ОБЗОР РАЗЪЯСНЕНИЙ, ДАННЫХ ОТДЕЛОМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С АДВОКАТУРОЙ МИНЮСТА РОССИИ ЗА 1994 ГОД. Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 22.02.95 09-06/22-95

                  ОБЗОР РАЗЪЯСНЕНИЙ, ДАННЫХ ОТДЕЛОМ
               ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С АДВОКАТУРОЙ МИНЮСТА
                          РОССИИ ЗА 1994 ГОД

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
                          22 февраля 1995 г.
                            N 09-06/22-95
     
                                 (Д)
     
     Направляется для  сведения   и   использования   в   практической
деятельности  обзор  разъяснений,  данных  отделом по взаимодействию с
адвокатурой Минюста России за 1994 год.

     Приложение: на 5 л.


Заместитель Министра                                     А.М.Степанов


                                ОБЗОР
            разъяснений, данных отделом по взаимодействию
               с адвокатурой Министерства юстиции РФ по
        некоторым вопросам деятельности адвокатуры за 1994 год
     
     Вопрос: "Вправе    ли   соответствующие   службы   требовать   от
параллельных коллегий адвокатов уплаты налога на добавленную стоимость
/20%/  и  спец.  налога  /3%/  за арендуемые помещения помимо арендной
платы и платы за коммунальные услуги..."
     Ответ: "...параллельные  коллегии адвокатов,  созданные с санкции
Министерства юстиции Российской Федерации, по своему правовому статусу
не  отличаются  от  первых  коллегий  адвокатов и пользуются такими же
правами в полном объеме,  предоставленными им Положением об адвокатуре
РСФСР,  в том числе по налогообложению /ст.29/ и льготами: по арендной
плате, за тепловую, электрическую энергию, услуги связи".
     Вопрос: "Налоговая    инспекция    требует   уплаты   налога   на
пользователей автомобильных дорог в местный бюджет.  Обоснованы ли эти
требования?"
     Ответ: "Согласно  действующему  Положению  об  адвокатуре   РСФСР
/ст.29/  коллегии  адвокатов не облагаются государственными и местными
налогами и сборами.  Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР
от   08.07.91   N  1560-1  "О  мерах  по  социальной  защите  граждан,
занимающихся адвокатской  практикой  в  коллегиях  адвокатов  РСФСР  в
условиях  перехода  экономики  к рыночным отношениям" Совету Министров
РСФСР предложено  обеспечить  неукоснительное  соблюдение  финансовыми
органами  на местах требования ст.15 Закона СССР об адвокатуре и ст.29
Положения об адвокатуре РСФСР.  Президиум  коллегии  адвокатов  вправе
обратиться  в  прокуратуру  с  просьбой  об  опротестовании незаконных
требований".
     Вопрос: "...Некоторые  главы  местных  администраций  произвольно
относят  юридические   консультации   к   коммерческим   организациям,
устанавливая  при  этом  арендную плату,  которая превышает процентные
отчисления, направляемые на содержание коллегии..."
     Ответ: "...Коллегии  адвокатов  осуществляют  свою  деятельность,
связанную  только  с  оказанием   юридической   помощи   гражданам   и
организациям,   по   характеру  своей  деятельности  они  не  являются
коммерческими  организациями  и  не   извлекают   прибыль   из   своей
деятельности.  В  связи  с  тем,  что размер арендной платы и платы за
коммунальные услуги устанавливается местной  администрацией,  полагаем
необходимым  обратиться к Главе администрации области с ходатайством о
распространении  на  адвокатов  льгот  по  оплате  аренды   помещений,
коммунальных  услуг  и связи применительно к ставкам для населения как
это сделано в большинстве регионов Российской Федерации".
     Вопрос: "При  оплате труда адвоката за счет государства должны ли
применяться районные коэффициенты и надбавки?"
     Ответ: "В  соответствии  со ст.2 Положения о порядке оплаты труда
адвокатов  за  счет  государства,  утвержденного   Министром   юстиции
Российской   Федерации   27.01.94,   в   районах   Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностях,  где работникам предприятий, учреждений
и  организаций установлены районные коэффициенты и процентные надбавки
к  заработной  плате,   оплата   юридической   помощи   повышается   в
соответствующих размерах ".
     Вопрос: "Не сохранились документы о создании  коллегии  адвокатов
/30-ые годы/, необходима ли новая регистрация?"
     Ответ: "В соответствии со  ст.3  Положения  об  адвокатуре  РСФСР
коллегия  адвокатов  подлежит  регистрации  в  местном органе юстиции,
поскольку это необходимо в связи с требованиями налоговой инспекции  и
других органов ".
     Вопрос: "Может ли местная администрация  изменить  размер  оплаты
труда адвоката в порядке ст.49 УПК РСФСР в сторону увеличения?"
     Ответ: "Положение о порядке оплаты  труда  адвокатов  из  средств
федерального   бюджета   подготовлено   Министерством  юстиции  РФ  по
поручению Правительства Российской Федерации совместно с Министерством
финансов  и  по  согласованию  с  другими  ведомствами.  Размер оплаты
установлен в соответствии с действующим законодательством /ст. 427 УПК
РСФСР/ - не менее одной четвертой минимального размера оплаты труда. В
письме  Министерства  юстиции  РФ  от  07.04.94  N  09-08/51-94   даны
дополнительные  разъяснения,  когда  установленный размер оплаты может
быть увеличен.  В соответствии со ст.  72 "л"  и  ст.  76  Конституции
Российской   Федерации   субъекты   РФ  могут  принимать  по  вопросам
деятельности адвокатуры  собственное  правовое  регулирование,  в  том
числе  и по оплате труда адвокатов.  Однако в случае повышения размера
