ОБЗОР РАЗЪЯСНЕНИЙ, ДАННЫХ ОТДЕЛОМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С АДВОКАТУРОЙ МИНЮСТА РОССИИ ЗА 1994 ГОД ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 22 февраля 1995 г. N 09-06/22-95 (Д) Направляется для сведения и использования в практической деятельности обзор разъяснений, данных отделом по взаимодействию с адвокатурой Минюста России за 1994 год. Приложение: на 5 л. Заместитель Министра А.М.Степанов ОБЗОР разъяснений, данных отделом по взаимодействию с адвокатурой Министерства юстиции РФ по некоторым вопросам деятельности адвокатуры за 1994 год Вопрос: "Вправе ли соответствующие службы требовать от параллельных коллегий адвокатов уплаты налога на добавленную стоимость /20%/ и спец. налога /3%/ за арендуемые помещения помимо арендной платы и платы за коммунальные услуги..." Ответ: "...параллельные коллегии адвокатов, созданные с санкции Министерства юстиции Российской Федерации, по своему правовому статусу не отличаются от первых коллегий адвокатов и пользуются такими же правами в полном объеме, предоставленными им Положением об адвокатуре РСФСР, в том числе по налогообложению /ст.29/ и льготами: по арендной плате, за тепловую, электрическую энергию, услуги связи". Вопрос: "Налоговая инспекция требует уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в местный бюджет. Обоснованы ли эти требования?" Ответ: "Согласно действующему Положению об адвокатуре РСФСР /ст.29/ коллегии адвокатов не облагаются государственными и местными налогами и сборами. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.07.91 N 1560-1 "О мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях перехода экономики к рыночным отношениям" Совету Министров РСФСР предложено обеспечить неукоснительное соблюдение финансовыми органами на местах требования ст.15 Закона СССР об адвокатуре и ст.29 Положения об адвокатуре РСФСР. Президиум коллегии адвокатов вправе обратиться в прокуратуру с просьбой об опротестовании незаконных требований". Вопрос: "...Некоторые главы местных администраций произвольно относят юридические консультации к коммерческим организациям, устанавливая при этом арендную плату, которая превышает процентные отчисления, направляемые на содержание коллегии..." Ответ: "...Коллегии адвокатов осуществляют свою деятельность, связанную только с оказанием юридической помощи гражданам и организациям, по характеру своей деятельности они не являются коммерческими организациями и не извлекают прибыль из своей деятельности. В связи с тем, что размер арендной платы и платы за коммунальные услуги устанавливается местной администрацией, полагаем необходимым обратиться к Главе администрации области с ходатайством о распространении на адвокатов льгот по оплате аренды помещений, коммунальных услуг и связи применительно к ставкам для населения как это сделано в большинстве регионов Российской Федерации". Вопрос: "При оплате труда адвоката за счет государства должны ли применяться районные коэффициенты и надбавки?" Ответ: "В соответствии со ст.2 Положения о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства, утвержденного Министром юстиции Российской Федерации 27.01.94, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где работникам предприятий, учреждений и организаций установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, оплата юридической помощи повышается в соответствующих размерах ". Вопрос: "Не сохранились документы о создании коллегии адвокатов /30-ые годы/, необходима ли новая регистрация?" Ответ: "В соответствии со ст.3 Положения об адвокатуре РСФСР коллегия адвокатов подлежит регистрации в местном органе юстиции, поскольку это необходимо в связи с требованиями налоговой инспекции и других органов ". Вопрос: "Может ли местная администрация изменить размер оплаты труда адвоката в порядке ст.49 УПК РСФСР в сторону увеличения?" Ответ: "Положение о порядке оплаты труда адвокатов из средств федерального бюджета подготовлено Министерством юстиции РФ по поручению Правительства Российской Федерации совместно с Министерством финансов и по согласованию с другими ведомствами. Размер оплаты установлен в соответствии с действующим законодательством /ст. 427 УПК РСФСР/ - не менее одной четвертой минимального размера оплаты труда. В письме Министерства юстиции РФ от 07.04.94 N 09-08/51-94 даны дополнительные разъяснения, когда установленный размер оплаты может быть увеличен. В соответствии со ст. 72 "л" и ст. 76 Конституции Российской Федерации субъекты РФ могут принимать по вопросам деятельности адвокатуры собственное правовое регулирование, в том числе и по оплате труда адвокатов. Однако в случае повышения размера оплаты труда адвокатов денежные средства на эти цели могут расходоваться из средств местного бюджета". Вопрос: "В связи с разногласиями, возникшими с налоговой инспекцией, президиум коллегии адвокатов просит разъяснить, являются ли адвокаты плательщиками страховых взносов в фонд занятости населения?" Ответ: "...