейнере не увеличилась по сравнению с указанным в попутном коммерческом акте; - утрата, порча, повреждение груза являются следствием стихийного бедствия, естественной убыли; - недостача выявлена в вагонах, контейнерах, прибывших за исправными пломбами иностранных железных дорог без нарушения тары, упаковки перевозимых материальных ценностей. 1.5. В случае обнаружения хищений грузов на складах, эстакадах, открытых площадках станций, причалах и пристанях, паромных переправах, в подвижном составе, пакгаузах, пунктах перегрузки, находящихся на объектах железнодорожного транспорта, материалы направлять в органы внутренних дел на транспорте. 1.6. При обнаружении хищения грузов из подвижного состава, находящегося на подъездных путях предприятий о организаций, в том числе промышленного железнодорожного транспорта, а также из контейнеров, находящихся за пределами объектов железнодорожного транспорта, если в момент передачи претензий к коммерческому состоянию предъявлено не было, материалы направлять в территориальные органы внутренних дел. 1.7. Принимать меры к выявлению фиктивных коммерческих актов и актов общей формы, составляемых при погрузке, перегрузке и выгрузке грузов, а также виновных в их составлении лиц, о чем уведомлять органы внутренних дел на транспорте. 2. Прокурорам, начальникам органов внутренних дел: 2.1. Сообщения и заявления о хищениях грузов рассматривать и разрешать органам внутренних дел, на участках оперативного обслуживания которых обнаружено хищение. Местом обнаружения хищения груза следует считать место перегрузка или выгрузки, где установлена реальная недостача товарно-материальных ценностей. 2.2. По материалам о хищениях грузов, указанных в п.1.5, проверка проводится и решение принимается органами внутренних дел на транспорте. 2.3. По материалам о хищениях грузов, указанных в п. 1.6, проверка проводиться и решение принимается территориальными органами внутренних дел. 2.4. Уголовные дела могут возбуждаться по месту обнаружения признаков хищения, если они зафиксированы в акте общей формы (протоколе осмотра места происшествия) с указанием конкретно недостающего груза. При обнаружении повторного хищения груза из одного и того же перевозочного средства по месту выявления каждого факта возбуждать отдельное уголовное дело, о чем незамедлительно уведомлять органы внутренних дел, оперативно обслуживающие станции составления попутного коммерческого акта, а также назначения груза. При необходимости решать вопрос в соответствии со ст. 26 УПК РФ. 2.5. Пересылку уголовных дел о хищениях грузов по подследственности осуществлять только после выполнения всех неотложных следственных действий по месту обнаружения преступления и обязательного продления срока расследования. Уголовные дела, направленные в прокуратуру для решения вопроса, связанного с их пересылкой по подследственности, рассматривать в установленный законом срок для принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлениях. 2.6. В случае поступления информации об обнаружении признаков хищений грузов на стыковых железнодорожных станциях в момент приема поездов с соседних железных дорог (отделений дорог) Российской Федерации органам внутренних дел на транспорте незамедлительно принимать меры по их документированию и проверке наличия факта преступления. При наличии признаков преступления возбуждать уголовные дела и после выполнения первоначальных следственных действий, установления обстоятельств, исключающих хищение груза в момент его приема, незамедлительно направлять их для дальнейшего расследования в орган внутренних дел на транспорте, с участка оперативного обслуживания которого прибыл поезд. 2.7. В случае обнаружения по прибытию грузовых поездов с соседних дорог иностранных государств коммерческих браков, указанных в п.1.1. настоящего Указания, органы внутренних дел на транспорте должны незамедлительно принимать меры по их документированию и проверке наличия факта преступления. При установлении в ходе проверки обстоятельств, исключающих возможность хищения на территории России, выносить мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В случае установления в ходе расследования достаточных данных о том, что преступление совершено за пределами территории России, уголовное дело при отсутствии договора с государством, где совершено хищение, подлежит прекращению. Если с государством, где совершено хищение, имеется договор (соглашение) о правовой помощи и сотрудничестве, уголовное дело, материалы проверки или информацию направлять в соответствующий правоохранительный орган данного государства в порядке, предусмотренном договором (соглашением). 2.8. В случае выявления хищения груза, прибывшего в технически исправном вагоне (контейнере) за исправными запорными устройствами и (или) пломбами, а также установления обстоятельств, исключающих хищение в месте выгрузки (перегрузки), уголовное дело передавать по подследственности в орган внутренних дел, оперативно обслуживающий место последнего наложения запорных устройств либо пломб. 2.9. При обнаружении хищения груза из большегрузного контейнера, прибывшего на железнодорожную станцию назначения без пломб либо с поврежденными пломбами на платформе в закантованном состоянии с другим контейнером, а равно других контейнеров, погруженных в контейнеровозе согласно схеме погрузки, исключающей доступ к грузу в пути следования, и установлении обстоятельств, указывающих на невозможность хищения по месту выгрузки материальных ценностей, уголовное дело направлять по подследственности в орган внутренних дел, оперативно обслуживающий место погрузки либо пункт последней сортировки. 2.10. О результатах рассмотрения заявлений и сообщений о хищениях грузов и принятом решении орган внутренних дел не позднее месячного срока со дня его получения обязан уведомить инициатора. 2.11. Усилить надзор за соблюдением законности при разрешении заявлений и сообщении о хищениях грузов, всесторонностью, полнотой исследования обстоятельств, объективностью и своевременностью направления по подследственности уголовных дел. Незамедлительно реагировать на факты непринятия мер по своевременному, качественному выявлению и устранению коммерческих браков, указывающих на признаки преступления либо создающих условия для совершения хищения грузов. 3. Начальникам органов внутренних дел, железных дорог, отделений железных дорог, железнодорожных станций, руководителям предприятий железнодорожного транспорта: 3.1. Ежемесячно проводить взаимосверку направленных в органы внутренних дел материалов о хищениях перевозимых товарно-материальных ценностей. 3.2. Ежеквартально анализировать и рассматривать состояние сохранности грузов при перевозках и принимать меры по выявлению, предупреждению, устранению причин и условий, способствующих совершению преступных посягательств на грузы. 4. Не применять на территории Российской Федерации совместное указание Генеральной прокуратуры СССР, МВД СССР и МПС СССР от 13 июня 1985 года N 23-3д-9/72/Г-22437/сп. И.о.Генерального прокурора 3 апреля 1995 г. N 19/23 Министр внутренних дел 3 апреля 1995 г. N 1/1609 Министр путей сообщения 3 апреля 1995 г. N 103 |