оплаты  труда  адвокатов  денежные  средства   на   эти   цели   могут
расходоваться из средств местного бюджета".
     Вопрос: "В  связи  с  разногласиями,   возникшими   с   налоговой
инспекцией,  президиум коллегии адвокатов просит разъяснить,  являются
ли  адвокаты  плательщиками  страховых  взносов   в   фонд   занятости
населения?"
     Ответ: "...Руководители  Государственной   налоговой   службы   и
Министерства     финансов     Российской     Федерации    в    письме,
зарегистрированном  Министерством  юстиции  РФ  02.04.93  N   215   "О
налогообложении   коллегий  адвокатов"  подтвердили  действие  ст.  29
Положения  об  адвокатуре  РСФСР  о  том,   что   коллегии   адвокатов
государственными и местными налогами и сборами не облагаются.
     Кроме того, адвокатура - это добровольное объединение, а адвокаты
не  являются  рабочими  или  служащими,  они  не работают по трудовому
договору,  и президиумы коллегий адвокатов не являются работодателями,
поэтому какие - либо дополнительные платежи в фонд занятости населения
с них удерживаться не должны".
     Вопрос: "Возможно  ли  создание юридической консультации коллегии
адвокатов другого региона без ведома органа юстиции?"
     Ответ: "В  соответствии  со  ст.17  Положения об адвокатуре РСФСР
открытие юридических консультаций,  их  местонахождение  и  количество
работающих  в  них адвокатов должны согласовываться с отделом юстиции.
Отдел юстиции вправе закрыть юрконсультацию,  созданную в противоречии
с действующим законодательством".
     Вопрос: "В связи с разногласиями с инспектором  налоговой  службы
просим разъяснить, с какой суммы должен исчисляться подоходный налог?"
     Ответ: "В соответствии с подпунктом  "а"  п.6  Закона  Российской
Федерации  "О  подоходном налоге с физических лиц" взносы в пенсионный
фонд, фонд страхования и в фонд обязательного медицинского страхования
не подлежат налогообложению".
     Вопрос: "Обязан ли президиум коллегии  адвокатов  представлять  в
статистические  и  налоговые органы отчеты об объеме платных услуг,  а
также должны ли устанавливать контрольно - кассовые машины?"
     Ответ: "По   представлению   Министерства   юстиции   СССР  Совет
Министров СССР,  начиная с  1991  г.,  отменил  установление  плановых
заданий   по   платным   правовым   услугам,   оказываемым   населению
учреждениями адвокатуры и нотариата /постановление N 443 от 04.05.90/.
     Что же касается применения в юридических консультациях контрольно
- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,  то
поскольку  коллегии  адвокатов  не  оказывают  услуг,  на них действие
закона не распространяется."
     Вопрос: "Должна  ли  Ю/К  перечислять  средства  в Фонд занятости
населения в размере 2% от фонда заработной платы?"
     Ответ: "Юридические  консультации никаких налогов и сборов (в том
числе и в фонд занятости населения) не перечисляют,  поскольку они  не
являются  юридическими  лицами  и  не  занимаются  вопросами  приема и
увольнения адвокатов  и  технических  работников.  Президиум  коллегии
адвокатов   также   по   действующему   законодательству  не  является
работодателем членов коллегии.  Он должен перечислять денежные суммы в
фонд занятости только с технического персонала коллегии адвокатов".
     Вопрос: "Вправе ли  налоговая  инспекция  требовать  от  коллегии
адвокатов представления баланса и отчета по использованию средств?"
     Ответ: "Средства,  поступающие  в  юридические  консультации   от
граждан и организаций за оказание им юридической помощи,  направляются
на оплату труда  адвокатов,  содержание  юридических  консультаций,  а
также   на  отчисления  коллегиям  адвокатов.  Указанные  средства  не
образуют прибыли.  Согласно положений,  вытекающих из ст. 29 Положения
об  адвокатуре  РСФСР,  подтвержденных  п.1  Постановления  Президиума
Верховного Совета РСФСР от 8  июля  1991  г.  N  1560-1  "О  мерах  по
социальной   защите  граждан,  занимающихся  адвокатской  практикой  в
коллегиях адвокатов РСФСР в условиях  перехода  экономики  к  рыночным
отношениям"  и  письмом руководителей Государственной налоговой службы
Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации за N
ВГ-4-01/33н  от  16.03.93  "О  налогообложении  коллегий  адвокатов" -
коллегии адвокатов не облагаются государственными и местными  налогами
и сборами,  следовательно не подлежат регистрации и постановке на учет
в налоговых инспекциях...  Требования местных органов  от  президиумов
коллегий адвокатов финансовых отчетов являются неправомерными".
     Вопрос: "Как оплачиваются в  настоящее  время  больничные  листки
адвокатам и чем следует при этом руководствоваться?"
     Ответ: "Начиная с 1 января 1993 г. адвокатам пособия по временной
нетрудоспособности,  беременности  и родам должны исчисляться на общих
основаниях,  как  получающим  сдельную   оплату   труда   из   расчета
среднедневного  заработка  за  два последних месяца,  предшествовавших
месяцу заболевания или отпуску по беременности и родам,  без  каких  -
либо   ограничений   фактического   заработка.   При  этом  необходимо
руководствоваться   Постановлением   Фонда   социального   страхования
Российской   Федерации   от  02.03.93  N  24  "Об  отмене  ограничений
фактического   заработка   при   исчислении   пособий   по   временной
нетрудоспособности,  беременности и родам",  а также Постановлением ЦК
профсоюза  работников  государственных  учреждений   и   общественного
обслуживания  РФ  от  20.04.93  N 15-13 (копии этих документов посланы
всем коллегиям адвокатов)".
     

Отдел по взаимодействию
с адвокатурой