Руководители Государственной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации в письме, зарегистрированном Министерством юстиции РФ 02.04.93 N 215 "О налогообложении коллегий адвокатов" подтвердили действие ст. 29 Положения об адвокатуре РСФСР о том, что коллегии адвокатов государственными и местными налогами и сборами не облагаются. Кроме того, адвокатура - это добровольное объединение, а адвокаты не являются рабочими или служащими, они не работают по трудовому договору, и президиумы коллегий адвокатов не являются работодателями, поэтому какие - либо дополнительные платежи в фонд занятости населения с них удерживаться не должны". Вопрос: "Возможно ли создание юридической консультации коллегии адвокатов другого региона без ведома органа юстиции?" Ответ: "В соответствии со ст.17 Положения об адвокатуре РСФСР открытие юридических консультаций, их местонахождение и количество работающих в них адвокатов должны согласовываться с отделом юстиции. Отдел юстиции вправе закрыть юрконсультацию, созданную в противоречии с действующим законодательством". Вопрос: "В связи с разногласиями с инспектором налоговой службы просим разъяснить, с какой суммы должен исчисляться подоходный налог?" Ответ: "В соответствии с подпунктом "а" п.6 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" взносы в пенсионный фонд, фонд страхования и в фонд обязательного медицинского страхования не подлежат налогообложению". Вопрос: "Обязан ли президиум коллегии адвокатов представлять в статистические и налоговые органы отчеты об объеме платных услуг, а также должны ли устанавливать контрольно - кассовые машины?" Ответ: "По представлению Министерства юстиции СССР Совет Министров СССР, начиная с 1991 г., отменил установление плановых заданий по платным правовым услугам, оказываемым населению учреждениями адвокатуры и нотариата /постановление N 443 от 04.05.90/. Что же касается применения в юридических консультациях контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, то поскольку коллегии адвокатов не оказывают услуг, на них действие закона не распространяется." Вопрос: "Должна ли Ю/К перечислять средства в Фонд занятости населения в размере 2% от фонда заработной платы?" Ответ: "Юридические консультации никаких налогов и сборов (в том числе и в фонд занятости населения) не перечисляют, поскольку они не являются юридическими лицами и не занимаются вопросами приема и увольнения адвокатов и технических работников. Президиум коллегии адвокатов также по действующему законодательству не является работодателем членов коллегии. Он должен перечислять денежные суммы в фонд занятости только с технического персонала коллегии адвокатов". Вопрос: "Вправе ли налоговая инспекция требовать от коллегии адвокатов представления баланса и отчета по использованию средств?" Ответ: "Средства, поступающие в юридические консультации от граждан и организаций за оказание им юридической помощи, направляются на оплату труда адвокатов, содержание юридических консультаций, а также на отчисления коллегиям адвокатов. Указанные средства не образуют прибыли. Согласно положений, вытекающих из ст. 29 Положения об адвокатуре РСФСР, подтвержденных п.1 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1560-1 "О мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях перехода экономики к рыночным отношениям" и письмом руководителей Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации за N ВГ-4-01/33н от 16.03.93 "О налогообложении коллегий адвокатов" - коллегии адвокатов не облагаются государственными и местными налогами и сборами, следовательно не подлежат регистрации и постановке на учет в налоговых инспекциях... Требования местных органов от президиумов коллегий адвокатов финансовых отчетов являются неправомерными". Вопрос: "Как оплачиваются в настоящее время больничные листки адвокатам и чем следует при этом руководствоваться?" Ответ: "Начиная с 1 января 1993 г. адвокатам пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам должны исчисляться на общих основаниях, как получающим сдельную оплату труда из расчета среднедневного заработка за два последних месяца, предшествовавших месяцу заболевания или отпуску по беременности и родам, без каких - либо ограничений фактического заработка. При этом необходимо руководствоваться Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.03.93 N 24 "Об отмене ограничений фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам", а также Постановлением ЦК профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 20.04.93 N 15-13 (копии этих документов посланы всем коллегиям адвокатов)". Отдел по взаимодействию с адвокатурой |